Научная статья на тему '"богоугодные заведения" в структуре общественного призрения Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века'

"богоугодные заведения" в структуре общественного призрения Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БОГАДЕЛЬНИ / СТРАННОПРИИМНЫЕ ДОМА / БОЛЬНИЦЫ / ПРИЮТ ДЛЯ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНЫХ / ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щетинина Н. М.

В статье рассматриваются основные виды богоугодных заведений Воронежской губернии в конце XIX начале XX в. Учреждения оказывали различную помощь нуждающимся категориям населения: масштабы Российской империи требовали не только участия центральной власти, но и активной помощи со стороны органов местного самоуправления, РПЦ, частных лиц. Функционирование богоугодных заведений позволяло оказывать помощь не только пожилым, инвалидам и тяжелобольным людям, но и трудоспособному населению, предотвращая тем самым рост преступности, эпидемий, падение нравственности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"богоугодные заведения" в структуре общественного призрения Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века»

УДК 364 (470.32) (09)

«БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ» В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2019 Н. М. Щетинина

аспирант четвертого курса e-mail: [email protected]

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются основные виды богоугодных заведений Воронежской губернии в конце XIX - начале XX в. Учреждения оказывали различную помощь нуждающимся категориям населения: масштабы Российской империи требовали не только участия центральной власти, но и активной помощи со стороны органов местного самоуправления, РПЦ, частных лиц. Функционирование богоугодных заведений позволяло оказывать помощь не только пожилым, инвалидам и тяжелобольным людям, но и трудоспособному населению, предотвращая тем самым рост преступности, эпидемий, падение нравственности в обществе.

Ключевые слова: богоугодные заведения, богадельни, странноприимные дома, больницы, приют для неизлечимо больных, Дом трудолюбия, Воронежская губерния в конце XIX - начале XX века.

Система призрения в России имеет свою историю и традиции. Неотъемлемой частью указанной структуры являлись учреждения, где социально не защищённые слои населения получали помощь. Возникновение того или иного вида учреждений было обусловлено потребностями общества.

Наибольшая активность по формированию институтов призрения в России проходила в конце XIX - начале XX в. Этот процесс был обусловлен внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов относились: христианские традиции милосердия, пример благотворительности представителей царской фамилии, либеральные реформы второй половины XIX в. , переход к капиталистическим отношениям, стихийные бедствия, эпидемии. Доминирующим внешним фактором являлись войны. Внешняя политика была сопряжена с человеческими жертвами, что оставляло многие семьи без кормильцев. Тяжелые ранения, полученные в ходе боевых действий, навсегда лишали человека возможности получать заработок. Для оказания помощи государство, церковь, частные благотворители открывали учреждения призрения. В XIX в. они получили называние «богоугодных заведений». В Энциклопедическом словаре 1891 г. «богоугодные заведения - всякого рода учреждения, преследующие благотворительные цели ... орфанотрофии (сиротопитательные дома), геронтокомии (дома призрения для престарелых), нозокомии (больницы), брефотрофии (воспитательные дома), ксеннодохии (странноприимные дома)» [Андреевский 1891: 197]. В «Толковом словаре» 1949 г. лингвиста С.И. Ожегова «богоугодные заведения - учреждения для бедняков: больницы, приюты, богадельни» [Ожегов 2015: 63].

В XIX в. - начале XX в. вопросами истории возникновения и организации богоугодных заведений занимались В.О. Ключевский, С.Г. Рункевич, Е.Д. Максимов, В.И. Герье, Е.В. Гогель, Е.С. Шумигорский.

На современном этапе указанная проблематика отражена в исследованиях Г.Н. Ульяновой, П.В. Власова, Т.Б. Кононовой, Т.Н. Юдиной, А.М. Балашова, И.А. Балашовой, М.В.Фирсова, А.А. Хитрова.

Региональные аспекты освещены в монографии воронежского исследователя Б.А. Ершова «Русская православная церковь и светская власть» (2010), статьях воронежских краеведов П.А. Попова, Б.А. Фирсова, доктора исторических наук, профессора ВГУ М.Д. Карпачёва, в диссертационном исследовании М.Г. Ковалевой «Учреждения социального призрения России в XIX - начале XX века: на материалах Воронежской и Курской губерний» (2006).

Первые богоугодные заведения возникли после принятия христианства. Историк XIX в. В.О. Ключевский в ходе анализа исторических источников, в частности Устава Владимира I (996), указал, что подобные учреждения находились «...в ведомстве церкви... благотворительные учреждения, в которых находили убежище церковные люди: монастыри, больницы, странноприимные дома, богадельни» [Ключевский 2000: 289]. Наряду с монастырями и больницами широкое распространение получили богадельни. «Богадельня, благотворительное заведение, имеющее целью давать постоянный приют и содержание лицам, преимущественно зрелого возраста, которые по нетрудоспособности или по другим причинам не в состоянии добывать себе средства к жизни.» [Южаков 1901: 358]. Традиция организации богаделен в дальнейшем была продолжена. Стоглавый собор 1551 г. при царе Иоанне Грозном особым постановлением определил: «всех прокажённых и престаревшихся... в каждом граде устроити богадельни мужские и женские» на средства казны и под управление «градских целовальников» [Благотворительность 2008: 4]. Создание богаделен поддерживали царь Алексей Михайлович, что было отражено в Соборном уложении 1649 г., первый русский император Пётр I и императрица Екатерина II.

Тенденция к увеличению богоугодных заведений проявлялась во второй половине XIX - начале XX в.: в «.1861-1899 гг. было основано 95% всех обществ и 82 % всех благотворительных заведений» [Левин 2002: 333]. Подтверждением положительной динамики было увеличение подобного типа заведений в провинции, в частности в Воронежской губернии. Богадельни, в которых содержались бедные и больные, были организованы при церквях на средства прихожан. Например, при Рождественско-Богородицкой церкви г. Воронежа, по сведениям от 1868 г., «.на западе от колокольни находится одноэтажное о 3-х комнатах здание. Две комнаты . по сострадательности прихожан были определены для призрения бедных и больных. Число призреваемых в 2-х небольших комнатах доходило от 7 до 10. В богадельне преимущественно право на помещение имели: больные физически и умственно, родственники Пятницких священно-церковно-служителей» [Рождественско-Богородицкая церковь 1868: 491]. Вклад в организацию богоугодных заведений на местах вносили созданные в 1864 г. церковно-приходские попечительства. В компетенцию попечительств входило «изыскание средств для заведения в приходах школ, больниц, богаделен и вообще заведование мерами призрения» [Выписка. 1868: 598]. Деятельность попечительств зависела главным образом от частных пожертвований и кружечных сборов.

Активное участие в организации богоугодных заведений принимали органы местного самоуправления. Согласно годовому отчёту о работе Воронежской городской управы за 1880 г., были выделены средства на ремонт учреждений. В отчёте отдельным пунктом была выделена «Благотворительная часть», в которой приведены сведения о том, что «.на Новомосковской улице, близ Митрофановского монастыря, в доме

помещаются: Мещанская Управа и две богадельни...»1. Городская управа имела право ходатайствовать перед губернатором, о разрешении открывать богадельни и именовать их в честь императора или членов царской семьи. Так, Александровская богадельня была открыта 11 января 1880 г. «Учреждение содержалось на средства города, сверх того, на содержание призреваемых в них 50 человек из числа беднейших жителей города, по преимуществу страдающих хроническими болезнями стариков»2. На местах функционировали приказы общественного призрения, в ведомстве которых находились не только богадельни, но и больницы с детскими отделениями, а также дома умалишённых, смирительные и рабочие. В этих учреждениях на безвозмездной основе оказывали помощь нищим всех возрастов. В конце XIX в., согласно статистике, в Воронежской губернии «больниц и приёмных покоев. содержимых земством - 45, тюремных - 8, других ведомств - 6, при учебных заведениях - духовных - 4, губернской мужской гимназии - 1 и кадетском корпусе - 1, частных лиц и обществ - 4, всего 63. в коих пользовано 17 276 человек» [Народное здравие. 1899: 37].

Прежде чем человека помещали в богадельню, он лично или с помощью родственников направлял прошение в городскую управу или попечителю богоугодных заведений. В документе была сформулирована просьба и основания для помещения в богадельню. Примером служит одно из обращений жительницы г. Воронежа Марии Сергеевны Плехановой к члену управы господину Пуле. Она писала «Имею честь покорнейше просить Вас, Ваше Высокородие, не найдёте ли возможность принять в одну из воронежских богаделен, находящихся под Вашим ведением, моего деда, слепого старика, которому нет никакой возможности жить у меня так как я имею двоих детей, старуху мать и больного мужа, который не может служить. При сем имею честь сообщить, что дед мой живёт в городе Воронеже 20 лет и в настоящее время имеет от роду 68 лет» 3.

«Рост населения городов, и особенно нищих, остро поставил вопрос о призрении в богадельнях в начале XX века ... В 1909 году в Воронежской губернии было 75 богаделен с 1303 призреваемыми... (в 1909 - 26 богаделен с 685 чел.; в 1913 - 28 с 560) и на Острогожск с уездом (в 1909 - 14 с 128; 1913 - 5 с 142).» [Попов 2008: 142].

Наряду с богадельнями и больницами на территории Воронежской губернии действовал Митрофановский приют. Учреждение было основано «.в 1903 году в честь святителя Митрофана на 20 кроватей для неизлечимо и хронических больных.»4. Врачи и медицинские сестры в приюте выполняли свою работу безвозмездно. Местное управление и частные пожертвования служили основным источником финансирования приюта: требовались лекарства, постельные принадлежности, мебель, продукты питания, ремонт, транспортные расходы и прочее.

В ведомстве Городского управления находились ночлежные приюты и ночлежные дома. Подобные заведения на безвозмездной основе предоставляли на неопределённое время места для пребывания всем категориям населения. Согласно документальным свидетельствам, в Воронеже открытие ночлежного приюта произошло «в 1872 году на добровольные пожертвования»5. Наряду с ночлежными приютами в Воронеже функционировал ночлежные дома. Заведение в 1880 г. размещалось «.в доме Воронежского мещанина Митрофана Ивановича Алтухова на Девицкой улице, нанятом Городскою Управою за 450 р.»6. В ночлежном доме бесплатно могли

1 ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1132. Л. 17.

2 ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1417. Л. 7.

3 ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 2785. Л. 21.

4 ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 2161. Л. 1а.

5 ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1417. Л. 13-14.

6 ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1132. Л. 49.

получить место все желающие, причём визитёры могли прибыть в любое время дня и ночи, что создавало неудобства для директора заведения. Контроль за проживающими вести было очень сложно. Во-первых, социальный состав ежедневно менялся, во-вторых, начальнику ночлежного дома приходилось лично решать все бытовые вопросы, в том числе заботиться о компенсации ущерба, который наносили жильцы, в-третьих, подобные учреждения находились под надзором полиции, поскольку на постой могли прийти те, кто вел антисоциальный образ жизни. Названные обстоятельства создавали затруднения для создания штата обслуживающего персонала.

Большую роль в организации богоугодных заведений играли благотворительные общества, которые были организованы в том числе местным управлением. В конце XIX в. на территории Воронежской губернии «.работали общегородские благотворительные общества в Острогожске (с 1880), Павловске (с 1881), Землянске (с 1891), Боброве (с 1893), Задонске (с 1895), Коротояке (с 1899)» [Попов 2008: 142]. В Воронежской губернии действовали отделения Императорского Человеколюбивого общества и Православного Палестинского общества. Согласно Уставу Православного Палестинского общества, утверждённому 8 мая 1882 г., наряду с оказанием помощи верующим в ходе паломничества к святым местам в его обязанности вменялось: «.учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквям, монастырям и духовенству» [Устав 1882: 527].

Большую помощь губернии в организации богоугодных заведений оказывали общины сестёр милосердия. На территории Центрального Черноземья функционировали отделения Российского общества Красного Креста. «.В 1893 году в Воронеже была создана Николаевская община сестер милосердия.. .Под эгидой .сестёр милосердия был создан в специально купленной усадьбе приют для хронических больных имени благотворительницы Ягуповой.При этой общине была создана также больница на 20 человек Постоянно в больнице находилось 12 детей, амбулаторно лечилось 460. Взрослых лечилось - 3772 мужчин и 3228 женщин» [Ершов 2010: 93]. Ещё одним примером являлась деятельность Тихоновской общины сестер милосердия, при которой был организован странноприимный дом, предназначенный для принятия паломников.

Марфо-Мариинская обитель, созданная в начале XX в. по инициативе великомученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, оказывала помощь в центральной части империи. Великая княгиня приглашала самых лучших врачей для обучения женщин. Сестры обители выполняли свой человеческий подвиг как в мирное, так и в военное время. Наряду с высококвалифицированным медицинским персоналом Елизавета Фёдоровна привлекала талантливых священнослужителей. Одним из таких был настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители отец Митрофан Сребрянский. Примечательно то, что отец Митрофан родился в семье священника Василия в селе Тресвятском Воронежской губернии в 1871 г. [Миллер 2006: 191].

Следует отметить деятельность православных братств. На территории Воронежской губернии действовало Братство святителей Митрофана и Тихона: «.основано в 1885 году. С 1890 года Главным Попечителем являлся Преосвященный Анастасий, Епископ Воронежский и Задонский. .В число почётных членов входили: Городской голова Иван Викторович Титов, принц Александр Петрович Ольденбургский (с 1889), принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (с 1889), принц Пётр Александрович Ольденбургский» [Акт. 1896: 35]. Совместные усилия священнослужителей и представителей светской власти позволяли оказывать адресную помощь на местах и продумывать дальнейшие действия в решении вопросов

социальной помощи. Следует отметить, что в конце XIX в. Воронежская губерния, как и большая часть Российской империи, переживала бедственное положение. Согласно докладу помощника председателя Воронежского губернского статистического комитета Ф.А. Щербины от 20 января 1892 г., «необычный недород хлеба породил повсеместно по губернии нужду . Недостаток в хлебе оказался так велик, что стал злобою для населения и предметом особенных забот для Правительства, земских учреждений и благотворительных обществ. В Воронежской губернии числится 2 159 105 души крестьянского населения обоего пола и в том числе детей до 1 года 107 009. Работников и работниц 1 095 483, стариков и старух 130 989 и остального населения 825 624 души» [Продовольственные нужды. 1892: 10-11]. Исходя из этих данных, член статистического комитета делал вывод о том, что на каждую душу требовалось 16 пудов хлеба. В отдельных случаях потребительский минимум мог быть ниже установленной нормы - от 10 до 14 пудов. Центральное Черноземье специализировалось на земледелии, поэтому неурожаи порождали дефицит потребления и ряд сопутствующих социальных проблем (безработица, рост преступности, детская беспризорность, высокий уровень смертности). Указанные факты свидетельствуют, что решение социально-экономических вопросов требовало индивидуального подхода и зависело от демографических, экономических, географических условий той или иной губернии.

Социально-экономические проблемы не могли оставить равнодушными частных благотворителей. Состоятельные жители Воронежской губернии выступали в роли попечителей богоугодных заведений, жертвователей и организаторов учреждений общественного призрения. Согласно записям в Памятной книжке Воронежской губернии 1863-1864 гг., Воронежским купеческим обществом в г. Воронеже ещё в 1859 г. был открыт Николаевский дом призрения, от него могли получать помощь «.не более 25 человек неимущих граждан, которые по старости, болезни или по каким-либо несчастным случаям пришли в крайнюю бедность и не в состоянии приобретать собственным трудом средства к существованию» [О заведениях. 1864: 122]. Купечество выделяло деньги на содержание заведения и контролировало расходы с помощью назначенного казначея, выбранного из купеческой среды. Одним из примеров являлось распоряжение воронежского помещика В.П. Василинина. На средства жертвователя в г. Бирюч было создано Васлиниское убежище бедных, состоявшее в ведомстве Воронежского попечительного о бедных Комитета Императорского Человеколюбивого общества. В убежище призревались лица обоего пола, а также проводилось обучение детей в церковно приходской школе. Согласно воле покойного в 1904 г. «бедным г. Бирюч и сл. Новенькой и Дубовской к праздникам Рождества и Воскресенья Христова выдано пособия 400 рублей» [Обзор. 1904: 66].

Необходимо отметить, что в российской глубинке, наряду с бедностью и болезнями, существовала проблема социальной адаптации людей-инвалидов. Именно в XIX в., по мнению исследователей, в решении этого вопроса были предприняты серьёзные шаги. Первые учреждения для обучения глухих и слепых появляются в Москве и Санкт-Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны. Благодаря содействию членов императорской фамилии, видных учёных и предпринимателей появились училища, рабочие места и общежития для людей с инвалидностью. В губерниях открывались отделения Мариинского попечительства, в том числе и в Воронеже. «В 1887 г. открыло приют для слепцов и училище для слепых детей» [Пыльнев 1999: 359]. Члены попечительств не только организовывали обучение инвалидов посильным профессиям, но и старались пристроить подопечных в приличные семьи. В результате человек с особенностями в развитии был полезен и находил своё место в обществе. В Воронеже большой вклад в обучение слепых внёс

видный промышленник и филантроп Вильгельм Германович Столль (1842-1924), выполнявший функции попечителя училища слепых.

В России насчитывалось достаточно большое количество трудоспособного населения, не имевшего постоянного заработка. Это обстоятельство создавало напряженную ситуацию в обществе и вызывало опасения власти. Решение данной проблемы было предложено отцом Иоанном Кронштадским. Благодаря усилиям священнослужителя в 1882 г. открыли первый Дом трудолюбия. Учреждение было настолько полезным, что сеть подобных создавалась по всей империи. Организация Дома трудолюбия в Воронеже была приурочена к важнейшему событию - спасению царской семьи. Городской голова в октябре 1888 г. писал воронежскому губернатору: «. в памяти жителей города чудесного проявления Божьей милости, сохранением при крушении 17 октября Царского поезда драгоценной для нашего отечества жизни Государя Императора, Государыни Императрицы и всех Их Августейших Детей, единогласно постановила. принять на городской счёт устройство предположенного к открытию в г. Воронеже Дома трудолюбия .для терпящих нужду и бедствующим по многоразличным причинам»7.

Таким образом, на территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX в. можно выделить следующие типы богоугодных заведений: богадельни, больницы, приюты для неизлечимо больных, странноприимные дома, ночлежные дома и приюты, дома трудолюбия, учреждения для инвалидов. Указанные благотворительные заведения предназначались для тех, кто в силу причин (тяжелая болезнь, ранение на войне, старость, нищета, инвалидность, сиротство) не мог самостоятельно себя обслуживать и обеспечивать работой или жильём. Помощь оказывали длительное время или пожизненно, как правило, старикам, хронически больным и инвалидам. С целью предотвращения мошенничества, учреждения проводили проверку на наличие нужд. В России продолжали действовать «профессиональные нищие», которые могли воспользоваться возможностью получить безвозмездную помощь и «паразитировать» в обществе.

Деятельность богоугодных заведений была направлена, во-первых, на сокращение количество нищих, бездомных и безработных; во-вторых, создание для подрастающего поколения положительных примеров занятых и заинтересованных в продуктивности своего труда; в-третьих, практическое решение социальных проблем; в-четвертых, снижение риска распространения эпидемий; в-пятых, проведение превентивных мер по борьбе с антисоциальными явлениями в обществе. Анализ статистических данных в губернии позволял местным властям, выявлять нуждающиеся категории населения и разрабатывать стратегии решения проблем. Совместные усилия государства, Русской православной церкви, частных лиц не только способствовали накоплению опыта в решении социальных вопросов, но и формировали исторические традиции гуманного отношения, ставшие основой для институтов социальной защиты, функционирующих в настоящее время.

Библиографический список

Акт годичного собрания Воронежского братства святителей Митрофана и Тихона, бывшего 7 апреля 1896 г. // Воронежские епархиальные ведомости. 1896. № 9-16. С. 2-36.

7 ГАВО. Ф. И - 19. Оп. 1. Д. 1303. Л. 1.

Андриевский И.Е. Богоугодные заведения // Энциклопедический словарь. СПб., 1891. Т. 4. С. 197.

Благотворительность в истории России. Новые документы и исследования / под. ред. и сост. Л.А. Булгаковой. СПб.: Нестор-История, 2008. 435 с.

Выписка из журналов Государственного Совета относительно устройства приходских попечительств при Православных церквях // Воронежские епархиальные ведомости.1868. № 19. С. 604.

Ершов Б.А. Русская православная церковь и светская власть в Воронежской губернии в XIX - начале XX века. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2010. 167 с.

Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций: в 2 т.: Т. 1. М.: АСТ, 2000. 1056 с.

Левин С.С. Благотворительность в России // Православная энциклопедия. М., 2002. С. 330-334.

Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М.: Паломник, 2006. 351 с.

Народное здравие и эпизоотии // Памятная книжка Воронежской губернии 1899 г. Воронеж, 1899. Отд. 1, С. 37-40.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4 изд. и доп. М.: ИТИ Технологии. 2015. 944 а

Обзор Воронежской губернии за 1904 г. Издание Губернского Статистического Комитета. Воронеж. Типо-Литография Губернского Правления. 1905. 81 с.

О заведениях Воронежского Приказа Общественного Призрения // Памятная книжка Воронежской губернии на 1863-1864 гг. Воронеж, 1864. Отд. 1, С. 120-160.

Попов П.А., Фирсов Б.А. Благотворительность // Воронежская энциклопедия. Воронеж, 2008. Т. 1. С. 142-143.

Продовольственные нужды населения Воронежской губернии // Протоколы заседания Воронежского губернского статистического комитета 1892 г. Воронеж. 1892. С. 10-15.

Пыльнев Ю.В., Рогачев С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 1999. 528 с.

Рождественско-Богородицкая церковь г. Воронежа (Продолжение) // Воронежские епархиальные ведомости. 1868. № 15. С. 492.

Устав Православного Палестинского Общества // Воронежские епархиальные ведомости. 1882. № 20. С. 527-541.

Южаков С.Н., Милюков П.Н.. Богадельня // Большая Энциклопедия. СПб., 1901. Т. 3. С. 358-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.