Научная статья на тему 'Создание агропромышленных кластеров и производство органической сельскохозяйственной продукции как новые важнейшие инструменты развития сельского хозяйства Красноярского края'

Создание агропромышленных кластеров и производство органической сельскохозяйственной продукции как новые важнейшие инструменты развития сельского хозяйства Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
270
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШ-ЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ / DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION / ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / MAKING ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTS / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / KRASNOYARSK REGION / ЗАКОНО-ДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ИНТЕГРАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / INTEGRATION OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / ПРОДО-ВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕС-ПЕЧЕНИЕ / FOOD SANC-TIONS / FOOD SUPPLY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Власов В.А.

В последнее время значительную актуальность в аграрно-правовой науке имеют научные исследования по отдельным проблем-ным аспектам агропромышленного производства на уровне субъек-тов Российской Федерации. В статье предпринята она из первых по-пыток правового анализа двух новых перспективных направлений развития сельского хозяйства в Красноярском крае: развитие агро-промышленной интеграции и производство органической сельскохо-зяйственной продукции. В результате проведенного исследования ав-тор пришел к следующим выводам: по первому направлению имеются реальные перспективы создания кластера агропромышленных пред-приятий в Красноярском крае на территории, прилегающей к Бере-зовской ГРЭС, для этого в перспективе потребуется разработка и принятие Стратегии развития агропромышленного кластера Крас-ноярского края на период до 2025 г. Также для обсуждения предлага-ется определение «агропромышленный кластер Красноярского края», которое отсутствует на данный момент в законодательстве Крас-ноярского края. По второму направлению развития сельского хозяй-ства в Красноярском крае автор считает, что оно имеет особую ценность и перспективу именно для Красноярского края, поскольку по занимаемой территории он является вторым в стране после Респуб-лики Саха (Якутия), целесообразно предусмотреть меры государст-венной поддержки по развитию инфраструктуры движения органи-ческой сельскохозяйственной продукции от производителя к покупа-телям. Не менее важное направление государственной поддержки это допуск производителей органической сельскохозяйственной про-дукции к продовольственным сетям либо вообще создание краевого бренда «органической сельскохозяйственной продукции Красноярского края». Желательно в ближайшее время разработать проект и принять Закон Красноярского края «О производстве органической сель-скохозяйственной продукции в Красноярском крае», который будет способствовать развитию рынка органической сельскохозяйственной продукции непосредственно в нашем регионе. Таким образом, на-стоящая статья отражает актуальные тенденции правового регу-лирования развития агропромышленной интеграции и производства органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Власов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL CLUSTERS AND MAKING ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION AS NEW MOST IMPORTANT TOOLS OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF KRASNOYARSK REGION

Scientific research on certain problem aspects of agro-industrial pro-duction at the level of constituent entities of the Russian Federation has a significant relevance in agrarian and legal science of late. In the study one of the first attempts of legal analysis of two new perspective directions of the development of agriculture in the Krasnoyarsk Region has been undertaken: the development of agro-industrial integration and making organic agricul-tural products. As a result of conducted researches one can come to the fol-lowing conclusions: in the first direction there are real prospects of creation of the cluster of agrarian and industrial enterprises in Krasnoyarsk Region in the territory adjacent to Beryozovskaya GRES, for this purpose of the de-velopment and acceptance of the Strategy of the development of agrarian and industrial cluster of Krasnoyarsk Region for the period till 2025 will be required. Also for the discussion the definition "agro-industrial cluster of Krasnoyarsk Region" which is now missing in the legislation of Krasnoyarsk Region is offered. In the second direction of agricultural development of Krasnoyarsk Region, it is concluded that it has special value and perspective for our subject of the Russian Federation, since it occupies the second place in the country after the Republic of Sakha (Yakutia), it is advisable to pro-vide state support measures for the development of the infrastructure of the movement of organic agricultural products from a producer to buyers. Not less important direction of the state support is the admission of producers of organic agricultural production to food networks or in general creation of regional brand of "organic agricultural production of Krasnoyarsk Region". It is desirable to develop the project soon and to adopt the Law of Krasno-yarsk Region "On making organic agricultural production in Krasnoyarsk Region" which will promote the development of the market of organic agri-cultural production directly in our region. Thus, the study reflects current trends in legal regulation of the development of agro-industrial integration and making organic agricultural products in Krasnoyarsk Region.

Текст научной работы на тему «Создание агропромышленных кластеров и производство органической сельскохозяйственной продукции как новые важнейшие инструменты развития сельского хозяйства Красноярского края»

УДК 338.439.02 В.А. Власов

СОЗДАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ И ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК НОВЫЕ ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

V.A. Vlasov

CREATION OF AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL CLUSTERS AND MAKING ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION AS NEW MOST IMPORTANT TOOLS OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF KRASNOYARSK REGION

В последнее время значительную актуальность в аграрно-правовой науке имеют научные исследования по отдельным проблемным аспектам агропромышленного производства на уровне субъектов Российской Федерации. В статье предпринята она из первых попыток правового анализа двух новых перспективных направлений развития сельского хозяйства в Красноярском крае: развитие агропромышленной интеграции и производство органической сельскохозяйственной продукции. В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: по первому направлению имеются реальные перспективы создания кластера агропромышленных предприятий в Красноярском крае на территории, прилегающей к Березовской ГРЭС, для этого в перспективе потребуется разработка и принятие Стратегии развития агропромышленного кластера Красноярского края на период до 2025 г. Также для обсуждения предлагается определение «агропромышленный кластер Красноярского края», которое отсутствует на данный момент в законодательстве Красноярского края. По второму направлению развития сельского хозяйства в Красноярском крае автор считает, что оно имеет особую ценность и перспективу именно для Красноярского края, поскольку по занимаемой территории он является вторым в стране после Республики Саха (Якутия), целесообразно предусмотреть меры государственной поддержки по развитию инфраструктуры движения органической сельскохозяйственной продукции от производителя к покупателям. Не менее важное направление государственной поддержки -это допуск производителей органической сельскохозяйственной продукции к продовольственным сетям либо вообще создание краевого бренда «органической сельскохозяйственной продукции Красноярского края». Желательно в ближайшее время разработать проект и при-

нять Закон Красноярского края «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае», который будет способствовать развитию рынка органической сельскохозяйственной продукции непосредственно в нашем регионе. Таким образом, настоящая статья отражает актуальные тенденции правового регулирования развития агропромышленной интеграции и производства органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае.

Ключевые слова: сельское хозяйство, развитие агропромышленной интеграции, производство органической сельскохозяйственной продукции, агропромышленный кластер, Красноярский край, законодательство, интеграция сельскохозяйственных организаций, продовольственные санкции, импортозамещение, продовольственное обеспечение.

Scientific research on certain problem aspects of agro-industrial production at the level of constituent entities of the Russian Federation has a significant relevance in agrarian and legal science of late. In the study one of the first attempts of legal analysis of two new perspective directions of the development of agriculture in the Krasnoyarsk Region has been undertaken: the development of agro-industrial integration and making organic agricultural products. As a result of conducted researches one can come to the following conclusions: in the first direction there are real prospects of creation of the cluster of agrarian and industrial enterprises in Krasnoyarsk Region in the territory adjacent to Beryozovskaya GRES, for this purpose of the development and acceptance of the Strategy of the development of agrarian and industrial cluster of Krasnoyarsk Region for the period till 2025 will be required. Also for the discussion the definition "agro-industrial cluster of Krasnoyarsk Region" which is now missing in the legislation of Krasnoyarsk Region is offered. In the second direction of agricultural development of Krasnoyarsk Region, it is concluded that it has special value and perspective for our subject of the Russian Federation, since it occupies the second place in the country after the Republic of Sakha (Yakutia), it is advisable to provide state support measures for the development of the infrastructure of the movement of organic agricultural products from a producer to buyers. Not less important direction of the state support is the admission of producers of organic agricultural production to food networks or in general creation of regional brand of "organic agricultural production of Krasnoyarsk Region". It is desirable to develop the project soon and to adopt the Law of Krasnoyarsk Region "On making organic agricultural production in Krasnoyarsk Region" which will promote the development of the market of organic agricultural production directly in our region. Thus, the study reflects current trends in legal regulation of the development of agro-industrial integration and making organic agricultural products in Krasnoyarsk Region.

Keywords: agriculture, development of agro-industrial integration, making organic agricultural products, agro-industrial cluster, Krasnoyarsk Region, legislation, integration of agricultural organizations, food sanctions, import substitution, food supply.

В современных условиях реального обострения проблемы продовольственного обеспечения осуществляемая государственная аграрная политика, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Красноярского края, способствует созданию благоприятных условий для развития сельского хозяйства. Развитие агропромышленной интеграции и производство органической сельскохозяйственной продукции являются перспективными направлениями развития сельского хозяйства в Красноярском крае.

Первое важное стратегическое направление развития сельского хозяйства в Красноярском крае - это развитие агропромышленной интеграции.

С«-» «-»

точки зрения экономики, место той или иной отрасли определяется ее вкладом в валовой продукт, в исследуемом случае речь идет о производстве именно сельскохозяйственной продукции в нашем регионе. Красноярский край занимает стабильное место на рынке производителей сельскохозяйственной продукции в России. В частности, сельское хозяйство Красноярского края в 2015 г. находилось на 20-м месте среди регионов России по объему произведенной продукции в фактических ценах (88,9 млрд руб.). Доля региона в общероссийской стоимости произведенной продукции сельского хозяйства составила 1,8 %. Красноярский край в 2015 г. находился на 2-м месте в России по валовым сборам овса (7,6 % в общероссийских сборах овса); на 12-м месте - по сборам пшеницы (2,5 %); 19-м месте - по сборам ржи (1,5 %); 54-м месте - по сборам тритикале (0,2 %); 21-м месте - по сборам ячменя (2,0 %); 35-м месте - по сборам проса (0,02%); 25-м месте - по сборам гречихи (0,3 %); 29-м месте - по сборам гороха (0,7 %); 38-м месте - по сборам семян подсолнечника (0,002 %), 37-м месте - по сборам соевых бобов (0,01 %); 15-м месте - по сборам семян рапса (2,6 %); 24-м месте - по сборам семян рыжика (0,1 %); 33-м месте - по сборам семян горчицы (0,2 %); 28-м месте - по сборам картофеля (1,1 %); 37-м месте - по сборам овощей открытого и защищенного грунта (0,5 %). В животноводстве регион выделяется производством молока (2,4 % от общероссийского производства молока, 9-е место среди регионов РФ), свинины (2,4 %, 10-е место), говядины (2,3 %, 12-е место). Также в Красноярском крае

производят мясо птицы (0,3 %, 52-е место), баранину и козлятину (0,2 %, 53-е место), яйца (1,9 %, 23-е место)1.

Одним из эффективных инструментов преодоления сложившегося положения в отрасли может стать агропромышленная интеграция, а именно создание агропромышленных кластеров в Красноярском крае. Интеграция (от латинского «integration» - восстановление, восполнение целого) - это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Сегодняшние реалии таковы, что в Красноярском крае наблюдается неэффективное использование образовательных и научных ресурсов: далеко не всегда имеется взаимосвязь профессионального аграрного образования и потенциальных работодателей. Более того, можно сделать вывод о том, что аграрное образование, аграрная наука и аграрные предприниматели разобщены.

Агропромышленный кластер представляется эффективным инструментом стимулирования развития профессионального аграрного образования и, как следствие, перспективным инструментом развития интеллектуального капитала сельского хозяйства. Более того, развитие интеграции сельскохозяйственных организаций позволит снизить напряженность на рынке труда, увеличить доходы сельского населения, не допустить распространения антисоциальных явлений в сельских территориях.

Актуальность темы данной статьи обусловлена серьезным обострением политической, экономической и военной ситуации на Украине, введением в отношении России экономических санкций, в том числе «продовольственных санкций» со стороны США, стран Евросоюза и некоторых других государств, примкнувших к ним. Глава государства оперативно принял ответные адекватные меры - антисанкции, выразившиеся в издании Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»2. Указанным подзаконным актом был запрещен ввоз на территорию Российской Федерации мяса крупного рогатого скота, свинины, мяса домашней птицы, мяса соленого, копченого, сушеного, рыбы, ракообразных, моллюсков, молока и молочной продукции, сыров, творога на основе растительных жиров, овощей, корнеплодов, фруктов, орехов, страной происхождения которых являлись Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия.

Позднее подвергался корректировке не только сам перечень запрещенных к ввозу в нашу страну продовольственных товаров, но и список

1 URL: http://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-krasnoyarskogo-kraya (дата обращения: 22.02.2018).

2 О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 // СЗ РФ. - 2014. - № 32. - Ст. 4470.

стран, на которые распространялись эти ограничения. Несмотря на постоянное обсуждение вопроса об отмене санкций со стороны вышеуказанных государств, они каждый год продляются снова. Поэтому введенные меры в ответ на санкции западных стран являются уникальной возможностью для сельскохозяйственных товаропроизводителей Красноярского края реализовать накопленный потенциал и выйти на новые рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, заполнить производственные мощности по производству сельскохозяйственного сырья, а также его переработке, транспортировке и реализации.

Задачи, которые должен решить агропромышленный кластер:

- преодоление узости регионального рынка на основе использования потенциала R&D (совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии);

- создание глобально конкурентоспособной исследовательской и технологической среды на местном уровне;

- производство не только конкурентоспособной на мировом рынке, но и радикально новой продукции;

- широкое вовлечение в кластер малого предпринимательства и развитие кооперационных связей между малым и крупным бизнесом, рост занятости в секторе малого предпринимательства;

- расширение механизма стратегического сотрудничества (вовлечение в структуру кластера не только предприятий, исследовательских организаций, университетов, но и венчурных фондов, и других посреднических структур, обеспечивающих синергетический эффект взаимной поддержки производства инновационных продуктов и услуг);

- привлечение инвестиций в развитие входящих в кластер компаний;

- поддержка существующих и новых малых и средних инновационных экспортоориентированных предприятий;

- организация и реализация специализированных обучающих программ подготовки высококлассных специалистов всех уровней для последующей работы по созданию и применению высоких технологий;

- импортозамещение, рост доходов от экспорта и инвестиционных потоков;

- трансфер различных видов инноваций (продуктовых, процессных, процессных модернизационных, кардинальных «подрывных») в зависимости от степени технологической готовности предприятий3.

Предпосылки создания такого кластера в Красноярском крае имеются. В первую очередь, это разработка и создание кластера агропромышленных предприятий в Красноярском крае на территории, прилегающей

3Оптимизация государственной поддержки инновационного развития перерабатывающей отрасли АПК региона / А.Н. Тарасов, С.Ю. Маркин [и др.]. - Ростов н/Д., 2013. - 164 с.

к Березовской ГРЭС. Предполагается проектирование и ввод в эксплуатацию следующих объектов: тепличное хозяйство (выручка составит 18,4 млрд руб., период окупаемости - 8,5 лет); мукомольный комбинат (выручка составит 20,6 млрд руб., период окупаемости - 6,3 года); птицефабрика (выручка составит 53,4 млрд руб., период окупаемости -6,1 года); рыборазводное хозяйство (выручка составит 0,4 млрд. руб., период окупаемости - 6,3 лет); комбикормовый завод (выручка составит 19,7 млрд руб., период окупаемости 5,4 года).

Проектирование и строительство кластера агропромышленных предприятий в Красноярском крае на территории, прилегающей к Березовской ГРЭС, окажет положительное влияние на социально-экономические показатели рассматриваемого региона: возрастет поступление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, увеличится занятость и доходы населения в г. Шарыпово и Шарыповского района Красноярского края и т. д.

Следует отметить, что возможная реализация выдвинутой идеи о создании кластера агропромышленных предприятий в Красноярском крае на указанной территории потребует разработки перспективных моделей интегрированных формирований, способствующих повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, повышению ее конкурентоспособности и расширения рынков сбыта.

Автор для обсуждения также предлагает следующее определение: «агропромышленный кластер Красноярского края» - это добровольное и неформальное объединение организаций различных отраслей экономики, географически сосредоточенных в Красноярском крае, с целью производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также охраны окружающей среды.

Если предлагаемый проект станет реальностью, то по глубокому убеждению автора настоящей статьи целесообразно использовать положительный опыт в исследуемой области других субъектов Российской Федерации. Например, напрашивается в перспективе разработка и принятие Стратегии развития агропромышленного кластера Красноярского края на период до 2025 г. по аналогии с Распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от 04.06.2015 г. «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного кластера Кемеровской области на период до 2020 года», в которой указываются понятие, стратегическая цель, задачи, механизм и основные этапы достижения стратегической цели развития кластера и т. д.

Таким образом, имеется объективная и реальная потребность в применении интеграционного подхода при разработке приоритетных направлений формирования эффективных рыночных структур и механизмов государственного регулирования сельского хозяйства в Красноярском крае.

Второе перспективное направление развития сельского хозяйства Красноярского края - это производство органической сельскохозяйственной продукции. Данное направление имеет особую ценность и перспективу именно для нашего субъекта Российской Федерации, поскольку по занимаемой территории он является вторым в стране после Республики Саха (Якутия).

Создание устойчивой системы продовольственного обеспечения связано с правовыми проблемами экологически ориентированного сельского хозяйства. В первую очередь, следует говорить об экономическом и организационно-правовом обеспечении развития экологического земледелия и производстве качественных, полноценных и безопасных пищевых продуктов.

Обращает на себя внимание тот факт, что четкого и полного понятия органической сельскохозяйственной продукции в России до 2015 г. вообще не существовало. Но, с 1 января 2016 г. начал действовать Национальный стандарт по органической продукции - ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки». В этом подзаконном нормативном правовом акте достаточно подробно объясняется, какая продукция имеет право называться органической. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является проведение активной разъяснительной работы с производителями органической сельскохозяйственной продукции о порядке применения данного стандарта на практике. Не менее актуальной задачей будет создание российских центров сертификации органической сельскохозяйственной продукции.

В частности, органическая продукция должна производиться без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, гормональных препаратов, а также стимуляторов роста растений и животных. Органические растения должны выращиваться на участках, удаленных от загрязняющих объектов - дорог, заводов и т. д. Полностью запрещается использование азотных удобрений и гидропоники (выращивание растений без почвы в субстрате с раствором питательных веществ). Безусловно, исключено применение генно-модифицированных сельскохозяйственных растений.

Для борьбы с сорняками можно использовать только механическую прополку или выжигание, но никакой химии. Для лечения сельскохозяйственных растений запрещается использовать синтетические препараты, а с вредителями разрешается бороться с помощью птиц, насекомых или бактерий.

В животноводстве разрешается только применение кормов, полученных в результате органического производства. Коровам, свиньям, курам и прочим сельскохозяйственным животным должно быть обеспечено длительное пребывание на свежем воздухе.

При производстве органических пищевых продуктов обработка сельскохозяйственного сырья должна осуществляться «преимущественно биологическими, механическими и физическими методами». Безус-

ловно, сырье разрешается использовать только органическое, ароматизаторы - только натуральные.

В органическом пищевом продукте не могут присутствовать в составе различные улучшители вкуса, подсластители, ароматизаторы, созданные химическим путем.

Органическим может быть как продукт животноводства, так и растительный продукт, а объединяет их бережное отношение к сельскохозяйственным ресурсам. Сельскохозяйственных животных следует содержать в условиях, максимально приближенных к естественным: птицы не должны находиться в клетках, коров нельзя помещать в тесные стойла и т. п. Также не должно осуществляться лечение сельскохозяйственных животных антибиотиками и другими химическими лекарствами, они не должны получать гормональные добавки к пище, которые ускоряют рост, корма, содержащие животные компоненты, либо генетически модифицированные корма.

Растительные сельскохозяйственные продукты выращиваются без химических средств и удобрений, насекомые-вредители собираются только вручную, без использования специального опрыскивания. В процессе переработки сельскохозяйственного сырья также исключается какое-либо использование различных искусственных добавок.

По ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки», «органические пищевые продукты должны содержать в своем составе не менее 95 % ингредиентов органического сельскохозяйственного происхождения (без учета массы соли и воды)». Упаковка органической продукции должна оказывать минимальное негативное воздействие на продукцию и окружающую среду, для нее не допускается использование поливинилхлори-да (ПВХ).

Термин «органические продукты» впервые стал использоваться за рубежом. Он происходит от английского слова «organic», что означает «органический, принадлежащий к растительному или животному миру». В России эквивалентом указанного выше понятия является словосочетание «экологически чистые продукты». Органические сельскохозяйственные продукты - это продукты эксклюзивной экологической чистоты, прошедшие сертификацию, которая удостоверяет соответствие всех стадий производства органических сельскохозяйственных продуктов строгим требованиям, в числе которых - отказ от использования химических удобрений и пестицидов, регуляторов роста, методов генной инженерии.

Следует отметить, что при этом надо учитывать исследования Международной комиссии «По вопросам будущего развития производства продуктов питания» и проекты по реализации устойчивого сельского хозяйства в 52 странах мира. Эти мировые экономические тенденции в развитии экологического земледелия и производства продуктов питания, провозглашенные в Докладе ФАО от 6 мая 2007 г. «Органическое сельское хозяйство», взаимосвязаны с проблемами правового регулиро-

вания генно-инженерной деятельности. Оздоровление человеческой популяции и улучшение состояния окружающей среды возможны только с учетом анализа мирового опыта развития сельскохозяйственного производства и экологизации земледелия4.

Применительно к теме настоящей статьи следует учитывать точки зрения специалистов. Например, по словам исполнительного директора «Союза органического земледелия» России Р. Гурова, российские производители пищевой продукции могут занять достойное место на мировом рынке органической продукции и занять до 10-15 % этого рынка. Это объясняется тем, что в стране 40 млн га плодородной сельскохозяйственной земли не получало удобрений больше 20 лет, таким образом, она подходит под производство органической продукции. Это сопоставимо с площадью всех органических земель мира вместе взятых - 43,1 млн га. Потенциал рынка экологической продукции в России на 2020 год -300 млрд руб. Рынок отечественной сертифицированной продукции оценивается примерно в 1,2 млрд руб., декларируемой как «эко» - порядка 200 млрд руб. В настоящее время Россия производит только 1 % от мирового производства органической пищевой продукции5.

В сентябре 2012 г. предприняты некоторые попытки решить вопросы, связанные с продовольственным обеспечением Российского государства в исследуемом аспекте, в проекте Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Данное направление государственного регулирования является одним из приоритетных в совершенствовании аграрного законодательства, направленного на устойчивое обеспечение населения Российской Федерации экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Этим вызвана необходимость усиления внимания к проблемам стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при производстве органической сельскохозяйственной продукции, поддержки потребительской сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям органической сельскохозяйственной продукции, информационно-методического и научно-методического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих органическое сельскохозяйственное производство6.

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 3 декабря 2015 г. было прямо предусмотрено, что: «нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно

4Быстров Г.Е. Мировой опыт обеспечения продовольственной безопасности и его использование в России // Законодательство и экономика. - 2013. - № 5. - С. 5-9.

5Закон об органической продукции на подходе. - URL: https://www.livejournal.com https://econet.ru/articles (дата обращения: 15.02.2018).

6Быстров Г.Е. Указ. соч.

важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет» 7.

В настоящий момент проблемы импортозамещения продовольственных товаров входят в круг приоритетных задач на федеральном и региональном уровне политики развития российских регионов. В условиях действия экономических санкций значительное количество регионов оказалось в двойственном положении: с одной стороны, начались проблемы с обеспечением сельскохозяйственным сырьем для перерабатывающих организаций и продовольственными товарами для населения, а с другой стороны - появился стимул развивать отечественный аграрный сектор экономики.

этой связи российские регионы получили реальную возможность посредством мобилизации внутренних ресурсов увеличения собственного производства продуктов питания. В системе продовольственного обеспечения создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве как базы производства и повышения уровня самообеспечения регионов России качественными и безопасными продуктами питания.

В Красноярском крае существует определенный потенциал для повышения продовольственного обеспечения населения края не только посредством реализации государственной политики импортозамеще-ния, но и за счет мобилизации не реализованных собственных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Одним из главных инструментов стимулирования эффективного развития сельского хозяйства Российского государства и его регионов является приоритетная государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение по реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»8 и Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы»9.

Все регионы в России в значительной степени дифференцированы по уровню самообеспечения продовольствием. Это обусловлено серьезным влиянием целого комплекса факторов: имеющаяся дифференциа-

7Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 03.12.2015 // Российская газета. -2015. - № 275. - 4 дек.

8О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 // СЗ РФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4549.

9Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 506-п // URL: www.zakon. krskstate.ru.

ция регионов по уровню экономического развития, различия природно-климатических условий, исторически сложившаяся система специализации и разделения труда, расположение регионов относительно столицы России, национальные обычаи и традиции.

Реальными потенциальными возможностями развития органического земледелия в Сибирском федеральном округе обладает Красноярский край. Так, отдельные проблемные аспекты органической сертификации сельскохозяйственной продукции обсудили на площадке Агропромышленного форума Сибири. В частности, председатель НП «Пчеловоды Красноярья» И. Бондарь отметила следующее: «К сожалению, российские пчеловоды сильно отстали от своих иностранных коллег в органическом пчеловодстве. Сравните - в Италии 9 000 органических пасек, в то время как во всем Красноярском крае - ни одной. Хотя производство меда на органических пасеках выгодно для нас. На рынке есть потребность в экопродуктах. Особенно, если мы говорим об экспорте за рубеж. Органик-сертификация позволит вам в разы повысить цены на вашу продукцию и улучшить имидж, поскольку вы автоматически становитесь социально-ответственным предпринимателем: ваше производство экологически безопасно - это необходимо для получения сертифи-ката»10.

В Красноярском крае целесообразно предусмотреть меры государственной поддержки по развитию инфраструктуры движения органической сельскохозяйственной продукции от производителя к покупателям. Не менее важное направление государственной поддержки - это допуск производителей органической сельскохозяйственной продукции к продовольственным сетям либо вообще создание краевого бренда «органической сельскохозяйственной продукции Красноярского края».

Также желательно в ближайшее время разработать проект и принять Закон Красноярского края «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае», который будет способствовать развитию рынка органической сельскохозяйственной продукции непосредственно в нашем регионе.

10Проблемные аспекты органической сертификации сельскохозяйственной продукции обсудили на Агропромышленном форуме Сибири. - URL: http://www.krasfair.ru/events/dacha/news (дата обращения: 05.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.