ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Ильина Т.В.
Ильина Татьяна Валентиновна - студент магистратуры, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Младший школьный возраст является важным этапом в социальном развитии, для которого свойственно осознанное стремление к определению своего места в социальном пространстве и построении отношений с участниками новой социальной ситуации. Возникновение осознанной мотивации социального характера позволяет рассматривать ребенка субъектом социальных отношений. Мотивация активного социального взаимодействия развивается вместе с осознанным стремлением выбирать способы и формы действия, которые социально одобряются, выступают отражением социальных норм. Отношения со сверстниками ребенка меняют свои характеристики, приобретая самостоятельное значение. В дальнейшем у ребенка появляются существенные новообразования, необходимые для социального развития: потребность в признании и социальные эмоции [5, 56-62].
У младшего школьника формируется осознанная социальная мотивация, и выстраиваются социальные отношения, ребенком усваиваются нормы социального взаимодействия. Стремление ребенка стать активным участником социальной ситуации появляется раньше, чем у него формируются представления о социально одобряемом поведении, в формировании которого большая роль отводится детскому коллективу.
Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее структуру. Она состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. Для выполнения той или иной деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные объединения (дети занимаются в кружках, коллективах художественной самодеятельности и т.п.) [2, 21-25].
Задача педагога создать в коллективе благоприятный социально-психологический климат, в котором дети будут себя комфортно чувствовать и с удовольствием узнавать новое. Также развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. АС. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду «Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, не перед классом, а обязательно перед всей школой» [3, 124]. Он же называл перспективы «завтрашней радостью» и разделял их на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах развития коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем по мере его развития-перспективы средние и дальние.
Н.П. Аникеева отмечает, что понятие "психологический климат" очень емкое. Оно охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояния человека, в том числе и особенности организации труда, материально-общественные условия и т.д. Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она
определяет эмоциональные состояния людей, их привязанность к месту работы [1, 4]. Факторы условно подразделяются на факторы макро и микросреды.
Под макросредой (внешней) следует понимать общественную среду, то есть все то, что окружает ребенка вне танцевального коллектива. Это могут быть родительский дом, школа, сестры и братья и т.д. Все они, так или иначе, влияют на личность ребенка и его мнение.
Под микросредой (внутренней) следует понимать рабочую среду, а именно танцевальный коллектив. Здесь у каждого ребенка формируется своё отношение к педагогу, а также своё мнение к танцевальным движениям или направлениям. Для оптимизации социально-психологического климата, следует учитывать важнейшие признаки благоприятного психологического климата:
• Доверие;
• Высокая требовательность членов группы друг к другу;
• Доброжелательная и деловая критика;
• Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
• Отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
• Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
• Удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
• Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи
• в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
• Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.
Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместимой деятельностью его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава [4, 170].
Настроение педагога и его профессиональная компетентность в значительной мере влияют на психологический климат танцевального коллектива, на создание благоприятных условий для совместной работы. Компетентность рассматривается, как сложное личностное образование, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование ценносто-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные знания и приобретенный практический опыт [8, 202]. Важной особенностью профессиональной компетентности педагога является то, что компетенция его реализуется в настоящем, но должна ориентироваться на будущее [7, 36].
Эмоциональное благополучие и профессиональная деятельность учителя зависят от их психологического настроя, который, в свою очередь, зависит от положительного микроклимата, который создается в коллективе. Тем самым, улучшив социально-психологический климат, мы получим увеличение способностей, которые приведут к высоким целям и их достижениям, а следовательно, с течением времени улучшатся гражданские, нравственные и интеллектуальные качества общества.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
2. Загорский П. Особенности детского коллектива / П. Загорский // Директор школы, 2007. № 3. С. 21-25.
3. А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С.А. Н. Новгород, НГПУ, 1992. 207 с.
4. Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. М.: «Педагогика», 1979. 240 с.
5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича. М., 1986.
6. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология, 2007. № 1. С. 56-62.
7. Серякова С.Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Совет ректоров, 2012. № 4. С. 34-40.
8. Фромм Э. Иметь или быть. [Текст] / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1986. 238 с.