УДК 340.5, 347.97/99
DOI: 10.31249/rgpravo/2022.03.10
ЛУЖИНА А.Н.1 ЦИФРОВАЯ РЕФОРМА ПРАВОСУДИЯ: ФРАНЦИЯ И РОССИЯ. (Статья).
Аннотация. Рассматриваются основные законодательные и правительственные акты Франции в сфере регулирования различных аспектов цифрового развития страны, взаимодействия граждан и органов государственной и местной власти, цифровой реформы судебной деятельности и обеспечения доступа к правосудию. Показано, как развитие цифровых технологий на современном этапе позволяет решать основные задачи осуществления правосудия во Франции. Для сравнения кратко освещаются достижения в области цифровизации судебной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова, суд; цифровые технологии; искусственный интеллект; цифровое правосудие; доступ к правосудию.
LUZHINA A.N. Digital justice reform: France and Russia. (Article).
Abstract. The main legislative and governmental acts of France in the field of regulation of various aspects of the country's digital development, interaction of citizens and state and local authorities, digital reform of judicial activity and access to justice are considered. It is shown how the development of digital technologies at the present stage makes it possible to solve the main tasks of the administration of justice in France. For comparison, the achievements in the field of digitalization of judicial activity in the Russian Federation are briefly highlighted.
1 Лужина Александра Николаевна, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, канд. юрид. наук.
Keywords: France; court; digital technologies; artificial intelligence; digital justice; access to justice.
Для цитирования: Лужина А.Н. Цифровая реформа правосудия: Франция и Россия. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. -2022. - № 3. - С. 110-119. DOI: 10.31249/rgpravo/2022. 03.10
На сегодняшний день искусственный интеллект и цифрови-зация не представляются чем-то новым и считаются достаточно востребованными инструментами, способствующими более эффективной реализации прав участников гражданского оборота во многих странах мира, в том числе во Франции. Эта страна целесообразно и широко использует цифровые технологии во всех отраслях общественной жизни, применяет их в системе функционирования органов государственной власти, в том числе в судебной деятельности, и во взаимодействии с населением. Начиная с конца 90-х годов во Франции формируется (на подзаконном уровне) нормативная база для электронной администрации (l'administration électronique). Первым программным документом стала Программа правительственной деятельности в целях развиятия информационного общества (Programme d'action gouvernemental pour la société de l'information, PAGSI, 1998 г.), которая положила начало созданию и унификации публичных интернет-сайтов, электронных административных формуляров. Основным предназначением этой программы стало информирование населения о деятельности органов государственной и местной власти, а также взаимодействие с ними.
Следующим важным документом стал Правительственный план RE/SO 2007 «За электронную республику и информационное общество» (Flan pour une République numérique dans la société de l' information (RE/SO 2007). Как отмечает О.А. Судоргин, если предыдущие инициативы Правительства Франции были направлены на совершенствование работы органов государственной власти с использованием новых технологий, то данный план, как и последующие инициативы французского правительства, были в основном направлены на «усиление доверия со стороны граждан к Ин-
тернету с целью как можно большего проникновения современных технологий в общество»1.
О.А. Судоргиным был проведен подробный анализ французского «цифрового» законодательства. Одной из инициатив, отмеченных данным автором, в рассматриваемой сфере стал также План развития цифровой экономики на перспективу 2012 г. (France numérique 2012 - Plan de développement de l'économie numérique), принятый Правительством Франции в октябре 2008 г. Последний сделал акцент на доступе граждан к Интернету (в том числе высокоскоростному), способствовании доступу к электронному ресурсу и его развитии, а также других аспектах электронного взаимодействия граждан и органов государственной власти2.
Знаковым законодательным актом в данной сфере признается Закон № 2016-1321 от 7 октября 2016 г. «О цифровой республике» (Loi n° 2016-1321 du 7 octobre 2016 pour une République numérique), который, в частности, закрепил ряд принципов, применяемых при обращении данных в сети Интернет (гарантии доступа к публичной информации), принципы защиты прав в цифровом пространстве (конфиденциальности персональных данных); доступа граждан к сети Интернет (в том числе граждан с ограниченными возможностями); перехода официального обмена документами и информацией между гражданами и органами власти в электронный формат и др.
Как можем заметить, к 2017 г. во Франции объективно наметилась устойчивая тенденция к переводу в цифровой формат всех услуг, оказываемых государством, в том числе и в сфере правосудия. Эта реформа учитывала цифровую трансформацию французского общества и положила начало новой цифровой эпохе правосудия. Сегодня доступ к услугам правосудия должен быть гарантирован семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Разработчики реформы правосудия во Франции указывают на необходимость рассмотрения цифрового правосудия шире, нежели как просто эк-
1 См.: Судоргин О.А. Концепция и перспективы развития электронного правительства во Франции // Политика и общество. - 2018. - № 1. - URL: file:/// C:/Users/Администратор/Downloads/kontseptsiya-i-perspektivy-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva-vo-frantsii.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
2 См.: там же.
вивалента бумажного носителя документов, подаваемых в суд \ Цифровизация системы правосудия предполагает соответствие основным потребностям современного общества в оперативном получении проверенной информации; возможность использования электронного документооборота; получения и представления в суд бездокументарных доказательств. Министерство юстиции Франции в своем пресс-релизе о Законе от 23.03.2019 г. о программировании на 2018-2022 гг. и реформе правосудия2 определило значение данного законодательного акта как документа, регламентирующего амбициозный процесс цифровой трансформации судебной системы с целью перехода к более четкому, доступному и эффективному отправлению правосудия3. Предполагается, что развитие цифровых технологий на современном этапе позволит решить следующие задачи, связанные с осуществлением правосудия во Франции:
- обеспечить возможность удаленного обращения в суд, участия в процессе в порядке, гарантирующем защиту персональных данных, получения согласия на вручение уведомлений, повесток о рассмотрении дела, иных юридически значимых сообщений о ходе судебного процесса;
- осуществлять дематериализацию расследования гражданских дел при наличии защищенных средств и каналов электронной связи между судом, сторонами судебного разбирательства, прокурором, иными лицами, принимающими участие в судебном процессе, например экспертами, посредниками, гарантирующими конфиденциальность обменов и надежный и безопасный механизм идентификации стороны;
- обеспечить связь, а также обмен, доступ и хранение общих отсканированных или цифровых документов (процессуальных,
1 См.: Agostini F., Molfessis N. Chantiers de la justice. Am lioration et simplification de la proc dure civile / Minist re de la Justice. - 2018. - Mars. - URL: http://www.justice.gouv.fr/publication/chantiers_justice/Chantiers_justice_Livret_03.pdf (дата обращения: 15.04.2022). - Текст доступен на фр. яз.
2 Loi n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de réforme pour la justice // Journal official du. - 2019. - 24 mars. - URL: https://www. legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/J0RFD0LE000036830320/ (дата обращения: 15.04.2022). - Текст доступен на фр. яз.
3 Dossier de presse. Loi de programmation 2018-2022 et de réforme pour la justice. - URL: https://www.justice.gouv.fr/art_pix/2019_03_25_PJL_Justice_pdf.pdf (дата обращения: 15.04.2022). - Текст доступен на фр. яз.
документов, представленных в суд сторонами, и др.) на специальной платформе, обеспечивающей их целостность;
- развивать применение цифровой и электронной подписи и различных устройств, позволяющих гарантировать подлинность и достоверность судебных решений. В этих целях предусмотреть: а) дифференцированные права судей для использования электронной подписи для заверения подлинности решений, определений, уведомлений и подписи секретаря, уполномоченного совершать действия по организации проведения судебного процесса, размещению соответствующих документов в Интернете, уведомлять о принятых судебных решениях; б) определить методики и технологии архивирования электронных судебных решений;
- создать условия и возможность для отслеживания заинтересованными лицами хода судебных разбирательств, предоставления необходимых доказательств, а также предварительного мониторинга своего участия в том или ином судебном процессе;
- развивать системы предварительной подготовки дел к рассмотрению посредствам проведения следственных мероприятий, консультаций со специалистами с использованием видеоконференций или телеконференций;
- разработать платформы для доступа к правоустанавливающим документам участников процесса для облегчения право-применения1.
Во Франции применение информационных (цифровых) технологий не ограничивается только облегчением процесса взаимодействия между участниками судебного процесса, оно направлено в том числе и на развитие системы предиктивного правосудия2,
:См.: Agostini F., Molfessis N. Chantiers de la justice. Am lioration et simplification de la proc dure civile / Minist re de la Justice. - 2018. - Mars. - URL: http://www.justice.gouv.fr/publication/chantiers_justice/Chantiers_justice_Livret_03.pdf (дата обращения: 15.04.2022). - Текст доступен на фр. яз.
2 См.: Фоков А.П. Электронное правосудие в условиях цифровой экономики в России и зарубежных странах: новации и перспективы развития законодательства // Мировой судья. - 2021. - № 12. - С. 5; Константинов П.Д. Сравнительные перспективы внедрения предиктивного правосудия в различные правопорядки // Арбитражный и гражданский процесс. - 2021. - № 8. - С. 10-11; Agostini F., Molfessis N. Chantiers de la justice. Am lioration et simplification de la proc dure civile / Minist re de la Justice. - 2018. - Mars. - URL: http://www. justi ce.gouv.fr/publication/chantiers_justice/Chantiers_justice_Livret_03.pdf (дата обращения: 15.04.2022). - Текст доступен на фр. яз.
позволяющего судье автоматизировать выборку судебных решений для формирования собственной правовой позиции при разрешении дела, что может и должно служить интересам не только суда, но и прежде всего сторон1.
Принятие и реализация Органического закона от 23.03.2019 г. об укреплении организации судебных органов2 и Закона от 23.03.2019 г. о программировании на 2018-2022 гг. и реформе правосудия разделило юридическое сообщество на два непримиримых лагеря: оптимистов и пессимистов. Оптимисты считают, что судья сохранит ключевую роль в судебном процессе, а пессимисты видят судью и адвоката в роли «приложения» к компьютерным платформам и алгоритмам. В литературе появилось понятие «пре-диктивное (предсказуемое) правосудие» (justice prédictive), негативные последствия которого не дают покоя многим. В подобных умонастроениях, пишет А.Н. Пилипенко, показательна дискуссия вокруг книги А. Гарапона и Ж. Лассега «Цифровое правосудие»3, в которой авторы (судья и эпистемолог) рисуют безотрадную картину участи юриста, попавшего в «жернова» цифровой революции, бросающей вызов старым учреждениям, «расстраивая их власть и высмеивая их атрибуты», что грозит тем, что правосудие полностью отвернется от представлений, укоренившихся с глубокой древности4.
Предиктивное правосудие с точки зрения разработчиков Закона от 23.03.2019 г. о программировании на 2018-2022 гг. и реформе правосудия должно быть направлено именно на помощь судьям в формировании единообразной практики по схожим делам. И это бесспорно положительный аспект, указывающий если не на тенденцию к применению прецедентного права, то на форми-
1 См.: Брановицкий К.Л., Ярков В.В. Возможные направления трансформации цивилистического процесса в условиях цифровизации и пандемии: предик-тивное правосудие // Российское право: образование, практика, наука. - 2021. -№ 4. - С. 19-26.
2 Loi organique n° 2019-221 du 23 mars 2019 relative au renforcement de l'organisation des juridictions // Journal officiai du. - 2019. - 24 mars. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000038261612 (дата обращения: 15.04.2022). - Текст доступен на фр. яз.
3 См.: Garapon A., Lassègue J. Justice digitale. - Paris, 2018. - P. 92.
4 Цит. по: Пилипенко А.Н. Франция: к цифровой демократии // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - № 4. - С. 201.
рование устойчивой единообразной практики, определяющей основные тенденции в применении тех или иных законодательных актов в сфере гражданского права. Но при этом ст. 33 указанного закона предусматривает возможность предоставления решения или иных процессуальных документов в электронном виде, но с определенными изъятиями в целях обеспечения конфиденциальности данных о судье, принявшем соответствующее решение. Подобная формулировка была поддержана Конституционным советом Франции при рассмотрении соответствующего законопроекта в целях недопущения «повторного использования соответствующих решений, а также обработки персональных данных, позволяющих осуществлять профилирование работников юстиции на основании вынесенных решений, что может привести к давлению на лиц, отправляющих правосудие, или выработке тактики выбора подходящего суда, принимающего определенного рода решения. Подобная ситуация может нарушить основные принципы беспристрастности и судейского усмотрения»1. Аналогичного мнения придерживается Е. Ермакова, полагающая, что доступность судебных решений в их неизменном виде с указанием персональных данных судей, принявших соответствующие решения, может спровоцировать прогнозирование результатов судебных разбирательств и возродить обеспокоенность судей, законодателей и политиков по поводу «поддающегося манипулированию правосудия» (manipulable justice)2. В статье данного автора отмечается, что погоня за соблюдением баланса интересов участников сторон в судебном процессе, с одной стороны, и невозможность давления на суд путем указания на ранее вынесенные им решения по аналогичным делам - с другой стороны, приведет к тому, что Закон от 23.03.2019 г. о программировании на 2018-2022 гг. и реформе пра-
1 Commentaire Décisions n° 2019-778 DC et n° 2019-779 DC du 21 mars 2019 Loi de programmation 2018-2022 et de réforme pour la justice. - URL: https://www.conseil-constitutionnel.fr/sites/default/files/as/root/bank_mm/decisions/ 2019778dc/2019778dc_ccc.pdf.
См.: Ермакова Е. Франция запретила публикацию аналитики судей (предсказанное правосудие), а также полностью автоматизированное принятие решений в онлайн-арбитраже. - URL: https://zakon.ru/blog/2020/11/24/franciya_ zapretila_publikaciyu_analitiki_sudej_predskazannoe_pravosudie_a_takzhe_polnostyu _avtomatiz (дата обращения: 14.04. 2022).
восудия будут сравнивать с «использованием кувалды, чтобы сломать гайку»1. Как отмечают французские исследователи, «закон фактически запрещает все формы анализа решений отдельных судей не только в социологических и других научных исследованиях, ориентированных на большие данные, но и при доктринальном юридическом анализе. Результатом этого может стать вопиющее нарушение свободы выражения мнений, оскорбление основных ценностей академической свободы и игнорирование основных принципов верховенства права. Это также, вероятно, является нарушением основополагающего законодательства ЕС»2. Данная позиция французских ученых в том числе основана на предусмотренной Законом от 23.03.2019 г. о программировании на 20182022 гг. и реформе правосудия уголовной ответственностью за проведение оценки, анализа, сравнения или прогнозирования поведения отдельных судей для выработки определенной стратегии поведения в суде.
Если сравнивать этот аспект манипулирования правосудием во Франции и в России, то следует сказать, что в российской судебной системе цифровые технологии на современном этапе рассматриваются как вспомогательные инструменты отправления правосудия, которые не заменяют «таинство вынесения решения» и не посягают на верховенство права в части индивидуального подхода к принятию решения и внутреннего усмотрения судьи в данном процессе. В данном случае использование этих технологий призвано содействовать отправлению правосудия, они не заменяют судью в его основной обязанности - принятии законного и обоснованного решения.
Для сравнения: путь отечественного правосудия к информатизации и цифровизации начался еще в 1999 г., когда Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента была одобрена Постановлением Совета судей РФ 29.10.1999 г., а информационная система ГАС «Правосудие» нача-
1 См.: Ермакова Е. Франция запретила публикацию аналитики судей (предсказанное правосудие), а также полностью автоматизированное принятие решений в онлайн-арбитраже. - URL: https://zakon.ru/blog/2020/11/24/franciya_ zapretila_publikaciyu_analitiki_sudej_predskazannoe_pravosudie_a_takzhe_polnostyu _avtomatiz (дата обращения: 14.04.2022).
2 Цит. по: там же.
ла разрабатываться в 2004 г. Затем Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» предусмотрел широкое использование технических средств для обеспечения доступа к информации о деятельности судов. 27.10.2010 г. был принят Федеральный закон № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», предусмотревший возможность подачи в арбитражный суд заявлений, жалоб и других документов в электронной форме, извещения лиц, участвующих в деле, с использованием сайта арбитражного суда и электронной почты, а также возможность участия в судебном заседании посредством видео-конференц-связи1.
Кроме того, Федеральный закон от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает с 1 января 2022 г.:
- возможность подать иск через портал государственных услуг Российской Федерации, систему электронного документооборота между госорганами, информационную систему, которую определят Верховный Суд РФ и судебный департамент при нем;
- направление электронных решений суда через названный портал, а также посредством системы электронного документооборота между государственными органами;
- проведение судебных заседаний и получение объяснений в режиме веб-конференции.
Как отмечает Е.В. Бурдина, обеспечение правовых гарантий доступа к правосудию в современный период обусловливает широкое применение новых организационных форм отправления правосудия: судебных заседаний онлайн; удобных и исключающих личное присутствие в суде форм осуществления процессуальных прав (подача исковых заявлений, ходатайств, заявлений, жалоб, ознакомление с делом, протоколом судебного заседания в электронном виде); более удобных для граждан форматов работы судов (например, ночные суды). Указанные более удобные для граждан организационные формы основаны на широком внедре-
1См.: Гриценко Е.В., Ялунер Ю.А. Право на судебную защиту и доступ к суду в условиях информатизации и цифровизации: значение опыта стран общего права для России // Сравнительное конституционное обозрение. - 2020. - № 3. -С. 127.
нии цифровых онлайн-сервисов суда, позволяющих заинтересованным лицам через Интернет получать и обрабатывать различную судебную информацию, участвовать в судебных заседаниях с применением систем видео-конференц-связи1.
В литературе есть и иные предложения по цифровому реформированию судебного процесса. Например, А.П. Фоков2 считает, что удачно выстроенная схема использования искусственного интеллекта в судебных процессах - это: электронное распознавание речи в суде, демонстрация электронных доказательств, автоматическое исправление ошибок в документах, автоматическая генерация электронного архива по делу, управление судебным процессом, а также анализ документов и доказательств и в окончательном варианте - предоставление макета (проекта) решения по рассмотренному судом делу.
Таким образом, как показывает опыт Франции и России, технический и технологический прогресс приводит неизбежно к объективной необходимости использования цифровых технологий практически во всех сферах жизни, в том числе в сфере правосудия. И как уже отмечалось ранее, в определенных сферах государственного и общественного взаимодействия цифровые технологии представляют собой полноценную систему, оснащенную искусственным интеллектом, способную не только совершать действия, но и принимать решения. Но в отдельных областях жизнедеятельности общества, образовании, медицине, правосудии использование цифровых технологий является лишь инструментом, упрощающим реализацию человеком взятых на себя профессиональных обязанностей, но не освобождающим его от них. Только при достижении подобного баланса можно говорить о поступательном и прогрессивном развитии цифровых технологий на службе общества.
1 См.: Бурдина Е.В. Новые организационные формы отправления правосудия : опыт судов в Республике Казахстан // Российский судья. - 2021. - № 1. -С. 50.
2 См.: Фоков А.П. Электронное правосудие в условиях цифровой экономики в России и зарубежных странах : новации и перспективы развития законодательства // Мировой судья. - 2021. - № 12. - С. 6.