СОЗДАНИЕ ГАРАНТИЙНОГО ФОНДА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА *
УДК 331.2
Вячеслав Андреевич Козлов
Аспирант кафедры Антикризисного Управления Московского
Государственного Университета
Статистики Экономики и Информатики E-mail: [email protected] Роман Игоревич Пронин Аспирант кафедры Антикризисного Управления Московского
Государственного Университета
Статистики Экономики и Информатики E-mail: [email protected] Требования работников несостоятельных организаций по погашению задолженности по заработной плате зачастую остаются неудовлетворёнными, что нарушает в конечном итоге устойчивость функционирования всей сферы предпринимательства. Одним из вариантов решений данной проблемы является создание гарантийного фонда погашения задолженности по заработной плате, который позволит обеспечить удовлетворение требований работников несостоятельных организаций, что отразиться на устойчивости функционирования предпринимательских структур и в конечном итоге окажет положительное воздействие на устойчивость всего народного хозяйства страны.
Ключевые слова: задолженность по оплате труда; несостоятельность организации-работодателя; требования по взысканию заработной платы работников; защита требований трудящихся посредством привилегий; защита требований трудящихся при помощи гарантийных учреждений; повышение устойчивости предпринимательских организаций; снижение
предпринимательских рисков.
Vjacheslav Andreevich Kozlov The post-graduate student of chair of Antirecessionary Management of the Moscow State University of Statistics of Economy and Computer science E-mail: [email protected] Roman Igorevich Pronin The post-graduate student of chair of Antirecessionary Management of the Moscow State University of Statistics of Economy and Computer science E-mail:[email protected]
CREATION OF THE GUARANTEE SINKING FUND ON WAGES AS THE FACTOR OF THE INCREASING ENTERPRISE ORGANIZATIONS STABILITY IN THE CONDITIONS OF CRISIS
Requirements of workers of the insolvent organisations on debts repayment on wages frequently remain unsatisfied that breaks finally stability of functioning of all business sphere. One of variants solving of the given problem is creation a guarantee sinking fund on wages, which will allow to provide satisfaction of workers requirements of the insolvent organisations what to be reflected in stability of the enterprise structures functioning and finally will have positive influence on stability of all country national economy.
Keywords: debts of a payment; inconsistency of the organisation-employer; requirements on collecting of wages of workers; protection of requirements of workers by means of privileges; protection of requirements of workers by means of guarantee establishments; minimization of enterprise risks.
1. Введение
Предпринимательские организации, осуществляя свою деятельность в условиях рыночной экономики, сталкиваются с различными кризисными явлениями, которые в свою очередь оказывают решающее воздействие на устойчивость положения организаций на рынке. По мере развития рыночной экономики хозяйственная среда расширяет зоны рисковых ситуаций, увеличивая тем самым вероятность кризисных явлений, заставая врасплох неподготовленные организации и ставя под угрозу устойчивое осуществление последними своей деятельности.
Таким образом, устойчивость предпринимательской организации в современных условиях хозяйствования подвержена множеству различных факторов, которые являются потенциальными источниками кризисного положения организации. Учитывая сложность прогнозирования многих кризисных явлений, с которыми могут столкнуться предпринимательские организации в процессе осуществления своей деятельности, а зачастую и вовсе непрогнозируемый характер указанных процессов, представляется крайне необходимым разработка и реализация специальных мер, направленных на поддержание устойчивости организаций сферы предпринимательства в современных рыночных условиях.
2. Методы защиты прав требований работников при несостоятельности работодателя
Разработка и практическое внедрение мер, направленных на обеспечение устойчивости предпринимательских организаций, должны носить всесторонний, комплексный характер. Другими словами, необходимо принятие и реализация соответствующих мер не только на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, но и на макроуровне - на уровне нациоальной экономики в целом.
Анализируя состояние организаций сферы предпринимательства, нельзя обойти стороной социальный аспект предпринимательства. Современный этап развития экономических отношений характеризуется социальной ориентацией рыночной экономики. Теория «заинтересованных лиц», активно развивающаяся с 1963 года в западных странах и приобретающая всё большую актуальность в экономической жизни нашей страны, подразумевает, что необходимо учитывать интересы различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме (акционеров, наемного управленческого персонала, работников, контрагентов и других лиц). И помимо собственников организации существует гораздо более широкий круг лиц, оказывающих влияние на деятельность организации и чьи интересы организация должна учитывать. Другими словами, любая предпринимательская организация должна быть социально-ориентированной. Социальная направленность означает осуществление организациями различных социальных функций (например, предоставление жилья, отопления, благоустройство территории, организация детских оздоровительных лагерей, домов отдыха для сотрудников организации и т.д.) и минимизацию возможных рисков для общества, в том числе и для персонала организаций. Одним из таких рисков является непогашение задолженности по заработной плате при несостоятельности организации.
Учитывая высокий удельный вес убыточных организаций в нашей стране в последние годы и связанное с этим большое количество банкротств, можно сделать вывод, что осуществление социальных функций организациями является не всегда стабильным, что связано с отсутствием у убыточных организаций собственных средств. Кроме того, организации, находящиеся на грани банкротства, зачастую не могут обеспечить полного погашения кредиторской задолженности
* Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 568 «О федеральной целевой программе «Научныеи научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»
96,5
Озадолженностьиз-за отсутствия собственных средств
О задолженностьиз-за несвоевременного полученияденежных средствиз федерального бюджета
Озадолженностьиз-за несвоевременного получения денежных средств избщцжетов субъектов
Российской Федерации О задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств изместных бюджетов
РЬс. 1 Структура просроченной заработной платы на 1 апреля 2010 года.[1]
даже первой очереди, не говоря уже о погашении задолженности по заработной плате, которая относится ко второй очереди.
По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 апреля 2010 года по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате по наблюдаемым видам экономической деятельности составила 3966 млн. рублей. Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 апреля 2010 года составила 3828 млн. рублей, или 96,5% общей суммы просроченной задолженности (рис. 1). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 138 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 марта 2010 года на 145 млн. рублей (в 2,1 раза), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 107 млн. рублей (снижение на 113 млн. рублей, или в 2,1 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации - 19 млн. рублей (снижение на 25 млн. рублей, или в 2,3 раза), местных бюджетов - 12 млн. рублей (снижение на 7 млн. рублей, или на 38,7%).
Принимая во внимание последствия мирового финансового кризиса для российской экономики, которые существенно повлияли на положение в реальном секторе экономики, застав врасплох большинство неподготовленных предпринимательских организаций, можно сделать вывод, что число убыточных организаций, а вместе с этим и число банкротств будет увеличиваться, что требует принятия соответствующие
мер.
Таким образом, одной из важнейших задач по обеспечению устойчивости функционирования организаций сферы предпринимательства является разработка на макроуровне механизма, позволяющего обеспечить максимально полное удовлетворение требований работников организаций, которые признаются банкротами и нацеленного на поддержание устойчивости функционирования всей сферы предпринимательства.
При разработке такого механизма нужен всесторонний анализ не только экономической составляющей данной проблемы, но и анализ законодательства, регулирующего отношения в данной области.
Согласно статье 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года задолженность организации-банкрота по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, погашается во вторую очередь после оплаты расходов на проведение процедуры банкротства и удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Однако, как показывает практика, полного погашения требований кредиторов второй очереди в процедуре банкротства происходит крайне редко. И это объясняется рядом причин. Во-первых, это связано с длительностью процесса реализации активов должника. Во-вторых, с отсутствием у организации-банкрота ликвидного имущества, достаточного для погашения задолженности по заработной плате. Другими словами, у многих пред-
приятий, оказавшихся в процедуре банкротства, отсутствует обеспеченность активами для погашения большого объёма кредиторской задолженности, в том числе и задолженности по заработной плате. В таких случаях процедура банкротства сводится к ликвидации организации-должника, а работники ликвидируемой организации и другие кредиторы теряют право требования задолженности. При этом согласно статье 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года требования кредиторов, в частности, по заработной плате, не удовлетворённые по причине отсутствия у организации-должника достаточного имущества, считаются погашенными. Таким образом, работники не могут больше предъявлять требования к организации-должнику, и в итоге они не получат заработанные денежные средства.
3. Разработка механизма погашения задолженности по заработной плате при банкротстве работодателя
Предлагаемый в данной работе механизм, заключающийся в создании гарантийного фонда погашения задолженности по заработной плате несостоятельных организаций, позволит обеспечить удовлетворение требований работников несостоятельных организаций, что отразиться на устойчивости функционирования предпринимательских структур и в конечном итоге окажет положительное воздействие на устойчивость всего народного хозяйства страны, что и определяет практическую значимость предлагаемого механизма для российской экономики.
Рассмотрим такую систему некоммерческого гарантирования как внебюджетный фонд.
Под внебюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав. Одним из возможных вариантов реализации данного внебюджетного фонда является использование в целях выплаты заработной платы уже существующие фонды. Возможно дополнение функций государственного внебюджетного фонда (например, пенсионного). Финансирование фонда будет происходить за счет обязательных платежей работодателей. Фонд должен будет управляться отдельно от государственных структур, но его бюджет утверждается Государ-
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2010
63
ственной Думой. Если образуется дефицит бюджета в фонде, то этот недостаток компенсируется за счёт средств федерального бюджета. Преимущества данного механизма заключаются в том, что администрирование платежей можно осуществлять в рамках уже существующей системы сбора обязательных платежей. И одним из самых значимых моментов предлагаемой системы является то, что внебюджетный фонд не может быть признан банкротом. Но при всех положительных сторонах вышеуказанной схемы существует ряд негативных моментов. К сожалению, недостатки существующего правового регулирования порядка использования средств государственных внебюджетных социальных фондов, а также ответственности за нарушения в использовании этих средств создают предпосылки для злоупотреблений со стороны должностных лиц и появлению коррупционных взаимосвязей между лицами, наделенными полномочиями по распоряжению финансами, и лицами, получающими денежные средства фондов. Также неэффективность инвестирования средств фонда может привести к наиболее распространенным нарушениям в сфере использования финансо-
вых средств, т.е. в рамках «расходной» части внебюджетного фонда может осуществляться «нецелевое» и «нерациональное» использование денежный средств.
Следует отметить тот факт, что пополнение внебюджетного фонда должно будет зависеть от реальных отчислений работодателей. Т.е. следует сделать гибкую систему восполнения финансовых средств фонда.
4. Заключение
В заключении необходимо отметить, что реализация предлагаемой схемы - создание гарантийного фонда погашения заработной платы - позволит обеспечить устойчивое функционирование и развитие предпринимательских структур и одновременно исключить вероятность непогашения задолженность по заработной плате, тем самым обеспечив максимально полное удовлетворение требований работников при несостоятельности организаций, что приобретает особую практическую значимость в условиях кризиса.
Литература
1. О просроченной задолженности по заработной плате на 1 апреля 2010 года URL: http://www.gks.ru/bgd/free/
B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/72.htm (Дата обращения : 01.05.2010)
2. Аргучинский В.Д.: О защите права работников на получение заработной платы при неплатежеспособности организации. - М.:РИО "Новая юстиция", 2008г, С.58
3. Гурьева С.М.: Заработная плата: злоупотребление правом со стороны работодателей М.: Право и государство, 2009г, С.42
4. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2009.- С.494.
References
1. About the delayed debts on wages for April, 1st, 2010 URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW. exe/Stg/d04/72.htm reference Date: 5/1/2010)
2. Arguchinsk V.D. About protection of the right of workers on wages reception at insolvency of the organisation. "Novaia Ustizia" 2008, p.58
3. Gureva S.M.: Wages: abusing the right from outside employers M:Pravo i gosydarstvo, 2009, p.42
4. Russia in figures. 2009: the short statistical collection / Rosstat. - M, 2009. -p.494.