Научная статья на тему 'Союз как форма межотраслевого взаимодействия'

Союз как форма межотраслевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Союз как форма межотраслевого взаимодействия»

Институциональные, структурные изменения способствовали появлению на рынке труда новой категории его участников - безработных.

В Мартыновском районе численность безработных с 1995 г. по 2006 г. выросла в 3,5 раза. Доля безработных, для которых это состояние приняло застойный характер, в 2006 г. составила 1,98%, а в 1995 г. -1,4%.

Помимо занятых и безработных, которые составляют экономически активное население, в состав трудовых ресурсов входит экономически неактивное население. Название этой группы трудоспособного населения говорит само за себя. Сюда входят лица, не занятые трудовой деятельностью, учебой, не зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных. В Мартыновском районе численность этой группы трудоспособного населения с 1995 г. по 2006 г. увеличилась в 4,8 раза.

Следует отметить, что безработица - это не только несоответствие между числом рабочих мест и численностью трудоспособного населения. В настоящее время в районе растет структурная безработица - то есть несоответствие между квалификацией работника и рабочим местом. Кроме этого в районе вскрылся еще один проблемный аспект безработицы, связанный с отсутствием вакантных рабочих мест по месту жительства безработного. В настоящее время этот аспект приобретает все большее значение, отодвигая размер заработной платы. Т.е.

невысокая мобильность работников обусловлена неразвитостью социальной инфраструктуры. Так, в Мартыновском районе в настоящее время на фоне растущего числа безработных и экономически неактивного населения увеличивается потребность организаций района в работниках. Причем 91,6% предлагаемых вакансий по району - рабочие специальности, в сельском хозяйстве их доля еще выше - 94,4%.

Размер заработной платы, хотя и утратил главенствующее место в рейтинге требований к предлагаемой работе, по-прежнему важен. В районе размер предлагаемой заработной платы находится в диапазоне от 2300 до 4800 руб., т.е. от 0,7 до 1,6 прожиточного минимума. Сочетание такой заработной платы на предлагаемых рабочих местах с удаленностью их от места постоянного проживания и привело к росту численности безработных и экономически неактивного населения в районе.

Путями выхода из создавшегося положения на рынке труда Мартыновского района могут быть:

- создание условий для повышения доходов сельского населения;

- развитие социальной инфраструктуры, что позволит повысить мобильность безработных и экономически неактивного населения;

- развитие сферы услуг, как наиболее емкой сферы приложения труда высвобождающихся работников.

3.6. Новая роль союзов и ассоциаций сельскохозяйственных

товаропроизводителей

СОЮЗ КАК ФОРМА МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Е.В. Фудина, ст. преп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Продовольственное обеспечение населения является одной из глобальных проблем человечества. Оно требует кардинального решения множества вопросов, связанных, в том числе, с отношениями собственности, организацией производства продовольствия и доступностью его для населения.

Анализ положения дел в агропромышленном комплексе показал, что на современном этапе развития экономики ни одна из его сфер не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности организаций АПК может стать объединение их усилий на основе кооперации и интеграции как важнейшего фактора стабилизации экономики.

Развитие агропромышленной интеграции представляет собой объективный экономический процесс, который обусловлен, с одной стороны, общественным разделением труда и его специализацией, с другой - необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Основными причинами объединения организаций являются: усиление рыночной конкуренции; стремление к снижению производственных издержек; снижение рисков, опасностей и угроз, в том числе за счет диверсификации деятельности; повышение эффективности производства; расширение рынков сбыта; привлечение инвестиций; необходимость финансо-

вого оздоровления производства.

Интегрированные агропромышленные формирования широко распространены во многих российских регионах: в Белгородской, Владимирской, Орловской, Ярославской и других областях. Они характеризуются большим разнообразием как по организационно-правовым формам, так и по составу участников, видам деятельности и формам собственности. Однако в Пензенской области данный процесс слабо развит.

Одной из форм интеграции и регулирования эквивалентного обмена сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими организациями могут стать Союзы. Союз - это объединение, созданное коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих экономических интересов.

В рамках молочнопродуктового подкомплекса Пензенской области целесообразно создание Союза «ПензМолоко», в который войдут 70 сельскохозяйственных организаций, имеющие молочное животноводство и расположенные в радиусе 120 км от ОАО «Молочный комбинат «Пензенский».

Основные изменения формы взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих организаций представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Формы взаимодействия и их характеристика

Факторы Существующие договорные отношения Отношения в Союзе

Уровень и частота связей Межхозяйственные, «разовые» Внутрихозяйственные, постоянные

Правовая регламентация взаимоотношений Договора о поставке и закупке молока Внешние и внутренние нормативноправовые акты, договора о поставке и закупке молока

Территориальная зона взаимодействия Сырьевая зона перерабатывающей организации Зона расположения субъектов Союза

Средства регулирования Конкуренция, спрос и предложение, меры Государственного воздействия Нормативные объемы поставок, расчетная цена

Характер производства Неустойчивый Устойчивый

Наиболее приемлемыми способами регулирования деятельности Союза и экономических интересов его участников являются формирование рыночной инфраструктуры, государственная поддержка товаропроизводителей и укрепление договорных отношений партнеров.

Задача государственного регулирования заключается в контроле уровня ценовой инфляции и обеспечении доходности сельскохозяйственных то-

варопроизводителей. Степень такого вмешательства определяется развитостью рыночных отношений, поскольку полный отказ от регулирования ведет к монополизму участников воспроизводственного процесса и разрушает экономику, равно как установление цен в директивном порядке игнорирует закон равновесия спроса и предложения. Система регулирования производства и переработки молока представлена на рис. 1.

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА

Спрос

Предложение

Конкуренция

Цена

Страхование

— Инфраструктура

Рыночный I Государственное ре- 1

механизм гулирование

Г осударственное управление

Программно-целевое

регулирование

Ценовое

регулирование

Финансово-кредитное

Налоговое регулирование - Планирование производства

Продвижение продукции |

политика

Маркетинг

Комплексное

изучение

рынка

Протекционизм

товаропроизводителей

Регулирование качества

X

Выбор стратегии маркетинга

Взаимоотношения в структурных подразделениях

Регулирование цен на продукцию и услуги

Организация производства и оплата труда

Производственный

менеджмент

Внутрихозяйственное

регулирование

Экономические

отношения

Рисунок 1 - Регулирование производства и переработки молока

Ценовые отношения в Союзе должны отвечать следующим основным требованиям:

- обеспечивать сочетание и ориентацию коллективных и личных интересов участников интеграционного объединения на конечный продукт;

- содействовать формированию и поддержанию структуры и объемов производства сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций переработки потребностям населения;

- создавать на условиях эквивалентного обмена смежным организациям возможность для их расширенного воспроизводства, отвечающим интересам общественного производства.

Важным элементом согласования экономических интересов в Союзе «ПензМолоко» является определение механизма взаиморасчетов за поставляемое сырье, его переработку и реализацию готовой продукции. Целесообразно использовать систему взаиморасчетов, которая осуществляется не по стадиям производственного цикла, а по конечному

результату в зависимости от производственного вклада каждого участника.

Между производителями и перерабатывающими организациями имеются различия в продолжительности оборачиваемости оборотных средств, соотношении основных и оборотных средств, налогообложении, нормативах отчислений и других условиях, поэтому механизм распределения дохода Союза должен учитывать особенности технологических процессов и уровень развития каждого участника.

Современные взаимоотношения производителей молока с перерабатывающими организациями строятся с учетом требований к качеству молока при приемке на основании уровня базисной жирности молока и оплачиваются от массы и фактической жирности. Однако 63-ей сессией Международной молочной Федерации были даны рекомендации об оплате не только по жиру, но и по белку. В последние годы в ряде стран преобладает тенденция учитывать при расчете за молоко не только содержание

в нем жира, но и белка, сухого обезжиренного молочного остатка, сухого молочного остатка, как показателей, обусловливающих его качественную и питательную ценность.

Все организации в Союзе «ПензМолоко» функционируют как цельная структура в едином технологическом процессе и после реализации общего конечного продукта у них формируется доход. Взаиморасчеты должны осуществляться с расчетного счета Союза. По проведенным исследованиям, наиболее рациональным является распределение совокупного дохода по установленным пропорциям. На основании расчетов, проведенных с использованием методических положений по определению нормативов соотношений между стоимостью сырья и вырабатываемой из него готовой продукции распределение должно быть следующим: поставщикам -45%, молокоперерабатывающим организациям - 39, торговле - 16%.

Другим рычагом регулирования интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих организаций являются договорные отношения. Для усиления роли договоров необходимо использовать дополнительные, более тесные условия партнерских отношений. В них следует предусмотреть персональную ответственность исполнителей за соблюдение сроков поставки, каче-

ство продукции, организацию централизованных перевозок молока к местам переработки. Следует отметить, что договор должен заключаться до производства продукции, что позволит спланировать производственную программу и даст гарантии на ее реализацию. Целесообразно предусмотреть предоплату для производителей молока и опцион на поставку молока-сырья. Все это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям получить право выбора между альтернативными условиями договора.

Таким образом, стратегия развития кооперации и интеграции в производстве и переработке молока Пензенской области должна быть ориентирована на создание интегрированных формирований с замкнутым технологическим циклом, которые отличаются большей стабильностью и устойчивостью. Этому способствуют экономия трансакционных издержек, ресурсов за счет расширения масштабов производства, гарантированность сбыта сельскохозяйственной продукции, возможность централизовать ресурсы и направить их в наиболее приоритетное производство, преодоление локального монополизма и вытеснение из оборота посредников, заинтересованность организации переработки в развитии сырьевой базы, согласование экономических интересов участников интегрированного формирования.

РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЮЗОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

М.А. Шиндряева, соискатель Самарской сельскохозяйственной академии, К.А. Жичкин, к.э.н. доц.

Отраслевые союзы представляют собой общественные организации, основной целью которых является отстаивание своих интересов и повышение эффективности отрасли их деятельности.

В настоящее время в России на федеральном уровне создано более 30 отраслевых союзов и ассоциаций АПК. В табл. 1 показаны основные отраслевые союзы и ассоциации сельского хозяйства в соответствии с объединением членов, представляющих определенную долю отечественного производства.

Таблица 1 - Перечень отраслевых союзов и ассоциаций сельского хозяйства в соответствии с объединением членов, представляющих % отечественного производства и доли рынка*

Наименование союза (ассоциации) сельского хозяйства %

Российский птицеводческий союз «Росптицесоюз» 80

Российский Зерновой Союз 60

Мясной союз России 50

Российский союз предприятий Молочной отрасли 30

* Источник: данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Рассмотрим роль подобного отраслевого союза в молочнопродуктовом подкомплексе Самарской области. Молочнопродуктовый подкомплекс представляет собой многоблочную вертикально интегрированную структуру, которая функционирует в рамках регионального агропромышленного комплекса и является открытой организационно-производственной системой, куда входят сельхозтоваропроизводители сырого молока, молокозаводы, предприятия производственного обслуживания, а также строительные и транс-

портные организации, предприятия хранения готовой продукции и ее сбыта [1].

Производство и переработка молока как пищевого продукта - это цепочка взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий общего процесса, из которого выделяют в основном три отрасли: сельское хозяйство, молочную промышленность и торговлю.

На каждом этапе движения продукции сельскохозяйственные организации - производители сырья теряют справедливую долю дохода от реализации конечного продукта. Переработчики извлекают прибыль через устанавливаемые ими цены на сырье, торговые организации - посредством регламентации торговых наценок на продукцию промышленной переработки. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители получают лишь 2530% дохода от конечной продукции, в которой их затраты составляют 65-70% [2].

В настоящее время одним из возможных путей исправления сложившейся ситуации является объединение сельхозтоваропроизводителей в отраслевые союзы, с целью усиления своих позиций по отношении к переработчикам и торговым организациям, а также для того, чтобы сообща отстаивать свои интересы в органах власти.

Основной из функций Союза должна стать координация ценовой политики товаропроизводителей молока, с целью изменения типа рынка и перехода от рынка монопсонии (характерного для молочного рынка Самарской области в настоящее время), к рынку обоюдной олигополии, который позволит более полно учитывать интересы сельскохозяйственных предприятий.

Основой такой координации может служить анализ ситуации в различных странах с учетом их климатических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.