Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №4
УДК 656.07
АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Е.С. Жданова
ANALYSIS OF THE DEFINITIONS OF THE TERM COMPETITIVENESS OF
ENTERPRISES
E.S. Zhdanova
Аннотация. Проведен анализ определений понятия «конкурентоспособность предприятия». На основе анализа выявлены общие черты выбранных определений, проведена их классификация, определены преимущества и недостатки. Отмечено недостаточное внимание отечественных и зарубежных авторов к определению данной категории для автотранспортного предприятия как объекта исследования. Предлагается новое определение конкурентоспособности автотранспортного предприятия, основанное на анализе существующих определений.
Ключевые слова: конкурентоспособность; организации; конкурентное преимущество; автотранспортное предприятие; транспортная услуга.
Abstract. The article presents the analysis of the definitions of «competitiveness of the company». The analysis revealed the general features of the selected definitions, their classification, identified the advantages and disadvantages. It was noted insufficient attention of domestic and foreign authors to the definition of this category of motor company as an object of study. It was proposed a new definition of competitiveness of motor company, based on an analysis of existing definitions.
Key words: competitiveness; organization; competitive advantage; motor company; transport service.
Введение
Одна из важнейших составляющих роста экономики страны - стабилизация и развитие производства и услуг во всех отраслях экономики, на всех без исключения предприятиях, в бизнесе разных уровней и во всех сферах предпринимательской деятельности. В качестве движущей силы здесь выступает конкуренция, которая интегрирует как запросы потребителей, так и способность производителя обеспечить производство конкурентоспособной продукции и предоставление конкурентоспособных услуг.
Исследование понятия «конкурентоспособность» позволяет отметить, что пока еще не сложилось общепринятого определения данного термина. Каждый исследователь обращает внимание на разные аспекты проблемы конкуренции, рассматривая различные уровни. Все это приводит к наличию многообразных определений одного и того же понятия.
В целом конкурентоспособность понимают, прежде всего, как способность конкурировать, удерживать позиции на рынке, как свойство субъектов и результатов конкурентных отношений.
Рассматривая конкурентоспособность на уровне стран, отраслей, регионов, предприятий, товаров, следует учесть, что страны, отрасли, товары не конкурируют сами по себе, в основе лежит деятельность предприятий с их экономическими интересами.
В рамках исследования анализировались публикации отечественных и зарубежных авторов в области конкурентоспособности предприятия. Было выявлено, что определения
http://vestnik-nauki.ru/
авторов зависят от целей и задач исследования, изучаемых объектов, требований субъектов рыночных отношений и т.д.
В целом все определения конкурентоспособности предприятия, по мнению автора, можно отнести к одной из четырех категорий (табл.).
Таблица - Определения понятия «Конкурентоспособность предприятия»
Автор Определение
1. Определения, базирующиеся на факторах внутренней среды предприятия, его способности создавать конкурентные преимущества
Баринов В. Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели [1]
Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы [2]
Конно Т. Конкурентоспособность предприятия - совокупность характеристик, включающих захваченную предприятием долю рынка, способность предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели [3]
Петров В. Конкурентоспособность - это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности [3]
Головачев А. С. Конкурентоспособность организации - умение организации проектировать, производить и реализовывать на рынке товар (услугу) наиболее успешно и полно по сравнению с предприятием-конкурентом, удовлетворяя потребности рынка и обеспечивая получение прибыли, расширенное воспроизводство, экономическое и социальное развитие [4]
Блинов А.О., Захаров В.Я. Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей [5]
Маракулин М. В. Конкурентоспособность компании - способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше - с положительной динамикой) [6]
Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. Конкурентоспособность предприятия - эффективность использования его производственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) [3]
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы
Яшин Н.С. Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции [3]
Завьялов П. С. Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка [7]
Емельянов С. В. Конкурентоспособность производителя - это его потенциальная или реализованная способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот собственных или привлеченных активов, могущих стать конкурентными преимуществами [8]
Дементьева А.В. Конкурентоспособность предприятия - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках [9]
2. Определения, базирующиеся на необходимости удовлетворения требований потребителей
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [10]
Светуньков С.Г. Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов [11]
Васильева З.А. Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) -способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров [12]
Старовойтов М.К., Фомин Б.Ф. Конкурентоспособность - «уровень предприятия» - является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики [13]
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы
3. Определения, основывающиеся на конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия
Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов [14]
Фасхиев Х.А. Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то □ есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей [15]
Иванова Е. А. Конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени [16]
Зайцев Н.Л. Конкурентоспособность предприятия - это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции [17]
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации - это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу [18]
4. Определения, основывающиеся на сравнении с конкурентами
Миронов М.Г. Конкурентоспособность предприятия - способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише [3]
Дулисова И. Л. конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка [19]
European management forum Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента [20]
Ермолов М.О. Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [3]
http://vestnik-nauki.ru/
Окончание таблицы
Рассматривая в качестве объекта исследования грузовые автотранспортные предприятия следует отметить, что не так много авторов занимается изучением конкурентоспособности данных субъектов рынка.
Применительно к сфере деятельности автотранспортных предприятий Ивуть Р.Б. определяет конкурентоспособность как комплексную многоаспектную характеристику автотранспортных услуг, определяющую их предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными услугами предприятий-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое и обеспечивает возможность реализации данной услуги (товара) в определенный момент времени на конкретном рынке [22].
Конкурентоспособность автотранспортного предприятия Пеньшин Н.В. определяет, как потенциальную способность предприятия разрабатывать, совершенствовать и предоставлять автотранспортные услуги на рынке, опережая конкурентов и обеспечивая экономическую эффективность автотранспортной деятельности [23].
Разнообразие методологических подходов к определению конкурентоспособности предприятия не позволяет установить единую сущность этого понятия, состав его элементов, которые необходимы для разработки методов оценки конкурентоспособности предприятия и принятия управленческих решений по повышению ее уровня. Разное понимание одного и того же явления субъектами рынка при совместной их деятельности может препятствовать согласованным действиям.
В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющие всех субъектов рынка методы оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран). Оценка конкурентоспособности - субъективный процесс, и результат будет зависеть от того, что понимает под этой категорией лицо, принимающее решение, и какой метод оценки изберет. Могут быть получены абсолютно противоположные результаты по одним и тем же объектам оценки.
Сравнительный анализ определений понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяет сделать следующие выводы.
Конкурентоспособность характеризует состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке. Ключевые элементы конкурентоспособности на уровне предприятия - это «товар или услуга», «рынок». Соответственно без оценки позиции товара или услуги на рынке нельзя вести речь о конкурентоспособности производителя. Исключение составляют случаи, когда товары (услуги) конкурирующих предприятий по цене и качеству абсолютно одинаковы, что встречается крайне редко, и тогда конкурентоспособность предприятия тождественна его конкурентному потенциалу. Борьба на рынке между производителями за потребителя непрерывный процесс, поэтому при оценке конкурентоспособности предприятий конкурентоспособность товара (услуги) должна рассматриваться совместно с конкурентным потенциалом предприятия.
Так как конкуренция - это состязание фирм на конкретных сегментах рынка за ограниченный объем платежеспособного спроса, следовательно, должны быть победители состязания. Конкурентоспособность сравнительная категория, то □ есть должен применяться
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т. 1, №4
математический аппарат оценки и ранжирования сравниваемых объектов. Поэтому при определении конкурентоспособности вполне логично использовать термин «превосходство». Победитель должен превосходить соперников.
Также существующие определения однозначно не устанавливают, какие элементы образуют термин «конкурентоспособность предприятия», что препятствует выработке метода измерения ее уровня. Определение должно указать направление для разработки метода оценки конкурентоспособности предприятия. Оно должно сочетать сущностные и содержательные элементы экономической дисциплины - маркетинга и технической дисциплины - квалиметрии [24].
Конкурентоспособность - явление динамичное, она должна оцениваться по состоянию на конкретный момент времени. На временной фактор конкурентоспособности часто не обращается достаточного внимания. Конкуренция на рынке - процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется на конкретный момент времени. На каждый момент времени может быть составлен ранг конкурентоспособности предприятий, и он динамичен.
Приведенные определения не ориентированы на решение управленческих задач. Менеджеров прежде всего интересует проблема управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Сравнивая результаты оценки конкурентов по одной и той же методике, можно их ранжировать по конкурентоспособности, проследить динамику уровня конкурентоспособности исследуемых объектов. Измерение конкурентоспособности предприятий создает возможность моделировать ее уровень, выработать обоснованные управленческие решения. Уровень конкурентоспособности предприятия управляем и осуществляется целенаправленным воздействием на показатели как товара (услуги), так и самого предприятия.
В определениях конкурентоспособности также не указывается, кто оценивает конкурентоспособность предприятия. Однозначно, что для внешнего пользования она должна оцениваться субъектами внешней среды. Для управленческих целей фирма сама должна оценить уровень своей конкурентоспособности, но по той же методике, по которой ее оценивают другие субъекты.
Лишь в некоторых определениях подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия устанавливается на определенном рынке. Предприятие, во-первых, не может одновременно присутствовать на всех рынках, во-вторых, оно может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках, где присутствует. Даже на одном и том же рынке, на различных сегментах конкурентные позиции предприятия могут существенно различаться. В определении должно быть указано, на каких рынках предприятие конкурентоспособно, а точнее, на каких сегментах рынка.
В определениях конкурентоспособности предприятия не производится конкретизация производимого товара (услуги). При этом конкурентоспособность целесообразно оценить по отношению к конкретному товару (услуге). Не исключается, что у одного и того же производителя могут быть одни товары (услуги) конкурентоспособны, а другие - нет, следовательно, предприятие конкурентоспособно по одним товарам (услугам), неконкурентоспособно по другим. Для фирм, производящих широкую номенклатуру продукции (услуги), правильнее было бы вести речь о конкурентоспособности по конкретному товару (услуге) на выбранном сегменте рынка.
Известные определения чаще ориентированы на оценку конкурентоспособности предприятий на текущий момент, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей не менее важно ориентироваться на будущее, учитывать потенциал роста.
Ни в одном известном определении не упоминается о том, что конкурентоспособность должна быть достигнута без ущерба окружающим. Предприятие может повысить свою конкурентоспособность, например, путем уклонения от налогов,
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т. 1, №4
экономя средства на природоохранные мероприятия, снижая заработную плату работникам и т.^д.
Проведенный анализ литературных источников в исследуемой области позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений определения конкурентоспособности предприятий нет, в том числе и конкурентоспособности автотранспортных предприятий.
Требуется такая формулировка термина «конкурентоспособность автотранспортного предприятия», которая имела бы управленческую направленность; устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области; указала бы направление к разработке метода оценки уровня конкурентоспособности автотранспортного предприятия; позволяла бы вести оценку независимо от временных рамок; открыла бы путь для дальнейших исследований в данном направлении и была бы лишена тех недостатков, которые приведены выше.
Конкурентоспособность автотранспортного предприятия ярко проявляется в следующих четырех признаках:
1) потребители довольны услугами и готовы повторно обращаться к автотранспортному предприятию;
2) общество, партнеры, государственные и социальные институты не имеют претензий к предприятию;
3) акционеры довольны положением дел на предприятии, величиной дивидендов;
4) работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятельности предприятия, а посторонние не отказались бы работать на данном предприятии.
Для того чтобы стать конкурентоспособным, автотранспортному предприятию необходимо: обеспечить конкурентоспособность оказываемых услуг в целевых сегментах рынка; повысить конкурентный потенциал предприятия до уровня лучших перевозчиков. Этот показатель характеризует способность автотранспортного предприятия в настоящем и в будущем разрабатывать и оказывать услуги, превосходящие по качеству и цене аналоги.
Высокий конкурентный потенциал - залог преуспевания предприятия в будущем. Успех на рынке транспортных услуг сегодня не гарантирует предприятию успех в будущем, так □как конкурентоспособность - показатель динамичный, поэтому она должна изучаться к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры.
С учетом вышеприведенных замечаний было сформулировано следующее определение: конкурентоспособность автотранспортного предприятия - это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных услуг и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего его способность в настоящем и будущем разрабатывать и оказывать услуги, превосходящие по критерию цена/качество аналоги.
В результате анализа собранного материала были выявлены преимущества и недостатки существующих определений конкурентоспособности предприятия. На основе полученных данных было сформулировано определение конкурентоспособности автотранспортного предприятия.
Данное определение подчеркивает следующие аспекты конкурентоспособности автотранспортного предприятия:
- конкурентоспособность оценивают внешние субъекты;
- оценка ведется на сегментах рынка, где присутствует автотранспортное предприятие;
- конкурентоспособность - это превосходство над конкурентами, то □есть сравнительная категория;
Выводы
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №4
- оценка ведется в конкретный момент времени, но могут использоваться фактические и прогнозные показатели;
- конкурентоспособность интегрирует два комплексных показателя: конкурентоспособность услуги и конкурентный потенциал предприятия в целом;
- у конкурентоспособного предприятия оказываемые на данный момент услуги должны быть конкурентоспособны, а также должен быть потенциал в будущем разрабатывать и оказывать услуги, превосходящие по качеству и цене аналоги;
- устанавливает взаимосвязь элементов маркетинга и квалиметрии;
- указывает метод измерения конкурентоспособности автотранспортного предприятия путем интегрирования двух составляющих: конкурентоспособности услуги и конкурентного потенциала предприятия;
- определение направлено на решение управленческих задач;
- конкурентоспособность достигается без ущерба окружающим;
- определение открывает путь для дальнейших исследований в данной области.
Таким образом, анализ определений понятия «конкурентоспособность предприятия»
позволил выявить наиболее важные аспекты данного понятия и с их учетом сформулировать определение конкурентоспособности автотранспортного предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баринов В. Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. № 6. С. 3-13.
2. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель, 2003. № 11. С. 15-18.
3. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-Пресс, 2004. 160 с.
4. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие. Минск: Высш. шк., 2012. 319 с.
5. Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 4. С. 20-24.
6. Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 4. С. 25-31.
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 496 с.
8. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы ХХ века. М.: Экономика, 2001. 405 с.
9. Дементьева А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг, 2000. № 3. С. 4-11.
10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: учебник. М.: Инфра-М, 2000. 312 с.
11. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. СПб., 1997. 264 с.
12. Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 2006. № 2. С. 83-90.
13. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием // Электронная библиотека «Экономика и управление на предприятиях» [Электронный ресурс]. - URL: http://eup.ru/Documents/2003-01-13/FA0E.asp.
14. Рубин Ю.В., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990. 64 с.
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №4
15. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей // Методы менеджмента качества, 2001. № 3. С. 24-29.
16. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учебное пособие.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 298 с.
17. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник. М.: Экзамен, 2004. 624 с.
18. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие. М.: Эксмо, 2004. 544 с.
19. Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1999. 43 с.
20. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: курс лекций. Минск: БГЭУ, 2003г. 67 с.
21. Мазилкина Е.И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л, 2007. 328 с.
22. Ивуть Р.Б., Зубрицкий А.Ф. Экономические основы формирования механизма оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг: монография. Минск: БНТУ, 2010. 309 с.
23. Пеньшин Н.В. Управление конкурентоспособностью автотранспортного предприятия. Критерии конкурентоспособности // Вестник ТГТУ, 2011. Том 17. № 2. С. 649655.
24. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 2009. №4. С. 24-29.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Жданова Елена Сергеевна Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, аспирант кафедры «Экономика и логистика», E-mail: [email protected].
Zhdanova Elena Sergeevna Belarusian National Technical University, Minsk, Belarus, PhD student of department of «Economics and Logistics»,
E-mail: [email protected].
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 211440, Республика Беларусь, Витебская обл., г.Новополоцк, ул.Блохина, 29.
ПГУ, каб. 335. Жданова Е.С. 8(0214)53-11-10