Теория и практика общественного развития. 2021. № 9. С. 57-63. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 9. P. 57-63.
Научная статья
УДК 346.7:379.85(571.66)
https://doi.org/10.24158/tipor.2021.9.9
Создание благоприятных условий для развития туризма в Камчатском крае: состояние и перспективы правового регулирования (часть 1)
Светлана Валерьевна Завьялова1, Елена Александровна Кормочи2
■^Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1836-3515 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5773-908X
Аннотация. В статье представлено исследование актуального состояния условий для развития туризма в Камчатском крае в аспекте анализа документов стратегического планирования социально-экономического развития региона, а также действующих региональных нормативных правовых актов, охранительное и регулятивное воздействие норм которых обращено на сферу туризма. В рамках взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с Ростуризмом возможно обсуждение вопроса о создании блока модельного законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления туристских территорий как отдельной меры по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере туризма в целях обеспечения ее развития с учетом региональных особенностей и требований законодательства РФ о регламентированном посещении для иностранных граждан отдельных территорий РФ. Возможен и иной подход - формулирование органами исполнительной власти субъекта РФ инициативных предложений. Конкретные предложения по разработке корпуса нормативных правых актов, а также их содержания будут сформулированы авторами в рамках второй части исследования.
Ключевые слова: Камчатский край, въездной туризм, внутренний туризм, туристская деятельность, полномочия органов власти в сфере туризма, благоприятные условия, совершенствование правового регулирования, модельное законодательство о туризме и туристской деятельности
Для цитирования: ЗавьяловаС.В., Кормочи Е.А. Создание благоприятных условий для развития туризма в Камчатском крае: состояние и перспективы правового регулирования (часть 1) // Теория и практика общественного развития. 2021. № 9. С. 57-63. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.9.9.
Original article
Creating favorable conditions for the development of tourism in the Kamchatka territory: the state and prospects of legal regulation (part 1)
Svetlana V. Zavyalova1, Elena A. Kormochi2
12Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1836-3515 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5773-908X
Abstract. The authors present a study of the current state of conditions for the development of tourism in the Kamchatka territory in the aspect of the analysis of strategic planning documents for the socio-economic development of the region, as well as existing regional regulatory legal acts, which protective and regulatory impact of the norms is directed at the tourism sector. Within the framework of interaction of state authorities of the subjects of the Russian Federation with the Federal Tourism Agency, it is possible to discuss the issue of creating a block of modal legislation of the subjects of Russia and regulatory legal acts of local self-government bodies of tourist territories as a separate measure to improve regulatory legal regulation in the field of tourism in order to ensure its development, taking into account regional peculiarities and the requirements of the Russian legislation on regulated visits for foreign citizens of certain territories of Russia. It is also possible to formulate initiative proposals by the executive authorities of the subject of the Russian Federation in terms of regional sectoral legislation on tourism and tourist activities. The authors will formulate specific proposals for the development of the corpus of normative legal acts, as well as their content in the second part of the study.
Keywords: Kamchatka territory, inbound tourism, domestic tourism, tourist activity, powers of authorities in the field of tourism, favorable conditions, improvement of legal regulation, modal legislation on tourism and tourist activity
For citation: Zavyalova S.V., Kormochi E.A. Creating favorable conditions for the development of tourism in the Kamchatka territory: the state and prospects of legal regulation (part 1) // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 9. P. 57-63. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.9.9.
«Нам вместе нужно сделать так, чтобы туристический поток на Камчатку способствовал развитию региона, вносил вклад в экономику и создавал благополучную жизнь для наших жителей»
В.В. Солодов
Смена векторов туристского потока в международном и национальном масштабах в 2019 и 2020 гг. [1], равно как и вступление в силу 01.01.2020 г. распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [2], которой признана первоочередность мероприятий по комплексному развитию внутреннего и въездного туризма и усиления социальной роли туризма, сделали бесспорной необходимость видеть в туризме не только и не столько временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства, как об этом говорится в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [3] (далее - Закон о туристской деятельности), а «...сложный межотраслевой комплекс («сфера туризма»), один из приоритетов социально-экономической, эколого-культурной политики государства, .важнейший фактор обеспечения духовного и экономического единства многонационального народа России» [4, с. 28].
Подтверждением справедливости приведенного тезиса выступает прошедшая 29.04.2021 г. в Координационном центре Правительства Российской Федерации презентация Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», включающего в себя три федеральных проекта: «Совершенствование управления в сфере туризма», «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг» [5]. Данный проект, по словам заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко, направлен на комплексное развитие туристической отрасли страны до 2030 г., в том числе увеличение туристического потока с 65 до 140 млн поездок по стране в год, увеличение количества рабочих мест в отрасли - до 4,7 млн, увеличение экспорта туристических услуг - до 22,5 млрд долларов.
Руководитель Федерального агентства по туризму З.В. Догузова в своем выступлении в блоке о федеральном проекте «Совершенствование управления в сфере туризма» отметила, что в данном проекте собраны меры, направленные на выстраивание самой отрасли: «от совершенствования законодательства до подготовки кадров. Уже в этом году в Правительство будет внесен проект нового закона о туризме,. будут обновлены и заново разработаны стандарты для обустройства пляжей, кемпингов, туристических маршрутов, речных круизов, экологических маршрутов и др.» [6]. В федеральном проекте «Развитие туристской инфраструктуры», по словам З.В. Догузовой, сконцентрирован комплекс мер, стимулирующих развитие непосредственно туристической инфраструктуры, тогда как в федеральном проекте «Повышение доступности туристских услуг» отражены меры по работе с повышением доступности в широком смысле слова, например, программа туристического кешбэка [7], программа субсидирования туристических чартеров [8]. Очевидно, что Федеральным агентством по туризму взят курс на комплексное развитие всей отрасли.
Сказанное становится очевидным и при анализе положений ряда документов стратегического планирования развития туризма [9]. В их содержании немалое значение уделяется совершенствованию нормативного правового регулирования туристской деятельности с учетом тенденций развития туристской отрасли и экспертной оценки действующей и разработанной органами федеральной, региональной и муниципальной власти нормативной правовой базы в сфере туризма. Обращает на себя внимание и закрепление в п. 3 распоряжения Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных государственных программ и иных программных документов.
Таким образом, в настоящее время, как совершенно точно отмечает И.А. Чеботарева, происходит изменение «парадигмы национальной туристской политики» [10, с. 22]. Сфера туризма, «туризм» выводится за пределы исключительно гражданско-правовых (обязательственных) отношений туристов (экскурсантов) и/или иных заказчиков и субъектов туристской деятельности [11]. При таком изменении «особенное значение приобретает вопрос о характере и пределах участия в ее реализации органов публичной власти всех уровней. Его решение осложняется тем, что туризм как явление затрагивает разнообразные сферы общественной жизни. Следовательно, он объективно выступает предметом правового регулирования актов различных отраслей законодательства, тем самым .касается большинства предметов ведения всех уровней публичной власти» [12].
В аспекте сказанного иначе видится содержательная составляющая закрепленных в ст. 3.1-3.3 Закона о туристской деятельности полномочий не столько органов государственной
власти Российской Федерации в сфере туризма, сколько органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации и права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма. Становится очевидным формирование тенденции на вовлеченность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в комплексное развитие туристической отрасли страны и необходимость «кардинального пересмотра, с учетом сохранения правовых институтов, которые положительно зарекомендовали себя» [13, с. 29], законодательства о туристской деятельности. Формирование новых правовых институтов, охранительное и регулятивное воздействие норм которых обращено в том числе на туристские территории Российской Федерации на особо охраняемых природных территориях. К последним в полной мере следуют отнести и территории Камчатского края. На территории Камчатского края 121 особо охраняемая природная территория [14].
Камчатский край - периферийный и изолированный от основной территории Дальнего Востока регион, обладающий уникальным природно-ресурсным потенциалом, и вместе с тем, один из наименее освоенных и экономически развитых субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке. При площади 464,3 тыс. кв. км (2,7 % площади Российской Федерации) в регионе, на 1 января 2021 г., проживает 311 тыс. 667 человек (0,2 % населения Российской Федерации) [15].
Камчатский край, образованный в составе Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа 1 июля 2007 г. [16], только сейчас начинает приобретать очертания региона, имеющего перспективы социально-экономического развития.
Постепенно материальную форму начинают приобретать некоторые промежуточные результаты выполнения мероприятий Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г., государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 г., а также планов мероприятий по развитию Дальнего Востока и Камчатского края. В числе таких промежуточных результатов: реконструкция и строительство школ и детских садов с использованием современных проектных и технологических решений, развитие сети волоконно-оптических линий связи, налаживание работы в направлении развития морских и воздушных портов, а также дорожной сети и другое.
Особое внимание обращено на создание на территории Камчатского края туристско-рекре-ационного комплекса [17], теоретически всегда являвшегося одним из приоритетных стратегических направлений социально-экономического развития края с учетом его высокого уровня при-родно-рекреационного и культурно-исторического потенциала для развития внутреннего и въездного туризма, так и не нашедшего практического выражения.
Для роста отрасли в регионе, отмечает губернатор Камчатского края В.В. Солодов, нужно несколько условий. Первое - развитие транспортной доступности. Из-за отсутствия современного аэропорта невозможно привлечь зарубежные авиакомпании, а значит и иностранных туристов. Ещё одно условие - это расширение сезона. Камчатка должна стать доступной и привлекательной не только для состоятельных туристов, а для всех, «необходимо перейти от точечного туризма к кластерному» [18]. Вместе с тем, особо подчеркивается приоритет сохранения природы, развитие рекреационного потенциала и повышение открытости территории для туристов. «Камчатка - это пилотный регион, на котором сейчас отрабатываются технологии внутреннего туризма, особенно на особо охраняемых природных территориях» [19].
При всей очевидности наметившейся тенденции практической реализации органами государственной власти Камчатского края закрепленных в ст. 3.2 Закона о туристской деятельности полномочий по созданию благоприятных условий для развития туризма в Камчатском крае, открытыми остаются вопросы о стратегическом планировании развития туризма на полуострове, а также о составе и содержании законодательства Камчатского края о туризме и туристской деятельности в Камчатском крае.
Полагаем, что именно сейчас как никогда раньше перед органами государственной власти Камчатского края, АО «Корпорация развития Камчатки», органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае стоит задача не только выработки актуальной Стратегии развития туризма на территории Камчатского края и Плана мероприятий по реализации такой Стратегии с учетом кластерного подхода, но и формирования реестра туристско-ре-креационных кластеров Камчатки, определения и разграничения туристских территорий Камчатского края в соотношении с точками входа туристского потока, территориями туристско-рекреа-
ционных кластеров, туристско-рекреационных комплексов и особо охраняемых природных территорий, мастер-планами развития туристских территорий, возможного приобретения отдельными территориями края статуса особой экономического зоны туристско-рекреационного типа и многого другого, а, следовательно, и актуализация государственной программы Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае».
Разработка и поэтапная практическая реализация мероприятий по развитию туризма на Камчатке позволит обеспечить и практическую реализацию Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 г. (в ред. распоряжения Правительства Камчатского края от 15.02.2021 № 78-РП) в части раздела 11. Туристско-рекреа-ционный комплекс, предусматривающего в качестве целей социально-экономического развития Камчатского края:
- создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе кластерного подхода, отвечающего принципам полифункциональности и эффективности;
- продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Камчатского края;
- формирование позитивного имиджа и узнаваемости Камчатского края на внутреннем и международном туристском рынке;
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества.
Обращая внимание на последнюю из указанных целей, полагаем, что более целесообразно говорить о формировании регионального отраслевого законодательства Камчатского края о туризме и туристской деятельности в Камчатском крае с учетом современных тенденций развития туристской отрасли Российской Федерации. Фактически в настоящее время отраслевым в сфере туризма законом в Камчатском крае является состоящий из 9 декларативных статей закон Камчатского края от 07.06.2010 № 436 (в ред. от 01.04.2014 № 429) «О государственной поддержке развития туристской деятельности в Камчатском крае» [20]. Нормы данного акта не только не соотнесены с положениями ст. 3.1-3.3 Закона о туристской деятельности, но и никоим образом не регулируют отношений в сфере туризма на территории Камчатского края, в том числе, в аспекте обеспечения безопасности туристов, обеспечения и повышения качества туристских услуг и др.
Признавая справедливость утверждения И.А. Чеботаревой о том, что Закон о туристской деятельности «является базой формирования регионального законодательства, главным образом, путем детализации на уровне субъектов РФ ключевых аспектов государственного регулирования туризма (за исключением регулирования вопросов исключительной компетенции Федерации) и/или определения порядка реализации положений ФЗ ОТД* на соответствующей территории» [21, с. 26], заметим, что при разработке законодательства Камчатского края о туризме и туристской деятельности в Камчатском крае, должно учитываться то, что в самом первом приближении в основе компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма лежат положения Федерального закона от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [22]. Вместе с тем, в силу норм ст. 3.2 и п. 30.1 ст. 26.3 указанных актов правовое регулирование в сфере туризма и туристской деятельности должно осуществляться, в том числе с учетом их компетенции, закрепленной в нормах Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [23], Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [24] и Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [25], Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [26], Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [27] и других [28].
Обращение к опыту нормативного правового регулирования сферы туризма других, в том числе дальневосточных регионов [29], позволило констатировать, что в субъектах Российской
* Федеральный закон «Об основах туристской деятельности Российской Федерации».
** Исключение составляет Закон Приморского края от 29 янв. 2014 г. № 355-кз: ред. от 6 июл. 2021 г. № 1080-КЗ «О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края», закрепляющий положения восполнение Федерального закона от 20 апр. 2021 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников».
Федерации есть акты, нормы которых учитывают региональный аспект развития и правового регулирования туризма и туристской деятельности, но сопряжены лишь с нормами Закона о туристской деятельности в текущей его редакции** без учета иных норм федеральных законов. Установлено и то, что не во всех субъектах Российской Федерации есть такие региональные отраслевые акты, а в ряде региональных отраслевых законов нормы носят исключительно декларативный характер или дублируют нормы Закона о туристской деятельности [30].
В этой связи в рамках взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Федеральным агентством по туризму [31] одним из возможных подходов к разрешению проблемы видится обсуждение вопроса о создании блока модельного законодательства субъектов Российской Федерации (возможно с учетом их группировки в границах федеральных округов) и нормативных правовых актов органов местного самоуправления туристских территорий как отдельной меры по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере туризма в целях обеспечения ее развития с учетом региональных особенностей и требований законодательства Российской Федерации о регламентированном посещении для иностранных граждан отдельных территорий Российской Федерации [32].
Вместе с тем, возможным видится и иной подход - формулирование органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации инициативных предложений в части регионального отраслевого законодательства о туризме и туристской деятельности.
Конкретные предложения по разработке корпуса нормативных правых актов, регулятивное и охранительное воздействие норм которых обращено непосредственно на сферу туризма (за исключением регулирования вопросов исключительной компетенции Российской Федерации), а также их содержанию, будут сформулированы в рамках второй части исследования.
Окончание следует.
Список источников:
1. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. Вып. № 68. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publica-tions/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения: 24.08.2021).
2. Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2019. № 39. Ст. 5460.
3. СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188.
4. Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2013. № 2. С. 28-32.
5. В Москве состоялась презентация национального проекта «Туризм и индустрия туризма [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/news/17319/ (дата обращения: 24.08.2021).
6. Там же.
7. Об утверждении Правил предоставления в 2020 и 2021 годах из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристских поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги: постановление Правительства РФ от 10 авг.
2020 г. № 1200: ред. от 13 мар. 2021 г. // СЗ РФ. 2020. № 33. Ст. 5399; Об утверждении Правил предоставления в
2021 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на реализацию программы поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги: постановление Правительства РФ от 19 мая 2021 г. № 759 // СЗ РФ. 2021. № 21. Ст. 3605; Письмо Ростуризма от 21.05.2021 N 7620/ЕЛ "О программе стимулирования детских доступных внутренних туристских поездок" [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-rosturizma-ot-21052021-n-7620el-o-programme-stimulirovanija/ (дата обращения: 24.08.2021).
8. Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристических потоков: постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. № 799 // СЗ РФ. 2021. № 23. Ст. 4048; Приказ Ростуризма от 04.06.2021 N 211-ПР-21 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристических потоков" (зарегистрировано в минюсте России 05.07.2021 N 64115) [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosturizma-ot-04.06.2021-N-211-Pr-21/ (дата обращения: 24.08.2021).
9. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 20 сен. 2019 г. № 2129-р: ред. от 23 нояб. 2020 г. // СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5460; Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 24 сен. 2020 г. № 2464-р // СЗ РФ. 2020. № 40. Ст. 6311; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 308: ред. от 23 мар. 2021 г. // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 1). Ст. 2154; План деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на период с 2020 по 2025 год (утв. Минвостокразвития России 13 окт. 2020 г. № АК-07-30/7) [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. URL: https://rulaws.ru/acts/Plan-deyatelnosti-Ministerstva-Rossiyskoy-Federatsii-po-razvitiyu-Dalnego-Vostoka-i-Arktiki/ (дата обращения: 24.08.2021); Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года: постановление Правительства Камчатского края от 27 июл. 2010 г. № 332-П: ред. от 31 мар. 2021 г. № 111 -П) // Официальные Ведомости. 2010. № 157; План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года: в ред. распоряжения Правительства Камчатского края от 15 февр. 2021 г. № 78-РП [Электронный ресурс] // Камчатский край. Официальный сайт. URL: https://www.kamgov.ru/minecon/current_activities/strategiceskoe-planirovanie (дата обращения: 24.08.2021).
10. Чеботарева И.А. Компетенция субъектов РФ в сфере туризма: состояние правового регулирования и перспективы развития в свете новой Стратегии // Административное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 22-36. https://doi.org/10.7256/2454-0595.2020.1.31822.
11. Волошин Н.И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности // Журнал российского права. 2002. № 11. С. 38-45; Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в РФ». М., 1998. С. 12; Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. Владивосток, 1999. С. 79; Чененов А.Ю. Оформление отношений с туристом: правовые аспекты применения информационного листка, ваучера, турпутевки // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. № 2. С. 9; Завьялова С.В. К вопросу о легитимности существования регионального законодательства о туристской деятельности (на примере Камчатского края) // Модернизация и перспективы современного экономический, философский, правовой аспекты. Саратов, 2010. Ч. 1. С. 189-191; Завьялова С.В. Региональное законодательство о туристской деятельности как проблема гражданско-правового регулирования сферы туризма // Социальная и гуманитарная наука на дальнем Востоке. 2011. № 4 (32). С. 135-141.
12. Чеботарева И.А. Указ. соч.
13. Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства ... С. 28-29.
14. Особо охраняемые природные территории Камчатского края: заповедники, природные парки, заказники, памятники природы / сост. И.Н. Каразия. Владивосток, 2013. 152 с.; В природном парке «Быстринский» планируют начать добычу полезных ископаемых [Электронный ресурс] // National Geographic Russia. URL: https://nat-geo.ru/nature/v-prirod-nom-parke-bystrinskiy-planiruyut-nachat-dobychu-poleznykh-iskopaemykh/ (дата обращения: 24.08.2021).
15. Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года ...
16. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: федер. конституц. закон от 12 июл. 2006 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.
17. Владимир Солодов рассказал о ключевых точках развития туризма на полуострове [Электронный ресурс] // Камчатский край. Официальный сайт. URL: https://www.kamgov.ru/news/vladimir-solodov-rasskazal-o-klucevyh-tockah-v-razvitii-turizma-na-poluostrove-40854 (дата обращения: 24.08.2021); Об утверждении Стратегии развития туризма в Камчатском крае на период до 2025 года: распоряжение Правительства Камчатского края от 22 мар. 2011 г. № 122-РП [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/446224058 (дата обращения: 24.08.2021); О государственной программе Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае: постановление Правительства Камчатского края от 29 нояб. 2013 г. № 554-П: ред. от 23 июн. 2021 г. № 269-П) // Официальные ведомости. 2013. № 293-297.
18. Владимир Солодов: важно чтобы туризм на Камчатке был доступен для местных жителей [Электронный ресурс] // Камчатский край. Официальный сайт. URL: https://www.kamgov.ru/news/vladimir-solodov-vazno-ctoby-turizm-na-kam-catke-byl-dostupen-dla-mestnyh-zitelej-33271 (дата обращения: 24.08.2021).
19. Туристический поток на главные достопримечательности Камчатского края можно увеличить до 93 тысяч посетителей в год [Электронный ресурс] // Камчатский край. Официальный сайт. URL: https://www.kamgov.ru/ (дата обращения: 24.08.2021); Владимир Солодов: мы разрабатываем новую модель туризма, которая не нанесёт вред уникальной природе Камчатки [Электронный ресурс] // Камчатский край. Официальный сайт. URL: https://www.kamgov.ru/news/vladimir-solodov-my-raz-rabatyvaem-novuu-model-turizma-kotoraa-ne-naneset-vred-unikalnoj-prirode-kamcatki-41993 (дата обращения: 24.08.2021).
20. Официальные ведомости. 2010. № 126-127.
21. Чеботарева И.А. Указ. соч. С. 26.
22. СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188.
23. СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3378; СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5023.
24. СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 2). Ст. 3127; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188.
25. СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 26; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188.
26. СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713; СЗ РФ. 2021. № 22. Ст. 3687.
27. СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188.
28. О животном мире: федер. закон от 24 апр. 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188; Об охране окружающей среды: федер. зако от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 1). Ст. 5170; О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов: федер. закон от 20 дек. 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270; СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 1). Ст. 5167; О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242; СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 1). Ст. 5179; Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 24 июл. 2009 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735; СЗ РФ. 2021. № 24 (ч. 1). Ст. 4188; О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 25 дек. 2018 г. № 475-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. 1). Ст. 8401.
29. Закон города Севастополя от 4 апреля 2017 года № 333-ЗС "О туризме и туристской деятельности в городе Севастополе" [Электронный ресурс] // Законодательное Собрание города Севастополя. URL: https://sevza-kon.ru/view/laws/bank/2017/zakon_n_333_zs_ot_04_04_2017/24008/ (дата обращения: 24.08.2021); О туризме и туристской деятельности в Забайкальском крае: закон Забайкальского края от 27 апр. 2009 г. № 159-ЗЗК: ред. от 4 окт. 2017 г. № 1514-ЗЗК // Забайкальский рабочий. 2009. № 78; О туристской деятельности в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 25 окт. 2005 г. № 938-КЗ: ред. от 30 апр. 2021 г. № 4459-КЗ // Кубанские новости. 2005. № 166; О государственной поддержке развития туристской деятельности в Камчатском крае: закон Камчатского края от 7 июн. 2010 г. № 436: ред. от 1 апр. 2014 г. № 429 [Электронный ресурс] // Камчатский край. Официальный сайт. URL: https://www.kamgov.ru/document/frontend-document/view-npa?id=6480 (дата обращения: 24.08.2021); Об активных видах туризма в Московской области: закон Московской области от 5 февр. 2021 г. № 4/2021-ОЗ // Ежедневные новости. Подмосковье. 2021. 5 февраля; О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края: закон Приморского края от 29 янв. 2014 г. № 355-кз: ред. от 6 июл. 2021 г. № 1080-КЗ // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2014. № 70; О туризме: закон Республики Бурятия от 21 нояб. 1995 г. № 210-I: ред. от 18 мар. 2019 г. № 343-VI // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1995. № 9 (20); О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия): закон Республики Саха (Якутия) от 15 дек. 2009 г. №780-З № 443-IV: ред. от 20 дек. 2016 г. № 1786-З № 1129-V // Якутские ведомости (приложение к газете «Якутия»). 2009. № 80; О туризме в Ростовской области: закон Ростовской области от 22 февр. 2018 г. № 1331 -ЗС: ред. от 12 нояб. 2018 № 45-ЗС // Собрание правовых актов Ростовской области. 2018. № 2 (ч. 1). Ст. 2246; О туристской деятельности в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 28 дек. 2012 г. № 741 -126: ред. от 12 окт. 2018 г. № 503-104) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2013. № 1; О туризме и туристской деятельности в Сахалинской области: закон Сахалинской области от 27 мар. 2009 г. № 23-ЗО // Губернские ведомости. 2009. № 62; Об отдельных вопросах создания благоприятных условий для развития туризма в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 29 июл. 2017 г. № 269: ред. от 25 апр. 2018 г. № 333 // Собрание законодательства Хабаровского края. 2017. № 7 (Т. 1).
30. Кондратенко Г.В. Приграничный туризм: перспективы и вызовы российско-китайского сотрудничества // Известия Восточного института. 2018. № 4. С. 94-112. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/94-112; Чеботарева И.А. Указ. соч.
31. О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности: указ Президента РФ от 5 июн. 2020 г. № 372 // СЗ РФ. 2020. № 23. Ст. 3627; п. 4 Положения о Федеральном агентстве по туризму (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 дек. 2004 г. № 901: ред. от 16 июн. 2021 г.) // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 1594.
32. Пп. «д» п. 3 Положения о Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 сен. 2020 г. № 1398: ред. от 9 февр. 2021 г. № 141 // СЗ РФ. 2020. № 38. Ст. 5877; Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан: постановление Правительства РФ от 4 июл. 1992 г. № 470: ред. от 20 дек. 2019 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (САПП РФ). 1992. № 2. С. 37.
Информация об авторах С.В. Завьялова - кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=716392.
Е.А. Кормочи - кандидат философских наук, доцент кафедры юриспруденции Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=351153.
Information about the authors S.V. Zavyalova - PhD in Law, Associate Professor, Jurisprudence Department, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=716392.
E.A. Kormochi - PhD, Associate Professor, Jurisprudence Department, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=351153.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 02.09.2021.