Научная статья на тему 'СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ'

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
406
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ МАКРОРЕГИОН / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО / СОЮЗНАЯ РУСЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Николай Максимович, Волков Глеб Юрьевич

В статье поднимаются проблемы несогласованности позиций государств-участников ОДКБ в отношении специальной военной операции. Показана сложность преодоления последствий политики «многовекторности», ранее проводившейся официальным Минском. Рассматриваются возможные пути дальнейшего строительства Союзного государства и перспективы белорусско-российских торговых и экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNION STATE IN MODERN GEOPOLITICAL REALITIES

The article addresses the issues of inconsistency in the positions of member states of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) regarding the Special Military Operation. It demonstrates the complexity of overcoming the consequences of the "multi-vector" policy previously pursued by the official Minsk. Possible ways of further building the Union State and the prospects of Belarusian-Russian trade and economic relations are considered.

Текст научной работы на тему «СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.48137/23116412_2023_1_ 24 УДК: 327

Николай СЕРГЕЕВ, Глеб ВОЛКОВ

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ

РЕАЛИЯХ

Аннотация

В статье поднимаются проблемы несогласованности позиций государств-участников ОДКБ в отношении специальной военной операции. Показана сложность преодоления последствий политики «многовекторности», ранее проводившейся официальным Минском. Рассматриваются возможные пути дальнейшего строительства Союзного государства и перспективы белорусско-российских торговых и экономических отношений.

Введение

Проводимая на Украине Вооруженными силами Российской Федерации специальная военная опе-

рация (СВО) стала определенным моментом истины, проявившим серьезные изъяны существующих на

СЕРГЕЕВ Николай Максимович - представитель Института стран СНГ в Белоруссии. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, Старомонетный пер., 7/10, стр. 3. E-mail: rujansergeev@mail.ru

ВОЛКОВ Глеб Юрьевич - кандидат политических наук, обозреватель портала «Вместе с Россией». E-mail: volkov-gleb@mail.ru

Ключевые слова: ОДКБ, Евразийский макрорегион, Союзное государство, Единое Отечество, Союзная Русь, транспортные коридоры.

постсоветском пространстве интеграционных объединений. В первую очередь это относится к ОДКБ. Эта организация пока не обрела черты реального военно-политического союза, который все еще находится в стадии становления. Действительно, одним из главных показателей дееспособности любого союза (межгосударственного или иного) выступает взаимная поддержка и общая позиция по ключевым вопросам. А с этим в ОДКБ очевидные проблемы.

Если Российская Федерация и Республика Беларусь следуют принципам взаимной поддержки, то в отношении остальных государств-участников ОДКБ существуют большие сомнения. Наиболее показательным примером в этом отношении является позиция России в связи с событиями в Казахстане. В начале января 2022 года в этой среднеазиатской республике была предпринята попытка цветной революции. Причем «революционные массы» были настроены весьма решительно в отношении президента Казахстана К.-Ж. Токаева, которому угрожала реальная опасность. По словам Токаева, «иностранные радикальные силы пытались превратить Казахстан в поле битвы и осуществить государственный переворот» [1].

Президент Казахстана обратился в ОДКБ с просьбой о помощи в защите от действующих на территории Казахстана «подготовленных за рубежом террористических банд». Россия незамедлительно откликнулось на просьбу Токаева,

убедив и других участников ОДКБ протянуть руку помощи Казахстану. 7 января 75 военно-транспортных самолетов ВКС России совершили переброску группировки коллективных миротворческих сил ОДКБ в Казахстан, основу которой составили подразделения и части воздушно-десантных войск РФ. За сутки в Казахстан был переброшен миротворческий контингент ОДКБ численностью 2030 чел. и 250 единиц военной техники. Под охрану были взяты аэропорты, военные склады и другие стратегические объекты [2].

Присутствие миротворческих сил ОДКБ в Казахстане не только придало уверенности президенту Токаеву и казахстанским силам правопорядка, но и сильно остудило «революционный» пыл у мятежников. В итоге очередной цветной переворот на постсоветском пространстве не состоялся.

16 мая 2022 года в Москве состоялась встреча глав государств-участников ОДКБ, после которой генеральный секретарь организации С. Зась вынужден был отметить, что в отношении специальной военной операции на Украине у членов ОДКБ нет солидарного отношения: «У стран-членов ОДКБ есть свои взаимоотношения и с Украиной, равно как и с другими странами, и свое отношение к происходящим событиям. И такой консолидированной позиции пока нет» [3].

На заседании совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване 23 ноября 2022 г. президент РБ А.

Лукашенко констатировал, что судьба ОДКБ полностью зависит от операции России на Украине: «Если Россия победит, ОДКБ будет жить; если, не дай Бог, не победит, ОДКБ существовать не будет. И в наших странах тоже многие горячие головы начали обсуждать эту проблему. Чувствую, что мы пришли к единому мнению: если, не дай Бог, рухнет Россия, то под этими обломками - наше место»

В настоящее время только Союзное государство можно отнести к разряду полноценных интеграционных образований на постсоветском пространстве, о возможных направлениях развития которого пойдет речь в данном исследовании. В январе 2023 года исполняется 23 года как вступил в силу Договор о создании Союзного государства, выполнение которого оказалось замороженным на долгие годы. Союзное государство не имеет ни полноценного парламента, ни постоянно действующего правительства, т.е. реальных политических институтов. Вместе с тем за прошедшие десятилетия в РФ произошли существенные изменения, которые вернули

Российское государство в разряд великих держав.

Более того, Россия, начав специальную военную операцию на Украине, совершает геополитическую и мировоззренческую революцию всемирного масштаба. Российская Федерация является тем центром силы на планете, который призван обеспечить справедливое мироустройство.

Речь идет о сломе господства Запада и пересмотре доктрины европоцентризма. Отсюда такая ненависть западных элит к России (включая Белоруссию) и ко всему русскому. Россия становится авангардом человечества, продвигающим мир к единению и сотрудничеству на основаниях взаимности и справедливости.

В преддверии столетия образования СССР стало очевидным, что Российская Федерация является правопреемницей советской державы не только в юридическом, но и в геополитическом смысле. По сравнению с 2000 годом, экономический, военно-политический и геополитический вес российского государства на порядок вырос.

Перспективы отхода Минска от «многовекторности»

В соответствии с законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Респуб-

лики Беларусь» принцип «много-векторности» реализуется только в сфере государственной внешнеэкономической политики. Однако все последние годы термин «мно-

1 Если рухнет Россия, страны ОДКБ окажутся под обломками, заявил Лукашенко // URL: https://ria.ru/20221123/rossiya-1833787597.html (дата обращения: 15.02.2023)

говекторность» руководителями республики трактовался весьма расширительно, подразумевая политическое балансирование между мировыми центрами силы, а также установление отношений тесного сотрудничества (включая культурное) с государствами и МПО как Запада, так и Востока. По словам президента РБ А. Лукашенко, у Белоруссии «была и будет многовекторная внешняя политика», поскольку «мы вынуждены проводить многовекторную политику в силу того, что находимся в центре Европы, мы независимое суверенное государство и нас к этому подталкивает экономика, благосостояние наших людей».

После драматических событий президентской кампании в 2020 г., которые Запад активно использовал для организации государственного переворота, официальному Минску пришлось пересматривать внешнеполитический курс. Вот что заявил по этому поводу председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Белоруссии А. Савиных: «Сегодня есть достаточно оснований утверждать, что многовекторная политика больше не обеспечивает нужные нам внешние условия для благоприятного развития Беларуси». Савиных подчеркнул, «что высшим приоритетом для нас остается укрепление политических, экономических и военных отношений с Российской Федерацией в рамках Союзного государства». По его мнению, РБ необходимо «войти в ядро формирую-

щегося Евразийского макрорегиона», основу которого должен составить Евразийский экономический союз «с его независимой финансовой системой, самостоятельным рынком и продуманной системой разделения труда» [4].

Утверждать, что пресловутая «многовекторность» осталась в прошлом, тем не менее, рано. В Республике Беларусь продолжают, например, сохраняться введенные в период доминирования многовек-торности ограничения на применение русского языка в транспортной системе и топонимике. В частности, в минском метрополитене информирование продолжает осуществляется исключительно на белорусском и английском языках. В наземном городском транспорте - только на белорусском. А на уличных указателях и на информационных табло в метро продолжают присутствовать надписи на «мове» с использованием польской латиницы.

Уже после событий 2020 года представители общественности неоднократно обращались к властям различного уровня (администрация президента, парламент, конституционный суд, минские городские власти) с предложением вести информирование граждан в транспорте на двух государственных языках и привести языковую политику в соответствие с конституцией РБ, реальной языковой обстановкой в республике (практически все население в обиходе говорит на русском языке) и правом граждан получать информацию на родном языке (согласно переписи населе-

ния РБ 2019 г. более 40% граждан назвали русский родным). Но направленность языковой политики белорусских властей пока не меняется и соответствует эпохе много-векторности.

Все это находится в серьезном противоречии с публичными заявлениями А. Лукашенко, который неоднократно повторял на самом высоком уровне, что русский язык является для белорусов родным, также, как и белорусский, подчеркивая, что «белорусский и наш русский языки всегда будут достоянием нашей нации»2.

Не происходит никаких положительных изменений и в области топонимики. Это касается не только отсутствия русского языка на дорожных и уличных указателях, но и названий улиц. Так, еще с советских времен в Минске и в других городах имеются улицы, названные именем Калиновского. В советское время из этого одного из главарей польского мятежа 1863 г., представителя шляхетского рода из Мазовии Вин-цента Константы Калиновского, польского националиста и террориста, сделали «крестьянского вожака Кастуся Калиновского». Он был казнен по приговору суда в марте 1864 г. за организацию массовых убийств православных священников, белорусских крестьян и горожан, т.е. за военные преступления. Но так как

«восстание Калиновского» было направлено против «проклятого самодержавия», то еще в 1920-е годы в БССР из польского шляхтича сделали вожака белорусских крестьян. В постсоветское время Калиновский стал идолом всех русофобских и антипрезидентских сил.

В довершение ко всему на территории Украины из числа непримиримых беглых мятежников 2020 года под патронажем польских и украинских спецслужб сформировано диверсионно-террористиче-ское формирование, так называемый «полк Калиновского», боевики которого участвуют в боевых действиях на Украине на стороне ВСУ, не скрывая, что в дальнейшем рассчитывают захватить вооруженным путем власти в Белоруссии.

В настоящее время это бандформирование пытается сформировать на белорусской территории путем вербовки через сеть интернет так называемый «силовой резерв», одной из задач которого будет «арест и конвоирование лукашистов»3. Показательно, что на шевроне этого формирования надпись «полк Ка-линовского» сделана на латинице, надписи на которой появились в Минске в метро, на дорожных указателях, на официальных информационных табло накануне президентской кампании. Вряд ли это случайное совпадение.

2 Лукашенко: белорусский и русский языки всегда будут достоянием нашей нации // URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-belorusskij-i-russkij-jazyki-vsegda-budut-dostojaniem-nashej-natsii-428207-2021/ (дата обращения: 15.02.2023)

3 Террористическая угроза в Белоруссии - при чем здесь Украина? // URL: http:// antimaydan.info/2022/10/terroristicheskaya_ugroza_v_belorussii_pri_chem_zdes_ukraina.html (дата обращения: 13.02.2023)

Борьба Запада за влияние на умонастроения белорусских граждан

После событий 2020 года белорусская правоохранительная система провела масштабные мероприятия, направленные на выявление и привлечение к ответственности участников антипрезидентских выступлений. При этом Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД РБ постоянно уведомляет граждан, причастных к экстремистским действиям (участие в несанкционированных акциях и сетевых сообществах признанных экстремистскими, призывы к забастовкам и блокировке дорог и т.д.), что если самому явиться в ГУБОП, то можно отделаться профилактической беседой.

Осуществляя подготовку к государственному перевороту, Польша, США и Евросоюз буквально опутали РБ внушительной сетью существовавших за счет западных дотаций неправительственных организаций (культурно-образовательные, досу-говые, спортивные, молодежные и др.), которые вне зависимости от формальной направленности выступали проводниками западного, в первую очередь польского влияния, рассадниками неприязненного отношения к Русскому миру, России и Союзному государству. При этом очевидно, что создание в Белоруссии прозападной сети НПО было бы невозможно без содействия со стороны чиновников республиканского уровня.

За последние два года власти РБ значительно «проредили» обще-

ственный сектор за счет прозападных организаций, что вызывает большое недовольство на Западе, т.к. в этом случае значительно сокращается возможности западного воздействия на умонастроения белорусских граждан.

Вот как оценил положение дел в Белоруссии посол США в Польше М. Козак (посол США в РБ в 20002003 гг.) в своем выступлении 28 сентября 2022 г. на Варшавской конференции по человеческому измерению: «В Белоруссии режим продолжает подавлять демократическое движение. С августа 2020 года власти запретили или принудили к закрытию более 765 неправительственных организаций (НПО). Все независимые СМИ были изгнаны, арестованы и/или запрещены. Все независимые профсоюзы - также запрещены. В настоящее время режим удерживает более 1300 политических заключенных, и их число продолжает расти» [5].

Трудно сказать, насколько цифры, приведенные американским послом, соответствуют действительности, но в Республике Беларусь картина для западных экспортеров цветных революций вырисовывается удручающей. В то же время указанные данные являются убедительным свидетельством многолетней целенаправленной и системной деятельности западных структур по созданию в РБ разветвленной инфраструктуры, направленной на формирование антирос-

сийских прозападных настроений в белорусском обществе и полный отрыв Белоруссии от России.

Справедливости ради надо сказать, что зачистка правоохранительными органами проводится не только в отношении сторонников «мятежа-2020», но и касательно персонажей, распространяющих в социальных сетях и другими способами фальшивки о действиях российских вооруженных сил в ходе Специальной военной операции на Украине и оскорбления в отношении российских военнослужащих и руководства Российской Федерации4.

Рассматривая общественно-политическую обстановку в Белоруссии, необходимо учитывать то обстоятельство, что за время суверенного существования в белорусском обществе довольно широко распространились идеи пресловутой поль-щизны, которые выражались в губительной доктрине «Belarus - не Белая Русь». Особенно серьезно грибница польщизны разрослась в системе культуры и образования РБ.

Определенным показателем расхожести идей польщизны среди населения республики является численность белорусских граждан, получивших «карту поляка». По данным правительства Польши с 2008 года до настоящего времени обладателями «карты поляка» стали

более 160 тыс. граждан Республики Беларусь5. По данным переписи населения 2019 года, в Белоруссии проживало 287 тыс. 693 поляка6.

По сведениям римско-католической церкви, в Белоруссии насчитывается порядка 1 млн 400 тыс. верующих католиков, что составляет примерно 15% населения РБ. По замыслу Варшавы, эти польско-ориентированные белорусские граждане должны стать поляками и оказывать решающее влияние на внешнеполитический курс РБ. Подобный посыл является одной из главных целей, которую преследует проводимая в Белоруссии уже 15 лет кампания по распространению среди белорусского населения «карты поляка».

Важно отметить, что владелец «карты поляка» не только получает на территории Польши целый ряд льгот социально-экономической и образовательной направленности, но и документально подтверждает свою принадлежность к польскому народу. Таким образом, обладатель «карты поляка», независимо от его общественной и политической активности и области деятельности, по факту является проводником польских интересов. Особенно ярко это проявилось в ходе событий избирательной кампании 2020 г., когда в антипрезиденских акциях

4 За разжигание ненависти задержан гродненец // URL: https://t.me/pulsGrodno/27084 (дата обращения: 15.02.2023)

5 Хочешь работать - сдай карту поляка. Чего хотят власти РБ? // URL: www.dw.com/ru/ hoces-rabotat-sdaj-kartu-polaka-cego-dobivautsa-vlasti-belarusi/a-63610056&cd=1&hl=m&ct=cln k&gl=by (дата обращения: 15.02.2023)

6 Национальный состав населения Беларуси // URL: https://www.belta.by/infographica/ view/natsionalnyj-sostav-naselenija-belarusi-22499/ (дата обращения: 15.02.2023)

самое активное участие принимали, в частности, предпринимательские круги, имевшие деловые интересы в Польше.

В течение довольно длительного времени власти фактически смотрели сквозь пальцы на распространение «карты поляка» среди граждан РБ и только после 2020 года начали обращать на этот вопрос внимание. Хотя «образовательные центры», ведущие на платной основе курсы подготовки к сдаче экзаменов на получение «карты поляка» (польский язык, польская культура, история Польши), продолжают свою деятельность до сих пор.

В то же время представителями правоохранительных органов неоднократно ставился вопрос о запрете или хотя бы ограничении хождения «карты поляка», но до событий 2020 года подобные предложения не принимались руководством республики.

В конце 2021 года генеральный прокурор РБ А.Швед заявил о том, что карта поляка - это элемент подрывной антигосударственной работы. Тогда же в МВД республики предложили лишать гражданства за экстремистские преступления. Кроме того, начальник отдела ГУБОП МВД РБ В. Орловский выступил с предложением лишать гражданства РБ белорусских граждан, уехавших из Белоруссии и «работающих в интересах Запада» [18].

И, наконец, 6 сентября 2022 года у президента состоялось сове-

щание по вопросам совершенствования законодательства о гражданстве, в ходе которого Александр Лукашенко затронул и тему «карты поляка»: «Нам надо разобраться: или они граждане Республики Беларусь, или они заблудшие просто, взяли эту карту якобы случайно, или у них иная ориентация. Думаю, у органов внутренних дел и дипломатической службы есть и другие вопросы в сфере гражданства, которые вызывают обеспокоенность» [6].

В настоящее время подготовлен проект поправок в «Закон о гражданстве», в соответствии с которыми вводится обязанность граждан республики уведомлять компетентные органы о приобретении гражданства иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы или иные преимущества. К последней категории относится и «карта поляка». По словам главы МВД РБ И. Кубракова, в названном законе предполагается закрепить «возможность ограничивать права и свободы граждан, имеющих иное гражданство, в случаях, предусмотренных Конституцией и законодательными актами». По его мнению, подобные меры «помогут эффективно обеспечивать государственные интересы»7.

Важнейшей сферой, оказывающей большое влияние на формирование мировоззрения граждан, яв-

7 Сколько белорусов имеют «карту поляка»? // URL: https://thinktanks.by/ publication/2022/09/07/skolko-belorusov-imeyut-kartu-polyaka.html (дата обращения: 15.02.2023)

ляется туризм и экскурсионное дело, которые в Белоруссии находятся под доминирующим влиянием польщиз-ны. Если экскурсионные и туристические маршруты, посвященные истории Белоруссии, не затрагивают Великую Отечественную или Первую мировую войны, то в ходе экскурсий и туристских походов на путешествующих граждан буквально обрушивается поток откровенной пропольской пропаганды, возвеличивающей Радзивиллов, Огинских, Сапег и других польских магнатов.

Если же туристический объект исторически связан с Древней Русью или Российской империей, то в его описании слова «Русь» или «Россия» не упоминаются. При этом экскурсоводы никогда не говорят о русской составляющей литовско-русского великого княжества и не используют его полное наименование - Великое княжество Литовское и Русское. Исторические же события преподносятся экскурсоводами, включая периоды

Отечественной войны 1812 года и польских восстаний 1794, 1831 и 1863 годов, под углом польско-шляхетских интересов и оценок. Но необходимо подчеркнуть, что экскурсоводы ведут линию, которую задает Национальное агентство по туризму Республики Беларусь.

За более чем три десятилетия суверенного существования Республики Беларусь отрицание рус-скости белорусов и польщизна получили широкое распространение в среде творческой интеллигенции и чиновничества различного уровня. И это неудивительно, т.к. отбор и подготовка государственных служащих осуществлялись в рамках политики «многовекторности», которая во внутренних делах предполагала ограничение общерусского начала во всех его проявлениях. При этом обязательным условием госслужбы являлась верность чиновников главе государства и государству как аппарату.

Проекты возвращения к русским истокам

Идеология польщизны и отрицания русскости белорусов столь глубоко въелась в сознание значительной части творческой интеллигенции и чиновничества гуманитарных ведомств, что потребуется кропотливая идеологическая работа по очищению сознания этой категории белорусского общества от присущего ему помутнения. При этом в основе идеологии очищения должна лежать идея общерусского националь-

но-культурного и цивилизационного единства. Граждане Республики Беларусь и Российской Федерации должны ясно осознавать, что Белая Русь и Великая Россия есть одна Русская цивилизация, а выражающие эту данность слова популярной песни «Две сестры - две Руси» должны, в первую очередь, подкрепляться общей направленностью исторического и, в целом, гуманитарного образования в Белоруссии и России.

Помимо приведения к общему знаменателю белорусской и российской систем образования, пришло время рассмотреть (для начала на экспертном уровне) возможные варианты дальнейшего развития Союзного государства. При этом надо исходить из того, что Россия образца 2022 года - это совсем не Российская Федерация начала 2000 года, когда вступил в действие Договор о создании Союзного государства. На рубеже столетий Российская Федерация рассматривалась западными «партнерами» как страна, утратившая былое величие, которой отводилась роль в лучшем случае региональной державы.

Спустя 22 года Россия не просто вернула себе статус великой державы, а стала мировым лидером в борьбе за справедливый миропорядок, а российский флаг стал символом борьбы с западным неоколониализмом в странах Африки, таких как Мали, Алжир, Центральноаф-риканская республика, Буркина-Фасо и других.

С другой стороны, Республика Беларусь - это суверенное государство со своими интересами. Но при этом в декабре 2021 года в интервью генеральному директору международного информационного агентства «Россия сегодня» Д. Киселеву А. Лукашенко определенно заявил, что «Отечество у России и Беларуси одно - от Бреста до Владивостока» [7]. В связи этими обстоятельствами необходимо соответствующее им совершенствование Договора о создании Союзного государства.

При этом посыл о «Едином Отечестве от Бреста до Владивостока» должен стать идейным фундаментом, на котором должно возводиться здание Союзного государства. Для этого, в первую очередь, необходимо, чтобы белорусские и российские государственные и общественные деятели, политики и средства массовой информации перестали говорить о Российской Федерации и Республике Беларусь просто как о государствах-соседях. Речь должна идти о частях единого целого.

Одновременно встает вопрос о наименовании Единого Отечества, т.к. Союзное государство - это форма объединения государств, но не имя собственное. Интересным представляется предложение, высказанное рядом белорусских общественных деятелей. Они предложили назвать Союзное государство - Союзная Русь: как объединение Белой и Великой Руси с последующим присоединением Малой и Под-карпатской Руси. Важно отметить, что Русь изначально складывалась как многонациональное государство, поэтому какие-либо обвинения в этнократическом характере Союзной Руси отметаются как несостоятельные.

Рассматриваются в Белоруссии и возможные направления союзного государственного строительства. Вот, что пишет по этому поводу политический аналитик М. Малаш: «Так исторически сложилось, что после распада СССР западнорусские земли, населенные малороссами и белорусами, оказались в составе Ук-

раины и Белоруссии, а восточнорус-ские, населенные великороссами, -в составе Российской Федерации и Казахстана. Полноценным западнорусским государством фактически является только Республика Беларусь, а восточнорусским - Российская Федерация. Мы усложнились и очевидно, что для нового времени русским землям нужна новая юридическая форма, каковой является Союзное государство. Это, по сути, конфедерация, предполагающая культурно-экономические суверенитеты участников, единую оборону и внешнюю политику. Было бы рациональным передать из суверенного ведения союзному центру еще и те отрасли экономики, в суверенности которых, нет практического смысла» [8].

По мнению Малаша, едиными должны быть оборона, фундаментальная наука, космические исследования, транспортная система: железные дороги, магистральные трубопроводы, линии связи, стратегические отрасли промышленности. Большая же часть социально-экономической жизни и области культуры остается в суверенном ведении национальных органов управления. При этом на внешнеполитической арене Российская Федерация и Республика Беларусь выступают как единое целое, внутри же общерусского Союза каждый из его субъектов будет обладать широкой самостоятельностью [8].

В то же время в условиях развязанной коллективным Западом геополитической войны, нацеленной

на разрушение Русской цивилизации, для ее упрочения необходим Большой Проект, вовлекающий в его воплощение широкие слои общества. По мнению белорусского философа и политолога А. Дзер-манта, таковым призван стать проект особого региона Союзного государства под наименованием Балтийская Русь, включающий Республику Беларусь, Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую и Калининградскую области. Союзный регион будет не только прочной технократической скрепой Союзного государства, но и одним из ядер Русской цивилизации. Балтийская Русь как новое местораз-витие Русской цивилизации должна также стать и противовесом в экономическом, народонаселенче-ском и военном отношении таким евроатлантическим регионам, как Польша, Прибалтика, Скандинавия и Финляндия.

Балтийская Русь, по мысли Дзерманта, явится оплотом современного русского самосознания, с одной стороны, обращенного к пер-воистокам - городам изначальной Северной Руси (Ладога, Новгород, Полоцк, Изборск, Витебск), с другой - устремленного в научно-технологическое будущее. В последнем случае чрезвычайно важна роль Санкт-Петербурга, Минска, а в последующем - Калининграда как связанных в единую сеть образовательных, научных и гуманитарных центров.

По мере становления Балтийской Руси неизменно будет возрастать ее роль как центра притяже-

ния близлежащих прибалтийских средством русского и русскоязыч-государств, в первую очередь, по- ного населения этих стран8.

Перспектива белорусско-российских торговых и экономических отношений

Для понимания настоящего состояния белорусско-российских экономических отношений и их перспективы следует в первую очередь обратиться к предпосылкам сложившейся ситуации. Приходится констатировать тот факт, что все предыдущие годы Российская Федерация рассматривала потенциал своего белорусского партнера преимущественно с точки зрения его транзитных возможностей. После распада СССР это считалось естественным, поскольку в период постсоветской трансформации экономических отношений в регионе Минск утратил былой статус «сборочного цеха страны», а Москва, напротив, стала формировать собственную производственную базу по тем позициям, которые ранее занимали иные республики СССР.

Геополитическое же положение - вещь постоянная. Хотя, как показали последние события, политические процессы способны изменить и эту аксиому - к настоящему моменту возможности белорусского транзита сократились до исторического минимума9.

Надо заметить, тенденция на снижение потребности РФ в использовании белорусского транзитного коридора, в том, что касается его энергетической составляющей, начала просматриваться задолго до 2022 года, прошедшего под знаком масштабных экономических санкций и специальной военной операции. Намерение западных соседей Белоруссии (Польши и прибалтийских республик) отказаться от закупок российского энергетического сырья в пользу поставок из других стран было просчитано правительством России, которое решило начать прокладывание альтернативных энергетических коридоров в Европу взамен традиционным, включая белорусский. Это понятно, поскольку на западных границах России создание «санитарного кордона» ставило в обозримом будущем под угрозу весь ее транзит и требовало незамедлительных упреждающих действий.

Так появился проект Северный поток, призванный сохранить поставки российского природного газа в Европу, минуя проблемные государства. Ставка делалась на,

8 Балтийская Русь - новое месторазвитие Русской цивилизации // URL: http://eurasia-sever. by/baltijskaya-rus-novoe-mestorazvitie-russkoj-czivilizaczii/ (дата обращения: 15.02.2023)

9 Политика полностью уничтожила экономику: глава Роснефти Игорь Сечин на Веронском форуме // URL: https://www.gazeta.ru/business/2022/10/28/15693913.shtm (дата обращения: 15.02.2023

казалось бы, надежного партнера -Германию. Аналогичное назначение имел нереализованный Южный поток, впоследствии переродившийся в Турецкий. Данный маршрут также предполагал поставки природного газа из России на Европейский континент в обход недружественных государств Восточной Европы.

В своих планах, однако, Москва переоценила самостоятельность Германии и недооценила зависимость ЕС (в целом) от американо-британского влияния - точку в вопросе позже поставит военно-экономическая кампания Запада, развернутая против России в свете украинских событий.

В результате вышеописанных политико-экономических изменений Республика Беларусь как ключевое звено транзитной цепи осталась не у дел, и по стечению обстоятельств косвенную роль в этом сыграли обводные энергетические ветки союзной России. Справедливости ради следует отметить, что белорусское руководство не верило в полную блокировку своего транзита на европейском направлении, отчасти принимая заявления правящих элит соседних государств за политический блеф или непросвещенность, которая в определенный момент будет опровергнута экономической целесообразностью. Так что доводы России о необходимости пересмотра транзитных возможностей Белоруссии и поиска компенсационных моделей, будь они предложены Москвой, на тот

момент едва ли могли встретить понимание в Минске.

Другим постоянным и довольно доходным направлением белорусско-российской торговли видятся поставки в Россию белорусской сельскохозяйственной продукции. Однако следует отметить, что данный сектор экономических отношений значительно уступал в прибыльности как транзиту энергоносителей, как и совокупному транзиту товаров в целом (воздушному и наземному). Кроме того, развитие сельскохозяйственного производства в самой Российской Федерации давно вышло на высокий уровень, а потому ввоз белорусского продовольствия скорее является жестом доброй воли со стороны России, нежели необходимостью. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные обращения представителей российской сельскохозяйственной отрасли к высшему руководству Российской Федерации с настоятельными предложениями пересмотра аграрной политики Москвы в пользу российских производителей, способных в избытке заменить белорусские торговые компании, работающие, как правило, на российском рынке с существенным демпингом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается совместных крупных проектов, то пока единственный, реализованный благодаря огромной финансовой помощи России, - это БелАЭС.

Начало Специальной военной операции на Украине усугубило неблагоприятные для Минска тенден-

ции, поставив республику в непростое положение, которое непременно перейдет в кризисное, как только западные санкции, направленные в настоящее время против России, будут во всей полноте применены и к Белоруссии. Пока Европейский союз отошел от практики введения санкций против России и Белоруссии синхронно, как раньше. Об этом, в частности, свидетельствует девятый пакет санкций против России, утвержденный на саммите ЕС в Брюсселе.

Вместе с тем важно отметить высокую вероятность введения против Белоруссии дополнительных сдерживающих мер экономического характера, подобных антироссийским, - «сильнее ударить по белорусской экономике, заставить режим в Минске прекратить помогать Москве в войне против Украины, и чтобы россияне не пытались обойти санкции»10. В последнее время идею синхронизации санкций против Белоруссии и России методично настойчиво анонсирует политическое руководство прибалтийских государств (Польша, Литва, Эстония, Латвия) и Ирландии.

Понятно, что политические элиты означенных стран лишь озвучивают общую позицию коллективного Запада, и пока еще предупредительный посыл для Минска может в любой момент воплотиться в реальную меру, преодолеть которую

белорусская республика самостоятельно будет не в состоянии.

Военные действия на территории Украины обозначили Республику Беларусь как участника СВО на стороне России, хотя и косвенного. Однако наблюдаемые в последнее время ущербные для Белоруссии ограничения экономического характера со стороны Запада вызваны не столько причастностью Республики Беларусь к СВО, сколько присутствием республики в торговых отношениях по линии Россия-Европа. Республика Беларусь автоматически оказалась под ударом, который предназначен в первую очередь для России. Блокировка Польшей, Литвой и Латвией экспортных поставок российских товаров различной номенклатуры в Европу, которые в значительной мере транспортировались через Белоруссию, ставит под угрозу транзитное будущее последней.

Вместе с тем крайне убыточным для экономики Белоруссии оказалось закрытие южного (украинского) вектора белорусского экспорта-импорта и транзита, напрямую ставшего следствием военных действий на территории Украины. В канун СВО Минск экспортировал на Украину существенные объемы продукции нефтепереработки. Согласно информации руководства «БНК-Украина», белорусская продукция на украинском рынке занимала 35% доли дизеля, бензина -

10 В Евросоюзе предлагают ввести против Беларуси такие же санкции, как против России // URL: https://zerkalo.az/v-evrosoyuze-predlagayut-vvestl-protlv-belarusi-takie-zhe-sanktsii-kak-protlv-rossii/ (дата обращения: 15.02.2023)

40%, битума - 45%. Товарооборот между странами составлял 6 млрд долл., из которых 1,5 млрд долл. экспортировала Украина в Республику Беларусь, а 4,5 млрд долл. -импорт из Белоруссии. Периодически Киев делал заказы на поставки в Украину белорусской электроэнергии11. При сложившихся обстоятельствах геополитического характера компенсировать данные потери представляется возможным только с помощью России путем принятия соответствующих видов белорусской товарной сетки в свои обороты.

Примечательно, что ответные антизападные действия России (в дополнение к уже упомянутым окружным газопроводным маршрутам) также оказывает негативное воздействие на белорусскую экономику. Характерным примером в этом плане видится ситуация с введением в мае 2022 года российской стороной контрсанкций против польского оператора газопровода «Ямал - Европа» компании EuRoPol GAZ, которые привели к остановке прокачки российского природного газа через территорию Белоруссии и Польши. При том, что через соседнюю Украину, с которой Российская Федерация находится в состоянии вооруженного конфликта, российский газ продолжает идти в прежнем объеме. Несмотря на диверсию, выведшую «Северный поток» из числа действительных по-

ставщиков газа в Европу, а также СВО, занесшую украинский коридор в категорию группы повышенного риска, относительно стабильный белорусский рукав простаивает.

Описанная ситуация с транзитом природного газа, где положение Республики Беларусь непосредственно зависит от российской стороны, не единственная в своем роде. Так, определенно затянулась история с предоставлением белорусской стороне места под строительство морского порта для перевалки калийных удобрений и нефтепродуктов взамен утраченного литовского. Как известно, с 1 февраля 2022 г. Литва перестала принимать поезда с белорусскими калийными удобрениями, следовавшими в направлении порта Клайпеды - крупнейшего перевалочного узла по экспорту белорусской продукции. Ранее через Клай-педский порт на суда погружалось 10-11 млн тонн удобрений «Бела-руськалия» в год. Вполне очевидно, что время принятия литовскими властями антибелорусского решения (в преддверии СВО) выбрано неслучайно.

На протяжении достаточно долгого периода белорусское руководство неоднократно заявляло о достижении договоренности с российскими коллегами и даже озвучивало конкретное местоположение площадки под застройку

11 Зеленский прокомментировал слова Лукашенко о прекращении поставок топлива // URL: https://sputnik.by/20220208/zelenskiy-prokommentiroval-slova-lukashenko-o-prekraschenii-postavok-topliva-1060181707.html (дата обращения: 15.02.2023)

порта. Вместе с тем заметного движения в вопросе не просматривается. Перевалка удобрений в Восточном (Китай) направлении железнодорожным транспортом обеспечивает лишь 20% от возможного экспортного объема. В результате Минск испытывает ощутимые для республиканского и отраслевого бюджета потери, что с учетом времени, необходимого на возведение порта (около двух лет), отрицательно отразится на белорусской экономике.

Есть основания полагать, что в обозримом будущем, по аналогии с ситуацией по экспорту природного газа, Минск может столкнуться с проблемами в нефтяной промышленности, по сдерживанию развития которой, применительно к России, Запад уже предпринимает активные предварительные шаги, нащупывая наиболее разрушительные для российско-белорусского союза направления.

В том, что нефтяная отрасль окажется под ударом, нет никаких сомнений, а значит, руководству России и Белоруссии следует иметь план компенсационных мер по противодействию экономической агрессии оппонентов. Причем план оперативного реагирования должен учитывать, что Республика Беларусь уже понесла убытки в сфере экспорта нефтепродуктов ввиду потери украинского рынка.

Беря во внимание политико-экономические тенденции и страте-

гическую сущность длительного противостояния, в активную фазу которого вошли Россия и коллективный Запад (а данная сущность всегда подразумевает продолжительность), следует готовиться к тому, что Республике Беларусь придется отказаться от статуса транзитной страны и в экономическом плане стать практически полностью ориентированной на российский рынок.

Период наблюдаемого противостояния с Западом оценивается как российским руководством, так и его оппонентами от пяти до десяти лет, в течение которых нынешняя конфигурация региональных отношений кардинально преобразится. Ведущие на Запад традиционные коммерческие цепочки и торговые коридоры, утратят былую актуаль-ность12.

Российская экономика, в сравнении с белорусской, вполне самодостаточна, и если белорусские товары находят спрос на российском рынке, то по причине их намерено занижаемой цены и расположения Москвы к своему союзнику. Другое дело - новые совместные проекты, в которых Республика Беларусь способна выступить в роли равноценного экономического партнера. Такими проектами видятся в первую очередь те, что направлены на борьбу с агрессивными намерениями коллективного Запада в отношении России, а значит, Союзного государства России и Белоруссии.

12 «Самое непредсказуемое десятилетие». Главное из выступления Путина // URL: https:// ria.ru/20221027/politika-1827316415.html (дата обращения: 15.02.2023)

По сути, некоторые предпосылки к белорусско-российскому экономическому сотрудничеству в рамках сопровождения СВО уже проявились. Так, с первых дней операции РБ предоставила России свою военную инфраструктуру, расположенную на южных границах республики: аэропорты, полигоны, казармы, медицинские учреждения и т.д. Список действующих услуг можно расширять, а их объем увеличивать. Временные мастерские по ремонту неисправной военной техники следовало бы преобразовать в полноценные сервисные центры. Белорусские предприятия военно-промышленного комплекса, равно как и предприятия легкой промышленности, необходимо полностью подчинить интересам российской группировки. В этом же русле мог себя проявить продовольственный сектор Белоруссии.

Для осуществления данной стратегии применительно к Белоруссии важно, чтобы республика оставалась косвенным участником военной кампании. И если роста экономического давления со стороны Запада Минску не избежать, то вероятность нанесения ударов ракетами НАТО по расположенным на территории Республики Беларусь объектам военно-промышленной направленности невелика. Ведь атака на эти объекты поставит под удар аналогичную инфра-

структуру Запада, находящуюся в пределах досягаемости российских ракетно-космических войск. Ибо всякое покушение на белорусскую оборонную промышленность вызовет зеркальный ответ российских вооруженных сил.

В свете предлагаемого направления белорусско-российского экономического развития важно отметить необходимость скорейшего, возможно опережающими темпами, выполнения 28-ми Союзных программ (карт), которые призваны унифицировать таможенные, налоговые законодательства союзных государств и стать основой для создания единой экономики сначала в области энергетики, а затем и остальных направлений жизнедеятельности, включая социальную политику13.

Примечательно, что среди 14 совместных проектов по импортоза-мещению, которые согласовало руководство России и Белоруссии, не присутствует ВПК. Вот что заявил по этому поводу российский вице-премьер Алексей Оверчук: «Мы хотим, чтобы в этом процессе потенциал Беларуси максимально использовался. Поэтому мы договорились о 14 инвестпроектах. Они будут осуществляться на территории Белоруссии и будут нацелены на создание выпадающих комплектующих. В частности, это промышленность, лесозаготовительное машиностроение, сельскохозяйствен-

13 Страны будут стоять в очереди, чтобы попасть в Союзное государство - посол // URL: https://sputnik.by/20220901/strany-budut-stoyat-v-ocheredi-chtoby-popast-v-soyuznoe-gosudarstvo--posol-1066401807.html (дата обращения: 15.02.2023)

ное машиностроение. Мы говорим о сотрудничестве между нашими автопроизводителями. По целому ряду направлений мы будем создавать абсолютно новые производства с нуля»14.

Традиционно слабо в интеграционном процессе представлена социальная составляющая. Несмотря на достигнутые успехи в вопросе унификации социальной

сферы России и Белоруссии, констатировать желательный результат пока не приходится. Показательно, что в перечне двадцати восьми интеграционных карт «социальная» находится на последнем месте. Хотя объединение социальной сферы Союзного государства - это в значительной степени вопрос экономический, а также вопрос смыслов.

Заключение

Для обеспечения белорусским обществом политической поддержки СВО России, без которой невозможно и полноценное экономическое включение граждан РБ в стратегический процесс нарастающего глобального противостояния с Западом, необходимо уделить внимание социальным программам интеграции в рамках Союзного государства.

Масштаб военной кампании на Украине будет нарастать, расширяя число как прямых, так и косвенных участников, что для России означает рост оборонных расходов и развитие военно-промышленного комплекса, где Республика Беларусь способна и должна занять свою нишу. Особое внимание следует уделить производственной базе, связанной с обеспечением СВО и направленной на укрепление оборонного по-

тенциала Союзного государства. При наличии эффективного антикризисного плана, специально сформированного под указанные задачи, возвращение России и Белоруссии в зону экономической стабильности видится вполне возможным.

Москва и Минск обязаны безотлагательно согласовать среднесрочный план экономического развития, предусматривающий компенсационные механизмы, способные сгладить потери от санкций Запада по утраченным позициям и наметить новые - отвечающие веяниям времени.

Одним из условий успеха в развернувшемся жестком противоборстве с коллективным Западом является продвижение в деле строительства Союзного государства на основе идеи общерусского единства. Однако в Белоруссии этому объек-

14 Стали известны темпы развития белорусско-российской интеграции // URL: https:// eadaily.com/ru/news/2022/07/18/stali-izvestny-tempy-razvitiya-belorussko-rossiyskoy-integracii (дата обращения: 15.02.2023)

тивно препятствуют идеология польщизны и местечковое миропонимание, распространенные среди интеллигенции и управленцев.

Представляется необходимым широкое обсуждение (для начала на уровне экспертов) потенциальных конструкций Союзного государства.

Список литературы

1. Токаев заявил об участии известных чиновников в январской попытке переворота // URL: https://www.interfax.ru/world/828460 (дата обращения: 15.02.2023)

2. Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ // URL: https://akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-kemelevicha-na-vneocherednoy-sessii-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-1002245 (дата обращения: 15.02.2023)

3. Зась прокомментировал возможность привлечения ОДКБ к спецоперации России в Украине // URL: https://www.belta.by/society/view/ zas-prokommentiroval-vozmozhnost-privlechenija-odkb-k-spetsoperatsii-rossii-v-ukraine-502359-2022/ (дата обращения: 12.02.2023)

4. О подходах к внешнеполитической доктрине Беларуси // URL: https://savinykh.by/?p=1758 (дата обращения: 12.02.2023)

5. Варшавская конференция по человеческому измерению // URL: https://osce.usmissюn.gov/ш/варшавская-конференция-по-челове-чес-3/ (дата обращения: 15.02.2023)

6. Лукашенко призвал разобраться с «ориентацией» белорусов, получивших карту поляка // URL: https://eurasia.expert/lukashenko-prizval-razobratsya-s-orientatsiey-belorusov-poluchivshikh-kartu-polyaka/ (дата обращения: 15.02.2023)

7. Лукашенко: Отечество у России и Беларуси одно - от Бреста до Владивостока // URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-otechestvo-u-rossii-i-belarusi-odno-ot-bresta-do-vladivostoka-472785-2021/ (дата обращения: 15.02.2023)

8. Будущая форма имперского проекта для Исторической России // URL: https://t.me/omonby/41934 (дата обращения: 15.02.2023)

SERGEEV Nikolay M. - Representative of the Institute of CIS Countries in Belarus. Address: Staromonetny lane, 7/10, p. 3, Moscow, 119180, Russian Federation. E-mail: rujansergeev@mail.ru

VOLKOV Gleb Yu. - Candidate of Political Sciences, columnist of the portal "Together with Russia". E-mail: volkov-gleb@mail.ru

Keywords: CSTO, Eurasian macroregion, Union State, United Fatherland, Union Rus', transport corridors.

THE UNION STATE IN MODERN GEOPOLITICAL REALITIES

Annotation

The article addresses the issues of inconsistency in the positions of member states of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) regarding the Special Military Operation. It demonstrates the complexity of overcoming the consequences of the "multi-vector" policy previously pursued by the official Minsk. Possible ways of further building the Union State and the prospects of Belarusian-Russian trade and economic relations are considered.

References

1. Tokayev announced the participation of well-known officials in the January coup attempt // URL: https://www.interfax.ru/world/828460 (accessed:15.02.2023)

2. Speech of the Head of State Kassym-Jomart Tokayev at the extraordinary session of the Collective Security Council of the CSTO // URL: https:// akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-kemelevicha-na-vneocherednoy-sessii-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-1002245 (accessed: 15.02.2023)

3. Zas commented on the possibility of involving the CSTO in Russia's special operation in Ukraine // URL: https://www.belta.by/society/view/ zas-prokommentiroval-vozmozhnost-privlechenija-odkb-k-spetsoperatsii-rossii-v-ukraine-502359-2022/ (accessed: 15.02.2023)

4. On approaches to the foreign policy doctrine of Belarus // URL: https:// savinykh.by/?p=1758 (accessed: 12.02.2023)

5. Warsaw Conference on the Human Dimension // URL: https://osce. usmission.gov/ru/варwавскаq-кон$еренцl/m-по-неповенес-3 / (accessed:15.02.2023)

6. Lukashenko urged to deal with the "orientation" of Belarusians who received a Pole card // URL: https://eurasia.expert/lukashenko-prizval-razobratsya-s-orientatsiey-belorusov-poluchivshikh-kartu-polyaka / (accessed:15.02.2023)

7. Lukashenko: Russia and Belarus have one fatherland - from Brest to Vladivostok // URL: https://www.belta.by/president/view/lukashen-ko-otechestvo-u-rossii-i-belarusi-odno-ot-bresta-do-vladivosto-ka-472785-2021/ (accessed: 15.02.2023)

8. The future form of the imperial project for Historical Russia // URL: https://t.me/omonby/41934 (accessed: 15.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.