Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ'

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудаева Д.И.

В статье рассматривается понятие финансовой устойчивости предприятия, методы и способы её оценки, а также возможные пути повышения финансовой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ»

методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011.

10.Лапшин Ю.А. Состояние и перспективы развития материально-технической базы АПК / Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2016. - С. 63-67

11.Лапшин, Ю.А. Состояние машинно-тракторного парка Приволжского региона и перспективы его развития / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. -2014. -№ 6. -С. 32-36

12.Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014.

13. Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. -Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с.

14.Шехтер Д. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / Д. Шехтерю - М.: Альпина, 2013.

Чудаева Д.И. студент 4-го курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЁ

ПОВЫШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается понятие финансовой устойчивости предприятия, методы и способы её оценки, а также возможные пути повышения финансовой устойчивости.

Ключевые слова: финансовая устойчивость предприятия, анализ финансовой устойчивости предприятия, показатели финансовой устойчивости, методы повышения финансовой устойчивости.

В рыночных условиях гарантом выживаемости и основой устойчивого положения предприятия является его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также его расширение.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия представляет собой совокупность показателей, которые отображают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Наличие финансовых ресурсов, их эффективное использование, оптимальное

соотношение структуры источников их формирования определяют рыночную и финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность и ликвидность, деловую активность и конкурентоспособность.

Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и активов при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов

[4].

Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия. Предприятие, обладающее финансовой устойчивостью, имеет преимущества перед другими предприятиями той же специализации, в области привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату рабочим и служащим, дивиденды - акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним [1].

В сложившейся экономической обстановке в условиях преобразования системы экономических отношений происходят коренные изменения деятельности организаций, и согласно целям реформирования они должны привести к созданию хозяйствующих субъектов, обязанных обеспечить реальную финансовую устойчивость.

Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия, делятся на внешние и внутренние. Причинами неблагополучного положения организации, в первую очередь, являются системные макроэкономические причины, особенно в условиях нестабильной экономики, при которой практически невозможно использовать количественный метод оценки, позволяющий упорядочить изучаемые внешние факторы и приводить их в сопоставимый вид. Отсюда сделать какие-либо точные прогнозы по поводу формирования финансовой устойчивости организации (с учетом изучения внешних факторов) практически невозможно.

Внешние факторы, неподвластные воли предприятия, и внутренние, зависящие от организации его работы, классифицируются по месту

возникновения. Для рыночной экономики характерно и необходимо активное реагирование управления организации на изменение внешних и внутренних факторов.

В целом можно сказать, что финансовая устойчивость - это комплексное понятие, обладающее внешними формами проявления, формирующееся в процессе всей финансово-хозяйственной деятельности, находящееся под влиянием множества различных факторов[4].

На финансовую устойчивость субъекта хозяйствования, даже на отдельно взятый показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Необходимо установить наиболее существенные причины, решающим образом оказавшие воздействие на изменение показателей. В связи с тем, что показатели между собой связаны, нельзя их брать изолированно.

Однако это обстоятельство не исключает возможности и необходимости их логического обособления в процессе экономических расчетов.

Современная экономическая наука имеет в своем распоряжении огромное количество разнообразных приемов и методов оценки финансовых показателей, которые постоянно изменяются в связи с возрастанием требований, предъявляемых к анализу. Возможность реальной оценки финансовой устойчивости организации обеспечивается определенной методикой анализа, соответствующим информационным обеспечением и квалифицированным персоналом [3].

В связи с этим разработан ряд предложений, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия.

Поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором - величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансового состояний будут: пополнение источников формирования запасов и оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов. Этого можно достичь следующими способами:

- увеличение реального собственного капитала за счет увеличения размера уставного фонда, а также за счет накопления нераспределенной прибыли (применимо в том случае, если предприятие не несет непокрытые убытки за анализируемый период, иначе особых результатов дать не может);

- разработка грамотной финансовой стратегии предприятия, которая бы позволила предприятию привлекать, как краткосрочные, так и долгосрочные заемные средства, при этом поддерживая оптимальные пропорции между собственным и заемным капиталом;

- пересмотр средневзвешенных величин запасов продукции на складах на день, неделю, месяц. Снижение уровня запасов происходит в результате планирования остатков запасов, а также реализации неиспользованных

товарно-материальных ценностей. Завышенный размер запасов, влияет на кредиторскую задолженность, что соответственно неблагоприятно для предприятия.

Следовательно, для повышения финансовой устойчивости предприятию необходимо изыскивать резервы по увеличению темпов накопления собственных источников, обеспечению материальных оборотных средств собственными источниками. Кроме того, необходимо находить наиболее оптимальное соотношение финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Использованные источники:

1. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 219 с.

2. Бердинь, И.Э. Экономика предприятия / И.Э. Бердинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 210 с.

4. Васина Н.А. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости российских предприятий: шаг в сторону снятия неопределенностей // Директ. - 2011. - № 3. - С. 17-24.

5. Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия : от бухгалтерского учета к экономическому : учеб.-практ. пособие [Текст] / А. В. Грачев. - М. : Финпресс, 2012. - 434 с.

6. Жирнов А.В. К вопросу о принятии предпринимательских решений /А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2016. - С. 42-46.

7. Жирнов А.В. Многовариантные прогнозные расчеты ожидаемой прибыли предприятия /А.В.Жирнов //Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 28-2. - С.121-126.

8. Жирнов А.В. Развитие специализации с учетом формирования оптимальной отраслевой структуры сельскохозяйственного производства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин // Материалы II-й Открытой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» Ульяновск, 2007. - С. 276-279

9. Жирнов А.В. Оценка эффективности планирования деятельности районных агропромышленных объединений в современных условиях (на примере Пензенской области) / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина.-Вып. № 5 (15). - 2005. - С. 110-113

10.Кушнарев, Л.И., Дидманидзе, О.Н. Состояние и проблемы трудового

потенциала сельского хозяйства России Текст. Монография. -М.: ООО «УМЦ «ТРИАДА», 2010. 70 с.

11. Лапшина Г.В. Специфика формирования социального пакета в сельскохозяйственных предприятиях / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - № 4-6(13). - 2014. - С. 847-849

Чупров К.Н. студент РАНХиГС Россия, г. Тольятти СОВРЕМЕНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ На сегодняшний день для российских предприятий малого бизнеса наибольшую практическую значимость может представлять классификация, в которой комплекс маркетинговых коммуникаций составляет четыре основных элемента: формирование общественного мнения (ФОМ), реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта.

Целенаправленное формирование общественного мнения играет важную роль при координации действий в рамках коммуникационной политики. ФОМ может по времени начинаться ранее, совпадать, интегрироваться с другими видами коммуникационной деятельности, но оно никогда не может начинаться после них24.

Следующий за ФОМ слой - реклама. Реклама в большей степени, чем другие элементы комплекса коммуникаций, связана с деятельностью по формированию общественного мнения, ее средства могут служить как стратегическим целям ФОМ, так и оперативным тактическим задачам. Реклама создает условия, как для успешной личной продажи, так и для эффективного стимулирования сбыта.

И, наконец, самый верхний слой - стимулирование сбыта: Эффективность стимулирования сбыта в большей степени связана с действием рекламы, чем эффективность личных продаж.

Качество деятельности персонала является практически единственным источником формирования имиджа организации у потребителя. Поэтому мотивация сотрудников и их подготовка становится важнейшим компонентом маркетингового набора.

Важнейшей функцией управления развитием персонала организаций является обучение персонала. Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ними задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций.

24 Магомедов, Ш.Ш. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.