Научная статья на тему 'Создание и деятельность учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края в конце XIX - первой половине XX века'

Создание и деятельность учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края в конце XIX - первой половине XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СЛЕПЫЕ / ГЛУХИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОТОТИП / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / С КОН. XIX ПО 1-Ю ПОЛ. XX ВВ / DISABLED CHILDREN / BLIND / DEAF / CHARITY / EDUCATION / PROTOTYPE / VORONEZH PROVINCE / LATE 19TH CENTURY TO 1ST HALF OF 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щетинина Наталья Михайловна

В данной статье рассматривается проблема организации образовательных учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края. Возникшие инновационные процессы на местах были вызваны новыми тенденциями в системе общественного призрения, в центральном управлении. Первая школа для слепых детей в Центральном Черноземье была открыта в конце XIX века. Активное содействие в устройстве заведений оказывали местные благотворители. Вопрос открытия образовательных организаций для глухих был решён в первой половине XX века. Созданные институты осуществляли профессиональную подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья и оказывали помощь в социальной адаптации. В статье делается вывод о том, что школы для глухих и слепых детей послужили прототипами учреждений инклюзивного образования, формирующихся на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of charitable institutions in the territory of Voronezh land in the late 19th - the early 20th centuries

The article is devoted to the problem of creation of educational establishments for children with special needs in the territory of Voronezh land. New tendencies in the development of central administration and public assistance evoked intra-local innovative processes. The first school for blind children in the Central Black-Soil Region was founded in the late 19th century. Local charity had helped greatly to create the educational establishment. The first half of the 20th century saw the beginning of education for the deaf. These institutions were to conduct training for children with special needs and facilitate their social adaptation. The article concludes that the schools for blind and deaf children have served as a model for the contemporary system of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Создание и деятельность учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края в конце XIX - первой половине XX века»

УДК 376.1(470.324)

Щетинина Наталья Михайловна

Воронежский государственный технический университет

[email protected]

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

В данной статье рассматривается проблема организации образовательных учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края. Возникшие инновационные процессы на местах были вызваны новыми тенденциями в системе общественного призрения, в центральном управлении. Первая школа для слепых детей в Центральном Черноземье была открыта в конце XIX века. Активное содействие в устройстве заведений оказывали местные благотворители. Вопрос открытия образовательных организаций для глухих был решён в первой половине XX века. Созданные институты осуществляли профессиональную подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья и оказывали помощь в социальной адаптации. В статье делается вывод о том, что школы для глухих и слепых детей послужили прототипами учреждений инклюзивного образования, формирующихся на современном этапе.

Ключевые слова: дети-инвалиды, слепые, глухие, благотворительность, образование, прототип, Воронежская губерния, конец XIX - первая половина XX века.

Забота о социально незащищённых слоях населения на протяжении истории являлась одним из приоритетных направлений деятельности государства. Создание учреждений общественного призрения входило в круг обязанностей светских и церковных институтов. Подтверждением тому служили такие учреждения, как Патриарший приказ, органы общественного призрения, капитулы, братства, церковно-приход-ские попечительства. Активное участие в решении обозначенной проблемы принимали представители частной благотворительности. Ведущую роль указанные социальные институты приобретали в устройстве детей-инвалидов. Важные шаги в организации жизни и образования указанной категории детей были сделаны в XIX веке. Обозначенная проблематика находит отражение в работах таких исследователей, как Н.Н. Малофеев, Б.В. Белявский, Н.Ф. Басов, М.Ф. Фирсов.

Масштабное открытие и деятельность учреждений для детей-инвалидов на территории Российской империи относится к концу XIX века. Примером тому являлась Воронежская губерния. В рамках региональной истории указанная проблема отражена в трудах исследователей Ю.В. Пыль-нева, С.А. Рогачёва, Б.А. Ершова, П. А. Попова.

Огромная заслуга в устройстве детей-инвалидов принадлежала жене императора Павла I, Марии Фёдоровне. Человеческие качества императрицы и долг супруги царствующего монарха способствовали открытию и функционированию учреждений для обучения слепых и глухих. По инициативе императрицы были организованы многие филантропические заведения для детей. «В 1881 г. открывается Попечительство для слепых. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц...» [11, с. 113-114]. В конце XIX века в целом ряде городов России действовали училища для обучения контингента с особенностями здоровья.

Примеру столицы в организации подобных учреждений следовали провинциальные города, в частности Воронеж: «В 1887 г. Воронежское отделение Мариинского попечительства для призрения слепых открыло приют для слепцов и училище для слепых детей» [10, с. 359]. «Главными основателями местного попечительства приюта и училища слепых были в 1887 г. ревизор губернского акционерного управления П. П. Вейнбер и купец

A.Н. Клочков, которые пожертвовали для призрения незрячих свои усадьбы. С 1895 г. в попечительство входил промышленник-благотворитель

B.Г. Столль. В здании находились: спальни для мальчиков и девочек, классные комнаты, библиотека, медицинский изолятор. При учреждении располагалась церковь Марии Египетской. В 1913 г. здесь жили и учились 72 воспитанника. Впоследствии, до эвакуации 1941 г., училище действовало под названием «школа слепых» [9, с. 284].

Согласно отчёту о состоянии Воронежского училища слепых детей от 1898 г., «к 1-му января 1898 года в училище состояло 29 детей (20 девочек и 9 мальчиков. По месту рождения дети распределяются следующим образом: 29 уроженцев Воронежской губернии и 1 Тамбовской). По происхождению все дети из крестьян. В училище было младшее и старшее отделение... где воспитанники обучались щёточному и корзиночному плетению..» [3, с. 104-105]. В отчёте отмечали особые успехи в музыке, поскольку пению учили исключительно по слуху. В училище имелось 2 хора. Один состоял из воспитанниц ремесленного отделения. Девушки прекрасно исполняли произведения, потому были приглашены для пения в одну «.. .из городских церквей за плату; другой (хор) состоит из младших воспитанников и воспитанниц и поют пока в училище во время всенощной.» [3, с. 105]. Организация трудового обучения и досуга являлась неотъемлемой частью жизни воспитанников. В 1912 г. «в училище обучалось 58 человек, а к 1 января 1913 г. числилось 72 ученика (43 маль-

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

© Щетинина Н.М., 2019

30

чика и 29 девочек)» [4, с. 359]. Обучение «...продолжалось не менее 5 лет и не более 8 лет. Попечительство имело право удалить ребенка, если обучение не приносило пользу. его развитию. или пагубно влияло на поведение других воспитанников» [3, с. 128]. За обучение детей родители или попечители обязаны были вносить оплату. Детей из бедных семей принимали на обучение бесплатно. По окончании училища Воронежское отделение Попечительства о слепых продолжало заниматься устройством подопечных. В частности было создано «общежитие слепых работниц» [3, с. 130] Основная цель данного структурного элемента попечительства заключалась в дальнейшей адаптации к новым условиям социума, за пределами училища.

Несмотря на ограничения по здоровью, воспитанниц приучали к порядку и дисциплине, для этого попечительство разработало «Временные правила для общежития слепых работниц в Воронеже». Нарушение предписаний могло завершиться исключением из общежития, при этом администрация не учитывала наличие ограничений по здоровью. Стоит указать, что подобные нормы позволяли воспитаннику понять, что общество требует от личности соблюдения и выполнения социальных норм, за нарушение которых следуют санкции. Последнее применяется к любому гражданину вне зависимости от состояния его здоровья. Члены попечительства понимали сложности, которые слепые девушки будут испытывать в своей жизни, потому учреждение обязалось оказывать помощь в устройстве быта своим выпускницам. Девушкам не только предоставляли общежитие на неопределённый срок, но и старались устроить в «благонравное семейство или ремесленные заведения» [3, с. 130]. Если удавалось найти подходящее место, то девушке выдавалось имущество и инструменты для того, чтобы подопечная могла продолжить работу. Таким образом, она могла обеспечивать себя и приносить доход в семью, которая приняла её на постоянное место жительства. Наряду с функцией социального контроля, снабжения материалами и инструментами для работы, попечительство заботилось о продаже изделий слепых девушек. Проживающие в общежитии воспитанницы занимались не только трудовой деятельностью, за что получали жалование, но и организовывали досуг. К числу наиболее распространённых занятий относились хоровое пение, вязание, чтение религиозных книг, написанных шрифтом Брай-ля. Девушки принимали участие в музыкальных мероприятиях и участвовали в театральных постановках. Вырученные средства использовались на организацию и устройство быта проживающих в общежитии подопечных.

Большой вклад в устройство жизни и быта внёс упомянутый выше крупнейший промышленник

и филантроп г. Воронежа Вильгельм Германович Столль (1842-1924). Находясь в должности попечителя училища слепых, он с большой долей ответственности подходил к исполнению возложенных на него обязанностей. Благодаря организаторским качествам Столля стало возможным проведение выставок и продажа изделий слепых детей. Одним из мест реализации был «... специальный магазин, открытый в доме брата Вильгельма - Карла». Кроме того, «работа в попечительстве сближает Вильгельма Германовича с отзывчивой, разделяющей его помыслы женщиной (Анна Григорьевна Айдарова) - старшей учительницей училища слепых. Женщина становится его супругой. Столли берут на воспитание в семью сначала двух, а затем ещё и трёх слепых девушек» [8, с. 319]. После смерти супруги В.Г. Столль переезжает на дачу в ст. Графское, где открывает приют - училище для слепых провинциальных девушек, приглашённых из разных уездов губернии. Для своих подопечных он приглашал преподавателей из Петербурга для обучения девушек массажу, вязанию и пению. Здесь слепые девушки давали концерты и ставили спектакли [8].

Активное участие в организации жизни людей с ограниченными возможностями здоровья принимала провинциальная православная церковь. «В 1898 году совет попечительства. направил в Воронежскую духовную консисторию прошение об установлении в церквях кружечного сбора, пожертвований в пользу слепых. В прошении говорилось, что в России числиться 25 0000 слепых. Попечительство обращается с просьбой пожертвовать кто сколько может на благое дело» [7, с. 74-75].

Наряду с заботой о слепых, осуществлялась помощь глухим детям, открывались специальные учреждения для них. Идея создания первого подобного учреждения также принадлежала императрице Марии Фёдоровне. В 1806 г. было открыто первое в России училище для глухонемых в г. Павловске, дворцовом пригороде Санкт-Петербурга. Императрица приглашала в качестве учителей иностранных специалистов. В России предстояло организовать учреждения, где обучали педагогов для работы с детьми-инвалидами. Затем учреждение было переведено из г. Павловска в г. Санкт-Петербург. Выпускник школы Иван Карлович Арнольд в XIX веке был основателем первой школы для глухих в Москве. Учреждение в дальнейшем было переименовано в Арнольдо-Третьяковское училище, по фамилии богатого мецената Третьякова.

С целью успешной социализации, в процессе обучения акцентировали внимание на развитии трудовых навыков, поскольку владение ремеслом позволяло обеспечить себя заработком. В учебном заведении действовали токарная, сапожная мастерские и типография. В женском отделении девочек учили шить. В конце XIX века создаётся специали-

ВестникКГУ^ № 1. 2019

31

зированное структурное подразделение: «В 1898 г. создаётся Попечительство Императрицы Марии Фёдоровны для глухонемых. Его цель - учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир. С 1897 по 1907 гг. количество школ для глухонемых увеличилось с 19 до 60, где обучалось всего 2 777 человек.» [4, с. 113-114]. Проблема создания школ для обучения глухих детей приобрела актуальность для отдельных губерний, в числе которых оказалась Воронежская губерния. Согласно отчёту о Съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшемся в Москве с 27 по 31 декабря 2010 г., «председатель организационного комитета Съезда Ф.А. Рау сообщает, что делегат Воронежского отдела Общества охранения народного здравия А.С. Грейденберг просит Совет высказать своё авторитетное мнение о необходимости открытия в Воронеже училища глухонемых и официально сообщить постановление Съезда Воронежскому отделу. Съезд вынес следующую резолюцию: "Заслушать постановление собрания Воронежского отдела Общества охранения народного здравия и сделать постановление о составлении петиции в Государственную думу о введении в России всеобщего обучения глухонемых - Съезд приветствует Воронежский отдел Общества народного здравия как общество, идущее навстречу пожеланиям Съезда, и выражает своё искреннее сочувствие» [5, с. 96].

Открытие учреждений для обучения глухих детей в Центральном Черноземье произошло после Октябрьской революции 1917 года.

В Справочнике от 1925 года об учреждениях в г. Воронеже указаны: «Школа-коммуна глухонемых детей», располагавшаяся по адресу ул. Средне-Московская, д. 24, и «Школа-коммуна для слепых детей», по адресу ул. Плехановская, д. 28 [2, с. 63]. В 1932 г. в городе Павловске Воронежской области была образована Павловская школа-интернат для глухих детей (приказ № 108/4 от 07.09.1932 г.), которую в 1933 году разделили на две: школу слепых и школу глухонемых. В 1941 году школу эвакуировали в Кустанайский край. В 1948 г. её вновь восстановили в Павловске. В разное время здесь учились дети от 7 до 19 лет из Калужской, Тюменской областей, Дагестана, Чечни и Казахстана. В настоящее время - общеобразовательное учреждение Воронежской области «Павловская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [6]. Приведённые данные свидетельствуют, что создание в России учреждения для обучения детей-инвалидов были необходимой мерой, поскольку имели ключевое значение для их дальнейшей жизни в обществе. На основании вышеизложенного можно выделить особенности учреждений для детей-инвалидов в конце XIX -начале XX века: 1) обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) ор-

ганизация досуга обучающихся и выпускников; 3) внедрение в социальную практику труда людей, которые имеют особенности в развитии; 4) создание образовательных учреждений и мест проживания для подопечных; 5) осуществление контроля за качеством жизни воспитанников; 6) привлечение в качестве источников дохода частных пожертвований, прибыли от продажи изделий тружеников-инвалидов.

В первой половине XX века к вопросу устройства детей-инвалидов подходили так же ответственно. Распоряжением правительства в послевоенные годы были восстановлены учреждения для обучения инвалидов, которые были построенные в период императорской России, созданы новые типы учреждений на местах. Продолжалась работа в направлении организации досуга инвалидов и дальнейшего их трудоустройства.

Из вышеуказанного следует, что первые учреждения для обучения детей-инвалидов возникли на территории России в первой половине XIX века. В провинции, в частности Воронежской губернии, внедрение опыта работы с детьми-инвалидами приходится на конец XIX - начало XX века. Специальные учреждения позволяли детям-инвалидам получать не только знания, но и будущую профессию. В свою очередь работа приносила человеку возможность получить средства для жизни. Благотворительные организации продолжали оказывать помощь выпускникам и принимали активное участие в дальнейшем устройстве их жизни и быта.

Подобные учреждения существуют в Центральном Черноземье до настоящего времени. Прежде чем дети с ограниченными возможностями здоровья придут в школу, техникум или вуз, они учатся жить в организованных условиях, поскольку психика «особенного ребёнка» очень ранима. Поэтому специализированные детские сады и школы подготавливают детей к обучению со сверстниками и жизни в социуме.

Опыт учреждений, созданных в конце XIX века, заимствовали образовательные организации в XXI веке. Модернизация указанных выше особенностей способствовала развитию целого направления в образовании, которое получило название «инклюзия».

Библиографический список

1. Благотворительность в России и государственная политика / С. С. Сулакшин, Д.В. Бачурин, М.В. Вилисов и др. - М.: Наука, 2013. - 224 с.

2. Воронеж в кармане. Справочная книжка на 1925 г. - Воронеж: Изд. Воронеж. агентства гос. контроля «Двигатель», 1925. - 86 с.

3. Документы (постановление, сведения, переписка) о деятельности Воронежского попечительного о бедных комитетах 10 сентября 1898 - 27 апреля 1900 гг. // Государственный архив

32

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

Воронежской области (ГАВО). - Ф. И-19. - Оп. 1. -Д. 1708. - Л. 104-130.

4. Ершов Б.А. Русская православная церковь и светская власть в Воронежской губернии в XIX -начале XX века. - Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010. - 167 с.

5. Отчёт о съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшемся в Москве с 27 по 31 декабря 1910 г. // Вестник попечительства Государыни Императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых. - 1912. - № 3-4. -С. 90-96.

6. Павловская школа-интернат для слабослышащих детей отметила 85-летие [Электронный ресурс] // РИА «Воронеж». - Режим доступа: https:// riavrn/ru (дата обращения: 21.11.2018).

7. Памяти Преосвященного Иосифа, Епископа Михайловского // Воронежские епархиальные ведомости (неофициальная часть). - 1902. - № 9. -С. 56-63.

8. Попов П.А. Немецкая фамилия Столль в Воронеже // Русская провинция. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд-во, 1995. - С. 309-327.

9. Попов П.А., Рылева А.Н. Улица Плехановская, д. 29 // Историко-культурное наследие Воронежа. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2000. - С. 384-386.

10. Пыльнев Ю.В., Рогачев С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 1999. -528 с.

11. Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

References

1. Blagotvoritel'nost' v Rossii i gosudarstvennaya politika / S.S. Sulakshin, D.V. Bachurin, M.V Vilisov i dr. - M.: Nauka, 2013. - 224 s.

2. Voronezh v karmane. Spravochnaya knizhka na 1925 g. - Voronezh: Izd. Voronezh. agentstva gos. kontrolya «Dvigatel'», 1925. - 86 s.

3. Dokumenty (postanovlenie, svedeniya, perepiska) o deyatel'nosti Voronezhskogo popechitel'nogo o bednyh komitetah 10 sentyabrya 1898 - 27 aprelya 1900 gg. // Gosudarstvennyj arhiv Voronezhskoj oblasti (GAVO). - F. I-19. - Op. 1. -D. 1708. - L. 104-130.

4. Ershov B.A. Russkaya pravoslavnaya cerkov' i svetskaya vlast' v Voronezhskoj gubernii v XIX - nachale XX veka. - Voronezh: GOU VPO «Voronezhskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet», 2010. - 167 s.

5. Otchyot o s"ezde deyatelej po vospitaniyu, obucheniyu i prizreniyu gluhonemyh, sostoyavshemsya v Moskve s 27 po 31 dekabiya 1910 g. // Vestnik popechitel'stva Gosudaryni Imperatricy Marii Fyodorovny o gluhonemyh. - 1912. - № 3-4. - S. 90-96.

6. Pavlovskaya shkola-internat dlya slaboslyshashchih detej otmetila 85-letie [EHlektronnyj resurs] // RIA «Voronezh». - Rezhim dostupa: https:// riavrn/ru (data obrashcheniya: 21.11.2018).

7. Pamyati Preosvyashchennogo Iosifa, Episkopa Mihajlovskogo // Voronezhskie eparhial'nye vedomosti (neoficial'naya chast'). - 1902. - № 9. - S. 56-63.

8. Popov P.A. Nemeckaya familiya Stoll' v Voronezhe // Russkaya provinciya. - Voronezh: Central'no-CHernozyomnoe izd-vo, 1995. - S. 309-327.

9. Popov P.A., Ryleva A.N. Ulica Plekhanovskaya, d. 29 // Istoriko-kul'turnoe nasledie Voronezha. -Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya CHernozyomnogo kraya, 2000. - S. 384-386.

10. Pyl'nev YU.V., Rogachev S.A. Istoriya shkoly i narodnogo prosveshcheniya Voronezhskogo kraya. XVIII - nachalo XX veka. - Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdeniya CHernozyomnogo kraya, 1999. - 528 s.

11. Firsov M.V. Istoriya social'noj raboty v Rossii. - M.: VLADOS, 1999. - 256 s.

Вестник Kry^J № 1. 2019

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.