ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 371:351:851
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© А. Ю. ШкуРОВ гимназия № 42 (г. Пенза) e-mail: [email protected]
Шкуров А. Ю. - Проблемы организации и оптимизации государственно-общественного управления на уровне общеобразовательного учреждения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1125-1128. - В статье рассматривается локализация механизмов организации и функционирования государственно-общественного управления на уровне общеобразовательного учреждения. Дано авторское определение государственно-общественному управлению школой, определены уровни его функционирования. Сформулированы основные организационно-педагогические условия эффективного функционирования государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении.
ключевые слова: государственно-общественное управление образованием; демократизация образования; соуправление, самоуправление; механизмы организации и оптимизации государственно-общественного управления образованием.
Shkurov A. U. - Problems of organization and optimization of state-public management at the educational institution level // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1125-1128. - The article deals with the localization of mechanisms of state-public management organization and functioning at the educational institution level. The author gives a definition of state-public management of a school, defines the levels of its functioning. The basic organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of state-public management in an educational institution are formulated.
Keywords: state-public management of education; democratization of education; co-management; self-management; organization and optimization mechanisms of state-public education management.
Современная Россия переживает непростой период становления гражданского общества. В сознании многих граждан государство и общество, государство и народ, государство и страна до сих пор неразделимы. Рассмотрение государства как некоего института, нанимаемого гражданским обществом для решения ряда общих проблем (типичного для либерального сознания), является пока мало распространенным в нашей стране. В системе образования встреча государственных ведомств с обществом происходит непосредственно и каждодневно, в массовых масштабах, что делает сферу образования одним из важнейших пространств поиска оптимального сочетания государственного и общественного начал. Одновременно система образования является наиболее мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, и от нее во многом зависят темпы развития гражданского общества в стране. именно в школе может складываться (или не складываться) первый опыт гражданского поведения и самосознания. То есть речь
в данном случае идет не просто о новой идеологии и технологии внутришкольного правления, а о вкладе в решение большой общенародной задачи развития России как свободной и сильной страны свободных и ответственных граждан.
Сейчас появилась благоприятная почва для появления общественных институтов на поле образовательной политики. граждане, юридические лица, общественные организации учатся формировать заказ на образовательные услуги, на стандарты образования и требовать их исполнения. Все чаще фиксируется заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями. Однако необходим переход от локальных прецедентов эффективной практики к широкой инсти-туциализации механизмов общественного участия в управлении образованием на всех уровнях.
Опыт стран с развитой системой государственнообщественного управления (гОу) образованием показывает: участие родительской и иной общественности в управлении школой оказывается и педагогически, и
экономически, и управленчески весьма эффективным. В законодательных документах и в научных публикациях за рубежом подчеркивается, что участие различных групп населения и школьного сообщества в управлении образованием рассматривается как: 1) один из важных путей демократизации системы управления образованием; 2) имеющее важное педагогическое значение для подготовки учащихся к участию в жизни демократического общества, «обучения» демократии.
Целью государственно-общественного управления образованием большинство авторов называет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и государства. Задачи ГОУ: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса. В структуру гОу включаются административные системы управления образованием, реализующие государственную образовательную политику, общественно-педагогическое сообщество с его органами самоуправления, институты и организации гражданского общества, ориентированные или специализирующиеся на проблемах образования и вырабатывающие гражданскую образовательную политику, а также образовательное детско-молодежное сообщество. Развитость ГОУ связана со степенью развитости названных компонентов и уровней взаимодействия между ними.
Ни одно из найденных в научной литературе определений государственно-общественного управлении образованием (ГОУО) нам не представилось оптимальным, схватывающим суть гОуО в его обращенности к конечной цели - гармонизации личностного развития школьников. Ведь очевидно, что смысл любой реформы в образовании в том, что она дает конкретной личности взрослеющего человека. «Человеческое измерение» образования, персонификация как ключевой его принцип признаны сегодня в отечественной педагогике абсолютными приоритетами.
Мы предлагаем следующее определение: государственно-общественное управление образовательным учреждением - это тип конвенционального взаимодействия в управленческой деятельности государственных и общественных субъектов образования, который, повышая уровень качества образования, в то же время актуализирует интегративный воспитательный и социализационный потенциал образовательного процесса.
На наш взгляд, уникальная особенность ГОУО в его мощном развивающем потенциале не только в отношении младших участников образовательного процесса - школьников, но и в отношении других, «взрослых» участников. Миссия ГОУО не только в повышении качества образования, но и в том, что оно является эффективнейшим средством построения гражданского общества. На личностном уровне это
проявляется в развитии и соразвитии всех субъектов образования (и детей, и взрослых) как активных субъектов, инициаторов и акторов социального развития. Речь идет в данном случае о гражданской социализации, но не только о ней. Интегративность, комплексность воспитательного и социализирующего влияния школы, существующей в режиме ГОУ, безусловно благотворны для развития всех компонентов личности школьника.
Среди множества называемых разными авторами, мы считаем важнейшими следующие принципы ГОУО: гуманизации, интегративности, дополнительности, партисипативности (и как его версификация - принцип «командности»), культуросообразно-сти, скалярности целеполагания, конвенциональности и транспарентности.
Сегодня четкое распределение полномочий и сфер ответственности определяется для государственной ветви управления образованием на всех уровнях, для общественной ветви такого четкого распределения нет. Но наметилась тенденция: наибольшими властными полномочиями, максимально определенными по объекту, ресурсам и ожидаемым эффектам управления, обладает общественная составляющая на уровне отдельного образовательного учреждения (ОУ), поскольку именно на этом уровне происходит наиболее массовое, повседневное и наиболее реальное, зримое взаимодействие государственных и общественных субъектов управления. Кроме того, по законам функционирования саморазвивающихся систем, где самые сильные и наиболее эффективные связи находятся на младших иерархических уровнях, резонансное воздействие на них объективным порядком обеспечивает динамику системного развития лучшую, чем директивные мероприятия на старших уровнях.
Важнейшей целью в общем контексте модернизации российского образования должна быть сегодня полномасштабная реализация принципа демократического, государственно-общественного характера управления образовательным учреждением, повышение открытости, прозрачности, социальной ответственности и инвестиционной привлекательности образовательного учреждения на основе эффективных форм участия институтов гражданского общества в управлении образованием.
Мы выделяем следующие уровни функционирования государственно-общественного управления на уровне школы: социально-психологический (мотивационный), нормативно-правового обеспечения, организационно-координационный; социально-педагогический; личностный. Соответственно, подцелями к общей, сформулированной выше, цели можно считать:
- на социально-психологическом уровне: определение способов мотивации и фасилитации активности всех субъектов управления в режиме государственно-общественного управления;
- на уровне нормативно-правового обеспечения: разработка и утверждение нормативно-правового поля, обеспечивающего полноценную деятельность различных форм ГОУ;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
- на организационно-координационном уровне: согласование интересов и компетенций, функций и ответственности субъектов государственной и общественной составляющей управления по достижению целей ОУ;
- на социально-педагогическом уровне: актуализация интегративного социализационного потенциала образовательного процесса в ОУ через потенциал государственно-общественного управления;
- на личностном уровне: высокий уровень гражданского воспитания учащихся; развитие социальной активности и активной гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса.
Демократизация, как механизм ГОУО, безусловно, неразрывна с таким образовательным трендом, как гуманизация, которую мы понимаем как процесс овладения культурой формирования достоинства человека, его личностной ценности, автономии, независимости. Два эти процесса - демократизации и гуманизации - в совокупности являются базовыми механизмами появления и эффективного функционирования ГОУО. их мы обозначаем как механизмы первого порядка, социальное партнерство можно отнести к механизмам второго порядка, а составленный нами и представленный ниже ряд частных механизмов - третьего порядка.
Представим ряд частных механизмов, создание или актуализация которых необходимы при организации и оптимизации ГОУ на уровне образовательного учреждения:
- развитие неуправленческих форм сотрудничества школы и общественности, что является необходимой предпосылкой постепенного вовлечения общественности в решение управленческих задач. В частности, эффективной может быть разработка и реализация социальных проектов, когда школа инициирует объединение усилий школы и общества для решения образовательных и социокультурных проблем. При этом необходима должная ресурсная поддержка инициативных проектов.
- Организация мониторинга образовательных потребностей населения и степени его готовности к развитию самоуправления. Выявление самоорганиза-ционного потенциала общества, существующих форм активности и инициативы общественности в образовании, их фасилитация, и создание благоприятных условий для их проявления, институализации.
- Нормативное закрепление инициации общественного участия в управлении образованием. Само-регулируемое сообщество должно разработать и использовать необходимые инструменты и процедуры соблюдения каждым субъектом принятых норм. Сейчас действующие нормы, относящиеся к общественному участию в управлении, имеют необязательный характер (на языке юристов - «не императивный, но факультативный»). У общественности должны быть полномочия по принятию решений, в т. ч. в вопросах распределения ресурсов и кадровой политики. Необходимо также наличие четкой границы компетенций всех управленцев, органов соуправления и самоуправления.
- Дебюрократизация управления системой образования; нахождение адекватного языка для привлечения общественного участия в управлении образованием, «перевод тяжеловесных понятийных конструкций, свойственных системе образования, на более понятный и доступный язык для всех субъектов ГОУ-си-стемы» [1]. Поиск и отработка методики общественного обсуждения проблем образования.
- Разработка: системы информирования общественности (публичная отчетность всех уровней, сайты, публикации в СМИ, прямые рассылки, встречи); системы общественного наблюдения (участие представителей общественности в качестве наблюдателей в процедурах итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов и учителей и др.); системы общественного контроля (участие общественности в процедурах лицензирования и аккредитации ОУ, в рассмотрении предложений, заявлений, рекламаций граждан, в мониторинге программ и проектов). От качества общественного участия зависит четкость и полнота социального заказа образованию, возможность комплексной объективной оценки результатов его реализации.
- Формулировка ясных целей и единство в со-управлении. Управленческий резонанс возникает только при условии, когда видение проблемы у всех участников управляемого процесса близки или совпадают. Коллективная интенциональность, считает П. Н. Гапо-нюк, наделяет объект статус-функцией, вследствие чего объект институционализируется [2]. В нашем случае, вследствие появления единых четко сформулированных целей (коллективной интенциональности) должны институализироваться формы общественного участия в управлении ОУ. Одна из важных целей, способных объединить органы ГОУ, на наш взгляд, -обучение личности гражданскому действию и навыкам общественной самоорганизации, воспитание у нее ценностей гражданственности, патриотизма, позитивной общественной деятельности, благотворительности и социально ответственной инициативы.
- Организация дополнительной социально-психологической и менеджерской подготовки руководителей образовательных учреждений в контексте ГОУ, в том числе - повышение их маркетинговой компетентности для согласования возможностей организации (ее внутренней среды) с потребностями клиентов (требованиями внешней среды).
- Развитие самоуправления в педагогическом коллективе. Педсовет как орган самоуправления часто действует лишь на уровне совещательного органа при директоре школы. Методические объединения, ассоциации педагогов тоже могут и должны выполнять в школе не только согласительно-совещательные функции. Необходимо развитие гражданского самосознания педагогического сообщества.
- Вовлечение родителей в процесс соуправле-ния школой по алгоритму: изучать - информировать -объединять - очерчивать пределы взаимодействия и влияния на школьные процессы - делегировать права в пределах компетенции и одновременно акцентировать обязанности.
- Развитие современных форм ученического самоуправления в соответствии с культурно-историческим контекстом и на основе реального привлечения учащихся (с наделением конкретными полномочиями) к решению вопросов организации образовательного процесса, жизни школы.
- Создание системы обучения общественных управляющих по актуальным вопросам образовательной политики в области содержания образования, нормативно-правового регулирования сферы образования, экономики образования, поддержки инноваций.
- Делегирование представителей системы образования в общественные объединения и другие негосударственные структуры (объединения предпринимателей, творческие союзы и др.).
- Внедрение в процессы создания и развития коллективных субъектов ГОУ технологии «тимбилдинга» (team-building), основными задачами которой являются развитие позитивных внутренних отношений в коллективе, чувства уверенности в себе и в членах команды, развитие инициативы и общее поднятие командного духа. главный эффект этой технологии -отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности каждого. В качестве объекта обучения по технологии «тимбилдинга» необходимо рассматривать весь состав определенного органа гОу (управляющего совета, попечительского совета и др.) как команду, осуществляющую стратегическое управление школой.
- диссеминация (распространение опыта деятельности) от субъектов соуправления гОу школы, у которых фиксируется высокая степень развития соуп-равленческих механизмов, другим субъектам школьного соуправления. При этом должны использоваться все каналы диссеминации: информационные, коммуникационные, обучающие, экспертные.
- Отработка рефлексивной практики в управлении, в том числе - разработка системы мониторинга деятельности органов гОу.
Организация гОу в образовательном учреждении может быть облегчена наличием следующих факторов: поддержка новых форм управления со стороны региональных и местных органов власти; понимание перспективности этих форм со стороны руководства школы; наличие прецедентов диалога между выразителями гражданского заказа на образование и субъектами системы образования в муниципальной системе образования; наличие у школы опыта эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнерами (шефами, спонсорами); наличие реальных достижений в ученическом самоуправлении; эффективная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.
Нами, кроме механизмов, определены также условия эффективного функционирования гОу в общеобразовательном учреждении: акцент на развитии социально-психологического уровня государственно-общественного управления; функционирование
общеобразовательного учреждения в режиме модели общественно-активной школы; личностная направленность управленческой деятельности; развитие современных форм ученического самоуправления; мониторинг изменений государственно-общественных отношений в управлении ОУ.
Анализ подходов разных авторов к оценке эффективности управления школой и собственное видение проблемы позволили нам заключить, что выводы об эффективности функционирующей в образовательном учреждении системы ГОУ должны основываться на комплексе критериев: воспитательном, образовательном, социальном. именно в комплексе этих критериев можно судить о синергетической эффективности взаимодействия государственных и общественных начал в управлении общеобразовательной школой. Кроме того, необходима оценка эффективности функционирования каждого из выделенных нами уровней ГОУ - социально-психологического, нормативно-правового обеспечения, организационнокоординационного; социально-педагогического; личностного. Оценка производится в данном случае исходя из достижения целей, определенных для каждого уровня.
Среди позитивных эффектов деятельности органов ГОУ в руководимой нами школе можно назвать следующие: взаимообогащение образовательной и социокультурной среды; повышение информированности общественности о деятельности школы; расширение круга социальных партнеров школы; повышение мотивации общественности к деятельности по улучшению школы; привлечение дополнительных ресурсов (не только финансовых, но и информационных, организационных, культурных и пр.); создание условий для участия общественности в принятии решений по ключевым вопросам развития школы; осознание и повышение ответственности общественности за результаты образования; повышение объективности оценивания школы; улучшение имиджа ОУ; гармонизация взаимоотношений субъектов образовательного процесса. ГОУО формирует ситуацию атмосферы доверия и повышения социальной сплоченности в школьном сообществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попов Н. Д. Организационно-педагогические условия реализации принципа государственно-общественного управления в образовательном социуме региона (на примере ЯНАО). Дис. ... канд. пед. наук Тобольск, 2006. 181 с.
2. Гапонюк П. Н. Институциональная методология управления модернизацией современной системы образования. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук М., 2011. 50 с.
3. Саенко Т. В. Государственно-общественное управление муниципальной образовательной системой. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. 188 с.