Научная статья на тему 'СОВРЕМЕНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ'

СОВРЕМЕНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»

потенциала сельского хозяйства России Текст. Монография. -М.: ООО «УМЦ «ТРИАДА», 2010. 70 с.

11. Лапшина Г.В. Специфика формирования социального пакета в сельскохозяйственных предприятиях / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - № 4-6(13). - 2014. - С. 847-849

Чупров К.Н. студент РАНХиГС Россия, г. Тольятти СОВРЕМЕНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ На сегодняшний день для российских предприятий малого бизнеса наибольшую практическую значимость может представлять классификация, в которой комплекс маркетинговых коммуникаций составляет четыре основных элемента: формирование общественного мнения (ФОМ), реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта.

Целенаправленное формирование общественного мнения играет важную роль при координации действий в рамках коммуникационной политики. ФОМ может по времени начинаться ранее, совпадать, интегрироваться с другими видами коммуникационной деятельности, но оно никогда не может начинаться после них24.

Следующий за ФОМ слой - реклама. Реклама в большей степени, чем другие элементы комплекса коммуникаций, связана с деятельностью по формированию общественного мнения, ее средства могут служить как стратегическим целям ФОМ, так и оперативным тактическим задачам. Реклама создает условия, как для успешной личной продажи, так и для эффективного стимулирования сбыта.

И, наконец, самый верхний слой - стимулирование сбыта: Эффективность стимулирования сбыта в большей степени связана с действием рекламы, чем эффективность личных продаж.

Качество деятельности персонала является практически единственным источником формирования имиджа организации у потребителя. Поэтому мотивация сотрудников и их подготовка становится важнейшим компонентом маркетингового набора.

Важнейшей функцией управления развитием персонала организаций является обучение персонала. Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ними задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций.

24 Магомедов, Ш.Ш. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 с._

Решающую роль в стратегическом управлении предприятием играют нововведения, нацеленные на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Инновации являются непременными элементами бизнес-процесса для фирм, наиболее успешно действующих в конкурентной среде и ориентированных на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций. Предприятия, постоянно и целенаправленно не обновляющие свою продукцию, вытесняются с рынка.

На основе использования инновационного подхода к обучению персонала решаются следующие задачи:

- приобретение работниками новых знаний, умений и навыков в сфере непосредственной профессиональной деятельности, связанной с перспективами служебного роста;

- активизация деятельности работников по использованию новшеств в различных сферах, способствующих повышению общей эффективности;

- повышение творческой активности работников в области создания новшеств.

Экономические функции ресторанного бизнеса рассматривают эту сферу в единстве производства и обращения. На практике это означает, что ресторанный бизнес является выгодной сферой приложения капитала, которая обеспечивает достаточно быструю, по сравнению с другими отраслями, оборачиваемость вложенных средств. При хорошем менеджменте ресторанный бизнес способен приносить высокую норму прибыли.

Предпринимательское начало ресторанного бизнеса делает центральной фигурой всего инвестиционного процесса - клиента ресторана (бара, кафетерия), удовлетворению потребностей которого подчинены все дальнейшие действия. Ресторанный бизнес находится в постоянном поиске, изучении и систематизации имеющихся потребностей человека и стремится к их удовлетворению на современной технологической основе. С другой стороны, условия конкуренции диктуют ресторанному бизнесу необходимость формировать в общественном сознании новые вкусы, привычки и потребительские предпочтения.

Предприятия общественного питания, являясь представителями малого бизнеса, играют важную роль в странах со стабильной рыночной экономикой. Они формируют в сфере малого бизнеса конкурентную среду, в значительной степени обеспечивают занятость населения путем создания новых рабочих мест, помогают осуществлять структурную перестройку предприятий малого бизнеса, способствуют быстрой адаптации к новому спросу, смягчают социальную напряженность в обществе (за счет роста среднего класса).

Можно выделить основные проблемы в развитии малого бизнеса25:

1. Высокая степень неустойчивости положения на рынке, вследствие высокой конкуренции в данной отрасли.

2. Недостатки в навыках управлении бизнесом, низкая культура предпринимательства.

3. Слабая компетентность руководителей, отсутствие широких возможностей для её повышения.

4. Большая зависимость малых предприятий от крупных компаний.

5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.

7. Трудности привлечения дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

8. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное.

9. Зависимость сферы общественного питания от других рынков

В этих условиях деятельность предприятий общественного питания требует постоянного совершенствования и обновления, выработки соответствующей стратегии и тактики управления.

Конкурентоспособность предприятия общественного питания зависит от многих факторов. Одним из основополагающих факторов является географическое месторасположение предприятия. К примеру, расположение предприятия рядом с высшим учебным заведением является выигрышным, так как спрос на данные услуги здесь относительно высокий. Выбор месторасположения и математическое обоснование данного выбора остаются трудноразрешимой задачей, которая в настоящее время решается без применения современных информационных технологий.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности региональной системы общепита являются следующие:

- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть быстрого питания, ориентированной на различные группы потребителей;

- восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.

Шагалина Л.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

25 Магомедов, Ш.Ш. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.