ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
DEVELOPING SOFTWARE AS A PEDAGOGICAL TOOLKIT
Е. В. Беляева, Э. Ф. Москалева
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования контролирующего программного педагогического средства в текстовом редакторе, что является примером возможности осуществления межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей.
E. V. Belyaeva, E. F. Moskaleva
Developing software for educational purposes enables one to create efficient electronic resources for presentation, various classroom activities and control. The article describes the creation of a sample testing computer program with the help of a word processor to serve as a pedagogical toolkit, thus demonstrating the possibility of establishing interdisciplinary links by dint of applying information technology techniques while solving the tasks of various disciplinary fields.
Ключевые слова: программные педагогические сред- Keywords: educational software, pedagogical toolkit, ства, информационные технологии, проектирование, information technology, software development.
Проектирование программных педагогических средств в условиях модернизации образования является актуальным в связи с новым подходом к оценке уровня профессиональной подготовки педагогов. Он предусматривает развитие у будущего учителя профессионального мышления, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, творческому проектированию, что служит признаком высокого профессионального мастерства.
На основании приказа Министерства образования Ульяновской области от 2009 г. «О формах и процедурах проведения аттестации педагогических и руководящих работ» каждый учитель должен владеть новыми информационными технологиями.
В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. Информационные технологии, использующие компьютерные формы обучения, современный уровень развития телекоммуникаций, дистанционные технологии, составляют основу развития процесса обучения в текущем столетии.
Таким образом, появилась необходимость использования в образовании программных педагогических средств.
Под программными педагогическими средствами мы понимаем электронные средства, направленные на конструирование демонстрационных, обучающих, контролирующих и других систем, проектирование образовательных процессов, разработку методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Примерами программных педагогических средств являются разработка обучающих и контролирующих по-
собий средствами текстового редактора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel (создание тематического кроссворда, разработка электронного теста и др.), а также создание демонстрационных и контролирующих пособий средствами программы создания презентаций Microsoft PowerPoint (разработка презентаций по предложенному образцу, создание тестирующих презентаций с применением гиперссылок и макросов и др.) и ряд других электронных пособий.
Ниже приведены два примера контролирующих программных педагогических средств, разработанные в текстовом редакторе Microsoft Word или с использованием свободного программного обеспечения для создания и редактирования текстов OpenOffice.org Writer. Они разделены на 2 уровня:
- 1 уровень предполагает неглубокие знания текстового редактора Microsoft Word и доступен всем желающим создавать кроссворды в данной прикладной программе;
- 2 уровень требует некоторых знаний программирования в Visual Basic, однако «новичок» при желании может создать электронный тест, внимательно прочитав и разобрав пример выполнения задания.
Проектирование контролирующих пособий
Цель:
- развить навыки использования возможностей текстового редактора Microsoft Word (OpenOffice.org Writer) в учебном процессе;
- сформировать умение применять макросы при работе с текстовыми документами.
Процесс изучения темы направлен на формирование следующих компетенций:
- применять современные информационные технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на образовательной ступени образовательного учреждения;
- использовать возможности образовательной информационной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
- современные приемы и методы использования средств информационных технологий при проведении занятий;
- технологии составления электронных контролирующих пособий с помощью современных средств информационных технологий;
уметь:
- проектировать образовательный процесс с использованием современных информационных технологий;
- применять макросы при работе с электронными документами;
владеть:
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- различными средствами создания контролирующих пособий в профессиональной педагогической деятельности.
Возможности текстового редактора в проектировании контролирующих пособий
Задание (1 уровень). Создание тематического кроссворда «Состав ЭВМ» (см. рис. 1).
Вопросы по горизонтали:
3. Устройство воспроизведения звука.
4. Устройство, представляющее собой набор кнопок (клавиш), предназначенных для управления каким-либо устройством или для ввода информации.
5. Графический процессор.
6. Главная часть системного блока.
7. Бывает полевая, домовая и компьютерная.
8. Разъем в компьютере, предназначенный для подключения оборудования определенного типа.
10. Шлейф.
12. Устройство сканирования информации.
13. Устройство отображения информации.
14. Кнопки на клавиатуре.
16. Дополнительное оборудование персонального компьютера, позволяющее обрабатывать звук.
17. Устройство ввода звуковой информации.
Вопросы по вертикали:
1. Параллельное использование множества сетевых кабелей или портов для увеличения скорости соединения сверх лимита одного конкретного кабеля или порта (в компьютерных сетях).
2. Винчестер.
3. Устройство охлаждения.
4. Как называют одним словом монитор, системный блок, клавиатуру, мышь.
:
»
1 ■
16 и
1 j
»
1
Рис. 1. Кроссворд
9. Устройство вывода информации.
10. Оперативное запоминающее устройство.
11. Устройство компьютера, позволяющее осуществить чтение/запись информации на носители информации.
13. Устройство выхода в Интернет.
15. Центральное устройство ЭВМ.
Ответы:
По горизонтали: 3. Колонка; 4. Клавиатура; 5. Видеокарта; 6. Корпус; 7. Мышь; 8. Порт; 10. Провод; 12. Сканер; 13. Монитор; 14. Клавиша; 16. Карта; 17. Микрофон.
По вертикали: 1. Магистраль; 2. Диск; 3. Кулер; 4. Компьютер; 9. Принтер; 10. Память; 11. Дисковод; 13. Модем; 15. Процессор.
Этапы выполнения задания:
1) вставьте в документ таблицу, в которой количество строк и столбцов соответствует максимальному количеству клеток подготовленного на бумаге кроссворда по горизонтали и по вертикали;
2) выделив таблицу, установите ширину столбцов и высоту строк таким образом, чтобы ячейки получились квадратными;
3) уберите сетку таблицы;
4) запишите в виде макроса оформление блока ячеек по горизонтали. Для этого:
- выделите блок ячеек под первое слово по горизонтали;
- запишите макрос:
• выполните команду Сервис / Макрос / Начать запись;
• в окне Имя макроса удалите имя, которое предложено, и введите новое имя «Горизонталь»;
• допустим, мы собираемся назначить для выполнения макроса клавиши щелчок по кнопке Назначить макрос клавишам;
• в комбинациях клавиш можно использовать символьные или функциональные клавиши в сочетании с Alt или Ctrl. Удобнее использовать Alt или Ctrl в сочетании с символами. Для нашего макроса «Горизонталь» назначим сочетание Alt + G;
• выполните команду Назначить / Закрыть;
• начинаем запись макроса, о чем свидетельствует
возникшая панелька с двумя кнопками Пауза и Остановить запись. Курсор в это время принял вид аудиокассеты со стрелкой;
• далее необходимо выполнить нужные действия по оформлению горизонтальных ячеек кроссворда: команда Формат /Границы и заливка; установите оформления для всех границ ячеек, затем заливку;
• выполните команду Остановить запись;
5) аналогично запишите макрос оформления блока ячеек по вертикали, дав ему название «Вертикаль» и назначив другое сочетание клавиш;
6) для оформления кроссворда необходимо выделять блоки ячеек и нажимать назначенную для макроса комбинацию клавиш;
7) выделите построенную сетку кроссворда, установите тип шрифта и расположение символов в ячейках. Проставьте цифры в нужных ячейках;
8) запишите вопросы кроссворда.
Задание (2уровень). Разработка электронного теста в текстовом редакторе Microsoft Word (см. рис. 2).
Спя! Es:
1-L
] Ж M. j
Тест по теме «Представление информации в компьютере» 1) Сколько бит в слове «МЕГАБАЙТ»?
' а
2) Система RGB служит дм кодирования
текстовой информации г числовой информации графической информации
3) Растровым графический файл содержит цветное изображение с размерам 10 $ 10 точек- Каков информационный объем этого файла'
г 400 бит <=■ 8 Кбайт Г J оо байт
Т
КОДиЧеСТВО ЛраВПЛВГШХ Ответов
Количество ошибочных
Проверить
Рис. 3. Панель инструментов "Visual Basic"
Используя известные средства и возможности текстового процессора, разместить на странице (страницах) текстового документа тестовые задания.
2. Сформировать для каждого задания варианты ответов, среди которых нужно будет выбрать верный. Установить курсор в начале строки после первого задания, щелкнуть на кнопке Панель элементов управления, откроется окно «Элементы управления», щелкнуть на кнопке Переключатель (см. рис. 4) и прорисовать ее после первого задания.
I? Ki
±1 UB »
Рис. 2. Тест
Текстовый процессор Microsoft Word позволяет получить не только хорошо структурированное электронное учебное пособие в форме гипертекстового документа (учебника), но и разместить на его страницах тестовые задания с проверкой результатов их выполнения. Для создания таких компьютерных тестов используют те же самые возможности программной среды Microsoft Word и элементы встроенного языка объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA).
Этапы выполнения задания
1. Вывести панель инструментов "Visual Basic" и настроить систему безопасности: выбрать команду Вид > Панели инструментов > Visual Basic. Откроется панель инструментов "Visual Basic" (см. рис. 3), щелкнуть Безопасность и выбрать Низкая.
Рис. 4. Панель инструментов «Элементы управления»
Нажать клавишу Enter и снова щелкнуть на кнопке Переключатель, получить еще одну точно такую же кнопку, но с именем OptionButton2. Повторить действия для получения кнопки для третьего варианта ответа. Затем щелкнуть на первой полученной кнопке правой кнопкой мыши, откроется окно "Properties" («Свойства») (см. рис. 5). Заменить значение OptionButtonl для свойства Caption на значение первого варианта ответа и для свойства GroupName определить значение, например 1. Повторить последние действия для двух остальных кнопок, заменяя значение OptionButton свойства Caption на соответствующие значения вариантов ответов и оставляя для свойства GroupName значение 1. Значение свойства GroupName должно быть одинаковым только для кнопок-переключателей, принадлежащих вариантам ответов одному заданию. Для другого задания это свойство должно быть уже другим, например 2 и т. д.
Аналогичным образом формируем варианты ответов для остальных заданий.
3. Поместить после последнего задания с вариантами ответов командную кнопку, при нажатии которой будет осуществляться проверка выполнения заданий. Для этого щелкнуть на панели «Элементы управления» (см. рис. 4) по элементу Кнопка и прорисовать. Затем по созданной кнопке щелкнуть правой кнопкой мыши и из контекстного меню выбрать Свойства, заменить значение CommandButtonl для свойства Caption на Проверить. Затем разместить на слайде элемент Надпись «А» (элемент расположен на панели «Элементы управления»), который будет использо-
Dpttor Button! OptionButton - !
Alphabetic | Cateoorized |
О^те) OptionButtonl
Accdcratnr
Alignment 1 - frnAlignmentftjght
Auto Size False
Backe olor □ &HQOFFFFFF&
Backs tyle 1 - frnBackStyledpaq
32
Enabled True
Fonl Georgia
Forecolor ■ &HOÖOOOODQ&
Groupr-jame t_
Heiçfit 21_
Lüchrd False
MoLBcIcon {None)
MoLsePointer 0 - fmMouscPQinterC1
Picture (None)
PicturePoBibon 7 - fmPictLrePositien.
SpecialEffect 2 - frnButtonEffectSL
FexiAlign 1-frnTextAlignLeft
TripteState False
Value False
Wjdtr 108
wordwrap True
Рис. 5. Окно «Свойства»
ван для вывода количества правильных ответов. Удалить значение Label для свойства Caption, щелкнуть по кнопке Проверить, откроется окно редактора VBA, в котором нужно записать программный код (см. рис. 6):
Программные педагогические средства способствуют снятию ряда методических и организационных трудностей на любом этапе и уровне получения образования и повышения квалификации. Использование их в учебном процессе демонстрирует способ перехода к новому качеству профессионального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева Е. В. Метод структурного анализа и проектирования в обучении информатике // Университетское образование: традиции и инновации: Матер. междунар. молодеж. науч. форума: 26 янв. 2010. - Ч. II / Отв. ред. А. В. Ильина. - Ульяновск: УлГПУ, 2010. -С.365-369.
Рис. 6. Программный код кнопки «Проверить»
2. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Моногр. - М.: Госкоор-центр, 2002. - 296 с.
ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
THE SIGNIFICANCE OF INFORMATION CULTURE IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION
Е. О. Никитина
E. O. Nikitina
В статье излагаются взгляды автора на необходимость наличия у членов современного общества для их успешной социализации сформированной информационной культуры как части общей культуры. Описывается важность высокоразвитой информационной культуры у преподавателей высших учебных заведений.
The article presents the author's views as regards the importance of information culture for members of modern society, which should be part and parcel of their general cultural background. In particular, the article stresses the importance of a high level of information literacy for teachers of institutions of higher education.
Ключевые слова: информационная культура, информатизация общества, общая культура, новые информационные технологии, информационные барьеры.
Keywords: information culture, information society, general culture, new information technology, information barriers.
Информационный бум на рубеже ХХ-ХХ1 в. породил тенденцию становления информационного общества. Информационное общество возникает там, где главным становится управление не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом и где большинство работающих занято производством, хранением и реализацией информации, особенно ее высшей формы - знания [1]. Именно обработанная информация как знание имеет практическое значение для социума. Она изменяет общество на каждом структурном уровне его организации. Умение добывать, накапливать и
использовать информацию - условие развития социума. Информация социальна по своей природе. Социальная организация в значительной мере - это организация информации. Она становится возможной при осуществлении определенных форм обмена информацией между членами общества. Поэтому информацию можно считать элементарной функцией человеческого поведения.
Сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках, в про-