УДК 376.2
О. А. Козырева
СОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Анализируются условия предоставления доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Рассматривается вопрос зарождения и развития специального образования в России, его положения на данном этапе развития отечественного специального образования.
Ключевые слова: доступное образование, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, специальное образование, ребенок-инвалид, правовые основы, коррекционные образовательные учреждения, индивидуальная реабилитационная программа.
В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом [1].
Инклюзия - это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него (Barton, 1997; Boot&Ainscow, 2004, Booth, 1996).
Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выигра-
ют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями) [2].
Инклюзивная школа - новый для России тип образовательного учреждения системы общего образования. Созданию инклюзивных школ предшествовал период развития образовательной и социальной интеграции, при которой школьная образовательная среда остается относительно неизменной, а у детей с ОВЗ появляется возможность обучаться вместе со своими типично развивающимися сверстниками на общих для всех условиях.
Российское законодательство, в развитие основополагающих международных документов в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья.
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Выдвинутая президентом Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели. Инклюзивно-
му образованию отводится особая роль: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» [3].
Задачи инклюзивного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях сформулированы Н. Н. Малофеевым:
- создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация системы эффективного психоло-го-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие ди-агностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социальнотрудового направлений деятельности;
- освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
- охрана и укрепление физического, нервнопсихического здоровья детей;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;
- успешная социализация обучающихся, воспитанников [2].
H. Я. Семаго, М. М. Семаго особо отмечают, что в инклюзивном образовании масса объективных и субъективных трудностей. Основные из них:
I. Недостаточно внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ОВЗ среды.
2. Есть серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения.
3. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении.
4. Крайне неэффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.
5. Необходима подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании.
Ведущая цель образовательного учреждения -создание системы инклюзивного образования, системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации, развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся, обеспечение психологического здоровья всех участников образовательного процесса [2].
Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев:
- что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;
- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
- насколько активно, свободно и творчески он их применяет;
- усвоение разделов образовательной программы;
- степень оснащенности знаниями, умениями, навыками;
- анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка;
- индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.
Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития.
Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивает процессы гуманизации образования, которая создает условия, максимально благоприятствующие саморазвитию каждого ребенка.
Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования, выделяют следующие
базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды как системы, реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие:
- принятие философии инклюзии;
- наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);
- преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
- наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетен-тностно-деятельностном для детей с разным стартовым уровнем;
- наличие примерных учебных планов и т. п.;
- наличие УМК, дидактических материалов;
- подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения. Мы считаем, что инклюзивной школе нужен педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, создавать необходимые условия для развития или компенсации, коррекции отстающих психических функций ребенка, способствовать формированию психологического базиса для становления учебной деятельности в целом и каждого школьного навыка в отдельности, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности;
- организация эффективной деятельности специалистов ПМПК образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;
- архитектурные преобразования, включая без-барьерную среду;
- адекватное финансирование.
Согласно исследованиям Н. Н. Малофеева, В. И. Ширинского, успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педаго-гов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников.
Системообразующая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму. Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов, включенных в состав
консилиума, высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, наличия ценностных ориентаций: уважение к человеческой личности; представление о ребенке как о самоценном, саморазвивающемся объекте ноосферы; осознание своей роли наставника и организатора.
Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения [4, 5].
Условиями успешного функционирования инклюзивной образовательной среды, по О. Шпеку (2003), являются пять следующих позиций:
1. Необходимы взаимные усилия со стороны особого ребенка и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования.
2. Инклюзия предполагает определенные требования к пространственно-временной общности, в которую включается ребенок с особыми образовательными потребностями: не любая общность готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.
3. Учреждение, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни - досуговые, правовые, образовательные и другие.
4. Успешность инклюзии в определенных социальных общностях зависит от их способности выстроить соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни особого ребенка.
5. Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей не означает пренебрежение индивидуальными, сущностными особенностями участников процесса инклюзии. Здесь важно сохранение своеобразия, уникальности, различия каждого.
Изучив теорию и практику внедрения инклюзии, мы пришли к следующим выводам:
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования.
Инклюзивное практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая в то же время качества жизни других участников образовательного процесса (Н. Я. Семаго).
Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения. Но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении и сознании педагогов.
Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования - недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ.
Инклюзивное обучение - это одна из форм обучения детей с ОВЗ.
Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания является создание инклюзивной образовательной среды.
Список литературы
1. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
2. Малофеев Н. Н., Г ончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1. С. 5-19.
3. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление Президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.
4. Мёдова Н. А. Особенности развития сельской муниципальной образовательной системы в рамках формирования инклюзивного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 13 (115). С. 75-78.
5. Перевозникова И. В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 5 (120). С. 103-109.
Козырева О. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.11.2013.
O. A. Kozyreva
THE CREATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
The article analyzes the conditions for the provision of affordable education for children with special educational needs. The article deals with the problem of the genesis and development of special education in Russia, its status at the present stage of the development of pedagogy of our country.
Key words: available education, inclusive education, children with special educational needs, special education, a disabled child, legal basis, correctional and compensational educational institutions, an individual rehabilitation programme.
References
1. Malofeev N. N., Shmatko N. D. Basic models of integrated education. Defectology, 2008, no 1. pp.71-78. (in Russian).
2. Malofeev N. N. A Federal standard of the General education of children with disabilities: the main provisions of the concept. Malofeev N. N.,
Goncharova E. L., Nikolskaya O. S., Kukuskina O. I. Defectology, 2009, no 1, pp. 5-19. (in Russian).
3. Medvedev D. A. Our new school. National educational initiative. The speech of the President of the Russian Federation at the opening ceremony
of the Year of the teacher in Russia. February 2010 (in Russian).
4. Medova N. A. Pecularities of the municipal rural educational system in the formation of inclusive education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 13 (115), pp. 75-78. (in Russian).
5. Perevoznikova I. V. Special education in Russia: history, modern time and legal documents. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 103-109 (in Russian).
V.P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University.
Ul. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]