Научная статья на тему 'Создание и развитие государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения'

Создание и развитие государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ / THE STATE-SOCIAL MANAGEMENT / THE SYSTEM OF MANAGEMENT / THE EDUCATIONAL INSTITUTIONAL / THE FARMS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкуров А. Ю.

По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта рассмотрены подходы к формированию и формы государственно-общественного управления образовательным учреждением, принципы становления управленческой структуры и характер взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сделан вывод о сущности и формах государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation and the development of the State Social management on the base of education institution

The ways of forming and the kinds of State-Social management of educational institution, the principles of coexistence of managemental structure and the character of the co-operation between the objects of educational process were considered on the base of the results of theoretical analysis of scientific methodical literature and forming experience. The conclusion about the essence and the forms of the State-Social management on the base of educational institutional was done.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 371:351:851

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© А. Ю. ШКУРОВ Управление образования города Пензы e-mail: achkurov@list.ru

Шкуров А. Ю. - Создание и развитие государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 869-872. - По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта рассмотрены подходы к формированию и формы государственно-общественного управления образовательным учреждением, принципы становления управленческой структуры и характер взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сделан вывод о сущности и формах государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения.

Ключевыеслова:государственно-общественноеуправление,системауправления,образовательноеучреждение, формы управления.

Shkurov A. U. - The creation and the development of the State Social management on the base of education institution // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 869-872. - The ways of forming and the kinds of State-Social management of educational institution, the principles of coexistence of managemental structure and the character of the co-operation between the objects of educational process were considered on the base of the results of theoretical analysis of scientific methodical literature and forming experience. The conclusion about the essence and the forms of the State-Social management on the base of educational institutional was done.

Key words: the State-Social management, the system of management, the educational institutional, the farms of management.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» управление муниципальными образовательными учреждениями носит демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что образование должно стать открытой системой, способствующей становлению гражданского общества, а потому требующей серьезного и заинтересованного участия самого общества в ее функционировании и развитии. Курс на развитие общественной составляющей в системе управления отраслью четко прослеживается и в приоритетном национальном проекте «Образование».

Особаязначимостьдеятельностипоформирова-нию и совершенствованию социального партнерства в образовании, обеспечению государственно-общественного характера управления образовательными системами обусловлена также:

• возникновением принципиально новых государственно-общественных отношений в системе образования;

• становлением различных профессиональных сообществ, сферы попечительства, развитием

договорных отношении в системе

общественно образования;

• ресурснойобщественной под держкой системы образования, расширением числа и усилением потенциала субъектов общественного управления ею.

Сущность государственно-общественного управления образовательным учреждением состоит в формировании и развитии новых, более демократических отношений, согласованных взаимодействий между всеми заинтересованными в качественном образовании субъектами школьной среды в решении различных вопросов функционирования и развития; предоставлении представителям общественности возможности ответственно и результативно влиять на образовательную политику, участвовать в принятии управленческихрешений,выполненииресурсообеспе-чивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

К основным признакам демократического, государственно-общественного управления школьной системой образования относятся:

• образовательная структура управления и самоуправления образованием, в которой каждый из субъектов управления располагает определенными

полномочиями (компетенцией) и вытекающей из них ответственностью;

• общественная структура управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями (компетенцией) и вытекающей из них ответственностью;

• взаимосогласованноераспределениеполномо-чий (компетенции) и ответственности между школьными и общественными субъектами управления системой образования;

• совместнаяуправленческаядеятельностьгосу-дарственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами.

Цельюгосударственно-общественногоуправле-ния образовательным учреждением является нахождение оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении школьной системой образованиявинтересахличности,общества,государ-ства Задачами государственно-общественного управления школьной системой образования являются:

• реализацияопределенныхЗакономРФ«Обоб-разовании»правработниковобразовательногоучреж-дения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением,системой образования;

• повышение эффективности государственной политики в области образования;

• удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

Субъектыдемократического,государственно-об-щественного управления образовательной системой могут иметь общее содержание деятельности по реализации функций управления:

• деятельность по обеспечению функционирования школьной образовательной системы: организация обсуждения готовящихся и принимаемых нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полной реализацией прав учащихся, родителей, работников образовательных учреждений, содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в сферу образования сил и средств юридических и физических лиц; определениенаправленийрасходованиядополнитель-ных финансовых средств и контроль за их рациональным использованием;

• содействие эффективному функционированию и развитию школьной системы образования: разработка и реализация соответствующих проектов и программ;совершенствованиесодержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и процессов управления ею; разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах школьной образовательной системы; изыскание материальных и финансовых ресурсов для

реализациипроектовмодернизацииобразовательного учреждения; участие в экспертизе образовательной деятельности и ее результатов (качества).

Государственно-общественноеуправлениеобра-зованием в образовательном учреждении развивается на основе принципов:

• законности;

• открытости и гласности;

• свободы и самодеятельности, независимости ипаритетностисубъектовгосударственно-обществен-ного управления образованием;

• целевойнаправленностидеятельностисубъек-тов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;

• согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между субъектами государственно-общественного управления образованием;

• наделения полномочиями в школьной вертикали управления сверху вниз, в общественной - снизу вверх (избирателями);

• правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении, образовательным учреждением;

• рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления образовательными системами.

Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.

Г осударственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования, то есть должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью»управления. Вариативные формы государственно-общественного управления определяются: выявленными возможностями и ре-сурснымидефицитамиобразовательногоучреждения; потенциальными формами участия общественности в управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении.

В современной образовательной практике, в педагогической публицистике понятия «общественногосударственное» и «государственно-общественное управление» встречаются с одинаковой частотой. Что это - игра слов или какое-то более серьезное противоречие? Общество создает государство как инструмент достижения собственных целей. По крайней мере, такова природа демократического общества. С другой стороны, в центре нашего внимания находится именно государственная школа, которая в логике модернизации претерпевает существенные перемены. И сегодня именно государство (в лице руководителя) выступает инициатором развития взаимодействия с обществен-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

ностью на школьном уровне. Вот и получается, что по сутиобщественно-государственноевнастоящеевремя является скорее государственно-общественным.

В истории России идея государственно-общест-венногоуправления имеет достаточноглубокие корни: епархиальныеучилищныесоветы,волостныеобщины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы. Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели много-канальноефинансирование,котороепредназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. Но дажеэто,помнениюпередовыхдеятелейобразования, было недостаточным. П. Ф. Каптерев в 1915 году говорил о наступлении общественного периода (в отличие от предшествовавших ему церковного и государственного) в развитии отечественной педагогики. «Конечно, - писал он, - общество далеко не так влиятельно в постановкеобразования,какемуподобаетбыть; физическая сила на стороне государства, а оно до сих пор стремится рассматривать народное образование как простого служителя государства и ставит его далеко не на первое место; но слишком ясно чувствуется присутствие других деятелей в этом периоде, выдвигающих другие задачи, вливающих новое содержание в прежние формы образования».

Аналогичная ситуация складывается в современной России. Перед образованием ставятся новые задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В чем специфика сегодняшней ситуации?

Правила управления образовательным учреждением требуют исполнения принципа государственнообщественного характера управления на основе создания гармоничной единой системы управления, в которой единоначалие осуществляет руководитель, а самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственной демократии и представительной демократии.

Формой непосредственной демократии является общее собрание, педагогический совет, когда в нем участвуют все педагогические работники.

Формой представительной демократии являют-сяконференция,советобразовательногоучреждения, попечительский совет, управляющий совет и другие общественный организации.

Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством

и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровойсоциальнойсредыдляучащихся.Понимание сущности государственно-общественных отношений предполагаетсогласованиеиопределениепредставле-ний о возможностях государственной составляющей и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений. Государствен-наясоставляющаяобразованиядолжнагарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования. В общественной составляющей можно выделить внутренние компоненты: внутреннее профессиональное сообщество,ученическоесамоуправлениеитакдалее-и внешние: представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурныхсообществ,фондыразвития и так далее. Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры:

• непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);

• объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);

• объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся);

• обеспечивающиесистемуобразованияопреде-лёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).

Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции ). Деятельность органов управления образованием в условиях постепенного выращивания общественной составляющей образования и управления им может строиться как совместно разделенная деятельность. При этом развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания представителей образования и социума. Среди таких рисков могут быть:

• стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями;

• опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.

Цели государственно-общественного управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результа-

товобразования.К заказчикам образовательныхуслуг можно отнести: детей, родителей, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную, региональную власть, региональную и национальную элиту с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурнообразовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития образовательного учреждения.

Современнаясистемауправленияобразованием изменяется по нескольким направлениям:

• снижается степень централизации управления образованием,

• в системе образования переходят к договорным отношениям,

• повышается роль инноваций,

• развиваютсяобщественныеинициативывсфе-ре образования,

• создаются «горизонтальные» управленческие структуры, то есть развивается сетевое взаимодействие.

Ещё одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных (и муниципальных) школ в выборе путей своегоресурсногообеспечения( центры образовательных технологий, ресурсные центры, фонды и другие структуры по поддержке образовательных инициатив и тому подобное).

Опыт последних лет показал, что не всегда и не везде можно создать «горизонтальные» управленческие структуры (например, из-за отсутствия в данный момент подходящих людей, которые могли бы войти в состав попечительского совета). Но всегда и везде есть возможность организовать диалог с местным социумом по актуальным проблемам развития образования. Организация такого диалога может рассматриваться как одно из принципиальных изменений в системе управления образованием.

Разработанныемеханизмыусиленияобществен-ного участия в управлении образованием направлены на создание кооперации общественных организаций и структур и образовательных учреждений в процессе обеспечения личностного развития учащегося как главного субъекта образовательного пространства. На каждой из ступеней образования у образовательного учреждения образования должны появиться социальные партнеры и действовать различные модели и механизмы совместного участия в формировании гражданина нашей страны.

Трудностью в процессе дальнейшего внедрения механизмов усиления общественной составляющей в управлении образованием может стать неготовность

(мотивационная, организационная, компетентност-ная)представителейобщественныхорганизацийадек-ватно включиться в процесс соуправления образова-нием.Зачастуюразличныеобщественныеорганизации функционируют параллельно с учреждениями образования и не имеют точек реального взаимодействия. Родительскаяобщественностьвсвоембольшинствене осознаетсебяпотребителямиобразовательныхуслуги не оказывает влияние на изменение их качества. Внедрение механизмов требует ломки стереотипов и изменения привычных методов управления учреждениями образования. В связи с этим процесс дальнейшего внедрения будет сопровождаться, в том числе, и психологическими трудностями приобретения руководителями новых управленческих компетенций.

Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управления всехуровней, направленную на организацию функционирования и развитиясистемыобразования,топодгосударственно-общественным мы предлагаем понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Система государственно-общественного управления (ГОУ) образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного (муниципального) управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественногоуправленияобразованием;процедуры и механизмы их взаимодействия.

Таким образом, в реформировании в России основной акцент делается на изменение форм взаимодействия школы, государства и общества, изменение финансового статуса школы, активизацию инновационной деятельности школы как источника её развития, обеспечивающего конкретный образовательный результат, определениенормкачествапедагогической деятельности в отношении формирования социальных критериев качества образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 377 с.

2. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. М.: ВЛАДОС, 2001. 192 с.

3. Саенко Т.В. Профессионализация управленческой деятельности // Народное образование. 2007. № 7. С. 69-70.

4. Саенко Т.В. Государственно-общественное управление муниципальной образовательной системой. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.