Научная статья на тему 'Создание благоприятной предпринимательской среды как фундамент для развития малого бизнеса и частного предпринимательства'

Создание благоприятной предпринимательской среды как фундамент для развития малого бизнеса и частного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арипов И. А.

С первых дней независимости главной целью осуществляемых в Узбекистане масштабных экономических реформ является создание сильной, конкурентоспособной национальной экономики и постоянное повышение благосостояния населения. В стране развивается многоукладная экономика, установлен приоритет частной собственности, созданы условия для решительного перехода к свободной рыночной экономике на демократических принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание благоприятной предпринимательской среды как фундамент для развития малого бизнеса и частного предпринимательства»

V_/

Арипов И.А.

Соискатель НУУз им. Мирзо Улугбека

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С первых дней независимости главной целью осуществляемых в Узбекистане масштабных экономических реформ является создание сильной, конкурентоспособной национальной экономики и постоянное повышение благосостояния населения. В стране развивается многоукладная экономика, установлен приоритет частной собственности, созданы условия для решительного перехода к свободной рыночной экономике на демократических принципах.

Масштабные объемы развития получила сфера малого бизнеса (МП) и частного предпринимательства, которым с первых дней независимости отведена приоритетная роль: формирования класса реальных собственников, изменения менталитета населения, перехода от иждивенчества к получению доходов за счет предпринимательства, создания новых рабочих мест, формирования доходов и повышения уровня жизни населения.

Проводимые в стране целенаправленные меры по созданию благоприятной деловой среды и всесторонней поддержке малого бизнеса способствуют увеличению количества субъектов предпринимательства, росту их вклада в ВВП, созданию новых рабочих мест и наполнению внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами. Таким образом, в этой сфере сложились следующие тенденции:

- удельный вес МП в ВВП увеличился с 31,0% в 2000г. до 54,0% в 2011 г.;

- количество субъектов МП в 2011 г. увеличилось в 3,3 раза по сравнению с 2000г.;

- численность занятых в этом секторе составила почти 9 миллион человек, доля

занятых составила 74,8% против 49,7% в 2000 г.;

- количество действующих субъектов МП на 1000 человек составило 16,7 единиц в 2011 г. против 6,0 единиц в 2000 г.;

- количество действующих субъектов малого предпринимательства возросло во всех сферах экономики, особенно значительно в сфере транспорта и связи;

- наметился рост удельного веса МП в объемах производства основных отраслей экономики (в промышленности с 11,3% в 2000 г. до 21,0% в 2011 г., в сельском хозяйстве с 73,6% до 97,8%, в строительстве с 37,0% до 69,0%, в торговле с 45,3% до 47,0%);

- удельный вес МП в общем объеме внешнеторгового оборота составил 26,5%. Экспорт продукции МП в 2011 г. увеличился в 8,4 раза по сравнению с 2000 г. Его удельный вес в общем объеме экспорта составил 18,8%. Наиболее высокая доля экспорта МП отмечена в Самаркандской - 73,4%, Наманганской - 54,3%, Джизакской - 41,4% и Сурхандарьинской - 36,1% областях (Таблица 1).

Динамика этих показателей показывает, что за короткий исторический период

Таблица 1.

Основные показатели развития малого предпринимательства1

№ Показатели Ед. Изм. 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

1 Доля малого предпринимательства в ВВП % 31,0 38,2 42,1 45,7 48,2 50,1 52,5 54,0

2 Количество действующих субъектов тысед 149,3 268,6 346,1 392,0 398,6 422,9 459,5 494,5

3 Численность занятых в малом предпринимательстве тыс. чел. 4316,5 6679,0 7258,6 7762,8 8024,1 8402,3 8639,3 8913,5

4 Доля занятых в общей численности занятых в экономике % 49,7 65,5 69,3 72,3 72,7 74,2 74,3 74,8

5 Количество действующих субъектов на 1000 человек ед. 6,0 10,3 13,2 14,7 14,7 15,1 15,8 16,7

обеспечено резкое повышение роли и значения малого бизнеса и частного предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. Как подчеркивал Президент Республики Узбекистан И. Каримов на Международной конференции проходившей 14 сентября 2012 года в городе Ташкенте "О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане" основными факторами и причинами выбора приоритетом опережающего развития малого бизнеса и частного предпринимательства явились следующие моменты:

- является важнейшим структурообразующим сектором экономики;

- служит основным источником наполнения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами;

- заполняет определенные ниши в экономике и играет исключительно важную роль в ее диверсификации и обеспечении устойчивых темпов ее развития;

- обеспечивает занятость и рост доходов населения;

- благодаря компактности и своей форме, обладает мобильностью и оперативностью в принятии решений;

- будучи восприимчивой к нововведениям, более гибко и быстро может приспособиться к изменениям спроса, конъюнктуры на мировых и региональных

1 Источник: Расчеты автора по данным Государственного комитета РУз. За 2000-2011 гг.

рынках, своевременно реагирует на его вызовы;

- не требует больших затрат и капитальных вложений;

- быстрее и легче осуществляет модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, осваивает новые виды продукции, постоянно обновляет ее номенклатуру и обеспечивает конкурентоспособность;

- имеет более высокую устойчивость по сравнению с крупными предприятиями к вызовам и последствиям мирового финансово-экономического кризиса;

- не только источник доходов, но и средство для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей людей; Оно дает возможность каждому человеку проявлять свои индивидуальные таланты и возможности, формируя тем самым новый слой людей - инициативных, предприимчивых, склонных к самостоятельной деятельности, способных добиваться поставленной цели;

- служит постоянно расширяющейся базой для формирования среднего класса, который и является активной движущей силой продвижения страны по пути прогресса и демократических преобразований.

В обеспечении устойчивого развития экономики путем ускорения структурной перестройки, достижения высоких темпов роста и сбалансированности макроэкономических показателей сквозным приори-

V_/

тетом стало создание условий и гарантий для устойчивого и динамичного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Основополагающую роль в этом сыграл Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» ставший важным фактором формирования и развития национального бизнеса, предоставивший гарантии и поручительства для свободного участия граждан в предпринимательской деятельности. Государственная политика в отношении дальнейшего развития малого предпринимательства отражена в Указах и Постановлениях Президента Республики Узбекистан и Правительства республики, в подготовленных законопроектах: «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности»; «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»; «О семейном предпринимательстве», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О залоговом реестре», а также в Государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства».

Таким образом, можно отметить на основании каких мер, мотивов и стимулов достигнут такой положительный результат.

В соответствии с Программой в 2011 году были реализованы следующие меры:

- упрощен порядок регистрации и подключения субъектов малого бизнеса к электросетям и инженерно-коммуникационным сетям;

- установлен порядок, в соответствии с которым финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства не подлежит плановым налоговым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации;

- запрещено на период до 1 апреля 2014 г. проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи;

- расширен доступ малого бизнеса к получению государственных заказов на поставку товаров;

- снижены с 7% до 6% ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий;

- отменено с 1 сентября 2011 года взимание с субъектов малого бизнеса платы за открытие счетов в национальной валюте в коммерческих банках;

- ограничены сроком не более 3 дней рассмотрение коммерческими банками заявок субъектов малого предпринимательства на предоставление кредитов.

Сокращение сроков прохождения регистрационных процедур способствовало повышению уровня активности субъектов малого предпринимательства и увеличению доли вновь созданных субъектов в общем количестве действующих. Количество действующих субъектов в 2011 г. составило 494,5 тыс. единиц. Устойчивая положительная динамика наблюдается в количественных показателях социальной направленности - создании новых рабочих мест и обеспечении занятости населения. Рост количества действующих субъектов обеспечил создание свыше 604 тысяч рабочих мест, или 65,0% от общего числа вновь введенных рабочих мест в республике.

Благодаря реализации комплексных мер по дальнейшему улучшению деловой среды, поддержке развития малого бизнеса и частного предпринимательства этот сектор занимает все более значительное место в структуре экономики Узбекистана, растут ассортимент и объемы производства конкурентоспособной продукции. Структурные сдвиги малого бизнеса и частного предпринимательства за 2000-2011 годы характеризовались ростом объемов произведенной продукции субъектов действующих в отраслях экономики. Например, их доля в промышленности увеличилась до 21,0%, в строительстве - до 69,0%. Этому способствовали стимулирование расширения кооперации между крупными и малыми промышленными предприятиями, развитие надомного труда и локализации производства. В то же время в структуре объемов произведенной продукции за субъектами малого бизнеса сохраняются значительные доли: в сельском хозяйстве (97,8%), платных ус-

Таблица 2.

Удельный вес малого предпринимательства в объемах производства основных отраслей экономики, (%)1

Отрасли 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Промышленность 11,3 9,8 10,0 12,9 13,9 16,9 19,6 21,0

Сельское хозяйство 73,6 85,7 94,2 97,5 97,7 97,8 97,9 97,8

Строительство 37,0 49,4 51,0 53,7 58,5 41,6 52,3 69,0

Розничный товарооборот 45,3 43,7 45,3 47,2 47,2 46,5 50,5 47,0

Платные услуги 37,9 52,5 50,9 50,5 49,1 48,7 47,7 46,4

Экспорт 10,2 6,0 10,7 14,8 12,3 14,6 13,6 18,8

Импорт 27,4 33,7 34,5 33,3 38,5 42,5 36,6 37,4

лугах (46,4%) и розничном товарообороте (47,0%).

В современных условиях сохраняется необходимость разработки новых мер по созданию благоприятных условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты в торговой сфере и платных услугах. Это нужно для предотвращения замедления торгового оборота малых предприятий, связанного с ограничением наличных оборотов и с получением наличности с банковских счетов и др.

Реализация мер поддержки экспор-тоориентированных малых предприятий положительно отразилась на показателях экспорта субъектов малого предпринимательства. Рост экспорта достигнут, прежде всего, за счет увеличения поставок на внешний рынок продовольственных товаров, энергоносителей и нефтепродуктов и импорт соответственно с 27,4% до 37,4% (таблица 2).

Как показано в таблице 2, удельный вес продукции малого бизнеса и частного предпринимательства в общем объеме экспорта вырос, в основном за счет увеличения поставок на внешний рынок продовольственных товаров, энергоносителей и нефтепродуктов до 18,8%, против 10,2% в 2000 г.

В последние годы в Узбекистане растет количество современных высокотехнологичных и наукоемких малых производств, что характеризует становление инновационного потенциала. Создаются меры, направленные на формирование условий и

1 Источник: Расчеты автора по данным Государственного комитета РУз. За 2000-2011 гг.

предпосылок перехода к развитию малого инновационного бизнеса.

Таким образом, растущая доля малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана стала одним из главных факторов насыщения внутреннего рынка конкурентоспособными и качественными товарами, расширения сферы услуг с учетом современных требований, увеличения в составе экспорта востребованной на мировых рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи, и обеспечения на этой основе повышения доходов и благосостояния населения.

Государственная политика поддержки этого сектора в период финансово-экономического кризиса была раскрыта в антикризисной Программе, основные меры которой были направлены на расширение доступа предприятий к кредитным ресурсам банков, снижение налоговых платежей, привлечение коммерческими банками кредитных линий для финансирования проектов малого бизнеса. Предусматривалось финансирование инвестиционных проектов по приобретению за рубежом современных технологий и оборудования для экспортоориентированных и импортозамещающих малых производств.

В последние годы продолжалось формирование благоприятной деловой среды через реализацию мер и механизмов, разработанных и принятых в Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности» и Указе Президента Узбекистана от

V_/

24 августа 2011 года "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства".

Только в 2011 г. было принято более 20 решений правительства, направленных на сокращение проверок субъектов предпринимательства, упрощение порядка их регистрации и подключения их к электросетям, предоставления для организаций новых производств неиспользуемых объектов государственной собственности и земельных участков, снижения ставок государственной пошлины. В целях устранения излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития предпринимательства решениями правительства Республики Узбекистан упразднены 65 видов разрешительных норм и ограничительных процедур, осуществляемых органами государственного управления.

Приняты меры по сокращению вмешательства государственных и контролирующих структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, созданию правовой защиты субъектов предпринимательства, реформированию систем проверок, налогового администрирования, лицензирования, поддержке экспор-тоориентированных малых предприятий. Был установлен ряд новых льгот и преференций для субъектов сферы, усилены гарантии защиты их прав и законных интересов. Значительно упрощены и стали более прозрачными процедуры их регистрации, введен принцип "единого окна". Разрешение на открытие своего бизнеса предприниматель теперь может получить в течение двух дней. Гораздо проще, чем раньше, происходит и подключение к инженерно-коммуникационным сетям, таможенное оформление экспортной продукции.

Совершенствуется и упрощается механизм взаимодействия субъектов малого предпринимательства с коммерческими банками. Увеличиваются объемы предоставляемых им кредитов, в первую очередь долгосрочных, для создания новых, модернизации и технологического обновления действующих производств.

В результате глубоко продуманных и нацеленных на долгосрочную перспективу программ в нашей стране данная сфера была не только заново сформирована, но и подкреплена надежной правовой основой. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О микрокредитных организациях» в республике осуществляют свою деятельность микрокредитные, микролизинговые организации.

При Ассоциации банков Узбекистана создан Фонд финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам. Средства Фонда будут использоваться для подготовки ТЭО проектов хозяйствующих субъектов, с последующим включением указанных расходов после начала финансирования проекта в сумму кредита банка.

Вместе с тем, задействован механизм широкого привлечения субъектов малого бизнеса к государственным закупкам посредством проведения торгов на Узбекской товарно-сырьевой бирже, в том числе электронных.

Стратегическими направлениями развития малого предпринимательства в последние годы стали: повышение конкурентоспособности, диверсификация производства и экспорта продукции, активное включение в кооперационный процесс с крупными компаниями, которое дает преимущества малым предприятиям и фирмам для углубления разработок в направлении повышения качества продукции.

В республике сформировано широкое правовое пространство, основанное на принятых в международной практике юридических принципах и нормах. Главная наша задача в настоящее время заключается в создании тех механизмов, которые бы способствовали устойчивому росту конкурентоспособных экспортоори-ентированных малых предприятий.

В ближайшем будущем перед нами стоят важнейшие задачи дальнейшей либерализации и стимулирования малого бизнеса. Предусматривается кардинальное улучшение делового климата в стране, создание еще более благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательской деятельности. Для повышения доли частной собственности в развитии

экономики необходимо продолжить совершенствование законодательства на основе мирового опыта, направленного на усиление защиты прав предпринимателей, дальнейшей ликвидации бюрократических барьеров. Наряду с этим, продолжить сокращение и упрощение регистрирующих и разрешительных процедур, совершенствование налогового и таможенного администрирования, системы учета и отчетности, обеспечение широкого перехода на электронную систему, включая пре-

доставление статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей, осуществления регистрационных и разрешительных процедур через Интернет.

Малый бизнес и частное предпринимательство оказывают решающее влияние на развитие экономики различных стран. В нашей республике эта сфера стала действительно прочным фундаментом сегодняшнего и завтрашнего дня и неизбежно получит дальнейшее развитие.

Список литературы:

Закон Республики Узбекистан от 15.02.1991 г. № 207-ХП «О предпринимательстве в Республике Узбекистан».

Указ Президента Республики Узбекистан от 21.01.1994 г. № УП-745 «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства».

Указ Президента Республики Узбекистан от 05.01.1995 г. № УП-1030 «Об инициировании и стимулировании частного предпринимательства».

Закон Республики Узбекистан от 25.05.2000 г. № 69-11 «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

Указ Президента Республики Узбекистан от 24.01.2003 г. № УП-3202 «О мерах по кардинальному увеличению доли и значения частного сектора в экономике Узбекистана».

Указ Президента Республики Узбекистан от 20.06.2005 г. №УП-3620 «О дополнительных мерах по стимулированию развития микрофирм и малых предприятий».

Указ Президента Республики Узбекистан от 05.10.2005 г. №УП-3665 «О мерах по дальнейшему сокращению и совершенствованию системы проверок субъектов предпринимательства».

Закон Республики Узбекистан от 15.09.2006 г. N ЗРУ-50 «О микрофинансировании»;

Закон Республики Узбекистан от 20.09.2006 г^ ЗРУ-53 «О микрокредитных организациях».

Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011 г. № ПП-1464 «О Программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы».

Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 г. №ПП-1474 «О Государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства».

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности».

Указ Президента Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.