Научная статья на тему 'Влияние инновационных преобразований на повышение конкурентоспособности производства'

Влияние инновационных преобразований на повышение конкурентоспособности производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / МАРКЕТИНГ / INNOVATION / COMPETITIVENESS OF PRODUCTION / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигайло Владислав Викторович

В рыночной экономике инновации становятся решающим фактором конкурентоспособности страны, устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. Инновации способны обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, выход на мировой рынок и стимулировать устойчивый рост национального дохода. Экономический рост, основанный на достижениях науки, новых технологических решениях, может вызвать существенный толчок в совершенствовании отраслевой структуры производства и воздействовать на достижение высокого технологического уровня, что вызовет повышение производительности труда, качества продукции, расширит сферу услуг, снизит издержки производства, а также создаст новые высокотехнологичные отрасли индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of innovation to improve competitiveness PRODUCTION

In market economy innovations become a determinative factor of competitiveness of the country, steady economic growth and increase of population living standards. Innovations are capable to provide release of competitive production, an exit on the world market and to stimulate steady growth of the national income. The economic growth based on achievements of a science, new technological decisions, can cause an essential push in perfection of branch structure of manufacture and influence achievement of high technological level that will cause increase of labour productivity, quality of production, will expand sphere of services, will lower production costs, and also will create new hi-tech branc+hes of the industry.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных преобразований на повышение конкурентоспособности производства»

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Жигайло Владислав Викторович, к.э.н., доцент.

Место работы: ГОУ ВПО Самарский государственный экономический университет, кафедра «Менеджмент». Контакты автора: statjavak@mail.ru

Аннотация. В рыночной экономике инновации становятся решающим фактором конкурентоспособности страны, устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. Инновации способны обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, выход на мировой рынок и стимулировать устойчивый рост национального дохода. Экономический рост, основанный на достижениях науки, новых технологических решениях, может вызвать существенный толчок в совершенствовании отраслевой структуры производства и воздействовать на достижение высокого технологического уровня, что вызовет повышение производительности труда, качества продукции, расширит сферу услуг, снизит издержки производства, а также создаст новые высокотехнологичные отрасли индустрии.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность продукции, маркетинг.

EFFECT OF INNOVATION TO IMPROVE COMPETITIVENESS PRODUCTION

Zhigailo Vladislav Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Senior lecturer.

Place of employment: GOU VPO “Samara State Economic University” Department “Management”.

Contacts of the author: statjavak@mail.ru

Annotation. In market economy innovations become a determinative factor of competitiveness of the country, steady economic growth and increase of population living standards. Innovations are capable to provide release of competitive production, an exit on the world market and to stimulate steady growth of the national income. The economic growth based on achievements of a science, new technological decisions, can cause an essential push in perfection of branch structure of manufacture and influence achievement of high technological level that will cause increase of labour productivity, quality of production, will expand sphere of services, will lower production costs, and also will create new hi-tech branc+hes of the industry.

Keywords: Innovation, competitiveness of production, marketing.

Экономическая мощь любого государства определяется его конкурентоспособностью на мировых рынках, так как в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта, особенно в

сфере высоких технологий, что является одним из важных результатов инновационной деятельности. Поэтому предприятия, первыми освоившие инновации, получают одно из главных преимуществ перед конкурентами, заключающееся в переводе промышленного производства на стадию устойчивого экономического роста.

В условиях научно-технической революции инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс), следовательно, главной целью инноваций в промышленности является повышение конкурентоспособности, как выпускаемой продукции, так и экономики в целом. Основным механизмом развития инноваций является рыночная конкуренция. Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, расширять ее ассортимент, снижать издержки производства. В то же время конкуренция в области инновационной деятельности - это конкурс своего рода неординарных решений научнотехнических, социально-экономических проблем.

Вместе с тем, следует отметить, что и имеющиеся конкурентные преимущества становится все труднее удерживать, так как усиливающиеся процессы глобализации мировой экономики качественно меняют конкурентное соперничество. Завоевание рынков и удержание позиций на них становится все более зависимым от способности стран выдерживать динамичную технологическую и организационную конкуренцию, которая базируется на инновациях.

Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремление снизить издержки и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. Большинство фирм-лидеров, которые имеют конкурентное преимущество в своей отрасли, пришли к выводу, что есть один фактор в производственной деятельности, который более важен, чем другие, - это качество продукции - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять пристальное внимание.

Роль государства в управлении качеством - наиболее важный момент, особенно на первых стадиях. При этом объектом воздействия государства должна быть мотивация поведения людей по поводу качества, установления норм качества. Например, в Японии создана новая культура постоянного улучшения качества, где каждый работник считает, что он выполняет две задачи: создает товар и улучшает его. Этот подход получил название «кайдзен» (Kaizen), что может быть интерпретировано как использование достижений человеческого интеллекта для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере.

Кайдзен - это философия, ориентированная на изменения в самом производственном процессе с участием самих работников, экспериментирующих, постоянно ищущих способы улучшения своей работы. То есть философия, согласно которой каждый член производства участвует в соперничестве, необходимом для всестороннего самосовершенствования и совершенствования компании. Идея состоит в постоянном, улучшении (изменении) продукции путем привлечения к этому всех работников на всех участках. Это ключ успеха Японии в конкурентной борьбе [1, с. 199].

Кайдзен может влиять на инновационный процесс следующими способами:

- непрерывным совершенствованием, которое повышает мотивацию всей организации, это ведет к воз-

Жигайло В.В.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

никновению новых идей и положительно влияет на их генерацию;

- постоянным изучением и усвоением новых знаний, что ведет к процессу генерации, оценки и отбора идей, а так же планированию инноваций.

Для реализации перечисленных способов необходимо создание системы коммуникаций, информации, способствующих каналов связи между сотрудниками, работающими на решение взаимосвязанных задач. Таким образом, мы получаем очень простую «петлю взаимного усиления», в которую входят заинтересованные лица. Заинтересованные лица - это все действующие лица, отдельные люди, их группы и даже организации, на которых, так или иначе, инновация влияет или может повлиять. К ним относятся как внутренние (акционеры, сотрудники), так и внешние (заказчики, поставщики, конкуренты и др.) заинтересованные лица. Они участвуют в разработке новых видов бизнеса, поскольку за счет обмена какими - то ресурсами могут играть свою роль в системе ценности.

В настоящее время применяется методология создания и реализации конкурентных преимуществ на основе теории ценности. Под ценностью понимается -нечто особенное, чем система владеет, стремится сохранять либо иметь в будущем (например, владение новшеством, капиталом, приобретение и т.п.). Получить конкурентное преимущество посредством создания и доставки ценности для достижения великолепного уровня работы. Великолепный (превосходный) уровень работы - это создание и доставка ценности за счет:

- цены, как средства придавать товару денежное значение:

- пример 1 - цена слишком высокая, торговой сделки не происходит;

- пример 2 - цена ниже предлагаемой на рынке. Потребитель доволен: «скрытые издержки» для продавца;

- денежных ресурсов, требуемых для создания и доставки продуктов;

- доходности (возврата);

- более высоких средних доходов / на единицу продукции;

- более низких средних издержек / на единицу продукции.

Под конкурентным преимуществом понимается ценность, дающая превосходство перед конкурентами. По существу, можно сказать, что компания, обладает конкурентным преимуществом, если ее прибыль выше, чем прибыль конкурентов. Если превосходство удерживается в течение длительного периода времени, то можно говорить об устойчивом конкурентном преимуществе.

Создавая ценность для заинтересованных лиц, можно увеличить поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг, процессов, делая замкнутой «петлю взаимного усиления».

Логика указанного кругооборота вполне понятна и в настоящее время признается всеми как основание для роста. Результатом стало увеличивающееся число компаний, вкладывающих капитал в разработку новой продукции или новых видов бизнеса. Главный критерий при выходе на рынок - наличие у продукта характеристик, способных вызвать предпочтительное отношение потребителей. Именно такие продукты относятся к продуктам рыночной новизны, именно они

обеспечивают предприятиям коммерческий успех на рынках сбыта.

Под новым изделием понимают любой продукт, который не дублирует товары, имеющиеся в данный момент на рынке, или продукт, который является новым именно для данного предприятия независимо от степени его новизны для рынка. Это результат реализации инновационного проекта, получивший воплощение в виде реализуемой на рынке продукции. Выведение нового товара на рынок связано с одной из следующих ситуаций: товар не имеет аналогов на этом рынке (является совершенно новым товаром) или товар является новым для самой компании.

Исходя из этих двух возможных ситуаций, выделяют шесть типов нового товара.

Совершенно новый товар: товар, формирующий собственный рынок, не существовавший прежде (приблизительно 10% выводимых на рынок товаров).

Новый товарный ассортимент: новые товары, позволяющие компании выйти на существующий рынок (20% всех выводимых на рынок товаров).

Добавление к существующему товарному ассортименту: новые товары, дополняющие существующий товарный ассортимент компании (26%).

Улучшенные или модернизированные товары: новые товары, обладающие более совершенными свойствами или большей потребительской ценностью, приходящие на смену устаревшим товарам (26%).

Репозиционируемые товары: существующие товары, выводимые на иные рынки или рыночные сегменты (7%).

Экономичные товары: новые товары, аналогичные с существующим товаром, использование которых связано с меньшими затратами (11%) [2, с. 249-255].

Процесс планирования новых товаров связан с решением двух основных задач: непрерывным поиском новых идей и разработкой процедур и методов оценки идей по мере их поэтапного продвижения в процессе планирования новых товаров.

Существуют самые разнообразные источники новых идей, включая доступные внешние источники (торговый персонал, потребители, периодическая литература), результаты маркетинговых исследований, результаты собственных исследований и разработок. Отбор и оценка позволяют определить привлекательность нового товара с точки зрения ее практической реализации.

Процесс проведения маркетингового исследования по инновациям очень сложен, так как товар может быть настолько новым, что потенциальные потребители еще не осознают потребность в нем. Маркетинговые исследования могут дать ошибочный или даже отрицательный результат и, следовательно, целью маркетингового исследования является не только оценка спроса, но и оценка продаж, так как она является показателем успеха. При оценке объема продаж необходимо оценить размер рынка, долю рынка. Огромное значение имеют и факторы, влияющие на выбор сегмента целевого рынка (географические, климатические, демографические, уровень дохода и психологические факторы).

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. У каждого предприятия возникает необходимость создать конкурентное преимущество, которое достижимо за счет инноваций (технологии, новые предложения в форме новых товаров и услуг, формирование новых рынков, а так же введение новых

организационных форм). Необходимо отметить, что конкурентное преимущество основывается на отличительных способностях компании, таких как: репутация фирмы, акцентирующей свое внимание на качестве и поддержании взаимовыгодных отношений со своими поставщиками и покупателями. Это отношения, связанные с инновациями и стратегическими активами.

2. Конкурентоспособность продукции (комплекс потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке), которая достигается сочетанием качества и цены. Соответственно, чем выше качество продукции, выше его полезный эффект и ниже цена, тем вероятно, что продукция будет реализована. Однако это сочетание носит противоречивый характер. Противоречие заключается в том, что более высокое качество продукции требует больших затрат для его обеспечения, что приводит к повышению цены или снижению рентабельности продукции. Повышение цены не желательно, так как снизятся объем продаж и доли рынка предприятия, а снижение рентабельности связано со снижением экономической заинтересованности предприятия в производстве данной продукции. Каждое предприятие в рыночных условиях работы вынуждено изучать и разрешать это противоречие.

3. В условиях рыночной экономики возрастает роль кадрового обеспечения функционирования высококонкурентоспособного производства. Инновации в сочетании с профессиональным менеджментом в современной мировой экономике становятся основой повышения конкурентоспособности продукции, способом или механизмом управления различными технологическими, экономическими, социальными процессами.

Список литературы:

1. Кэмпбл Д. Стратегический менеджмент / пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: Проспект, 2003. - 336 с.

2. Кревенс Д. Стратегический маркетинг / пер. с англ.

- М.: Вильямс, 2о03. - 752 с.

3. Influence of innovative transformations on increase of competitiveness of manufacture.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья посвящена некоторым вопросам инновационных преобразований, которые влияют на повышение конкурентоспособности производства. Рецензируемая статья актуальна в свете того, что любая экономика развитых стран, а экономика России тем более нуждается в инновационных преобразованиях, которые бы являлись основой для дальнейшего развития и увеличения благосостояния страны и ее граждан. Автор рассматривает некоторые вопросы инновация в области микроэкономики, а именно экономики предприятия как экономического субъекта. В статье отмечается, что мотивами развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки и увеличить прибыль в условиях высокой конкуренции. Безусловно данную позицию необходимо признать верной, но в условиях увеличения социальной ответственности предприятий пред своими работниками, следует отметить, что инновационные преобразования, в том числе обусловлены необходимостью совершенствования и улучшения труда на предприятии.

Для целей статьи автор рассматривает различные категории, в том числе «ценность», «конкурентное преимущество». Причем понятие конкурентное преимущество выводится через призму категории «цен-

ность». Важным представляются конечные выводы: это необходимость создания конкурентного преимущества, эффективное сочетание цены и качества, а также роль кадрового обеспечения функционирования.

Основным минусом представляется, что в статье не показана диалектическая взаимосвязь между инновационными нововведениями и прибылью предприятия. Разуется, указанное замечание носит дискуссионный характер.

Рецензируемая статья, безусловно, заслуживает того, чтобы она была опубликована в основных рецензируемых журналах.

к.э.н.

Главный экономист ОАО «БИНБАНК» Федоров Р.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.