Научная статья на тему 'Из истории благотворительной деятельности в Воронеже в конце XIX – начале XX веков'

Из истории благотворительной деятельности в Воронеже в конце XIX – начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
921
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОРОНЕЖ / ГОРОД / КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ / THE END OF 19 – BEGINNING OF 20 CENTURIES / CHARITY / CHARITABLE FOUNDATIONS / CHARITABLE ACTIVITIES / VORONEZH / CITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белокобыльская Е. С.

В статье рассматривается благотворительная деятельность в Воронеже в конце XIX – начале XX веков. Раскрывается деятельность благотворительных организаций и частных лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charitable activitiES history in Voronezh in the end of XIX – XX century

This paper describes charitable activities history in Voronezh in the end of XIX – XX century

Текст научной работы на тему «Из истории благотворительной деятельности в Воронеже в конце XIX – начале XX веков»

УДК 15.9:37.015.3

ИЗ ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОРОНЕЖЕ В КОНЦЕ

XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Е.С. Белокобыльская

В статье рассматривается благотворительная деятельность в Воронеже в конце XIX - начале XX веков. Раскрывается деятельность благотворительных организаций и частных лиц

Ключевые слова: благотворительность, благотворительные учреждения, благотворительная деятельность, Воронеж, город, конец XIX - начало XX веков

Благотворительная деятельность во второй половине XIX - начале XX века была явлением, распространенным во многих городах России. Не исключением был и Воронеж, как один из примеров достаточно высокого уровня развития благотворительности в этот период.

В Воронеже в 1897 г. (на момент первой переписи населения) население составляло 80 599 человек. Около половины из него были грамотными (52,2 %). По сословному

распределению большинство населения относилось к крестьянам (около 50%), мещанам (32%). Дворяне составляли всего 9%, а лица духовного звания с членами их семей -6% [14].

Попробуем через восприятие города понять, в какой атмосфере зарождался интерес к благотворительной деятельности. Для этого обратимся к высказываниям известных людей посетивших город или живших в нем. Писатель, чиновник по особым поручениям при военном министре Н. В. Кукольник, по делам своего ведомства многократно и подолгу бывал в Воронеже [2, С.281]. Он описывает город (1854 г.): «Есть города, как и люди, с любезной наружностью, с приятной физиономией. К этому числу принадлежит и Воронеж». Чиновник судебного ведомства,

М. Ф. Громницкий, писал (1864 г.):

«Тогдашний Воронеж не только весьма удобный по климату и дешевизне жизни, но и интеллигентный город по сравнению со многими провинциальными городами: недаром он считается родиною известных по всей России поэтов Кольцова и Никитина, книжные лавки, публичная библиотека, своя газета...» . Филолог, академик, Я. К. Грот, летом 1870 г. посетивший Воронеж, делится впечатлениями: «Воронеж, место рождения Болховитинова,

Белокобыльская Екатерина Сергеевна - ВГУ, аспирант, e-mail: cato57@mail.ru, тел. 960-121-S3-3S

Кольцова и Никитина, давно приобрел у нас репутацию литературного города. Года три тому назад железная дорога приблизила его к центрам образования и, конечно, не останется без значения для дальнейших умственных успехов края. Теперь он сделался доступнее для любознательности путешественников». Писатель А. П. Чехов в феврале 1892 г. прибыл по «голодному делу» в Воронеж и провел в нем 5 дней [2, С. 594]. Он пишет: «Воронеж кипит. Голодное дело поставлено здесь гораздо основательнее, чем в Нижегородской губернии. Выдают не только хлеб, но даже переносные печи и каменный уголь. Устроены мастерские, много столовых. Вчера в театре был спектакль в пользу голодающих, сбор полный. Куровский интеллигентский и искренний человек, работает много. Он штатский, для губернатора - это большое удобство: он чувствует себя свободнее». Антрепренер, режиссер,

В. И. Никулин, живший в Воронеже с 18971898 и 1908-1809 [2, С.375], отмечает: «Город с серьезным земством и чопорно-строгим, не без либерального налета дворянством. Особо должен отметить, что, объехав почти всю Россию, я за свою театральную деятельность редко встречал такую замечательную комиссию народных чтений, как в Воронеже». Литературовед Б. М. Эйхенбаум, живший в детские годы в Воронеже, дал интересное описание города начала ХХ века [2, с. 629]: «Воронеж - город хлебный, с мешками и купцами. Здесь крепко устоялись люди и фамилии. Самый богатый в городе человек -купец Самофалов: на Большой Дворянской стоят подряд его дома, в одном из которых Центральная гостиница. Фамилии окрашивают язык города в особый местный цвет: Тюрины, Халютины, Черемисиновы, Чертковы, Клочковы, Малинины, Чигаевы, Селивановы, Хрущевы, Федосеевские, Перелешины...». Писатель Б. К. Зайцев, приезжавший в конце декабря 1914 - начале января 1915 гг. в Воронеж, воспринимал его как «Нешумный город, и просторный. Вниз по скату идут

слободы и старинная часть города, домишки петровских времен, низенькие казармы желтые, а за ними мягко сизеет, синеет даль, воронежские вольные просторы, начинающиеся уже степи. Полудикие места. Жители одеваются и говорят не так, как под Москвою». Выпускник Воронежского мединститута, узник ГУЛАГа, П. В. Чебуркин (1928 г.) вспоминает: «Город привлекал не только необычностью стиля, в нем витал какой-то особый дух. Очевидно, на жизни молодежи еще сказывалось влияние бывшего раньше в городе Пажеско-кадетского корпуса. Молодежь умела держаться».

В такой атмосфере начинала проявляться благотворительная деятельность. Ею занимались все сословия, как частным образом, так и в рамках организаций. Благотворительность считалась неотъемлемым долгом каждого человека, и это отражалось в общественном мнении. Так, например, мемуарист, литературовед А. В. Никитенко (1804-1877), уроженец Воронежской губернии писал: «Тот ничего не сделал для людей, кто не дал им средств меньше страдать или легче сносить страдания» [7]. Воронежскому поэту И. С. Никитину принадлежат слова: «Надобно вынесть всё, что я вынес, чтобы понять, что иногда колени преклоняются сами собой, если есть надежда на помощь от доброго человека» [15].Через призму своего опыта, публицист, драматург и издатель, А. С. Суворин (1834-1912), приходит к выводу: «Иметь деньги - не важное дело, но уметь ими распорядиться - вот что важно. Отказаться в известной мере от собственности - вот что важно. Благотворить, создавать

общественные учреждения, больницы, клиники, школы, художественные галереи, библиотеки, приюты - значит сознавать, что моя собственность - и моя и не моя. И чем больше будет богатых и достаточных людей, которые будут сознавать это, как долг, как простое житейское дело, тем лучше жить и тому, кто это делает, и тем, кто этим пользуется». И, продолжая свою мысль, подчеркивает: «Надо, чтобы разыгралось

чувство благотворительности, бескорыстной помощи народу, надо беречь это чувство, как святыню, надо, чтобы этот огонь разгорелся в человеческом сердце в неугасимое пламя, надо, чтобы росла любовь к ближнему, без которой нет ничего прочного на земле». Важным в этом контексте является высказывание писателя А. И. Эртеля (1855-1908): «Я хочу только

сказать, что Христос впервые с неслыханною

до него силою утвердил ту нравственную догму, тот закон любви, из которого, как радиусы из центра исходят всевозможные дела на пользу ближнего, все благородные стремления, все великодушные предприятия и планы. Можно не признавать Христа и отвергать его учение, но нельзя не признавать не им открытый, но им утвержденный и обоснованный закон любви» [4].

Интересным представляется понимание самой сущности благотворительной

деятельности в этот период. Некоторую ясность в этот вопрос можно внести, опираясь на словари конца XIX-начала ХХ веков. Благотворительность понималась, как «система основанных на чувстве дружелюбия действий, имеющих целью оказание помощи слабым членам общества, лишенным, по той или иной причине, возможности собственными силами обеспечить себе минимум средств существования» [1], а также как «одно из проявлений любви христианской, когда человек оказывает благодеяния и поддержку нуждающемуся в этом, безразлично, будет ли это нужда духовная или телесная» [16], «качество, побуждающее человека или общества помогать бедным, и вместе одна из мер, противодействующих распространению бедности и ее явлений», «свойство, качество благотворящего». Также отмечалось, что «благотворительность, как форма помощи, в отличие от обязательного общественногосударственного призрения, носит

факультативный характер. Она явилась ответом на непосредственные запросы жизни». Под благотворительными заведениями понимались «общественные заведения для призрения бедных и беспомощных», «общественные заведения для призрения бедных и беспомощных, как-то: сиротские дома,

больницы, богадельни и др.» [6]. Понятие благотворения раскрывалось как «благодеяние, добродейство, делание добра» [3],

«доброделание». Благотворить означало «приносить пользу и облегчение бедным, больным; заниматься филантропией» [5]. А характеристика «благотворительный»

понималась как «склонный к благотворению, готовый делать добро, помогать бедным» (о человеке), и «устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих, или ради попечения о них» (об учреждении, заведении) [3]. Проанализировав эти высказывания можно отметить, что в них много общего, благотворительность понималась как оказание помощи нуждающимся, в первую

очередь бедным и больным. А понятия «благотворительный», «благотворения»

толковались довольно широко, как доброделание, готовность помогать бедным.

В Воронежской губернии насчитывалось более 30 благотворительных учреждений. Помощь оказывалась в различных благотворительных организациях: богадельнях; приютах для сирот, слепых детей. Благотворительные общества также оказывали помощь обучающимся, несовершеннолетним преступникам, бедным невестам, прислуге и многим другим.

Богадельни были различных видов: относящиеся к ведению монастырей; церковноприходских попечительств; сельских обществ; городских управлений; губернского и уездных земств; Воронежского Комитета

Императорского Человеколюбивого Общества; разных обществ; содержащиеся на средства частных лиц [10].

Николаевская община сестер милосердия, с открытой при ней больницею и амбулаторией, подготавливала сестер милосердия (с 1892 г.) для безвозмездного служения больным и раненым в военное время, в мирное время - для ухода за больными в военных госпиталях, гражданских больницах и в частных домах города и уезда.

Елизаветинское сиротское убежище (с 1894 г.), воспитывало, обучало грамоте и ремеслам детей-сирот, преимущественно из семейств умерших или увечных воинских чинов, а также сирот, лишившихся родителей от общественных бедствий. Кроме обучения грамоте и закону Божию, по возможности в пределах программы народных училищ, дети изучали у приглашенных мастеров: мальчики столярное, сапожное и портняжное ремесла, а девочки - прядильное, ковровое и ткацкое. Совет Убежища ставил себе главной задачей, чтобы призреваемые были ознакомлены с доступными ремеслами, а главным образом с элементарными понятиями о земледелии [9].

Александринский детский приют с Самофаловским профессиональным

отделением был открыт в 1847 г. Он своей целью ставил призрение и первоначальное образование беднейших детей,

преимущественно круглых сирот. В 1897 г., благодаря увеличению средств Попечительства, был открыт приют для мальчиков, отделение Александринского приюта. Купцом

Анкиндиновым был пожертвован дом, в котором обосновался приют. Как в мужском, так и в женском отделении призревались

преимущественно круглые сироты. В Самофаловском отделении девочки старшего возраста обучались кухмистерскому, прачечному и швейному ремеслам. В мужском отделении распределение времени и занятий было установлено близко к женскому отделению. По окончании курса мальчики, если не брались на попечение родственниками, устраивались при участии директора приюта куда-либо в услужение, например в аптеки, магазины, мастерские и т.п. Девочки по окончании курса или занимались ремеслами, которым они обучались в приюте, или поступали в услужение [9].

В ведении Воронежского Попечительного о бедных комитета (с 1818 г.) Императорского Человеколюбивого Общества состояли: 1)

квартиры для недостаточных воспитанниц и воспитанников гимназий, прогимназий и реального училища; 2) дом трудолюбия; 3) женское благотворительное отделение, заведующее домом дешевых квартир, швейной мастерской и богадельней; 4) Василининское Убежище бедных в г. Бирюче. Василининское убежище содержалось на средства, завещанные действительным статским советником Василининым [12].

К Воронежскому Отделу Попечительства Императрицы Марии Александровны относились убежище для призреваемых слепцов, общежитие при училище, бесплатная амбулатория и лечебница (для глазных болезней). При попечительстве был образован кружок дам-благотворительниц, взявших на себя безвозмездный труд переписки книг для слепых шрифтом Брайля [13].

Воронежское Попечительное Общество о прислуге было учреждено в 1898 г. с целью поощрения исправной прислуги и попечения о ней на случай болезни, старости и крайней бедности (богадельня на 10 кроватей) [8].

Воронежское Общество исправительных приютов для несовершеннолетних

преступников особенное внимание обращало на изолирование детей от крайне неблагоприятной для их физического и нравственного развития тюремной обстановки. Оно устраивало также чтения с волшебным фонарем [8].

Воронежское Местное Управление Российского Общества Красного Креста оказывало продовольственную помощь населению, пострадавшему от неурожая, выдавало пособие больным и раненым воинам и семействам больных и раненых воинов [11].

Благотворительность превратилась в разновидность гражданского долга для всех,

кто считал себя принадлежавшим к лучшей части российского общества. В Воронеже активное участие в благотворительной деятельности принимали

Е. М. Ольденбургская, а также многие видные жители города: Л. И. Мюфке, К. В. Федяевский, С. А. Петровский, В. Г. Столь, С. Л. Кряжов, И. В. Титов, А. Н. Безруков, Н. А. Клочков, Н. Ф. Бунаков и др.

Известный воронежский аптекарь, Л. И. Мюфке, основатель товарищества «Л.И. Мюфке», был видным общественным деятелем и благотворителем. С дочерью Юлией Л. И. Мюфке впервые принял на работу в аптеку женщин. Благодаря продаже лекарств для земства по сниженным ценам медикаментами обслуживались все сельские медицинские пункты.

Известный промышленник, общественный деятель В. Г. Столль (1842-1924) основал общество велосипедистов в Воронеже. Был

попечителем училища слепых, открыл на свои средства глазную больницу в Воронеже. Также содержал приют для слепых девушек на своей даче при станции Графская.

Принцесса Евгения Максимилиановна

Ольденбургская в Воронеже возглавила губернское благотворительное общество. В 1894 г. она была почетной гостьей на открытии Воронежского губернского музея. С 1896 г. покровительствовала Задонской ремесленной школе. При открытии Конь-Колодезной

сельскохозяйственной школы (1899) была учреждена стипендия «Ея Императорского Высочества принцессы Ольденбургской» [2, С.385].

Известный воронежский врач, активный общественный деятель, К. В. Федяевский

(1835-1919) вместе с группой врачей открыл бесплатную лечебницу для приходящих. Он занимал должность врача попечительного о бедных комитета (1874-1877). Константин Васильевич много сделал для благоустройства Воронежской губернской земской больницы. Имя К. В. Федяевского носит 2-я городская клиническая больница скорой помощи. В годы эпидемий и голода среди крестьян он сделал очень много для народного здравоохранения. К. В. Федяевский был неутомимым

просветителем и популяризатором

медицинских и литературных знаний. В 18761890 гг. был председателем комитета Воронежской публичной библиотеки, одним из учредителей Комиссии народных чтений, библиотек имени А. В. Кольцова и И. С. Никитина.

Адвокат, депутат III Государственной Думы, уроженец Воронежской губернии,

С. А. Петровский (1863-1944) сыграл активную роль в создании филиального отделения публичной библиотеки им. Кольцова, куда пожертвовал немало книг из собственного собрания. Он состоял членом попечительных советов нескольких учебных заведений (Мариинской женской гимназии, 4 мужского приходского училища).

Представители воронежского купечества не оставались безучастными к проблемам благотворительности. Например,

А. Н. Безруков, торговавший мучным товаром, владевший мельницей «Второго Товарищества русских мукомолов» и ряда имений с мельницами в Землянском и Воронежском уездах, оказывал помощь Александринскому детскому приюту, и некоторое время был его директором. С. Л. Кряжов (ок. 1818-1888) подарил городу водопровод, доходы с которого направлялись на нужды бедным учащимся. Когда он был городским головой, все предназначенное ему жалование в размере 3 тыс. руб. в год перечислял на нужды бедных горожан. Крупным коммерсантом,

организатором Товарищества маслобойного завода и других промышленных предприятий являлся Н. А. Клочков. Он был попечителем нескольких учебных заведений, активным деятелем нескольких благотворительных

организаций.

Юрист, с 1894 г. дворянин, действительный статский советник

И. В. Титов (ок. 1848-1905) был председателем Воронежской уездной земской управы,

председателем Воронежского съезда мировых судей, гласным губернского земского собрания, председателем «Воронежского попечительного о бедных комитета», организатором местного отдела «Общества покровительства

животным», активным членом других благотворительных организаций.

Выдающийся педагог и литературовед Н. Ф. Бунаков (1837-1904), создал на свои средства начальную школу, где обучение велось по разработанной им методике. Многое в этой школе было необычным: отсутствие домашних заданий, экзаменов, каких-либо наказаний [2, С. 75].

Таким образом, можно сделать вывод, что благотворительная деятельность в Воронеже в конце XIX - начале XX веков составляла важнейшее направление общественной жизни. Город характеризовался развитой сетью благотворительных учреждений, оказывающих

помощь различным категориям нуждающихся: больным, нищим, детям-сиротам, слепым детям, заключенным, престарелым, а также учащимся. Неизменно возрастало количество благотворительных организаций в городах губернии. Увеличивалось и число людей, получающих благотворительную помощь. Так, в 1883 г. в городе было всего 2 богадельни, в которых призревалось около 164 человек. В 1915 г. насчитывалось 69 богаделен с 1027 призреваемыми. В училище для слепых детей в 1896 г. обучался 31 ребенок, а в 1915 г. уже 76 детей. Также интересно отметить, что примерно за 30 лет (с 1883 по 1915 гг.) число учебных заведений в городе возросло более чем в 4 раза, а число учащихся - в 6 раз [8, 13]. Расходы на содержание благотворительных и учебных заведений были стабильными и высокими. Также необходимо отметить высокую активность частной инициативы в области помощи нуждающимся. Состав лиц, принимающих участие в благотворительной деятельности, был достаточно представителен, как в сословном, имущественном, так и возрастном отношении.

Литература.

1. Большая Энциклопедия: словарь

общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова, П. Н. Милюкова. - СПб. : Книгоиздательское т-во «Просвещение», 1900. - Т. III, Вып. 21-22. - С. 293-294.

2. Воронежская историко-культурная

энциклопедия: персоналии / редкол.: О. Г. Ласунский (гл. ред.), А. Н. Акиньшин (зам. гл. ред.) [и др.]. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2009. - 657, [3] с. : ил.

3. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. - СПб. ; М. : Изд.

Воронежский государственный университет

книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880. -Том первый. А-З. - С. 96.

4. Из письма А. С. Пругавину. 22 февраля 1891, ст. Углянка // Письма А. И. Эртеля / под ред. М. Гершензона. - М., 1909. - С. 16.

5. Краткий Толковый словарь русского языка / сост. П. Е. Стоян ; изд. В. Я. Макушкина. - СПб. : Тип. К. П. Шрадер, 1913 г. - С. 55.

6. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания (справочный энциклопедический лексикон) в 12 вып. или 3 т. / сост. под ред. Ф. Толя.-СПб. : Тип. и литография И. А. Горчакова, 1863. - Вып. 1. Т. 1. - С. 271.

7. Никитенко А. В. Дневник в трёх томах/ А.В. Никитенко. - Т. 3: 1866-1877. - М. : Гос. изд-во худ. лит., 1956. - С.170.

8. Обзор Воронежской губернии за 1892 г. : приложение ко Всеподданейшему отчету. - [Б.т.л.].- [115] с.: табл.

9. Обзор Воронежской губернии за 1896 г. : приложение ко Всеподданейшему отчету.- Воронеж : Типо-Лит. Губерн. правления, 1897. - [126] с.: табл.

10. Обзор Воронежской губернии за 1905. -Воронеж : Изд. Губернского Стат. комитета, 1906. -78+XXXYII с.

11. Обзор Воронежской губернии за 1906 г. -Воронеж : Изд. Губернского Стат. комитета, 1907. -80+XXXIХ с.

12. Обзор Воронежской губернии за 1904 г. -

Воронеж : Типо-Лит. Губерн. Правления, 1905. - [81] с. +

[37] с.: табл.

13. Обзор Воронежской губернии за 1915 г. -Воронеж : Типо-Лит. Губерн. Правления, 1916. - [122] с.: табл.

14. Первая всеобщая перепись населения

Российской империи. 1897. Т. IX : Воронежская губерния.

- СПб., 1901-1904.

Тетрадь 1. - СПб. : Тип. Т-ва художеств. печати, 1901. - 167 с.

Тетрадь 2 (последняя). - СПб. : Паровая

Скоропечатня П. О. Яблонского, 1904. - 255 с.

15. Письмо Н. И. Второву от 21 ноября 1858 г. //

Никитин И. С. Сочинения. - М., 1955. - С. 247.

16. Полный Православный Богословский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энциклопедический словарь. - СПб. : Изд-во

П. П. Сойкина, 1913. - Том 1. - С. 339-340.

CHARITABLE ACTIVITIES HISTORY IN VORONEZH IN THE END

OF XIX - XX CENTURY

E.S. Belokobilskaya

This paper describes charitable activities history in Voronezh in the end of XIX - XX century

Key words: charity, charitable foundations, charitable activities, Voronezh, city, the end of 19 - beginning of 20 centuries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.