Научная статья на тему 'Качество продукции – показатель уровня жизни населения'

Качество продукции – показатель уровня жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдусаламова Мадина Магомеддибировна

В статье представлен анализ качества продукции как индикатора уровня жизни населения, качества потребляемых продукции и услуг, конкурентоспособности продукции. По результатам проведенного анализа выявлено, что повышение конкурентного статуса организации должно быть главной целью ее деятельности, в ином случае достижение прогресса в повышении качества жизни населения будет проблематичным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество продукции – показатель уровня жизни населения»

Качество продукции - показатель уровня жизни населения.

Аннотация: В статье представлен анализ качества продукции как индикатора уровня жизни населения, качества потребляемых продукции и услуг, конкурентоспособности продукции. По результатам проведенного анализа выявлено, что повышение конкурентного статуса организации должно быть главной целью ее деятельности, в ином случае достижение прогресса в повышении качества жизни населения будет проблематичным.

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, общественные потребности, качество продукции, уровень жизни населения, промышленность региона.

Abdusalamova M.M. Quality of production - the indicator populatio n standard of living

Abstract: The analysis of quality of production is presented to competitiveness of production in article as indicator of a standard of living of the population, quality consumed production and services. By results of the carried-out analysis it is revealed that increase of the competitive status of the organization has to be a main goal of its activity, otherwise achievement of progress in improvement of quality of life of the population will be problematic.

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, общественные потребности, качество продукции, уровень жизни населения, промышленность региона.

Key words: competitiveness of production, public requirements, quality of production, population standard of living, region industry.

Философию производства продукции можно показать в виде схемы: производство продукции ^ удовлетворение потребностей ^ качество жизни [1].

Следовательно, девизом любого российского предприятия, производящего продукцию или оказывающего услугу, должен быть: конкурентоспособность продукции - конкурентный статус предприятия- конкурентоспособность страны - качество жизни населения.

Качество жизни представляет собой степень соответствия показателей характеризующих качество жизни, общественным потребностям.

Общественные потребности - это потребности основной массы населения региона, страны. Поэтому показателем сравнения могут выступать потребности с учетом их региональной и национальной особенностей.

К показателям, характеризующим качество жизни, относятся:

^ качество потребляемых материальных и нематериальных благ;

^ количество потребляемых благ;

^ качество здоровья населения;

^ качество безопасности жизнедеятельности;

^ качество знаний населения.

Среди показателей, характеризующих качество жизни, наиболее важным справедливо считать качество потребляемых продукции и услуг.

Данный показатель влияет на здоровье населения и безопасность их жизнедеятельности. Поэтому проведем анализ показателя качества товара, то есть качества материальных благ.

В современных условиях перед руководством промышленных предприятий возникла проблема переориентации производственной деятельности на нужды потребителя. Ввиду того, что "при плановой системе хозяйствования производство утратило функции реагирования на меняющиеся нужды потребителей своей продукции и не было заинтересовано в совершенствовании ее качества и ассортимента" [2], переход к рыночным отношениям должен способствовать установлению прямых и обратных связей между производителем и потребителем.

В результате этих изменений структура и объем производства приспособятся к структуре и объему общественных потребностей.

Абдусаламова Мадина Магомеддибировна

К.э.н., доцент ДГУ г. Махачкала

До настоящего времени распространено прогнозирование спроса на основе методики научно-обоснованных норм потребления. Несмотря на то, что подобная методика дает хорошие результаты на макроэкономическом уровне, в рамках конкретного предприятия она позволяет вырабатывать лишь очень приближенные ориентиры. Тем не менее, следует учитывать, что вероятность разработки совершенной методики прогнозирования вообще невелика ввиду многообразия существующих социально-экономических ситуаций. Кроме того, принято считать, что именно нормативный подход представляет собой научную основу для определения существующих и ожидаемых запросов потребителей.

Нормативно-рациональная методология разработки прогнозов, базирующаяся на рациональных нормах потребления, обращена прежде всего к производству и его количественному росту. Как отмечает В.А. Алексунина, "если известны потребности населения, определенные через рациональные нормы, то следует так развивать производство, чтобы оно как можно скорее обеспечило достижение этих норм в потреблении, что равнозначно удовлетворению соответствующих потребностей" [3].

Цель организации производства и продаж промышленного предприятия заключается в обеспечении прибыльности продукции производства в долгосрочной перспективе на основании прогнозов спроса населения и собственных потенциальных возможностей.

На практике не существует единой универсальной схемы организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, поскольку каждое предприятие, имея свою производственную специфику, ставит перед собой различные тактические цели и задачи. Однако главной чертой современного подхода в деятельности предприятия является целевая ориентация и комплексность, то есть слияние в единый технологический процесс всех отдельных составляющих этой деятельности.

Комплексный подход в сбытовой деятельности предполагает использование системы, включающей организацию продажи продукции, совершенствование взаимоотношений с покупателями, активное воздействие на спрос и на рынок в целом, а так же инструменты конкурентной борьбы. Опыт работы многих отечественных и зарубежных предприятий показал, что решение стратегических вопросов развития предприятия невозможно без проведения предварительных исследований рынка сбыта [4].

В книге "Маркетинг" Дж.Р.Эванса и Б.Бермана [5], авторы определяют следующие основные решения, составляющие структуру исследования:

1. Назначение лица, ответственного за сбор данных. В этом случае компания либо самостоятельно осуществляет эту деятельность, либо нанимает внешнюю исследовательскую фирму для выполнения конкретного проекта.

2. Определение типа требуемой информации. Решение о выборе типа и объема необходимой информации зависит от целей и задач, сформулированных компанией.

3. Выбор объекта исследования. Для этого должны быть использованы точные понятия: кто и что должно исследоваться и представлены их конкретные определения.

4. Определение метода сбора первичных данных. Эти методы могут быть следующими: опрос, наблюдение, эксперимент, имитация.

5. Определение стоимости исследования и сопоставление ее с преимуществами, которые будут достигнуты в результате. Для этого должны быть четко определены:

- общие и конкретные издержки исследования;

- затраты времени руководителей, исследователей, технического персонала;

- затраты на использование компьютерной техники;

- затраты на рекламу.

6. Определение квалификационного соответствия персонала, отвечающего за сбор данных.

7. Определение длительности периода сбора данных.

8. Установление даты, времени и места проведения исследования.

Итак, после теоретической проработки структуры исследования первичной информации происходит непосредственный сбор данных, их анализ с использованием статистических методов и разработка рекомендаций, относительно стратегии деятельности предприятия.

Реализация на практике планов завоевания рынка сбыта должна происходить на основе использования данных, получаемых из информационной сети. Это позволит предприятию подробно

30

изучить возможные варианты стратегий поведения производителя на рынке и выбрать из них наиболее приемлемый. При этом существенным моментом является наличие хорошей и полной информационной базы, с помощью которой специалисты по планированию производства и сбыта смогут [3]:

оценивать рыночную деятельность компании;

добиваться конкурентных преимуществ компании;

укреплять доверие к рекламе;

снижать финансовый риск и опасность для имиджа компании;

получать поддержку в принимаемых решениях;

определять отношение потребителей к товарам и услугам компании

подтверждать интуитивные возможности менеджмента;

анализировать состояние внешней среды;

повышать эффективность деятельности компании;

координировать реализацию стратегии компании.

На наш взгляд, описанный выше перечень приоритетов для работника служб производства и сбыта предприятия, которые предоставляет качественно сформированная информационная база, должен быть расширен следующими положениями:

^ оперативно отражать конъюнктуру потребительского рынка, что способствует адек-

ватному развитию производственной деятельности промышленного предприятия;

^ исследовать причины изменения спроса различных слоев населения, что позволит

подойти к проблеме производства соответствующего ассортимента промышленной продукции более обоснованно.

Положение предприятия на рынке, его динамика определяется состоянием конкурентной среды. Поскольку действия конкурентов находятся вне зоны влияния предприятия, то для улучшения собственного положения на рынке необходимо проводить тщательный анализ состояния конкуренции.

Особое внимание в этом процессе должно быть уделено методам сбора информации и выявлению основных источников сведений о конкурентах. Это связано с тем, что, как правило, исследование проводится на базе качественной информации (то есть наблюдений, опросов и т.п.). Однако для создания более полной картины деятельности конкурентов в плане производства и сбыта должны быть отражены сравнительные показатели основных конкурентов по следующим факторам конкурентоспособности товара:

> продукт,

> цена,

> дистрибьютерская сеть,

> продвижение товара на рынке,

> финансовые возможности,

> производство.

Оценить конкурентоспособность товара, можно только сравнивая товары конкурентов между собой.

Успешная работа предприятия во многом определяется уровнем удовлетворения запросов потребителей. В условиях планово-административной системы хозяйствования одним из показателей деятельности промышленного предприятия являлся выпуск товаров в натуральном выражении, анализ нужд потребителя при этом сводился к диагностике спроса на товары [6].

Спросом называется платежеспособная потребность, то есть только та потребность, которую потребитель может оплатить [2]. Таким образом, понятие спроса связывается не с потребностями вообще, а лишь с той частью конкретных экономических потребностей общества и его членов, которая обеспечена денежным эквивалентом.

Платежеспособность выступает важнейшим свойством потребительского спроса. Однако спрос имеет и другую натурально-вещественную сторону, которая характеризуется совокупностью определенных требований к определенным потребительским стоимостям, то есть к конкретным товарам с известными функционально-потребительскими и эстетическими свойствами. Позитивное разрешение противоречия между этими двумя сторонами - платежеспособностью и натурально-вещественным содержанием - порождает удовлетворение спроса.

Обобщая положения, характеризующие состояние промышленности региона, можно сделать следующие выводы:

- использование маркетинговых подходов при организации системы прогнозирования производства и сбыта продукции является необходим условием для всех предприятий промышленности, которые хотят сохраниться и в дальнейшем успешно конкурировать на рынке промышленной продукции региона;

- особая роль при этом должна быть отведена качеству проведения исследований рынка сбыта на базе методики прогнозирования эластичности спроса на продукцию;

- необходимо наладить деятельность многофакторной схемы изучения эластичности спроса с целью дальнейшего прогнозирования деятельности предприятия и своевременного получения информации об изменяющейся ситуации на рынке;

- процесс создания единого производственно-сбытового комплекса предприятия можно считать завершенным только тогда, когда можно обосновать эффективность прогнозирования спроса.

Исходя их изложенного выше, следует отметить, что деятельность российских предприятий, направленная на повышение своего конкурентного статуса, является в настоящее время очень актуальной.

Следовательно, повышение конкурентного статуса организации должно быть главной целью ее деятельности, в ином случае достижение прогресса в повышении уровня жизни населения будет проблематичным.

Литература

1. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции: Учебник.-М.:ИТК «Дашков и Ко», 2009.336 с.

2. Столяров В.И. Экономическая теория: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия (Academia), 2011.

3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина. - 3-е изд. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 716 с.

4. Абдусаламова М.М. Сбыт продукции промышленного предприятия в условиях риска и неопределенности. Вопросы структуризации экономики., 2005. № 3, С. 68-76.

5. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А.Горячев. - М.: Экономика, 2002. - 335 с.

6. Абдусаламова М.М. Социально-экономические аспекты формирования спроса на промышленную продукцию. Вопросы структуризации экономики. 2001. № 7. С. 61-65.

7. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./ Пер. с англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2007.- 480 с.

8. Багомедов М.А., Абдусаламова М.М. Обеспечение сбалансированности производства и сбыта продукции промышленности региона с учетом уровня спроса населения. Махачкала: ИД Наука плюс, 2006. - 386 с.

9. Багомедов М.А. Совершенствование сбыта в промышленности региона на основе маркетинговых коммуникаций // Вопросы структуризации экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2002, №3, с.85-88

10. Колыванов В.Ю., Джандарова Л.Х. принципы и функции маркетингового управления развития промышленных предприятий // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №4, с. 129-135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.