Т. А. Магсумов
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассматриваются причины и предпосылки возникновения системы общего и профессионального образования глухонемых детей, история создания Общества призрения и образования глухонемых детей в Казани. Статья рассказывает о постройке здания для Казанского училища глухонемых детей, составе воспитанников, изучаемых в училище предметах, приемах преподавания, ремесленном обучении глухонемых, первых педагогах училища, быте учащихся и системе воспитательной работы с ними.
Ключевые слова: Казань, училище глухонемых детей, Общество призрения и образования, ремесленная подготовка глухонемых, система образования.
На рубеже XX и XXI вв. система обучения детей с инвалидностью в России оказалась в состоянии многогранного системного кризиса, испытывая значительные трудности материального, методического характера и, в особенности, трудоустройства и устройства быта выпускников. Изучение исторического опыта деятельности специальных учебных заведений частично позволит приблизиться к решению этой проблемы.
В конце XIX - начале XX в. в обществе сформировалось представление о том, что дети-инвалиды являются его полноправными членами, способными овладеть профессиональными навыками и самостоятельно устроить свою жизнь. Если до XIX в. помощь данной категории оказывалась лишь предоставлением инвалидам частичной медицинской помощи и разовой материальной поддержки, то в XIX в. в рамках благотворительных учреждений стали создаваться училища, деятельность которых была направлена на воспитание и обучение детей с инвалидностью. Необходимость их создания была обусловлена не только потребностью развития специального образования, но и стремлением русской аристократии соответствовать веяниям прогрессивных западных филантропических идей. Огромная потребность в училище для глухонемых детей была обусловлена и большим количеством лиц с физическими недостатками в Казанской губернии: по данным всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. глухонемых в губернии насчитывалось 2264 человека1.
Инициатором открытия Казанского училища глухонемых детей (КУГНД) был казанский купец Иван Яковлевич Павловский, на долю которого выпало тяжелое испытание - его сын и дочь были глухонемыми. Чутко понимая муку родителей глухонемых, он решил прийти им на помощь основанием училища глухонемых в Казани. Училище было открыто Павловским на собственные средства в 1886 г., отчасти при содействии Казанской городской думы, бесплатно предоставившей под училище небольшой общественный дом2. В октябре 1887 г. в Казани было создано Общество призрения и образования глухонемых детей, которому и была вверена судьба училища глухонемых3. Обществу призрения не удалось создать систему учреждений для глухонемых детей в Казани, однако, сконцентрировав в своих руках управление училищем глухонемых, оно постаралось создать целостную и многогранную образовательную среду в рамках одного учебного заведения. Исходя из этого, перед училищем была поставлена следующая целевая установка: «содействие религиозно-нравственному развитию питомцев, их начальное умственное образование и подго-
4
товка к ремесленному труду» .
Прием в училище производился один раз в год перед началом учебных занятий - в августе месяце. В КУГНД принимались глухонемые дети обоего пола, вне зависимости от сословной и религиозной принадлежности, с нормальными умственными способностями и здоровые физически. Согласно Правилам об устройстве Казанского училища для глухонемых детей 1889 г., в училище принимались дети не моложе 8 и не старше 12 лет; Правила 1910 г. понизили верхнюю границу до 10 лет5. Сделано это было для улучшения успеваемости детей в освоении устной речи.
В связи с отсутствием централизованного управления деятельностью специальных школ, учебные программы, методы и приемы обучения и воспитания, учебная нагрузка детей определялись педагогическим коллективом училища самостоятельно, на основе собственного опыта работы и при учете передового педагогического опыта в России и за рубежом. Общеобразовательные предметы, изучаемые в училище, соответствовали программам двухклассных училищ министерства народного просвещения и включали: Закон Божий, русский язык (произношение и чтение с губ, чтение и письмо, понимание и построение речи), арифметику, краткие сведения из природоведения, географии России и отечественной истории, ознакомление с главными обязанностями человека (семейными, общественными, служебными и проч.), рисование, чистописание, черчение с сообщением элементарных сведений из геометрии, применительно к ремеслам. По сути дела, детей с нарушениями в развитии обучали по программам нормальных начальных школ, но рассчитанным на более длительный срок усвоения материала и с определенными сокращениями.
В училище было 6 нормальных классов, каждый из которых поручался особой преподавательнице, которая и доводила его до окончания курса, сосредотачивая в своих руках преподавание всех учебных предметов. По расписанию в каждом классе было по 5 ежедневных уроков (3 до завтрака и 2 - между завтраком и обедом). Для обучения детей старше 10 лет и детей, не способных успешно пройти нормальный курс училища, имелся дополнительный класс, в котором изучались: Закон Божий, произношение и чтение с губ (если дети были способны к этому), начальная грамота, счет, чистописание, рисование и черчение. Занятия в дополнительном классе велись по 2-3 часа в день, остальное время посвящалось изучению ремесел. Пребывание в дополнительном классе допускалось не более 5 лет. Число детей в классе по правилам 1889 г. было ограничено 20, по правилам 1910 г. - 12 в нормальном, 8 - в допол-нительном.6 Уменьшение количества детей в классах было вызвано трудностью работы с такими учащимися, требующими индивидуального подхода и значительных затрат времени и сил на обучение.
Способ преподавания в училище сначала был мимическим: учеников учили названиям предметов и совершаемых ими действий письменно, показывая сам предмет или его изображение, и при этом требовалось, чтобы они изображали этот предмет еще мимическим знаком. Таким же образом изучались в дальнейшем фразы и читались статьи. Устной речи обучались только несколько учеников, на что уделялось 23 часа в неделю. Однако такой путь обучения плохо сближал глухонемых с окружающими людьми и, поскольку глухонемой ребенок научался мыслить только видимыми образами, а не обозначавшими их словами, многие, особенно абстрактные, понятия были им совершенно недоступны. С 1894 г. в училище стал применяться устный метод, хотя борьба с мимикой как легчайшим для учащихся способом передачи их мыслей была очень трудна7.
Обучение арифметике, начинавшееся с первого года, преследовало цель научить детей правильно считать и измерять, для чего весь курс проходился наглядно: счет и действие над числами производились на различных предметах, а содержание
задач представляли в действиях или рисунках. Преподавание Закона Божьего начиналось со второго года обучения, и было нацелено на развитие религиозного чувства глухонемых, сообщение им понятий о нравственной христианской жизни и на получение ими возможности сознательно присутствовать при богослужении. Обучение остальным общеобразовательным предметам - природоведению, истории и географии - начиналось с того времени, когда познания учеников в речи становились достаточными для понимания материала. Целью изучения этих предметов являлось не сообщение систематических знаний по каждому из предметов, а использование их в интересах общего развития учеников. Преподавание рисования в училищах глухонемых имело особенно важное значение. Поскольку видимые образы, формы и цвета играют особую роль в жизни глухонемых, то каждый глухонемой ребенок с усердием и любовью отдавался занятию рисованием, и так как у глухонемых особенно развита наблюдательность, то все их рисунки отличались сходством и живостью8. Уроки черчения были введены с открытием столярной мастерской, сделавшим преподавание этого предмета необходимым.
Обучение глухонемых не было бы полным, если бы они не изучали ремесла, являвшихся для большинства из них единственным средством существования. В училище изучались следующие ремесла: для мальчиков - столярное, токарное, сапожное, обучение на пишущей машинке; для девочек - портняжное, обучение на пишущей машинке, обучение рукоделиям и вязанию на чулочной машине, приучение к домашнему хозяйству. Занятия ремеслом начинались лишь с того времени, когда учащиеся достигали необходимого для данного ремесла умственного и физического развития. Так как на обучение ремеслу учеников нормальных классов отводилось всего по 2 часа в день, то к окончанию курса общеобразовательного обучения они не могли усвоить технику ремесла в таком совершенстве, чтобы сразу по окончанию училища приобретать им средства к существованию. В виду этого по правилам училища они могли оставаться в КУГНД еще 2 года исключительно для изучения ремесла, по истечении этого времени они сдавали экзамен на звание подмастерья и могли поступать в мастерские на жалованье.
Сложившаяся в училище система обучения соответствовала его образовательным целям, но качество образования во многом зависело и от состояния материальной базы учебного заведения, господствовавших в нем порядков, сложившейся системы педагогической коммуникации.
Первоначально воспитанники училища проживали в доме бывшей преподавательницы глухонемых детей Е. А. Шимановской, но с увеличением числа иногородних учеников для них был снят, а затем и куплен, небольшой дом с большим двором. В 1905 г. на месте этого двора на благотворительные средства было возведено здание училища, стоимость которого обошлась в 36 475 р.9 В трехэтажном доме, в котором один этаж был полуподвальным, разместилось 5 классов, с комнатой для наглядных пособий и библиотекой, 2 мастерские, столовая и спальни воспитанников. Водопровод имелся на всех этажах здания, освещение было электрическим. При училище был двор и небольшой цветник.
Годовая плата за ученика, живущего в общежитии, составляла двести рублей. Эта стоимость включала оплату обучения, воспитания и полного содержания в общежитии (обеспечение питанием, одеждой, учебными пособиями и медицинской помощью). С приходящих воспитанников плата взималась лишь за обучение в размере пятидесяти рублей10.
Ежедневный стол в будничные дни заключался в следующем: утром дети пили с хлебом и молоком чай, в 12 часов завтракали в училище, в 2 часа в общежитии был
обед из двух блюд (щи или суп с говядиной, второе - каша или жареное), в 5 часов пили чай с хлебом и молоком и в 9-ом часу ужинали. Ежедневно, кроме среды и пятницы, в рационе имелось одно мясное и одно молочное блюдо, молоко к утреннему и вечернему чаю. В праздничные дни стол добавлялся горячим завтраком и пирогами11. Одежда для детей изготавливалась в общежитии при посильном участии самих воспитанников. На ремесленных занятиях девочки, обучаясь кройке и шитью, шили себе платья, белье, мальчикам - рубашки и прочие вещи, занимались починкой одежды и штопаньем чулок; мальчики также обучались шитью и, сверх того, изготавливали для себя и девочек сапоги, башмаки и чинили поношенную обувь. Вообще, дети сами делали для себя все, что им было по силам: накрывали на стол, убирали и мыли посуду, чистили одежду и обувь, приготовляли постель ко сну и убирали ее, подметали пол. Такая обстановка жизни в общежитии благоприятна сказывалась на воспитанниках: дети научались жить в коллективе, обходиться без посторонней помощи, осуществлялась взаимопомощь детей, в т. ч. взаимообразование, старшие помогали младшим, дети находились под контролем воспитателей и могли в любой момент обратиться к ним за помощью и советом.
Правление и педагоги прилагали все силы к тому, чтобы сохранить здоровье воспитанников и способствовать их физическому развитию. На воздухе дети проводили, в зависимости от погоды, 1-2 часа ежедневно. В зимнее время во дворе устраивалась горка для катания на салазках и каток, осенью и весной устраивались прогулки. Бесплатную медицинскую помощь учащимся оказывали частнопрактикующие врачи города.
Обязанности воспитательниц в общежитии и классных надзирательниц несли преподавательницы. Поэтому воспитанники училища находились под постоянным надзором учительниц, не упускавших возможности для приучения их к порядку, аккуратности и вежливости. По праздникам показывались «туманные картины» [прообраз диафильмов - Т. М.], ученики также посещали кинематографы, театр, на святках устраивалась елка и вечер. С целью достижения лучших результатов обучения воспитанники училища с первых лет приучались к чтению, чему способствовала богатая библиотека, включавшая к 1912 г. около 1 200 наименований иллюстрированных журналов и книг для детского чтения12.
Задача специальной подготовки педагогов-дефектологов в дореволюционной России решена не была. Подготовка и переподготовка кадров для специальных школ проходила в виде разрозненных мер, в основном на краткосрочных курсах в Петербурге и Москве, а также посредством обмена педагогическим опытом. Первые учительницы КУГНД получали первоначальную подготовку на месте под руководством заведующей училищем, а потом командировались в Московское и Петербургское училища глухонемых для изучения опыта их работы. Таким образом, КУГНД получило несколько опытных учительниц, которые в дальнейшем руководили подготовкой вновь поступивших учительниц. Летом 1897 г. учительница Малова, находясь во Франции, посетила Парижский институт глухонемых13, где она наблюдала применение новейших методов и лучших учебных пособий. В 1893 г. по ходатайству Общества призрения преподавательницам училища были предоставлены права на казенную пенсию14, что упрочило их служебное положение и повысило статус самого учебного заведения.
Учащиеся, прошедшие полный курс обучения, получали свидетельство, а окончившие курс дополнительного класса - аттестат. Обучавшиеся ремеслам в течение двух лет по окончании шести нормальных классов или в дополнительном классе, по выдержании испытаний получали звание подмастерья. Все бывшие учащиеся
КУГНД, за небольшими исключениями, зарабатывали средства к жизни тем ремеслом, которому они обучались в училище, работая в частных мастерских или дома15.
Училище финансировалось из средств Казанского Общества призрения и образования глухонемых детей, составлявшихся из членских взносов, платы за обучение и добровольных пожертвований. Сумма добровольных пожертвований в среднем достигала 50 % ежегодного бюджета общества16.
Изменившаяся в условиях динамичного развития капитализма социальная реальность привела к рефлексии общества на существование в нем детей с отклонениями в развитии. Создание и функционирование училища глухонемых детей в Казани стало итогом частной и общественной инициативы в деле благотворительной поддержки детей-инвалидов. Во многом благодаря этому в училище были созданы необходимые условия для успешной постановки образовательного процесса: собственное здание, хорошая учебно-методическая база, специально подготовленные преподаватели, налаженные условия быта воспитанников. Общеобразовательная подготовка учащихся осуществлялась по программе начальной школы, но рассчитанной на более длительный срок усвоения, облегченной и сокращенной. Трудовая подготовка, не прекращавшаяся и в свободное от занятий время, являлась основой всего образовательного процесса в училище глухонемых. Она способствовала приобретению учениками навыков самообслуживания в быту и получению ими ремесленной специальности. Эти условия позволили училищу стать с одной стороны, своеобразной системой, направленной на социализацию глухонемых детей в общество в качестве его полноправных членов, а с другой стороны - средой, приближенной к педагогическим идеалам эпохи.
Примечания
1 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XIV. Казанская губерния. - СПб., 1903. - С. XV.
2 Казанское училище для глухонемых детей. Краткий обзор сведений о его существовании за первое десятилетие (1886-1896). - Казань, 1896. - С. 1.
Юшков, Н. Ф. Высокогуманные учреждения для призрения и воспитания слепых и глухонемых детей в Казани и Варшаве / Н. Ф. Юшков. - Казань, 1898. - С. 4.
4 Заседание Казанского общества призрения и образования глухонемых детей 17 октября 1897 г. - Казань, 1897. - С. 13.
5 Извлечение из правил об устройстве Казанского училища для глухонемых детей // Казанское училище для глухонемых детей. Краткий обзор сведений... - С. 5.; Правила
06 устройстве Казанского училища для глухонемых детей, содержимого Обществом призрения и образования глухонемых детей в Казани. - Казань, 1910. - С. 2.
6 Извлечение из правил. - С. 5.; Правила об устройстве. - С. 3-4.
7 Казанское общество призрения и образования глухонемых детей и содержимое им Казанское училище глухонемых. Очерк развития их за 25 лет (1887-1912) существования. - Казань, 1912. - С. 31.
8 Казанское общество призрения и образования глухонемых. - С. 34.
9 Казанское общество призрения и образования глухонемых... - С. 25.
10 Правила об устройстве. - С. 5.
11 Восьмой годовой отчет общества призрения и образования глухонемых детей в Казани за 1895 г. - Казань, 1896. - С. 6.
12 Казанское общество призрения и образования глухонемых. - С. 28.
13 Заседание Казанского общества призрения и образования. - С. 16.
14 Казанское общество призрения и образования глухонемых... - С. 28-29.
15 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 996. Оп. 1. Д. 54. Л. 7.
16 Устав Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. - Казань, 1890. - С. 7.; Казанское училище для глухонемых детей. Краткий обзор сведений. - С. 1.
Н. В. Попова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ВЯТКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается эволюция разных типов культурно-просветительных учреждений губернского города Вятки 11-ой половины Х1Х- начала ХХ века, их архитектурный облик и планировочные особенности в контексте историко-культурного наследия России.
Ключевые слова: культура, история, архитектура, Вятка, театр, клуб, сад, русский стиль.
Оживление культурной жизни в провинциальных городах во второй половине
XIX в. способствовало появлению новых типов зданий общественного значения, среди которых особое место занимают культурно-просветительные. Их строительство в это время переживало небывалый расцвет. В пореформенной России, и в начале
XX в. особенно, усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, культуре, литературе и искусству. В реализации этой потребности, с одной стороны, большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, с другой - прослойка предприимчивых людей - купцов, на средства которых возводились эти сооружения.
Неотъемлемой частью культурной жизни городов становятся театры, кинотеатры, всевозможные клубы, сады. Эти постройки обозначили собой новый этап в строительстве общественных сооружений - массовый тип зданий, рассчитанный на все без исключения слои городского населения. Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома, которые предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. Со второй половины 60-х гг. XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых. Также значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях.
На основе представленных материалов можно утверждать, что в губернском городе Вятке специально построенные сооружения этого типа выполнены в русском стиле. Здесь следует сказать, что в целом для общественного строительства Вятки были характерны два параллельно протекающих процесса:
1. Приспособление уже имеющихся построенных жилых зданий (в основном каменных купеческих особняков, построенных в эпоху классицизма) под общественные нужды. Этот процесс был обусловлен соображениями необходимости общественных зданий согласно статусу губернского города и в полной мере не мог отражать эволюцию архитектурного стиля. Следует сказать, и позже он не потерял своей