Научная статья на тему 'Установка на успешность в профессиональной деятельности и ее формирование у будущих специалистов'

Установка на успешность в профессиональной деятельности и ее формирование у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Установка на успешность в профессиональной деятельности и ее формирование у будущих специалистов»

УДК 127.52

Е. Т. Конюхова

УСТАНОВКА НА УСПЕШНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Подготовка успешного специалиста является целью профессионального образования, что ставит перед вузом задачу выявления и создания необходимых условий формирования успешности личности в труде. Одним из условий является феномен установки, к которому вновь обращено внимание исследователей. Теория установки выступает в качестве научной методологии для различных направлений науки и образования. Установка как особая сфера активности человека представляет научный и практический интерес ученых разных школ. Исследователями обосновывается актуальность установки по широкому спектру проблем профессиональной деятельности, подчеркивается значение концепции Д. Н. Узнадзе и необходимость дальнейшего изучения различных видов установок. В условиях профессиональной подготовки будущего специалиста изменяется состав и характер установок, создаются предпосылки расширения области «человеческих установок, которые в принципе не имеют предела» [10, с. 290]. Потребности человека в продуктивной деятельности, самореализации вызывают появление более совершенных форм установки.

Согласно общепсихологической теории установки, всякое поведение и деятельность человека определено в единой установке и осуществляется динамично и целенаправленно на ее основе [10]. Существующие определения установки трактуются авторами исходя из целей своего исследования, но логическое ядро понятия заключено в определении первичной установки Д. Н. Узнадзе как состоянии готовности, предрасположенности субъекта к активности. Данное определение помогает исследователям решать конкретные научные проблемы формирования целесообразного поведения и успешности будущего специалиста в профессиональной деятельности. Установка определяет личностный смысл, содержание и ценности поведения, которое должно быть осуществлено на ее основе в будущем, она регулирует протекание деятельности и обеспечивает ей целенаправленный и устойчивый характер [10].

Анализ имеющейся литературы [1,2, 7-9] показывает сложность в трактовках понятий видов и типов установок, определения их содержания, структуры, механизма, функций, свойств. Чтобы обеспечить будущему специалисту направленность на успешность в профессиональной деятельности и составить программу развития, необходимо учитывать структурные харак-

теристики установки и общие закономерности ее формирования. Стоит отметить, что исследователи, затрагивая вопросы профессиональной успешности субъекта, не выделяют установку на успешность в профессиональной деятельности как вид первичной установки.

Знакомство с литературными источниками по проблеме, проведенные исследования, наблюдения за испытуемыми, анализ экспертных оценок позволяют расширить содержание видов и типов первичной установки, выделить и рассмотреть ее новый вид. В своей работе мы попытаемся обосновать необходимость формирования в условиях профессиональной подготовки нового вида установки, которая обусловливает успешность будущего специалиста, востребованного на современном рынке труда. Конкретное психологическое содержание изучаемого нами феномена представляют имеющиеся в литературе результаты исследований, собственные диагностические исследования, оценки и самооценки экспертов, курсантов подготовки и переподготовки руководящего состава промышленных предприятий, студентов как будущих специалистов. Исходя из системного подхода, мы будем рассматривать установку на успешность в профессиональной деятельности как открытое системное, структурно устойчивое, интегрированное психологическое образование, формирующееся под влиянием психологических факторов.

Установка на успешность зависит от мотивационной, волевой, рефлексивной направленности субъекта на познание, активные действия и складывающееся самоотношение. Она отражает динамический процесс адаптации субъекта к быстроизменяющейся среде, обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности и самореализацию субъекта в ней, определяет успешность в настоящем на основе прошлого и ориентирует человека в будущее. Личность через собственную установку имеет возможность обеспечить успешность в профессиональной деятельности и реализовать себя.

Классификация видов и типов установки в концепции Д. Н. Узнадзе остается общепризнанной, поэтому большинство исследователей берут ее за основу, ориентируясь на то, что «установка может быть охарактеризована с различных точек зрения и ее особенности должны быть квалифицированы с разных сторон» [10, с. 232]. Для исследования установки на успешность в профессиональной деятельности нами использовалась классификация индивидуальных психологических типов людей определенной установки [10], классификация психологических типов установки [5], классификация типов установок [4], учение о доминанте А. А. Ухтомского [11]. Исследователями отмечен факт постоянного стремления отдельных видов установок в единую систему, которые отражают содержание этой системы.

Используя метод факторного анализа, в структуре установки на успешность мы выделили три вида: динамическую, статическую, вариабельную

установки. Как считают исследователи, люди динамической установки являются наиболее приспособленными в профессиональной деятельности, адекватно объективируют своё положение, поступки, действия

[5, 10]. Результаты нашей работы со студентами и экспертами показали, что определяющее свойство установки динамического вида обеспечивает субъекту высокую социальную активность, мотивационную направленность, относительную экономическую самостоятельность, адекватную социализацию. Наличие установки облегчает процесс адаптации субъекта, осуществление деятельности на уровне актуализации мотивов, процесс объективации среды и собственных потребностей, способствует самореализации и достаточно быстрому решению возникающих вопросов и проблем.

Исследования людей статического вида установки показали, чем более статична установка личности, трудно переключаема, тем личность более устойчива, ригидна, инертна, интровертивна, слабо адаптирована к среде, вынуждена оказывать сопротивление тенденциям статичности установки [3, 5, 10]. Как замечено, статичность установки может овладеть субъектом, и ему сложно переключиться с одного действия на другое, освободиться от влияния прежней и выработать новую установку, адекватную среде [6]. Наши исследования показали, что установка на успешность в профессиональной деятельности при доминирующем положении статической установки формируется медленно, требует времени, характеризуется устойчивостью, инертностью, протекает уравновешенно, долго остается неизменной, не требует внешнего воздействия при изменении условий среды и ситуации. Влияние психологических факторов сказывается на том, что деятельность человека подчиняется волевой организации и самоуправлению. Мотивационная сфера личности устойчива, выявлена склонность субъекта к самоанализу, самосовершенствованию с использованием соответствующей программы, плана и т. п.

Д. Н. Узнадзе в своем исследовании рассматривает вариабельный вид установки с двумя достаточно отличающимися типами: стабильным и лабильным [10, с. 283]. Экспертами указывается на то, что свойство вариабельности не способствует развитию волевых усилий, контролю импульсивного поведения, умению мобилизовать свои физические и психические силы, ориентации на адекватные возможностям цели, но обеспечивает мобильность, адаптивность, энергичность, риск принятия решений, ориентированных на обеспечение специалисту успешности в профессиональной деятельности. Результаты эксперимента, проведенного в группах будущих специалистов, показали, что вариабельность установки наиболее привлекательна и доминирует у современных студентов. Было выявлено многообразие мотивов, желание лидерства, завышенные притязания, потребности внешней престижности, ориентация на взаимодействие и т. п. Сопоставление полученных с уже имеющимися в литературе резуль-

татами, ориентировало нас на создание программы индивидуальной работы со студентами. Опыт работы подтвердил, что в условиях службы социально-психологического сопровождения подготовки будущего специалиста возможно осуществление индивидуального подхода и управление процессом формирования установки на успешность в профессиональной деятельности.

Установка на успешность в профессиональной деятельности как особое состояние актуализируется аналогичными по названию видам установки свойствами: динамичности, статичности, вариабельности - и определяет активность субъекта. Свойство динамичности обеспечивает быстрое приспособление индивида к среде, смену установок; статичность ориентирует субъекта на адекватную дифференциацию внешних и внутренних факторов поведения; вариабельность установки определяет величину эффекта активности человека [4].

Установка на успешность рассматривается как система, она интегрирует проявления динамической, статической и вариабельной установок, актуализирует ресурсные возможности субъекта, «ориентирует на будущее». Результаты исследования свидетельствуют, что для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия характеристик установок. Одни ориентированы на максимальное использование индивидуально-типологических возможностей, для других значимы психологические и психосоциальные проявления в виде сформированных мотивов, воли, саморегуляции, самосознания, социальных ценностей.

Как показывают исследования и наш опыт работы в центре подготовки и переподготовки персонала, люди с разными видами установки ориентированы на успешность в профессиональной деятельности, построение карьеры, обеспечение личного успеха, но в отсутствие целенаправленной работы неоправданно много времени и усилий уходит на спонтанное формирование установки. Поэтому необходимо использовать возможности службы социально-психологического сопровождения подготовки будущего специалиста в вузе и активно внедрять целостную программу формирования установки на успешность в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Бжалава, И. Т. Психология установки и кибернетика / И. Т. Бжалава. - М.: Наука, 1966.-250 с.

2. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. - М. Просвещение, 1982. — Т. 1.

3. Герсамия, И. Е. К проблеме психологии творчества певца / И. Е. Герса-мия. - Тбилиси: Мецниереба, 1985. - 162 с.

4. Надирашвили, Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 171 с.

5. Норакидзе, В. Г. Типы характера и фиксированная установка / В. Г. Нора-кидзе // Экспериментальные исследования по психологии установки. - Тбилиси, 1958.-Т. 1.-С. 357-387.

6. Норакидзе, Г. В. Роль фактора структуры установки личности в формировании производственных бригад: дис.... канд. психол. наук / Г. В. Норакидзе. - Тбилиси, 1986. - 105 с.

7. Оллпорт, Г. Личность в психологии: пер. с англ. / Г. В. Оллпорт. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с. - (Теории личности).

8. Пономаренко, Т. И. Установка как фактор формирования стратегии поведения: дис. ...канд. психол. наук/Т. И. Пономаренко. - Новосибирск, 1999. - 158 с.

9. Прангишвили, А. С. Исследования по психологии установки / А. С. Пран-гишвили. - Тбилиси, 1967. — 285 с.

10. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М. Наука, 1966.-451 с.

11. Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский; АН СССР. - М.; Л.: Наука, 1966.-273 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.