Научная статья на тему 'Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции как одно из перспективных направлений продовольственного обеспечения в условиях действия продовольственных санкций: мировой и Российский опыт'

Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции как одно из перспективных направлений продовольственного обеспечения в условиях действия продовольственных санкций: мировой и Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
393
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FOOD SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ / FOOD SANCTIONS / ПРОДУКЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА / ORGANIC PRODUCTION / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / АГРОХИМИКАТЫ / AGROCHEMICALS / ПЕСТИЦИДЫ / PESTICIDES / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

В статье исследуются отдельные аспекты зарождения и развития производства органической сельскохозяйственной продукции в мировом масштабе. Понятие органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации было введено в правовое поле сравнительно недавно. Поэтому автор рассматривает возможные направления экологически ориентированного сельского хозяйства в Красноярском крае в условиях действия продовольственных санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRODUCTION OF ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION AS ONE OF THE PROSPECTIVE DIRECTIONS OF FOOD SUPPORT IN

In the article, certain aspects of the origin and development of organic agricultural production on a global scale are explored. The concept of organic agricultural products in the Russian Federation was introduced in the legal field relatively recently. Therefore, the author considers possible directions of ecologically oriented agriculture in the Krasnoyarsk Territory in the context of food sanctions.

Текст научной работы на тему «Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции как одно из перспективных направлений продовольственного обеспечения в условиях действия продовольственных санкций: мировой и Российский опыт»

УДК 342.52 -346.15

DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-12-8-16

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ САНКЦИЙ: МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Власов Валерий Александрович

к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск vav.70@mail.ru

Аннотация: В статье исследуются отдельные аспекты зарождения и развития производства органической сельскохозяйственной продукции в мировом масштабе. Понятие органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации было введено в правовое поле сравнительно недавно. Поэтому автор рассматривает возможные направления экологически ориентированного сельского хозяйства в Красноярском крае в условиях действия продовольственных санкций.

Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственное обеспечение, продовольственные санкции, продукция органического производства, сертификация, агрохимикаты, пестициды, здоровье.

DEVELOPMENT OF PRODUCTION OF ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION

AS ONE OF THE PROSPECTIVE DIRECTIONS OF FOOD SUPPORT IN

Vlasov Valery

Ph.D., Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department, Achinsk Branch Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: In the article, certain aspects of the origin and development of organic agricultural production on a global scale are explored. The concept of organic agricultural products in the Russian Federation was introduced in the legal field relatively recently. Therefore, the author considers possible directions of ecologically oriented agriculture in the Krasnoyarsk Territory in the context of food sanctions.

Key words: agriculture, food security, food sanctions, organic production, certification, agrochemicals, pesticides, health.

В сегодняшних реалиях, когда воздух, вода и земля достаточно загрязнены результатами антропогенной деятельности человека, а окружающая среда, несмотря на все усилия человечества, продолжает ухудшаться, люди все больше начинают задумываться о своем здоровье. В качестве одного из самых очевидных решений проблемы здорового питания стало появление идеи создания органических сельскохозяйственных продуктов.

Создание устойчивой системы продовольственного обеспечения связано с правовыми проблемами экологически ориентированного сельского хозяйства. В первую

8

очередь следует говорить об экономическом и организационно-правовом обеспечении развития экологического земледелия и производстве качественных, полноценных и безопасных пищевых продуктов.

Обращает на себя внимание тот факт, что четкого и полного понятия органической сельскохозяйственной продукции в России до 2015 года вообще не существовало. Но с 1 января 2016 года начал действовать Национальный стандарт по органической продукции — ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки». В этом нормативном правовом акте достаточно подробно объясняется, какая продукция имеет право называться органической. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является проведение активной разъяснительной работы с производителями органической сельскохозяйственной продукции о порядке применения данного стандарта на практике. Не менее актуальной задачей будет реализация создания российских центров сертификации органической сельскохозяйственной продукции.

В частности, органическая продукция должна производиться без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, гормональных препаратов, а также стимуляторов роста растений и животных. Органические растения должны выращиваться на участках, удаленных от загрязняющих объектов — дорог, заводов, и так далее. Полностью запрещается использование азотных удобрений и гидропоника (выращивание растений без почвы в субстрате с раствором питательных веществ). Безусловно, исключено применение генно-модифицированных сельскохозяйственных растений.

Для борьбы с сорняками можно использовать только механическую прополку или выжигание, но - никакой химии. Для лечения сельскохозяйственных растений запрещается использовать синтетические препараты, а с вредителями разрешается бороться с помощью птиц, насекомых или бактерий [1].

В животноводстве разрешается только применение кормов, полученных в результате органического производства. Коровам, свиньям, курам и прочей живности должно быть обеспечено длительное пребывание на свежем воздухе.

При производстве органических пищевых продуктов обработка сельскохозяйственного сырья должна осуществляться «преимущественно биологическими, механическими и физическими методами». Безусловно, сырье разрешается использовать только органическое, ароматизаторы - только натуральные.

В органическом пищевом продукте не могут присутствовать в составе различные улучшители вкуса, подсластители, ароматизаторы, созданные химическим путем.

Органическим может быть, как продукт животноводства, так и растительный продукт, а объединяет их бережное отношение к сельскохозяйственным ресурсам. Сельскохозяйственных животных следует содержать в условиях, максимально приближенных к естественным: птицы не должны находиться в клетках, коров нельзя помещать в тесные стойла и т.п. Также не должно осуществляться лечение сельскохозяйственных животных антибиотиками и другими химическими лекарствами, они не должны получать гормональные добавки к пище, которые ускоряют рост, корма, содержащие животные компоненты, либо генетически модифицированные корма.

Растительные сельскохозяйственные продукты выращиваются без химических средств и удобрений, насекомые-вредители собираются только вручную, без использования специального опрыскивания. В процессе переработки сельскохозяйственного сырья также исключается какое-либо использование различных искусственных добавок.

По ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки», «органические пищевые продукты должны содержать в своем составе не менее 95% ингредиентов органического сельскохозяйственного происхождения (без учета массы соли и воды)». Упаковка органической продукции должна оказывать минимальное негативное воздействие на

продукцию и окружающую среду, для нее не допускается использование поливинилхлорида (ПВХ).

Термин «органические продукты» впервые стал использоваться за рубежом. Он происходит от английского слова «organic», что означает «органический, принадлежащий к растительному или животному миру». В России эквивалентом указанного выше понятия является словосочетание «экологически чистые продукты». Органические сельскохозяйственные продукты - это продукты эксклюзивной экологической чистоты, прошедшие сертификацию, которая удостоверяет соответствие всех стадий производства органических сельскохозяйственных продуктов строгим требованиям, в числе которых включается отказ от использования химических удобрений и пестицидов, регуляторов роста, методов генной инженерии.

Следует отметить, что при этом надо учитывать исследования Международной комиссии «По вопросам будущего развития производства продуктов питания» и проекты по реализации устойчивого сельского хозяйства в 52 странах мира. Эти мировые экономические тенденции в развитии экологического земледелия и производства продуктов питания, провозглашенные в Докладе ФАО от 6 мая 2007 г. «Органическое сельское хозяйство», взаимосвязаны с проблемами правового регулирования генно-инженерной деятельности. Оздоровление человеческой популяции и улучшение состояния окружающей среды возможны только с учетом анализа мирового опыта развития сельскохозяйственного производства и экологизации земледелия [2].

Применительно к теме настоящего научного исследования следует учитывать мнение специалистов. Например, по словам исполнительного директора «Союза органического земледелия» России Р. Гурова, российские производители пищевой продукции могут занять достойное место на мировом рынке органической продукции и занять до 10-15% этого рынка. Это объясняется тем, что в стране 40 млн. га плодородной сельскохозяйственной земли не получало удобрений больше 20 лет, таким образом, она подходит под производство органической продукции. Это сопоставимо с площадью всех органических земель мира вместе взятых - 43,1 млн. га. Потенциал рынка экологической продукции в России на 2020 год - 300 млрд. рублей. Рынок отечественной сертифицированной продукции оценивается примерно в 1,2 млрд. рублей, декларируемой как «эко» - порядка 200 млрд. рублей. В настоящее время Россия производит только 1% от мирового производства органической пищевой продукции [1].

В сентябре 2012 года предприняты некоторые попытки решить вопросы, связанные с продовольственным обеспечением Российского государства в исследуемом аспекте, в проекте Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Данное направление государственного регулирования является одним из приоритетных в совершенствовании аграрного законодательства, направленного на устойчивое обеспечение населения Российской Федерации экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Этим вызвана необходимость усиления внимания к проблемам стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при производстве органической сельскохозяйственной продукции, поддержки потребительской сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги сельскохозяйственным

товаропроизводителям органической сельскохозяйственной продукции, информационно-методического и научно-методического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих органическое сельскохозяйственное производство [2].

Эволюцию зарождения органического производства принято отсчитывать с 1924 года. Тогда австро-германский философ Рудольф Штайнер предложил миру концепцию биодинамического земледелия в труде «Духовно-научные основы успешного развития

сельского хозяйства». После Второй мировой войны в Европе и США начали появляться движения органического производства, основанные на идеях Р. Штайнера.

Вместе с тем, в массовую идею органическое сельскохозяйственное производство начало превращаться в восьмидесятых, на волне развития мирового «зеленого» движения и пропаганды здорового питания и здорового образа жизни. К середине восьмидесятых во многих экономически развитых государствах были разработаны четкие и точные критерии, по которым сельское хозяйство и его продукция могли считаться органическими.

Главное требование - минимизация снижение ущерба окружающей среде и уменьшение использования материалов искусственного происхождения. При этом в деталях национальные стандарты сильно различаются. В частности, во Франции существуют ограничения по шумовому загрязнению пастбищ молочных коров - буренки не должны нервничать! [3].

По данным Международной федерации движений экологического сельского хозяйства (ШОАМ), в последние годы прошлого века органическое сельскохозяйственное производство росло на 10-15% в год, по сравнению с 2-3% роста традиционного сельского хозяйства. За последние 15 лет - с 1999 по 2015 годы - мировой рынок органической продукции вырос в шесть раз: с 15 млрд. долларов до 90 млрд.

Как указывает ШОАМ, органическое сельское хозяйство сегодня практикуется в 172 странах, 82 страны имеют собственные законы в данной сфере. В 11 странах более 10% всех сельхозземель является органическими. США являются ведущим рынком органической сельхозпродукции с 24,3 млрд. евро, за ней следуют Германия (7,6 млрд. евро) и Франция (4,4 млрд. евро). Рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение 2016-2020 годов. Общий объем рынка органических продуктов составит по прогнозам около $ 212 млрд. евро к 2020 году [3].

Большая часть всей мировой органики - 96% в сегодняшних реалиях потребляется в США, Западной Европе и Японии. Спрос рождает предложение - количество стран и сельскохозяйственных организаций, выпускающих органическую сельскохозяйственную продукцию, постоянно увеличивается. В развитии сельского хозяйства, прямо запрещающего использование агрохимикатов и пестицидов, увидели для себя шанс отдельные страны и стали развивать данное направление. В результате больше всего производителей органической сельскохозяйственной продукции в настоящий период времени зарегистрировано в Индии и Уганде.

В современных условиях экономического и финансового кризиса продовольственное обеспечение является основой социально-экономического развития, важным элементом экономической и национальной безопасности Российского государства и охватывает все уровни жизнедеятельности человека и общества.

Реальное уменьшение платежеспособности российских граждан при падении объемов производства продовольствия ведет к снижению потребления основных продуктов питания. В результате увеличивается потребление населением менее ценных в пищевом отношении продовольственных товаров, в первую очередь, картофеля и хлебопродуктов. Несбалансированное и низкокачественное питание является одной из основной причин повышения смертности населения в нашем государстве. Рост потребления основных продуктов питания возможен при условии существенного повышения реальных доходов средне- и малообеспеченных граждан.

Актуальность темы данной научной статьи обусловлена серьёзным обострением политической, экономической и военной ситуации в Украине, введением в отношении России экономических санкций, в том числе «продовольственных санкций» со стороны США, стран Евросоюза и некоторых других государств, примкнувших к ним. Глава государства, оперативно принял ответные адекватные меры - антисанкции, выразившиеся в издании Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных

специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [4]. Указанным подзаконным актом был запрещен ввоз на территорию Российской Федерации мяса крупного рогатого скота, свинины, мяса домашней птицы, мяса соленого, копченого, сушеного, рыбы, ракообразных, моллюсков, молока и молочной продукции, сыров, творога на основе растительных жиров, овощей, корнеплодов, фруктов, орехов, страной происхождения которых являлись Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия. Позднее подвергался корректировке не только сам перечень запрещенных к ввозу в нашу страну продовольственных товаров, но и список стран, на которые распространялись эти ограничения. Несмотря на постоянное обсуждение вопроса об отмене санкций со стороны вышеуказанных государств, они каждый год продляются снова.

В условиях расширения биотехнологий ассортимент продовольственных товаров мирового рынка, не содержащих химических веществ, не высок. «Химизация» мирового рынка характерна не только для промышленных товаров, но и для сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственная продукция естественного биосферного происхождения постепенно отходит на второй план, освобождая место на рынке продуктам, выращенным с помощью агрохимикатов и пестицидов. Применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий (посевов, производственных помещений).

Общеизвестно, что использование пестицидов и агрохимикатов не должно приводить к:

- превышению гигиенических нормативов содержания в сельскохозяйственной продукции остаточных количеств пестицидов, токсичных и опасных метаболитов и соединений, радионуклидов, стойких органических загрязнителей;

- появлению в объектах окружающей среды в результате применения органических удобрений патогенной микрофлоры, жизнеспособных яиц гельминтов, опасных для человека, цист патогенных кишечных простейших, энтерококков и других опасных биологических агентов;

- нарушению естественного микробиоценоза почв.

Есть еще одно серьезное требование, указывающее на то, что комплексное поступление остаточных количеств пестицидов в организм человека с водой, пищевыми продуктами и атмосферным воздухом не должно превышать допустимых суточных доз.

Комиссия «Кодекс Алиментариус» в п.7 Руководящих положений по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов (GL 32-1999, REV. 12001), принятых на своей двадцать третьей сессии, состоявшейся в 1999 году установила следующее понятие органического сельского хозяйства, под которым понимается единая система управления производством, которая позволяет поддерживать и улучшать санитарное состояние агроэкосистемы, в том числе биоразнообразие, биологический круговорот и биологическую активность почвы. С учетом того факта, что региональные условия диктуют необходимость применения систем, адаптированных к местным условиям, особое внимание в этом случае уделяется применению практики рационального управления, которой отдается предпочтение перед методами использования вводимых факторов производства несельскохозяйственного происхождения [5].

Вместе с тем, именно введенные санкции способствовали к внедрению инновационных технологий в сельском хозяйстве, увеличению не только объемов, но и потребления населением продукции животноводства и т.д. По мнению министра сельского хозяйства России А. Ткачева: «Страна сможет полностью заместить импортное продовольствие в течение 5-7 лет. За последние три года мы практически сократили импорт продовольствия из разных стран в 2,5 раза» [6].

Выросший курс доллара и евро по отношению к рублю автоматически поспособствовал удорожанию многих импортных «несанкционных» продовольственных

товаров почти в два раза, что сделало их менее конкурентоспособными на продовольственных рынках в различных сегментах. Это позволило отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям значительно улучшить свои позиции в отдельных направлениях рынка продовольственных товаров.

Одним из главных условий снижения предполагаемых рисков и повышения конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики может стать осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления продовольственным обеспечением на различных уровнях. В результате возникшей ситуации в аграрном секторе экономики России и ее регионов проблема замещения импортных продовольственных товаров отечественными становится не просто актуальной, а стратегически приоритетной.

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года было прямо предусмотрено, что: «нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет» [7].

В целях реализации государственной политики на федеральном уровне по этому направлению была образована Правительственная комиссия по импортозамещению, которая является координационным органом, созданным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности [8]. Одна из первостепенных задач комиссии - создание условий для собственного производства в тех секторах экономики, где сохраняется высокий уровень зависимости от импорта.

Аналогичные меры принимаются в регионах, в частности, следует выделить Распоряжение Губернатора Красноярского края от 10.05.2016 № 232-рг «О мерах по реализации государственной политики в сфере импортозамещения на территории Красноярского края» [9] и Распоряжение Правительства Красноярского края от 26.01.2017 № 63-р «Об утверждении Плана по импортозамещению в Красноярском крае на 20172020 годы» [10].

В настоящий момент проблемы импортозамещения продовольственных товаров входят в круг приоритетных задач на федеральном и региональном уровне политики развития российских регионов. В условиях действия экономических санкций, значительное количество регионов оказались в двойственном положении: с одной стороны, начались проблемы с обеспечением сельскохозяйственным сырьем для перерабатывающих организаций и продовольственными товарами для населения, а с другой стороны - появился стимул развивать отечественный аграрный сектор экономики.

В этой связи, российские регионы получили реальную возможность посредством мобилизации внутренних ресурсов по увеличению собственного производства продуктов питания. В системе продовольственного обеспечения создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве как базы производства и повышения уровня самообеспечения регионов России качественными и безопасными продуктами питания.

В Красноярском крае существует определённый потенциал для повышения продовольственного обеспечения населения края не только посредством реализации

государственной политики импортозамещения, но и за счет мобилизации не реализованных собственных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Одним из главных инструментов стимулирования эффективного развития сельского хозяйства Российского государства и его регионов является приоритетная государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение по реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [11] и Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы» [12].

Все регионы в России в значительной степени дифференцированы по уровню самообеспечения продовольствием. Это обусловлено серьезным влиянием целого комплекса факторов: имеющаяся дифференциация регионов по уровню экономического развития, различия природно-климатических условий, исторически сложившаяся система специализации и разделения труда, расположение регионов относительно столицы России, национальные обычаи и традиции.

Объективно необходимо формирование научно обоснованной системы управления продовольственного обеспечения регионов с учетом их специфических особенностей. Это имеет принципиальное значение для регионов с суровыми природно-климатическими условиями, к которым следует отнести и Красноярский край. В частности, сельское хозяйство Красноярского края в 2015 году находилось на 20-м месте среди регионов России по объему произведенной продукции в фактических ценах (88,9 млрд. рублей). Доля региона в общероссийской стоимости произведенной продукции сельского хозяйства составила 1,8%. Красноярский край в 2015 году находился на 2-м месте в России по валовым сборам овса (7,6% в общероссийских сборах овса), на 12-м месте по сборам пшеницы (2,5%), на 19-м месте по сборам ржи (1,5%), на 54-м месте по сборам тритикале (0,2%), на 21-м месте по сборам ячменя (2,0%), на 35-м месте по сборам проса (0,02%), на 25-м месте по сборам гречихи (0,3%), на 29-м месте по сборам гороха (0,7%), на 38-м месте по сборам семян подсолнечника (0,002%), на 37-м месте по сборам соевых бобов (0,01%), на 15-м месте по сборам семян рапса (2,6%), на 24-м месте по сборам семян рыжика (0,1%), на 33-м месте по сборам семян горчицы (0,2%), на 28-м месте по сборам картофеля (1,1%), на 37-м месте по сборам овощей открытого и защищенного грунта (0,5%). В животноводстве регион выделяется производством молока (2,4% от общероссийского производства молока, 9-е место среди регионов РФ), свинины (2,4%, 10-е место), говядины (2,3%, 12-е место). Также в Красноярском крае производят мясо птицы (0,3%, 52-е место), баранину и козлятину (0,2%, 53-е место), яйца (1,9%, 23-е место) [13].

Реальными потенциальными возможностями развития органического земледелия в Сибирском федеральном округе обладает Красноярский край. Так, отдельные проблемные аспекты органической сертификации сельскохозяйственной продукции обсудили на площадке Агропромышленного форума Сибири. В частности, председатель НП «Пчеловоды Красноярья» И. Бондарь отметила следующее: «К сожалению, российские пчеловоды сильно отстали от своих иностранных коллег в органическом пчеловодстве. Сравните - в Италии 9000 органических пасек, в то время как во всем Красноярском крае -ни одной. Хотя производство мёда на органических пасеках выгодно для нас. На рынке есть потребность в экопродуктах. Особенно, если мы говорим об экспорте за рубеж. Органик-сертификация позволит вам в разы повысить цены на вашу продукцию и улучшить имидж, поскольку вы автоматически становитесь социально-ответственным

предпринимателем: ваше производство экологически безопасно - это необходимо для получения сертификата» [14].4

В Красноярском крае целесообразно предусмотреть меры государственной поддержки по развитию инфраструктуры движения органической сельскохозяйственной продукции от производителя к покупателям. Не менее важное направление государственной поддержки - это допуск производителей органической сельскохозяйственной продукции к продовольственным сетям либо вообще создание краевого бренда «органической сельскохозяйственной продукции Красноярского края».

Также желательно в ближайшее время принять Федеральный закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», который будет способствовать развитию рынка органической сельскохозяйственной продукции как в Российской Федерации, так и в Красноярском крае.

Список литературы:

1. Закон об органической продукции на подходе. URL: https://www.livejoumal.com https://econet.ru/articles (дата обращения 15.12.2017).

2. Быстров Г.Е. Мировой опыт обеспечения продовольственной безопасности и его использование в России // Законодательство и экономика. 2013. № 5. С. 5 - 9.

3. Союз органического земледелия России. URL: DairyNews.ru http://dairynews.ru/news/ (дата обращения 15.12.2017).

4. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.

5. http://www.arriah.ru/sites/default/files/private/books/kodeks-alimentarius/organich.prod-organic (дата обращения 15.12.2017).

6. Ткачев: полное импортозамещение произойдет в России через 5-7 лет // https://www.gazeta.ru/business/news/2017/07/05/n_10264976.shtml (дата обращения 08.12.2017).

7. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Российская газета. 2015. № 275. 04 декабря.

8. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению» // СЗ РФ. 2015. № 32. Ст. 4773.

9. Распоряжение Губернатора Красноярского края от 10.05.2016 № 232-рг «О мерах по реализации государственной политики в сфере импортозамещения на территории Красноярского края» // www.zakon.krskstate.ru

10. Распоряжение Правительства Красноярского края от 26.01.2017 № 63-р «Об утверждении Плана по импортозамещению в Красноярском крае на 2017-2020 годы» // www.zakon.krskstate.ru

11. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

12. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского

^Проблемные аспекты органической сертификации сельскохозяйственной продукции обсудили на Агропромышленном форуме Сибири http://www.krasfair.ru/events/dacha/news

15

хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы» // www.zakon.krskstate.ru

13. http://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-krasnoyarskogo-kraya (дата обращения 08.12.2017).

14. Проблемные аспекты органической сертификации сельскохозяйственной продукции обсудили на Агропромышленном форуме Сибири http://www.krasfair.ru/events/dacha/news (дата обращения 08.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.