Научная статья на тему 'Ключевые характеристики и сущность постановочной практики балетмейстера'

Ключевые характеристики и сущность постановочной практики балетмейстера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТМЕЙСТЕР / ПОСТАНОВОЧНАЯ ПРАКТИКА / ТАЛАНТ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачёв Ю.Ю., Бугаёв А.В.

В данной работе рассмотрены цель, сущность и основные этапы реализации хореографического произведения, которые составляют комплексное содержание такого вида балетмейстерской работы как постановочная практика. Особое внимание уделено разбору этапов работы над танцевальной композицией, что может вызвать интерес у молодых специалистов-хореографов. Конкретизированные методические указания по осуществлению постановочной практики, характеризующие каждый её этап, апробированы в практической деятельности авторами в рамках предмета «Мастерство хореографа», реализуемого в процессе подготовки бакалавра по специальности «Народная художественная культура», профилю подготовки «Руководство любительским хореографическим коллективом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые характеристики и сущность постановочной практики балетмейстера»

УДК 792.8

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СУЩНОСТЬ ПОСТАНОВОЧНОЙ ПРАКТИКИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Усачёв Ю.Ю., 2016 г., старший преподаватель кафедры хореографии, Бугаёв А.В., 2016 студент 4 курса кафедры хореографии. Тамбовский государственный музыкально-педагогический

институт им. С.В. Рахманинова

Аннотация. В данной работе рассмотрены цель, сущность и основные этапы реализации хореографического произведения, которые составляют комплексное содержание такого вида балетмейстерской работы как постановочная практика. Особое внимание уделено разбору этапов работы над танцевальной композицией, что может вызвать интерес у молодых специалистов-хореографов. Конкретизированные методические указания по осуществлению постановочной практики, характеризующие каждый её этап, апробированы в практической деятельности авторами в рамках предмета «Мастерство хореографа», реализуемого в процессе подготовки бакалавра по специальности «Народная художественная культура», профилю подготовки «Руководство любительским хореографическим коллективом».

Ключевые слова: балетмейстер, постановочная практика, талант, хореографическое произведение.

В настоящее время в эпоху высокой конкуренции на рынке труда к профессии балетмейстера стали предъявлять высокие требования, что повлекло за собой объединение в ней навыков исполнителя, педагога и режиссёра.

Работа балетмейстера сложна и весьма ответственна. Как говорил выдающийся советский артист, балетмейстер и педагог XX века Ф.В. Лопухов «балетмейстер - это высокая степень культуры. Чем выше его общие знания, тем выше художественный уровень его произведений». [2, с. 152] Балетмейстеру необходимо наличие обширных знаний в области искусства, эстетики, педагогики, психологии и др., организаторскими навыками, развитым мышлением, фантазией и главным образом талантом. Талант (от греч. talanton - весы, вес) - с одной стороны выдающаяся врождённая способность к чему-либо, с другой - высокий уровень развития специальных способностей, выявленных в результате деятельности и отличающихся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. [5, с. 1311] Из этого следует, что данная особенность балетмейстера требует наличия как природной предрасположенности, так и постоянного совершенствования собственного профессионализма, то есть проведения систематического практикума -«<.. .> балетмейстер должен всё видеть, всё исследовать, ибо всё, что существует во Вселенной может послужить ему образцом» - говорил известный хореограф Жан Жорж Новерр. [5,с. 106]

Есть несколько категорий классификации балетмейстерской деятельности. В традиционном варианте - это три составляющие (балетмейстер-сочинитель, балетмейстер-постановщик, балетмейстер-репетитор), однако в труде коллектива авторов (Л.В. Бухвостовой, Н.И. Заикина и С.А. Щекотихиной) «Балетмейстер и коллектив» конкретизировано пять видов:

1. балетмейстер-сочинитель - специалист, разрабатывающий концепцию будущего хореографического сочинения и его компоненты - оригинальную лексику, рисунку, драматургию, сценическое оформление и т.д.;

2. балетмейстер-постановщик - специалист, занимающийся непосредственно постановкой танца: разучиванием композиционно-лексического материала, который разработал балетмейстер-сочинитель;

3. балетмейстер-реставратор - специалист, работа которого заключается в сохранении материала образцов хореографии;

4. балетмейстер-педагог - специалист, который доводит образы героев до совершенства, занимается воспитанием артистов;

5. балетмейстер-репетитор - специалист, который занимается отработкой различных элементов, частей, картин и композиции в целом с технической стороны. [ 1 ]

Для того чтобы донести до артистов то или иное движение, образ, выразительность, рисунок и т.д. балетмейстеру необходимо быть морально и физически сильным, потому что на это требует большого затрата физической энергии и сложной умственной деятельности. Всё это направлено на создание авторского художественного произведения, которое осуществляется в процессе постановочной практики.

Термин «практика» (от греч. praktikos - деятельный, активный) обозначает материальную, целеполагающую деятельность людей, осуществляемую по структуре: цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат. [5, с. 581] Применительно к деятельности балетмейстера практика заключается в осуществлении процесса реализации конкретного авторского хореографического произведения, то есть постановки, на определённых исполнителей и в установленных условиях. Таким образом, данную практику следует называть постановочной.

Целью постановочной практики балетмейстера является создание авторского конкурентоспособного хореографического произведения. Мотив данной деятельности - реализация творческого потенциала и донесение конкретной идеи. Целесообразность заключается в эстетическом и моральном воспитании зрительской аудитории посредством хореографии. Предметом постановочной практики является хореографическое произведение. Средства -творческий потенциал, заинтересованность, фантазия, педагогические навыки. Результатом является законченное целостное хореографическое произведение, доносящее зрителю конкретную мысль.

Сущность постановочной практики балетмейстера заключается последовательной работе, состоящей из нескольких этапов: 1) знакомство исполнителей с темой, идеей, музыкальным материалом и сюжетной основой будущего хореографического сочинения; 2) определение гендерного и количественного состава исполнителей; 3) разучивание композиционно-лексического материала; 4) корректировка и отработка композиции; 5) работа над эмоциональной составляющей и образностью хореографического сочинения.

Предварительным этапом к осуществлению постановочной практики является работа над замыслом будущего хореографического произведения. Балетмейстер изначально подбирает музыкальный материал и старается его прослушивать как можно чаще, проверяя свои ощущения, эмоции, связанные с данным материалом. Отталкиваясь от этого, он определяет идею своей постановки, ее замысел. Далее балетмейстер продумывает направление танца, опираясь на собственные ощущения, прослушивает музыкальный материал и импровизирует в поисках лексических единиц и их комбинаций, ищет манеру, стиль и т.д. После этого конкретизируется с количеством исполнителей и только тогда происходит реализация первого этапа.

На первом этапе балетмейстер знакомит исполнителейс замыслом своей постановки. Прослушивается и анализируется музыкальный материал для эмоционального настроя исполнителей на реализуемое произведение. Определяются материально-технические условия постановочной практики.

На втором этапе выявление психофизических способностей тех исполнителей, на которых будет поставлено произведение. Далее определяется количество исполнителей в танце, наличие мужского и женского состава артистов, определение солистов, корифеев, кордебалета, антуража, дублёров и т.д. Для эффективности деятельности следует определять несколько составов исполнителей.

На третьем этапе происходит изучение основных танцевальных pas и композиционных перестроений, после чего происходит соединение музыки и композиционно-лексического материала, то есть исполнение под музыку. Очень важно, чтобы каждый исполнитель вносил собственную индивидуальность в рамках образности танца, то есть исполнял данный ему материал так, как он чувствует, понимает, осознаёт.

Четвёртый этап заключается в осуществлении репетиционного процесса, где балетмейстер, оценивая предварительный каркас хореографического сочинения, исправляет

выявленные недочёты и невыгодные ракурсы с точки зрения зрительского восприятия. Далее происходит отработка постановочной работы в целом и отдельных её частей и элементов.

На пятом этапе балетмейстер работает над эмоциональным состоянием исполнителей. Чтобы донести образ артист должен прочувствовать его душой в каждом движении, жесте и т.д. Балетмейстер обязан изучить каждого исполнителя, его характер, физиологические и психологические особенности, так как в дальнейшем процесс создания и воплощения художественного образа того или иного произведения осуществляется совместно (балетмейстером и исполнителем).

Все перечисленные этапы составляют сущность постановочного практикума, осуществляемого балетмейстером. Но в зависимости от индивидуальных особенностей балетмейстера каждый из этапов может быть развёрнутым или наоборот сокращённым. Талант балетмейстера является отправной точкой осуществления постановочной практики, в частности её темпа, длительности и, безусловно, качества. Однако, так как степень качества таланта измеряется не только природным потенциалом, но и систематическим индивидуальным развитием, результативность балетмейстерской практики будет варьироваться в зависимости от опыта и наличия собственной базы балетмейстерских приёмов.

Сейчас профессиональному постановщику хореографических номеров и спектаклей необходимо высокое профессиональное и общее образование. Это и привело к организации соответствующих высших учебных заведений. В 1946 году в Москве, впервые в истории балета, была организована кафедра хореографии и специальное балетмейстерское отделение при Государственном институте театрального искусства имени А.А. Луначарского, возглавить которое было предложено Р.В. Захарову. Сегодня же в России существует довольно большое количество ВУЗов ведущих работу по подготовке специалистов в области хореографии. [3]

В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приёмов, хороших и годных на все времена. Художественный приём, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего, современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

Список литературы

1. Балетмейстер и коллектив [Текст]: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина. - Орёл, 2007. - 248 с.

2. Заикин, Н.И, Заикина, Н.А О танце, балете, балетмейстере и .. .[Текст] / сост.: Н.И. Заикин, Н. А. Заикина. - Орёл: Издатель А.В. Воробьёв, 2007. - 276 с.

3. Захаров, Р.В. Слово о танце [Текст] / Р.В. Захаров. - М.: «Молодая гвардия», 1977. - 160 с.

4. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце [Текст] / Ж.Ж. Новерр. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,2007. - 384 с.

1. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол.: В.И.

Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энцикл., 2001. -912 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.