Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАВОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ'

СОВРЕМЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАВОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательный процесс / законотворчество / закон / правовое прогнозирование / цифровизация правотворчества. / legislative process / lawmaking / law / legal forecasting / digitalization of lawmaking.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милосердов Алексей Сергеевич, Николаев Андрей Игоревич

В статье показано, в каком направлении и под влиянием каких факторов эволюционирует современный законодательный процесс. Подчеркивается его конституционно-правовая направленность. Главное внимание уделяется влиянию цифровых технологий на развитие законодательного процесса. Показаны возможности цифровых технологий в повышении эффективности законотворческой деятельности. Поставлен вопрос об использовании правового прогнозирования, в том числе, с помощью цифровых инструментов, что позволит повысить качество принимаемых законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEGISLATIVE PROCESS: LEGAL DETERMINANTS AND TECHNOLOGICAL IMPERATIVES

The article shows in which direction and under the influence of which factors the modern legislative process is evolving. Its constitutional and legal orientation is emphasized. The main attention is paid to the impact of digital technologies on the development of the legislative process. The possibilities of digital technologies in increasing the efficiency of legislative activity are shown. The question is raised about the use of legal forecasting, including with the help of digital tools, which will improve the quality of adopted legislative acts.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАВОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ»

МИЛОСЕРДОВ Алексей Сергеевич,

Кандидат юридических наук, Доцент Международного юридического института (филиал в г. Королев), e-mail: a.miloserdov2010@yandex.ru

НИКОЛАЕВ Андрей Игоревич,

старший преподаватель Департамента права Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета, e-mail: NikolaevAI@mgpu.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАВОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ

Аннотация. В статье показано, в каком направлении и под влиянием каких факторов эволюционирует современный законодательный процесс. Подчеркивается его конституционно-правовая направленность. Главное внимание уделяется влиянию цифровых технологий на развитие законодательного процесса. Показаны возможности цифровых технологий в повышении эффективности законотворческой деятельности. Поставлен вопрос об использовании правового прогнозирования, в том числе, с помощью цифровых инструментов, что позволит повысить качество принимаемых законодательных актов.

Ключевые слова: законодательный процесс; законотворчество; закон; правовое прогнозирование; цифровизация правотворчества.

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-100-103 NIION: 2018-0076-11/23-864 MOSURED: 77/27-023-2023-11-864

MILOSERDOV Alexey Sergeevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the International, Law Institute (branch in Korolev)

NIKOLAEV Andrey Igorevich,

Senior Lecturer at the Department of Law of the Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City Pedagogical University

MODERN LEGISLATIVE PROCESS: LEGAL DETERMINANTS AND TECHNOLOGICAL IMPERATIVES

Annotation. The article shows in which direction and under the influence of which factors the modern legislative process is evolving. Its constitutional and legal orientation is emphasized. The main attention is paid to the impact of digital technologies on the development of the legislative process. The possibilities of digital technologies in increasing the efficiency of legislative activity are shown. The question is raised about the use of legal forecasting, including with the help of digital tools, which will improve the quality of adopted legislative acts.

Key words; legislative process; lawmaking; law; legal forecasting; digitalization of lawmaking.

Законодательный процесс - важнейшая часть механизма правотворчества, что обусловлено ведущей ролью законов в системе источников права современной России. Законодательство составляет основу системы права, ее каркас, и потому от качества принимаемых законов зависит эффективность всего механизма правового регулирования общественных отношений. В свою очередь, качество законов в

существенной мере определяется законодательным процессом, который развивается вместе со всей системой права, отражая взаимодействие правовых традиций и инноваций, осваивая новые технологические и юридико-технические решения.

В современных условиях законодательный процесс выходит за рамки юридической процедуры и превращается в механизм согласования

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

важнейших групп общественных интересов: интересов государства, гражданского общества и его институтов, каждой личности. Этот процесс неразрывно связан с повышением возможностей участия широкого круга граждан в законодательном процессе, прежде всего, за счет организации общественного обсуждения принимаемых законопроектов. В результате гражданин становится участником процессом формирования позитивного права, а законодательный процесс превращается в способ консолидации и интеграции разнонаправленных социальных интересов.

В прошедшие исторические периоды были сделаны важные наработки в сфере законодательного процесса, накоплен позитивный опыт, который в некоторых аспектах может быть использован и сегодня. В частности, заслуживает внимания фундаментальная подготовительная деятельность, предшествовавшая составлению законопроекта, включавшая анализ соответствующего зарубежного опыта и правоприменительной практики. Значимость такого опыта в современной России возрастает в условиях новых вызовов и высокой интенсивности изменений общественных отношений.

Стоит учитывать, что законодательный процесс на федеральном уровне выступает в определенной мере образцом и критерием для регионального законодательного процесса. Поэтому от совершенства порядка подготовки и принятия законов на федеральном уровне во многом зависит соответствующая деятельность на уровне субъектов федерации. Более того, в некоторой степени федеральный законодательный процесс выступает ориентиром для органов исполнительной власти при подготовке и принятии подзаконных нормативных актов, что предъявляет к нему особые требования.

Динамика законодательного процесса в современных условиях детерминирована рядом факторов, которые лежат вне правовой сферы, но оказывают на нее существенное воздействие. Среди таких факторов, которые относятся к политической, экономической, социальной составляющих общественной жизни, особое внимание стоит обратить на смену технологического уклада. Переход к новому технологическому укладу в перспективе означает не только смену всей модели правового регулирования [4, с. 34], но и появление более эффективных механизмов законотворческой деятельности.

Системный подход к рассмотрению законодательного процесса позволяет представить его не только в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, но и обозначить ряд последовательных стадий, развивающихся в неразрывном единстве. Каждая стадия - это совокупность про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

цессуальных действий, играющих свою роль в достижении общего результата, выражающегося в создании качественного законодательного продукта [1, с. 14]. Стадии сменяют друг друга в логичном порядке, который закреплен в действующем законодательстве и не может быть нарушен без ущерба для всего процесса и его результата. В то же время совершенствование законодательного процесса может осуществляться за счет улучшения каждой отдельной стадии.

Законодательный процесс имеет две основных стороны: процедурную и содержательную [2]. Они являются взаимозависимыми и взаимобу-словленными. Соответственно, совершенствование законодательного процесса должно осуществляться комплексно, по обоим направлениям, что придает соответствующей деятельности необходимую целостность, позволяет добиваться необходимого эффекта.

Динамика общественных отношений в современных условиях определяет необходимость совершенствования действующего законодательства, а также и существующего порядка принятия законов. Такое совершенствование должно учитывать имеющееся нормативное регулирование, сложившиеся принципы и подходы, детерминирующие демократический характер законодательного процесса, его соответствие букве и духу Конституции Российской Федерации [3].

Нередко принятие одного закона влечет за сбой необходимость разработки и принятие десятков, а то и сотен подзаконных нормативных актов. Наличие в законопроектах бланкетных норм приводит к тому, что без этих подзаконных актов даже вступивший в силу закон не может начать свое действие. Поэтому координация законотворческой и подзаконной нормотворческой деятельности остается одной из важных для успешного развития общества задач.

Смена технологического уклада инициирует активное внедрение в законодательный процесс новых технологий, прежде всего, цифровых [5]. В настоящее время можно говорить о начальной стадии цифровизации законодательного процесса [3]. Признаком этой стадии является качественное изменение информационного сопровождения законодательного процесса, внедрение в него современных цифровых технологий (электронное опубликование проектов и итоговых текстов законодательных актов; разработка концепции машиночитаемого права; проведение экспертизы законопроектов с использованием систем искусственного интеллекта и т.д.) [2].

В настоящее время в доктрине активно обсуждаются такие новации законодательного процесса, как использование искусственного

интеллекта для подготовки проектов нормативных правовых актов, организация цифрового крауд-сорсинга для аккумулирования и обработки поступающих законодательных инициатив, появление новых субъектов и квази-субъектов законотворчества, переход к машиночитаемым формам права, алгоритмизация законотворчества и т. д. [2]. С помощью новых технологий можно не только превратить прогнозирование в неотъемлемый элемент законодательного процесса, но и внедрить в него новую стадию - стадию правового моделирования, позволяющего существенно повысить эффективность законотворчества с помощью разработки цифровых моделей качественно новых предполагаемых общественных отношений. По мере практического внедрения данных идей в практику законотворческой деятельности будет существенно меняться культура законодательного процесса, а также требования к юридической технике.

В связи с проблемой быстрого устаревания принимаемых законодательных актах в зарубежной доктрине разрабатывается модель цифрового (интерактивного) закона как совокупности альтернативных сценариев с изменяемым посредством сетевого краудсорсинга содержанием. Такой закон должен стать более гибким регулятором общественных отношений, более демократичным по характеру внесения изменений, а также учету интересов широких слоев общества [7]. При этом его появление требует изменения самой модели законодательного процесса, а кроме того, вызывает определенные опасения (повышение неопределенности права, утрата им качества стабильности, проблемы автоматизированного применения и легитимности). Это позволяет предположить, что сегодня вопрос о цифровом законе актуален прежде всего для доктрины, а его внедрение в практику представляется делом будущего, возможно, отдаленного.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции и направления развития современного законодательного процесса:

совершенствование процедурных и вспомогательных параметров при сохранении базовых стадий, что позволяет сочетать стабильность законотворчества с повышением его качества;

технологизация законодательного процесса, широкое использование современных цифровых технологий на всех его стадиях;

достижение нового качественного уровня законодательных технологий за счет использования цифровых инструментов и искусственного интеллекта, а также машиночитаемого права; широкое внедрение цифровых технологий в законодательный процесс способно изменить не

только его схему, но и повлиять на оптимизацию все системы действующего законодательства;

демократизация законодательного процесса с помощью организации широкого обсуждения законопроектов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», за счет более широкого и точного учета мнения широкой общественности по конкретным вопросам правового регулирования общественных отношений;

повышение влияния институтов гражданского общества, включая сетевые сообщества, на законодательный процесс и его результаты, начиная со стадии законодательной инициативы и заканчивая общественным обсуждением проектов законов и предполагаемых результатов их принятия;

использование технологии искусственного интеллекта для аккумулирования и обработки поступающих поправок к законопроектам, в том числе за счет прогнозирования социальных результатов их практической реализации;

Тенденции развития современного общества и его правовой сферы позволяют поставить вопрос о необходимости дальнейшего повышения эффективности законодательного процесса, выражающейся в принятии качественных законов [6], что достигается за счет использования правового прогнозирования, в том числе, с помощью цифровых инструментов.

Совершенствование законодательного процесса, связанное с более активным использованием современных технологий и научных достижений, способно не только повысить его демократический характер, но и обеспечить более качественную работу органов законодательной власти, что проявится в принятии более совершенных законодательных актов, отвечающих современному этапу развития общественных отношений.

Список литературы:

[1] Абрамова А. И. Современный законодательный процесс в Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 14.

[2] Залоило М.В. Законодательный процесс в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». 2023. № 1. С. 45 - 57.

[3] Милосердов А.С., Николаев А.И. Консти-туционализация цифровой правовой среды в современной России // Образование и право. 2023. № 8. С. 75 - 78.

[4] Пашенцев Д.А. Основные направления и особенности развития законодательства в условиях цифровизации и перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2021. № 3. С. 31 - 39.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

[5] Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2020. № 4. С. 32-33.

[6] Пашенцев Д.А. Эффективность правовых норм в обществе постмодерна // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 6. С. 22 - 33.

[7] Пашенцев Д.А., Алимова Д.Р. Новации правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений // Государство и право. 2019. № 6. С. 104 - 105.

Spisok literatury:

[1] Abramova A. I. Sovremennyj zakonodatel'nyj process v Rossijskoj Federacii: stadii i problemy ih sovershenstvovaniya // ZHurnal rossijskogo prava. 2007. № 2. S. 14.

[2] Zaloilo M.V. Zakonodatel'nyj process v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspe-ktivy razvitiya // Vestnik MGOU. Seriya «YUrispru-denciya». 2023. № 1. S. 45 - 57.

[3] Miloserdov A.S., Nikolaev A.I. Konstituciona-lizaciya cifrovoj pravovoj sredy v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. 2023. № 8. S. 75 - 78.

[4] Pashencev D.A. Osnovnye napravleniya i osobennosti razvitiya zakonodatel'stva v usloviyah cifrovizacii i perekhoda k novomu tekhnologiches-komu ukladu // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2021. № 3. S. 31 - 39.

[5] Pashencev D.A. Sistema prava Rossii v usloviyah perekhoda k novomu tekhnologicheskomu ukladu // Vestnik MGPU. Seriya: YUridicheskie nauki. 2020. № 4. S. 32-33.

[6] Pashencev D.A. Effektivnost' pravovyh norm v obshchestve postmoderna // ZHurnal rossijskogo prava. 2023. T. 27. № 6. S. 22 - 33.

[7] Pashencev D.A., Alimova D.R. Novacii pra-votvorchestva v usloviyah cifrovizacii obshchestven-nyh otnoshenij // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 6. S. 104 - 105.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

БЕГУНОВ Михаил Анатольевич,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Частного образовательного учреждения высшего образования «Юридический институт», (Санкт-Петербург), адвокат, e-mail: mabegunov@mail.ru

Научный руководитель: МАМИТОВА Наталия Викторовна,

профессор кафедры государствоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, e-mail: nvmamitova@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ

Аннотация Статья посвящена месту и роли стратегического планирования в системе российского законодательства и в системе источников (форм) права. Автор анализирует различные подходы, высказанные в юридической литературе по данному вопросу, и приходит к выводу о том, что Стратегии как нормативный правовой акт имеют особое место в системе российского законодательства, так как относятся к документам доктри-нального характера и являются одной из разновидности программных документов, которые также могут считаться доктринальными.

Ключевые слова: право, стратегия, доктрина, программа, нормативный правовой акт, планирование, стратегическое планирование, национальные проекты.

BEGUNOV Mikhail A.,

Postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law of the Private Educational Institution of Higher Education "Law Institute" (St. Petersburg), lawyer

Supervisor: MAMITOVA Natalia Viktorovna,

Professor, Department of State Studies Institute of Public Service and Management Russian Academy of National Economy and State services under the President of the Russian Federation,

Doctor of Law, Professor.

STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE CONCEPT AND PLACE IN THE SYSTEM OF LEGISLATION

Annotation. The article is devoted to the place and role of strategic planning in the system of Russian legislation and in the system of sources (forms) of law. The author analyzes various approaches expressed in the legal literature on this issue and comes to the conclusion that Strategies as a normative legal act have a special place in the system of Russian legislation, as they belong to documents of doctrinal nature and are one of the varieties of program documents, which can also be considered doctrinal.

Key words: law, strategy, doctrine, program, normative legal act, planning, strategic planning, national projects.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-104-108 NIION: 2018-0076-11/23-865 MOSURED: 77/27-023-2023-11-865

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.