Научная статья на тему 'Создание и сохранение детского танцевального коллектива народного танца в современных условиях (на примере студии этнического танца "Дэста")'

Создание и сохранение детского танцевального коллектива народного танца в современных условиях (на примере студии этнического танца "Дэста") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / КОЛЛЕКТИВ / РУКОВОДИТЕЛЬ КОЛЛЕКТИВА / ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СHOREOGRAPHY / TEAM LEADER OF THE TEAM / THE ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова А. Ю.

В данной статье рассматривается вопрос формирования хореографического коллектива как любительского объединения. Приводятся вкратце основные этапы становления, формирования коллектива, автор останавливается на организационном и учебно-воспитательном этапах. Подводит некоторые итоги о важных аспектах для успешного развития коллектива в целом. Хореография в статье раскрывается с позиции воспитательного процесса личности посредством народного танца во время хореографических занятий с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating and saving children's dance folk dance team in modern conditions (Based on the experience of the head of the studio ethnic dance "Desta")

This article discusses the formation of a choreographic amateur association. We consider briefly the main stages of formation, the formation of the team, the author focuses on the organizational and the educational stages. Summing up the results of the important aspects for the success of the team as a whole. Choreography article examines how education of the person through dance during class ethnic dance.

Текст научной работы на тему «Создание и сохранение детского танцевального коллектива народного танца в современных условиях (на примере студии этнического танца "Дэста")»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1142-1148

Создание и сохранение детского танцевального коллектива народного танца в современных условиях (на примере студии этнического танца «Дэста»)

А.Ю. Титова

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7 Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow region 141406 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: хореография, коллектив, руководитель коллектива, организация, учебно-воспитательная работа.

Key words: сhoreography, team leader of the team, the organization of teaching and educational work.

Резюме: В данной статье рассматривается вопрос формирования хореографического коллектива как любительского объединения. Приводятся вкратце основные этапы становления, формирования коллектива, автор останавливается на организационном и учебно-воспитательном этапах. Подводит некоторые итоги о важных аспектах для успешного развития коллектива в целом. Хореография в статье раскрывается с позиции воспитательного процесса личности посредством народного танца во время хореографических занятий с детьми.

Abstract: This article discusses the formation of a choreographic amateur association. We consider briefly the main stages of formation, the formation of the team, the author focuses on the organizational and the educational stages. Summing up the results of the important aspects for the success of the team as a whole. Choreography article examines how education of the person through dance during class ethnic dance. [Titova A.Yu. Creating and saving children's dance folk dance team in modern conditions (Based on the experience of the head of the studio ethnic dance «Desta»)]

Многими исследователями отмечается, что в формирование личности ребенка социальная среда - источник его развития, а социально-культурный фактор является основополагающим. Ребенок растет и развивается в социуме со взрослыми, усваивая через них культуру поведения: общение, жесты, модели поведения, оценку окружающей их действительности.

В нашей статье мы рассмотрим одно из средств формирования личности - народный танец в детском танцевальном коллективе.

Хореография в широком смысле этого слова даёт развитие эмоциональной и двигательной природы, образности мышления, музыкальности.

С другой стороны хореография как эффективное средство социально-культурной деятельности, способно воспитывать гуманную личность, уважающую культуру других народов, понимающую значение ее ценности, проявляющую толерантное отношение к обычаям и традициям своего народа и народов мира.

Задача педагога использовать интерес детей к разнообразным видам хореографического искусства, в том числе использовать синтез современного искусства и народного творчества. Одним из мощных фактором психологического воздействия на формирование «гармонически развитой личности» является народный танец. Максимилиан Волошин писал - «Музыка и танец - это старое испытанное религиозно-культурное средство для выявления душевного хаоса в новый строй. ... Поэтому я называю танец громадным фактором социальной культуры» (Волошин, 1984: 398-399).

Для плодотворной работы и для достижения этих целей важно создать крепкий коллектив и грамотно вести работу в нем.

Работа любого любительского хореографического коллектива слагается из основных четырех разделов: организационного, учебно-воспитательного, постановочно-репетиционного и концертно-исполнительского. Какой бы жанр не избрал коллектив, эти разделы обязательны (Бухвостова, Заикин, Щекотихина, 2014: 6). Одна из задач стоящих перед современными любительскими коллективами не только умение создать свой коллектив, но и грамотно поставить цель, сформулировать миссию и предназначение коллектива, грамотно распределить дисциплины в учебном процессе. Хорошая организация - залог успеха любого коллектива. Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культурного института. Вторым этапом при создании хореографического коллектива является подготовка условий и

материальной базы. Сюда относятся: хорошо освещенное, проветриваемое помещение (класс), наличие станков и зеркал. Наряду с оборудованием класса для занятий необходимо позаботиться и о месте, где будут переодеваться участники коллектива.

Для успешной деятельности хореографического коллектива следующим важным этапом является отбор детей в коллектив. Будущий участник танцевального коллектива должен обладать не только музыкальностью и артистичностью, но и иметь хорошее здоровье, правильное телосложение. Для этого в начале творческого сезона в коллективах проводится проверка физических данных. Критерии просмотра детей обычно относятся к наличию вывортности, апломба и координации.

При желании большого количества детей заниматься хореографией, можно разделить учебные группы на детей, обладающих хорошими данными и на детей обладающих незначительными недостатками физического строения. Для занятий народным танцем важно обладать чувством ритма, координацией и яркой эмоциональностью. Учебно-воспитательная работа

Воспитатель - лицо, ведущее воспитательную работу, с целью формирования у воспитуемых определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие моральных, физических качеств (Бухвостова, Заикин, Щекотихина, 2014: 19). Как инструмент воспитания детский самодеятельный коллектив организуется взрослыми. При этом, важное значение приобретает вопрос о соотношении потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Во многих детских объединениях существует определенное сочетание данных двух факторов. Наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально-важных задач, такой коллектив сможет обеспечить многообразные формы общения, и тем самым обуславливает возможности развития индивида как личности.

Воспитание в коллективе складывается из нескольких

компонентов. Одним из них является дисциплина. От того насколько руководитель является образцом дисциплины, насколько сумел организовать участников, увлечь, вовремя похвалить, тактично и справедливо сделать замечание, зависит результат деятельности каждого участника и всего коллектива. Ключевым знанием тут является, что танцор воспитывается в коллективе, для коллектива, через коллектив.

Второй компонент воспитания это репертуар. От его содержания зависит эстетическое, идейное, художественное воспитание уже не только коллектива, но и зрителя. На данном этапе для руководителя стоит не простая задача заинтересовать учеников, привить любовь и трепетное отношение к народному танцу. На примере студии этнического танца «Дэста» раскроем подробнее способы сохранения детского танцевального коллектива народного танца.

В настоящее время, искусство современной хореографии, активно развиваясь, обновляя свое образное, эмоциональное содержание органично способное к танцевально-пластическому выражению действительности передовых идей современности. На том основании, что народная хореография является составной частью современной культуры, соответственно и в ней происходят процессы, отражающие эту борьбу. С развитием средств информации появилась возможность быстрого распространения и использования культурно просветительной информации и использование для изучения в быту новых направлений танца, музыкальных ритмов, влияния моды на народный танец происходит, по другим логическим законам, которые сложились исторически. Педагог должен соответствовать всем требованиям современной культуры, знать и применять возможные фото, видео и компьютерные технологии. В студии танца «Дэста» все педагоги проходят ежедневные курсы повышения квалификации, на уроках по изучению классического народного наследия используются видео материалы, так дети наглядно понимают и изучают репертуар ведущих коллективов мира.

Процесс обучения танцу является творческим, активным и пробуждающим художественное начало в человеке. Ученик не может просто пассивно воспринимать красивое, но параллельно

осваивая танцевальную лексику, преодолевая различные трудности, ребенок делает определенную работу над собой, для того, чтобы глубже понимать процесс рождения народной культуры и почувствовать себя частью этого процесса.

Важной составляющей в системе обучения студии танца «Дэста» является повышение культурного уровня учащихся. Здесь происходят регулярные поездки в театры, музеи, выставки, на концерты известных ансамблей народного танца, на балетные спектакли и балеты-феерии. Фестивальная деятельность даёт возможность продемонстрировать свои способности, наработки, увидеть и познакомится с единомышленниками, поделиться опытом и поучиться у других. Конкурсная деятельность стимулирует желание к развитию и дает хорошую мотивацию к регулярному посещению занятий. В современном мире этот этап наиболее важен для сохранения хореографического коллектива.

Личность педагога народного танца занимает очень важное место в жизни учеников. Внешность должна быть располагающей. Манера держать себя, внешний вид, привычки, стиль работы, увлеченность процессом - это все оказывает большое влияние на проведение урока в целом и реализацию конкретных задач в процессе обучения. Развитие личности в творчестве невозможно, без проведения самоанализа урока и самооценки своей и чужой деятельности, так как это является средством самосовершенствования учителя и внесения изменений и поправок, мыслей и размышлений при проведении данного этапа.

Проведения анализа и регулировка творческого процесса в течении учебного года даёт возможность контролировать уровень заинтересованности детей, повышать и понижать нагрузку, переключать задачи на более важные и актуальные. Внутренняя жизнь коллектива даёт возможность проявить самостоятельность и раскрыть ученика с новой стороны. Для этого проводятся несколько основных, ставших традиционными мероприятия: посвящение в юные танцоры, уроки импровизации с открытым показом для родителей и родственников, творческие поздравления с днем рождения, как педагогов так и участников коллектива, закрытие танцевального

сезона в неформальной обстановке, с подведением итогов и обсуждением самых ярких событий года, здесь же вручаются символические и памятные подарки лучшим ученикам года. Все события, цели и задачи, которые руководитель намечает на текущий год, должны отвечать на вопрос, как это способствует укреплению коллектива, что вынесут из этого опыта дети и как смогут применить в жизни. Если руководитель адекватно сможет ответить на поставленные вопросы, то процесс сохранения и развития коллектива народного танца с течением времени станет всё менее актуальным.

Хореографическое искусство представляет собой сферу непосредственного контакта творческого опыта личности с художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном и народном творчестве. Как свидетельствует практика, в современных условиях недостаточное внимание уделяется вопросам развития культуры художественного творчества в самодеятельных хореографических коллективах, которые в большей степени ориентированы на постановочные занятия и показательные выступления. В исследовании Д.В. Мочалова (2012: 22) говорится, что формирование культуры художественного творчества

участников самодеятельного хореографического коллектива в современном обществе следует рассматривать с позиции системного подхода как целостную совокупность

взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Танец в этой системе является элементом, способствующем раскрытию духовных сил личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и вдохновляет к творчеству. В этой связи, с одной стороны, танец оказывает оздоровительное действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, с другой стороны - танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую составляющую.

Творчество - есть высший вид человеческой деятельности, значит следовательно «творчество - форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная

реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости» (Евсеева, 1993: 9).

ЛИТЕРАТУРА

Волошин М. 1984. О смысле танца (статья). Сс. 395-399. В кн.: Лики

творчества. Л.: Наука. 848 с. Бухвостова Л.В. Заикин Н.И. Щекотихина С.А. 2014. Балетмейстер и

коллектив: учеб. пособие.- 3-е изд. Орел: ООО «Горизонт». 250 с. Мочалов Д.В. 2012. Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Автореф.

дис.....кандидата педагогических наук: 13.00.05. Казань: КГУКиИ. 22 с.

Евсеева Т.Г. 1993. Деятельностная концепция творчества в образовании. Автореф. дис.....кандидата философских наук: 09.00.01. Алма-Ата. 21 с.

Получена /Received: 31.08.2019 Принята/Accepted: 05.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.