Научная статья на тему '"СОВРЕМЕННЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ" В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРА РОБЕРТА СТЕРНА'

"СОВРЕМЕННЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ" В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРА РОБЕРТА СТЕРНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / КОНТЕКСТУАЛИЗМ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / КЛАССИЦИЗМ / АРХИТЕКТУРА ЖИЛЫХДОМОВ / АМЕРИКАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / STYLE / POSTMODERNISM / CONTEXTUALISM / TRADITIONALISM / CLASSICISM / ARCHITECTURE OF DWELLING HOUSES / AMERICAN ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Худин А.А.

Рассматривается творчество одного из лидеров американской архитектуры Роберта Стерна. Он является одновременно и теоретиком и практиком, что позволяет на основе изучения его теоретических работ и архитектуры (на примере загородных вилл и многоквартирных городских жилых домов) в США и Европе понять концепцию его творчества. Книги Р. Стерна и статьи о нем практически неизвестны в России, поэтому его высказывания представляют интерес. Р. Стерн раскрывает свое понимание архитектуры, которое противостоит абстрактной геометрии модернизма, и обращается к вкусам и мнениям заказчика, а также к особенностям конкретного места проектирования, учитывая сложившийся исторический контекст. Таким образом, для него определяющими становятся такие идеи, как контекстуализм, «современный традиционализм» и частичный историзм, которые взаимодействуя между собой, создают индивидуальную архитектуру. Оставаясь современной, она вызывает ассоциации с традиционными формами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Contemporary traditionalism" in the Works of the Architect Robert Stern

This article is an overview-analytical. It examines the work of one of the leaders of American architecture - Robert Stern. He is both a theorist and a practitioner,which makes it possible to understand the concept of his work on the basis of his theoretical work and architecture ( on the example of country villas and multiapartmenturban dwellings) in the USA and Europe. R.Stern’s books and articles about him are practically unknown in Russia, therefore his statements are of interest. R. Stern reveals his understanding of architecture, which opposes the abstract geometry of modernism, and addresses the accounting of the tastes andopinions of the customer, as well as to the peculiarities of the particular design site with due regard for the historical context. Thus, ideas such as contextualism,«contemporary traditionalism» and partial historicism, which interacting with each other, create an individual architecture, become decisive for him.Remainingmodern, it evokes associations with traditional forms.

Текст научной работы на тему «"СОВРЕМЕННЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ" В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРА РОБЕРТА СТЕРНА»

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.036 DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-1-2-58-62

А.А. ХУДИН, канд. архитектуры (hoodin-alex@rambler.ru)

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул, Ильинская, 65)

«Современный традиционализм» в творчестве архитектора Роберта Стерна

Рассматривается творчество одного из лидеров американской архитектуры Роберта Стерна. Он является одновременно и теоретиком и практиком, что позволяет на основе изучения его теоретических работ и архитектуры (на примере загородных вилл и многоквартирных городских жилых домов) в США и Европе понять концепцию его творчества. Книги Р. Стерна и статьи о нем практически неизвестны в России, поэтому его высказывания представляют интерес. Р. Стерн раскрывает свое понимание архитектуры, которое противостоит абстрактной геометрии модернизма, и обращается к вкусам и мнениям заказчика, а также к особенностям конкретного места проектирования, учитывая сложившийся исторический контекст. Таким образом, для него определяющими становятся такие идеи, как контекстуализм, «современный традиционализм» и частичный историзм, которые взаимодействуя между собой, создают индивидуальную архитектуру. Оставаясь современной, она вызывает ассоциации с традиционными формами.

Ключевые слова: стиль, постмодернизм, контекстуализм, традиционализм, классицизм, архитектура жилых домов, американская архитектура.

Для цитирования: Худин А.А. «Современный традиционализм» в творчестве архитектора Роберта Стерна // Жилищное строительство. 2019. № 1-2. С. 58-62. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-1-2-58-62

A.A. HOODIN, Candidate ofArchitecture (hoodin-alex@rambler.ru) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya St., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)

«Contemporary traditionalism» in the Works of the Architect Robert Stern

This article is an overview-analytical. It examines the work of one of the leaders of American architecture - Robert Stern. He is both a theorist and a practitioner, which makes it possible to understand the concept of his work on the basis of his theoretical work and architecture ( on the example of country villas and multiapartment urban dwellings) in the USA and Europe. R.Stern's books and articles about him are practically unknown in Russia, therefore his statements are of interest. R. Stern reveals his understanding of architecture, which opposes the abstract geometry of modernism, and addresses the accounting of the tastes and opinions of the customer, as well as to the peculiarities of the particular design site with due regard for the historical context. Thus, ideas such as contextualism, «contemporary traditionalism» and partial historicism, which interacting with each other, create an individual architecture, become decisive for him. Remaining modern, it evokes associations with traditional forms.

Keywords: style, postmodernism, contextualism, traditionalism, classicism, architecture of dwelling houses, American architecture.

For citation: Hoodin A.A. «Contemporary traditionalism» in the works of the architect Robert Stern. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2019. No. 1-2, pp. 58-62. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-1-2-58=62 (In Russian).

Американский архитектор Роберт Стерн - один из ярких представителей постмодернистской архитектуры. Наибольшую известность он приобрел, проектируя частные жилые дома в пригородах американских городов и виллы в курортных местах. Все они в определенной степени адаптированы к своему историческому контексту. Архитектор своими проектами помогает американцам осуществить мечту - приобрести собственный дом в пригороде большого города.

«Я верю в преемственность традиций и пытаюсь противостоять хаосу настоящего, вступив в диалог с прошлым, с традицией. Глубина этого диалога определяет сущность архитектуры и культуры общества в целом» [1]. Широкую известность за рубежом получила его книга «Новые направления в американской ар-

58| -

хитектуре» (1969), где Р. Стерн сформулировал три основных принципа постмодернизма в архитектуре -контекстуализм, аллюзионизм и орнаментализм, которые он последовательно использовал в своем творчестве. Он полагает, что архитектор должен говорить обычным для понимания языком. Постмодернизм он рассматривает как комплекс ценностей и убеждений, который объединяет «необходимые художественные изменения, представляющие глубокие реакции на тупиковую ситуацию в архитектуре» [2], как протест против отказа от исторических ценностей в архитектуре ХХ в. Р. Стерн поддерживает высказывание архитектора Ф. Джонсона, провозгласившего: нельзя не знать истории [3]. Он убежден, что «историческая архитектура - прямой источник вдохновения в про-

М-2'2019

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

Рис. 1. Резиденция Калф-Крик на Водяной мельнице (а), Нью Йорк (США), 1984— Рис. 2. Резиденция в Хьюлетт-Харборе, Нью-1987гг. (architecturaldigest.com); план (б) Йорк (США), 1984—1988 гг. (есоЬшЫ.рго)

цессе проектирования» [3]. Известно, что Р. Стерн называет себя «современным традиционалистом», выступая против однообразия модернизма. Р. Стерн считает, что современному архитектору необходимо «глубокое знание классических систем композиции и пропорции, которые дисциплинируют независимо от выражения» [4].

Приступая к проектированию, он советует проектировщику «выяснить, что ожидают от вас клиент, общество, история» [3]. Как констатирует Р. Стерн, опросы общественности в большинстве случаев показывают, что жители выступают за сохранение традиций, за сохранение природных строительных материалов и не хотят их замены на новые «эрзацы». Работая в историческом контексте, архитектор должен прежде всего «реагировать и на стилистическую и на композиционную согласованность» [3]. Свою позицию в творческом процессе он поясняет: «Стиль можно представить как взаимодействие между формами и технологией и вернакуляром, представляющим чувство определенного места. Это для меня суть архитектуры» [4], и с этим трудно не согласиться.

Резиденция Калф-Крик на Водяной мельнице, Нью-Йорк (США), 1984-1987 гг. (рис. 1) имеет развитую объемно-пространственную композицию. Загородный дом напоминает комплекс, состоящий из ряда объемов, соединенных в единое целое. Одноэтажный жилой дом на одну семью имеет мансардный этаж под высокими крышами, крытыми гонтом (пластинами из древесины), что получило условное название

«гонтовый стиль», или Шингл (Shingle) в конце XIX в. Стены дома облицованы горизонтальным сайдингом светло-серого цвета, на котором хорошо читаются белые рамочные наличники окон. Использование деревянной черепицы стилизует здание под старину. И в данном случае применение гонта - дополнительный прием поддержания местных традиций. На одном из фасадов появляется ряд классических белых колонн, поддерживающих нависающий мансардный этаж. Приемы композиции близки и к стилю европейского ар нуво рубежа XIX-XX вв.

Резиденция в Хьюлетт-Харборе, Нью-Йорк, 1984-1988 гг. (рис. 2) носит черты частичного историзма в виде постмодернистского неоклассицизма. Его противоположные фасады решены по-разному и их объединяет лишь общий принцип симметрии. Композиция главного двухэтажного фасада в его центральной части симметрична. По оси симметрии располагается вход под декоративным навесом, который поддерживается двумя парами тонких металлических колонн. По обе стороны от входа к фасаду приставлены по две высокие колонны ионического ордера на пьедесталах. На фрагментах антаблемента, которые поддерживают эти колонны, находятся античные вазоны. По второму этажу симметрия нарушена, так как крайнее окно на втором этаже справа - прямоугольной формы, а слева - овальной. Асимметрию в классицистическую схему фасада вносит и каминная труба, расположенная за этой стеной-ширмой. Противоположный фасад имеет по первому этажу два

Рис. 3. Жилые дома в Звезда-Тигилер-Порт (а), Берлин (Германия), 1985—1989 гг.; план (б)

Рис. 4. Дом на побережье в штате Флорида (США), 2006 г. (neqfurniture.blogspot.ru)

1-2'2019

59

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 5. Гранд-Харбор (а), г. Виро-Бич, шт. Флорида (США), 1986—1989 гг. (livinginsebastian.com); план жилой группы (б)

симметрично расположенных ризалита, завершенных скатной кровлей. Членение фасадов ризалитов напоминает тему классических портиков. Центральную повышенную часть фасада между ризалитами на фоне высокой скатной кровли прорезают большие полуциркульные проемы, которые дополняют мотивы, заимствованные из классики. С помощью классицистических деталей Р. Стерн вступает в диалог с прошлым, но не копирует его.

Р. Стерн проектирует и строит не только в Америке, но и в Европе, например дома в районе Тигилер-Хафен в Берлине (Германия), 1985-1989 гг. (рис. 3). Два трехэтажных односекционных дома сохраняют масштаб сложившегося окружения. Дома близки по общей композиции, но имеют отличительные особенности. В одном из домов на главном фасаде на фоне высокой кровли появляется огромное полуциркульное мансардное окно с выходом на балкон над полу-

круглым эркером, нависающим над входной дверью. Боковые части главного фасада слегка выступают из плоскости фасада, выполняя роль симметричных ризалитов. Примененная автором вариативность способствует постмодернистскому принципу разнообразия.

Двухэтажный дом на побережье в штате Флорида (США), 2006 г. (рис. 4) представляет собой простой по форме объем, покрытый двускатной крышей, стены которого отделаны светлым сайдингом. Свесы кровли поддерживаются простой формы кронштейнами. С торца дома пристроена прямоугольная в плане веранда, которая на первом этаже имеет массивные квадратного сечения угловые колонны, между которыми расположены по две круглые каннелированные колонны, поддерживающие открытую террасу на втором этаже. На втором этаже по оси симметрии торцевого фасада воздвигнута одинокая колонна с иони-

Рис. 6. Проект жилых домов на ул. Тальерини (а), район Западного Центрального парка, Нью-Йорк (США), 2008г. (urbanyvr.com); план (б)

60

1-22019

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

Рис. 7. Жилой дом, Ист-Энд-авеню, 20, Нью-Йорк (США), 2015 гг. (6sqft.com)

ческой капителью, на которую опирается деревянная балка, а на нее, в свою очередь, навес в виде двускатной кровли с треугольными стропильными деревянными фермами. Постмодернистский классицизм, проявившийся в прямом цитировании отдельных архитектурных элементов, придает репрезентативность постройке и в то же время определенную пародию на античную классику. Эти приемы позволили не только вписаться в существующий контекст, но и сформировать образ, вызывающий ассоциацию с традиционной средиземноморской архитектурой.

В градостроительных проектах он также обращался к традициям формирования планировочной структуры малых американских городов. Поселок Гранд-Харбор, г. Виро-Бич, шт. Флорида (США), 1986-1989 гг. (рис. 5) характеризуется формированием кареобразных жилых групп с общим внутренним двориком. Запроектированные индивидуальные жилые дома на одну семью в 1-2 этажа с гаражом имеют двускатные черепичные крыши. При этом фасады домов имеют нюансные различия. Двухэтажные объемы соединяются между собой одноэтажными блоками, которые имеют террасы с навесами-перго-лами. Для архитектора важным является создание индивидуального комфорта и необходимого жильцам разнообразия. Хотя историзирующие детали в решении фасадов отсутствуют, тем не менее ощущается ассоциативная связь с традициями.

В начале 2000-х гг. Р. Стерн приступает к проектированию многоэтажных жилых домов в самом Нью-Йорке, где уделяет внимание истории города [5]. Например, проект жилого комплекса на ул. Талье-рини, район Западного Центрального парка, Нью-Йорк (США), 2008 г. (рис. 6) состоит из двух башен (443 квартиры). Здания располагаются среди многоэтажной высокоплотной существующей застройки. Башни-близнецы выполнены в стиле постмодернизма. Архитектор обращается к неоклассическому стилю, который носит упрощенный характер. На архитек-

туру башен оказали влияние соседние многоэтажные здания Нью-Йорка 1930-1950-х гг. в стиле ар деко, а также предыдущая работа Стерна над проектом жилого комплекса «Баркли Резиденс» в Москве, где архитектор вдохновлялся классической архитектурой высотных зданий столицы начала 1950-х гг. (А. Зикий. Интервью Буро 24/7: американский архитектор Роберт Стерн. Электронный ресурс: https://www.buro247. ru/personality/karera/intervyu-buro-24-7-amerikanskiy-arkhitektor-robert.html от 20.11.13.).

Современный 17-этажный жилой дом на Ист-Энд-авеню, 20, Нью-Йорк (США), 2014-2015 гг. (рис. 7) также вызывает ассоциации с эстетикой американских небоскребов 1920-1930-х гг., с мотивами и архитектурными деталями неоклассицизма, прочитывающимися и в основании дома. Вырастающее из своего неоклассического основания здание в верхней части приобретает более современный вид. Многочисленные террасы на разных уровнях добавляют комфорта жителям и создают композицию многоэтажного дома со сложной ступенчатой структурой. В состав дома включены помещения, рассчитанные на обслуживание жильцов дома: библиотека, бильярдная, дегустационный зал, спа-салон.

Итак, на примерах жилых зданий Р. Стерна видно, что он прежде всего контекстуалист, который всегда стремится передать «дух места». Отталкиваясь от исторических прототипов, архитектор создает современное здание, детали которого, однако, вызывают ассоциации с традиционными формами. Проектируя в разных региональных стилях, он не забывает и о классических деталях, которые зачастую присутствуют в его постройках. Р. Стерн, комментируя свою позицию, заявляет: «Для настоящего момента я хотел предложить... традиции и современность» [4]. Ч. Дженкс в статье «Роберт Стерн - «космополит» раскрывает суть авторской концепции Стерна: «... его философия плюрализма и очень большой опыт изучения противоположных культур сделали его внимательным к тонким различиям и разнообразию как самоцели. В нашем разговоре он упоминает о приверженности эклектике, вытекающей из конкретных контекстов». Затем он дает ему четкую характеристику: «Стерн - хамелеон, чувствительный к месту и к тому, что хочет клиент... он чувствительный и гибкий» [6], он интерпретирует пожелания своего клиента, считая, что «архитектура - это портрет клиента и место (культурный контекст)» [7]. Стерн выступает за расширение словаря архитектуры в творчестве архитекторов-постмодернистов [8-11], за соединение современной архитектуры с традициями прошлого в условиях работы в исторической среде, что актуально для современных архитекторов в разных регионах России.

1-22019

61

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

Список литературы

1. Stern R. New directions in American Architecture. New York: G. Brinziller, 1969. 128 р.

2. Stern R. The Post-Modern Continuum // Architectural Monographs. London. 1991. No. 17, рр. 125-129.

3. Stern R. Notes on post-modernizm // Architectural Monographs. London. 1991. No. 17, рр. 113-119.

4. Stern R. On style. Classicism and Pedagogy // Architectural Monographs. London. 1991. No. 17, рр.121-123.

5. Паперный В. Портрет: архитектор Роберт Стерн // Архитектурный дайджест. 2014. № 4 (127).

6. Jencks Charles. Robert Stern the «cosmopolite»// Architectural Monographs. London, 1991, No. 17, pp. 6-7.

7. Jencks Charles. A dialogue with Robert AM Stern // Architectural Monographs. London, 1991, No. 17, рр. 131-137.

8. Stern R. What the classical can do for the modern. New classicism. Edited by Andreas Papadakis & Harriet Watson. London: Academy editions, 1990, pp. 31-32.

9. Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1965. С. 121.

10. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. 11. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 656 c.

11. Steele J. Architecture today. London: Phaidon Press Limited, 1997. 169 p.

References

1. Stern R. New directions in American Architecture. New York: G. Brinziller, 1969. 128 p.

2. Stern R. The Post-Modern Continuum. Architectural Monographs. London. 1991. No. 17, pp. 125-129.

3. Stern R. Notes on post-modernizm. Architectural Monographs. London. 1991. No. 17, pp. 113-119.

4. Stern R. On style. Classicism and Pedagogy. Architectural Monographs. London. 1991. No. 17, pp. 121-123.

5. Papernyi V. Portrait: architect Robert Stern. Architectural digest. 2014. No. 4 (127). (In Russian).

6. Jencks Charles. Robert Stern the "cosmopolite". Architectural Monographs. London, 1991, No. 17, pp. 6-7.

7. Jencks Charles. A dialogue with Robert AM Stern. Architectural Monographs. London, 1991, No. 17, pp. 131-137.

8. Stern R. What the classical can do for the modern. New classicism. Edited by Andreas Papadakis & Harriet Watson. London: Academy editions, 1990, pp. 31-32.

9. Jenks C.A. Yazyk arkhitektury postmodernizma [The Language of post-modern architecture]. M.: Stroyizdat, 1965. 121 p.

10. Iconnikov A.V. Arkhitektura XX veka. Utopii i real'nost' [The twentieth century Architecture. Utopias and reality]. Vol. 11. Moscow: Progress-Tradition, 2002. 656 p.

11. Steele J. Architecture today. London: Phaidon Press Limited, 1997. 169 p.

Разнообразие российских новостроек

Из Москвы тренд на разнообразные нестандартные планировочные решения квартир двинулся в регионы. И хотя в России до 95% уникальных форматов приходится на жилье бизнес- и комфорт-класса, в 2018 г. они активно смещаются в сегмент комфорта. Интересно, что огромное влияние на распределение тех или иных нестандартных форматов квартир оказывает климат территории, где расположен жилой комплекс (ЖК). В 2018 г. в России одна строящаяся квартира из 100 стала иметь оригинальную планировку или архитектурное решение. В Москве и области данный показатель выше и достигает 5 квартир из 100.

Основным трендом для южных областей России стало расширение функционала квартиры за счет более широкого использования площади балконов и лоджий, а также организации террас и отапливаемых зимних садов. Число проектов с такими опциями возрастает по мере продвижения на юг страны и достигает максимальной концентрации на территории Краснодарского края и Республики Крым.

Использование террас перестает быть атрибутом жилья исключительно высокого класса. Подобные пространственные решения применяются и в проектах массовых сегментов в южных городах, удаленных от моря, например, в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Популярным стало использование эксплуатируемой кровли, в виде частных террас, общественных пространств с зеленью и зонами отдыха. Флагманом в использовании таких архитектурных особенностей является Сочи.

Еще одним южным трендом стали индивидуальные входыс доступом с открытых лестниц, вынесенных за периметр здания. В южных же территориях растет спрос на квартиры с атрибутами комфорта индивидуального жилого дома. Например, квартиры с собственным участком или патио в Сочи или бассейном на террасе в Анапе.

В регионах с меньшим количеством теплых дней, напротив, акцент в конструктивных решениях жилых домов направлен на минимизацию потерь тепла и большую энергоэффективность. Это проявляется в отказе от открытых балконов в пользу лоджий или фальш-балконов, вписанных в периметр здания и не выходящих за границы его фасада. Именно так организованы «летние» помещения в ЖК в Екатеринбурге и Новосибирске.

Обширная площадь остекления одновременно популярна как на юге России, так и в северных частях, где важно продлить использование есте-

ственного света в квартирах. В северных регионах фиксируется рост предложения на квартиры с каминами и саунами. В первую очередь в виде дополнительных опций к премиальным форматам пентхауса и двухуровневой квартиры. Большое количество таких квартир в Перми, Ленинградской и Московской обл.

Общим трендом для новостроек стало предложение в рамках одного ЖК нескольких вариантов высоты потолка, когда в проекте наряду с потолками 2,7 м имеются квартиры с высотой потолка от 4 м. Часто высокий потолок используется для организации двухуровневого пространства.

Еще один яркий тренд - улучшение эргономики помещений и оптимизация внутреннего пространства квартир, в частности, более четкое функциональное разграничение помещений. Застройщики все чаще предусматривают даже в небольших квартирах гардеробные комнаты и постирочные. Девело-перы начали четче зонировать квартиры на гостевую и хозяйскую части: в них, как правило, есть совмещенная кухня-гостиная, жилая комната и спальня с выделенной рабочей зоной. При этом во всех планировочных решениях произошла минимизация нефункциональных внутриквартирных коридоров и неиспользуемой площади.

Аналитики предсказывают, что в 2019-2020 гг. в связи с переходом отрасли на работу по новому законодательству, когда скорость продаж будет напрямую влиять на экономику девелоперских проектов, застройщики вплотную займутся работой с нестандартными опциями в квартирах небольших форматов. Именно они сейчас становятся основными драйверами потребительского спроса.

По материалам пресс-службы Компании «Талан» М-2'2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.