УДК 792.8
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ БАЛЕТМЕЙСТЕРА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Дубовицкая А.И., 2016. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, студентка 2 курса магистратуры кафедры хореографии, г.
Тамбов
Аннотация. В данной работе исследовано специфика балетмейстерской работы, основанной на материале современного танца, применительно к детскому хореографическому коллективу. Поскольку в настоящее время одним из востребованных танцевальных направлений является современная хореография, возникает необходимость рассмотрения её использования в сочинительской практике балетмейстера. Однако специфика современной хореографии неоднородна и достаточно многогранна, что подразумевает множественные варианты её преломления к деятельности танцевальных различного уровня и направленности. Особенно это касается детских хореографических коллективов.
Ключевые слова: хореографический спектакль, этапы создания, балетмейстер,
танец модерн.
Работа с детьми - это всегда эмоциональная отдача, как со стороны педагога, так и со стороны учеников. Это целая наука, которая требует постоянного творческого поиска, вдохновения и энергии. Также педагогу необходимо учитывать возрастной уровень детей, их физические и творческие возможности, взгляды и желания каждого ученика. Всё это является обязательным в работе с детским коллективом при создании хореографических композиций.
Педагог-хореограф принимает непосредственное участие в формировании сознания ребёнка, вкуса, чувства прекрасного, ответственности и других личностных качеств. Поэтому и существуют рамки деятельности хореографа, соблюдение которых позволяет оградить сознание ребёнка от преждевременного попадания во взрослый мир и разрушения того мира детства, в котором он пребывает до наступления следующего периода его жизни - юности. Особенно это важно при постановке современного танца на детей.
Балетмейстерское творчество с учётом специфики работы с детьми является одним из главных аспектов реализации потенциала как самого постановщика, так и учеников. Балетмейстер - это не только сочинитель танцев, но и воспитатель, обладающий знанием литературы, живописи, музыки и так далее. Он должен обладать фантазией, которая помогает ему раскрыть идею танца, выразить эпоху, создать собственный стиль. В равной степени балетмейстер должен владеть основами режиссуры и актерского мастерства. Все эти правила применимы и к набирающему всё большую популярность современному танцу.
Танцевальные композиции, поставленные на материале современного танца, которые реализуются сегодня, предстают перед зрительской аудиторией в разных вариантах по форме и содержанию. Однако, анализируя работу хореографов современного танца необходимо выделить особенности постановочной работы, которые имеют определённую важность.
Современный танец в детском хореографическом коллективе - это феномен достоверного театра, в котором исполнители проживают своё настоящее и прошлое согласно собственному пониманию. Детские образы в танце также наполнены глубиной, что не противоречит теории современного танца, но средства выражения в данном случае меняются. В частности особого подхода требует использование концепции натурализма, когда танцевание чрезмерно и даже преувеличенно демонстрирует то или иное действие. Дети склонны к достоверности изначально, следовательно, они способны легко понять, что требует от них балетмейстер. В задачу постановщика в данном случае входит тщательный подбор смыслового содержания танца, понятного самим исполнителям.
Особенности работы балетмейстера на основе современного танца в детском хореографическом коллективе имеются во всех этапах его деятельности. Рассмотрим их подробно.
Первый этап деятельности балетмейстера - это работа над замыслом хореографического сочинения. Перед началом данной работы хореограф конкретизирует условия своей деятельности, для сопоставления собственного видения с имеющимся материалом. [2, 13, 6] В данном случае такие условия уже определены: 1. база деятельности - детский хореографический коллектив; 2. выразительные средства будущей композиции - современная хореография; 3. приёмы работы - комплекс педагогических воздействий, используемых при работе с детьми (практический показ, игровые технологии, видео-тренинги, доступность излагаемого материала и др.); 4. систематичность - полуторачасовые занятия 3-4 раза в неделю (выявленные данные основаны на работе большинства самодеятельных коллективов); 5. продолжительность постановочного процесса - 1-2 месяца.
Далее следует оценка возможностей исполнителей. Данная работа заключается в применении аналитического метода исследования различных возможностей исполнителей, к которым относятся возрастные особенности, физические данные, уровень выносливости физических нагрузок, возможности взаимодействия внутри коллектива, уровень подготовки в области современного танца, уровень навыков импровизации и индивидуальные особенности характера каждого исполнителя. Все эти данные учитываются в процессе балетмейстерской работы.
Основываясь на вышеописанной аналитической работе балетмейстер определяет основные аспекты будущей хореографической композиции: 1. выбор наиболее выгодной форма танца (массовый танец, соло, дуэт, трио, квартет и т.д.), которая наиболее выгодно войдёт в репертуар коллектива и представит исполнителей с наилучшей стороны; 2. определение стиля танцевального произведения - модерн, contemporary dance, jazz, авторская (экспериментальная) хореография, эклектичный стиль; 3. подбор музыкального материала - прослушивание собственной аудиотеки и поиск музыки по различным источникам (зачастую в интернете) и др.; 4. анализ музыкального материала - определение формы, характера и размера произведения, знакомство с текстом песни или его переводом (при песенном музыкальном материале), деление музыки на составные части согласно законам драматургии, выявление музыкальных акцентов; 5. выбор темы и идеи - с учётом возрастных особенностей, специфики теории современного танца и возможностей исполнителей происходит формирование содержательной основы будущего хореографического сочинения; 6. определение количественного и гендерного состава исполнителей; 7. предварительное сочинение композиционно-лексического материала (данный пункт может отсутствовать при высоких навыках импровизации балетмейстера). [4, 5]
В зависимости от предпочтений работы постановщика пункт 5 может предшествовать пункту 3. Некоторые балетмейстеры наблюдая жизненную ситуацию в детском обществе формируют актуальную идею танца и исходя из этого занимаются поиском соответствующей музыки.
На протяжении всего этапа работы над замыслом танцевального сочинения хореографу необходимо мыслить авангардно. Современный танец предполагает нестандартность и оригинальность, что в детском танце используется достаточно гармонично в связи с богатейшим пространством их собственного видения, где фантазийные образы формируются самыми причудливыми образами. Естественная пластика современного танца здесь как нельзя кстати оказывается средством передачи образов детского мира.
Второй этап деятельности балетмейстера - постановочный процесс. Это самый длительный период постановочного процесса, который подразумевает разучивание танцевальной композиции с детьми. В данном случае подача материала происходит в игровой форме. Балетмейстер выстраивает свою работу, погружая детей предварительно в атмосферу будущего танца. Ситуацию, сюжет и атмосферу танца необходимо «прожить», поэтому здесь происходит разыгрывание содержания танца. Хореограф создаёт некие предлагаемые обстоятельства и предлагает детям проиграть конкретную ситуацию в сопровождении выбранного музыкального материала. [3]
После этого существуют два пути работы. Первый предполагает разучивание танцевальных комбинаций для данной хореографической композиции, не прерывая обыгрывания содержания танца, а указывая на те конкретные моменты танца, которые будут протанцовываться тем или иным образом. Второй вариант - неоднократное обыгрывание содержания танца (или фрагмента) с постепенным внедрением отдельных танцевальных элементов.
Дидактическими принципами обучения, используемые при постановочной работе в детском хореографическом коллективе являются:
- принципы сознательности и активности, которые предусматривают сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;
- принцип наглядности - создание представления о темпе, ритме, амплитуде движений, что повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений;
- принцип доступности - постановка перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенное повышение трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;
- принцип систематичности - непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенная последовательность решения танцевально-творческих заданий;
- принцип гуманности - безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
- принцип демократизма - признание равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде. [1, 5]
По итогам формирования целостной композиции танца начинается четвёртый этап работы балетмейстера - репетиционный процесс (отработка и корректировка номера). Хореограф благодаря профессиональному взгляду рассматривает созданную работу отстранённо. Это необходимо для выявления недочётов композиции, выгодных с точки зрения зрительского восприятия ракурсов движения, а также общей оценки воздействия композиции.
Пятый этап работы балетмейстера является итоговым и представляет собой выход хореографического сочинения на сценическую площадку в рамках концертно-исполнительской деятельности. В детском хореографическом коллективе это очень важное событие, которое является демонстрацией многократного труда учащихся родителям и другим представителям зрительской аудитории. Современной хореографии присущи различные формы представления танцевальных произведений. Благодаря теории свободы творчества, используемой в концепции современного танца, руководитель может выбрать любую концертную форму, а именно камерный показ -представление хореографического сочинения для малого количества зрителей, зачастую в небольшой аудитории; концертное мероприятие - программа концертных номеров, исполняемая полностью или частично участниками хореографического коллектива; танцевальный перформанс -танцевание в нестандартных условиях, то есть на улице, в библиотеке, коридоре здания, музее и т.д.
В связи с наличием проблемы аренды помещения для показа танцевального произведения первая и третья форма наиболее приемлемы, так как камерный показ и танцевальный перформанс предоставляют возможность использования доступных аудиторий и пространств.
Как показывает практика, композиция на материале современного танца в детском хореографическом коллективе выстаивается с учётом следующих принципов:
1. принцип разработки пластического материала танца в образно-игровом
характере;
2. принцип доступности композиционно-лексического материала, варьируемого в рамках физических возможностей исполнителей соответственно возрасту;
3. принцип отражения видов деятельности, проблем, праздничных мероприятий и повседневных действий современной жизни идея и тема композиции;
4. принцип использования импровизационных моментов, фигурирующих в роли вставных конструкций в танце (как параллельное или основное действие);
5. принцип сведения к минимум опасных элементов и поддержек и использования партнёрингового движения простого уровня сложности.
Постановочная практика балетмейстера на основе использования современной хореографии является трудоёмким и сложным процессом, который предполагает дифференцированный подход к работе. Это даёт возможность на каждом этапе тщательно проработать каждую деталь будущего хореографического произведения. Особенно важным это является при работе в детском хореографическом коллективе. Выработка индивидуального значения, характера, лексического материала и образности каждого исполнителя определяет точность всех нюансов произведения и заостряет внимание на соответствии идеи и темы возрастному ограничению танцоров. Имея специфику дозволенности различных режиссёрских приёмов, современная хореография не ограничивает балетмейстера. Однако, возрастной показатель исполнителей выстраивает некоторые границы деятельности, соблюдение которых неоспоримо.
Таким образом, постановочная практика балетмейстерской работы на материале современного танца в детском хореографическом коллективе включает в себя учёт физических данных исполнителей соответственно возрасту и индивидуальным возможностям, подбор доступного детскому пониманию современного музыкального материала, выбор темы и идеи хореографического произведения с учётом возрастных особенностей детей, определение границ авангардности будущего танцевального сочинения, введение участников в процесс модернистской импровизации, изложение и освоение принципов осознанного движения и проведение показа готового произведения в нестандартных вариантах (камерный показ, танцевальный перформанс).
Список литературы
1. Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихин С.А. Балетмейстер и коллектив. -Орёл: ОАО Типография «Труд», 2007. - 248 с.
2. Зарипов Р.С., Валяева А.В. От замысла к сюжету. - Новосибирск, 2009. - 640
с.
3. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983.-224 с.
4. Зырянов А.В. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс] / А.В. Зырянов - Электрон. дан. - Иркутск, 2014 г. - . - Режим доступа: http://dance-composition.ru/publ/baletmejstery/kurt_joss/9-1-0-872, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
6. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. - М.: Просвещение, 1986. - 195 с.
УДК 377
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3Б ПЕЧАТИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Сухнёв М.А. 2016
БПОУОО "Орловское художественное училище им. Г. Г. Мясоедова", преподаватель, Орёл
Аннотация: статья посвящена использованию 3Д принтеров для нужд среднего специального (профессионального) образования на примере отделения "Дизайн" в "Орловском художественном училище".
Ключевые слова: 3Д принтер, 3Д моделирование, компьютерная графика, информационные технологии, профессиональное образование, среднее специальное образование.