Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность предприятия / качество продукции / предприятие

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башкинцева Екатерина Игоревна, Князькина Екатерина Владимировна

В данной статье рассмотрено качество продукции как важнейшая составляющая его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Башкинцееа Екатерина Игоревна, Князъкина Екатерина Владимировна, Архитектурно-строительный институт Самарского государственного технического университета, г. Самара E-mail: Kate_Heey@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрено качество продукции как важнейшая составляющая его конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, качество продукции, предприятие.

Категория качества продукции взаимосвязана с конкурентоспособностью, имеющей общую сферу формирования и проявления. Без увеличения конкурентоспособности компании невозможно развивать ни экономику государства в целом, ни её отдельные регионы. На данный момент, из-за возрастающей интеграцией Российской Федерации в международные экономические структуры, эта проблема актуальна для страны, потому что продукция производственной сферы страны пока не дотягивает до глобальных показателей.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика продукта или услуги, которая отражает его отличие от товара-конкурента как в том, насколько он соответствует конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Выделяют следующие факторы, которые влияют на конкурентоспособность:

К внешним факторам относятся:

- факторы производства, которые влияют на образование конкурентных преимуществ организации на протяжении всего производственного процесса;

- активность конкурентов;

- факторы спроса, которые характеризуют его, а так же его величину и

| SCIENCE TIME |

динамику;

- наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;

- действия правительства;

- степень приватизации предприятий данной отрасли;

- случайные события [8].

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и управления.

Эти факторы оказывают большое влияние на конкурентоспособность глобальных предприятий. Изменение внутреннего содержания факторов дает возможность им влиять на конкурентоспособность любой организации. К данным факторам нужно добавить психологический.

Под эффективностью рынка подразумевается максимальное удовлетворение потребителей на основе соблюдения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение [1]. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов в период продажи и интенсивность послепродажного обслуживания. От того, что предприятие может анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. Наконец, деятельности организации нужна надежная и быстродействующая информационная система.

Эффективность издержек означает соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации после производственных издержек и координации связей [2].

Экологическая эффективность - минимизация экологического ущерба, что особенно важно на данном этапе экономического развития, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.

Конкурентоспособность организации зависит от эффективности управления, на уровень которой влияют личные качества управляющих, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию компании и адаптироваться к изменениям внешней среды, единой системы учета и контроля и возможность выбора высококвалифицированный персонал [7].

Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение работать, готовность к обучению, уровень требований, дух конкурентной борьбы, способность каждого члена коллектива подчинять свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции [3]. Его невозможно оценить в денежном выражении, его трудно оценить количественно, но он влияет на работу всей организации. Психологический фактор не поддается никаким политическим манипуляциям, но изменяется в течение длительного периода времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методов

изучения, его нельзя игнорировать.

Качество производимых продукт ов и услуг и востребованность продукции

Уровень развития человеческого капитала работников (втом числе трудового и интеллектуального)

Влияние факторов внешней среды

г

Ко н ку р е н то- ' способность \^пред приятия^/

Уровень внедрения инновационных продуктов

Активное применение интрап рен ерства

Производство инновационных продуктов данным предприятием

Рис. 1 Конкурентоспособность предприятия

Качество продукции - это набор свойств товара или услуги, который определяет его способность наилучшим образом удовлетворять потребности заказчика. Все критерии качества можно разделить на три большие группы: те, которые отвечают интересам покупателя, которые отвечают интересам производителя и отвечающие интересам общества в целом [6].

Качество продукции, прежде всего, должно ориентироваться на интересы клиента. Чтобы решить эту проблему производитель должен провести маркетинговые исследования, которые направлены на:

а) изучение потребностей клиентов,

б) определение конкретных критериев оценки продукции, используемых клиентами,

в) создание и реализацию маркетинговой стратегии, которая включает в себя мероприятия по улучшению качества продукции, прогнозирование объемов производства и продаж, создание, стимулирование спроса на продукцию и т.д.

Главным свойством, с которым связано качество продукции, является ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше, чем другие объекты, т. е. обладать конкурентоспособностью [4]. Качество продукции в значительной степени связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, которые составляют ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации [5]. В

повышении уровня качества выпускаемой продукции заинтересованы как потребители, так и изготовители продукции.

Рис. 2 Взаимосвязь критериев качества продукции по группам

Интересы производителя в улучшении качества продукции заключаются в:

- продвижении своей продукции на новые рынки, расширении доли рынка, объемов продаж;

- повышении производительности труда, снижении уровня дефектности;

- снижении рисков потерь в период гарантийного обслуживания;

- получении более высокой прибыли.

В большинстве случаев можно установить прямую связь между уровнем качества продукта и его конкурентоспособностью [9,10]. Однако повышение уровня качества не всегда приводит к повышению конкурентоспособности продукции. Кроме того, продукт с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если его цена заметно увеличилась за счет

I

SCIENCE TIME

I

придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. Высококачественные продукты могут не найти покупателя, быть неконкурентоспособными, если они не соответствуют условиям потребления.

Однако необходимо отметить, что уровень качества считается основным компонентом конкурентоспособности продукции. Соответствие уровню качества заданным целям лежит в основе успеха организации. Но так же необходимо ориентировать продукцию на конкретный рынок, чтобы продукция пользовалась спросом, а при отличном качестве - удовлетворяла все потребности покупателей, и имела высокую конкурентоспособность среди аналогичных товаров.

Литература:

1. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие / Головачев А.С. Минск: Высшая школа, 2012. - 319 с.

2. Киселева Л.Т. Мотивации и применение их в практике управления / Л.Т. Киселева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 70-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2012 г. Часть I / СГАСУ - Самара, 2013. - С. 209-210.

3. Кияткина Е.П. К вопросу об определении потенциальных объемов в жилищном строительстве // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сборник статей [Электронный ресурс] / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А.Шестакова; СГАСУ. - Электронные текстовые и графические данные (4,86 Мбайт). - Самара, 2015. - Научное электронное издание комбинированного распространения: 1 CD. - Систем. Требования: РС 486 DX-33; Microsoft Windows XP; 2-скоростной дисковод CD-ROM; Adobe Reader 6.0 - samgasu.ru. -С. 373-375.

4. Князькина Е.В. К вопросу о конкурентоспособности предприятий строительного бизнеса в регионе [Текст] / Е.В Князькина // Экономические аспекты управления строительным комплексом в современных условиях: сборник материалов II Международной (очной) научно-практической конференции. Самарский государственный архитектурно-строительный университет; Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова; Люблинский католический университет имени Иоанна Павла II. Самара, 2014. - С. 36-39.

5. Магомедов Ш.Ш. Управление качеством продукции: учебник / Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 с.

6. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2013. - 388 с.

I

SCIENCE TIME

I

7. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. - СПб.: Питер, 2004. - 270 с.

8. Тавер Е.И. Качество продукции как объект управления / Тавер Е.И. - М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2007. - 35 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхутдинов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 129 с.

10. Юданов А.Ю. / Конкуренция: теория и практика / учебно-практическое пособие / 2-е изд., исправленное и дополненное / М: Тондем, 1998. - С. 100-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.