Научная статья на тему 'Анализ производства молока в Красноярском крае и формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия'

Анализ производства молока в Красноярском крае и формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕБЕСТОИМОСТЬ МОЛОКА / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА / РОСТ ПРИБЫЛИ / СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ СФЕРА / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / MILK COST / STRATEGY FORMATION / PRODUCTION ANALYSIS / PROFIT GROWTH / MARKETING STRATEGY / INDUSTRY DEVELOPMENT / PROCESSING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинина Ольга Вячеславовна, Шапорова Зинаида Егоровна

Повышение эффективности агропромышленного комплекса оказывает прямое влияние на качество жизни населения края, является условием инвестиционной привлекательности и социальной стабильности. Рост конкурентоспособности российских предприятий позволит расширить экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли. В процессе работы изучены экономическая сущность и содержание категории «формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия»; выявлены особенности отрасли молочного скотоводства; проведен экономическая оценка молочного рынка Красноярского края; проведен анализ конкурентоспособности предприятий, занимающихся молочным скотоводством в Красноярском крае. Ориентация на рыночный спрос предполагает с одной стороны производство того ассортимента молочных продуктов, которыми интересуются клиенты; с другой стороны того ассортимента, который предприятие может с прибылью производить и реализовывать. Основные результаты исследований заключаются в разработке и внедрении рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий, занимающихся молочным скотоводством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of milk production in Krasnoyarsk region and formation of the strategy of increasing the competitiveness of enterprise

Improving the efficiency of the agro-industrial complex has a direct impact on the quality of life of the population of the region, is a condition of investment attractiveness and social stability. Increasing the competitiveness of Russian enterprises will expand the export potential of the agricultural industry. In the process of work, the economic essence and content of the category “the formation of a strategy to improve the competitiveness of an enterprise” were studied; the features of the dairy cattle industry; economic evaluation of the dairy market of the Krasnoyarsk Territory; The analysis of the competitiveness of enterprises engaged in dairy cattle breeding in the Krasnoyarsk Territory was conducted. Orientation to market demand assumes, on the one hand, the production of the range of dairy products that customers are interested in; on the other hand, the range that an enterprise can produce and sell with profit. The main research results are the development and implementation of recommendations for improving the competitiveness of enterprises engaged in dairy cattle breeding.

Текст научной работы на тему «Анализ производства молока в Красноярском крае и формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия»

No. 2

The State Counsellor, 2019

УДК 637.11

О. В. Зинина, З. Е. Шапорова

Анализ производства молока в Красноярском крае и формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

Повышение эффективности агропромышленного комплекса оказывает прямое влияние на качество жизни населения края, является условием инвестиционной привлекательности и социальной стабильности. Рост конкурентоспособности российских предприятий позволит расширить экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли.

В процессе работы изучены экономическая сущность и содержание категории «формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия»; выявлены особенности отрасли молочного скотоводства; проведен экономическая оценка молочного рынка Красноярского края; проведен анализ конкурентоспособности предприятий, занимающихся молочным скотоводством в Красноярском крае. Ориентация на рыночный спрос предполагает с одной сторо-ны производство того ассортимента молочных продуктов, которыми интере-суются клиенты; с другой стороны - того ассортимента, который предпри-ятие может с прибылью производить и реализовывать. Основные результаты исследований заключаются в разработке и внедрении рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий, занимающихся молочным скотоводством.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, себестоимость молока, формирование стратегии, анализ производства, рост прибыли, стратегия маркетинга, развитие отрасли, перерабатывающая сфера

O. V. Zinina, Z. E. Shaporova

Analysis of milk production in Krasnoyarsk

region and formation of the strategy of increasing the competitiveness of enterprise

Improving the efficiency of the agro-industrial complex has a direct impact on the quality of life of the population of the region, is a condition of investment attractiveness and social stability. Increasing the competitiveness of Russian enterprises will expand the export potential of the agricultural industry. In the process of work, the economic essence and content of the category "the formation of a strategy to improve the competitiveness of an enterprise" were studied; the features of the dairy cattle industry; economic evaluation of the dairy market of the Krasnoyarsk Territory; The analysis of the competitiveness of enterprises engaged in dairy cattle breeding in the Krasnoyarsk Territory was conducted. Orientation to market demand assumes, on the one hand, the production of the range of dairy products that customers are interested in; on the other hand, the range that an enterprise can produce and sell with profit. The main research results are the development and implementation of recommendations for improving the competitiveness of enterprises engaged in dairy cattle breeding.

Keywords: enterprise competitiveness, milk cost, strategy formation, production analysis, profit growth, marketing strategy, industry development, processing sector

государственный СоВет-ник, 2019

№ 2

исследования и корректировать свою деятель-Введение ность согласно полученным результатам.

егодня Красноярский край занимает одну из лидирующих позиций среди регионов России по производству молока, а молочное скотоводство занимает одно из основных мест в продовольственном комплексе края. Доля в общероссийском производстве в 2,4%, край находился на 9-м месте в рейтинге регионов-производителей молока в 2018 году. Для достижения целей по продвижению на рынке молокоперерабатывающие предприятия, должны осуществлять маркетинговые

Материалы и методы

Анализируя ситуацию на рынке можно сказать следующее. К концу 2018 года скотоводством в Красноярском крае занималось 277 сельскохозяйственных организаций различной организационно-правовой формы собственности, сконцентрированных в рамках специализированных товарных зон по получению продукции для перерабатывающей сферы (табл. 1) [13; 16].

Таблица 1

Поголовье молочных коров в Красноярском крае по годам

Год 2014 2015 2016 2017 2018

Сельскохозяйственные организации, тыс. голов 84 82,7 81,2 73,7 73,5

Крестьянские(фермерские) хозяйства, тыс. голов 3,1 4,2 6,1 4,8 5,7

Рост надоев молока в крае связан прежде всего с увеличением качества кормов, а так же обновлением технологической базы, использованием современного оборудования [23].

Себестоимость 1 кг молока в 2018 году до-

стигла 19,6 рублей, в 2013 году она составляла 14,5 рублей.

Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в себестоимости 1 кг молока занимают корма.

23%

44%

23%

Корма

□ плата труда Гсм

Электроэнергия Прочие затрать!

Рисунок 1 Структура себестоимости 1 кг молока в Красноярском крае

Результаты

Существенная доля молока в Красноярском крае предназначена для переработки и производства молочной продукции [1]. Рассмотрим более подробно основных производителей на рынке молочной продукции [19; 22]. Здесь присутствуют компании первой группы - лидеры отечественно-

го молочного рынка, к которым относятся «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Эрманн», «Юнимилк» и «Campiña», годовой оборот которых исчисляется сотнями миллионов долларов. Сильными сторонами этих компаний являются развитая дилерская сеть, разрекламированный бренд, яркая красочная упаковка. Слабостью является цена: она выше в среднем на 10-20 %. Ко второй группе можно отнести местных производителей.

Таблица 2

Основные производители молочной продукции в Красноярском крае

No п/п Наименование организации Юридический адрес

1 ФЛ Молочный комбинат «МИЛКО» г. Красноярск, ул. Телевизорная 8

2 ПССПК «Лебяженский» Красноярский край,Краснотуранский район, с. Лебяжье, ул. Ленина, д. 13

3 ООО «Племзавод «Таежный» Красноярский край, Сухобузимский район, с. Атаманово, ул. Огородная 16

4 СПК «Тесь» Красноярский край, Минусинский район, с. Тесь

5 ООО «МЗ «ИСТОК» г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 144

Из данных таблицы можно сделать вывод, что большая часть рынка может обеспечиваться за счет производства предприятий Красноярского края. При этом частный сектор производит около 30% всего молочного рынка края, который потом скупается крупнейшими предприятиями.

Обсуждение результатов

Для оценки конкурентоспособности местных производителей молочной продукции можем воспользоваться методикой комплексного показателя. Такой подход, на наш взгляд, должен существенно облег-

чить сбор первичной информации и сделать методику оценки конкурентоспособности предприятия доступной и применяемой. Использование метода позволит отслеживать изменение уровня конкурентоспособности предприятия в динамике. Практический расчет конкурентоспособности (см. табл. 3) был осуществлен по данным пяти предприятий, между которыми ведется борьба за покупателя на отраслевом рынке. При расчетах использовались отчетные данные предприятий за 2018 год.

Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции осуществлялась по пятибалльной шкале (см. табл. 4).

Таблица 3

Оценка финансово-экономической составляющей конкурентоспособности молокоперераба-

тывающих предприятий Красноярского края

Предприятия Показатели Условно-эталонное значение ФЛ Молочный комбинат «МИЛКО» ПССПК «Лебяженский» ООО «Племзавод «Таежный» СПК «Тесь» ООО «МЗ «ИСТОК»

Коэффициент автономии 0,87 1,00 0,84 0,32 0,22 0,80

Коэффициент текущей ликвидности 3,92 1,00 0,52 0,30 0,12 0,31

Коэффициент платежеспособности 6,84 1,00 0,40 0,06 0,03 0,34

Коэффициент рентабельности активов 0,09 0,25 1,00 0,14 -0,82 0,10

Коэффициент рентабельности предприятия 0,27 0,19 1,00 0,31 -1,27 0,09

Итого X 3,43 3,76 1,12 -1,72 1,63

Результаты проведенной оценки позволяют говорить о том, что на рынке молокопере-рабатывающих предприятий Красноярского края в настоящее время нет явного лидера, но на основании расчета комплексного показателя конкурентоспособности установле-

но, что наилучший показатель конкурентоспособности имеет ФЛ Молочный комбинат «МИЛКО».

Анализ конкурентной среды АО АПХ «Агро-Ярск» начнем с анализа пятифакторной модели конкурентной среды по М.Портеру:

СоВетНиК, 2019 № 2

Таблица 4

Комплексная оценка конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий Красноярского края

Предприятия Показатели ФЛ Молочный комбинат «МИЛКО» ПССПК «Лебяжен-ский» ООО «Племза-вод «Таежный» СПК «Тесь» ООО «МЗ «ИСТОК» ООО «МЗ «ИСТОК»

Финансово-экономической конкурентоспособности 3,43 3,76 1,12 -1,72 1,63 0,80

Производственной конкурентоспособно-сти 4,85 3,90 3,93 4,03 4,12 0,31

Маркетинговой конкурентоспособности 3,47 2,01 3,89 3,10 3,41 0,34

Комплексный показатель конкурентоспособности 11,75 9,67 8,94 5,41 9,16 0,10

Сила 1: Угроза появления новых конкурентов. Достаточно быстрыми темпами в молочной промышленности появляются новые конкуренты. Основную угрозу составляют конкуренты, которые запустили свое производство в 2010-2012 гг., поскольку они обладают и высокими производительными мощностями, и новыми технологиями.

Сила 2: Угроза появления товаров-заменителей. На рынке существует угроза появления товаров-заменителей, так как рынок молочной продукции достаточно обширен и объемен. Наиболее сильное воздействие заменителей -на рынке сливочного масла.

Сила 3: Воздействие потребителей на конкурентную среду в отрасли в целом снижается, поскольку происходит улучшение работы производителей в сфере распределения продукции, также наблюдается существенное увеличение ассортиментного ряда молочной продукции.

Сила 4: В этой отрасли благоприятные отношения с поставщиками являются жизненно необходимыми, с ними следует сотрудничать или объединяться, так как поиск нового поставщика сырья может занять длительное время, так как их не так много. Поэтому они имеют серьезную власть в этой отрасли.

Сила 5: Рынок молочной находится на стадии насыщения. Анализ конкурентной среды показал высокий уровень конкуренции на рынке, что говорит о необходимости внедрения новых продуктов, не имеющих аналогов на рынке.

Основными конкурентами АО АПХ «Агро-Ярск» являются: ЗАО «Искра», ЗАО «Назаров-ское», ООО «НАР АДА »и ООО «Племзавод «Таежный». Наиболее выгодные позиции сре-

ди конкурентов занимает ООО «Племзавод «Таежный» (ТМ «Исток»). ООО «Племзавод «Таежный» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 1 0%, по товарной группе «цельномолочная продукция» с долей на рынке Красноярского края более 12%.

АО АПХ «АгроЯрск» уступает своим конкурентам по ряду параметров, а именно: в наличии собственных точек сбыта, известности бренда и качеству. Но, несмотря на высокую насыщенность рынка конкурентами, данное предприятие сохраняет довольно хорошие позиции на рынке и является конкурентоспособным.

Заключение

Исходя из вышеизложенного стратегия маркетинга молокоперерабатывающего предприятия должна быть реализована в его функциях, к которым, по нашему мнению, следует отнести: комплексное изучение рынка молочной продукции и исследование поведения покупателей; формирование комплекса маркетинговых коммуникаций.

Для достижения своих целей молокопере-рабатывающие предприятия, должны осуществлять маркетинговые исследования в двух направлениях: вести поиск сегмента рынка для планируемого к произ-водству объема продукции и активнее заниматься продвижением бренда. Таким образом, ориентация на рыночный спрос предполагает с одной стороны производство того ассортимента молочных продуктов, которыми интересуются клиенты; с другой стороны - того ассортимента, который предприятие может с прибылью производить

Цена

Широта ассортимента

Наличие собственны точек сбыта

Качестзо

звестность оваропроизз одителя

-АО АПХ "АгроЯрск"

■ЗАО ''Искра '

ООО ''Племзавод 'Таежный''

ЗАО ''Назаровское' О О О''НАРЯДА4

Рисунок 3 Многоугольник конкурентоспособности конкурентов АО АПХ «АгроЯрск»

и реализовывать. Основными организационными мероприятиями по обеспечению конкурентоспособности предприятий, занятых в молочном скотоводстве, должны стать: увеличение качества кормов; постоянное совершенствование технологического процесса; повышение эффективности работы маркетингового отдела предприятия. С целью повышения кон-

курентоспособности предприятий, занятых в молочной отрасли необходимо уделить особое внимание повышению качества продукции. При этом в на-стоящее время целесообразно разработать программу формирования кластера регионального масштаба, ориентируясь на административные и финансовые ресурсы республиканского бюджета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шестопал Ю. Т. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. М.: КноРус, 2013. 320 с.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., 2007. 864 с.

3. Ободянский В.А. Экономическая природа управления деятельностью предприятий АПК // Мир агробизнеса. 2012. No 1. С. 14-26.

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru/ (дата обращения: 11.04.2018).

5. Управление Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http:// krasstat.gks.ru/ (дата обращения: 11.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Красноярский экономический форум: [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasnoforum.ru/news/ v-krasnoyarske-postroyat-optovo-raspredelitelnyj-centr-prodovolstvennoj-produkcii/ (дата обращения: 15.04.2018).

7. Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края: [Электронный ресурс]. URL: http:// krasagro.ru/ (дата обращения: 18.04.2018).

8. Основные показатели сельского хозяйства в России [Электронный ресурс] / Росстат; Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140096652250 (Дата обращения: 12.04.2018).

9. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.

10. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2007. 528 с.

11. Хубиев К. хорошая Особенностироссийского экономического продукции цикла достижения. // Экономист. 2009. No 3.

12. Чуева Л. Н. Экономика фирмы. М.: Дашков и К, 2009. 416 с.

13. Черепанова Н.В. Социальная ответственность: учебное пособие / Н.В. Черепанова. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. 21 с.

14. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. С. 40.

15. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: КноРус, 2008. 464 с.

16. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. И доп. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. С. 40.

ш

Государственный СоВетНиК, 2019

17. Грудкина Т. И. Совершенствование ценообразования на молоко-сырье в контексте повышения конкурентоспособности производителей / Т.И. Грудкина // Наука и инновации в сельском хозяйстве (материалы Международной научно-практической конференции, 26-28 января 2011 г., г. Курск, ч. 2). - Курск: Изд-во Курск гос. с.-х. ак., 2011. - с. 202-205

18. Ялунина Е.Н. Конкурентоспособность услуг и их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия // Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире: Тез. 8 форума мол. уч. и студентов Екатеринбург. Изд-во Ур ГЭУ, 2005. 326 с.

REFERENCES

1. Shestopal Yu. T. Strategic management: a textbook / Yu.T. Shestopal, V.D. Dorofeev. Moscow, KnoRus Publ., 2013. 320 p.

2. Schumpeter J. Theory of Economic Development. Capitalism, socialism and democracy. Moscow, 2007. 864 p.

3. Obodyansky V.A. The economic nature of the management of agricultural enterprises. World agribusiness. 2012. No. 1. P. 14-26.

4. The Ministry of Agriculture of the Russian Federation: [Electronic resource]. Available at: http://mcx.ru/ (accessed 11 April 2019).

5. Office of the Federal State Statistics Service: [Electronic resource]. Available at: http://krasstat.gks.ru/ (accessed 11 April 2019).

6. Krasnoyarsk Economic Forum: [Electronic resource]. Available at: http://www.krasnoforum.ru/news/v-krasnoyarske-postroyat-optovo-raspredelitlitelnyj-centr-prodovolstvennoj-produkcii/ (accessed 11 April 2019).

7. Ministry of Agriculture and Trade of the Krasnoyarsk Territory: [Electronic resource]. Available at: http:// krasagro.ru/ (accessed 11 April 2019).

8. The main indicators of agriculture in Russia [Electronic resource] / Rosstat; Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096652250 (accessed 11 April 2019).

9. Filosofova T.G. Competition and competitiveness: study guide for university students. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2007. 271 p.

10. Khrutsky VE, Korneeva I.V. Modern marketing: a reference book on market research. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2007. 528 p.

11. Khubiev K. Good Features of the Russian economic production cycle achievements. The Economist. 2009. No. 3.

12. Chueva, L. N. Economy firms. Mosocow, Dashkov and K Publ., 2009. 416 p.

13. Cherepanova N.V. Social responsibility: textbook. Tomsk: Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2015. 21 p.

14. Yudanov A.Yu. Competition: Theory and Practice. Educational and practical manual. 2nd ed. Moscow, Association of authors and publishers "Tandem", publishing house "GNOM-PRESS", 2008. P. 40.

15. Yudanov A.Yu. The experience of competition in Russia: the causes of success and failure. Moscow, KnoRus Publ., 2008. 464 p.

16. Yudanov A.Yu. Competition: Theory and Practice. Teaching guide. Moscow, Association of authors and publishers "Tandem", publishing house "GNOM-PRESS", 2008. p. 40.

17. Grudkina T.I. Improving the pricing of raw milk in the context of improving the competitiveness of producers // Science and Innovations in Agriculture (materials of the International Scientific and Practical Conference, January 26-28, 2011, Kursk, Part 2). Kursk: Publishing House Kursk State. S.-H. ac., 2011. pp. 202-205.

18. Yalunina E.N. The competitiveness of services and their impact on the financial results of the company // Competitiveness of territories and enterprises in an interdependent world: Proc. 8 offline mol.uch. and students Yekaterinburg. Ur-State Power Plant Publishing House, 2005. 326 p.

№ 2

Информация об авторах Зинина Ольга Вячеславовна

(Россия, г. Красноярск) Кандидат экономических наук, доцент Красноярский государственный аграрный университет E-mail: zinina.olya@bk.ru

Шапорова Зинаида Егоровна

(Россия, г. Красноярск) Кандидат экономических наук, доцент Красноярский государственный аграрный университет

Information about the authors Olga V. Zinina

(Russia, Krasnoyarsk) PhD in Economic Sciences, Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University E-mail: zinina.olya@bk.ru

Zinaida E. Shaporova

(Russia, Krasnoyarsk) PhD in Economic Sciences, Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.