Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ'

СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
государствогенез / устроительные этапы / рубежный исторический переход / рубеж простого государства / силовое распределение / деньги как рубежный способ управления / производства и распределения / денежно-силовое распределение / state genesis / arranged stages / boundary historical passage / boundary of simple state / force distribution / money as boundary method of administration / production / and distribution / money-force distribution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров В. К.

на основе общей теории мирового исторического процесса, изложенной в работах Л.Е. Гринина, в работах автора было дано уточняющее описание нома, как субъекта этого процесса и как некоторой общей формы государствогенеза. Было уточнено, что номы проходят ряд вынужденных эволюционных устроительных этапов своего развития. В работах Л.Е. Гринина был дан подробный анализ рубежного исторического перехода номов от догосударственных форм государствогенеза к государственным формам, а также была описана связь между государствогенезом и развитием и усложнением управления, производства и распределения в номах. В работах С.Г. Кирдиной было показано, что важной особенностью этого рубежного перехода является переход от редистрибутивной (распределительной) экономики в номах к рыночной экономике. В данной статье показывается, что другой важной особенностью этого рубежного перехода является переход от безденежного способа управления, производства и распределения в номах к денежному способу. Распространённая меновая концепция происхождения денег утверждает, что деньги изначально создавались как инструмент для облегчения меновой торговли в экономической системе государства. В работе Д. Гребера излагается долговая концепция, согласно которой деньги изначально создавались для исчисления долгов. В данной статье излагается управленческая концепция, включающая в себя и меновую, и долговую концепции, согласно которой деньги изначально создавались как один из важнейших способов управления, производства и распределения в предгосударственных и государственных номах. В этом рубежном невидимом инструменте два социальнопсихологических способа управления людьми, называемые «кнутом» и «пряником», далеко отведены друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF MONEY: FROM ANTIQUITY TO MODERNITY

On the base of general theory of world historical process, presented in L.E. Grinin’s works, in author’s works it was given the specifying description of nom as subject of this process and as some general form of state genesis. It was specified that noms pass through series of forced evolution arranged stages of their development. In L.E. Grinin’s works it was done the detailed analyses of the boundary historical passage of noms from pre state forms of the state genesis to early stated and stated forms, and also it was described the causation between the state genesis and the development and complication of administration, production, and distribution in noms. In S.G. Kirdina’s works it was showed that the passage from the redistributive economy in noms to the market economy is the important peculiarity of this boundary passage. It is showed in the paper that the passage from the non-money method of administration, production, and distribution in noms to the money method is the other important peculiarity of this boundary passage. The propagated exchange conception of money origin asserts that money was initially invented as some instrument for facilitation of barter trade in the economic system of state. D. Greber’s work presents the debt conception according to which money was initially invented for debts calculation. In the paper it is presented the administrative conception, including in itself two mentioned conceptions, according to which money was initially invented as one of the most important methods of administration, production, and distribution in pre-stated and stated noms. In this boundary invisible instrument two social-psychological methods of peoples control, called «knote» and «spice-cake», are taken far away from each other.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Захаров В.К.

доктор физико-математических наук, профессор, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

2акИагоу_уа1ег1у@Н$1 ги

СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация: на основе общей теории мирового исторического процесса, изложенной в работах Л.Е. Гринина, в работах автора было дано уточняющее описание нома, как субъекта этого процесса и как некоторой общей формы государствогенеза. Было уточнено, что номы проходят ряд вынужденных эволюционных устроительных этапов своего развития. В работах Л.Е. Гринина был дан подробный анализ рубежного исторического перехода номов от догосударственных форм государствогенеза к государственным формам, а также была описана связь между государствогенезом и развитием и усложнением управления, производства и распределения в номах. В работах С.Г. Кирдиной было показано, что важной особенностью этого рубежного перехода является переход от редистрибутивной (распределительной) экономики в номах к рыночной экономике.

В данной статье показывается, что другой важной особенностью этого рубежного перехода является переход от безденежного способа управления, производства и распределения в номах к денежному способу. Распространённая меновая концепция происхождения денег утверждает, что деньги изначально создавались как инструмент для облегчения меновой торговли в экономической системе государства. В работе Д. Гребера излагается долговая концепция, согласно которой деньги изначально создавались для исчисления долгов.

В данной статье излагается управленческая концепция, включающая в себя и меновую, и долговую концепции, согласно которой деньги изначально создавались как один из важнейших способов управления, производства и распределения в предгосударственных и государственных номах. В этом рубежном невидимом инструменте два социально-психологических способа управления людьми, называемые «кнутом» и «пряником», далеко отведены друг от друга.

Ключевые слова: государствогенез, устроительные этапы, рубежный исторический переход, рубеж простого государства, силовое распределение, деньги как рубежный способ управления, производства и распределения, денежно-силовое распределение

Введение

На основе общей теории мирового исторического процесса, изложенной в работе1, в работах2 было дано уточняющее описание нома, как слаженной социально-исторической единицы этого процесса и как некоторой общей формы государствогенеза. Слаженность нома отражала извечную и вечную склонность общества к сочетанию эгоизма и альтруизма, описанную в работах3.

1 Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории. - М.: Издательство «КомКнига», 2007(г). - 352 с.

2 Захаров В.К. От усложнения мира и человека к симфократии// Историческая психология и социология истории, 2021. № 2. С. 140-158. https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.10; Захаров В.К. Российское преодоление межгосударственной укладно-сегрегационной эксплуатации посредством воссоздания суверенной трёхукладной витаномики// Архонт, 2022. № 4(31). С. 4-30.

3 Гидлевский А.В., Максименко Л.А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека// Фундаментальные исследования, 2014. № 6-3. С. 649-653.; Лаверычева И.Г.Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения// Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2016. Т. 8. № 3. С. 338-361.

В указанных работах автора было показано, что номы проходят ряд вынужденных эволюционных устроительных этапов своего развития. Исходным пред устроительным этапом является этап первичной (человеческой) популяции с временно создаваемыми брачными парами. Последующие устроительные этапы популяции были условно обозначены так: этап малой семьи, этап большой семьи, этап рода, этап племени, этап простого (раннего) государства, этап державы, этап сверхдержавы (империи) и этап надимперии. Номы последних четырёх устроительных этапов: простого государства, державы, империи и надимперии - в современной литературе называются государствами, а номы предыдущих устроительных этапов называются догосударственными политическими образованиями.

В работах1 был дан подробный анализ рубежного исторического перехода номов от догосударственных форм государствогенеза к раннегосударственным и государственным формам, а также была описана связь между государствогенезом и развитием и усложнением управления, производства и распределения в номах.

В работах2 было показано, что важной особенностью этого рубежного перехода является переход от редистрибутивной (распределительной) экономики в номах к рыночной экономике. В работах3 было описано, как осуществлялся этот переход.

В данной статье показывается, что другой важной особенностью этого рубежного перехода является переход от безденежного способа управления, производства и распределения в номах к денежному способу. Практически во всех книгах, освещающих происхождение денег, утверждается, что деньги изначально создавались как инструмент для облегчения горизонтальной меновой торговли в экономической системе государства. Приведём соответствующую цитату: «Необходимо подчеркнуть, что товарообменные отношения с момента их зарождения объективно тяготели к поискам удобного, приемлемого для всех товара, способного выступать всеобщим эквивалентом на рынке»4.

Развенчанию этого устойчивого мифа, посвящена книга5, вторая глава которой называется «Миф о меновой торговле». В этой работе излагается концепция, согласно которой деньги изначально создавались для исчисления долгов.

В данной статье подробно и формализовано излагается управленческая концепция, включающая в себя и меновую, и долговую концепции, согласно которой деньги изначально создавались как один из важнейших способов вертикального управления и распределения в предгосударственных и государственных номах. И лишь затем деньги стали использоваться и для осуществления горизонтального обмена, и для исчисления долгов. Очертания этой концепции были изложены в первоначальной работе6. К сожалению, для того, чтобы изложить эту концепцию так, чтобы она была понятной читателю данной статьи, приходится

1 Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. Изд-во «КомКнига», 2007(а). - 240 с.; Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. - М.: Издательство «КомКнига», 2007(б). - 368 с.; Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства. - М.: Издательство «КомКнига», 2007(в). - 272 с.

2 Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. - 308 с.; Кирдина С.Г. Х и Y экономики: Институциональный анализ. - М.: Наука, 2004. - 256 с.

3 Валеров А.В. Обмен и распределение в системе социального взаимодействия первобытных и архаических обществ// Вестник Санкт-Петербургского университета, 2012. Т. 5, № 3. С. 41-59.; Корякин В.В. К вопросу о сущности и основных особенностях первобытной экономики (начальный этап)// Новые идеи в философии, 2019. № 6. С. 81-92.; Тарандо Е.Е. Первобытная собственность: единство труда и собственности// Вестник Санкт-Петербургского университета, 2014. Т. 12, № 4. С. 146-152.

4 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: Издательство «Проспект», 2006. - 720 с.

5 ГреберД. Долг: первые 5000 лет истории. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 528 с.

6 Захаров В.К., Голикова Е.И. Деньги как средство управления// Финансы и кредит, 2009. № 21. С. 8-16.

приводить сведения из работ1, без которых невозможно обойтись и которые совершенно не отражены в литературе.

Статья состоит из трёх частей. В первой пояснительной части приводятся представления о государствогенезе, отличные от представлений, изложенных в книге2. Во второй части описываются исторически возникшие способы создания в номах слаженного движения номовых достояний путём изначально безденежного и, начиная с племенного этапа, денежного перемещения производимых достояний. В третьей части излагается формализованная модель бюджетного, кредитного и инфляционного кругов денежного обращения и соответствующих перемещений не денежных достояний.

Часть 1. Пояснительная

ЕДИНИЦЫ МИРОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Описанная в работе3 склонность бытийного общества к максимальной гармонизации эгоизма (обращённости к себе) и альтруизма (причастности к обществу) исторически воплотилась (реализовалась) в том, что человечество стало осуществлять своё бытие в виде отдельных нерасчленимых слаженных социально-исторических единиц.

Приведём необходимое для дальнейшего изложения описание единицы и этапов мирового исторического процесса, подробно изложенные в работах4.

Архетип номового устроения состоит в том, что каждый ном (номовое общество) является нерасчленимым трёхуровневым слаженным созидательным бытийным системным обществом, устроенным в виде совокупности основных (под)систем, связанных друг с другом в единую систему и зависящих друг от друга так, что без каждой из этих систем ном существовать не может. Основными системами нома являются: содержательная, обеспечительная, сочетательная, совокупная распорядительная и верховная системы.

В содержательной системе осуществляется рождение жителей нома и обретение жизненных средств (предметов, услуг и пр.), непосредственно предназначенных для рождения и выживания жителей нома. Обеспечительная система обеспечивает указное целевое движение номовых и вненомовых достояний посредством побуждения (принуждения и убеждения) единиц нома к выполнению соответствующих установлений (институций). Сочетательная система осуществляет указное целевое сочетание всех видов движения номовых и вненомовых достояний посредством производства, сбора, хранения и раздачи денег, статистических сведений, стратегических запасов и т.п. Содержательно-распорядительная, обеспечительно-распорядительная и сочетательно-распорядительная системы ведают (управляют) деятельностью содержательной, обеспечительной и сочетательной систем, соответственно. Верховная система ведает (управляет) деятельностью этих распорядительных систем. Верховная система и совокупная распорядительная система вместе составляют управляющую систему нома. Управляющая, обеспечительная и сочетательная системы вместе составляют слаживающую систему нома.

Каждая система создаёт достояния своего вида (кода). В частности, содержательная система создаёт содержательное достояние с кодом 1 (см. рисунок 1 в подчасти 3.2).

1 Захаров В.К. От усложнения мира и человека к симфократии// Историческая психология и социология истории, 2021. № 2. С. 140-158. https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.10; Захаров В.К. Российское преодоление межгосударственной укладно-сегрегационной эксплуатации посредством воссоздания суверенной трёхукладной витаномики// Архонт, 2022. № 4(31). С. 4-30.

2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М.: Издательство «Ленанд», 2017. - 240 с.

3 Захаров В.К. Номология. Мир и Россия. Кто виноват? и Что делать? - М.: Издательство «Родина», 2022. - 668 с.

4 Захаров В.К. От усложнения мира и человека к симфократии// Историческая психология и социология истории, 2021. № 2. С. 140-158. https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.10; Захаров В.К. Российское преодоление межгосударственной укладно-сегрегационной эксплуатации посредством воссоздания суверенной трёхукладной витаномики// Архонт, 2022. № 4(31). С. 4-30.

Созидательность управляющей системы отражает её причастность к номовому обществу (альтруизм) и направлена на обеспечение выживания всего нома как целого посредством обуздания обращённости к себе (эгоизма) членов нома. Естественность сочетания альтруизма и эгоизма рассматривалась в работах1.

Обеспечительная, сочетательная, распорядительная и верховная созидательности в номе являются другими, не менее важными, чем содержательная созидательность, видами созидательности. Более того, собственно содержательная созидательность совершенно невозможна без этих видов созидательности. При этом каждый вид созидательности невозможен без всех других, и все они одинаково важны. Из сказанного следует, что ном не расчленяется на отдельные самостоятельные части, способные осуществлять своё собственное независимое созидательное бытие. Иначе говоря, нет ни «базиса», ни «надстройки». Поэтому можно сказать, что выше было изложено эгоистическо-альтруистическое системное представление о номе, как способе обеспечения целостного всевременного выживания бытийного общества.

ЭТАПЫ МИРОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Номы, как субъекты мирового исторического процесса, проходят ряд вынужденных эволюционных устроительных этапов своего развития. Исходным пред устроительным этапом является этап первичной (человеческой) популяции с временно создаваемыми брачными парами. Последующие устроительные этапы популяции в работах2 условно обозначаются так: этап малой семьи, этап большой семьи, этап рода, этап племени, этап простого государства, этап державы, этап сверхдержавы (империи) и этап надимперии. Номы данного устроительного этапа могут осваивать только ту ограниченную часть окружающего мира, которая доступна и пригодна для их бытия. Её можно назвать ойкуменой данного устроительного этапа. Природная (своя и зарубежная) среда вместе с зарубежной надприродной средой называется содержательной средой нома.

Археспособ номовой амальгамации состоит в том, что при исчерпании ойкумены популяции данного устроительного этапа и при сохранении враждебности содержательной среды начинается вынужденное достаточно кратковременное и бурное революционное (в сравнении с длительным и спокойным предыдущим эволюционным этапом размножительного экстенсивно-интенсивного расселения популяции по своей ойкумене) восстановительно-приспособительное изменение бытия популяции, окончательным результатом которого становится образование в новой популяции, как системе, таких более крупных и более сложных деталей, как номы следующего устроительного этапа, которые получаются амальгамацией (т.е. объединением с воссозданием строения) некоторых номов старой популяции. В результате амальгамации в появившихся более крупных номах воссоздаётся воспроизводится в главнейших чертах прежнее, но в деталях более усложненное строение, обусловленное расщеплением и обособлением по разным людям прежде объединенных в одном человеке созидательностей и, в частности, (целенаправленных) деятельностей. Эту новую популяцию следующего устроительного этапа можно назвать амальгамированной популяцией.

1 Гидлевский А.В., Максименко Л.А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека// Фундаментальные исследования, 2014. № 6-3. С. 649-653.; Лаверычева И.Г.Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения// Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2016. Т. 8. № 3. С. 338-361.

2 Захаров В.К. От усложнения мира и человека к симфократии// Историческая психология и социология истории, 2021. № 2. С. 140-158. https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.10; Захаров В.К. Номология. Мир и Россия. Кто виноват? и Что делать? - М.: Издательство «Родина», 2022. - 668 с.; Захаров В.К. Российское преодоление межгосударственной укладно-сегрегационной эксплуатации посредством воссоздания суверенной трёхукладной витаномики// Архонт, 2022. № 4(31). С. 4-30.

Часть 2. Создание слаженного движения номовых достояний путём безденежного и денежного перемещения

ЗАДАЧА НОМОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ СОЗДАВАЕМЫХ ДОСТОЯНИЙ У ОДНИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПЕРЕДАЧЕ ДРУГИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

Содержательная система нома создаёт достояния, которые способны к достаточно простому взаимообмену. Однако в номе имеются также другие системы (верховная, распорядительная, обеспечительная и сочетательная), которые создают достояния, не обладающие способностью легкого обмена на содержательное достояние первой необходимости. Практика показывает, что именно эти системы и их собственностные единицы, называемые далее учреждениями1, являются наиболее значимыми для верховной системы и для обеспечения выживания нома как целостности. В частности, учреждением является и личность, владеющая хотя бы одним объектом. Поэтому для создания слаженного движения номовых достояний перед управляющей системой любого нома, встает трудная задача изъятия (части) создаваемых достояний из некоторых указанных учреждений нома и передачи их в другие указанные учреждения нома.

Для решения указанной задачи управления в номах выработался силовой (архе)способ изъятия создаваемых достояний из некоторых указанных учреждений нома и передачи их в другие указанные учреждения нома. Назовём его коротко силовым способом перемещения или способом силового перемещения. Развитием и усложнением этого (архе)способа стал денежно-силовой (стерео)способ.

Этот способ основан на показателях значимости подразделений нома. В зависимости от текущего положения значение основных систем, укладов, ведомств и учреждений нома с точки зрения верховной системы меняется в достаточно широких пределах. Во время войны или смуты особое значение приобретают обеспечительные уклады. В мирное время более значительными становятся сочетательные уклады. В зависимости от вида правления значимость различных содержательных укладов также изменяется.

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ СИЛОВОЙ (АРХЕ)СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СОЗДАВАЕМЫХ ДОСТОЯНИЙ

Слаженное указное целевое перемещение номовых достояний осуществляется обеспечительной и сочетательной системами нома посредством обеспечительного и сочетательного побуждения (принуждения и убеждения) учреждений и личностей нома к выполнению соответствующих установлений управляющей системы.

На малосемейном, большесемейном и родовом устроительных этапах некоторые старейшины составляли управляющую систему нома (состоящую из верховной и совокупной распорядительной систем нома), некоторые сильные воины составляли силовую часть обеспечительной системы нома, а некоторые памятные мытари составляли мытарную часть сочетательной системы нома. В таком номе управляющая система могла осуществлять двухступенчатый силовой (архе)способ перемещения создаваемых в номе достояний.

А именно, на первой (предварительной чисто силовой) ступени управляющая система имеет возможность предварительно непосредственно изымать создаваемые в номе достояния, т.е. с помощью мытарей устно и указательно отдавать распоряжения во всём номе об изъятии содержательных достояний, создаваемых одними членами нома, и передаче их в распоряжение управляющей системы нома. Подчинение этому всеохватному распоряжению обеспечивалось как соблюдением обычаев, так и силовым принуждением со стороны обеспечительной системы. Можно сказать, что на этой ступени используется социально-психологический способ управления людьми, называемый «кнутом».

На второй (раздаточной тоже чисто силовой) ступени управляющая система раздаёт с помощью мытарей изъятые содержательные достояния другим членам нома с общей целью обеспечить выживание, размножение и расселение нома в целом. Можно сказать, что на этой ступени используется социально-психологический способ управления людьми, называемый «пряником».

На указанных устроительных этапах описанные две ступени являются всеобъемлющими.

ТРЁХСТУПЕНЧАТЫЙ ДЕНЕЖНО-СИЛОВОЙ (СТЕРЕО)СПОСОБ

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СОЗДАВАЕМЫХ ДОСТОЯНИЙ. ПЕРВОБЫТНЫЙ И ВТОРОБЫТНЫЙ МИРЫ. КАК «ЗАВЕСТИ» ДЕНЕЖНО-СИЛОВОЙ СПОСОБ БЕЗ ДЕНЕГ?

На следующих устроительных этапах из-за укрупнения и усложнения нома указанный двухступенчатый способ перемещения уже не может работать в полной мере. Начиная с племенного устроительного этапа прямое изъятие с помощью мытарей содержательных достояний, создаваемых всеми членами содержательной системы нома, передача их в распоряжение управляющей системы нома и последующая раздача их членам нома оказываются физически невозможными. Исчерпание родовой ойкумены привело к амальгамации родов в племена. При этой амальгамации нужно было воссоздать способ перемещения создаваемых в номе достояний для обеспечения целостного бытия более крупного нома. Невозможность обеспечения этого предыдущим двухступенчатым прямым способом привела в конце концов к изобретению денежного непрямого способа, описываемого ниже.

Изобретение и внедрение этого нового способа номового управления в бытие человечества, по-видимому, стало тем самым рубежом, который отделил первобытный мир от второбытного мира. Так человечество перешло к денежно-силовому (стерео)способу перемещения создаваемых в номе достояний.

При этом переходе возник трудный вопрос: «Как «завести» денежно-силовой способ без денег?». Иначе говоря, где и как взять начальные не денежные средства на его создание и на его «завод»?

Для этого пришлось прибегнуть к предыдущему двухступенчатому силовому археспособу и опираться на отработанные на предыдущих устроительных этапах первые две ступени, но изменять их соответственно и уменьшившимся возможностям, и увеличившимся потребностям. Поскольку первые две ступени уже нельзя было сделать всеобъемлющими, их пришлось особенным целевым образом суживать соответственно ограниченным возможностям.

Опишем это сужение на примере племени. Племя, как амальгамный ном, состоит из родов, как подномов. И то, что нельзя сделать во всём племени, можно по-прежнему делать в рамках родов. Поэтому в племени в качестве новопредставленческой консорции1, которая могла быть объединена на основе привлекательно-возможностной устремлённости к созданию нового (племенного) способа перемещения создаваемых в племени достояний, могла выступить деятельная часть вождевого и государного рода, т.е. рода, который был центром амальгамации и из которого были определены вождь и государь племени и значительная часть управляющей системы племени. Поэтому управляющая система племени могла опираться на прежние возможности своего вождевого и государного рода. В этом роду и могла быть придумана мысль (идея) о возможном денежно-силовом способе искомого перемещения. Остаётся только воплотить эту привлекательно-возможностную мысль в бытие племени.

Для этого на первой (изымательной чисто силовой) родовой ступени управляющая система племени имеет возможность непосредственно изымать свою родовую часть

создаваемых в номе содержательных достояний, т.е. с помощью своих мытарей устно и указательно отдавать распоряжения в своём роде об изъятии содержательных достояний, создаваемых некоторыми выделенными членами содержательной системы своего рода, и передаче их в распоряжение управляющей системы племени. Подчинение этому частично охватному распоряжению обеспечивается как соблюдением обычаев рода, так и силовым принуждением со стороны обеспечительной системы рода.

На второй (раздаточной тоже чисто силовой) родовой ступени управляющая система раздаёт изъятые содержательные достояния некоторым выделенным членам сочетательной системы всего племени с особой целью, используя амальгамное расщепление и обособление деятельностей и их последующее специализирование и комбинирование1, обеспечить на следующей третьей (денежно-силовой) ступени создание и «завод» денежного способа перемещения создаваемых в племени достояний.

По-видимому, именно таким образом и создавался новый трёхступенчатый денежно-силовой (стерео)способ перемещения создаваемых в номе достояний.

Проще говоря, для того чтобы произвести деньги и ввести их в обращение необходимо всё равно на первых двух безденежных ступенях предварительно чисто силовым образом (не используя денег, которых еще нет) обеспечивать создателей денежного способа необходимыми для этого создания содержательными достояниями. И только опираясь на это предварительное особое частичное безденежное перемещение можно переходить на третьей (денежно-созидательной) ступени к созданию самого денежного сочетательного средства и к всеобъемлющему денежному перемещению. Как осуществляется это создание и перемещение, рассматривается ниже.

Часть 3. Номовые деньги и их предназначение как сочетательного средства номового управления

Далее описывается третья (денежно-созидательная) ступень, упомянутая в предыдущем пункте и опирающаяся на описанные там первые две ступени. Иначе говоря, считается, что все содержательные достояния, необходимые для создания денежного сочетательного средства номового управления, у её создателей уже имеются.

НОМОВЫЕ ДЕНЬГИ

В достаточно развитом номе, начиная, по-видимому, с племенного этапа, управляющая система на большом временном промежутке [10, tor\ с началом ^ и неопределённым концом Ь_/ выделяет одно сочетательное достояние, которое обладает, по крайне мере, следующими свойствами: 1) оно производимо только значительными общими усилиями сочетательной системы и извлекательного и производительного укладов содержательной системы обязательно под руководством верховной системы нома; 2) оно долговечно; 3) оно легко хранимо; 4) оно легко переместимо; 5) оно легко к некоторому нужному моменту времени tl из промежутка ^о, tor\ сосредотачивается в распоряжении сочетательно-распорядительной системы; 6) оно содержит отличительные знаки, поставленные по распоряжению верховной системы. Во избежание терминологической путаницы будем далее называть это достояние номовыми деньгами, причём слово «номовый» будем иногда опускать.

Верховная система выделяет в сочетательной системе одно учреждение, которое производит номовые деньги, оно называется эмиссионным денежным центром нома (денежным двором).

Кроме того, верховная система выделяет в сочетательной системе казначейскую систему, осуществляющую раздачу и хранение номовых денег, передаваемых (в зависимости от политического устройства нома) по распоряжению верховной системы

казначейской системе эмиссионным центром или безвозмездно, т.е. в её полное распоряжение и без условия возврата (не в долг) (безвозмездный случай), или в долг при условии беспроцентного возврата (простой долговой случай), или в долг при условии процентного возврата (отягощённый долговой случай). Второй и третий случаи используются только при денежно-казённо-ссудном способе перемещения, рассматриваемом далее в подчасти 3.2.

Вдобавок к казначейской системе верховная система выделяет в сочетательной системе налоговую службу, осуществляющую предписанный верховной системой сбор номовых денег из учреждений нома и последующую их передачу в казначейскую систему.

Соответственно верховная система выделяет в сочетательно-распорядительной системе денежно-распорядительное ведомство, ведающее деятельностью казначейской системы, эмиссионного денежного центра и налоговой службы.

При этом верховной системой вводится в номе первая денежная институция, согласно которой номовые деньги может производить только утверждённый верховной системой производитель (эмиссионный денежный центр). Нарушение этого установления карается обеспечительной системой нома.

Наряду с номовыми деньгами верховная система выделяет несколько содержательных достояний, для каждого из которых: 1) имеется или создаётся система измерения через единицу измерения; 2) устанавливается правило соотношения единицы измерения с определённым количеством номовых денег. Эти достояния называются эквивалентами номовых денег.

Например, номовыми деньгами могли служить вырубленные кусочки серебра или золота и затем отчеканенные, т.е. снабжённые определённой, установленной верховной системой, совокупностью опознавательных знаков. В этом случае сами серебро и золото как делимые металлы могли служить эквивалентами денег. Эквивалентами могли быть пушнина, драгоценные камни, мёд, соль и т.п.

Согласно части 2 эмиссионный денежный центр, казначейская система и налоговая служба на второй (раздаточной) ступени получают от управляющей системы нома все содержательные достояния, необходимые им для создания и «запуска» денежного сочетательного средства номового управления.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НОМОВЫХ ДЕНЕГ

Номовые деньги первоначально были введены, по-видимому, ещё на племенном этапе в качестве сочетательного средства (вертикального) номового управления. С тех пор эта роль денег является основной и первичной. И лишь затем, на этапе простого государства, они начали использоваться также как сочетательное средство (горизонтального) обмена в содержательной системе нома. Эта первичная роль денег не видна и не может быть описана, если мы ограничиваемся только рамками системы экономической (хозяйственной) деятельности - основного понятия всех экономических теорий1.

Роль денег, как сочетательного средства номового (государственного) управления и распределения, становится видимой только при поднятии на более высокий поли системный уровень: на уровень нома, в котором хозяйственная деятельность является только некоторой частью созидательности содержательной системы и имеются ещё другие (слаживающие) системы, описанные в части 1.

Опишем, как исторически осуществлялся денежно-силовой или короче денежный способ номового управления в виде денежного изъятия не денежных (действительных, реальных) достояний из некоторых указываемых учреждений нома и передачи их в другие

указываемые учреждения нома. Он зародился, по-видимому, ещё на племенном устроительном этапе номового бытия.

Исторически первоначально денежный способ номового управления осуществлялся только посредством отдельного денежно-казённого способа перемещения не денежных достояний. Опишем его общую основу.

3.1. Денежно-казённый способ перемещения внутренних не денежных достояний. Первый (казённый, бюджетный) круг внутреннего денежного обращения

КАЗЁННЫЕ ЕДИНИЦЫ

Среди всех бытийных единиц (и, в частности, учреждений) нома верховная система выделяет казённые единицы. При этом бытийную единицу естественно называть казённой или бюджетной на некотором временном промежутке, если она получает достояния для своего бытия посредством получения из казначейской системы номовых денег на этом промежутке не в долг!. Бытийные единицы обеспечительной, совокупной распорядительной и верховной систем преимущественно являются казенными. Некоторые единицы сочетательной системы также являются казенными, в частности, единицы казначейской системы и налоговой службы. Некоторые содержательные единицы также являются казенными.

При денежно-казённом способе эмиссионный денежный центр и все поставщики содержательных достояний, необходимых для его работы, тоже являются казёнными.

КАЗЁННАЯ РАЗДАЧА ДЕНЕГ

Верховная система по запросу денежно-распорядительного ведомства даёт распоряжение эмиссионному денежному центру изготовить некоторое количество V казённых (бюджетных) денег и передать их казначейской системе на одном из трёх указанных выше условий (безвозвратно и безвозмездно, возвратно, но беспроцентно, возвратно и с процентами). После этого денежно-распорядительное ведомство спускает в казначейскую систему распоряжение раздать в момент времени tl из промежутка ^о, tor\ по казённой (бюджетной) росписи сумму V всем казённым единицам нома в относительных долях, определяемых именно указанными выше показателями значимости, что казначейская система и выполняет.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ ИЗЪЯТИЕ ДЕНЕГ

Одновременно с вводом денег верховной системой вводится в номе вторая денежная институция, согласно которой налогооблагаемые учреждения нома обязаны к некоторому моменту времени t2 сдать часть налогов в налоговую службу только в виде денег или их эквивалентов.

В самом упрощённом случае общее количество денежных налогов за цикл на все налогооблагаемые учреждения нома устанавливается равным количеству казённых денег V, розданных всем казённым единицам (расходно-доходное целевое равенство). Отметим, что «устанавливается» не значит «осуществляется».

Всё сказанное делается только при наличии третьей денежной институции, согласно которой не сдача указанных выше денежных налогов карается обеспечительной системой нома.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННИХ НЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОСТОЯНИЙ ПРИ КАЗЁННОЙ РАЗДАЧЕ ДЕНЕГ

При казённой раздаче денег и при наличии всех трёх денежных институций неказённые (в основном содержательные) налогооблагаемые единицы, поскольку они не

получают раздаваемых казённых денег, вынуждены обменивать свои не денежные достояния на деньги со всеми казёнными единицами нома для того, чтобы к некоторому установленному моменту времени сдать денежные налоги в налоговую службу. При этом, например, у неказённых содержательных единиц в большинстве случаев есть что обменивать, поскольку содержательная система постоянно пополняет свое содержательное достояние первой необходимости за счёт приходящего достояния из природной среды. Указанная передача содержательного достояния из содержательной системы С во все остальные системы нома отражена на рисунке 1 из подчасти 3.2 разветвляющейся сетью стрелок с кодом 1 на конце.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате такого вынужденного обмена значительная часть розданных казённых денег из казённых единиц перейдёт к неказённым единицам и во время перехода розданные деньги будут использованы и теми, и другими единицами для горизонтального взаимообмена своими достояниями. Затем налогооблагаемые единицы отдадут в налоговую службу денежный налог в размере V, а налоговая служба передаст его в казначейскую систему.

В итоге:

1) в казначейскую систему к моменту 12 вернутся деньги в количестве V, равном количеству ушедших казённых денег из этой системы,

2) казённые единицы лишатся казённых денег, но получат нужные им не денежные достояния,

3) неказённые единицы лишатся и денег, и (части) своих не денежных достояний.

Этот итог позволяет описанной деятельности повторяться по данной схеме с каким-

либо циклом с теми же или с другими данными.

Так в первом приближении работает денежно-казённый способ перемещения внутренних не денежных достояний, внутри которого работает первый (казённый, бюджетный) круг внутреннего денежного обращения. В этом круге деньги выходят из казначейской системы и в неё возвращаются посредством налогов. Далее они остаются в казначейской системе для повторного использования.

В описанном денежно-казённом способе перемещения внутренних не денежных достояний деньги используются в первую очередь как средство вертикального управления и лишь во вторую очередь - как средство горизонтального обмена.

В самом общем виде можно даже сказать, что деньги изначально создавались как средство управления, а не как средство обмена.

Замечание. После создания и «запуска» описанного денежно-казённого способа перемещения внутренних не денежных достояний первая и вторая не денежные ступени, описанные в части 2, оказываются ненужными и могут быть устранены. Иногда эти ступени не устраняются полностью, а значительно сужаются и используются для «натурального» поощрения или перемещения в тяжёлые для нома времена.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ НОМА В ДЕНЕЖНО-КАЗЁННОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ВНУТРЕННИХ НЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОСТОЯНИЙ

Из всего сказанного выше видно, что денежно-казённый способ внутреннего изъятия не денежных достояний из некоторых указанных учреждений нома и передачи их в другие указанные учреждения нома основан на взаимодействии всех органов и средств номового управления. Действительно, казначейская система, осуществляя своё побуждающее воздействие, производит раздачу и приём казённых денег. Соответствующие ведомства сочетательно-распорядительной системы, осуществляя ведомственное управление, определяют количество необходимых раздаваемых и собираемых казённых денег и осуществляют роспись раздачи и сбора денег. Верховная система, осуществляя верховное

управление, задаёт показатели значимости, направления и количества указных денежных раздач и вводит указанные выше денежные институции.

И все эти воздействия и управления оказываются возможными только потому, что обеспечительная система, осуществляя своё побуждающее (убеждающее и принуждающее) воздействие, обеспечивает добровольно-принудительную сдачу налоговых денег из налогооблагаемых учреждений в налоговую службу и затем в казначейскую систему нома.

Именно из этого следует, что в основе основ денежно-казённого способа изъятия не денежных достояний находится всё-таки обеспечительное побуждение со стороны обеспечительной системы нома, как начального источника давления для создания целевого указного движения в общеномовой сети. Более того, это же верно и для денежного стереоспособа номового управления в целом, рассматриваемого в следующем подпункте.

3.2. Денежно-казённо-ссудный способ перемещения внутренних не денежных достояний. Второй (ссудный, кредитный) круг внутреннего денежного обращения

По-видимому, на этапе простого государства произошло усложнение денежного способа номового управления. Кроме первичного денежно-казённого способа перемещения внутренних не денежных достояний был введен дополнительный денежно-ссудный способ перемещения внутренних не денежных достояний, уменьшавший явное налоговое бремя на налогооблагаемые неказённые единицы для изъятия их не денежных достояний и передачи их казённым единицам, а также облегчавший горизонтальный обмен между налогооблагаемыми единицами создаваемыми ими не денежными достояниями. Поэтому денежный способ номового управления стал осуществляться посредством составного денежно-казённо-ссудного способа перемещения не денежных достояний. Опишем его общую основу.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. УСТАНОВОЧНАЯ, КЛЮЧЕВАЯ И БАНКОВСКАЯ СТАВКИ. ССУДНАЯ И ДОБАВОЧНАЯ КАЗЁННАЯ РАЗДАЧА ДЕНЕГ. СЕНЬОРАЖ

Параллельно с описанным выше процессом раздачи казённых денег в количестве V из казначейской системы по бюджетной росписи всем казённым единицам нома, верховная система даёт также распоряжение эмиссионному денежному центру изготовить некоторое дополнительное количество номовых денег и оставить их у себя для последующего строго целевого ссудного использования, описываемого ниже. Рассмотрим сначала случай неказённого эмиссионного денежного центра.

Для этого использования верховная система выделяет в сочетательной системе банковскую систему и подчиняет её деятельность денежно-распорядительному ведомству и эмиссионному денежному центру. Если банковская система не является казённой, т.е. не состоит из казённых учреждений, то верховная система по запросу банковской системы даёт распоряжение эмиссионному денежному центру изготовить некоторое количество номовых денег и передать их безвозмездно банковской системе для последующего строго целевого ссудного использования, описываемого ниже.

Кроме того, верховная система разрешает неказённому эмиссионному денежному центру и неказённой банковской системе самостоятельно осуществлять изъятие необходимых им не денежных достояний наряду с казёнными единицами.

Далее верховная система задаёт следующие установления:

1) задаёт установочную ставку г для эмиссионного денежного центра и обязывает эмиссионный денежный центр передавать казначейской системе дополнительные казённо-установочные деньги (см. ниже);

2) разрешает эмиссионному денежному центру передавать банковской системе ссудные деньги в долг с условием возврата не с установочной ставкой г, а с ключевой (эмиссионной) ставкой Г0 > г;

3) разрешает банковской системе передавать взятые ссудные деньги единицам нома в долг с условием возврата не с ключевой ставкой Г0, а с банковской ставкой п > щ

4) разрешает банковской системе по истечении ссудно-договорных сроков получать обратно переданные ссудные деньги из единиц нома с долговой прибавкой по банковской ставке п;

5) разрешает эмиссионному денежному центру по истечении ссудно-договорных сроков получать обратно переданные ссудные деньги из банковской системы с долговой прибавкой по ключевой ставке Г0.

Предположим, что для собственного внутреннего бытия единицы нома добровольно-принудительно взяли у неказённой банковской системы ссудные деньги в количестве Ж под банковскую ставку п.

Поскольку банковская система должна по истечении ссудно-договорных сроков получить обратно переданные ссудные деньги из единиц нома с прибавочно-ссудным (процентно-кредитным) добавком пЖ, то эти банковско-прибавочные деньги пЖ должны быть дополнительно введены в обращение. Среди них имеются эмиссионно-прибавочные деньги гоЖи казённо-прибавочные деньги гЖ.

Для этого, во-первых, по указанию денежно-распорядительного ведомства и верховной системы казённо-прибавочные деньги в количестве гЖ одноразово и безвозмездно передаются эмиссионным денежным центром казначейской системе. После этого казначейская система раздаёт безвозмездно по бюджетной росписи казённым единицам вдобавок к количеству V казённых денег казённо-прибавочные деньги в количестве rW. Тем самым, общее количество денег, безвозмездно розданных казначейской системой казённым единицам, составляет сумму V + rW.

Во-вторых, согласно установлениям 2) и 3), деньги в количестве V = (г1 - го) Ж передаются эмиссионным денежным центром во владение или в ведание всей банковской системе для указанного выше строго целевого ссудного использования. Эти деньги Vl можно назвать собственной банковской частью банковско-прибавочных денег г^ или иначе процентным доходом банковской системы.

В-третьих, согласно установлениям 1) и 2) деньги в количестве Vо = (го - г) Ж остаются во владении или в ведании самого эмиссионного денежного центра для указанного выше строго целевого ссудного использования. Эти деньги Vo можно назвать собственной эмиссионной частью банковско-прибавочных денег г^ или иначе процентным доходом (сеньоражем) эмиссионного денежного центра.

Таким образом, общая сумма поступающих в обращение добавочных денег составляет нужное банковско-прибавочное количество гЖ + VI + Vо = гЖ + (го - г)Ж + (г1 - го)Ж = г1Ж.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГОВО-ПРОЦЕНТНОЕ ИЗЪЯТИЕ ДЕНЕГ

Одновременно с описанной раздачей казённых, казённо-установочных и ссудных денег верховной системой вводится в номе усложнённая вторая денежная институция, согласно которой:

1) налогооблагаемые единицы нома обязаны к некоторому моменту t2 сдать часть налогов в налоговую службу только в виде денег или их эквивалентов;

2) единицы, получившие ссудные деньги в долг, обязаны по истечении ссудно-договорных сроков вернуть в банковскую систему полученные от неё ссудные деньги (тело банковского долга) вместе с долговой прибавкой по банковской ставке п;

3) банковская система обязана по истечении ссудно-договорных сроков вернуть в эмиссионный денежный центр полученные от него ссудные деньги (тело эмиссионного долга) вместе с долговой прибавкой по ключевой ставке Г0.

При этом общее количество денежных налогов за год на все налогооблагаемые единицы нома устанавливается равным количеству казённых денег V. Число V называется также налоговым обременением неказённых единиц нома.

Общее количество денег, подлежащих возврату из единиц нома в банковскую систему по истечении ссудно-договорных сроков, устанавливается равным сумме Ж + пЖ. Число называется также банковским процентным обременением неказённых единиц нома.

А общее количество денег, подлежащих возврату из банковской системы в эмиссионный денежный центр по истечении ссудно-договорных сроков, устанавливается равным сумме Ж + гоЖ. Число Г0^ называется также эмиссионным процентным обременением банковской системы нома, а число rW называется также эмиссионным процентным обременением неказённых единиц нома.

Таким образом, использование денежно-ссудного способа перемещения внутренних достояний позволяет увеличить безвозмездную раздачу денег казённым единицам нома и одновременно уменьшить явное налоговое бремя на налогооблагаемые учреждения нома (необходимое для возврата розданных денег), заменив его часть неявным эмиссионным процентным обременением гЖ.

Кроме того, верховной системой вводится в номе усложнённая третья денежная институция, согласно которой не сдача указанных выше денежных налогов в налоговую службу и невозврат указанных выше ссудных долгов с долговыми ставочными (процентными) прибавками в банковскую систему и в эмиссионный денежный центр караются обеспечительной системой нома.

Всё сказанное делается только при наличии четвёртой денежной институции, согласно которой единицы нома все свои действия с деньгами могут совершать только через банковскую систему.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННИХ НЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОСТОЯНИЙ ПРИ КАЗЁННО-ССУДНОЙ РАЗДАЧЕ ДЕНЕГ. ДОХОДЫ ЭМИССИОННОГО ДЕНЕЖНОГО ЦЕНТРА И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Итак, пусть одновременно и параллельно осуществляются описанная в подчасти 3.1 казённая раздача денег и описанные выше ссудная и добавочная казённая раздачи денег.

Тогда единицы нома вынуждены обменивать свои не денежные достояния на деньги со всеми единицами нома, которые получили деньги безвозмездно. А именно, также, как и в подчасти 3.1, для сдачи налога в налоговую службу неказённые налогооблагаемые единицы вынуждены отдать казённым единицам часть своих не денежных достояний и получить от них казённые деньги в количестве V.

Для отдачи банковско-прибавочных денег пЖ = гЖ + Vo + VI банковской системе единицы нома вынуждены:

- во-первых, вдобавок отдать казённым единицам часть своих не денежных достояний и получить от них казённо-прибавочные деньги гЖ;

- во-вторых, отдать эмиссионному денежному центру часть своих не денежных достояний и получить от него эмиссионную часть денег Vo;

- в-третьих, отдать банковской системе часть своих не денежных достояний и получить от неё банковскую часть денег VI.

В результате такого вынужденного обмена все указанные безвозмездные деньги из казённых единиц, из эмиссионного денежного центра и из банковской системы в суммарном количестве V + гЖ + VI + Vo постепенно перейдут к единицам нома и будут использованы ими для горизонтального взаимообмена своими не денежными достояниями.

Затем налогооблагаемые единицы отдадут в налоговую службу денежный налог в размере V, а налоговая служба передаст его в казначейскую систему.

Кроме того, единицы нома, получившие ссудные деньги из банковской системы, по истечении ссудно-договорных сроков отдадут банковской системе деньги в количестве Ж + пЖ = Ж + гЖ + Vо + VI.

После этого банковская система из полученной суммы Ж + гЖ + Vо + VI передаст эмиссионному денежному центру деньги в количестве Ж + гЖ + Vо, а собственную банковскую часть VI оставит у себя.

В итоге:

1) в казначейскую систему к моменту 12 вернутся казённые деньги в количестве налогового обременения V;

2) казённые единицы лишатся розданных денег, но получат нужные им не денежные достояния в размере V + гЖ;

3) неказённая банковская система тоже получит нужные ей не денежные достояния в размере Vl, но в отличие от казённых единиц она ещё и вернёт себе собственную денежную банковскую часть V?;

4) неказённый эмиссионный денежный центр тоже получит нужные ему не денежные достояния в размере Vo, но в отличие от казённых единиц и от банковской системы он ещё и вернёт себе ссудные деньги Ж, казённо-прибавочные деньги гЖ и собственную денежную эмиссионную часть Vo;

5) остальные неказённые единицы лишатся и денег, и (части) своих не денежных достояний.

Этот итог позволяет описанной деятельности повторяться по данной схеме с каким-либо циклом с теми же или с другими данными.

Так работает денежно-казённо-ссудный способ перемещения внутренних не денежных достояний, внутри которого работают первый (казённый, бюджетный) и второй (ссудный, кредитный) круги внутреннего денежного обращения. В первом круге деньги выходят из казначейской системы и в неё же возвращаются посредством налогов. Далее они либо остаются в казначейской системе для повторного использования, если они переданы эмиссионным центром казначейской системе безвозмездно, либо возвращаются в эмиссионный центр, если они переданы эмиссионным центром казначейской системе в долг (см. часть 2). Во втором круге деньги выходят из эмиссионного денежного центра и в него же возвращаются.

Рассмотрим теперь упрощённый случай этого способа при казённом эмиссионном денежном центре и казённой банковской системе, т.е. состоящей из казённых учреждений. В этом случае казённый эмиссионный денежный центр и казённая банковская система осуществляют изъятие необходимых им не денежных достояний как обыкновенные казённые единицы. Поэтому возникают равенства го = г и п = го, обнуляющие собственную денежную банковскую часть VI и собственную денежную эмиссионную часть (сеньораж) Vо.

Изображение первого и второго кругов внутреннего денежного обращения и соответствующих потоков содержательных достояний дано ниже на рисунке 1. Стрелочками с кодом 1 на конце изображены потоки содержательных достояний из содержательной системы С. Остальными стрелочками изображены потоки денег. Соединение содержательных и денежных стрелочек волнистой чертой означает, что эти взаимно обратные потоки связаны друг с другом и могут протекать только «одновременно».

Казённые и ссудный круги денежного обращения

Казённые единицы

V

/V

ЦЛУ

\г \ г

- ч^^КрУ^ч

Казначейство V

Налоговая служба

Содержательная система

С

(код 1)

— поток не денежного достояния

Эмиссионный денежный центр И/ + гШ + У0

IV + г\А/ + V,

о

Банковская система

— потоки денег

* * *

Рис. 1. Круги внутреннего денежного обращения

НЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗЁННЫХ ДЕНЕГ

Для бесперебойной работы казённого круга внутреннего денежного обращения необходимо выполнение, по крайней мере, четырёх условий.

Во-первых, необходимо наличие у большинства неказённых налогооблагаемых единиц не денежных сверхпродолжательных достояний (прибавочных продуктов), т.е. таких содержательных достояний, без использования которых эти единицы всё равно готовы и способны продолжать свою деятельность. Историческая практика показывает, что у преобладающего большинства селян благодаря воздействию солнечного излучения такие достояния (блага) почти всегда есть и составляют от одной десятой до двух десятых от создаваемых ими за год содержательных достояний (см, например, [20\).

Во-вторых, необходимо, чтобы подавляющее большинство этих сверхпродолжательных достояний были жизненно необходимы всем казённым единицам.

В-третьих, необходимо, чтобы этих сверхпродолжательных достояний было достаточно для обеспечения способности казённых единиц продолжать свою деятельность.

В-четвёртых, необходимо, чтобы казённые единицы могли продолжать свою деятельность только в результате полной отдачи за цикл розданных им денег в обмен на необходимые им сверхпродолжательные достояния.

Тогда в идеале при наличии всех четырёх условий и под давлением второй и третьей денежных институций все казённые деньги, розданные казённым единицам, за цикл полностью перетекут к неказённым налогооблагаемым единицам в обмен на отдаваемые ими не денежные достояния.

Раздаваемые казённые деньги, удовлетворяющие указанным четырём условиям, естественно называть достоятельно-обеспеченными. Обобщённо можно сказать, что раздаваемые казённые деньги должны быть обеспечены постоянным наличием в номе достаточного количества востребованных сверхпродолжательных достояний (в частности, товаров, производимых именно для указанного денежно-не денежного обмена). Созданием таких достоятельно-обеспеченных денег занимается в номе денежно-распорядительное ведомство под управлением верховной системы. Ясно, что это очень тонкие виды деятельности, требующие большой номовой (государственной) мудрости.

Дальнейшая добровольно-принудительная сдача в налоговую службу неказёнными налогооблагаемыми единицами полученных достоятельно-обеспеченных казённых денег и последующая передача их из налоговой службы в казначейство обеспечивается уже карательными мерами со стороны обеспечительной системы.

В итоге именно отмеченное выше слаженное взаимодействие всех вышеупомянутых управляющих и слаживающих систем нома приводит к бесперебойной работе казённого круга денежного обращения.

Инфляционный случай, когда казённые деньги не являются достоятельно-обеспеченными, рассматривается в работе1.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА РАЗДАЧУ ССУДНЫХ ДЕНЕГ ПРИ ДЕНЕЖНО-КАЗЁННО-ССУДНОМ СПОСОБЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВНУТРЕННИХ НЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОСТОЯНИЙ. НЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ССУДНЫХ ДЕНЕГ

При раздаче ссудных денег ограничения возникают как со стороны ссудополучателей, так и со стороны ссудодателей.

Во-первых, ссуды должны выдаваться банками только при закладе ссудополучателями в банки некоторых значимых для банков содержательных обеспечений, т.е. таких содержательных достояний (см. часть 1) ссудополучателей, которые в случае невозврата долгов с процентами могут быть банками принудительно с них взысканы и затем переведены каким-либо образом в денежные достояния банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, ссудные деньги должны обеспечивать ссудополучателям обмен взятых денег на необходимые им не денежные (в основном содержательные) достояния. Такое непосредственное не денежное обеспечение всем ссудополучателям производилось за счёт использования в качестве денег золотых и серебряных монет (золотое обеспечение). При отсутствии золотого обеспечения опосредованное не денежное обеспечение всем ссудополучателям производилось за счёт возможности покупки поначалу внутренней, а со временем и внешней нефти некоторыми ссудополучателями за ссужаемые деньги и последующего (вытянутого в длинные цепочки) обмена этой нефти на другие не денежные достояния (нефтяное обеспечение). При отсутствии золотого и нефтяного обеспечения опосредованное обеспечение всем ссудополучателям производилось за счёт возможности покупки производных финансовых инструментов (деривативов) некоторыми ссудополучателями за ссужаемые деньги и последующего (вытянутого в длинные цепочки) обмена этих деривативов на другие не денежные достояния (деривативное обеспечение). Описанное изменение не денежного обеспечения денег подробно изложено в книге2.

Ясно, что каждое последующее из перечисленных не денежных обеспечений давало больше свободы для осуществления равносильного обмена номовыми достояниями (товарами, услугами, трудом и пр.) за счёт ссудных денег. Однако это же и создавало больше возможностей для подмены равносильного обмена неравносильным «ограблением путём обвала»3. Ярким примером является использование деривативного обеспечения в США для осуществления в 2008-2010 гг. доверительно-кризисного изъятия инфляционных денег, «вдуваемых» долговым способом для покрытия бюджетного дефицита.

1 Захаров В.К. Номология. Мир и Россия. Кто виноват? и Что делать? - М.: Издательство «Родина», 2022. - 668 с.

2 Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 288 с.

3 Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 288 с.; Рязанов В.Т. (Не)Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. - М.: Экономика, 2016. - 695 с.

СКОЛЬКО ДЕНЕГ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОБРАЩЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕ?

Из всего сказанного выше следует, что общего и универсального ответа на вопрос «Сколько денег должно быть в обращении в государстве?» не существует. Для каждого государства «должное» количество денег в первом и втором кругах определяется на каждом промежутке времени чисто практически путём последовательного приближения к какому-то уровню, «удовлетворяющему» все заинтересованные общества государства в зависимости от причинного или случайного сочетания целей, интересов и влияний всех судьбоносных и целевых единиц государства1.

Чаще всего «удовлетворительный» уровень достигается за счёт явного или скрытого, непосредственного или опосредованного, постоянного или отложенного изъятия из одних обществ в пользу других обществ.

РЕАЛЬНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ИДЕАЛЬНОЙ СХЕМЫ

Выше была описана невидимая управляющая роль денег, направленная на обеспечение внутренней наследственности и устойчивости нома. Однако деньги играют также и невидимую управляющую роль, направленную на обеспечение необходимой внутренней изменчивости нома. В действительности, раздаваемое казённое денежное достояние должно соответствовать «велению времени». Поэтому возникают трудности с соответствующими налогами и процентами. Поскольку эти способы менять достаточно трудно, описанную выше идеальную схему раздачи и сбора денег на практике приходится подправлять с помощью дополнительной инфляции («вдувания») денег и последующего изъятия инфляционных денег.

3.3. Денежно-инфляционный способ перемещения внутренних не денежных достояний. Третий (вдуваемый, инфляционный) круг внутреннего денежного обращения

ИНФЛЯЦИОННАЯ РАЗДАЧА ВНУТРЕННИХ ДЕНЕГ

Предположим, что под влиянием каких-либо обстоятельств относительная значимость казённых несодержательных, т.е. верховных, распорядительных, обеспечительных и сочетательных, а также некоторых казённых содержательных единиц нома для верховной системы изменилась. Как эту изменившуюся значимость отразить через изменение денежной раздачи при неизменности налоговых поступлений?

Можно просто увеличить количество раздаваемых казённых (бюджетных) денег. Но это может привести к бюджетному дефициту, когда к концу года количество денег, розданных казначейской системой казённым единицам, превышает количество денег, собранных налоговой системой в казначейскую систему из всех налогооблагаемых единиц и банковской системой в эмиссионный денежный центр посредством эмиссионного процентного обременения неказённых единиц нома, описанных в части 3.2.

Можно, не меняя общее количество раздаваемых денег, при очередной бюджетной раздаче денег казённым единицам нома явно уменьшить доли одних единиц и передать часть причитающихся им денег другим единицам. Но, во-первых, такое действие может вызвать значительное недовольство «лишаемых» единиц и, во-вторых, его можно применять только при вёрстке бюджета.

Для учёта двух указанных и некоторых других случаев существует способ дополнительного денежного вдувания. При этом способе верховная система выделяет ряд особенных (казённых, или временно казённых, или частично казённых или неказённых) единиц. Затем верховная система даёт распоряжение эмиссионному денежному центру изготовить или выделить некоторое дополнительное количество денег и затем часть их оставить у себя для строго целевого использования, а остальную часть передать

казначейской системе безвозмездно, или в долг при условии беспроцентного возврата, или в долг при условии процентного возврата.

После этого, если часть этих дополнительных денег была оставлена у эмиссионного денежного центра, то он раздаёт их облегчённо возмездно (иначе говоря, в облегчённый долг) некоторым особенным единицам. Облегчённая возмездность означает, что на эту единицу накладывается условие некоторого возмещения переданной ссуды при разбросе возмещения от беспроцентного возврата только некоторой части ссуды или всей ссуды до процентного возврата всей ссуды под процент ниже ключевой ставки (см. часть 3.2).

Если часть этих дополнительных денег была передана казначейской системе, то она передаёт их безвозмездно некоторым особенным единицам, либо согласно бюджетной росписи для покрытия бюджетного дефицита, либо просто помимо бюджетной росписи.

Например, деньги добавляются бюджетно на заложенное покрытие бюджетного дефицита или добавляются внебюджетно в зависимости от появившихся неотложных потребностей нома.

Эти дополнительные деньги можно называть также инфляционными (от английского слова to inflate - вдувать). Отметим, что понятие денежной инфляции не стоит смешивать с жаргонным и бытовым понятием ценовой инфляции.

Из сказанного выше следует, что инфляционные деньги обладают разной степенью дешевизны для их получателей.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННИХ НЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОСТОЯНИЙ ПРИ ИНФЛЯЦИОННОЙ РАЗДАЧЕ ДЕНЕГ

Чтобы обеспечить последующее дополнительное изъятие не денежных достояний из единиц нома и передачи их в особенные единицы нома в соответствии с добавленными (инфляционными) деньгами, нужно обеспечить соответствующее изъятие добавленного количества денег из единиц нома в казначейскую систему и в эмиссионный денежный центр.

Поэтому в случае использования инфляционных денег перед верховной системой возникает дополнительная задача:

- во-первых, обеспечить перевод этих денег из особенных единиц нома в другие (в основном содержательные) единицы нома

- и, во-вторых, произвести последующее изъятие этих денег из единиц нома в казначейскую систему и в эмиссионный денежный центр так, чтобы либо общее количество дополнительно изымаемых денег из единиц нома совпадало с общим количеством дополнительно раздаваемых денег в безвозмездном случае, либо общее количество дополнительно изымаемых денег из единиц нома соответствующим процентным образом перекрывало общее количество дополнительно раздаваемых денег в долговом и облегчённо долговом случаях.

Решение этой задачи фактически означает дополнительное изъятие части не денежных достояний из некоторых единиц нома и передаче их особенным для верховной системы единицам нома.

Для решения этой задачи можно использовать налоговый способ, т.е. просто увеличить ставки налогов; можно использовать и процентный способ, т.е. просто увеличить установочную ставку (см. часть 3.2). Но эти способы дополнительного изъятия слишком явные. Поэтому используются также неявные археспособы изъятия денег, такие как ценовой, ставочный, обменный, кризисный и др., описанные в работе1.

Так работает денежно-инфляционный способ перемещения достояний, внутри которого работает третий (вдуваемый, инфляционный) круг денежного обращения. В

этом круге деньги или выходят из казначейской системы и в неё же возвращаются, или выходят из эмиссионного центра и в него же возвращаются. В зависимости от целей управляющей (т.е. верховной и совокупной распорядительной) системы нома это круг может быть как одноразовым, так и многоразовым.

Отметим, что инфляционный и бюджетный круги сочетаются следующим образом: 1) если в бюджете не заложено инфляционное покрытие бюджетного дефицита, то инфляционный круг не пересекается с бюджетным кругом, т.е. он не входит ни в какие бюджетные росписи; 2) если в бюджете заложено инфляционное покрытие бюджетного дефицита, то инфляционный круг пересекается с бюджетным кругом только по тем бюджетным статьям, которые расписаны в бюджете для покрытия бюджетного дефицита.

В этом смысле не предназначенная для покрытия бюджетного дефицита часть инфляционного круга является теневой, поскольку она не представлена в бюджетной росписи. Поэтому на некоторых временных промежутках теневое задействование инфляционного круга становится чрезвычайно важным.

ИНФЛЯЦИОННЫЕ ДЕНЬГИ И КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА

При введении в оборот в номе инфляционных денег происходит естественное «обесценивание» ранее введённых денег. Предположим, что были введены инфляционные деньги в количестве V;. Число г = к VI / (V + Ж + гуЖ), равное количеству введённых инфляционных денег, делённому на общее количество ранее введённых казённых или ссудных денег и умноженному на некоторый подбираемый практически коэффициент к, можно назвать инфляционной ставкой верховной системы. Инфляционная ставка является относительным количественным показателем «обесценивания» ранее введённых денег. Она известна только верховной системе и эмиссионному денежному центру и неведома почти всем наблюдателям.

Поскольку описанная выше ссудная система нома не должна действовать в «убыток», постольку верховная система после введения инфляционных денег вынуждена установить последующую установочную ставку в размере г > г;. Тогда эмиссионный денежный центр и банковская система также вынуждены установить последующую ключевую ставку го и последующую банковскую ставку г1 в размере г1 >го > г;.

Вынужденное инфляционное ограничение го > г; на последующую ключевую ставку го также известно только верховной системе и эмиссионному денежному центру и неведомо почти всем наблюдателям. Поэтому у большинства «близоруких» наблюдателей невозможность для эмиссионного денежного центра держать ключевую ставку ниже неведомой им инфляционной ставки вызывает естественное недоумение или даже раздражение, приводящее иногда к обвинению эмиссионного денежного центра в умышленном «саботаже» развивающего льготного кредитования витаномики.

Таким образом, использование инфляционных денег означает, что верховная система, выбирая между дешёвыми деньгами для всех или дешёвыми деньгами для особенных единиц, в сложных для нома обстоятельствах выбирает второй путь, как более правильный.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ДЕНЕЖНО-ИНФЛЯЦИОННОГО СПОСОБА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВНУТРЕННИХ НЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОСТОЯНИЙ

Выше было показано, что учёт изменения текущего положения в номе может осуществляться посредством денежной инфляции (денежного вдувания). Именно обеспечение изменчивости является основным достоинством денежно-инфляционного способа перемещения внутренних не денежных достояний.

Другим достоинством этого способа является то, что инфляционные деньги, получаемые особенными единицами нома, являются более дешёвыми, чем те деньги, которые они могли бы получить посредством заимствования у банковской системы.

Ещё одним достоинством этого способа является его закрытость от посторонних глаз, при условии, конечно, строго целевого использования выдаваемых дешёвых денег.

Недостатком этого способа является то, что при его применении приходится прибегать к неявным способам изъятия инфляционных денег у большой части населения нома, что вызывает его недовольство изменчивостью цен, процентных ставок, обменного курса, различного рода «обязательств» и «гарантий» и пр.

Заключение

После создания описанной выше основы денежного способа управления и распределения в предгосударственных и государственных номах номовые деньги воплощались в виде металлических денег и в виде бумажных денег. Сейчас они начинают воплощаться в виде цифровых денег1. Однако их сущность при этом, как способа управления и распределения, никак не меняется.

При этом эмиссионный денежный центр приобретает возможность управляться с цифровыми деньгами непосредственно через свои информационные программы и суперкомпьютеры, не нуждаясь в посредничестве огромной и прожорливой банковской системы. Поэтому эта система может значительно утратить свою нужность и может потерять часть своих доходов.

Литература:

1. Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 288 с.

2. Валеров А.В. Обмен и распределение в системе социального взаимодействия первобытных и архаических обществ// Вестник Санкт-Петербургского университета, 2012. Т. 5, № 3. С. 41-59.

3. Гидлевский А.В., Максименко Л.А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека// Фундаментальные исследования, 2014. № 6-3. С. 649-653.

4. Гребер Д. Долг: первые 5000 лет истории. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 528 с.

5. Грин Е. История денег. От раковин каури до евро. - М.: Издательство «Центрполиграф», 2022. - 319 с.

6. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. Изд-во «КомКнига», 2007(а). - 240 с.

7. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. - М.: Издательство «КомКнига», 2007(б). - 368 с.

8. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства. -М.: Издательство «КомКнига», 2007(в). - 272 с.

9. Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории. - М.: Издательство «КомКнига», 2007(г). - 352 с.

10. Захаров В.К., Голикова Е.И. Деньги как средство управления// Финансы и кредит, 2009. № 21. С. 8-16.

11. Захаров В.К. От усложнения мира и человека к симфократии// Историческая психология и социология истории, 2021. № 2. С. 140-158. https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.10

12. Захаров В.К. Номология. Мир и Россия. Кто виноват? и Что делать? - М.: Издательство «Родина», 2022. - 668 с.

13. Захаров В.К. Российское преодоление межгосударственной укладно-сегрегационной эксплуатации посредством воссоздания суверенной трёхукладной витаномики// Архонт, 2022. № 4(31). С. 4-30.

14. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. - 308 с.

15. Кирдина С.Г. Х и Y экономики: Институциональный анализ. - М.: Наука, 2004. - 256 с.

16. Корякин В.В. К вопросу о сущности и основных особенностях первобытной экономики (начальный этап)// Новые идеи в философии, 2019. № 6. С. 81-92.

17. Лаверычева И.Г. Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения// Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2016. Т. 8. № 3. С. 338361.

18. Ларина О.И., Акимов О.М. Цифровые деньги на современном этапе: ключевые риски и направления развития// Финансы: теория и практика, 2020. Т. 24, № 4. С. 18-30. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-4-18-30

19. Лиетар Б.А. Душа денег. - М.: Издательство «Олимп, АСТ, Астрель», 2007. - 365 с.

20. Понтинг К. Всемирная история. Новый взгляд. - М.: Издательство «Астрель», 2010. -958 с.

21. Рязанов В.Т. (Не)Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. - М.: Экономика, 2016. - 695 с.

22. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. - М.: Издательство «Вильямс», 2018. -1328 с.

23. Тарандо Е.Е. Первобытная собственность: единство труда и собственности// Вестник Санкт-Петербургского университета, 2014. Т. 12, № 4. С. 146-152.

24. Фергюсон Н. Восхождение денег. - М.: Издательство «Corpus», 2013. - 432 с.

25. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: Издательство «Проспект», 2006. - 720 с.

26. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М.: Издательство «Ленанд», 2017. - 240 с.

References:

1. Badalyan L.G., Krivorotov V.F. (2012). Istoriya. Krizisy. Perspektivy: Novyi vzglyad na proshloe i budushchee [History. Crises. Perspectives: A new look at the past and the future]. Moscow, LIBROKOM Publ., 288. (In Russ.)

2. Valerov A.V. (2012). Obmen i raspredelenie v sisteme social'nogo vzaimodejstvija pervobytnyh i arhaicheskih obshhestv [Exchange and distribution in the system of social interaction of primitive and archaic societies]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint-Petersburg university], 5(3), 41-59. (In Russ.)

3. Gidlevsriy A.V., Maksimenko L.A. (2014). Al'truizm i jegoizm kak bazovye determinanty bytija cheloveka [Altruism and egoism as the basic determinants of human being]. Fundamental'nye issledovanija [Fundamental investigations], 6-3, 649-653. (In Russ.)

4. Graeber D. (2015). Dolg: pervye 5000 let istorii [Debt: first 5000 years of history]. Moscow, Russia: Ad Marginem Press, 528. (In Russ.)

5. Grin E. (2022). Istorija deneg. Ot rakovin kauri do evro [Money history. From caury shells to euro]. Moscow, Russia: Publ. House «Centrpoligraf», 319. (In Russ.)

6. Grinin L.E. (2007(а)). Gosudarstvo i istoricheskij process. Politicheskij srez istoricheskogo processa [State and historical process. Political cut of historical process]. Moscow, Russia: Publ. House «KomKniga», 240. (In Russ.)

7. Grinin L.E. (2007(б)). Gosudarstvo i istoricheskij process: jepoha formirovanija gosudarstva [State and historical process. Evolution of statehood: from early state to mature]. Moscow, Russia: Publ. House «KomKniga», 368.

8. Grinin L.E. (2007(b)). Gosudarstvo i istoricheskij process: jepoha formirovanija gosudarstva [State and historical process: the epoch of state forming]. Moscow, Russia: Publ. House «KomKniga», 272. (In Russ.)

9. Grinin L.E. (2007(r)). Filosofija, sociologija i teorija istorii [Philosophy, sociology, and theory of history]. Moscow, Russia: Publ. House «KomKniga», 352. (In Russ.)

10. Zakharov V.K., Golikova E.I. (2009). Den'gi kak sredstvo upravlenija [Money as means of administration]. Finansy i kredit [Finances and credit], 21, 8-16. (In Russ.)

11. Zakharov V.K. (2021). Ot uslozhnenija mira i cheloveka k simfokratii [From complication of world and man to synthecracy]. Istoricheskaja psihologija i sociologija istorii [Historical psychology and sociology of history], 2, 140-158. (In Russ.)

12. Zakharov V.K. (2022). Nomologija. Mir i Rossija. Kto vinovat? i Chto delat'? [Nomology. World and Russia. Who is to blame? What is to be done?]. Moscow, Russia: Publ. House «Rodina», 668. (In Russ.)

13. Zakharov V.K. (2022). Rossijskoe preodolenie mezhgosudarstvennoj ukladno-segregacionnoj jekspluatacii posredstvom vossozdanija suverennoj trjohukladnoj vitanomiki [Russian overcoming of interstate nomos-segregation exploitation by means of recreation of sovereign three nomos vitonomy]. Arhont, 4(31), 4-30. (In Russ.)

14. Kirdina S.G. (2001). Institucional'nye matricy i razvitie Rossii [Institutional matrices and development of Russia]. Novosibirsk, Russia: IEOIP SD RAS Publ., 308. (In Russ.)

15. Kirdina S.G. (2004). X i Y jekonomiki: Institucional'nyj analiz [X and Y economies: Institutional analysis]. Moscow, Russia: Nauka Publ., 256. (In Russ.)

16. Korjakin V.V. (2019). K voprosu o sushhnosti i osnovnyh osobennostjah pervobytnoj jekonomiki (nachal'nyj jetap) [To the question on essence and main peculiarities of primitive economy (initial stage)]. Novye idei v filosofii [New ideas in philosophy], 6, 81-92. (In Russ.)

17. Lavericheva I.G. (2016). Al'truizm i jegoizm s estestvennonauchnoj tochki zrenija [Altruism and egoism from the natural science point of view]. Mezhdisciplinarnyj nauchnyj i prikladnoj zhurnal «Biosfera» [Interdisciplinary science and applied journal «Biosphere»], 8(3), 338-361. (In Russ.)

18. Larina O.I., Akimov O.M. (2020). Cifrovye den'gi na sovremennom jetape: kljuchevye riski i napravlenija razvitija [Digital Money at the Present Stage: Key Risks and Development Direction]. Finansy: teorija i praktika [Finance: Theory and Practice], 24(4), 18-30. (In Russ.). https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-4-18-30

19. Lietar B.A. (2007). Dusha deneg [The soul of money]. Moscow, Russia: Publ. House «Olimp, AST, Astrel'», 365. (In Russ.)

20. Ponting C. (2010). Vsemirnaja istorija. Novyj vzgljad [World history. A new perspective]. Moscow, Russia: Publ. House «Astrel'», 958. (In Russ.)

21. Ryazanov V.T. (2016). (Ne)Real'nyj kapitalizm. Politjekonomija krizisa i ego posledstvij dlja mirovogo hozjajstva i Rossii [(Non)Real capitalism. Political economy of crisis and its consequences for world economy and Russia]. M.: Ekonomika, 695. (In Russ.)

22. Samualson P.E., Nordhaus V.D. (2018). Jekonomika [Economics]. Moscow, Russia: Publ. House «Williams», 1328. (In Russ.)

23. Tarando E.E. (2014). Pervobytnaja sobstvennost': edinstvo truda i sobstvennosti [Primitive property: the unity of labor and property]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint-Petersburg university], 12(4), 146-152. (In Russ.)

24. Ferguson N. (2013). Voshozhdenie deneg [The ascent of money: a financial history of the world]. Moscow, Russia: Publ. House «Corpus», 432. (In Russ.)

25. Senchagov, V.K., Arkhipov, A.I. (Eds.). (2006). Finansy, denezhnoe obrashhenie i kredit [Finances, money circulation, and credit]. Moscow, Russia: Publ. House « Prospekt», 720. (In Russ.)

26. Engels F. (2017). Proishozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva: V svjazi s issledovanijami Ljuisa G. Morgana [Origin of the family, private property, and the state: In connection with Luis G. Morgan]. Moscow, Russia: Publ. House « Lenand», 240. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CREATION OF MONEY: FROM ANTIQUITY TO MODERNITY

Zakharov V.K.

Doctor of physical and mathematical sciences, Professor, Professor, Lomonosov Moscow State University

zakharov_valeriy@list.ru

Abstract: On the base of general theory of world historical process, presented in L.E. Grinin's works, in author's works it was given the specifying description of nom as subject of this process and as some general form of state genesis. It was specified that noms pass through series offorced evolution arranged stages of their development. In L.E. Grinin's works it was done the detailed analyses of the boundary historical passage of noms from pre state forms of the state genesis to early stated and statedforms, and also it was described the causation between the state genesis and the development and complication of administration, production, and distribution in noms. In S.G. Kirdina's works it was showed that the passage from the redistributive economy in noms to the market economy is the important peculiarity of this boundary passage.

It is showed in the paper that the passage from the non-money method of administration, production, and distribution in noms to the money method is the other important peculiarity of this boundary passage. The propagated exchange conception of money origin asserts that money was initially invented as some instrument for facilitation of barter trade in the economic system of state. D. Greber's work presents the debt conception according to which money was initially invented for debts calculation.

In the paper it is presented the administrative conception, including in itself two mentioned conceptions, according to which money was initially invented as one of the most important methods of administration, production, and distribution in pre-stated and stated noms. In this boundary invisible instrument two social-psychological methods of peoples control, called «knote» and «spice-cake», are taken far away from each other.

Keywords: state genesis, arranged stages, boundary historical passage, boundary of simple state, force distribution, money as boundary method of administration, production, and distribution, money-force distribution

Для цитирования: Захаров В.К. Создание денег: от древности до современности// Архонт, 2023. № 1(34). С. 40-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.