Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СУДЕБНОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СУДЕБНОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровизация / цифровая трансформация / машиночитаемое право / искусственный интеллект / электронное правосудие / электронные формы / цифровое пространство / цифровая личность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Давид Александрович

В настоящей статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации в правотворческих и правоприменительных процессах современного мира. В ходе исследования цифровых технологий в правотворчестве проанализированы существующие информационные системы, направленные на прохождение этапов принятия нормативных актов, этапов их общественного обсуждения, подробно рассмотрен их функционал и тенденции возможного и необходимого развития. Для исследования цифровых технологий в судебном правоприменении раскрывается не только аспект внедрения в процесс правосудия цифровых технологий – «электронное правосудие», но и некоторые примеры судебной практики, в которой судами исследованы совершенно новые элементы цифрового пространства и определены механизмы их правового регулирования. На основании рассмотренных вопросов в статье сделаны выводы о положительных и отрицательных аспектах влияния цифровых технологий на правотворчество и судебное правоприменение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СУДЕБНОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-309-315 КОНОНОВ Давид Александрович,

NIION: 2018-0076-5/23-351 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-5-351 руководитель практики

«Сопровождение процедур банкротства и Антикризисный консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры», e-mail: mail@law-books.ru

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СУДЕБНОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации в правотворческих и правоприменительных процессах современного мира. В ходе исследования цифровых технологий в правотворчестве проанализированы существующие информационные системы, направленные на прохождение этапов принятия нормативных актов, этапов их общественного обсуждения, подробно рассмотрен их функционал и тенденции возможного и необходимого развития. Для исследования цифровых технологий в судебном правоприменении раскрывается не только аспект внедрения в процесс правосудия цифровых технологий - «электронное правосудие», но и некоторые примеры судебной практики, в которой судами исследованы совершенно новые элементы цифрового пространства и определены механизмы их правового регулирования. На основании рассмотренных вопросов в статье сделаны выводы о положительных и отрицательных аспектах влияния цифровых технологий на правотворчество и судебное правоприменение.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, цифровая трансформация, машиночитаемое право, искусственный интеллект, электронное правосудие, электронные формы, цифровое пространство, цифровая личность.

KONONOV David Alexandrovich,

Candidate of Law, Head of Practice "Support of Bankruptcy Procedures and Anti-Crisis Consulting" at Lemchik, Krupsky & Partners Law Firm

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGY ON LAW-MAKING AND

JUDICIAL ENFORCEMENT

Annotation. This article discusses the issues of digital transformation in the law-making and law enforcement processes of the modern world. In the course of the study of digital technologies, law-making analyzed the existing information systems aimed at passing the stages of adoption of regulations, the stages of their public discussion, their functionality and trends of possible and necessary development were considered in detail. For the study of digital technologies, judicial enforcement reveals not only the aspect of the introduction of digital technologies into the justice process -"electronic justice," but also some examples of judicial practice in which the courts have investigated completely new elements of the digital space and identified the mechanisms for their legal regulation. Based on the issues considered, the article concluded on the positive and negative aspects of the impact of digital technologies on law enforcement and judicial enforcement.

Key words: digital technologies, digitalization, digital transformation, computer-readable law, artificial intelligence, electronic justice, electronic forms, digital space, digital personality.

Ускоренный процесс цифровизации общественных процессов последних лет не обошел стороной юридическую науку и механизмы практической деятельности сферы права. Право оказалось перед вызовом, ответ на который может быть только комплексным и касаться одновременно как области правотвор-

чества, так и области правоприменения. Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации осознание необходимости ответа правовой системы на стремительное развитие цифровых технологий уже переведено на практический уровень реализации путем принятия нескольких официальных документов в этой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

сфере. Департаментом проектной деятельности Правительства Российской Федерации еще в 2017 году было предложено начать процесс цифрови-зации нормотворчества и правоприменения за счет создания «электронных кодексов» на примере французской практики, генерации типовых судебных решений и создания автоматизированной системы контроля судебной практики. Для реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года1 утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»2, в рамках исполнения которой в том числе предполагается поэтапная автоматизация процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики путем следующих способов:

- внедрение механизма машиночитаемых норм;

- использование возможностей технологий искусственного интеллекта;

- совершенствование законодательства. Поэтому представляется актуальным рассмотреть вопрос влияния цифровых технологий на правотворчество и судебное правоприменение в современных реалиях.

Первое, на чем необходимо остановить внимание: общее определение цифровых технологий. На настоящий момент не существует законодательно закрепленного официального толкования цифровых технологий, что, безусловно, создает проблемы и риски в правоприменительной практике и в процессе правотворчества [8]. Обобщение современной практики развития правоотношений в различных аспектах цифровых технологий позволяет сформулировать следующее определение цифровых технологий: цифровые технологии есть технические средства, способы и методы обработки и передачи данных посред-ствам интерактивных каналов связи.

Процесс активного внедрения в правотворчество и правоприменение цифровых технологий также можно назвать цифровой трансформацией. Цифровая трансформация становится одним из главенствующих аспектов влияния как на информационные права, так и на активизацию правотворческих и правоприменительных процессов.

Цифровизация в правовой системе общества уже достигла определенных результатов в

1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13) // СПС Консультант Плюс.

2 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС Консультант Плюс.

зарубежных странах. Например, в Европе к работе в сфере правосудия все больше привлекают роботов и компьютеры. В целях предотвращения трудностей соблюдения искусственным интеллектом основных прав Советом Европы принята Этическая хартия искусственного интеллекта в судебных системах [4]. В таких государствах как Китай, Бразилия, США созданы роботы, которые справляются с подготовкой судебных документов и обобщением доказательств по делу. Кроме того, в мировой практике уже предпринимаются попытки использования искусственного интеллекта для принятия судебных решений, однако пока едино мнение о незаменимости человека - судьи, так как именно человеку, в отличие от робота, доступен анализ материалов дела для вынесения решения исходя из принципов справедливости и добросовестности. Действительно, в современном мире стремительно автоматизируются государственные услуги и специальное программное обеспечение, автоматизирующее работу многих специалистов, что оказывает существенное влияние на развитие правовой системы. Как следствие такого влияния в правовом поле появляется новые элементы, требующие установления для них конкретных правил регулирования, в том числе:

1. «цифровая личность» [6], идентификация которой вызывает некоторые сложности в юридической практике;

2. необходимость установления нового порядка охраны информации в цифровом пространстве;

3. развитие робототехники и внедрение их в правовую систему, что вызывает многочисленные обсуждения о возможности привлечения их к юридической ответственности при необходимости;

4. электронные формы заключения договоров;

5. право собственности на объекты, существующие только в виртуальном мире. Указанные изменения свидетельствуют не

только о необходимости внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты, но и о протекании серьезных процессов во всей структуре права, исследование которых - важная задача современной теории права. Причем, среди исследователей существуют как сторонники, так и противники установления цифрового пространства в системе законотворчества и практической деятельности судов ввиду возможности появления нового явления «электронный фашизм» [3]. Целесообразно рассмотреть, как процессы циф-ровизации протекают в правотворчестве и судебном правоприменении в Российской Федерации. Правотворчество как механизм - широкое понятие. Целесообразно рассмотреть влияние цифровых технологий на одном элементе правотворче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ства - нормотворчестве. В процессе нормотворчества можно выделить три наиболее важные государственные информационные системы:

- Система обеспечения законодательной деятельности (далее - СОЗД)1;

- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов2;

- Официальный интернет-портал правовой информации3.

СОЗД позволяет отследить процесс рассмотрения проекта нормативного правового акта на

всех стадиях от внесения проекта в Государственную Думу до его опубликования. Система позволяет ознакомиться с материалами проекта в момент его регистрации, с решениями по проекту уполномоченных лиц, а также с материалами проекта в случае их доработки и повторного рассмотрения.

В таблице 1 в качестве примера представлена статистика внесенных проектов законодательных инициатив в Совет законодателей (согласно сведениям, опубликованным на СОЗД).

Таблица 1.

Совет законодателей представляет собой консультативный и совещательный орган, созданный во многом в целях взаимодействия палат Федерального собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Исходя из анализа данных в таблице 1 в среднем четыре проекта законодательной инициативы после рассмотрения в Совете законодателей вносятся в Государственную Думу Российской Федерации. Однако в рамках рассмотрения вопросов в настоящей статье важно отметить именно факт возможности ознакомления в цифровом поле как со статистическими данными определенных процессов правотворчества, так и с конкретными законодательными инициативами и процессами их рассмотрения.

Федеральный портал проектов нормативных правовых актов представляет собой платформу

для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, через которую любой гражданин, прошедший идентификацию в установленном порядке, имеет право узнать о законодательных инициативах, принять участие в обсуждении проектов, оценить эффективность действующих законов.

Официальный интернет-портал правовой информации - информационная платформа для официального опубликования нормативных правовых актов. Вместе с тем, выполняя свою основную задачу, - опубликование нормативных правовых актов, наиболее удобными для использования и практического применения, анализа и сравнения нормативных правовых актов остаются в настоящее время не официальные электронные источники распространения правовой информации, такие как «КонсультантПлюс», «Гарант» и некоторые другие [7].

1 Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» - URL: https://sozd.duma.gov.ru/.

2 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов - URL: https://regulation.gov.ru/.

3 Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://pravo.gov.ru/.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Лидером инновационного развития среди субъектов Российской Федерации является Москва. Среди исследователей распространено мнение, что именно столица станет первым субъектом, где станут использовать электронный нормативный акт, а в перспективе и цифровой закон [6]. Вместе с тем, исследователями высказываются опасения, касающиеся «законов будущего», которые будут законами не в привычном понимании юридических правил, а в виде некоторых автоматизированных алгоритмов без учета многообразия и уникальности общественных отношений и конкретных обстоятельств.

Но если цифровой закон, как закон, размещенный в цифровом пространстве без привычных для общества сейчас атрибутов нормативного правового акта, - дело будущего, то такая технология, применимая в том числе в процессе правотворчества, как краудсорсинг, уже широко распространена в общественности. Данная технология применяется на упомянутом ранее Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, позволяет выстраивать стабильный диалог между гражданами и властью и увеличивает прозрачность правотворческой деятельности. В столице на настоящее время пока отсутствует отдельный портал субъекта для организации участия москвичей в правотворчестве. Тем не менее, в условиях развития цифровых технологий участия граждан в процессе правотворчества, следует оставлять главенствующее значение профессионализму и научной обоснованности правотворчества, то есть в большей части задействовать силы специалистов юриспруденции и государственного управления, но учитывать при этом мнение и потребности граждан.

Использование в правотворческом процессе цифровых технологий в качестве инструмента для написания текстов нормативных правовых актов в настоящих реалиях носит проблемный характер [2]. В первую очередь, это связано со сложностью обучения искусственного интеллекта с существующими исходными данными. Во-первых, для предоставления искусственному интеллекту данные необходимо систематизировать и категорировать, что требует больших временных затрат. Во-вторых, сегодня юридическая техника далека от своей идеальности: нормативные правовые акты сопровождаются дефектами в виде коллизий и пробелов, содержат сложную терминология, а также нормы с расчетами и формулами. Поэтому, для обеспечения возможности внедрения в нор-мотворческий процесс искусственного интеллекта необходимо постепенное отхождение от тенденции усложнения юридического языка, для чего нужно прийти к формализации права через разра-

ботку правовых норм в виде формальных юридических конструкций.

Помимо этого, цифровизации процесса правотворчества осложняется возможностью технических сбоев и утечки информации, что требует должного уровня информационной безопасности используемых систем. Также исследователи высказывают опасения об излишней увлеченности цифровыми технологиями в ущерб человеку, что в целом можно избежать путем постепенного выстраивания той системы цифровизации, которая бы полностью удовлетворяла существующим на конкретном этапе общественным отношениям [9]. Однако, несмотря на существенные сложности создания машиночитаемого процесса правотворческой деятельности, все же внедрение этого процесса обладает рядом преимуществ.

Во-первых, значительно увеличится скорость обработки информации, что позволит анализировать существующие законы, практику их правоприменения для определения общих тенденций развития как регулирования конкретных правоотношений в виде изменения отдельных нормативных правовых актов, так и тенденций развития всей системы права.

Во-вторых, появится возможность эффективного обмена информации для обеспечения согласованности правотворческой политики федерального центра и регионов.

В-третьих, станет возможным генерировать автоматически некоторые «технические» нормы, которые не требуют человеческого фактора.

На настоящем этапе развития правовой системы при условии невозможности в полной мере создавать элементы права в машиночитаемом виде, наиболее эффективным представляется участие искусственного интеллекта на отдельных этапах законотворческого процесса, например:

- на стадиях разработки проекта нормативного правового акта искусственный интеллект можно направить на анализ и обобщение статистических данных, мониторинг правоприменения;

- на этапе антикоррупционной экспертизы с помощью искусственного интеллекта можно ускорить поиск коррупциногенных факторов. Для наибольшей эффективности указанного процесса перечисленные в законодательстве критерии необходимо уточнить и создать единообразную правоприменительную практику по указанному вопросу.

- В судебном правоприменении все больше доказательств, представляемых для суда, находятся в виртуальном пространстве. А так как доказательства могут быть приняты судом только при условии их правомерного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

собирания, в практике, например, широко распространена функция нотариата - осмотр и фиксация информации, находящейся в сети Интернет. В настоящее время также целый ряд юридических действий совершают роботы: составление исков, жалоб иных документов в суд. Кроме того, период пандемии дал мощный толчок использованию в правосудии цифровых технологий. В 2021 году был принят «Закон о цифровом правосудии»1, которым были внесены правки в процессуальные нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся возможностей использования в судопроизводстве электронного документооборота. Первыми в указанном направлении были арбитражные суды, к системе которых сейчас эффективно применяется «Электронное правосудие»2, которое предоставляет возможность электронной подачи документов, просмотра календаря судебных заседаний, а также доступ к банку решений арбитражных судов. Помимо этого, информационные системы позволяют организовывать и проводить судебные заседания онлайн с помощью идентификации через «Госуслуги», что значительно упрощает и ускоряет весь период рассмотрения дела. Однако ходатайства о проведении заседаний в таком формате нередко отклоняются судами в связи с загруженностью залов, разницей часовых поясов или недостаточной технической оснащенностью судов. По состоянию на май 2023 года согласно сведениям, размещенным на сайте государственной системы «Мой арбитр» 112 судов находятся в перечне судов, для которых доступна возможность проведения онлайн-заседаний3.

В совокупности к числу аспектов положительного влияния цифровых технологий на судопроизводство можно отметить следующие:

- повышение прозрачности и эффективности работы судей по проведению судебных заседаний;

- экономия на затратах по производству и хранению бумажных материалов дел;

- доступность большого объема судебных материалов для анализа (к примеру, по состоянию на 5 мая 2023 года в картотеке насчитывается 35 529 338 дел - по сведениям с Электронного правосудия).

1 Федеральный закон от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2 Электронное правосудие - URL: https://kad. arbitr.ru/ .

3 Перечень судов, для которых доступна воз-

можность проведения онлайн-заседаний // Электронный ресурс: URL: https://my.arbitr.ru/#help/4/56.

Однако в условиях перехода к цифровиза-ции в судопроизводстве главной проблемой, замедляющей установление эффективных процессов рассмотрения дел, является низкая информационная грамотность судей, что не позволяет в полную силу использовать уже имеющийся функционал цифровой среды судов. Для выстраивания эффективно работающей на защиту интересов и прав граждан «цифровой среды» в перспективе необходима в глубинной перестройке юридического образования в России в сторону повышения роли изучения 1Т-дисциплин.

Еще одна проблема, тормозящая процесс цифровизации в практической деятельности судов - техническая оснащенность самих судов. Зачастую в судах может отсутствовать техническое оборудование, соответствующее требованиям современности. Но в отношении данной проблемы важно понимать, что цифровизация - это длительный и поэтапный процесс, поэтому понадобится время для полного отказа от бумажных носителей и постепенного перехода в машиночитаемый вид.

Относительно практики применения цифровых технологий, помимо перехода к «цифровому устройству» внутреннего механизма судопроизводства, следует отдельно рассмотреть уникальные случаи в судебной практике, возникшие в связи с цифровизацией общественных отношений.

Одним из знаковых дел, можно отметить дело об электронной валюте. Так в ходе исследования Верховным Судом Российской Федерации природы WMZ было установлено многообразие возможных способов пополнения кошельков, в которой обращается указанная условная цифровая единица, а также установлена возможность оплаты данной единицей как в России, так и в зарубежных странах некоторых услуг и предметов материального мира. На основании этого судом был сделан важный вывод о фактической вовлеченности рассматриваемой электронной валюты в правовое поле, в связи с чем нет оснований для того, чтобы возникшие правоотношения не были защищены в рамках гражданского судопроизводства4. Позднее этот же вывод был подтвержден судом первой инстанции при новом рассмотрении.

Другой пример изменения судом ориентиров применения права в условиях влияния цифровых технологий - дело ООО «В Контакте» против ООО «Дабл» о парсинге, то есть о правомерности (неправомерности) извлечения информационных

4 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2021 № 48-КГ21-3-К7, 2-5227/2019 // СПС КонсультантПлюс.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

материалов из базы данных «В Контакте» и их повторное использование. Согласно позиции апелляционной судебной инстанции, извлечение и использование информации со сторонних сайтов не запрещено до тех пор, пока не нарушаются права и охраняемые законом интересы пользователей. В дальнейшем дело должно было быть рассмотрено в Суде по интеллектуальным правам, от которого во многом зависело, возможен ли парсинг в России, однако Постановлением Суда по интеллектуальным правам было отменено постановление апелляционной инстанции, а дело производство по делу было прекращено ввиду утверждения мирового соглашения между сторо-нами1.

Самым важным аспектом, который необходимо учитывать при внедрении искусственного интеллекта в процессы законотворчества и правоприменения - человечеством пока не изучен механизм принятия решения искусственным интеллектом, так как написанная для него программа не полностью учитывает данный аспект [1]. Автоматизированные системы способны анализировать большие объемы информации по определенной схеме, но не способны дать оценку возможному злоупотреблению правом исходя из категорий добросовестности и честности, что подтверждает необходимость на сегодняшний день взаимодействия человека и «машины», где «машина» могла бы выполнять некоторые автоматизированные действия для упрощения деятельности человека. Подводя итог рассмотрению вопросов влияния цифровых технологий на правотворчество и судебное правоприменение, следует отметить следующие выводы.

Цифровая трансформация является основным в настоящее время аспектов влияния, как на информационные права, так и на активизацию правотворческих и правоприменительных процессов. Как следствие такого влияние в правовом поле появляются новые элементы, требующие дальнейшего исследования: «цифровая личность», робототехника и ее правовой статус, электронные формы заключения договоров, право собственности на объекты, существующие в виртуальном мире. Появление таких элементов однозначно свидетельствуют о необходимости внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты для их правого регулирования.

В контексте правотворческой деятельности: процесс правотворческой деятельности существенно упрощается и трансформируется в целях удовлетворения потребностям существующих реалий. Вместе с тем внедрение искусственного

1 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23.09.2022 № С01-201/2018 по делу № А40-18827/2017 // СПС КонсультантПлюс.

интеллекта в процедуру принятия нормативных правовых актов - важный и нужный шаг для дальнейшей трансформации.

Перспектива изменения законотворческого процесса путем использования искусственного интеллекта сводится к следующим аспектам:

6. в перспективе использование искусственного интеллекта для написания текстов нормативных правовых актов;

7. в ближайшем будущем использование искусственного интеллекта на отдельных стадиях законодательного процесса, например, на стадии подготовки и разработки законопроекта в целях обобщении необходимых для разработки нормативного правового акта статистических данных.

Однако эффективности вышеупомянутых аспектов возможно будет достичь только после решения юридико-технических проблем современного законодательства, так как без этого формализация права и обобщение определенного спектра данных в целях обучения процессу искусственный интеллект невозможно.

В контексте судебного правоприменения влияние обусловлено не только переходом к «цифровому устройству» внутреннего механизма судопроизводства, но и новыми рассматриваемыми судами правоотношениями, возникшими в связи с цифровизацией общественных отношений. Переход к цифровому устройству внутреннего аппарата судов оказал положительное влияния в области повышения прозрачности и эффективности работы судей по проведению судебных заседаний, экономии на затратах по производству и хранению бумажных материалов дел, доступности большого объема судебных материалов для анализа.

Однако для обеспечения эффективности процесса правосудия в цифровом пространстве представляется необходимым решение проблем низкой информационной грамотности судей и слабой технической оснащенности самих судов. В качестве примера, рассмотренного в судебной практике относительно вопросов урегулирования новых общественных отношений в цифровом пространстве следует отметить выводы суда о фактической вовлеченности электронной валюты в правовое поле, в связи с чем нет оснований для того, чтобы возникшие правоотношения не были защищены в рамках гражданского судопроизводства.

В целом, все исследователи сходятся во мнении, что на настоящем этапе развития общества необходимо обеспечить функционирование такого пространства, где эффективно могли бы взаимодействовать человек и «машина»: «машина» выполняет автоматизированные действия для упрощения деятельности человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Это важно, так как человечеством не изучен механизм принятия решения искусственным интеллектом, и автоматизированные системы не способны дать оценку общественным отношениям исходя из принципов добросовестности и справедливости. Указанные аспекты подтверждают актуальность и необходимость дальнейшего исследования рассмотренного в настоящей статье вопроса.

Список литературы:

[1] Анохин К. Современный искусственный интеллект - это «черный ящик». - URL: https://rg. ru/2020/10/20/akademik-anohin-sovremennyj-iskusstvennyj-intellekt-eto-chernyj-iashchik.html (дата обращения: 03.05.2023).

[2] Балалаева Ю.С. Изменение правотворческого процесса в условиях развития и внедрения технологий искусственного интеллекта: проблемы и перспективы // Юридическая техника. 2023. № 17. С. 618-622.

[3] Дорохов Н.И., Бирюкова Е.А. Состояние и перспективы цифровизации юридической практики // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2023. № 1. С. 113126.

[4] Европейская этическая хартия об использовании искусственного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях // Страсбург. 3 декабря 2018 г. // URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/192516142/ (дата обращения: 02.05.2023).

[5] Пашенцев Д.А. К вопросу о влиянии цифровых технологий на правотворчество и правоприменение (постановка проблемы) // Российское государствоведение. 2018. № 4. С. 131-137.

[6] Пашенцев Д.А. Цифровые инновации в правовом пространстве Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2022. № 3 (57). С. 24-29.

[7] Полякова Т.А., Троян Н.А. Формирование научно-правовых подходов к развитию системы применения цифровых технологий в нормотворчестве // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 1. С. 43-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Прокопов М.С. О понятии «цифровые технологии надзора за безопасностью дорожного движения» // Административное право и процесс. 2022. № 8. С. 79 - 81.

[9] Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л. Приоритеты правовой политики в сфере цифровизации законотворческой деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2022. Т. 26. № 3. С. 705-724.

Spisok literatury:

[1] Anohin K. Sovremennyj iskusstvennyj intellekt - jeto «chernyj jashhik». - URL: https://rg. ru/2020/10/20/akademik-anohin-sovremennyj-iskus-stvennyj-intellekt-eto-chernyj-iashchik.html (data obrashhenija: 03.05.2023).

[2] Balalaeva Ju.S. Izmenenie pravot-vorcheskogo processa v uslovijah razvitija i vnedrenija tehnologij iskusstvennogo intellekta: problemy i pers-pektivy // Juridicheskaja tehnika. 2023. № 17. S. 618622.

[3] Dorohov N.I., Birjukova E.A. Sostojanie i perspektivy cifrovizacii juridicheskoj praktiki // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek i obshhestvo. 2023. № 1. S. 113-126.

[4] Evropejskaja jeticheskaja hartija ob ispol'zovanii iskusstvennogo intellekta v sudebnyh sistemah i okruzhajushhih ih realijah // Strasburg. 3 dekabrja 2018 g. // URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/192516142/ (data obrashhenija: 02.05.2023).

[5] Pashencev D.A. K voprosu o vlijanii cifrovyh tehnologij na pravotvorchestvo i pravoprimenenie (postanovka problemy) // Rossijskoe gosudarstvove-denie. 2018. № 4. S. 131-137.

[6] Pashencev D.A. Cifrovye innovacii v pravo-vom prostranstve Moskvy // Vestnik Universiteta Pravitel'stva Moskvy. 2022. № 3 (57). S. 24-29.

[7] Poljakova T.A., Trojan N.A. Formirovanie nauchno-pravovyh podhodov k razvitiju sistemy primenenija cifrovyh tehnologij v normotvorchestve // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2022. № 1. S. 43-58.

[8] Prokopov M.S. O ponjatii «cifrovye teh-nologii nadzora za bezopasnost'ju dorozhnogo dvizhenija» // Administrativnoe pravo i process. 2022. № 8. S. 79 - 81.

[9] Sokolov A.Ju., Soldatkina O.L. Prioritety pra-vovoj politiki v sfere cifrovizacii zakonotvorcheskoj dejatel'nosti // Vestnik Rossijskogo universiteta dru-zhby narodov. Serija: Juridicheskie nauki. 2022. T. 26. № 3. S. 705-724.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.