УДК 376.1(470.324)
Щетинина Наталья Михайловна
Воронежский государственный технический университет
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
В данной статье рассматривается проблема организации образовательных учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края. Возникшие инновационные процессы на местах были вызваны новыми тенденциями в системе общественного призрения, в центральном управлении. Первая школа для слепых детей в Центральном Черноземье была открыта в конце XIX века. Активное содействие в устройстве заведений оказывали местные благотворители. Вопрос открытия образовательных организаций для глухих был решён в первой половине XX века. Созданные институты осуществляли профессиональную подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья и оказывали помощь в социальной адаптации. В статье делается вывод о том, что школы для глухих и слепых детей послужили прототипами учреждений инклюзивного образования, формирующихся на современном этапе.
Ключевые слова: дети-инвалиды, слепые, глухие, благотворительность, образование, прототип, Воронежская губерния, конец XIX - первая половина XX века.
Забота о социально незащищённых слоях населения на протяжении истории являлась одним из приоритетных направлений деятельности государства. Создание учреждений общественного призрения входило в круг обязанностей светских и церковных институтов. Подтверждением тому служили такие учреждения, как Патриарший приказ, органы общественного призрения, капитулы, братства, церковно-приход-ские попечительства. Активное участие в решении обозначенной проблемы принимали представители частной благотворительности. Ведущую роль указанные социальные институты приобретали в устройстве детей-инвалидов. Важные шаги в организации жизни и образования указанной категории детей были сделаны в XIX веке. Обозначенная проблематика находит отражение в работах таких исследователей, как Н.Н. Малофеев, Б.В. Белявский, Н.Ф. Басов, М.Ф. Фирсов.
Масштабное открытие и деятельность учреждений для детей-инвалидов на территории Российской империи относится к концу XIX века. Примером тому являлась Воронежская губерния. В рамках региональной истории указанная проблема отражена в трудах исследователей Ю.В. Пыль-нева, С.А. Рогачёва, Б.А. Ершова, П. А. Попова.
Огромная заслуга в устройстве детей-инвалидов принадлежала жене императора Павла I, Марии Фёдоровне. Человеческие качества императрицы и долг супруги царствующего монарха способствовали открытию и функционированию учреждений для обучения слепых и глухих. По инициативе императрицы были организованы многие филантропические заведения для детей. «В 1881 г. открывается Попечительство для слепых. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц...» [11, с. 113-114]. В конце XIX века в целом ряде городов России действовали училища для обучения контингента с особенностями здоровья.
Примеру столицы в организации подобных учреждений следовали провинциальные города, в частности Воронеж: «В 1887 г. Воронежское отделение Мариинского попечительства для призрения слепых открыло приют для слепцов и училище для слепых детей» [10, с. 359]. «Главными основателями местного попечительства приюта и училища слепых были в 1887 г. ревизор губернского акционерного управления П. П. Вейнбер и купец
A.Н. Клочков, которые пожертвовали для призрения незрячих свои усадьбы. С 1895 г. в попечительство входил промышленник-благотворитель
B.Г. Столль. В здании находились: спальни для мальчиков и девочек, классные комнаты, библиотека, медицинский изолятор. При учреждении располагалась церковь Марии Египетской. В 1913 г. здесь жили и учились 72 воспитанника. Впоследствии, до эвакуации 1941 г., училище действовало под названием «школа слепых» [9, с. 284].
Согласно отчёту о состоянии Воронежского училища слепых детей от 1898 г., «к 1-му января 1898 года в училище состояло 29 детей (20 девочек и 9 мальчиков. По месту рождения дети распределяются следующим образом: 29 уроженцев Воронежской губернии и 1 Тамбовской). По происхождению все дети из крестьян. В училище было младшее и старшее отделение... где воспитанники обучались щёточному и корзиночному плетению..» [3, с. 104-105]. В отчёте отмечали особые успехи в музыке, поскольку пению учили исключительно по слуху. В училище имелось 2 хора. Один состоял из воспитанниц ремесленного отделения. Девушки прекрасно исполняли произведения, потому были приглашены для пения в одну «.. .из городских церквей за плату; другой (хор) состоит из младших воспитанников и воспитанниц и поют пока в училище во время всенощной.» [3, с. 105]. Организация трудового обучения и досуга являлась неотъемлемой частью жизни воспитанников. В 1912 г. «в училище обучалось 58 человек, а к 1 января 1913 г. числилось 72 ученика (43 маль-
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Щетинина Н.М., 2019
30
чика и 29 девочек)» [4, с. 359]. Обучение «...продолжалось не менее 5 лет и не более 8 лет. Попечительство имело право удалить ребенка, если обучение не приносило пользу. его развитию. или пагубно влияло на поведение других воспитанников» [3, с. 128]. За обучение детей родители или попечители обязаны были вносить оплату. Детей из бедных семей принимали на обучение бесплатно. По окончании училища Воронежское отделение Попечительства о слепых продолжало заниматься устройством подопечных. В частности было создано «общежитие слепых работниц» [3, с. 130] Основная цель данного структурного элемента попечительства заключалась в дальнейшей адаптации к новым условиям социума, за пределами училища.
Несмотря на ограничения по здоровью, воспитанниц приучали к порядку и дисциплине, для этого попечительство разработало «Временные правила для общежития слепых работниц в Воронеже». Нарушение предписаний могло завершиться исключением из общежития, при этом администрация не учитывала наличие ограничений по здоровью. Стоит указать, что подобные нормы позволяли воспитаннику понять, что общество требует от личности соблюдения и выполнения социальных норм, за нарушение которых следуют санкции. Последнее применяется к любому гражданину вне зависимости от состояния его здоровья. Члены попечительства понимали сложности, которые слепые девушки будут испытывать в своей жизни, потому учреждение обязалось оказывать помощь в устройстве быта своим выпускницам. Девушкам не только предоставляли общежитие на неопределённый срок, но и старались устроить в «благонравное семейство или ремесленные заведения» [3, с. 130]. Если удавалось найти подходящее место, то девушке выдавалось имущество и инструменты для того, чтобы подопечная могла продолжить работу. Таким образом, она могла обеспечивать себя и приносить доход в семью, которая приняла её на постоянное место жительства. Наряду с функцией социального контроля, снабжения материалами и инструментами для работы, попечительство заботилось о продаже изделий слепых девушек. Проживающие в общежитии воспитанницы занимались не только трудовой деятельностью, за что получали жалование, но и организовывали досуг. К числу наиболее распространённых занятий относились хоровое пение, вязание, чтение религиозных книг, написанных шрифтом Брай-ля. Девушки принимали участие в музыкальных мероприятиях и участвовали в театральных постановках. Вырученные средства использовались на организацию и устройство быта проживающих в общежитии подопечных.
Большой вклад в устройство жизни и быта внёс упомянутый выше крупнейший промышленник
и филантроп г. Воронежа Вильгельм Германович Столль (1842-1924). Находясь в должности попечителя училища слепых, он с большой долей ответственности подходил к исполнению возложенных на него обязанностей. Благодаря организаторским качествам Столля стало возможным проведение выставок и продажа изделий слепых детей. Одним из мест реализации был «... специальный магазин, открытый в доме брата Вильгельма - Карла». Кроме того, «работа в попечительстве сближает Вильгельма Германовича с отзывчивой, разделяющей его помыслы женщиной (Анна Григорьевна Айдарова) - старшей учительницей училища слепых. Женщина становится его супругой. Столли берут на воспитание в семью сначала двух, а затем ещё и трёх слепых девушек» [8, с. 319]. После смерти супруги В.Г. Столль переезжает на дачу в ст. Графское, где открывает приют - училище для слепых провинциальных девушек, приглашённых из разных уездов губернии. Для своих подопечных он приглашал преподавателей из Петербурга для обучения девушек массажу, вязанию и пению. Здесь слепые девушки давали концерты и ставили спектакли [8].
Активное участие в организации жизни людей с ограниченными возможностями здоровья принимала провинциальная православная церковь. «В 1898 году совет попечительства. направил в Воронежскую духовную консисторию прошение об установлении в церквях кружечного сбора, пожертвований в пользу слепых. В прошении говорилось, что в России числиться 25 0000 слепых. Попечительство обращается с просьбой пожертвовать кто сколько может на благое дело» [7, с. 74-75].
Наряду с заботой о слепых, осуществлялась помощь глухим детям, открывались специальные учреждения для них. Идея создания первого подобного учреждения также принадлежала императрице Марии Фёдоровне. В 1806 г. было открыто первое в России училище для глухонемых в г. Павловске, дворцовом пригороде Санкт-Петербурга. Императрица приглашала в качестве учителей иностранных специалистов. В России предстояло организовать учреждения, где обучали педагогов для работы с детьми-инвалидами. Затем учреждение было переведено из г. Павловска в г. Санкт-Петербург. Выпускник школы Иван Карлович Арнольд в XIX веке был основателем первой школы для глухих в Москве. Учреждение в дальнейшем было переименовано в Арнольдо-Третьяковское училище, по фамилии богатого мецената Третьякова.
С целью успешной социализации, в процессе обучения акцентировали внимание на развитии трудовых навыков, поскольку владение ремеслом позволяло обеспечить себя заработком. В учебном заведении действовали токарная, сапожная мастерские и типография. В женском отделении девочек учили шить. В конце XIX века создаётся специали-
ВестникКГУ^ № 1. 2019
31
зированное структурное подразделение: «В 1898 г. создаётся Попечительство Императрицы Марии Фёдоровны для глухонемых. Его цель - учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир. С 1897 по 1907 гг. количество школ для глухонемых увеличилось с 19 до 60, где обучалось всего 2 777 человек.» [4, с. 113-114]. Проблема создания школ для обучения глухих детей приобрела актуальность для отдельных губерний, в числе которых оказалась Воронежская губерния. Согласно отчёту о Съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшемся в Москве с 27 по 31 декабря 2010 г., «председатель организационного комитета Съезда Ф.А. Рау сообщает, что делегат Воронежского отдела Общества охранения народного здравия А.С. Грейденберг просит Совет высказать своё авторитетное мнение о необходимости открытия в Воронеже училища глухонемых и официально сообщить постановление Съезда Воронежскому отделу. Съезд вынес следующую резолюцию: "Заслушать постановление собрания Воронежского отдела Общества охранения народного здравия и сделать постановление о составлении петиции в Государственную думу о введении в России всеобщего обучения глухонемых - Съезд приветствует Воронежский отдел Общества народного здравия как общество, идущее навстречу пожеланиям Съезда, и выражает своё искреннее сочувствие» [5, с. 96].
Открытие учреждений для обучения глухих детей в Центральном Черноземье произошло после Октябрьской революции 1917 года.
В Справочнике от 1925 года об учреждениях в г. Воронеже указаны: «Школа-коммуна глухонемых детей», располагавшаяся по адресу ул. Средне-Московская, д. 24, и «Школа-коммуна для слепых детей», по адресу ул. Плехановская, д. 28 [2, с. 63]. В 1932 г. в городе Павловске Воронежской области была образована Павловская школа-интернат для глухих детей (приказ № 108/4 от 07.09.1932 г.), которую в 1933 году разделили на две: школу слепых и школу глухонемых. В 1941 году школу эвакуировали в Кустанайский край. В 1948 г. её вновь восстановили в Павловске. В разное время здесь учились дети от 7 до 19 лет из Калужской, Тюменской областей, Дагестана, Чечни и Казахстана. В настоящее время - общеобразовательное учреждение Воронежской области «Павловская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [6]. Приведённые данные свидетельствуют, что создание в России учреждения для обучения детей-инвалидов были необходимой мерой, поскольку имели ключевое значение для их дальнейшей жизни в обществе. На основании вышеизложенного можно выделить особенности учреждений для детей-инвалидов в конце XIX -начале XX века: 1) обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) ор-
ганизация досуга обучающихся и выпускников; 3) внедрение в социальную практику труда людей, которые имеют особенности в развитии; 4) создание образовательных учреждений и мест проживания для подопечных; 5) осуществление контроля за качеством жизни воспитанников; 6) привлечение в качестве источников дохода частных пожертвований, прибыли от продажи изделий тружеников-инвалидов.
В первой половине XX века к вопросу устройства детей-инвалидов подходили так же ответственно. Распоряжением правительства в послевоенные годы были восстановлены учреждения для обучения инвалидов, которые были построенные в период императорской России, созданы новые типы учреждений на местах. Продолжалась работа в направлении организации досуга инвалидов и дальнейшего их трудоустройства.
Из вышеуказанного следует, что первые учреждения для обучения детей-инвалидов возникли на территории России в первой половине XIX века. В провинции, в частности Воронежской губернии, внедрение опыта работы с детьми-инвалидами приходится на конец XIX - начало XX века. Специальные учреждения позволяли детям-инвалидам получать не только знания, но и будущую профессию. В свою очередь работа приносила человеку возможность получить средства для жизни. Благотворительные организации продолжали оказывать помощь выпускникам и принимали активное участие в дальнейшем устройстве их жизни и быта.
Подобные учреждения существуют в Центральном Черноземье до настоящего времени. Прежде чем дети с ограниченными возможностями здоровья придут в школу, техникум или вуз, они учатся жить в организованных условиях, поскольку психика «особенного ребёнка» очень ранима. Поэтому специализированные детские сады и школы подготавливают детей к обучению со сверстниками и жизни в социуме.
Опыт учреждений, созданных в конце XIX века, заимствовали образовательные организации в XXI веке. Модернизация указанных выше особенностей способствовала развитию целого направления в образовании, которое получило название «инклюзия».
Библиографический список
1. Благотворительность в России и государственная политика / С. С. Сулакшин, Д.В. Бачурин, М.В. Вилисов и др. - М.: Наука, 2013. - 224 с.
2. Воронеж в кармане. Справочная книжка на 1925 г. - Воронеж: Изд. Воронеж. агентства гос. контроля «Двигатель», 1925. - 86 с.
3. Документы (постановление, сведения, переписка) о деятельности Воронежского попечительного о бедных комитетах 10 сентября 1898 - 27 апреля 1900 гг. // Государственный архив
32
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
Воронежской области (ГАВО). - Ф. И-19. - Оп. 1. -Д. 1708. - Л. 104-130.
4. Ершов Б.А. Русская православная церковь и светская власть в Воронежской губернии в XIX -начале XX века. - Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010. - 167 с.
5. Отчёт о съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшемся в Москве с 27 по 31 декабря 1910 г. // Вестник попечительства Государыни Императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых. - 1912. - № 3-4. -С. 90-96.
6. Павловская школа-интернат для слабослышащих детей отметила 85-летие [Электронный ресурс] // РИА «Воронеж». - Режим доступа: https:// riavrn/ru (дата обращения: 21.11.2018).
7. Памяти Преосвященного Иосифа, Епископа Михайловского // Воронежские епархиальные ведомости (неофициальная часть). - 1902. - № 9. -С. 56-63.
8. Попов П.А. Немецкая фамилия Столль в Воронеже // Русская провинция. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд-во, 1995. - С. 309-327.
9. Попов П.А., Рылева А.Н. Улица Плехановская, д. 29 // Историко-культурное наследие Воронежа. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2000. - С. 384-386.
10. Пыльнев Ю.В., Рогачев С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 1999. -528 с.
11. Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
References
1. Blagotvoritel'nost' v Rossii i gosudarstvennaya politika / S.S. Sulakshin, D.V. Bachurin, M.V Vilisov i dr. - M.: Nauka, 2013. - 224 s.
2. Voronezh v karmane. Spravochnaya knizhka na 1925 g. - Voronezh: Izd. Voronezh. agentstva gos. kontrolya «Dvigatel'», 1925. - 86 s.
3. Dokumenty (postanovlenie, svedeniya, perepiska) o deyatel'nosti Voronezhskogo popechitel'nogo o bednyh komitetah 10 sentyabrya 1898 - 27 aprelya 1900 gg. // Gosudarstvennyj arhiv Voronezhskoj oblasti (GAVO). - F. I-19. - Op. 1. -D. 1708. - L. 104-130.
4. Ershov B.A. Russkaya pravoslavnaya cerkov' i svetskaya vlast' v Voronezhskoj gubernii v XIX - nachale XX veka. - Voronezh: GOU VPO «Voronezhskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet», 2010. - 167 s.
5. Otchyot o s"ezde deyatelej po vospitaniyu, obucheniyu i prizreniyu gluhonemyh, sostoyavshemsya v Moskve s 27 po 31 dekabiya 1910 g. // Vestnik popechitel'stva Gosudaryni Imperatricy Marii Fyodorovny o gluhonemyh. - 1912. - № 3-4. - S. 90-96.
6. Pavlovskaya shkola-internat dlya slaboslyshashchih detej otmetila 85-letie [EHlektronnyj resurs] // RIA «Voronezh». - Rezhim dostupa: https:// riavrn/ru (data obrashcheniya: 21.11.2018).
7. Pamyati Preosvyashchennogo Iosifa, Episkopa Mihajlovskogo // Voronezhskie eparhial'nye vedomosti (neoficial'naya chast'). - 1902. - № 9. - S. 56-63.
8. Popov P.A. Nemeckaya familiya Stoll' v Voronezhe // Russkaya provinciya. - Voronezh: Central'no-CHernozyomnoe izd-vo, 1995. - S. 309-327.
9. Popov P.A., Ryleva A.N. Ulica Plekhanovskaya, d. 29 // Istoriko-kul'turnoe nasledie Voronezha. -Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya CHernozyomnogo kraya, 2000. - S. 384-386.
10. Pyl'nev YU.V., Rogachev S.A. Istoriya shkoly i narodnogo prosveshcheniya Voronezhskogo kraya. XVIII - nachalo XX veka. - Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya CHernozyomnogo kraya, 1999. - 528 s.
11. Firsov M.V. Istoriya social'noj raboty v Rossii. - M.: VLADOS, 1999. - 256 s.
Вестник Kry^J № 1. 2019
33