Научная статья на тему 'Анализ проблемы сознательного и бессознательного в психологической науке'

Анализ проблемы сознательного и бессознательного в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6986
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ВООБРАЖЕНИЯ / ТВОРЧЕСТВА / УСТАНОВКА / ПСИХОАНАЛИЗ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПСИХИКА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЧУВСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / АФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПОДСИСТЕМА / ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / ИНСТИНКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СУБСЕНСОРНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИЛЛЮЗОРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / CONSCIOUSNESS / UNCONSCIOUS / IMAGINATION / CREATIVITY / ATTITUDE / PSYCHOANALYSIS / EMOTIONS / PSYCHE / MENTAL PROCESSES / SENSORY THINKING / AFFECTIVE ACTION / SUPERCONSCIOUS / SUBCONSCIOUS / SUB-SYSTEM / PSYCHIC PHENOMENA / INSTINCTIVE ACTIONS / SUBCONSCIOUS IMPACT / ILLUSORY PHENOMENA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурахимов К. А.

Проблема бессознательного имеет важное значение как в философской, так и научно-психологической мысли. Все чаще вопрос бессознательного становится предметом исследования современных исследователей. В сферу современных исследований бессознательного и его соотношения с сознанием вовлекаются междисциплинарные методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии, исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии и психологии. Всестороннее изучение проблематики бессознательного играет важную роль при описании сознания, креативности и мыслительных процессов. Взгляды относительно проблемы сознательного и бессознательного преимущественно принадлежат так называемым западным ученым. В рамках настоящего исследования, полагается целесообразным, также раскрыть взгляды и результаты различных исследований по данному вопросу ученых советского и постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of problem of consciousness and unconscious in psychological science

The problem of the unconscious is important both in the philosophical and scientific and psychological thought. Increasingly, the question of the unconscious becomes the subject of study of contemporary researchers. The scope of current research of the unconscious and its relationship with consciousness involves the interdisciplinary methodology based on the findings and conclusions of neurophysiology, the study of artificial intelligence, linguistics, anthropology, and psychology. A comprehensive study of the problem of the unconscious plays an important role in the description of consciousness, creativity and thought processes. The views on the problem of conscious and unconscious predominantly belong to the so-called Western scholars. In this study, we believe it expedient to reveal the views and the results of various studies on the mentioned subject of the scientists of Soviet and post-Soviet spaces.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы сознательного и бессознательного в психологической науке»

Психологические науки

УДК 152.8

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1

К. А. Абдурахимов, Национальный университет Узбекистана (НУУз), Ташкент, Узбекистан,

e-mail: [email protected]

Аннотация. Проблема бессознательного имеет важное значение как в философской, так и научно-психологической мысли. Все чаще вопрос бессознательного становится предметом исследования современных исследователей. В сферу современных исследований бессознательного и его соотношения с сознанием вовлекаются междисциплинарные методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии, исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии и психологии. Всестороннее изучение проблематики бессознательного играет важную роль при описании сознания, креативности и мыслительных процессов. Взгляды относительно проблемы сознательного и бессознательного преимущественно принадлежат так называемым западным ученым. В рамках настоящего исследования, полагается целесообразным, также раскрыть взгляды и результаты различных исследований по данному вопросу ученых советского и постсоветского пространства.

Ключевые слова: сознательность, бессознательность, воображения, творчества, установка, психоанализ, переживания, психика, психические процессы, чувственное мышление, аффективные действия, сверхсознательное, подсознательное, подсистема, психические явления, инстинктивные действия, субсенсорные воздействия, иллюзорные явления.

Проведенный анализ научной литературы позволяет выделить некоторые условные направления, которые по нашему мнению, внесли определенный вклад в исследование вопросов сознательного и бессознательного в психологической науке: триада сознательного, бессознательного и их взаимосвязь, акцентируя внимания на активность бессознательного в процессах запоминания, воображения, творчества и т.д. - М. Корнилов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.; роль и значение психологических установок в сознательном и бессознательном - Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Ш.Н. Чхартишвили, А.Е.Шерозия и др.; исследование вопросов сознательного и бессознательного преимущественно с точки зрения павловской физиологии и психологической теории, влияние бессознательного на работу сознания и эмоциональную сферу - Ф.В. Бассин, В.С. Ротенберг и др.

В большой медицинской энциклопедии, издание 1928 года, бессознательное трактуется как термин, точное содержание которого не может считаться окончательно установленным, поскольку вопрос касается психически бессознательного, то есть существование актов, хотя и психических, однако вместе с тем, каким образом не подотчетных сознательной личности человека [10, с. 303]. В малой советской энциклопедии 1929 года, термин бессознательное толкуется как:

1 Статья рекомендована: Л. Ф. Чупровым, к. псх. н. (Черногорск, Россия); рецензент Э. Г. Газиев, доктор психологических наук, профессор кафедры Психологии. Национальный университет Узбекистана.

1. Процессы, которые не сопровождаются никакими осознанными переживаниями, к которым относят: физиологические процессы; реакции во время сна, привычные и автоматические движения; движения, возникающие во время возбуждения субъекта; действия при болезненных состояниях [1, с. 711].

2. Следы, оставляемые возбуждениями в нервной системе, при оживлении которых воспроизводится предыдущая реакция [1, с. 711].

3. В психоанализе - как отдельная психическая сфера (Н.Л. Мещеряков.

Необходимо заметить, что в издании медицинской энциклопедии 1976 года термин

бессознательное вообще отсутствует только в статье Психоанализ, подготовленной В.М. Лейбиным и М.С. Кельнером отмечается, что бессознательное как реальный компонент активности психофизиологии мозга глубоко изучается в советской науке на основе павловской теории, учение о высшей нервной деятельности [8, с. 327].

Также, по результатам изучения работ посвященных бессознательному можно констатировать, что в науке существовали определенные исторические периоды исследования проблемы бессознательного:

I этап - 1917-1932 года - развитие проблемы бессознательного в контексте психоанализа (И.Д. Ермаков, М.В. Вульф, В.А. Белоусов, В.Ф. Шмит, А.Р. Лурия и др.); в общей психологии (К.М. Корнилов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), в контексте теории установки (Д.Н. Узнадзе);

II этап - 1933-1953 года критика психоаналитических идей (А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ш.Н. Чхартишвили и других привлечь внимание к феномену бессознательного в контексте теории установки);

III этап - 1954-1991 года, который можно разделить на два периода: 1954-1976 годы -на страницах профессиональных журналов поднимается дискуссия относительно установки и бессознательного, цель которой выявление соответствия / несоответствия установки; 1977-1991 годы - дискуссия о природе бессознательного и тождества бессознательного и установки, дальнейшие исследования феномена бессознательного, углубление знаний по категории «бессознательное».

В 60-90 годы ХХ века происходит активизация исследования проблемы бессознательного в различных областях психологической науки, попытка синтеза установки и теории деятельности (А.Г. Асмолов и др.), возрождение психоанализа (В.М. Лейбин, Е.В. Гильбо и др.), дальнейшее развитие теории установки (А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ш.Н. Чхартишвили, Н.И. Сарджвеладзе и др.).

Рассмотрим отдельные концепции относительно исследования феномена бессознательного в контексте нашего исследования.

Так, К.М. Корнилов утверждал, что протекание любого явления психической жизни человека происходит в рамках триады - сознательного, бессознательного и их взаимосвязи (тезис - антитезис - синтез), при этом признавая активный характер бессознательного, в частности в процессах запоминания, воображения и творчества [11].

Л.С. Выготский отмечал активный характер бессознательного в искусстве, с учетом взаимовлияния (взаимопроникновения) бессознательного в сознание и наоборот. Содержание бессознательного обладает способностью к воспроизводству в любой момент, и таким образом, нивелируется в существование аффективного бессознательного [4,

с.146].

С.Л. Рубинштейн признавая существование неосознанного, описывал динамику осознания и непонимания, которая зависит от соотношения «сильных» и «слабых» качеств объекта, т.е. ученый рассматривал бессознательное сквозь призму деятельности, при этом ведущую роль в психике отводил сознанию, которое через осознанные цели деятельности человека контролирует неосознанные мотивы, то есть бессознательное [15]. Отсюда следует, что при таком подходе из поля зрения в среднем выпадает феномен описок, оговорок, сновидений и т.п., поскольку, к примеру, сознательной целью - написать текст правильно противоречит определенный неосознанный (вытеснен) мотив, который тем не менее проявляется в деятельности (написании текста).

В 1923 году грузинский профессор Д.Н. Узнадзе высказал идею установки. Ученый отмечал, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики. В связи с этим необходимо признать существование и таких процессов, которые протекают вне сознания и по существу определяют вес его движения [17, с. 129]. Отметим, что проблема установки в контексте деятельности личности стала ведущей для коллектива психологов, работавших под его руководством, и вызвала значительный резонанс в научных кругах.

Так, С.И. Ходжава писала, что установка является этапом в осуществлении деятельности субъекта, а не отдельный бессознательный психический акт [17, с. 129].

Другой грузинский психолог Ш.Н. Чхартишвили отмечал, что установка не является сознательным актом, несет в себе значимость переживаний (большой личностный вес), может проявляться в ситуациях частично схожих с той, в которой она формировалась. Ученый утверждал, что бессознательное явление имеет независимую от сознания природу, условия существования и осознание которого не совпадают [18, с. 17]. Автор выделил также статическое и динамическое бессознательное. В более поздней работе исследователь отмечал, что бессознательное существует и действует в форме установок, то есть относил установку к формам проявления бессознательного. Также ученый констатировал, что теория установки Д.Н.Узнадзе является глубоко научным и оригинальной теорией бессознательной деятельности психики в связи с основными проблемами поведения [19, с. 109].

Определенная эволюция по бессознательного наблюдается в работах другого, известного ученика узнадзеевской школы - А.С. Прангишвили, который отметил, что исследования по психологии установки позволяют определить положительный психологический смысл понятия бессознательного, которое до этого рассматривалось как понятие чисто отрицательное (13. с.93).

Другой представитель узнадзеевской научной школы А.Е. Шерозия осуществил сравнительный анализ взглядов З.Фрейда и Д.Н. Узнадзе относительно бессознательного:

- основатель психоанализа и автор теории установки сходятся во мнении, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики человека;

- по представлениям З. Фрейда, бессознательная психика существует в качестве той или иной формы переживания, а согласно убеждению Д.Н. Узнадзе, существование и сущность бессознательной психики заключается в том, что она функционирует в качестве целостно-личностного состояния организма (установки);

- З. Фрейд рассматривает бессознательное психическое, как первичную степень

сознания в восходящей линии развития психики, а Д.Н. Узнадзе писал, что установка (бессознательное) является состоянием, которое предшествует сознанию и без участия установки вообще никаких психических процессов, как сознательных явлений не существует;

- фрейдовское бессознательное (вытесненное) могло быть сознательным в прошлом, может осведомить субъекта в будущем, а узнадзеевская установка никогда не была и не может стать фактом сознания [20, с. 156 - 157].

A.Е. Шерозия выделяет объективный и субъективный моменты. В состоянии бодрствования доминирующую роль выполняет ее объективный момент, то есть установка, которая более или менее соответствует объективной действительности, а во сне объективная действительность снята, то есть здесь наблюдается субъективная установка [20, с. 81].

Описывая психологические особенности искусства С.М. Эйзенштейн, касался проблемы бессознательного. Последнее он обозначал термином чувственное мышление, под которым понимал специфическую часть сознания, которая отражает другую стадию развития (первичное общество, родовой строй), и имеет собственные закономерности. Чувственное мышление характеризуется, по мнению С.М.Эйзенштейна, потерей разницы между субъективным и объективным, обострением способности человека воспринимать целое через единичное [22].

В свою очередь Ф.В. Бассин не отрицал фактов существования феноменов, открытых психоанализом, в частности бессознательного, и предлагал исследовать их с позиции павловской физиологии и психологической теории которые с фрейдовской концепцией ничего общего не имеют [2, с. 139]. По мнению исследователя, основной слабостью концепции психоанализа З. Фрейда было недостаточное исследование закономерностей использования символов, т.е. символизации. Ученый высказывал критическое замечание по фрейдовской теории символической трансформации подавленных импульсов, поскольку отмечал, что основатель психоанализа должен был уделить серьезное внимание анализу объективных закономерностей этой символической переработки [2, с. 138].

В 1972 году Ф.В. Бассин ставит вопрос о необходимости исследования бессознательного в контексте изучения значимых переживаний. Также ученый отмечает необходимость исследования бессознательного не только как проблемы медицинской и общей психологии, но и как проблемы социальной психологии. Автор ставит вопрос о дальнейшем исследования проблемы бессознательного, его форм существования, закономерностей функционирования, определения его роли в динамике «значимого», влияния на работу сознания и эмоциональную сферу. Позже, ученым выделено три основополагающих момента по определению подхода к проблеме бессознательного, а именно: неосознанность мотивов деятельности, не перестают вследствие этого быть факторами, которые порождают деятельность; существование изменений психического состояния, вызываемые переживаниями, которые не осознаются; возможность путем анализа непосредственно осознанного объективировать и то, что находится для сознания до времени «за занавесом» [3].

B.С. Ротенберг опираясь на работы Ф.В. Бассина определил бессознательное как

особую, исключительно человеческую форму психического отражения, наряду с сознанием и в неразрывной связи с ним. Автором были выделены следующие формы проявления бессознательного: непонимание информации, хранящейся в памяти; непонимание актуальной информации вследствие ее сложности и нелинейности; непонимание информации вследствие конфронтационных, взаимоисключающих отношений между сознательным и бессознательным; сложная взаимосвязь сознания с бессознательным в сновидении; аффективные действия; сомнамбулизм и истерическая спячка [4].

Если опираться на последние исследование, в частности на модель внутренней динамики психики, то в первую форму бессознательного, которую выделил В.С. Ротенберг, можно отнести к потенциально сознательной. Вторую и третью форму можно назвать вытеснением и отнести к пред сознательной. Четвертую отнести к пред сознательной, а пятую и шестую - до бессознательной.

Относительно четвертой формы проявления бессознательного В.С. Ротенберг отметил, что с помощью языка образов, присущего невербальному мышлению, в сновидении достигается своеобразное примирение противостоящих мотивов [14, с. 77].

В итоге В.С. Ротенберг подчеркивал, что базой для бессознательного является невербальное мышление, а разнообразие форм проявления бессознательного определяется различными соотношениями сознания и бессознательного, с различной позицией и степенью активности сознания в этих соотношениях [14, с. 78].

Исследуя проблему научного творчества, М.Г. Ярошевский предлагал ввести понятие «сверхсознательное» для обозначения функционирования научно-категориального аппарата в соответствии с объективной логики разработки соответствующего предмета, который представляет собой плеяды идей и категорий, которые исторически развиваются. Автором отмечается, что термин «бессознательное» связан преимущественно с представлением о вытеснение психических материалов, тогда как предложенная им категория «сверхсознательное» представляет собой скрытый от умственного взгляда субъекту мир категориального развития научных ценностей, т.е. «вершины» человеческой психики [23, с. 37].

В контексте нашего исследования также заслуживают внимания взгляды П.Б. Шошина, А.Н. Дмитриева, Е.Я. Дмитриевой относительно функционирования бессознательного в контексте структуры психики. Так, П.Б. Шошин склонялся к мысли, что сознательное имеет сложную полиморфную структуру, в частности имеет два уровня: эксплицитный, который характеризуется использованием четких, без эмоциональных коммуникативных средств; имплицитный, который состоит из того, что субъект имеет в виду, понимает, чувствует, но не переводит (или не может перевести) в коммуникабельную форму.

Необходимо заметить, что П.Б. Шошин солидаризировался со взглядами Фрейда относительно бессознательного и предсознательного, при этом констатировал важность связей между имплицитным сознательным и предсознательным, отметив, что на имплицитном более непосредственно, чем на эксплицитном уровне, должна сказываться работа бессознательного [21].

А.Н. Дмитриев и Е.Я Дмитриева.в структуре психики выделяли два основных уровня: сознательный и бессознательный, причем, в последнем авторы выделяли подсистемы

статического и динамического бессознательного, которые различаются функционально. Статическое бессознательное, по их мнению, составляет качество памяти хранить всю полученную человеком информацию, автоматизмы, фиксированные установки, его функцией выступает сохранение и перегруппировка информации. До динамического бессознательного ученые отнесли неосознанные ощущения и восприятия, первичную, диффузную установку, невербальные стадии процесса мышления, интуиции, неосознанные цели и мотивы поведения, влечения, переживания и сновидения. Функциональной нагрузкой динамического бессознательного является «получение» и «доставка» информации, ее переработка и «образование» новой информации на основе ранее полученной.

Также А.Н. Дмитриев и Е.Я. Дмитриева выделяли первичное и вторичное бессознательное, при этом основным характерологическим признаком первого выступает то, что в процессе своего образования оно не проходит через сферу сознания. Вторичное, напротив, характеризуется тем, что ему предшествует сознательное отображение. Исследователи уделили внимание вопросу перестройки структуры бессознательного, решения которого они видят в изучении влияния социально «ценностно-значимой» информации на субъекта, связанной с его эмоциями, убеждениями и деятельностью. В этом положении их идея перекликается со взглядами Ф.В. Бассина по значимости переживаний субъекта. Ученые также говорили о невозможности «чистого» функционирования сознания и бессознательного в реальном душевной жизни, который определяется, по их убеждению, одновременностью протекания процессов обоих основных уровней психики [7, с. 136].

Классификацию бессознательных феноменов представил К.К. Платонов, который выделил четыре подсистемы неосознанных явлений психики:

- первая подсистема - психические явления, гомологичные аналогичным у животных, есть импульсивные непроизвольные инстинктивные действия и все неосознанные действия в условиях снижения ясности сознания;

- вторая - состоит из психических явлений, вызываемых субсенсорными воздействиями;

- третья - психические иллюзорные явления (восприятия, памяти, мышления и др.);

- четвертая подсистема - ранее осознанные явления, вследствие их внутреннего развития приобрели форму автоматизированных действий.

В данной классификации без внимания исследователя остались такие феномены, как неосознанная мотивация и психологическая установка, что и было, указано в примечании редакции [12, с. 128].

А.Г. Асмолов исследовал вопрос относительно изучения сферы бессознательного на основе категории деятельности. В частности он отмечал, что при анализе сферы бессознательного в контексте общепсихологических теории деятельности открывается возможность ввести содержательную характеристику качественно отличных классов неосознанных явлений [1, с. 46]. Опираясь на принципы теории деятельности (предметности и зависимости отражения от места отраженного предмета в структуре деятельности) А.Г. Асмолов делает попытку классификации неосознанных явлений, в частности, выделяет следующие три класса:

- класс над индивидуальных сверхсознательных явлений;

- класс неосознанных побуждений деятельности (неосознанных мотивов и смысловых установок);

- класс неосознанных регуляторов действий и операций.

Концепцию относительно бессознательного предлагает П.В. Симонов, который выделил две разновидности бессознательного: подсознательное и сверхсознательное. К первому исследователь относит автоматизированные навыки, вытесненные из сознания мотивационные конфликты, усвоенные социальные нормы, проявления интуиции, которые не связаны с созданием новой информации и т.д. Во второй - первоначальные этапы творчества - создания гипотез, догадок и т.д. и чувство юмора и смеха [16. с. 97].

Ю.Б. Гиппенрейтер обобщила сведения относительно бессознательного и разработала собственную классификацию неосознанных процессов, разделяя их на три больших класса:

- 1-й класс - неосознанные механизмы сознательных действий;

- 2-й - неосознанные побуждения сознательных действий;

- 3-й - над сознательные процессы [6].

В первый класс Ю.Б. Гиппенрейтер относит следующие подклассы:

- неосознанные автоматизмы, явления неосознанной установки и неосознаваемое сопровождение сознательных действий;

- явления, описанные З. Фрейдом (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы);

- надсознательные процессы, то есть процессы образования интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение [6. с. 90].

Литература:

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. -150 с.

2. Бассин Ф.В. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий // Вопросы психологии. -1958. - №.5. - С. 133-145.

3. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е. О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопросы философии. 1975. №10. С.94-106.

4. Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский. М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1983. Т.21. - 560 с.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988. - 320 с.

7. Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Социально-гносеологические аспекты функциональной структуры бессознательного психического // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.3. - С.131-137.

8. Лейбин В.М., Кельнер М.С. Психоанализ // Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. Т.21. - С.326-328.

9. Малая Советская Энциклопедия / Гл. ред. Н.Л. Мещеряков. М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1930. Т.7.- 960 с.

10. Малая Советская Энциклопедия / Гл. ред. Н.Л. Мещеряков. М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1929. Т.1. - 960 с.

11. Орлова Л.М., Борьба К.Н. Корнилова за марксизм в психологии (к 100-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1979. №1. - С.62-73.

12. Платонов К.К. Осознанное и неосознанное в свете теории отражения // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.3. - С. 121-131.

13. Прангишвили А.С. К вопросу о теориии установки Д.Н.Узнадзе // Вопросы психологии. 1957. №1. - С. 125-132.

14. Ротенберг В.С. Разные формы отношений между сознанием и бессознательным // Вопросы философии. 1978. №2. - С.70-78.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.

16. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии. 1988. №6. - С.94-100.

17. Ходжава З.И. К вопросу о теории установки Д.Н. Узнадзе // Вопросы психологии. 1957. №1. - С .125-132.

18. Чхартишвили Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.1. - С.95-111.

19. Чхартишвили Ш.Н. Проблема бессознательного в советской психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1966. - 61 с.

20. Шерозия А.Э. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщенной теории психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 171 с.

21. Шошин П.Б.Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.3. - С.660-667.

22. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства / Под ред. Е.Я.Басина. М.: Смысл, 2002. - 335 с.

23. Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества //Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука,1972. - С.19-37.

Abdurahimov K. A. Analiz problemy soznatel'nogo i bessoznatel'nogo v psihologicheskoj nauke/K. A. Abdurahimov // Nauka. Mysl'. - № 5. - 2015.

© К. А. Абдурахимов, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

Abstract. The problem of the unconscious is important both in the philosophical and scientific psychological thought. Increasingly, the question of the unconscious becomes the subject of study of contemporary researchers. The scope of current research of the unconscious and its relationship with consciousness involved interdisciplinary methodology, based on the findings and conclusions of neurophysiology, the study of artificial intelligence, linguistics, anthropology, and psychology. A

comprehensive study of the problems of the unconscious plays an important role in the description of consciousness, creativity and thought processes. Views on the problem of conscious and unconscious predominantly belong the so-called Western scholars. In this study, we believe it expedient, also reveal the views and the results of various studies on the subject of Soviet scientists and post-Soviet space.

Keywords: conscious, unconscious, imagination, creativity, installation, psychoanalysis, emotions, psyche, mental processes, sensory thinking, affective action, super conscious, subconscious, subsystem, psychic phenomena, instinctive actions, subsensornye impact illusory phenomena.

.— • — Сведения об авторе

Кадир Абдухалилович Абдурахимов - преподаватель кафедры Психологии

Философский факультет, Национальный университет Узбекистана (НУУз).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— • —

Подписано в печать 10.11.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.