Научная статья на тему 'Формирование структуры компьютерного средства на примере занятий с активными формами и методами обучения'

Формирование структуры компьютерного средства на примере занятий с активными формами и методами обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА / КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насс Оксана Викторовна

В статье приводится перечень активных форм и методов обучения, большое количество конкретных примеров применения компьютерных средств в образовательном процессе. На этой основе формируется структура компьютерного средства качественно нового средства обучения, обеспечивающего успешное усвоение учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насс Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры компьютерного средства на примере занятий с активными формами и методами обучения»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КОМПЬЮТЕРНОГО СРЕДСТВА НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ С АКТИВНЫМИ ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

О.В. Насс

Аннотация. В статье приводится перечень активных форм и методов обучения, большое количество конкретных примеров применения компьютерных средств в образовательном процессе. На этой основе формируется структура компьютерного средства - качественно нового средства обучения, обеспечивающего успешное усвоение учебных предметов.

Ключевые слова: активные формы и методы обучения, компьютерные средства, качественно новое средство обучения.

Summary. In the article the list of the active forms and methods of training, plenty of concrete examples of application of computer environment in educational process is resulted. On this basis the structure of a computer environment - qualitatively new means of training ensuring successful mastering of educational subjects is formed.

Keywords: the active forms and methods of training, computer environment, qualitatively new means of training.

92

Br

н

последние годы идет поиск активных форм и методов обучения, которые были бы ориентированы не только на интеллект личности, но и на эмоциональную и подсознательную сферу его психики, позволяли бы превратить обучающегося из пассивного объекта в субъект образовательного процесс.

Так в своем исследовании Е.В. Погодина отмечает: «Появление и развитие активных методов обучения ... обусловлено новыми задачами, связанными с бурным развитием информационного общества, которые характеризуются тем, что учащимся необходимо не только дать знания, но и обеспечить разви-

тие их познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Учитель становится организатором познавательной деятельности учащихся, которые выступают активными субъектами учебного процесса, а сам процесс овладения знаниями характеризуется организацией активных форм взаимодействия учащихся на уроке» [1, <90]. Е.М. Федоскина утверждает: «Наиболее успешно образовательный процесс протекает в том случае, когда в него будут включены активные методы обучения» [2, 5].

Вместе с тем, начало XXI века характеризуется тем, что для реализации

социального заказа, обусловленного нарастающей информатизацией современного общества, в учебных заведениях происходит массовое внедрение компьютерных средств. Поэтому рассмотрим компьютерные средства, применяемые для занятий с активными формами и методами обучения.

Е.В. Погодина отмечает: «Широкие потенциальные возможности активных методов обучения ставят перед педагогической наукой необходимость исследования вопросов по двум взаимосвязанным направлениям: методические аспекты применения активных методов обучения при изучении информатики в школе и методические аспекты подготовки учителей информатики к использованию активных методов обучения в профессиональной деятельности» [3, 4]. Исходя из этого исследования проводились среди различного контингента обучающихся: учащихся, в том числе начальных классов, средней образовательной школы № 24 г. Уральска, студентов специальности «Информатика» и педагогов различных специальностей Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.

М.Н. Мохова в своем исследовании отмечает: «К активным методам обучения относят деловые и ролевые игры, тренинги, проектную деятельность, предметные бои (например, математические), работу в командах в форме «мозгового штурма» и т.п. Каждый из перечисленных методов обучения так или иначе используется и в школе, и в высших учебных заведениях, но, как правило, это проявление инициативы, профессионального мастерства отдельно взятого педагога» [3, 6-7].

Рассмотрим каждый из них.

1. Неимитаиионные активные формы и методы.

а) активные лекции проблемного типа (могут проводиться в форме. лекция-иллюстрация, лекция-пресс-конференция, лекция-провокация).

Интерактивная форма предполагает наличие активных раздаточных материалов. тезисов лекции, незаполненных таблиц, кроссвордов, глоссариев, мотивирующих обучающихся к успешному творческому усвоению лекционного материала, подготовка которых может осуществляться педагогом с применением следующих компьютерных средств.

• для сканирования. ABBYY FineReader;

• набора «вручную». Microsoft Word, других текстовых редакторов — Linux OpenOffice.org, Novell WordPerfect, Lotus Ami Pro;

• для поиска интересных фактов и примеров электронные каталоги («Весь WWW-Казахстан» http.//www. site.kz), поисковые системы (search engines) глобальной сети Интернет (Апорт — http.//www.aport.ru, Hndex

— http.//www.yandex.ru); электронные __ учебники, широко распространенные 93 в Российской Федерации и Республике Казахстан.

Файлы активных раздаточных материалов можно сохранить на жестком диске компьютера для дальнейшего использования, предоставить обучающимся на электронных носителях. Flash, дискете и лазерном диске, распечатать, послать по электронной почте, опубликовать на Web-сайте.

Информационная насыщенность подобных лекций повышается.

• с помощью компьютерных слайдов, выполненных педагогом в Microsoft PowerPoint, рисунков и анимации, выполненных с помощью программ

компьютерной графики Microsoft Paint, Adobe PhotoShop, CorelDraw, Macromedia Flash;

• при использовании интерактивной доски (ACTIVboard), планшета (ACTIVtablet) для демонстрации рисунков, предметов и явлений, при этом педагогом может применяться следующее программное обеспечение: Activprimary, Activstudio.

б) дискуссии проводятся в форме: круглого стола; пресс-конференции; конференции. Для сопровождения дискуссий педагогом могут использоваться следующие компьютерные средства:

• программы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint);

• презентационные ролики, требующие наличия соответствующего технического оборудования— сканер, принтер, камера, видеопроектор (InFocus ScreenPlay, ASK Proxima, NEC HT410, ViewSonic) и программного обеспечения - текстовые и графические редакторы, сопровождения;

• в качестве раздаточных материалов, применяемых в процессе дискуссии, педагогом на компьютере могут

94 быть подготовлены целые дидактические комплексы, подобраны соответствующие электронные учебники и сформированы электронные материалы на основе линейного текста, выполненные педагогом в Microsoft Word.

Дискуссии могут проводиться в форме онлайн-обсуждения, в этом случае педагогу понадобятся следующие компьютерные средства: локальная или глобальная сети, программы поддержки аудио- и видеоконференций, форумы, чаты, электронная почта (e-mail), бесплатные почтовые системы (Mail.ru, Rambler.ru).

в) мозговая атака, SWOT-анализ — эффективные методы группового об-

суждения, поиска решения, генерации творческих идей. Подбор компьютерных средств педагогом зависит не только от материальной оснащенности учебного заведения, но и от поставленных целей занятия, возраста обучающихся, от особенностей учебных предметов:

• для предварительной подготовки это могут быть: компьютерные версии научных журналов, в том числе, электронные журналы в сети Internet, например, журнал «Компьютер Пресс» (http://www.wisesoft.ru/), «Вычислительная математика и математическая физика» (www.maik.ru);

• библиотека учебной, научной и методической литературы, представляемой в электронном виде, в том числе электронные энциклопедии, справочники (directories), сборники статей, рефератов, курсовых и дипломных работ, например «Твой реферат, более 50 000 новых рефератов» (http://www. triada-web.ru/);

• в процессе проведения — раздаточный материал, подготовленный педагогом на компьютере, конспекты, выполненные педагогом с помощью универсальных программных средств Microsoft Office;

• после занятия, для закрепления учебного материала и создания условий для максимальной индивидуализации обучения педагогом могут предоставляться лазерные компакт-диски с учебной и научной литературой, например, «Математика, лучшие учебники», «Базовые учебники по теории информации» (http://www.cd boom.com); диски с учебными фильмами, экспертные системы, учебные информационно-справочные системы.

г) дипломная работа с защитой. Предполагает применение следующих компьютерных средств:

• сборников статей, рефератов, курсовых, дипломных работ, учебных конспектов педагогов в электронном варианте; экспертных систем, баз знаний; учебных информационно-справочных систем;

• лазерных дисков с учебными фильмами и мультфильмами, в том числе электронные видео и аудиозаписи преподавателей;

• информационных ресурсов глобальной сети Internet, в том числе электронных каталогов и поисковых систем.

Выводы: занятиям с активными формами и методами обучения необходим целый комплекс компьютерных средств, которые применяются педагогами и обучающимися как до, так и во время и после проведения занятий для повышения информационной емкости и наглядности занятий, реализации индивидуализации и дифференциации обучения, усиления познавательно-мыслительной деятельности обучающихся.

2. Имитационные, неигровъе активные формы и методы:

а) кейс-технологии осуществляются посредством обсуждения обучающимися кейса — разработанного педагогом комплекса учебно-методической документации с описанием конкретной ситуации, реальных фактов или вымышленных событий, содержащих обобщенный теоретический материал без оценки событий с его стороны. Обучающиеся анализируют ситуацию, выявляют возникающие проблемы, вырабатывают рекомендации и, в конечном счете, знакомятся с содержанием учебной дисциплины.

Кейсы позволяют представить концепцию дисциплины, проинформировать обучающихся, провести ряд контрольных мероприятий по самопровер-

ке знаний. Их объем может быть от 5-6 предложений до 200 страниц, источниками информации для педагога может служить достоверная информация на основе тесного сотрудничества с организациями города и области, статьи в периодической печати, источники в сети Internet.

Соответственно, компьютерные средства, применяемые педагогом для подготовки кейса, это:

• универсальные программные средства: Microsoft Office; Microsoft Works Lotus SmartSuite, для операционной системы Linux — это офисный пакет OpenOffice.org;

• графические системы Microsoft Paint, PowerPoint, Adobe PhotoShop, при этом применяются фотографии, готовые библиотеки изображений на лазерных компакт-дисках, эскизы, иллюстрации; программы верстки: для профессионального уровня — Adobe InDesign, для непрофессионального — Microsoft Publisher;

• могут применяться также: чаты ICQ, MSN Messenger, Odigo, Yahoo! Messenger, например, http: //homa. akto.kz/chat/index.php;

• форумы http://forum.uralskweb. com, Web-сайты, например, http:// www.wksu.kz (ЗКГУ им.М.Утемисова), htt://www.mesi.ru (МЭСИ), http://idl. ksu.kz (КарГУ им. Е.А. Букетова).

б) разбор корреспонденции воссоздает рабочую атмосферу офиса с использованием писем, служебных записок, переписки. Обучающимся предлагается определить, что делать и в какой последовательности. При этом ими могут применяться интегрированные офисные пакеты Microsoft Office, Microsoft Works, Lotus SmartSuite, Lotus Works, Novell Perfect Office, integrated office system, integrated package.

95

96

Выводы: происходит объединение традиционного учебного материала на бумажных носителях и компьютерных средств в единый целостный методический комплекс, где каждый компонент дополняет и обогащает друг друга, позволяет тратить меньше времени на поиск и восприятие учебной информации, увеличивает возможности для хранения и передачи знаний и умений обучающимся.

3. Игровые формы и методы:

а) ролевые или деловые игры — один из ведущих методов активного обучения. Применяются также диагностические, психологические и другие дидактические игры. В данных играх моделируется конкретное событие или явление, создается ситуация, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным, для выбора и принятия решения обучающимися, допускается отнесение игрового времени к любому периоду — настоящему, прошедшему, будущему.

Для усиления познавательно-мыслительной деятельности обучающихся педагогом могут применяться следующие компьютерные средства:

• дидактические игры, например: «Считай и побеждай» (http://www. compedia-usa.com), «Химикус. Обучение с приключениями», «Биотопия» (http://www.mediahouse.ru);

• профессиональные пакеты предметных областей, которые воссоздают рабочую атмосферу, например, компьютерная программа для аналитических и численных расчетов «Maple» фирмы «Waterloo Maple», «1С: Предприятие», «Project Expert», которые позволят обучающимся «превратиться» в математиков, предпринимателей и в игровой форме глубже освоить учебные предметы;

• для оформления игровой документации в виде методических указаний, памяток, вопросов для поисковой деятельности педагогами используются универсальные программные средства (Microsoft Office).

Средства обучения могут применяться и в комплексе [1], например:

учебники по алгебре и информатике, универсальное программное средство Microsoft Excel, методические рекомендации по проведению интегрированных уроков по алгебре и информатике на бумажном носителе, обучающая программа по интегрированным урокам с тестирующим модулем по пройденным по алгебре темам.

При необходимости возможно применение в дополнительном материале, его освоение может осуществляться в форме проблемных уроков, самостоятельной работы обучающихся с компьютерными средствами и учебной литературой, с последующим самоконтролем по разработанному педагогом перечню вопросов. Например, с использованием CD-диска с обучающими программами, прилагаемого к учебнику, с самоконтролем посредством универсального генератора тестов и руководства пользователя по его установке в виде обучающего фильма на магнитном носителе.

Проведение проектирования в форме деловой игры объединяет обучающихся в процессе комплексного проектирования в творческий коллектив, повышает ответственность каждого за выполненную часть коллективного труда и зачастую завершается подготовкой презентации проекта, построением диаграмм, графиков, схем и чертежей.

Обучающимися могут применяться универсальные программные (Micro-

soft Office) и другие компьютерные средства.

• для деловой и презентационной графики. Microsoft PowerPoint, Lotus Freelance Graphics;

• для художественной графики универсальные графические системы Adobe PhotoShop, Corel System CorelDraw, Adobe Premiere;

• для обработки инженерной графики и автоматизированного проектирования AutoDesk AutoCAD;

• для анимации AutoDesk 3D Studio Max, Macromedia Flash.

Возможно применение обучающимися комплексов подобных средств, например.

• электронный учебник, сформированный на основе множества традиционных учебников, имеющий Internet-ссылки, настенный стенд с основными

теоретическими положениями электронного учебника, применяемый при работе над проектами;

• подшивка научных журналов в комплекте с электронными вариантами («Компьютер Пресс» и CD-прило-жение к журналу) и подборкой Web-серверов по каждой теме проектирования.

б) стажировка с выполнением должностной роли.

Для организации подобных занятий педагогами применяются:

• программы предметной области, например «1С: Предприятие», «Stylus» фирмы «Промт»; системы управления базами данных (СУБД) — Microsoft Access, SQL;

• могут также применяться обучающие среды, например: видеоматериалы (*.avi); электронные справочники;

Web

ЦухКШН / Методике / применения (методические указания)^

Компьютерное средство (электронный учебник)

Программно-методический комплекс

F

37

Традиционный методический материал (учебник)

Универсальное прикладное программное обеспечение (Microsoft Office)

Программно-аппаратная платформа (компьютер, операционная система)

1ЕК

98

информационные ресурсы глобальной сети Internet;

• используются и другие компьютерные программы, например, тесты профессиональной ориентации, вось-мицветный тест Люшера, тест по методике Айзенка для определения темперамента, мультимедийное приложение «Занимательная психология» и дидак-тико-методические рекомендации к ним, подготовленные в Microsoft Office.

Структура подобного комплекса может варьироваться, отдельные его компоненты могут отсутствовать, ядром подобного комплекса являются традиционные учебные книги на бумажном носителе.

Примерами компьютерных комплексов могут служить:

• Математика. Начальная школа. Семейный наставник. Обучающий программно-методический комплекс // Инис-Софт, Хронобус, 2001 г.

• Русский язык. Начальная школа. Семейный наставник. Обучающий программно-методический комплекс // Инис-Софт, Хронобус, 2001 г.

Данные комплексы функционируют на определенной программно-аппаратной (технической) платформе, состоящей из аппаратных средств (компьютер и оргтехника) и системного программного обеспечения (операционной системы, систем промежуточного уровня).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы: компьютерное средство — это качественно новое средство обучения, оптимальная форма реализации функций современных учебных книг, обеспечивающая успешное усвоение учебных предметов, где каждый компонент дополняет и обогащает друг друга, позволяет тратить

меньше времени на поиск и восприятие необходимой информации. Оно представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных программно-методических и технических компонентов, дополняющих друг друга, позволяющих тратить меньше времени на поиск и восприятие учебной информации.

Изобразим структуру компьютерного комплекса на рисунке 1. Структура компьютерного средства.

Выводы: структура современного компьютерного средства включает в себя:

• аппаратные средства (компьютер и оргтехника), системное программное обеспечение (операционная система, системы промежуточного уровня);

• универсальное прикладное программное обеспечение (Microsoft Office), компьютерные, дидактико-ме-тодические средства, традиционные учебные материалы и ссылки на внешние источники информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Погодина Е.В. Активные методы обучения в системе методической подготовки учителей информатики: Дис. ... канд. пед. наук. - Череповец, 2005. -243 с.

2. Федоскина Е.М. Развитие личности студентов вузов физической культуры в процессе учебной деятельности на основе активных методов обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2006. -189 с.

3. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. -155 с. ■

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.