Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ЧАСТНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА'

АРХИТЕКТУРА ЧАСТНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
280
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ЗАРУБЕЖНАЯ АРХИТЕКТУРА / FOREIGN ARCHITECTURE / АРХИТЕКТУРА ЗАГОРОДНЫХ ЧАСТНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ / ARCHITECTURE OF SUBURBAN PRIVATE RESIDENTIAL HOUSES / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ / ARTISTIC AND STYLISTIC SEARCHES / ЛИДЕРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА / LEADERS OF POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Худин А.А., Орельская О.В.

Статья носит обзорно-аналитический характер развития архитектуры частных жилых загородных домов в зарубежных странах в эпоху постмодернизма. В настоящее время актуальным является осмысление современных творческих подходов к художественному аспекту проектирования загородного индивидуального жилища. Анализ опыта лидеров постмодернизма на ряде конкретных примеров позволил определить основные пути и направления поисков зарубежных архитекторов - лидеров постмодернизма. Разрыв с традициями, с окружающей средой, особенностями конкретного места, недостаток пластических средств художественного арсенала в новейшей архитектуре начала ХХI столетия в жилищном строительстве в условиях экономического спада закономерно приводит к повышенному вниманию к авторским и стилистическим концепциям постмодернистов при проектировании жилых домов. В статье рассматриваются творческие подходы мастеров зарубежной архитектуры, такие как постмодернистский неоклассицизм, неотрадиционализм и неорегионализм, контексту-ализм, метафора, которые позволяют разнообразно решать задачи художественной стороны архитектуры индивидуального загородного жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private Houses Architecture of Postmodern Epoch

The article has an overview-analytical character of the development of the private residential country houses architecture in foreign countries in the epoch ofpostmodernism. Currently, it is relevant to comprehend contemporary creative approaches to the artistic aspect of designing suburban individual dwelling. Ananalysis of the experience of the postmodern leaders, on a number of concrete examples, made it possible to determine the main ways and directions in searchof foreign architects - leaders of postmodernism. The break with traditions, with the environment, peculiarities of a particular place, the lack of plastic meansof the art arsenal in the new architecture of the beginning of the 21st century in the housing construction under the conditions of economic recession naturallyleads to increased attention to the author’s and stylistic concepts of postmodernists when designing houses. The article considers creative approaches of foreignarchitecture masters, such as postmodern neoclassicism, neotraditionalism, and neo-regionalism, contextualism, metaphor, which make it possible to solve theproblems of the artistic side of the architecture of an individual suburban house.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ЧАСТНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА»

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.036

А.А. ХУДИН, канд. арх-ры (hoodin-alex@rambler.ru), О.В. ОРЕЛЬСКАЯ, д-р арх-ры

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул, Ильинская, 65)

Архитектура частных жилых домов эпохи постмодернизма

Статья носит обзорно-аналитический характер развития архитектуры частных жилых загородных домов в зарубежных странах в эпоху постмодернизма. В настоящее время актуальным является осмысление современных творческих подходов к художественному аспекту проектирования загородного индивидуального жилища. Анализ опыта лидеров постмодернизма на ряде конкретных примеров позволил определить основные пути и направления поисков зарубежных архитекторов - лидеров постмодернизма. Разрыв с традициями, с окружающей средой, особенностями конкретного места, недостаток пластических средств художественного арсенала в новейшей архитектуре начала XXI столетия в жилищном строительстве в условиях экономического спада закономерно приводит к повышенному вниманию к авторским и стилистическим концепциям постмодернистов при проектировании жилых домов. В статье рассматриваются творческие подходы мастеров зарубежной архитектуры, такие как постмодернистский неоклассицизм, неотрадиционализм и неорегионализм, контексту-ализм, метафора, которые позволяют разнообразно решать задачи художественной стороны архитектуры индивидуального загородного жилища.

Ключевые слова: постмодернизм, зарубежная архитектура, архитектура загородных частных жилых домов, художественные и стилистические поиски, лидеры постмодернизма.

Для цитирования: Худин А.А., Орельская О.В. Архитектура частных жилых домов эпохи постмодернизма // Жилищное строительство. 2018. № 7. С. 18-21.

A.A. HOODIN, Candidate of Architecture (hoodin-alex@rambler.ru), O.V. ORELSKAYA, Doctor of Architecture Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya Street., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)

Private Houses Architecture of Postmodern Epoch

The article has an overview-analytical character of the development of the private residential country houses architecture in foreign countries in the epoch of postmodernism. Currently, it is relevant to comprehend contemporary creative approaches to the artistic aspect of designing suburban individual dwelling. An analysis of the experience of the postmodern leaders, on a number of concrete examples, made it possible to determine the main ways and directions in search of foreign architects - leaders of postmodernism. The break with traditions, with the environment, peculiarities of a particular place, the lack of plastic means of the art arsenal in the new architecture of the beginning of the 21st century in the housing construction under the conditions of economic recession naturally leads to increased attention to the author's and stylistic concepts of postmodernists when designing houses. The article considers creative approaches of foreign architecture masters, such as postmodern neoclassicism, neotraditionalism, and neo-regionalism, contextualism, metaphor, which make it possible to solve the problems of the artistic side of the architecture of an individual suburban house.

Keywords: postmodernism, foreign architecture, architecture of suburban private residential houses, artistic and stylistic searches, leaders of postmodernism.

For citation: Hoodin A.A., Orelskaya O.V. Private houses architecture of postmodern epoch. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 7, pp. 18-21. (In Russian).

Постмодернизм в архитектуре Запада, ставший с 1960-х гг. реакцией на эмоционально-стерильную архитектуру предшествующих десятилетий, привнес индивидуализацию в архитектуру частных загородных вилл, архитектура которых стала резко отличаться от таких известных стеклянных параллелепипедов интернационального стиля предшествовавших десятилетий, как стеклянный жилой дом в Нью-Канаане, штат Коннектикут (США), арх. Ф. Джонсон (Philip Johnson), 1949 г. (рис. 1), или «парящая» вилла Фарнсуорт в Фокс-Ривере, в Чикаго, арх. Л. Мис ван дер Роэ, 1950 г., построенные в США, которые также характеризовались целостным восприятием универсального внутреннего пространства интерьера, идеями минимализма и лаконизма архитектурной формы.

Известно, что на смену интернациональному стилю в качестве протеста лапидарным геометрическим объемам, пришел постмодернизм, который содержал в своем арсена-

18| -

ле целый веер стилистических направлений [1] по обогащению архитектурного облика зданий различного назначения, в том числе и частных загородных жилых домов. Особый профессиональный интерес представляет рассмотрение индивидуальных авторских подходов при проектировании зарубежных жилых домов лидерами постмодернизма.

Так, прямой противоположностью прозрачным геометрическим объемам модернизма стало одно из первых постмодернистских произведений итальянского архитектора П. Портогези (Р. Portoghesi) - вилла Бальди в Риме, 1961 г. (рис. 2), которая своим необычным архитектурным решением была смело противопоставлена рационализму функционализма. Живописная пластичная форма дома состоит из ряда криволинейных стен из желтого туфа. Отказ от жесткой геометрии прямых углов ставит ее в один ряд с примерами органической архитектуры, так как примененными приемами способствует достижению органиче-

^^^^^^^^^^^^^ |7'2018

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

ской связи с природой. Но в то же время автор ведет диалог с прошлым, с традициями, творчески переосмысливая исторический стиль барокко, что способствует достижению скульптурной пластики, эмоциональной насыщенности и смены впечатлений.

Своей брутальностью и материальностью отличаются жилые частные дома швейцарского архитектора М. Ботта (Mario Botta), например вилла-ротонда в Тичино (Швейца-рия),1982 г. (рис. 3). Надо отметить, что в основе его домов по-прежнему, как и в модернизме, лежат фигуры простой геометрии (цилиндра или параллелепипеда), но массивные стены выполнены из кирпича или естественного камня, в которых прорезаны узкие щели оконных проемов, что создает образ дома-крепости. Вилла-ротонда имеет форму цилиндра, придающего ей образ средневековой башни. Особенностью композиции является наличие подчеркнутой оси симметрии, что позволяет исследователям его творчества относить его постройки к постмодернистскому неоклассицизму в рамках полистилизма постмодернизма. Центром планировочной структуры зданий, построенных М. Ботта, обычно служит атриумное пространство, в чем прослеживается связь с древнеримскими жилыми домами. Дневной свет, проникая внутрь жилого дома через фонари, как бы делит внутреннее пространство на две части. Объем лестницы в вилле-ротонде решается в виде своеобразной монументальной колонны с подобием капители, условная форма которой выполнена кирпичной кладкой. Внутреннее пространство дома решается в трех уровнях. Принцип перетекающего пространства определяет планировочную структуру дома. На архитектурные поиски зодчего, безусловно, оказало влияние творчество Л. Кана. Архитектура дома демонстрирует авторский почерк М. Ботта и контрастирует своей монументальностью с соседними постройками, но при этом взаимодействует с ландшафтом и природным окружением. Здесь очевиден отход от модернистских прозрачных абстрактных форм в сторону поисков скульптурной выразительности [2].

Иным путем выражает свой протест против модернизма один из теоретиков и практиков постмодернизма архитектор Р. Вентури (Robert Venturi), которого Ф. Джонсон назвал « блестящим гуру антимодернизма». Он в своем творчестве сосредоточивает внимание на «многообразии вкусовых ориентаций, предпочтений и субкультур, на необходимости шага от эстетических абстракций и канонов «хорошего вкуса» к пестрой и многоликой действительности» [3]. Известный дом Джексон-хаус в Нью-Йорке, 1974 г. (рис. 4), демонстрирует концепцию Р. Вентури о «декорированных сараях» [4], где символическое выражение образа жилого дома прочитывается в решении фасадов, в его внешнем облике. Подобные дома рассчитаны не невзыскательный вкус и потребности небогатых заказчиков. При этом дома отличаются традиционным местным вернакуляром. Они имеют план, близкий к квадрату, имеют высокие кровли; большие круглые окна выполнены из дерева и удачно вписываются в природу. На «сарай» накладывается определенная декорация в виде знакомого заказчику знака, символа. Цитирование истории в виде китча характерно для этих частных домов в эпоху постмодернизма. Так, его жилой дом Флинт-хаус в Северном Делавэре, 1975 г. (рис. 5), отличается сочетанием традиций с парадоксальными формами, способствующими выражению сложности и противоречивости в постмодернистской архитектуре, противостоящей четкой

Рис. 1. Стеклянный жилой дом в Нью-Канаане, штат Коннектикут (США), арх. Ф. Джонсон (Philip Johnson), 1949 г. (www.arhinovosti.ru)

Рис. 2. Вилла Бальди в Риме (Италия), арх. П. Портогези (Р. Portoghesi), 1961 г.: а — общий вид; б — план (www.archiproducts.com)

7'2018

19

Градостроительство и архитектура

Ц M .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 3. Вилла-ротонда в Тичино (Швейцария), арх. М. Ботта (Mario Botta), 1982 г.:

а — общий вид; б — план

(www.kunst-studio.com)

Рис. 4. Дом Джексона в Нью-Йорке (США), арх. Р. Вентури (Robert Venturi), 1974 г. (www.mensh.ru)

Рис. 5. Дом Флинта в Северном Делавэре Рис. 6. Дом на побережье Флориды (США)

(США), арх. Р. Вентури (Robert Venturi), арх. Леон Крие (Léon Krier), 1970 г.

1975 г. (www.luciensteil.tripod.com) (www.mhsapah.weebly.com)

прямолинейности и ясности, что, по мнению Р. Вентури, ведет к желаемому разнообразию, приводящему порой к популистской архитектуре, проникнутой иронией.

К постмодернистскому варианту неоклассицизма обращается архитектор из Люксембурга Леон Крие (Léon Krier), проектируя дом на морском побережье Флориды, 1970 г. (рис. 6). Здесь наблюдается современная трактовка классической архитектуры, идущей от Древней Греции. Формы античной виллы перенесены в современную архитектуру, но носят упрощенный, модернизированный характер. Автор свободно обращается с классическими деталями, которые позволяют его постройкам тактично входить в окружающую среду. «Из разнообразного местного наследия все чаще извлекается именно ордерная традиция» [5], хотя при этом наблюдается сознательное упрощение ордерных форм, использование лишь классицистических принципов построения. Совмещение классики с модернизмом в рамках постмодернизма происходит в разной степени их

взаимодействия. В этом видятся попытки обогатить «оскудевший» язык современной архитектуры, продемонстрировать уважение к наследию прошлого, возрождению традиций, продемонстрировать знание истории и свое творческое профессиональное мастерство [6].

Американский архитектор

М. Грейвз (Michael Graves) создавал не только оригинальные проекты общественных зданий [7], но и проекты загородных коттеджей в соответствии с конкретикой места, гармонично вписывающихся в природный ландшафт. В 1994 г. он запроектировал и построил современный коттедж в Нью-Джерси для отдыха семьи в выходные дни на собственной молочной ферме (рис. 7). Центром композиции дома стала каменная каминная труба и лестничный холл, вокруг которого группируются помещения. Грейвз заимствует инновации из традиций, он стремится не создавать ничего сверхсложного. Фасады дома выполнены из отбеленных клееных досок. Высокая крыша пирамидальной формы с мансардой и трубой символизирует традиционную схему дома. Квадратного сечения колонны поддерживают свес кровли на главном фасаде.

Для американского архитектора Р. Стерна (Robert Stern), характерен современный региональный неотрадиционализм. Проектируя частные дома, он использует традиционные скатные кровли, кирпичные каминные трубы, соотнесение с природными особенностями конкретной местности и местным колоритом, что способствует достижению контексту-альности. Примером является частный дом на острове Солт-Спринг в Канаде, 2005 г. (рис. 8). Здесь ощущается и уважение к истории и к местному наследию. Архитектор создает в данном случае асимметричную, живописную композицию.

Дом-ракушка (Casa Caracol) в Мексике находится на тропическом острове Исла-Мухерес в Карибском море и запроектирован арх. Э. и О. Окампо (Eduardo and Octavio Ocampo) , 1994 г. (рис. 9). Его волнообразные стены, плавные изгибы покрытия имитируют формы морских раковин. Дом, созданный в органических и экспрессивных архитектурных формах, демонстрирует метафору в постмодернистской архитектуре.

Обращение к стилистическим и формообразующим авторским поискам архитекторов-постмодернистов в настоящее время важно в связи с тем, что их поиски позволили сохранить нить преемственности с прошлым и объединить абстрактный модернизм с конкретными традициями.

Анализ даже чисто внешних художественных черт и композиционных приемов вышеприведенных частных до-

20

I7'2018

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 7. Дом на острове Солт-Спринг в Канаде (США),

арх. Р. Стерн (Robert Stern), 2005 г.

(www.admagazine.ru)

Рис. 8. Коттедж в Нью-Джерси (США), арх. М. Грейвз (Michael

Graves),1994 г.

(www.architecturaldigest.com)

Рис. 9. Дом-ракушка на острове Исла-Мухерес в Карибском море (Мексика), арх. Э. и О. Окампо (Eduardo and Octavio Ocampo), 1994г. (www.set-travel.com)

мов, выполненных лидерами постмодернизма, позволяет констатировать диалектичность оценки их произведений. Безусловно, к положительным характеристикам относятся: протест против нивелирующих канонов модернизма, ведущих к однообразию, противному искусству архитектуры; обращение к художественной выразительности; необходимая ориентация на многообразие вкусов потребителей; преемственный возврат к традициям и местным региональным особенностям; создание образной выразительности (в виде метафор, знаков и символов, ассоциаций);

7'2018 ^^^^^^^^^^^^^

Town planning and architecture

контекстное взаимодействие с природным окружением; расширение и обогащение арсенала профессионального творчества современного архитектора. Отмечая положительные характеристики произведений постмодернизма, необходимо отметить и те, которые носят отрицательный оттенок: гибридизация стилевых предпочтений в одном произведении (новый эклектизм); ироничное отношение к историческому наследию и истории в целом; буквальное копирование исторических образцов; откровенная декора-тизация зданий; появление в ряде случаев популистской архитектуры. Основным достижением эпохи постмодернизма стал отказ от одновекторного развития архитектуры, творческая свобода в виде веера путей поисков, многообразия различных языков архитектуры [8] с учетом конкретных условий создания архитектурных произведений, что видно на примере авторской архитектуры частных жилых домов.

Список литературы

1. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Строй-издат, 1985. 135 с.

2. Jodidio P. Mario Botta. Koln.: Taschen.1999. 176 p.

3. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. М.: Искусство XXI век, 2005. С. 82.

4. Vеntuгi R. Complexity and contradiction in architecture. New York: Museum of Modern Art, 1966. 132 р.

5. Хайт В.Л. Классицизм и постмодернизм. Архитектура Запада. Кн. 4. М.: Стройиздат, 1987. С. 77.

6. Худин А.А. Постмодернистский неоклассицизм и его разновидности в архитектуре зарубежных стран // Приволжский научный журнал. 2017. № 4. С. 110.

7. Худин А.А. Архитектура Майкла Грейвза в аспекте постмодернизма // Приволжский научный журнал. 2016. № 1. С. 139-144.

8. Товбич В.В. Современная архитектура - авторский стиль. Современная архитектура мира. Вып. 1. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 128.

References

1. Jenks Ch. YAzyk arhitektury postmodernizma [Language of architecture of postmodernism]. M.: Stroyizdat, 1985. 135 p.

2. Jodidio P. Mario Botta. Koln.: Taschen.1999. 176 p.

3. Ryabushin A.V. Arhitektory rubezha tysyacheletij [Architects of a turn of the millennia]. Moscow: Iskusstvo XXI vek, 2005. 82 p.

4. Vеntuгi R. Complexity and contradiction in architecture [Complexity and contradiction in architecture]. New York: Museum of Modern Art, 1966. 132 р.

5. Chait V.L. Klassicizm i postmodernizm. Arhitektura Zapada [Classicism and postmodernism. Architecture of the West], kn. 4. Moscow: Stroyizdat, 1987. 77 p.

6. Hudin A.A. Postmodernistsy neoclassicism and its versions in architecture of foreign countries. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2017. No. 4, pp. 110.

7. Hudin A.A. Michael Greyvz's architecture in aspect of postmodernism. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2016. No. 1, pp. 139-144.

8. Tovbich V.V. Sovremennaya arhitektura-avtorskij stil'. Sovremennaya arhitektura mira [Modern architecture -author's style. Modern architecture of the world]. V. 1. Moscow - Saint-Petersburg: Nestor History, 2011. 128 p.

- 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.