Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли Чувашии'

Пути повышения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли Чувашии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ / ПИЩЕВАЯ ОТРАСЛЬ / АССОРТИМЕНТ / COMPETITIVENESS / PRODUCTION / FOOD SECTOR / RANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроллис Григорий Робертович

Представлены рекомендации по повышению обеспечения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли. Выделены и рассмотрены способы действия предприятий с конкурентными преимуществами в рамках повышения уровня конкурентоспособности производимой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF FOOD SECTOR PRODUCTS IN CHUVASHIA

Represented are recommendations how to ensure the rise of competitiveness of food production. The actions of enterprises with competitive advantages aimed at the improvement of competitiveness level of the output are sorted out and considered.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли Чувашии»

• рационально использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы;

• целенаправленно использовать кредитные ресурсы банков, своевременно их погашать;

• предусмотреть механизмы государственной поддержки кредитных институтов в кризисные и посткризисные периоды для поддержания необходимого уровня ликвидности банков, сохранения стабильности на кредитном рынке

A.G. Konakbaev. ECONOMICAL CYCLES AND THEIR INFLUENCE ON THE CREDIT MARKET OF KAZAKHSTAN.

Results of the carried out research have shown that communication between recurrence of economic growth and development of the credit market are not studied yet. In the economic literature of a consequence of stages of economic growth and its influence on the credit market are reflected insufficiently. Recurrence of economic growth, its stage make direct impact on the credit policy of commercial banks, development of a securities market, the credit market as a whole.

КОНАКБАЕВ Аскар Галымович, родился в 1980 г., окончил Карагандинский экономический университет (2000), канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой банковского дела Карагандинского экономического университета. Автор 47работ.

УДК 658.562

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ ЧУВАШИИ

Г.Р. Кроллис

Представлены рекомендации по повышению обеспечения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли. Выделены и рассмотрены способы действия предприятий с конкурентными преимуществами в рамках повышения уровня конкурентоспособности производимой продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность,

В практике менеджмента накоплен богатый арсенал управленческих технологий, которые в свое время помогли занять лидирующие позиции многим западным компаниям. Речь идет о системах Just-in-time (точно-в-срок), business process re-engineering (реинжиниринг), total quality management (управление качеством), benchmarking, outsourcing, lean production и многих других инновациях в области управления. Российские компании также успешно применяют некоторые из этих новшеств для повышения своей конкурентоспособности. Но часто бывает так, что на внедрение, казалось бы, замечательной новации потрачены и деньги, и силы, а результата нет.

Первая причина неудач заключена в самом процессе внедрения. Бесперспективно копировать любую технологию управления, не «подогнав» ее весьма скрупулезно под собственную ситуацию. Использование опыта почти обязательно даст полезный эффект, если мы будем перенимать опыт, как бы отстраивая под себя всю цепочку принятия решений и действий.

продукция, пищевая отрасль, ассортимент.

Вторая причина заключается в неправильном выборе самой технологии или рыночной стратегии. Чтобы избежать таких ошибок, необходимо проводить диагностику маркетинга перед любым серьезным стратегическим решением. Суть ее в том, что команда, ответственная за стратегическое развитие, определяет наиболее слабое место в перечне характеристик, влияющих на конкурентоспособность. В дальнейшем маркетинговая стратегия выбирается, исходя из задачи ликвидации слабого звена. [3]

Целью статьи является рассмотрение подходов к выявлению, формированию, использованию и поддержанию конкурентных преимуществ в контексте обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В связи с этим, можно рекомендовать следующие направления повышения конкурентоспособности товаров:

1. Активизация работы по проведению маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования должны проводиться систематически и охватывать все направления:

рыночные тенденции, рыночная доля, предпочтения покупателей и степень их удовлетворенности, сегментация рынка, исследования продукта, сбыта, рекламы и др. Маркетинговые исследования потребителей (как реальных, так и потенциальных) заключаются в изучении демографических, экономических, социальных, географических, психографических, поведенческих и иных характеристик людей, принимающих решение о приобретении товаров, поэтому очень важным является:

- выявление требований, предпочтений покупателей к предлагаемым товарам (их потребительским свойствам, качеству, цене и т.д.), качеству обслуживания и др.;

- изучение тенденций изменения покупательского спроса с тем, чтобы заранее спрогнозировать его возможные изменения и доставлять в магазины действительно необходимые товары в оптимальном объеме. [2]

2. В области исследования конкурентов необходимо изучать данные не только об их количестве, режиме работы и численности персонала, но и обратить внимание на ассортимент и качество реализуемых ими товаров, принимаемые меры по формированию спроса, стимулированию сбыта продукции, рекламную деятельность, мероприятия по связям с общественностью и т.д.

3. Для формирования конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке, следует разработать эффективную товарную политику. С учетом выявленных потребностей сельских жителей коммерческой службе необходимо разрабатывать ассортиментные перечни, которые должны содержать ассортиментный минимум в групповой номенклатуре. Можно предусмотреть проведение их сравнительного анализа с ассортиментом конкурентов. Конкурентный ассортимент должен базироваться на таких элементах, как: качество, цена, упаковка, дополнительные услуги, сервисное обслуживание и др. В ассортименте организаций пищевой отрасли кроме товаров, обеспечивающих основную долю оборота и прибыли, должны присутствовать товары, стабилизирующие выручку, обеспечивающие будущие продажи. На базе маркетинговых исследований необходимо регулярно изменять номенклатуру выпускаемой и реализуемой продукции.

Поддерживать устойчивый ассортимент, оперативно восполняя недостающие товары, возможно за счет организации системати-

ческого наблюдения за изменением запасов в течение дня с использованием средств автоматизации учета складских запасов. [3]

4. При формировании концепции конкурентоспособности товаров пищевой отрасли следует обратить внимание на ценовую политику. Цены на товары и услуги должны, с одной стороны, обеспечить финансовую устойчивость потребительского общества и, с другой, - быть максимально ориентированными на решение социальных задач. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- увеличить покупательную способность обслуживаемого населения (создание новых рабочих мест, увеличение заработной платы работникам, расширение заготовительной деятельности, реализацию товаров (услуг) на более привлекательных условиях, нежели конкуренты);

- стимулировать потребление социально - значимых товаров и услуг;

- предоставление льгот пайщикам;

- гарантированное обеспечение жизненно важными товарами.

Совершенствование системы ценообразования на предприятии предполагает:

• установление дифференцированных торговых надбавок на отдельные товарные группы ассортимента исходя из контингента потребителей;

• отказ от чисто затратного метода ценообразования на товары и услуги в пользу затратно-рыночного, ориентированного на покупателей и на конкурентов;

• обеспечение гибкости и маневренности ценовой политики предприятий отрасли (которая заключается в быстром приспособлении к происходящим изменениям на рынке);

• более широкое использование инициативного изменения цен, которое может проявляться как в инициативном снижении, так и в инициативном повышении (при их применении необходимо внимательно учитывать все факторы и условия, влияющие на результативность данных мероприятий: выбор момента изменения цены, эластичность спроса, вид товара, имидж предприятия и многое другое);

• применение психологических приемов ценообразования (например, метода неокругленных цен). [4]

5. Немаловажное влияние на конкурентоспособность товаров оказывает использование приемов сбытовой политики, поскольку все ее составляющие, так или иначе, влияют на цену самого товара. При разработке

сбытовой политики предприятиям пищевой отрасли следует:

- проявлять тщательность, внимательность при выборе каналов товародвижения поставщиков (при их отборе важно учесть не только цену и качество продукции, но и условия, формы, сроки оплаты, надежность и др.);

- усилить контроль за товарными запасами;

- пересмотреть (при экономической целесообразности) график работы предприятий;

- развивать сервисную политику;

- более активно использовать принципы мерчандайзинга. [3]

6. На конкурентоспособность товаров большое влияние оказывает приверженность покупателей к товарам, их мнение о продовольственных магазинах. Для установления и поддержания доброжелательных взаимоотношений потребительского общества с адресатами маркетинговых коммуникаций (в их качестве могут выступать персонал, потребители, поставщики, посредники и т.д.) необходимо разработать эффективную коммуникационную политику, направлениями совершенствования которой могут стать:

- более активное использование системы скидок (накопительные скидки, скидки при покупке товаров на определенную сумму, сезонные скидки, дополнительные скидки и пр.);

- проведение различных акций среди потребителей (конкурсов, игр, дегустаций), способствующих привлечению внимания покупателей, а также увеличению объемов деятельности предприятий, количества новых покупателей, товаров, купленных одним покупателем;

- широкое распространение практики участия организаций пищевой отрасли в выставках-продажах, ярмарках, конкурсах на лучшие товары на региональном и федеральном уровнях;

- увеличение размера средств, выделяемых на рекламу как продукции, так и предприятий в целом, обеспечение эффективности рекламных компаний;

- проведение активной работы в области Public Relations с целью распространения информации о кооперативной идеологии и культуре, роли потребительской в решении сложных социально-экономических проблем района и формирования позитивного имиджа (для этого необходимо использовать все возможности распространения информации

о своей деятельности в прессе и других средствах массовой информации, налаживать хорошие отношения с общественными и государственными структурами, вести разъяснительную работу относительно положения потребительского общества, ее социальной значимости). [1]

7. Успешная деятельность организации пищевой отрасли на рынке, возможность в полной мере решать сложные задачи во многом зависят от внедрения не только в целом концепции и инструментария маркетинга, но и разработки, реализации оптимальной маркетинговой стратегии и организации работы в соответствии с выбранной стратегией. Кроме того, необходимо разрабатывать рыночную стратегию по наиболее важным направлениям деятельности, товарам (товарным группам), которая базируется на результатах систематических маркетинговых исследований.

8. Важным мероприятием повышения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли является формирование единой службы маркетинга, состоящей из специа-листов-маркетологов достаточно высокой квалификации.

9. Важнейшим аспектом повышения конкурентоспособности является привлечение грамотных, высококвалифицированных работников, умеющих растормошить покупателя, внушить необходимость и важность совершения покупки того или иного товара, посоветовать, разрекламировать товар. Закупкой товара должны заниматься грамотные, хорошо обученные и имеющие навыки ведения переговоров, заключения договоров товароведы.

10. Простыми и эффективными средствами активизации продажи товаров в магазине, не требующих больших затрат, являются использование надписей на полках торговой мебели. [3]

Реализация вышеперечисленных рекомендаций может позволить улучшить эффективность отрасли в целом.

Источники и литература

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. 301 с.

2. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008, 453 с.

3. Фатхутдинов РА. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: ЗАО " Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995, 312 с.

4. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 2-е изд. М.: Гном-Пресс, 2008, 420 с.

G.R. Krollis. WAYS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF FOOD SECTOR PRODUCTS IN CHUVASHIA.

Represented are recommendations how to ensure the rise of competitiveness of food production. The actions of enterprises with competitive advantages aimed at the improvement of competitiveness level of the output are sorted out and considered.

Key words: competitiveness, production, food sector, range.

КРОЛЛИСГригорий Робертович, родился в 1984 г., окончил филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары (2007), аспирант кафедры финансов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Автор 3 работ.

УДК 338.3

ПОВЫШЕНИЕ ОПЕРАТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

А. Д. Ларионов, З.А. Эльмесова

Статья посвящена проблемам повышения оперативности информационного обеспечения управления затратами на перерабатывающих предприятиях АПК. Обоснована необходимость выбора метода учета затрат в соответствии с характером и назначением получаемой продукции, составом и объемом незавершенного производства, обеспечивающего управление хозяйствующего субъекта учетной информацией, которая стала бы важным мобилизующим началом в поиске и реализации резервов повышения эффективности производства и способствовала бы обеспечению оперативными и достоверными данными для принятия управленческих решений, формированию справедливой базы ценообразования, получению реальных сведений об экономической эффективности производства продукции.

Ключевые слова: перерабатывающее предприятие, затраты, информационное обеспечение, агропромышленный комплекс

Применение того или иного метода учета затрат должно определяться с учетом характера и назначения получаемой продукции, состава и объема незавершенного производства, продолжительности производственного процесса. Поэтому, организация учета затрат на производство продукции на перерабатывающих предприятиях АПК с использованием только одного из методов не может учесть всю деятельность организации, определять величину себестоимости конкретных видов продукции и их экономическую эффективность.

В условиях рынка возникает необходимость выбора более эффективного метода производственного учета и разработки организационных и технологических аспектов его внедрения и закрепления на практике, чтобы по его данным осуществлять контроль и управление издержками не после их возникновения, а именно в момент производства затрат1.

1 Хоружий Л.И. Проблемы теории, методологии, методики и организации управленческого учета в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 412.

Для производств перерабатывающей отрасли АПК характерны химико-физические и термические процессы переработки сельскохозяйственного сырья и превращения его в законченный готовый продукт. Прежде чем сырье и материалы станут готовой продукцией, они последовательно проходят ряд переделов производства. В силу попере-дельного технологического процесса на предприятиях перерабатывающих сельскохозяйственное сырье должен и применяется попередельный метод учета затрат. Он предполагает группировку затрат по технологическим стадиям, на основе которых строится производственная структура предприятия. Количество стадий (цехов) зависит от технологического процесса и исходных сельскохозяйственных ресурсов для выработки продукции. В связи с тем, что в таких производствах процесс создания готовой продукции состоит из нескольких последовательных технологически законченных переделов, возникает необходимость исчислять себестоимость продуктов, как правило, каждого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.