Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева В.А.

В данной статье представлен анализ проблем обеспечения конкурентоспособности сельского хозяйства. Так же описаны варианты решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Медведева В. А. студент 4 курса Направления ГМУ ФГБОУ ВО БашГА У г. Уфа

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье представлен анализ проблем обеспечения конкурентоспособности сельского хозяйства. Так же описаны варианты решения этих проблем.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, конкурентоспособность, качество.

Товар - это основа рынка и рыночных отношений. Продукт для того чтобы стать товаром должен обладать определенными качествами, которые стали бы интересны потребителю.

В современных условиях все больше увеличивается объём потребления товаров, при этом потребители заинтересованы в приобретении качественной и при этом недорогой продукции. Поскольку в соответствии со спросом увеличились виды и объемы выпускаемой продукции, с каждым днем производителям приходится придумывать новые пути для повышения конкурентоспособности продукции. То есть для потребления одним из условий конкурентоспособности является качество продукта. [1]

Качество продукции - это такие показатели продукции, которые демонстрируют степень пригодности для ее потребления. Конкурентоспособность продукции - это свойства продукции, способные удовлетворить потребности потребителя, способность быть привлекательно для потребителя, а также характеристика товара отражающая его выдающиеся качества по сравнению с аналогичными на рынке. Для определения конкурентоспособности продукта используют систему оценок, в которую входят два вида - прогнозируемая или ожидаемая конкурентоспособность товара и реальная - это фактическая способность удовлетворять потребности потребителя. [4]

На сегодняшний день как никогда актуален вопрос повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественного сельхозпроизводителя. Однако сельскохозяйственная продукции во многом отличается от многих других товаров как особой технологией производства, переработки и реализации, так и свойствами, которые вызывают свои сложности при реализации. Рассмотрим факторы, влияющие на конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции (рис. 1):

Рисунок 1 Факторы, влияющие на конкурентоспособность и качество

сельхоз продукции.

Из схемы видно, что для того чтобы тот или иной продукт был готов к употреблению и пользовался спросом необходимо учесть множество факторов. Что касаемо сельскохозяйственной продукции тут добавляются еще целый список нюансов.

С каждым годом в России возрастает доля импортных продуктов питания, при этом в развитых странах (США и государства ЕС) объемы производства сельского хозяйства примерно на 30% превышают потребности населения в продуктах питания, эта разница поступает на российский рынок. Согласно знаменитой пирамиде потребностей А. Маслоу эта тенденция представляет угрозу жизни и здоровью человека. При анализе конкурентоспособности сельского хозяйства необходимо отметить тот факт, что размер торговой наценки составляет 40%, в то время как в мире он колеблется от 8% до 12%.

Основными конкурентными преимуществами сельского хозяйства являются природные ресурсы, квалификация кадров, уровень технологии и качества производства сельскохозяйственной продукции, материальные и финансовые ресурсы, наличие государственной поддержки и характер конкуренции. Главным препятствием для развития конкуренции

отечественного сельского хозяйства является тот факт, что значительная часть выручки остается у посредников, сами же сельхозтоваропроизводители реализуют продукцию по низким ценам и вход на рынок для фермеров практически закрыт. Известно, что во всех отраслях экономики прибыль концентрируется в отдельных частях цепочки создания стоимости продукции, по этой причине любое предприятие стремится занять место в тех сферах, где прибыльность выше. Именно поэтому сегодня в России приоритетна посредническая деятельность, а не производство продукции.[3]

Одним из важнейших, факторов, влияющих на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, является государственная политика в области регулирования и поддержки сельхозпроизводителя. Объективная необходимость государственного регулирования аграрного сектора обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: обеспечение продовольственной безопасности страны, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников сельского хозяйства и другие. Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства должна быть сориентирована на решение первоочередных задач:

- ускорение социального развития села;

- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;

- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном

- уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;

- создание единой информационной и консультационной системы в

АПК;

- содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции.

Оказание поддержки производителям сельского хозяйства осуществляется в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования. Финансовая поддержка агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям: компенсация части затрат на сельхозтехнику и горюче -смазочные материалы, электроэнергию, удобрения. Также еще одним способом содействующим российским сельхозпроизводителям может стать создания специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих источниками формирования и целевым характером использования.

Использованные источники: 1. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с.

2. Владимиров И. А. О российских условиях развития аграрного предпринимательства: Журнал ВАК «Аграрная Россия» / И. А. Владимиров, 2013. - № 3, С. 26-31.

3. Владимиров И. А. Природные и социальные условия развития аграрного предпринимательства в России: Журнал ВАК «Аграрное и земельное право» / И. А. Владимиров, 2013. - № 2, С. 106-111.

4. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 с.

УДК 658.

Меджидова М.Б. студент

3 курс, Институт управления направление подготовки «Менеджмент организации» ФГАОУВПО "Белгородский государственный национальный

исследовательский университет " Научный руководитель: Прядко С.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедра «Менеджмент организации»

Россия, г. Белгород ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

В данной статье автор поднимает актуальную проблему государственной поддержки малого бизнеса в России. Представлены существующие стратегии государственной поддержки. Выделены основные причины недостаточной развитости малого бизнеса в России.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, проблема, стратегия, экономика.

In this article, the author raises the urgent problem of the state support of small business in Russia. Presents the existing strategies of state support. The basic reasons for the lack of development of small business in Russia.

Keywords: small business, government support, problem, strategy, economics.

Уровень развития малого бизнеса в государстве влияет на состояние его экономики в целом. Малый бизнес способствует появлению новых инновационных технологий производства, стимулирует развитие конкуренции в экономике, повышает эффективность производства. В то же время, малый бизнес является важнейшим элементом поддержания конкурентной рыночной экономики.

Разработка и модернизация стратегий государственной поддержки малого бизнеса имеет большое значение для страны. В современной России малые предприятия сталкиваются с рядом проблем. Такими проблемами являются высокие ставки по кредитам, налоги, отсутствие квалифицированных кадров, недостаточная материально-техническая и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.