Научная статья на тему 'ПРАВОСУДИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ПРАВОСУДИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1771
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ЦИФРОВОЕ ПРАВОСУДИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умнова-конюхова Ирина Анатольевна

В статье исследуются актуальные аспекты развития правосудия в условиях цифровизации; дается оценка современных процессов и перспектив использования новых технологий в деятельности органов судебной власти; анализируются взгляды ученых на понятие цифрового правосудия, уровень развития законодательства и судебной практики, отражающих процессы внедрения цифровых технологий в судебную деятельность; выявляются пределы и риски цифровизации и пути противодействия, позволяющие сохранить гуманистическую сущность и основные принципы правосудия в настоящем и будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE OF JUSTICE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article examines the current aspects of the development of justice in the context of digitalization; assesses modern processes and prospects for the use of new technologies in the activities of judicial authorities; analyzes the views of scientists on the concept of digital justice, the level of development of legislation and judicial practice, reflecting the processes of introduction of digital technologies in judicial activity; identifies the limits and risks of digitalization and ways to counteract, allowing to preserve the humanistic essence and the basic principles of justice in the present and future.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСУДИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОСУДИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

УДК 347.97/99, 342.56 DOI: 10.31249/rgpravo/2022.03.06

УМНОВА-КОНЮХОВА И.А.1 ПРАВОСУДИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. (Статья).

Аннотация. В статье исследуются актуальные аспекты развития правосудия в условиях цифровизации; дается оценка современных процессов и перспектив использования новых технологий в деятельности органов судебной власти; анализируются взгляды ученых на понятие цифрового правосудия, уровень развития законодательства и судебной практики, отражающих процессы внедрения цифровых технологий в судебную деятельность; выявляются пределы и риски цифровизации и пути противодействия, позволяющие сохранить гуманистическую сущность и основные принципы правосудия в настоящем и будущем.

Ключевые слова: правосудие; цифровизация; электронное правосудие; цифровое правосудие; искусственный интеллект; прогностическое правосудие.

UMNOVA-KONYUHOVA I.A. The future of justice in the context of digitalization. (Article).

Abstract. The article examines the current aspects of the development of justice in the context of digitalization; assesses modern processes and prospects for the use of new technologies in the activities of judicial authorities; analyzes the views of scientists on the concept of

1 Умнова-Конюхова Ирина Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, д-р юрид. наук, профессор.

62

digital justice, the level of development of legislation and judicial practice, reflecting the processes of introduction of digital technologies in judicial activity; identifies the limits and risks of digitalization and ways to counteract, allowing to preserve the humanistic essence and the basic principles of justice in the present and future.

Keywords, justice; digitalization; electronic justice; digital justice; artificial intelligence; predictive justice.

Для цитирования: Умнова-Конюхова И.А. Правосудие в условиях цифровизации: актуальные аспекты становления и развития. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 3. - С. 62-75. DOI: 10.31249/rgpravo/2022. 03.06

Введение

Влияние цифровизации на развитие публичной власти и права, на процессы правотворчества и юридической практики стало одним из самых востребованных направлений научных исследований в первые десятилетия нынешнего столетия. Исследователями констатируется серьезная трансформация права и публично-правовых отношений, определяются плюсы и минусы последствий цифровизации для современного правопорядка1.

Одним из ключевых институтов современного права, обеспечивающих надлежащую реализацию публичной власти, является правосудие. Именно на правосудие по-прежнему возлагаются надежды как на наиболее надежный инструментарий обеспечения гуманизма и справедливости в процессе защиты прав и законных интересов граждан и других субъектов права. В связи с этим современные правоведы резонно задаются вопросом о том, что несет с собой цифровизация для правосудия и станет ли она дополнительным средством для укрепления авторитета и повышения эффективности судебной власти.

1 См.: Умнова-Конюхова И.А., Алферова Е.В., Алешкова И.А. Цифровое развитие и права человека : монография / РАН, ИНИОН ; под. общ. ред. И.А. Умновой-Конюховой. - Москва, 2021. - 174 с.; Право, цифровые технологии и искусственный интеллект : сб. ст. / РАН, ИНИОН ; отв. ред. Е.В. Алферова. -Москва : ИНИОН РАН, 2021. - 267 с.

В контексте цифровизации немало внимания уделяется различным аспектам правосудия: генезису, сущности и правовым последствиям, соотношению со смежными категориями «электронное судопроизводство», «цифровой или электронный суд», «электронный документооборот», «цифровое правосудие», «ин-тернет-правосудие»1; соотношению электронного правосудия с электронной демократией2; сравнительно-правовому изучению моделей электронного правосудия в зарубежных странах3; различным проявлениям электронного правосудия в судопроизводстве. Некоторые исследователи считают, что «термин "электронное правосудие" (е^шйсе) в принципе уже устоялся»4.

Следует признать, что современные государства активно принимают законодательные акты и программно-стратегические документы, направленные на развитие электронного (цифрового) государства и цифровизацию деятельности органов публичной власти, включая суды. В Российской Федерации цели перехода к более широкомасштабной цифровизации формулированы в: Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 гг. (Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203); Основных направлениях совершенствования системы государственного управления (Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601); Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204);

1 См.: Солохин А.Е. Электронное правосудие: особенности, проблемы и перспективы // Закон. - 2019. - № 6. - С. 193-208; Воронцова И.В. О соотношении понятий «электронный суд» и «электронное правосудие» // Правовая политика и правовая жизнь. - 2019. - № 3. - С. 167-169, и др.

2

См.: Гильманов Л.Д. Электронное правосудие как элемент электронной демократии // Роль инновационных технологий в развитии науки и общества : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск : Наукосфе-ра, 2019. - С. 3940 и др.

3 См.: Журкина О.В., Максименко Е.И. Цифровое правосудие на примере интернет-судов Китая // Вопросы российского и международного права. - 2020. -Т. 10, № 6-1. - С. 138-143; Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Сравнительный анализ зарубежных систем электронного правосудия // Вестник Поволжского ин-та управления. - 2019. - Т. 19, № 6. - С. 36-47 и др.

4 Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. -№ 12 (64). - С. 97-98.

Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (Указ Президента РФ от 10.10.2019 г. № 490); Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. (Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474), а также в постановлениях Правительства РФ: от 15.04.2014 г. № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"» и от 02.03.2019 г. № 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»).

Наряду с реализацией общих проектов цифровизации публичной власти в судебной системе Российской Федерации формируется собственная платформа деятельности, основанной на цифровых технологиях. В настоящее время функции федеральных судов общей юрисдикции обеспечиваются Государственной автоматизированной системой «Правосудие». В арбитражных судах применяется комплекс интегрированных программно-технических средств, включающих системы автоматизации судопроизводства, информационные системы «Мой арбитр», «Картотека арбитражных дел», «Банк решений арбитражных судов» и др.

Несмотря на обширность научных публикаций, интенсивное развитие законодательства и стратегически-программных документов, направленных на формирование платформ электронного и цифрового правосудия, два ключевых вопросах все еще требуют научной и правовой определенности. Во-первых, пока не сложилось устойчивое правовое определение цифрового правосудия. Во-вторых, в условиях постановки государством широких задач по цифровизации судебной власти возникла необходимость в прогностическом исследовании перспектив гармонизации процессов цифровизации судебной системы и сохранения роли правосудия как инструмента защиты прав и законных интересов человека и других субъектов права.

Корректно ли понятие «цифровое правосудие»? Представляется, что понятие «цифровое правосудие» означает технологическое, инструментальное обеспечение правосудия цифровыми технологиями, позволяющими усовершенствовать и повысить эффективность реализации функций правосудия, исходя из его сущ-

ностного предназначения на правовой основе объективно и справедливо, с одной стороны, и оперативно, в разумные сроки - с другой, разрешать судебные дела по юридическим спорам и защищать права человека.

Возникает, однако, резонный вопрос: нужно ли вводить термин «цифровое правосудие», если в научных кругах уже разработано и представлено понятие «электронное правосудие» в узком и широком смыслах?1 В частности, с точки зрения узкого процессуального подхода электронное правосудие понимается в качестве способа и формы осуществления участниками судопроизводства процессуальных действий с использованием информационных технологий2. Некоторые авторы с этих позиций делают вывод о том, что электронное правосудие является возможностью рассмотреть дела без физического присутствия участников процесса3.

Исходя из узкопроцессуального подхода определение понятия «электронное правосудие» дается в актах Судебного департамента при Верховном суде РФ и Совета судей РФ. В Перечне основных понятий и терминов, применяемых в нормативных правовых актах Судебного департамента, регламентирующих использование информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности судов, утвержденного приказом Судебного департамента от 26.11.2015 г. № 362, электронное правосудие рассматривается как способ и форма осуществления предусмотренных законом процессуальных действий, основанных на использовании информационных технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном (цифровом) виде.

Наряду с узким пониманием электронного правосудия существует широкий взгляд на этот электронно-обеспечиваемый институт судебной власти, который представляет собой совокупность различных автоматизированных информационных систем - серви-

1 См.: Электронное правосудие : монография / Е.В. Бурдина [и др.] ; под

ред. Е.В. Бурдиной, С.В. Зуева. - Москва : Рос. гос. ун-т правосудия, 2021. - С. 6.

2

См.: Лукьянова И.Н. Доказательства в гражданских делах в эпоху электронного правосудия // Вестник ВГУ. Сер. Право. - 2018. - № 4. - С. 130-136.

3См.: Тищенко А.В. Электронное правосудие: судебное реформирование к 2024 году // Правопорядок: история, теория, практика. - 2018. - № 4 (19). - С. 6569.

сов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения электронного судебного дела и доступа к его материалам. В широком смысле электронное правосудие понимается как весь механизм судопроизводства - доступ к информации и качественные изменения судопроизводства, включая «проведение видеоконференций, подачу исков и других документов в электронной форме с использованием сети Интернет»1.

Следует согласиться с теми, кто считает, что не следует отождествлять электронное правосудие с самими технологиями, используемыми в судебной деятельности. Верно утверждается, что термин «электронное правосудие» в данном контексте не обозначает «правосудие» в собственном смысле этого слова, а означает «широчайшее внедрение в судопроизводство современных информационных технологий»2.

Таким образом, в широком понимании электронное правосудие опосредует и закрепляет правовое содержание судоустрой-ственных, судопроизводственных, процессуальных, делопроизводственных, организационных и иных аспектов судебной власти на основе применения ГГ-технологий и иных информационных электронных технологий и методов. В этом контексте цифровое правосудие - это разновидность электронного правосудия, подразумевающее внедрение цифровых технологий и методов, формирующих структурно новый тип организации и осуществления судебной власти, основанной на электронных сетях, цифровых базах, цифровых данных и обмене ими внутри судебной системы, а также с другими ветвями публичной власти, с гражданами и иными субъектами права.

Актуальность выделения категории «цифровое правосудие» обусловлена многими факторами, связанными с появлением цифрового правового пространства, основанного на применении ГГ-технологий в организации и функционировании всей системы судебной власти (вертикальная и горизонтальная структура и количество судов), на внедрении виртуальных процедур судопроизводства, цифрового судебного делопроизводства и документооборота,

1 Электронное правосудие : монография / Е.В. Бурдина [и др.] ; под ред.

Е.В. Бурдиной, С.В. Зуева. - Москва : Рос. гос. ун-т правосудия, 2021. - С. 37.

2

Боннер А.Т. Электронное правосудие: реальность или новомодный термин? // Вестник гражданского процесса. - 2018. - Т. 8 (1). - С. 22-38.

цифрового администрирования деятельности судов и обеспечения доступа субъектов права к суду.

Технологический признак цифрового правосудия предполагает внедрение не только автоматизированных программ и систем, что характерно для электронного правосудия, но и современных цифровых технологий (блокчейн, системы искусственного интеллекта, биометрия и др.), цифровых баз данных, современных комплексных сервисов; а также интеграцию уже существующих автоматизированных программ в единые системы судебной деятельности, охватывающие как правосудную деятельность, так и обеспечительную, создание судебных сетей и сетевого взаимодействия, внедрение киберфизических систем1.

Цифровое правосудие - это также и новая дистанционная форма взаимодействия с заинтересованными лицами и лицами, участвующими в деле, включающая дистанционный доступ к суду и дистанционное участие в судебных заседаниях; новый способ межведомственного взаимодействия на основе обмена цифровыми данными; виртуальная, безбумажная форма судопроизводства и делопроизводства, основу которой образует электронное дело, цифровая судебно-техническая платформа. В итоге все компоненты цифрового правосудия должны быть нацелены на расширение доступа к правосудию как таковому, на повышение качества судебной защиты, эффективности функционирования органов судебной власти, их открытости, гуманности и справедливости.

Таковы ожидания от технологической цифровой платформы современного правосудия, однако на практике возникает немало вопросов о сохранении роли суда как инструмента защиты прав и законных интересов человека и других субъектов права в условиях цифровизации судебной системы.

Масштабы и пределы цифровизации правосудия. Презю-мируя изначально, что цифровизация - это вспомогательный технологический процесс совершенствования правосудия, объективно необходимо обозначить размеры цифрового наполнения судебной власти, т.е. допустимые масштабы и пределы, позволяющие сохранить главные ценности и принципы правосудия как ветви госу-

1 См.: Электронное правосудие : монография / Е.В. Бурдина [и др.] ; под ред. Е.В. Бурдиной, С.В. Зуева. - Москва : Рос. гос. ун-т правосудия, 2021. -С. 49-50.

дарственной власти - его публичность, доступность, справедливость, гуманность и др. В связи с этим представляется неверным в абстрактном измерении писать о широкой цифровизации и выявлять признаки цифрового правосудия вне учета рисков и последствий. В частности, в юридической литературе отмечается, что признаком цифрового правосудия является переход большей части судебных коммуникаций в цифровую среду1, однако это утверждение не имеет смысла без определения границ цифровизации. По мнению профессора Р. Сасскинда, необходим набор общих принципов правосудия, которые должны лежать в основе любой судебной системы, будь то традиционная, онлайн или сочетание того и другого. «Если мы сможем прийти к более или менее общему мнению о принципах и ценностях, которые должна воплощать любая судебная система, а также о результатах и преимуществах, которые должна приносить любая судебная система, тогда у нас будет больше возможностей сравнить существующие и предлагаемые системы», - резонно отмечает Р. Сасскинд2. В прогностическом плане трудно не согласиться с этим ученым в том, что если не оценивать значительные цифровые прорывы на перспективу, мы можем прийти к совершенно иному будущему, чем ожидаем3.

Ключевой принцип как критерий пределов цифровизации -это сохранение доступа к правосудию. По Сасскинду, он является основой правосудия4. Аналогичным образом отечественные исследователи отмечают важность обеспечения этого принципа при цифровизации правосудия и обосновывают необходимость более широкого внедрения дистанционных онлайн-механизмов судебного разбирательства. В частности, Е.В. Бурдина отмечает, что внедрение цифровых технологий, сервисов и создание судебных сетей должны отражать не только потребности граждан и организаций в создании цифровых коммуникаций с судом, дистанционного доступа к правосудию и безбумажного электронного дела и в целом

1 См.: Брянцева О.В., Солдаткина О.Л. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. -№ 12 (64). - С. 99.

2 См.: Susskind R. Online courts and the future of justice. - Oxford, 2019. -P. 11-12.

3 См.: Ibid.

4 См.: Ibid. - P. 13.

скорого, более удобного и современного суда и судебного процесса. Нельзя забывать, считает ученый, о внутрисистемных потребностях судебной системы, испытывающей серьезные проблемы с ежегодным ростом количества обращений в суды. Проблемы судебной нагрузки не могут игнорироваться обществом, тем более научным и экспертным сообществом, поскольку они не являются исключительно внутренним делом судебной власти, а также не могут рассматриваться в качестве технических, второстепенных вопросов правосудия1.

Пандемия коронавирусной инфекции в 2019-2021 гг. еще более актуализировала проблему дистанционной доступности правосудия. В Российской Федерации была поставлена задача о необходимости интеграции ГАС «Правосудие» и портала государственных услуг, хотя указанный вопрос начал обсуждаться еще с 2018 г.2 Посредством запуска в 2022 г. сервиса «Правосудие онлайн» обеспечивается не только возможность подавать любые обращения в суд, но и знакомиться с материалами дела, дистанционно участвовать с применением личных средств связи в судебных заседаниях, получать электронные уведомления. Прототип сервиса был представлен в августе 2019 г. на Портале государственных услуг РФ. Основная цель сервиса - меньше бумаг, пройденных километров и пропущенных судебных уведомлений на почте3. Его преимущества состоят в том, что правосудие становится более оперативным и простым для лиц, владеющих цифровыми технологиями: суд для подачи иска определяется автоматически; документы и уведомления отправляются по судам и участникам процесса в электронном виде; доступ к документам по делу открыт онлайн всем участникам процесса; интерактивный помощник подскажет, как составить требования по иску, заполнить и подать электронное заявление; оплата госпошлины на портале; удаленное участие в процессе (доступ через биометрическую идентификацию). Важно,

1 См.: Бурдина Е.В. Развитие судебной системы в условиях информационного общества // Российское правосудие. - 2018. - № 7. - С. 19-33.

2См.: Юридическая концепция роботизации : монография / Н.В. Антонова, С.Б. Бальхаева, Ж.А. Гаунова [и др.] ; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. -Москва : Проспект, 2019.

з

См.: Ключевская Н. Представлены прототипы новых пяти суперсервисов. - URL: https://www.garant.ru/news/1290222/ (дата обращения: 22.04.2022).

однако, понимать, что владение цифровыми технологиями в системе правосудия - это специальная компетенция судебных органов, уполномоченных оказывать помощь и организовывать обучение тех, кто не способен самостоятельно овладеть этими технологиями. В частности, в России значительная часть пожилого населения не в состоянии самостоятельно применять цифровые судебные технологии и нуждается в юридическом и технологическом содействии со стороны юридических служб, призванных обеспечить доступ граждан к правосудию.

Другие фундаментальные принципы правосудия, выделяемые как основа сохранения сущности судебной власти, - это независимость судебной власти и верховенство права1. В связи с этим уместно вспомнить цитату из лекции Х. Генна о том, что альтернативные цифровые способы разрешения споров представляют собой проблему для судов и верховенства закона, они могут быть средством обхода гражданами правовых систем, к которым у общественности нет доверия. В результате можно потерять ежедневное присутствие судов как подтверждение авторитета и всепроникающей силы закона2.

Важно понимать, что внедрение цифровых технологий не меняет природу судебной власти, которая не превращается в услуги по аналогии с частными гражданско-правовыми отношениями, а остается публичной властью. Поэтому нельзя согласиться с Я.В. Антоновым в том, что основной задачей электронного правосудия являются улучшение качества предоставляемых судебных услуг3. Как обоснованно пишут авторы монографии «Электронное правосудие» под редакцией Е.В. Бурдиной, улучшение качества судебной защиты и судебных актов нельзя рассматривать в разрезе предоставления «судебных услуг», где последним придается такой же смысл, как и в цивилистике услугам гражданско-правового характера. Осуществление правосудия не может быть признано

1 См.: Susskind R. Online courts and the future of justice. - Oxford, 2019. -

P. 21.

2 См.: Genn H. Hamlyn lectures 2008. Judging civil justice. - Cambridge, 2010 -Р. 115-117.

См.: Антонов Я.В. Реалии и перспективы развития системы электронного правосудия в российской и европейской практике // Российский журнал правовых исследований = Russian journal of legal studies. - 2016. - № 4 (9). - С. 15-20.

услугой в гражданско-правовом смысле. В контексте электронного государства под государственными услугами понимается предоставление гражданам общественных благ в рамках выполнения государством своих функций, где основой таких взаимоотношений являются социальное партнерство, ориентация на законные права граждан, повышение качества жизни и благосостояния граждан \

Одна из актуальных проблем создания границ в цифровиза-ции правосудия связана с целесообразностью использования в судебной деятельности искусственного интеллекта. Применение искусственного интеллекта в судебной деятельности связывается с возможностью использования разработанных алгоритмов подготовки и вынесения решения, на основании которых судья может принять конкретные процессуальные решения, в том числе определить характер спора, перечень норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также определить круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. В зарубежной литературе в этом направлении используется термин predictive justice («предсказательное», или «прогностическое», правосудие), означающий применение искусственного интеллекта в судопроизводстве, что позволяет осуществлять анализ большого количества типовых судебных решений по определенным видам судебных споров (например, о взыскании алиментных, налоговых платежей) и оказывать помощь судье в принятии окончательного решения по делу. Прогностическое правосудие как технология использования искусственного интеллекта основывается на методах статистического моделирования предыдущих судебных решений для определения наиболее вероятного судебного решения при данных обстоятельствах. В этом своем предназначении искусственный интеллект призван оказать содействие судье в определении основанного на законе усмотрения по конкретному делу.

В связи с внедрением в правосудие искусственного интеллекта широкое резонансное обсуждение в юридической литературе получила проблематика возможной предвзятости алгоритмов и невозможности понять основания принятых искусственным интеллектом судебных решений. Многие исследователи пишут о том, что переход к новой модели организации и функционирова-

:См.: Электронное правосудие : монография. - С. 55.

72

ния судебной власти - цифровому правосудию и наращиванию цифровой технологической базы судов - ставит в числе научных проблем вопрос о возможности осуществления правосудия машиной, роботом \ Применение искусственного интеллекта в судебной деятельности обусловило создание цифровых судов, где урегулирование споров осуществляется не судьей-человеком, а машиной. Отдельные авторы полагают, что термин «электронное правосудие» отражает наличие цифрового судьи. Кроме того, постепенно формируется группа ученых и практиков, которые делают попытки обосновать предпочтительность интеллекта искусственного как набора математических алгоритмов в сравнении с «живым» интеллектом судьи. Применительно к роботизации судебного процесса это проявляется в проведении судебного заседания в режиме телеконференции с использованием современных мессенджеров, в замене судьи или судейского корпуса в целом, секретарей судебных заседаний и помощников судей роботами.

Очевидно, что сам по себе алгоритм не способен принимать «субъективные» решения, однако качество его решений зависит от того, каким образом он спроектирован и какие данные в него внесены. Кроме того, сложные самообучающиеся алгоритмы изучают взаимосвязь между различной информацией и заложенными в них образцами поведения через многослойную структуру и разрабатывают свои собственные правила принятия решений, которые обычно непонятны людям, что создает эффект «черного ящика».

Эта особенность искусственного интеллекта имеет важные последствия, которые ярко проявились в деле State vs Loomis, когда преступник, заключивший сделку со следствием и рассчитывавший на условный срок, был приговорен к шести годам тюремного заключения и пяти годам строгого надзора на основании заключения автоматизированной системы COMPAS о его склонности к рецидиву. В этом деле обращает на себя внимание то, что

1 См.: Клеандров М.И. Размышления на тему: может ли судьей быть робот? // Российское правосудие. - 2018. - № 6. - С. 1525; Безруков С.С. Электронное правосудие: современное состояние и ближайшие перспективы // Служебные преступления : вопросы теории и практики правоприменения : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (17 мая 2018 г., г. Хабаровск) / под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова. - Хабаровск : Юрист, 2018. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36688359 (дата обращения: 11.04.2022), и др.

использованная система, во-первых, не вполне соответствовала целям принятия решений в уголовном судопроизводстве, так как была смоделирована для исполнительной системы, для рассмотрения вопросов о досрочном освобождении; во-вторых, она способна идентифицировать группы правонарушителей высокого риска, но не может оценить риск рецидива отдельного человека; в-третьих, уровень достоверности отчетов данного алгоритма был поставлен под сомнение рядом исследователей, которые отмечали, что оценки COMPAS совпали с реальным рецидивом только в 20% случаев; и, наконец, в-четвертых, эта система принадлежит частной фирме, которая отказалась раскрывать механизм работы алгоритма, что превратило его в «черный ящик» и не позволило понять, на основании чего было сформировано именно такое заключение. Обвиняемый в попытке оспорить решение суда дошел до Верховного суда штата, который отказал в удовлетворении его жалобы, несмотря на указанные «пороки» достоверности заключения алгоритма, но отметил, что автоматизированные системы не должны быть единственным обоснованием принимаемого решения \

Этот пример является наглядной демонстрацией серьезного риска, стоящего перед обществом в условиях цифровизации правосудия. Риски, связанные с преклонением перед алгоритмами и чрезмерным доверием к результатам их работы, очевидны. Даже если предположить, что судья не будет опираться исключительно на заключение COMPAS, очевидно, что, ознакомившись с этим заключением, он уже не сможет быть объективным при вынесении своего решения, зная, что преступнику присвоена высокая категория риска. Кроме того, в обычных ситуациях любой отход от установленного процессуального порядка (например, от требования вынесения приговора только на основании точной и достоверной информации, а также право обвиняемого обжаловать аргументы, которые легли в основу приговора) должен включить механизм контроля и пересмотра решения. Однако когда такой отход связан

1 См.: Han-Wei Liu, Ching-Fu Liu, Yu-Jie Chen. Beyond State vs Loomis: artificial intelligence, government algorithmization and accountability // International journal of law and information technology. - 2019. - N 27 (2). - URL: https:// www.researchgate.net/publication/332457303_Beyond_State_v_Loomis_Artificial_Intelli gence_Government_Algorithmization_and_Accountability (дата обращения: 12.04.2022).

с применением современной технологии, он может быть расценен как незначительный или вообще остаться без внимания из-за тенденции к чрезмерному доверию к цифровым технологиям.

Применение систем искусственного интеллекта не должно умалять гуманистическую сущность правосудия, где находит свое отражение справедливость, не тождественная математическим алгоритмам. В противном случае гуманизм правосудия может быть подменен трансгуманизмом, разрушающим саму сущность права, исходящего от людей и направленного на защиту человека. По этой причине термин «прогностическое правосудие» как информационно-технологический термин должен означать лишь конкретно взятую технологию, которая может быть использована для оказания помощи судье в процессе рассмотрения и разрешения дела. Возможна ли полная замена судьи искусственным интеллектом - это вопрос, на который сегодня юридическая практика не готова дать положительный ответ в силу того, что такая практика должна основываться на исключительных случаях, перечень которых устанавливается по принципу «не навреди» при сохранении всех гарантий справедливого и обоснованного правосудия. Использование систем искусственного интеллекта для замены человека может быть осуществлено сегодня в альтернативных правосудию вспомогательных, медиационных процедурах урегулирования споров, которые не заменяют, однако, само правосудие, базируемое на системе персональной ответственности, высокой квалификации и на искусстве усмотрения суда, выносящего решение по существу. Правосудие, вершимое людьми для людей, - это непреложный принцип человеческой цивилизации, отражающий естественно-правовую природу и гуманистическую сущность права. Таким должно оставаться не только настоящее, но так же должно и выстраиваться будущее правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.