Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности как фактор развития предприятия'

Повышение конкурентоспособности как фактор развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА / ЛИКВИДНОСТЬ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожемяко С.В.

Конечная финансовая цель любой предприятия победа в конкурентной борьбе. Это заставляет производителей обеспечивать механизмы и способы обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Также, при формировании экономической хозяйственной стратегии в области конкурентоспособности, предприятиям необходимо учитывать все стороны этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности как фактор развития предприятия»

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Кожемяко С.В.*

Елецкий филиал Российского нового университета, г. Елец

Конечная финансовая цель любой предприятия - победа в конкурентной борьбе. Это заставляет производителей обеспечивать механизмы и способы обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Также, при формировании экономической хозяйственной стратегии в области конкурентоспособности, предприятиям необходимо учитывать все стороны этого явления.

Ключевые слова конкуренция, конкурентоспособность, устойчивый рост, эффективность деятельности, рентабельность, коммерческая активность, организация сбыта, ликвидность и платежеспособность, SWOT-анализ.

Обобщение огромного массива определений конкурентоспособности разрешили представить, собственно конкурентоспособность продукта и товаропроизводителя - данное трудные понятия. Они означают способность продукта и в соответствии с этим товаропроизводителя занимать и удержать позицию на конкретном рынке в критериях конкуренции с иными продуктами подобного предназначения и их изготовителями.

Представления о понятии «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества» получили свое развитие из теории конкуренции, где понятие «конкурентное преимущество» выступает средством конкуренции, а понятие «конкурентоспособность» рассматривается как совокупность свойств субъекта или объекта конкуренции [1].

Поэтому, мы можем рассматривать конкурентоспособность относительно субъектов рыночных отношений и используется для характеристики свойств, присущих субъекту конкуренции, выполняя оценивающую функцию.

Конкуренция - это соперничество участников рынка в сфере производства и сбыта товаров и услуг или состязательность, борьба юридических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства [2].

Но конкурентоспособность продукта не классифицируется необходимой для конкурентоспособности компании. К примеру, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного продукта приходится малозначительная часть выгоды. Также, создание конкурентоспособной продукции быть может ресурсоемким. Это, в условиях конкурентного

* Заведующий кафедрой Экономики, кандидат экономических наук, доцент.

рынка приводит к снижению эффективности производства, уменьшению прибыли. Кроме этого, ухудшает финансовое положение предприятия и требует дополнительного финансирования. В конечном результате понижается конкурентоспособность предприятия.

Невзирая на существующую связь, группы конкурентоспособности продукта и фирмы помимо прочего имеют существенные различия, например: по собственной текстуре конкурентоспособность компании существенно труднее конкурентоспособности продукции, так как объект ее прибавления вся производственно-экономическая работа предприятия; конкурентоспособность продукции оценивается и изучается во временном промежутке, соответственном сроку жизни продукта. В базе изыскания конкурентоспособности компании лежит наиболее долгий отрезок времени, соответственный периоду функционирования фирмы; конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к любому ее виду, а конкурентоспособность компании обхватывает всю изменяющуюся номенклатуру издаваемой продукции; анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - прерогатива потребителя.

Конкурентоспособность» (от лат. сопсугеге - сталкиваться) - понятие универсальное, применяется в экономике, политике, технике, науке и т.д. Общим признаком этого понятия при употреблении во всех сферах общества является его рыночный характер, что обусловлено значением его корня [3].

Анализ хозяйственной деятельности предприятий позволил выделить основные функции обеспечивания конкурентоспособности: мобилизация денежных ресурсов и денег. Исполняется с помощью личного денег, средств игроков и кредиторов, скопления прибылей от продаж; управление персоналом высококвалифицированных профессионалов; логистическая. Гарантирует более разумное материально-техническое снабжение; научно-техническая. Превращает сырье и материалы в конкурентоспособную продукцию; обеспечение расширенного воспроизводств; маркетинговая. Определяет нужды потребителей и управляет процессом обмена между предприятием и его контрагентами; организационная, связанная с созданием предприятия; соблюдением действующего законодательства.

Формирование конкурентных преимуществ это процесс управления конкурентоспособностью и определяют конкурентные преимущества как характеристики или свойства субъектов или объектов рыночных отношений [1].

Таким образом, под конкурентными преимуществами подразумеваются свойства или характеристики субъекта или объекта рыночных отношений, дающие ему некое сравнительное превосходство в процессе конкуренции.

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления

цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке [4].

В настоящее время, к основным факторам конкурентной среды и обеспечения конкурентоспособности предприятия, относят: людские ресурсы; физические ресурсы; профессиональные знания и информацию; финансовые и денежные ресурсы; отраслевую и региональную инфраструктуру; политические факторы; экономические факторы; демографические и культурные факторы.

Существуют следующие факторы, влияющие на конкурентную борьбу: размер отраслевого рынка; темпы роста отраслевого рынка; мощности предприятия по производству продукции; препятствия для входа или выхода с рынка; цена готовой продукции; уровень стандартизации продукции; размеры необходимых капитальных вложений; вертикальная интеграция; обновление ассортимента выпускаемой продукции [5].

Своевременная оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет: разработать меры по повышению конкурентоспособности; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь инвестиции в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта.

Достижение поставленной цели возможно при наличии объективной методики оценки конкурентоспособности.

Конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, то при анализе конкуренции учитываются следующие группы факторов: соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов; «центральный ринг» - ситуация в отрасли; конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями, влияние товаров-заменителей; угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов; позиции поставщиков, их экономические возможности - влияние поставщиков; позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей [6].

В текущее время, изменения внешней среды принуждают предприятия разрабатывать стратегию новых методов, систем и раскладов к управлению конкурентоспособностью. Более все распространенными считаются способы оценки способностей соперников средством особых экспертных исследовательских работ. Помимо этого может быть использование косвенных расчетов на базе узнаваемых финансовых данных.

Например, рассмотрим методы анализа групп показателей конкурентоспособности предприятия. Сюда входят: показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия (инновации, маркетинг); показатели финансового положения предприятия (ликвидность, платежеспособность, устойчивость); показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара; показатели конкурентоспособности товаров.

Оценка инновационного, маркетингового и финансового потенциалов предприятия осуществляется с помощью качественных показателей: наличие различных объектов интеллектуальной собственности; наличие бизнес-планов по освоению новшеств, инновационного «портфеля» [7].

Также учитывается наличие зарегистрированных торговых марок, товарных знаков, брэнда и положительной репутации на рынке; возможность привлечения заемных средств; наличие государственной финансовой поддержки инвестиций и инноваций; возможность получения грантов, спонсорской помощи, других видов внебюджетного льготного финансирования; возможность получения налоговых льгот [7].

Перечисленные показатели обеспечения конкурентоспособности часто употребляются на промышленных предприятиях. Наиболее распространены параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Специфики этих методологий в том, собственно они основываются на различных типах информационного обеспечения.

К примеру, исследование конкурентоспособности обязано вестись на всех этапах жизненного цикла продукции и предприятия. Это дает возможность принять решения о конфигурациях товарного ассортимента. Кроме этого, потребности поиска свежих базаров для инновационных изделий и расширении производственных мощностей.

Все факторы по характеру влияния на формирование конкурентных преимуществ и обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур предлагаем разделить на две группы: факторы адаптации предпринимательских структур, определяющие необходимость реакции организации на изменение состояния ее внешней среды; факторы экономические, влияющие на прибыль и экономический выигрыш в перспективе за счет текущих вложений средств (инвестиций), базирующиеся, прежде всего, на правильном формировании и позиционировании на рынке и определяющие инвестиционную привлекательность предприятия [1].

Отправной точкой для подобной оценки может послужить SWOT-ана-лиз. Он позволяет качественно проанализировать и структурировать сильные и слабые стороны деятельности предприятия. Кроме этого, рассмотреть потенциальные внешние угрозы и благоприятные возможности. Например, SWOT-анализ может проводиться по следующим направлениям: предприятию в целом; отдельным производствам продукции; отдельным рынкам, на которых реализовывается продукция; отдельным товарным отношениям; в текущей, краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Таким образом, быстрые изменения внешней среды заставляют собственников находить способы по управлению конкурентоспособностью предприятия. Исходя из соотношения различных факторов, принимается решение об оптимальном направлении развития бизнеса.

Список литературы:

1. Галицких В.Н. Формирование конкурентных преимуществ агропромышленного производства / В.Н. Галицких. - АПК: экономика и управление. - 2008. - № 10. - 72 с.

2. Конкурентный анализ и управление конкурентоспособностью предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.А. Ахенбах [и др.]. -Электрон. текстовые данные. - Воронеж: Научная книга, 2012. - 274 с.

3. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Головачев. - Электрон. текстовые данные. -Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 319 с.

4. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. - 396 с.

5. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы / Н.В. Немогай. - Электрон. текстовые данные. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 112 с.

6. Портер Майкл Э. Конкуренция: пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. - 608 с.

7. Преснякова Д.В. Основные подходы к оценке устойчивости предпринимательских структур (статья) / Д.В. Преснякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - 0,59 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.