Научная статья на тему 'Ўзбекистон Республикаси солиқ тизимининг мустақиллик йилларидаги тараққиёти'

Ўзбекистон Республикаси солиқ тизимининг мустақиллик йилларидаги тараққиёти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э. Ф. Гадоев, Ашурова Н. Б.

Права предпринимателей приоритетны За годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности – основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ўзбекистон Республикаси солиқ тизимининг мустақиллик йилларидаги тараққиёти»

Э.Ф.Гадоев

- Заместитель председателя Налогового комитета Республики Узбекистан,

Ректор Налоговой академии к.э.н., доц.

Права предпринимателей - приоритетны За годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности - основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и ро-ста доходов населения.

Политика поддержки развития малого бизнеса в условиях экономического роста и модернизации, а также, формирования класса реальных собственников в Узбекистане осуществляется на двух уровнях государственном и региональном. От того, насколько эффективно она реализуетса, а её уровни взаимно дополняют друг друга, зависит решение важнейшей стратегической задачи - создания в республике многоукладной экономики.

Государственное стимулирование малого бизнеса и частного предпринимательства в условиях экономического роста и модернизации экономики осуществляется путем:

-создания условий для привлечения в сферу малого бизнеса инвестиций, современных технологий и оборудования, а также развития институтов рыночной инфраструктуры;

-принятия мер по расширению участия субъектов малого бизнеса в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации различных программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности;

-обеспечения субъектов малого бизнеса правовой, стратегической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности;

-установления льгот по налогам, сборам и тарифам.

В Узбекистане 2011 год объявлен «Годом малого бизнеса и предпринимательства». Как известно, в нашей стране всегда первостепенной задачей являлось обеспечение стабильных темпов роста экономики и создание оптимальных условий для предпринимательства. Малый бизнес и частное предпринимательство становятся для нашего народа важным фактором по обеспечению занятости и источником стабильного дохода. «Сегодня малый бизнес и частное предпринимательство своей особо важной и весомой долей в экономике, ролью и воздействием, проще говоря, большой значимостью, которую не заменит ни одна сфера и направление, занимают особое место в развитии государства и общества», - отметил Президент Узбекистана И.Каримов.

В целях создания гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышение их деловой активности, а также защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности был принят Закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".

Согласно статье восьмой Закона определены следующие права субъектов предпринимательской деятельности:

-владеть, пользоваться и распоряжаться в соответствии с законодательством принадлежащим им имуществом;

-самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции (работ, услуг);

-получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг), и распоряжаться им по своему усмотрению;

-реализовывать свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

-приобретать и (или) получать в аренду здания, сооружения, оборудование и иное имущество, в том числе путем лизинга;

-осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.

Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

В целях устойчивого обеспечения потребностей населения Республики в продуктах питания, надежного насыщения внутреннего потребительского рынка продовольственными товарами отечественного производства, ускоренного создания, преимущественно в сельской местности, компактных перерабатывающих предприятий, оснащенных современной высокопроизводительной техникой и технологией, формирования на этой основе новых рабочих мест, увеличения занятости, повышения доходов и уровня благосостояния людей, принято Постановление Президента Республики Узбекистана от 26 января 2009 года ПП-1047 «О дополнительных мерах по расширению производства продовольственных товаров и насыщению внутреннего рынка».

Согласно Постановлению установлены следующие порядки:

-с 1 июля 2009 года деятельность по промышленной переработке и производству готовой мясомолочной продукции осуществляется исключительно субъектами предпринимательства, образованными в форме юридического лица;

-предприятиям по переработке мяса и молока предоставляется право на реализацию собственной продукции с автофургонов населению за наличный расчет с обязательным ежедневным инкассированием наличных средств в порядке, установленном законодательством.

-права снижения ставки единого налогового платежа на 50 процентов микрофирмам и малым предприятиям, специализирующимся на переработке мяса и молока по основному виду деятельности, с целевым направлением высвобождаемых средств на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе на создание новых и оснащение существующих лабораторий, освоение выпуска новых видов продукции, а также на развитие сырьевой базы.

В целях увеличения объемов производства качественных стеновых строительных материалов за счет создания новых и модернизации действующих предприятий, внедрения современных энергосберегающих технологий, обеспечивающих сокращение издержек производства и снижение цены готовой продукции, и на этой основе наиболее полного насыщения ими внутреннего рынка, растущего спроса населения, осуществляющего жилищное строительство, особенно в сельской местности, принято Постановление Президента Республики Узбекистана от 19 июня 2009 года ПП-1134 «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства и улучшению качества стеновых материалов».

Согласно постановлению установлены следующие льготы:

на период с 1 июля 2009 года до 1 января 2012 года предприятия, производящие жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей (кольцевых, туннельных и др.), освобождаются от уплаты всех видов налогов, обязатель-

ных отчислений в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа) и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений;

с 1 января 2012 года при производстве жженого кирпича микрофирмам и малым предприятиям, осуществляющим добычу полезных ископаемых и облагаемым налогом за пользование недрами, предоставляется право перехода на уплату единого налогового платежа с сохранением обязательств по уплате налога за пользование недрами;

начиная с 1 января 2010 года предприятиям - производителям жженого кирпича, не осуществившим замену нестандартных, неэкономичных печей на специальные энергосберегающие технологии, а также употребляющим природный газ в объеме сверх установленных норм удельного расхода, отпуск природного газа производится по действующей оптовой цене;

Госкомгеологией Республики Узбекистан на период до 1 января 2012 года выдаются, на основе упрощенного порядка, предприятиям - производителям жженого кирпича, внедрившим энергосберегающие технологии, лицензии на право пользования участками недр для геологического изучения с целью создания и расширения сырьевой базы, проведения опытно-промышленной и промышленной добычи кирпичного сырья, с установлением четких условий пользования соответствующим участком недр.

В соответствии с Государственной программой "Год гармонично развитого поколения" и в целях дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства, создания благоприятных условий для широкого вовлечения в предпринимательскую деятельность молодежи, прежде всего выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений, принят Указ Президента Республики Узбекистана от 28 июля 2010 года УП-4232 «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образова-

тельных учреждений в предпринимательскую деятельность».

Согласно Указу установлено, что в случаях, когда при заключении микрофирмами и малыми предприятиями трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений республики предельный норматив среднегодовой численности занятых работников, установленный законодательством, превышается не более чем на 20 процентов, за ними сохраняются льготы, гарантии и права, предусмотренные для микрофирм и малых предприятий. При этом превышение численности допускается при условии, что со дня окончания выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан прошло не более 3 лет.

Значит, субъекты малого бизнеса при превышения работников на 20 процентов имеют права остаться в упрощённой системе налогообложения и платить единый налоговый платёж, подачи расчётов по налогам и обязательным платежам ежеквартально, а также не подлежат налоговым проверкам в установленном порядке.

В соответствии с Государственной программой "Год малого бизнеса и частного предпринимательства" и в целях кардинального сокращения вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, дальнейшего совершенствования системы организации проверок и усиления ответственности должностных лиц за необоснованное вмешательство в их деятельность, обеспечения на этой основе усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, принят Указ Президента Республики Узбекистана от 4 апреля 2011 года УП-4296 «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организации контроля деятельности субъектов предпринимательства».

Согласно Указу установлены следующие порядки:

-финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства не подлежит плановым налоговым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации (за исключением проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, выпускающих подакцизные товары, а также проверок, связанных с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов);

-на период с 1 апреля 2011 года до 1 апреля 2014 года запрещается проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства (за исключением внеплановых проверок при ликвидации юридических лиц, в рамках возбужденных уголовных дел, а также связанных с использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов);

-не допускается продление сроков проведения налоговых проверок деятельности субъектов малого предпринимательства сверх предусмотренного законодательством максимального срока проведения проверок, равного 30 календарным дням.

В целях усиления стимулирования дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения его роли в устойчивом функционировании экономики страны, формировании новых рабочих мест и обеспечении занятости населения, а также создания дополнительных благоприятных условий для организации и ведения частной предпринимательской деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательства, принято Постановление Президента Республики Узбекистана от 15 мая 2009 года ПП-1112 «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности».

Согласно Постанавлению установлено, что при заключении малым предприяти-

ем трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), в количестве, превышающем установленный законодательством предельный норматив численности работников не более чем на 30 процентов, за ним сохраняются предусмотренные для малых предприятий гарантии, льготы и преференции.

Из этого следует, что субъекты малого бизнеса при заключении трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), в количестве, при превышения работников на 30 процентов имеют право, остаться в упрощённой системе налогообложения и платить единый налоговый платёж, подачи расчётов по налогам и обязательным платежам ежеквартально, а также не подлежат налоговым проверкам в установленном порядке.

Во исполнение Государственной программы "Год малого бизнеса и частного предпринимательства" и в целях дальнейшей защиты законных прав, свобод и интересов субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства было принято Постановление Кабинета Министров от 19 марта 2011 года ПКМ-80 «Об организации в органах юстиции специального телефона доверия». Согласно Постановлению КМ организовано с 1 апреля 2011 года в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента специальную линию телефонной связи для принятия от субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства заявлений, предложений и жалоб по вопросам обеспечения их законных прав, свобод и интересов.

Основными целями организации "телефона доверия" являются получение, обобщение и рассмотрение в установленном порядке обращений субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства:

-на незаконные действия (бездействие) должностных лиц государственных органов, органов хозяйственного управления, в том числе контролирующих и лицензирующих органов, и органов государствен-

ной власти на местах, иных организаций (далее - организации);

-по вопросам несоблюдения установленных сроков и порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства и выдачи необходимых разрешительных документов для осуществления предпринимательской деятельности;

-на неправомерный отказ или необоснованное затягивание процедуры предоставления им кредитных и финансовых ресурсов;

-на негативное воздействие нормативно-правовых актов на деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, а также по другим вопросам.

Согласно Положению субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства имеют права заявлений, предложений и жалоб по вопросам обеспечения их законных прав, свобод и интересов по многоканальному "телефону доверия" установленного в центральном аппарате Министерства юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента принимаются:

заявления - обращения субъектов предпринимательства с просьбой об оказании содействия в реализации их законных прав, свобод и интересов;

предложения - обращения субъектов предпринимательства, содержащие рекомендации по совершенствованию государственной и общественной деятельности;

жалобы - обращения субъектов предпринимательства с требованием о восстановлении нарушенных законных прав, свобод и интересов.

В целях дальнейшего кардинального улучшения делового климата, либе-

рализации и ускоренного продвижения по пути углубления рыночных реформ и предоставления большей свободы предпринимательству, ликвидации барьеров и препон для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения их роли и доли в экономике страны, развитии экспортного потенциала, обеспечении занятости и доходов населения:

Указом Президента Республики Узбекистана от 24 августа 2011 года УП-4354 «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» приняты предложения Центрального банка, Ассоциации банков Узбекистана, коммерческих банков по дальнейшему повышению открытости и либерализации банковской деятельности в отношении субъектов предпринимательства, предусматривающие с 1 сентября 2011 года:

приравнивание к первичным бухгалтерским документам чеков платежных терминалов при оплате с использованием корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса;

предоставление права субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства производить самостоятельную сдачу в учреждения банков наличной денежной выручки в сумме до двадцатикратного размера минимальной заработной платы.

Выше перечисленные права дают возможность субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства расширить производство за счет модернизации и реконструкции, привлечения инновационных технологий, а также способствует привлечению иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.