ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.34+37(09)
Т. А. Магсумов
Набережные Челны, Россия
КАЗАНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ В КОНЦЕ
XIX - НАЧАЛЕ XX В. (ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА НА ФОНЕ ЭПОХИ)
Аннотация: статья рассказывает о постройке здания для Казанского училища слепых детей, составе воспитанников, изучаемых в училище предметах, приемах преподавания, ремесленном обучении слепых, первых педагогах училища, быте учащихся и системе воспитательной работы с ними.
Ключевые слова: Казань; училище слепых детей; ремесленная подготовка слепых; система образования.
Сведения об авторе: Магсумов Тимур Альбертович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории..
Место работы: Набережночел-
нинский государственный педагогический институт.
T. A. Magsumov
Naberezhnye Chelny, Russia
KAZAN SCHOOL FOR BLIND CHILDREN
AT THE END OF THE XIX -BEGINNING OF THE XX CENTURY (HISTORICAL SKETCH AGAINST AN EPOCH)
Abstract: the author tells about the construction of the building of Kazan school for blind children, its pupils, the studied subjects, methods of teaching, craft training of the blind, the first teachers, the mode of pupils’ life and the system of educational work with them.
Key words: Kazan; school for blind children; craft training of the blind; system of education.
About the author: Magsumov Timur Albertovich, Candidate of Historical Sciences.
Place of employment: Naberezhnye Chelny State Pedagogical Institute, Assistant Professor of the Chair of History.
Контактная информация: e-mail: [email protected].
На рубеже XX и XXI вв. система обучения детей с инвалидностью в России оказалась в состоянии многогранного системного кризиса, испытывая значительные трудности, прежде всего материального характера и в особенности трудоустройства и устройства быта выпускни-
© Магсумов Т. А., 2010
ков. Изучение исторического опыта деятельности специальных учебных заведений в Российской империи частично позволит приблизиться к решению этой проблемы.
К концу XIX - началу XX в. в обществе сформировалось представление о том, что дети-инвалиды
являются его полноправными членами, способными овладеть профессиональными навыками и самостоятельно устроить свою жизнь. Ранее помощь данной категории детей оказывалась лишь предоставлением инвалидам частичной медицинской помощи и разовой материальной поддержки, а в XIX в. в рамках благотворительных учреждений стали создаваться училища, деятельность которых была направлена на воспитание и обучение детей с инвалидностью. Необходимость их создания была обусловлена не только потребностью развития специального образования, но и стремлением русской аристократии соответствовать веяниям прогрессивных западных филантропических идей.
Огромная потребность в училищах для слепых детей была обусловлена, помимо указанных причин, и большим количеством лиц с физическими недостатками в Казанской губернии: в 1897 г. слепых в губернии насчитывалось 12 840 человек, в т.ч. 3 385 человек слепорожденных [7]. Следует отметить, что климат Казани вкупе с санитарным состоянием города способствовал росту заболеваемости глаз. На рубеже XIX-XX вв. бичом горожан была трахома - хроническое инфекционное заболевание коньюктивы. Это также повлияло на то, что в Казанском университете начались интенсивные исследования в области глазных болезней. В итоге сложилась казанская школа офтальмоло-
гов, основателем которой был профессор Е. В. Адамюк (1839-1906).
Начало специального обучения слепых в России было положено первым в мировой истории тифлопедагогом Валентином Гаюи (17451822), приглашенным императором Александром I в Петербург в 1807 г. для устройства училища для слепых. Однако профессиональное образование слепых было введено в России гораздо позднее - в 1877 г., по окончании русско-турецкой войны [1], когда было создано Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов. По мере расширения деятельности оно было переименовано в Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых.
Начав свою деятельность в Казанской губернии с 1881 г., новое учреждение стало распространять свою заботу на слепых всей России [1], став самым обширным из благотворительных учреждений для детей с инвалидностью в XIX - начале
XX в. Основной задачей Попечительства являлась забота о подготовке к трудовой жизни путем обучения детей-инвалидов в училищах, открытие убежищ для взрослых слепых, приютов для престарелых и профилактика слепоты в народе. Со временем сеть образовательных учреждений Попечительства раскинулась по всей стране. Учреждения для слепых находились в ведении местных отделений и комитетов Попечительства. Общее руководство принадлежало Совету Попе-
чительства, расположенному в
Санкт-Петербурге.
До 1885 г. попечительство императрицы ограничивалось лишь образованием фонда посредством сбора добровольных пожертвований в пользу слепых. В апреле 1885 г. с целью всестороннего обсуждения на месте вопросов о способах и порядке дальнейшего развития дела призрения слепых в губернии был образован Казанский Временный комитет. В итоге 6 декабря 1892 г. состоялось первое общее собрание членов Казанского отделения попечительства о слепых под председательством Казанского губернатора П. А. Полторацкого (1842-1909) [2].
3 ноября 1885 г. в Казани было открыто училище для слепых детей на 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек) с обучением в нем ремеслам [9]. Благодаря содействию Городского Общественного Управления и городского головы А.А. Лебедева (1843-1910) училище было открыто в здании городской богадельни на Покровской улице, на втором этаже в семи довольно просторных комнатах. В 1893 г. ввиду неудобства совместного нахождения мальчиков и девочек помещение училища было расширено, причем мальчики были помещены на нижнем этаже здания, а девочки - на верхнем.
Ввиду расширения контингента воспитанников Казанского училища слепых детей (КУСД) до 60 человек и в связи с этим необходимостью постройки особого здания в 1890 г. гражданским инженером И. Н. Кол-
маковым (1861-1907), будущим казанским городским архитектором, проектировавшим также здание училища глухонемых, были составлены сметы и планы. 9 июля 1895 г. на общем собрании членов Совета вопрос о строительстве собственного здания для училища был решен окончательно. В мае того же года были объявлены торги на строительство, прошедшие в августе. Победителем стал казанский купец
Н. А. Колобов, который предложил проект на самую низкую сумму -58 696 руб., а главное - внес залог в десять тысяч.
Для контроля над строительством была учреждена комиссия под председательством казанского губернатора П. А. Полторацкого. Общественный контроль в дальнейшем полностью оправдал себя - «благодаря ему здание училища вышло на славу: добротное, удобное, долговечное» [3]. Постройка здания началась осенью 1895 г. В том же году были возведены вчерне здания служб, произведена забутовка фундамента главного здания и построена часть подвального этажа, проведен водопровод. Совет попечительства внимательно следил вместе с вышеназванными комиссиями за строительством здания училища и вносил в случае надобности соответствующие коррективы в проект. В силу ряда причин строительство училища затянулось, и окончательная отделка была завершена в 1899 г. Город, а главное - слепые, получили современный комплекс
учебных, жилых, производственных, бытовых и подсобных зданий, в которых люди, лишенные зрения, могли обучаться, жить и работать. Комплекс включал учебное здание с жилыми помещениями и домовою церковью в честь Казанской иконы Божьей Матери, службы, баню и прачечную. Внутренняя отделка
церкви была произведена за счет Почетного члена Отделения М. А. Толстой. Вскоре после завершения строительства перед зданием училища был разбит сад.
До постройки собственного здания в училище жило и обучалось ежегодно чуть более 20 человек. Так, например, в 1895 г. в училище числилось 11 мальчиков и 12 девочек. После сдачи нового здания здесь стали жить и учиться до 60 человек. К 1 января 1904 г. - 33 человека (19 мальчиков и 14 девочек), а к 1 января 1910 г. - уже 45 человек (30 мальчиков и 15 девочек). Кроме них в приюте при училище содержалось 10 взрослых слепых [5].
Первым попечителем училища был приглашен член Совета Отделения Ф. X. Грахе, с 14 ноября 1908 г. его заменил другой член Совета, крупный купец и меценат П. В. Ще-тинкин (1846-1917) [2; 5].
Почти все воспитанники училища по месту рождения происходили из Казанской губернии, принадлежали к православному вероисповеданию и содержались на средства попечительства [2; 5].
В училище было три класса, в т. ч. ремесленный. В число предме-
тов преподавания входили: закон Божий, русский язык, арифметика, естественная история, история, география, лепка, рисование, пение, музыка и гимнастика. Преподавание осуществлялось по общепринятой в училищах слепых программе, утвержденной Попечительством [2; 5]. Музыке обучались только обнаружившие способности, «при чем, как и в прежние годы, имелось в виду лишь ее воспитательное значение, а не образование профессиональных музыкантов» [5, с. 5].
В училище дети осваивали одно из основных ремесел - щеточное, корзиночное и сапожное, а также плетение половиков, причем девочки обучались только щеточному ремеслу и рукоделию. Большинство детей в изучении ремесел достигали хороших успехов [5; 6].
При обучении детей чтению педагоги использовали разнообразные приемы: по книгам рельефной печати, выпуклыми буквами; письму - точками и буквами; ручным работам - плетение корзин из лозы, ковриков из суконных покромок и веревок, плетение из готовых нарезанных полосок бумаги и клеенки различных вещиц; вязание шарфов, тесемок, шнурков и сетей; лепка из глины и т. п. [9].
Столь разносторонние и действенные приемы обучения, используемые в училище, сложились во многом благодаря талантливым педагогам. Для заведования КУСД в первое время его открытия была приглашена из Петербурга изучив-
шая основательно в Дрездене дело воспитания и обучения слепых госпожа Ауэ, с обязательством подготовить к этому делу лицо, которое могло бы развивать начатое дело воспитания слепых. С 1890 г. старшим учителем училища состоял выпускник Казанского учительского института Н. А. Березин, ознакомившийся с методами обучения слепых в Санкт-Петербургском Алек-сандро-Мариинском училище; помощницей его с 1898 г. работала окончившая курс гимназии Е. А. Александрова, командированная из
Санкт-Петербурга Советом попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, которая также была знакома с методами обучения и воспитания слепых в Александро-Мариинском училище [2]. Врачами училища безвозмездно состояли казанские доктора.
Ученики вставали в 6.45, в 7.15 - молитва и затем прогулка, в 8 часов - чай. Три раза в неделю попеременно дети - ученики общеобразовательных классов и ремесленных - занимались гимнастикой с 8.30 до 8.55. Физическое развитие, и в частности занятия гимнастикой, было особенно необходимо слепым детям. Они поступали в училище слабыми и болезненными: лишения, скудость пищи неимущего класса, из которого они по большей части происходили, недостаток воздуха и движения в детстве - вот главные причины тому. «Раньше, чем заботиться о ловкости и умении ремесленника,
надо позаботиться об укреплении его сил: хилый человек - плохой работник» [1, с. 36]. В каникулярное время некоторые учащиеся отпускались на родину к родителям. Ученики общеобразовательных классов распускались на каникулы в конце мая, а ремесленных - в начале июня [8].
Большое значение в воспитательном отношении имело время, свободное от учебных и ремесленных занятий. Педагогический коллектив училища старался заполнить это время различными развлечениями, которые заключались в доступных слепым играх, в чтении литературных произведений как самими учащимися по книгам шрифта Брайля, напечатанным при содействии Санкт-Петербургского дамского кружка, так и в чтении по вечерам воспитателями книг разного содержания, получаемых из местных библиотек. Немалое удовольствие доставляли детям катание с горы и на коньках, а в летнее время - прогулки в лес. Ряд лиц и творческих организаций постоянно приглашали детей на различные, в основном музыкальные, мероприятия и содействовали их посещению. Например, в 1904 г. благодаря содействию члена Совета П. Б. Панфилова дети несколько раз слушали оперные представления в городском театре. Казанское отделение Русского музыкального общества приглашало детей на свои концерты, а И. С. Мо-рев - на все устраиваемые им духовные концерты [5].
Училище имело постоянными заказчиками на производимые учениками изделия некоторые учреждения г. Казани. Большая часть изделий продавалась в магазине при училище, а также в семи магазинах, лавках и складах, причем в трех магазинах продажа проводилась без комиссионного вознаграждения, а в остальных уплачивалась комиссия от 5 до 15 % [6]. Училище получало неплохой доход от продажи своих изделий и исполнения заказов. Например, в 1904 г. этот доход составил 2 429,01 руб., а в 1910 г. -
4 292,10 руб. [5; 6]. Последняя цифра обусловлена большим количеством учащихся в 1910 г., превышающим количество учеников в 1904 г. в 1,42 раза. Содержание училища составляло в 1910 г. 10 884, 10 руб., или 270, 64 руб. на ученика. Анализ бюджета училища за 1910 г. показывает, что поступления от производственной деятельности и обслуживания клиентов составляли 39, 5 % относительно его расходных статей. Можно сказать, что училище - одно из немногих учебных заведений, которое приносило значительные доходы и вполне могло себя окупить.
Определенный процент из заработанных средств отчислялся во вспомогательный фонд училища для выдачи пособий выпускникам в целях первоначального обустройства их самостоятельной жизни. Более того, своим выпускникам училище предоставляло учебно-производственную базу. Так, по данным отчета
за 1910 г. в щеточной мастерской работал по сдельной оплате один из окончивших курс [5]. Будучи детищем благотворительности, училище само стало благотворительной организацией.
В 1890 и 1896 годах училище принимало участие в Казанской научно-промышленной и Всероссийской (г. Нижний Новгород) выставках, на которых работы воспитанников училища были по достоинству оценены и отмечены похвальным листом и дипломом 2-й степени.
Изменившаяся в условиях динамичного развития капитализма социальная реальность привела к рефлексии общества о существовании в нем детей с отклонениями в развитии. Создание и функционирование училища для слепых детей в Казани стало итогом частной и общественной инициативы в деле благотворительной поддержки детей-инвалидов. Во многом благодаря этому там были созданы необходимые условия для успешной постановки образовательного процесса: собственное здание, хорошая учебно-методическая база, специально подготовленные преподаватели, налаженные условия быта воспитанников.
Общеобразовательная подготовка учащихся осуществлялась по программе начальной школы, но рассчитанной на более длительный срок усвоения, облегченной и сокращенной. Трудовая подготовка, не прекращавшаяся и в свободное от занятий время, являлась основой
всего образовательного процесса. Она способствовала приобретению учениками навыков самообслуживания в быту и получению ими ремесленной специальности. Эти условия позволили училищу стать, с одной стороны, своеобразной системой, направленной на социализацию слепых детей в общество в качестве его полноправных членов, а с другой стороны - средой, приближенной к педагогическим идеалам эпохи. Несмотря на это, количество обучающихся детей было несопоставимо меньше нуждающихся в образовании.
Литература
1. Г-ть. Профессиональное образо-
вание слепого ремесленника в России / Г-ть // Техническое и коммерческое образование. -
1893. - № 2. - С. 32-43.
2. Историческая записка о деятельности Попечительства по призрению слепых в Казанской губернии и об открытии в Казани училища слепых детей. 22 июля 1898 г. -Казань : Типография Губернского Правления, 1898. - 15 с.
3. Лебедев, А. Лекарством здесь было призрение: история рождения и жизни Казанского училища слепых / А. Лебедев // Республика Татарстан. - 2004. - 21 октября. -С. 25-26.
4. Основы управления специальным образованием : учеб. пособие для студентов / [Н. Н. Малофеев и др.]; под ред. Д. С. Шилова. - М. : Academia, 2001. - 335 с.
5. Отчет о деятельности [Казанского] училища [слепых детей] за 1910 г. // НАРТ. Ф. 430. Оп. 1. Д. 58.
6. Отчет по [Казанскому] училищу [слепых детей] и убежищу престарелых слепых за 1904 г. // Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 430. Оп. 1. Д. 36.
7. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н. А. Трой-ницкого. - СПб. : Изд. Центр. стат. ком. М-ва вн. дел, 1903. -Т. 14: Казанская губерния. - 16 с.
8. Протокол педагогических заседаний комитета Казанского училища слепых детей за 1914 г. // НАРТ. Ф. 430. Оп. 1. Д. 74.
9. Юшков, Н. Ф. Высокогуманные учреждения для призрения и воспитания слепых и глухонемых детей в Казани и Варшаве / Н. Ф. Юшков. - Казань : Типография Губернского Правления, 1898. - 11 с.