Научная статья на тему 'Деньги как институт воздействия на экономическую динамику'

Деньги как институт воздействия на экономическую динамику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
достояния / Деньги / изъятие достояний / изъятие денег / Экономический кризис / технологический уклад / wealth / money / wealth transmission / money transmission / economic crisis / technological structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губарь Ольга Владимировна, Захаров Валерий Константинович

Рассмотрены вопросы денежного управления экономическими кризисами. Исследованы кризисные способы изъятия содержательного достояния как внутри государства, так и вне его посредством соответствующего изъятия денег. При этом государство понимается в широком смысле, близком к слову «страна», т.е. целостная социально-экономическая система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of administration of economic crisis by means of money are considered. Crisis methods of transmission of substantiating wealth inside and outside a state by means of the corresponding transmission of money are investigated. Connection of economic crisis with technological structures is displayed. The state is considered in the broad meaning

Текст научной работы на тему «Деньги как институт воздействия на экономическую динамику»

УДК: 338.2

ДЕНЬГИ КАК ИНСТИТУТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ

© 2010 г. О.В. Губарь1, В.К. Захаров2

1 Ростовский государственный экономический университет, ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, main@rseu. т

2

Московский государственный университет, Ленинские горы, ГСП-1, г. Москва, 119991, info@rector. msu.ru

1 Rostov State Economic University,

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, main@rseu.ru

2 Moscow State University,

Leninskie Gory, GSP-1, Moscow, 119991, info@rector. msu. ru

Рассмотрены вопросы денежного управления экономическими кризисами. Исследованы кризисные способы изъятия содержательного достояния как внутри государства, так и вне его посредством соответствующего изъятия денег. При этом государство понимается в широком смысле, близком к слову «страна», т.е. целостная социально-экономическая система.

Ключевые слова: достояния, деньги, изъятие достояний, изъятие денег, экономический кризис, технологический уклад.

Questions of administration of economic crisis by means of money are considered. Crisis methods of transmission of substantiating wealth inside and outside a state by means of the corresponding transmission of money are investigated. Connection of economic crisis with technological structures is displayed. The state is considered in the broad meaning.

Keywords: wealth, money, wealth transmission, money transmission, economic crisis, technological structure.

Прежде чем рассматривать деньги как институт воздействия на экономическую динамику, кратко опишем, что мы понимаем под государством.

Государство в широком смысле, близком к слову «страна», является сложной организационно -производственной подсистемой общества, устроенной в виде совокупности основных систем, связанных в единое целое и зависящих друг от друга так, что без каждой из них государство существовать не может. Основными системами государства являются содержательная, хранительная, обеспечительная, распорядительная и властная [1]. Каждая основная система производит достояние своего типа. Все основные системы связаны между собой потоками производимых достояний. При производстве соответствующего достояния каждая система использует некоторые из имеющихся в ней достояний.

Государство представляет собой управляемую систему со следующими уровнями: 1) властное управление осуществляет властная система по отношению к совокупной распорядительной системе; 2) ведомственное управление осуществляют ведомства распорядительных систем по отношению к соответствующим укладам содержательной, хранительной и обеспечительной систем; 3) регулирующее управление осуществляют указанные уклады хранительной и обеспечительной систем по распоряжению соответствующих распорядительных ведомств [2 - 4].

Содержательная система государства как самая большая является слабо структурированной и неие-рархичной. Поэтому движение создаваемых содержательных достояний в ней происходит «по горизонтали» путем обмена. Все остальные системы являются структурированными и иерархичными, поэтому движение создаваемых достояний в них происходит «по вертикали» путём приказа сверху и доклада снизу, т.е. принудительно, а не через обмен.

Жизнедеятельную единицу государства естественно называть казённой, если она получает содержательное достояние для своей жизнедеятельности посредством получения из хранительной системы хранительного достояния без условия возврата, т.е. не в долг. Достояния, которые производят обеспечительная, распорядительная и властная системы государства, не являются товарами, слаженное движение всех производимых в государстве достояний не может быть организовано «невидимой рукой рынка». Это слаженное движение организует властная система с помощью ряда способов, одним из которых является налогово-кредитный способ изъятия части производимого содержательного достояния из содержа-

тельной системы и передачи его в казенные единицы государства. Опишем этот способ.

Поскольку деньги производятся хранительной системой, они являются хранительным достоянием, имеющим следующие свойства: возможность производства только значительными коллективными усилиями под руководством системы властных распорядителей (далее - ВР), долговечность, сохранность, легкость перемещения, возможность концентрации в распоряжении системы ВР к некоторому моменту времени, обязательное наличие отличительных знаков, поставленных по распоряжению системы ВР.

Система ВР утверждает несколько хранительных единиц - производителей денег и несколько распорядительных единиц - вводчиков денег и объявляет каждого производителя денег подведомственным определенным вводчиком денег.

При этом системой ВР вводится первая денежная институция, согласно которой деньги могут производить только утверждённые производители.

Предположим, что властная система хочет ввести новые деньги в различные подразделения государства. Принципиальная схема одного из возможных способов для этого может быть такой. Властная система даёт соответствующие распоряжения вводчи-кам денег, котрые разрешают производителям изготовить некоторое количество денег и передать новые деньги в некоторую хранительную подсистему. Данная подсистема сообщает о получении этих денег своему распорядительному ведомству, которое, в свою очередь, сообщает об этом системе ВР и получает от неё указание раздать деньги в количестве V, поступившие к моменту tl в хранительную подсистему. Распорядительное ведомство спускает в хранительную подсистему своё собственное распоряжение раздать сумму V всем казённым единицам государства в относительных долях, определяемых именно описанными выше показателями значимости, что указанная хранительная подсистема и выполняет.

Одновременно с вводом денег системой ВР вводится в государстве вторая денежная институция, согласно которой нужно к некоторому моменту ^ сдать часть налогов в хранительную систему только в виде денег или их эквивалентов.

Параллельно с описанным выше процессом раздачи денег всем казённым единицам система ВР даёт также распоряжение ввести изготовленные деньги для использования самими содержательными единицами. Один из возможных способов для этого может быть таким. Система ВР разрешает некоторым избранным вводчикам денег брать в долг у хранительной подсис-

темы некоторое количество денег W, передавать их напрямую или через систему посредников содержательным единицам в долг с условием возврата с процентом р и затем вновь возвращать в эту хранительную подсистему, причём дополнительно с указанным процентом.

В этом случае общая сумма денежных налогов за год на все содержательные единицы устанавливается равной количеству новых денег V, розданных всем казённым единицам минус количество новых денег pW, равное процентной части от используемой избранными вводчиками суммы W.

Всё сказанное делается только при наличии третьей денежной институции, согласно которой несдача указанных выше денежных налогов и невозврат указанных выше долгов с процентами караются обеспечительной системой государства.

При наличии всех трёх денежных институций содержательные единицы вынуждены обменивать своё содержательное достояние на деньги со всеми казёнными единицами государства. Из-за такого вынужденного обмена практически все указанные деньги из казённых единиц и от избранных вводчиков постепенно перейдут к содержательным единицам и будут использованы ими для взаимообмена своими достояниями. Затем содержательные единицы отдадут в хранительную систему денежный налог в размере V -pW и отдадут избранным вводчикам деньги в количестве W + pW, которые те передадут в хранительную систему. В итоге, в хранительную систему к моменту t2 вернутся деньги в количестве (V-pW) + (Ш + pW) = V + W, равном количеству ушедших денег из этой системы, а казённые единицы получат нужное им содержательное достояние.

Если указанные избранные вводчики денег являются казёнными единицами, то они получают свою долю содержательного достояния согласно своему показателю значимости.

Если же избранные вводчики не являются казёнными единицами, то вся описанная схема может быть дополнена следующим образом. Система ВР разрешает указанным избранным вводчикам денег самостоятельно осуществлять изъятие необходимого им содержательного достояния. Для этого избранные ввод-чики получают из хранительной подсистемы некоторое количество денег Vo без условия их возврата. Система ВР разрешает им передавать денежное достояние W напрямую или через систему посредников содержательным единицам в долг с условием возврата не с процентом p, а с большим процентом po > p, таким, что V0 = ф0 - p) W.

В данном случае содержательные единицы отдадут избранным вводчикам деньги в количестве W + p0 W = W + pW + ф0-p) W. Для отдачи первое дополнительное денежное достояние pW эти единицы получат от казённых единиц, а второе дополнительное денежное достояние ф0 - p) W = V0 - от вводчиков, передав и тем, и другим в «обмен» своё содержательное достояние. Затем избранные вводчики из полученной суммы передадут в хранительную систему деньги в

количестве W + pW, а собственную часть V0 оставят у себя. В результате, так же как и казённые единицы, избранные вводчики получат содержательное достояние, но в отличие от казённых единиц они ещё и вернут себе деньги в количестве V0.

Далее процесс будет повторяться по данному сценарию с годовым или иным циклом.

Рассмотрим неявные способы дополнительного изъятия денег. Предположим, что относительная значимость казённых несодержательных, т.е. властных, распорядительных, обеспечительных и хранительных, а также некоторых казённых содержательных единиц государства для властной системы изменилась. Как эту изменившуюся значимость отразить через денежную раздачу?

Можно при очередной раздаче денег указанным казённым единицам явно уменьшить доли одних единиц и передать часть причитающихся им денег другим единицам. Но такое действие может вызвать значительное недовольство «лишаемых» единиц. Поэтому существует также неявный способ изменения долей посредством денежной инфляции. При этом способе можно, не уменьшая поступления во все остальные казённые единицы государства, создать добавочное количество денег и передать его в соответствующих долях более значимым казённым единицам. Эти добавленные деньги можно называть также инфляционными (от английского слова to inflate - надувать, вдувать).

Например, деньги добавляются обеспечительной системе на дополнительное вооружение и на ведение военных действий, хранительной, распорядительной и властной системам на «повышение эффективности», некоторым казённым и полуказённым содержательным единицам на развитие приоритетных отраслей и т.д.

Чтобы обеспечить изменение изъятия содержательного достояния из содержательной системы и передачи его в казенные единицы государства в соответствии с добавленными деньгами, нужно произвести изъятие дополнительного количества денег из содержательной системы в хранительную систему так, чтобы общее количество раздаваемых денег в казённые единицы совпадало с общим количеством изымаемых денег.

В случае использования инфляционных денег перед властной системой возникает задача дополнительного изъятия денег из содержательной системы и передачи их в хранительную систему государства.

Для решения этой задачи можно использовать налогово-кредитный способ, т.е. просто увеличить ставки налогов или взимаемый банковский процент, описанные выше. Но этот способ дополнительного изъятия слишком явный. Можно произвести дополнительное количество товаров и услуг и тем самым увеличить налоговые поступления в хранительную систему. Но этот способ слишком трудоёмкий. Поэтому используются также неявные способы дополнительного изъятия денег, такие как ценовой, переводной, доверительный и др. Мы здесь рассмотрим только последний способ, основанный на стремле-

нии людей к сбережению, накоплению и приумножению денег.

С учётом этого стремления создаётся целая система возможностей для «выгодного» или «прибыльного» вложения денег с целью приобретения будущих благ. Выгодными могут быть объявлены пенсионные накопления в некоторых специальных фондах. Прибыльными могут быть объявлены вклады в некоторые банки, а также вложения в некоторые ценные бумаги: либо первичные, такие как акции компаний, либо вторичные (деривативы). Все указанные якобы приобретаемые блага являются отложенными на будущее и ничем особенным не гарантированными. Мнимое приобретение их основано либо на непосредственном доверии к обещателям благ, либо на опосредованном доверии к «страховщикам» этих благ.

Для того чтобы вменить эти «выгодные» вложения владельцу денег, создается система организаций (например, таких как рейтинговые агентства и страховые организации), которая формирует у владельца необходимые представления о надежности и сохранности как самих вложений, так и дохода с них.

По мере вменения по сделанным вложениям в первое время некоторым вкладчикам денег выплачивается даже небольшой доход, однако такой, чтобы суммарно он не возместил затраченные деньги. Это ещё больше подкрепляет представление о прибыльности и надёжности сделанных вложений.

В результате деньги постепенно перетекают в хранительную систему, а у вкладчиков взамен денег на руках остаются только разного рода «обязательства».

Опишем всё вышесказанное более точно. Предположим, что из содержательной системы нужно изъять деньги в количестве и.

Эмиссионный денежный центр (далее ЭЦ) передает избранным банкам, фондам и страховым компаниям (совокупность Х]) деньги в сумме V] с условием принятия денег от вкладчиков и выдачи взамен разного рода «обязательств». Из суммы V] часть V] предназначается в виде бонусов для руководства указанных организаций.

Также ЭЦ передает банкам из избранной совокупности Х2 деньги в сумме V2 с условием раздачи дешёвых кредитов на некоторый срок Т без надежды их возврата по истечении этого срока. Банки из Х2 предназначаются к разорению после невозврата кредитов по истечении срока Т. Из суммы V2 часть V2' предназначается в виде компенсационных бонусов для руководства обреченных банков.

Банки из Х2 берут в долг у организаций из Х], и те охотно им дают. При этом организации из Х] также охотно страхуют заёмщиков банков из Х2 от рисков невыплаты взятых ими кредитов.

Кроме того, ЭЦ передает избранным агентствам (совокупность Х3) деньги в количестве V3 на информационное обеспечение выгодности, прибыльности и надёжности вложения денег в организации из совокупности Х]. Из суммы V3 часть V3 предназначается в виде бонусов для руководства указанных агентств.

После получения денег из ЭЦ организации из совокупности Х] начинают работать с вкладчиками, которые желают вложить свои деньги в обмен на разного рода «обязательства». «Обязательств» выпускается на сумму, много большую суммы и + (У] + У2 + У3). Указанные агентства из совокупности Х3 с помощью соответствующей информационной поддержки в СМИ обеспечивают реальное вложение денег на сумму Ж в обмен на «обязательства», так, чтобы получилось неравенство Ж > и + (V] + У2 + У3).

Организации из совокупности Х] за время Т выплачивают по выданным «обязательствам» некоторые деньги в размере Ж, таком, чтобы обеспечивалось неравенство Ж - Ж > и + (У] + У2 + У3).

Затем наступает время «обрушения» «обязательств». По истечении срока Т из-за невозврата долгов банки из совокупности Х2 объявляют себя несостоятельными в какой-либо мере. Агентства из совокупности Х3 и привлеченная пресса организуют информационную кампанию по поводу начавшегося кризиса финансовой системы. Заёмщики несостоятельных банков из Х2 обращаются к организациям из Х] за получением страховых компенсаций. Однако те отказываются это сделать в полной мере, ссылаясь на недостаток средств, возникший от невозврата долгов несостоятельных банков. Таким образом, несостоятельность указанных банков (точнее, невозможность отдать долги банкам из Х]) даёт организациям из совокупности Х] «кризисное право» (основанное на невозможности взыскать долги с банков из Х2) произвести обесценение многих выданных ранее «обязательств».

Основываясь на «кризисном праве», организации из совокупности Х] принимают на себя новое «кризисное обязательство» обслуживать всех своих вкладчиков по обесцененным «обязательствам», т.е. предоставляют им возможность получить когда-либо по этим «обязательствам» деньги в сумме Ж" такой, чтобы обеспечивалось неравенство Ж - Ж - Ж' > и + (У] + У2 + Уз).

В конце концов организации из совокупности Х] остаются «полноправными» владельцами денег в количестве, не меньшем суммы и + (У] + У2 + У3). Часть и + (У] - У]) + (У2 - У2) + (У3 - У3) из этой суммы они передают в ЭЦ. Остальные деньги остаются у них.

Таким образом, в результате умело созданной кризисной ситуации в хранительную систему отчуждаются и перемещаются деньги в количестве и.

Продолжением внутреннего является внешнее изъятие содержательного достояния одного государства в пользу другого посредством денег последнего, образующее валютно-протекционистский (кризисный) способ внешнего изъятия. Государство, чья валюта используется для внешнего изъятия, естественно называть валютно-активным, а другое - валютно-пассивным.

В качестве валютно-активного может выступать только экономически высокоразвитое государство и вдобавок сильное в военном и политическом отношениях. Товары, им производимые, должны быть востребованы на внешнем рынке, а доступ к его внутрен-

нему рынку должен быть очень привлекательным для других государств. Деньги этого государства должны иметь высокую степень хождения, и доверие к ним должно быть очень большим, так как именно это обстоятельство позволяет расплачиваться за поставляемые ему товары своей валютой.

В результате акта продажи валютно-пассивные государства получают за переданное валютно-активному государству содержательное достояние только его валюту. Предполагается, что за неё в следующем акте (акте покупки) они смогут приобрести нужное им содержательное достояние валютно-активного государства. Однако именно в этот момент они сталкиваются с различного рода явными и неявными ограничениями на доступ к необходимым им товарам.

Рассмотрим в качестве конкретного примера ва-лютно-пассивного государства современную Россию. В настоящее время иностранная валюта приходит в Россию в основном за счет продажи сырьевых ресурсов. Экспортирующие компании, вывозящие сырье, обменивают часть своей валютной выручки в Банке России (иначе Центробанке) на ее рублевый эквивалент. Полученная Центробанком валюта уже теряет свою значимость внутри страны и может быть использована только за ее пределами.

Внешнеторговые импортирующие компании обменивают свои рублевые активы в Центробанке на их валютный эквивалент и приобретают за рубежом на эту валюту сельскохозяйственные и промышленные товары широкого потребления и ввозят их в страну. Тем не менее, даже после неограниченных затрат валюты на приобретение указанных товаров, значительная часть валютной выручки остается неиспользованной и накапливается в виде резервов Центробанка.

Возникает законный вопрос: неужели после удовлетворения самых первичных потребностей страны нельзя потратить оставшуюся валюту на приобретение современной техники и технологии для того, чтобы обеспечить развитие своих собственных сельскохозяйственного и промышленного производств?

Не только опыт России, но и таких стран, как Япония и Китай, значительно превосходящих Россию по запасам валюты, показывает, что действительно нельзя. Промышленно развитые страны, проводя протекционистскую политику, не выставляют на мировой рынок свои самые современные модели, предприятия и технологии с тем, чтобы не создавать себе возможных конкурентов и всегда оставаться в инновационных лидерах. «Стерилизация» в американских банках поступившей в Россию, Японию, Китай валюты означает не нежелание, а фактическую невозможность её использования этими государствами для развития своего собственного современного производства. На мировом рынке нет легко доступных стратегически важных сельскохозяйственных и промышленных товаров, и несанкционированный доступ к ним даже за твёрдую валюту пресекается довольно жёстко и не только экономическими методами.

Из-за протекционистских действий со стороны ва-лютно-активного государства и невозможности содержательного использования получаемой валюты валютно-пассивные государства вынуждены вкладывать непотраченную валюту в его финансовую сферу, а точнее - обменивать валюту на разного рода финансовые «обязательства» по приобретению будущих финансовых благ.

Так же как и при внутреннем доверительном способе, валюта постепенно перетекает в хранительную систему валютно-активного государства, а у валютно-пассивных государств взамен денег на руках остаются только разного рода финансовые «обязательства».

Далее по описанному выше (см. доверительный способ) или иному сценарию производится «обрушение» выданных «обязательств». Выплаты по новым обесцененным «обязательствам» окажутся гораздо меньше ожидаемых по прежним «обязательствам».

В результате реализации описанной выше долговременной политики протекционизма и проведения кратковременной активной кампании «обрушения» выданных обязательств содержательное достояние валютно-пассивных государств оказывается изъятым за бесценок.

Выше было показано, что доверительный и валют-но-протекционистский способы изъятия денег неотъемлемо присущи денежному способу изъятия содержательного достояния. Однако при этом возникает вопрос о том, когда их наиболее предпочтительно применять. Ясно, что это лучше осуществлять тогда, когда легче всего вменить населению и правительствам представление о надежности всех выданных обязательств. Что же способствует укреплению представлений о надежности обязательств?

Если проследить историю экономических кризисов [5], то можно заметить, что укрепление представлений о надежности обязательств связано с иллюзией сверхэффективности новых технологических укладов. Примером «сверхэффективных» являются информационные технологии. Сейчас постепенно начинает внедряться в сознание мысль о том, что био- и нанотехнологии дадут очередную сверхэффективную отдачу.

Именно тот момент времени, когда результаты нововведений становятся заметными и ощутимыми для широкого круга потребителей, и становится началом активной кампании больших обещаний, т.е. кампании вменения населению и правительствам различного рода обязательств и обеспечения высокого уровня доверия к ним.

Когда становится ясно, что возможности значительного увеличения благ для потребителей от поднятой технологической волны исчерпываются, указанная выше кампания вменения заканчивается и начинается новая сверхактивная кампания большого краха, т.е. кампания «обрушения» выданных обязательств.

Таким образом, эпоха больших обещаний связана с восходящим этапом нового технологического уклада, а эпоха большого краха связана с исчерпанием

возможностей для дальнейшего ускоренного развития этого уклада.

Экономическая ситуация в России в условиях последнего мирового кризиса разительно отличалась от ситуации в США и в Европейском Союзе (ЕС), по крайней мере в двух отношениях:

1) в США и ЕС происходило снижение цен, отражавшее снижение мировых цен на энергоносители, а в России цены практически не снижались;

2) в США и ЕС центральные банки резко снизили учетные ставки по денежным кредитам, а в России учетная ставка не снижалась.

Причина таких различий в том, что центральные банки США и ЕС совместно осуществляли возврат денег, введенных в мировую экономику. При этом деньги меняли владельца. Сначала они принадлежали некоторым внешним по отношению к финансовой резервной системе (ФРС) единицам, а после изъятия и возвращения их владельцем становилась ФРС. Далее деньги их владельцем снова запускались в мировую экономику. Так как во время кризиса наступала пора всеобщего недоверия и опасения, то ФРС была вынуждена привлекать заемщиков выгодными условиями заимствования. Поскольку центральный банк ЕС действовал совместно с США, то он осуществлял в Европе аналогичные мероприятия.

Как было описано выше, США и ЕС осуществляли внутри своих стран изъятие денег посредством доверительного способа, т.е. посредством финансовых инструментов. Ценовой способ изъятия денег был ими практически не задействован. Поэтому в этих странах происходило снижение цен на товары в соответствии со снижением мировых цен на импортируемые ими энергоносители.

Россия, в отличие от США и ЕС, как валютно-пассивная страна была не субъектом кризиса, а его объектом. Поэтому из нее происходило изъятие валю-

ты и возвращение ее в ФРС. Чтобы как-то возместить валютные потери, власти Российской Федерации были вынуждены осуществлять изъятие денег внутри страны из ее единиц. В силу слабости финансовой системы России такое изъятие не могло проводиться финансовыми инструментами, т.е. посредством доверительного способа. Поэтому преимущественно использовался ценовой способ изъятия. Именно этим объясняется повышение цен в России во время кризиса.

Из-за высокой скорости повышения цен ни Банк России, ни другие банки не могли осуществлять выдачу кредитов под малые проценты. В противном случае они бы лишались банковской прибыли. Именно этим объясняется высокая учётная ставка Банка России.

Таким образом, деньги используются как институт воздействия на экономическую динамику в государственном и межгосударственном масштабе.

Литература

1.Губарь О. В., Захаров В. К. Жизнедеятельность государства в рамках номологии // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2006. № 2. С. 55 - 58.

2.Губарь О. В., Захаров В. К. Номология как преодоление экономикоцентризма. Ростов н/Д, 2006. 160 с.

3.Захаров В.К., Половинкин Е.С., Яшин А.Д. Математическая модель государства // Доклады АН. 2007. Т. 413, № 2. С. 158 - 162.

4.Захаров В.К., Яшин А.Д. Архетипы государственного устроения и государственного управления // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: материалы 5-й Междунар. конф. М., 2007. С. 289 - 296.

5.Аникин А. В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М., 2002. 448 с.

Поступила в редакцию 1 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.