Научная статья на тему 'Создание информационно-оценочного пространства по физической культуре в вузах'

Создание информационно-оценочного пространства по физической культуре в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОЦЕНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УСТАНОВКА / РЕЙТИНГ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION AND EVALUATIVE SPACE / SETTING / RATING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Сергей Грацианович

Применение определенных условий позволяет создать информационно-оценочное пространство по физической культуре в высшем учебном заведении, при реализации технологий контроля и оценки качества подготовки студентов в сфере физического воспитания, что, в свою очередь, повышает эффективность контроля и оценки качества подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of a valuation space for physical culture

The use of certain terms can create an information space for the estimated physical education in higher education, the implementation of control technologies and assess the quality of training students in the field of physical education, which, in turn, increases the effectiveness of monitoring and evaluation of the quality of training of future professionals.

Текст научной работы на тему «Создание информационно-оценочного пространства по физической культуре в вузах»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

УДК 796.6:378.1

С. Г. НАГОВИЦЫН

Ижевский юридический институт филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННООЦЕНОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ

Применение определенных условий позволяет создать информационно-оценочное пространство по физической культуре в высшем учебном заведении, при реализации технологий контроля и оценки качества подготовки студентов в сфере физического воспитания, что, в свою очередь, повышает эффективность контроля и оценки качества подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: информационно-оценочное пространство, установка, рейтинг, качество обучения.

При создании новых подходов к оценке качества подготовки специалистов, необходимо учитывать, прежде всего, основные организационно-педагогические условия процесса оценки качества образования.

В своей работе Т. А. Корчак [1] выделяет следующие основные организационно-педагогические условия успешной оценки качества подготовки специалистов в отечественной высшей школе: информатизация и компьютеризация образовательной среды, создание системы преемственности в образовании, применение методов педагогического мониторинга, диагностика подготовленности абитуриентов к обучению в вузе, реализация системы комплексной (множественной) оценки качества образования с учетом национальных особенностей развития системы высшего образования в России.

Для России падение качества образования стало общепризнанным, в том числе и в самой сфере образования. Во многом это вызвано сменой парадигмы советской системы образования на современную. С переходом России в капиталистическую сферу общая оценка качества образования стала связываться с выполнением рыночного заказа и реализацией новых общественно-экономических ожиданий. Это реанимировало вывод о том, что нарастающий объем информационных знаний невозможно усвоить студенту при любой организации системы образования. Альтернативная парадигма приводит к такой организации образовательного процесса, когда объем передаваемых знаний стал разделяться на блоки. Акцент с передачи знаний стал переноситься на формирование навыков. Это повлекло за собой попытку превращения процесса обучения в прерывисто-постоянный, смешанный по времени с профессиональной деятельностью, к идее обучения «через всю жизнь».

Основным параметром оценки качества знания в данном случае становится не столько объем усвоенных знаний, сколько умение и готовность учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучение. За последние годы в нашей стране идет активный поиск системы оценки и контроля качества образования, в том числе и дистанционного. Окончательно такая система еще не сформировалась.

Отсутствуют единая нормативно-правовая база, унифицированные методики, критерии и средства оценок.

При проведении процедуры оценивания важно рассматривать не только техническую сторону этого вопроса, но также обеспечивать адекватную подготовку всех лиц, участвующих в нем. Для этого необходимо создание соответствующих установок.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление, описываемое понятием «установка», привлекало внимание исследователей не один раз. Например, Курт Левин исследовал «побуждающий характер» предметов, И. Т. Бжалава говорил об «акцепторе действия» и «образе потребного будущего», социальные психологи Г. Оллпот, Э. Остром, М. Рокич одно время определяли предмет своей науки как изучение социальных установок.

Это явление было открыто немецким психологом Л. Ланге (Ь.Ьапде,1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосе-бадзе [2] характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определенную психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности». Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстает в качестве опосредствованного звена, «принципа связи» как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъектной сфере), так и между этими последними (или же целостным субъектом) и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только «каузальный» (побуждение к деятельности, потребность), но и «целеподобный» момент в виде общей проспектив-

ной неразвернутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей ее конечный результат.

Следовательно, установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее.

Определяя место и функции установочных явлений в общей структуре деятельности, А. Г. Асмолов рассматривает их исходя из психологического строения деятельности «Содержание установок зависит от того, какое место в структуре деятельности они занимают». Он определяет три уровня установки соответственно структурным элементам деятельности — цели, смысла, операции.

На уровне смысловой установки А. Г. Асмолов обозначает следующие ее особенности: 1) выражение личностного смысла в виде готовности к действию;

2) установка на этом уровне может осознаваться и не осознаваться; 3) сдвиг смысловых установок всегда опосредован изменением деятельности; 4) смысловые установки выступают в роли фильтра по отношению к установкам нижележащих уровней — целевой и операционной. Главная особенность, по мнению автора, состоит в том, что смысловая установка — это «цементирование» общей направленности деятельности, придание ей стабильности.

На уровне целевой установки А. Г. Асмолов выделяет следующие характеристики: 1) целевая установка — это готовность, которая вызвана предвосхищением (осознаваемым образом) результата действия и выполняет функции стабилизации; 2) без препятствия феноменологически не проявляет себя;

3) проявляется только при возникновении препятствия. Уровень целевой установки обозначается им как готовность к осуществлению действия, которая возникает в результате разрешения задачи на основе учета и предвосхищения.

Все эти установки вырабатываются классическим методом «фиксирования». На их основе возможно вероятностное прогнозирование. При этом А. Г. Асмолов считает, что необходимым и определяющим моментом операциональной установки является «значение» предмета установки [3]. Характеризуя взаимоотношения между установками различных уровней, он подчеркивает, что «между установками различных уровней складываются определенные взаимоотношения. Установки одного уровня могут переходить в установки другого уровня в том случае, если возникают изменения в структуре деятельности».

Таким образом, А. Г. Асмолов видит установку как иерархический механизм стабилизации деятельности.

Концепция личности Д. Н. Узнадзе [4] строится на понятии «установки», которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности — интеллектуальные, мораль-

ные и эстетические — соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях — как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение. Д. Н. Узнадзе замечает, что объективация происходит на уровне познавательной активности, а практическая активность — на уровне установочной психической активности.

Одной из важнейших характеристик личности в теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллектом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для данного субъекта; 2) мотивация, признаваемая волютивным (волевым) процессом. Волевое поведение — это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

При этом Д. Н. Узнадзе замечает, что главная их особенность состоит в том, что все эти процессы сознательны.

Изучением личности с позиций теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. На-дирашвили [5], А. С. Прангишвили [6], М. А. Саква-релидзе [7], Ш. Н. Чхартишвили [8], А. Е. Шерозия [9] и др.

Изучая закономерности выработки установок, Д. Н. Узнадзе выделял два основных условия любой деятельности человека: наличие системы потребностей субъекта и актуальной для него ситуации. Ш. А. Надирашвили рассматривает установку в рамках трехкомпонентной структуры, включающей потребности, актуальную ситуацию и инструментальнооперациональные возможности — реализаторы установки, где первые два компонента, согласно Д. Н. Узнадзе, есть условие деятельности субъекта. Ученый очень подробно рассматривает многие проблемы именно социальной установки. В частности, он выделяет пять типов установки: установка практического поведения, установка познания, теоретического поведения, установка социального поведения, установка реализации психофизических сил, установка творчества [4]. Ш. А. Надирашвили рассматривает человека в его взаимодействии с окружающим миром. В частности, он отмечает, что важно взаимодействие со средой, которая обусловливает сложность задачи, стоящей перед индивидом.

Установку создает не только потребность и не только объективная ситуация, но соединение их, то есть встреча актуальной потребности и объективной ситуации. В теории деятельности элемент встречи потребности с её предметом рассматривается как

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

один из самых важных моментов в становлении поведения. Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный, акт опредмечивания потребности — «наполнения» её содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на психологический уровень.

Согласно Д. Н. Узнадзе, содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку.

Многие исследователи отмечают близость идеи Д. Н. Узнадзе об установке и идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле. Это приводит к предположению о том, что понятия «общая первичная установка личности» и «личностный смысл» описывают различные стороны одного и того же процесса, какого-то общего механизма регуляции деятельности человека.

Анализируя особенности человеческой активности, Д. Н. Узнадзе отмечал, что эффективное выполнение порученного задания, сознательное отношение к инструкции возможны только при участии такой формы внутренней активности, как воля, благодаря воздействию которой человек целенаправленно готовит себя к работе. «Труд подразумевает совершенно иной вид активности, который имеет силу действовать без актуальной потребности и создавать не зависимые от последней ценности. Таким видом активности является воля» [4].

Представителями школы Д. Н. Узнадзе была подтверждена правомерность использования установки как механизма целесообразной активности личности в рамках оптимальной организации профессиональной деятельности.

Все это указывает на то, что создание соответствующих установок является одним из важнейших условий при оценке качества подготовки студентов по физической культуре.

Рассмотрев мнения множества авторов (С. В. Вась-ковская, Т. П. Маралова, И. Ю. Хлобыстова и др.) [10— 12], можно выделить три основных организационно-педагогических условия эффективного оценивания качества подготовки студентов:

— разработка программно-методического обеспечения для реализации технологии оценки качества подготовки будущих специалистов в вузе;

— создание позитивной установки участников дидактического процесса оценки качества обучения;

— повышение мотивации к саморазвитию студента за счет регулярного информирования о текущем уровне его компетентности.

Таким образом, применение выявленных условий позволит создать информационно-оценочное пространство в высшем учебном заведении при реализации технологии контроля и оценки качества подготовки студентов в сфере физического воспитания, а следовательно, повысить эффективность процесса контроля и оценки качества подготовки будущих специалистов.

Библиографический список

1. Корчак, Т. А. Организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования на основе компетентностного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Корчак. — Екатеринбург, 2005. — 28 с.

2. Иосебадзе, Т. Т. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе / Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 4. — Тбилиси : Мецниереба, 1985. — С. 37.

3. Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. — 174 с.

4. Узнадзе, Д. Н. Основные положения теории установки / Д. Н. Узнадзе // Труды. В 6 т. Т. 6. — Тбилиси : Мецниереба, 1977. - С. 263-326.

5. Надирашвили, Ш. А Закономерности формирования и действия установки различных уровней / Ш. А. Надирашвили // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 1. — Тбилиси : Мецниереба, 1978. — С. 111-122.

6. Прангишвили, А. С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д. Н. Узнадзе / А С. Прангишвили // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 1. — Тбилиси : Мецниереба, 1978. — С. 84 — 91.

7. Сарджвеладзе, Н. И. Бессознательное и установка: еще раз об онтологическом статусе неосознаваемой психической деятельности / Н. И. Сарджвеладзе // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 1. — Тбилиси : Мецниереба, 1978. — С. 62 — 63.

8. Чхартишвили, Ш. Н., К вопросу об онтологической природе бессознательного / Ш. Н. Чхартишвили // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 1. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — С. 95—110.

9. Шерозия, А. Е. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки: итоги и перспективы / А. Е. Ше-розия // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 1. — Тбилиси : Мецниереба, 1978. — С. 37—64.

10. Зимняя, И. А. Компетентность человека — новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования. В 3 кн. Кн. 2. Компетентность человека — новое качество результата образования : материалы XIII Всерос. совещания. — М. ; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — С. 4—15.

11. Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов : сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. 30—31 марта 2005 г. Т. 1. — Ижевск : Удмуртский университет. — 500 с.

12. Сластенин, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. — С. 79 — 84.

НАГОВИЦЫН Сергей Грацианович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и специальной подготовки. Адрес для переписки: iji-qsed@mail.ru, Уі-і^@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2012 г.

© С. Г. Наговицын

Книжная полка

Мараховская, О. В. Особенности лыжной подготовки студентов общеподготовительных групп на основе игрового метода : учеб. пособие / О. В. Мараховская ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 89 с. - ISBN 978-5-8149-1402-6.

В учебном пособии представлен теоретико-методический материал по использованию подвижных игр на занятиях лыжной подготовкой, подробно рассмотрены вопросы методики обучения лыжным ходам по модульной технологии. Учебное пособие написано в соответствии с программой по лыжной подготовке и требованиями, предъявляемыми к сдаче зачета по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.