Научная статья на тему 'Создание дидактических материалов по ОБЖ средствами ИКТ'

Создание дидактических материалов по ОБЖ средствами ИКТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
264
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ли Антон Сулбонович

В статье анализируется процесс создания дидактических материалов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» средствами стандартного пакета программного обеспечения Microsoft Office. Описываются возможности использования программ данного программного продукта, использование которого обогащает возможности создания дидактического материала и упрощает его подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание дидактических материалов по ОБЖ средствами ИКТ»

Литература

1. DEF. Kondopoga. [Electronic resource]. URL: http://defkondopoga.ru/1180508229-sport-i-formirovanie-lichnosti.html/ (date of access: 25.10.2016).

2. Rostduha. [Electronic resource]. URL: http://rostduha.ru/sport-i-lichmst/ (date of access: 25.10.2016).

3. Кикотя В. Я., Барчукова И. С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник. Юнити-Дана, 2012. 431 с.

Создание дидактических материалов по ОБЖ средствами ИКТ

Ли А. С.

Ли Антон Сулбонович /Li Anton Sulbonovich - преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Волгоградский техникум энергетики и связи, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируется процесс создания дидактических материалов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» средствами стандартного пакета программного обеспечения Microsoft Office. Описываются возможности использования программ данного программного продукта, использование которого обогащает возможности создания дидактического материала и упрощает его подготовку.

Ключевые слова: дидактический материал, информационно-коммуникационные технологии интерактивные сервисы.

Современный этап развития образования выдвигает новые требования к доступности и интерактивности предоставляемой учащимся информации. В связи с этим возникает потребность в создании дидактического материала на базе общедоступных компьютерных программ.

Дидактический материал - это особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени [1]. Также дидактическим материалом мы можем назвать средство для организации самостоятельной работы обучающегося, позволяющее ему наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач с возможностью самопроверки и самоконтроля [2, 3].

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий для создания дидактических материалов достаточно велики. Они дают возможность создать условия для индивидуальной работы учащихся; помогают осуществлять оперативный контроль знаний и т. д.

Сделаем краткий обзор существующих сервисов, для создания интерактивных дидактических материалов. Для создания электронных карточек с заданиями для самоконтроля хорошо подходят такие сервисы как StudyStack, CoboCards, Edisco, FlashcardDB и т. д. Особое внимание обращает на себя сервис BrainFlips, позволяющий не просто создать учебные карточки, а создать игру напоминающую «домино».

Головоломки, упражнения, игровые карточки, учебные ребусы и кроссворды можно создать при помощи сервисов WorldLerner, Фабрика кроссвордов, Rebus1.com и т. д.

Однако следует отметить, что все это специализированные ресурсы, требующие определенного навыка в работе преподавателя. Обратим внимание на возможности создания дидактического материала при помощи стандартного пакета программного обеспечения Microsoft Office. Данные программы наиболее распространены и легки в

использование, а также количество программ MS Office позволяет выполнять любые задачи от написания текста до составления графических иллюстраций. Для подготовки дидактических материалов для проверки знаний (тесты, контрольные работы, опросы) лучше всего подойдёт Microsoft Word.

Microsoft Word - это текстовый редактор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично -матричных алгоритмов. Используя эту программу можно подготовить большое количество варианта текстовых работ. Приведем пример создания теста по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с помощью Microsoft Word на рис. 1.

Подчеркните правильный ответ

1. Правильная последовательность вызова служб по телефону: «Газовая служба», «Скорая помощь», «МЧС», «Милиция»:

2. Какой фактор пожара является наиболее опасным: А) дым В) угарный газ Б) огонь Г) сажа, копоть

А) потеря сознания В) судороги в руках и ногах Б) чрезмерная весёлость Г) сухость в горле

Рис. 1. Пример теста, созданного при помощи Microsoft Word

Но Microsoft Word не единственная программа, которая может создавать дидактические материалы по ОБЖ. С этой задачей также может справиться Microsoft Excel.

Microsoft Excel - это программа для работы с электронными ресурсами, она представляет возможность экономико-статических расчётов, вычислений, а также графические инструменты. На базе этой программы можно создавать дидактический материал для использования в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в виде статистических данных, для сравнения определённых чрезвычайных ситуаций.

Причем, после обработки данных материал может быть представлен графически, и в случае использования его в цифровом виде, учащимся доступно не только окончательное представление данных, но вся «легенда». К примеру, возьмём расчёт для выявления статистических данных по чрезвычайным ситуациям в 2014 г по Волгоградской области. С помощью расчётов в Excel мы получаем диаграмму в виде показателя по видам чрезвычайных ситуаций (рис. 2).

Террори чески акты

_Биолого-социальные к 16%

2%

Техногенные 50%

Природные

32%

Рис. 2. Структура количественных показателей по видам чрезвычайных ситуаций, ед., %

С помощью Excel также можно рассчитывать прогнозы с вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций на различных территориях. На уроках ОБЖ преподавателю удобно использовать программу Excel для построения графиков и таблиц, однако это является примером простейшей функции, которую может выполнять данная программа.

Однако на сегодняшний день самой популярной программой для выполнения дидактических задач, является Microsoft PowerPoint - программа для подготовки презентаций. Материал, подготовленный в данной программе, предназначен для отображения на большом экране - через проектор или большой телевизионный экран [4]. В данное время трудно найти преподавателей не работающих с MS PowerPoint. Это обусловлено том, что программа упрощает проведение учебных занятий и дает возможность преподнесения материала в более развернутом виде. Однако до сих пор не многие используют все возможности данной программы, а именно включение флэш переходов и анимации, встраивание аудио и видео файлов и т. д.

Подводя итоги, мы можем с точностью сказать, что грамотное использование программ пакета Microsoft Office, очень обогащает возможности создания дидактического материала и упрощает его подготовку. А разнообразие программ помогает комбинировать материалы и информацию, создавая задания различного уровня, с возможностью самопроверки и самоконтроля.

1. Быков А. А. Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ Microsoft // Молодой ученый, 2016. № 6.1. С. 15-17.

2. Витухновская А. А., Марченко, Т. С. Проектирование электронного дидактического материала // Педагогический дизайн: Материалы науч.-практ. конф. СПб., 26-27 октября 2014 г. СПб., 2014. С. 88-95.

3. Есипова А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего // Безопасность жизнедеятельности, 2012. № 4. С. 32-34.

4. Моисеев В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. Пенза: Инфо, 2012. 255 с.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.