Научная статья на тему 'Архитектура городских жилых домов эпохи постмодернизма за рубежом'

Архитектура городских жилых домов эпохи постмодернизма за рубежом Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ГОРОДСКОГО ЖИЛИЩА / ARCHITECTURE OF URBAN HOUSING / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / КОНТЕКСТУАЛИЗМ / CONTEXTUALISM / ЧАСТИЧНЫЙ ИСТОРИЗМ / PARTIAL HISTORICISM / НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ / NEOTRADITIONALISM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Худин А.А.

Приведен обзор развития городской жилищной архитектуры в зарубежных странах в эпоху постмодернизма. В настоящее время по-прежнему возникает необходимость осмысления творческих подходов к проектированию городского жилища с точки зрения взаимодействия новой архитектуры с историческим окружением. Анализ конкретных зарубежных примеров позволяет определить основные направления поисков лидеров постмодернизма. Рассматривается ряд творческих подходов: связанный с обращением к частичному историзму (постмодернистский неоклассицизм), метафорический подход, неотрационалистический, контекстуальный (средовой), гибридный (эклектический) и создание усложненного постмодернистского пространства, которые позволяют решать проблему учета конкретного места и разнообразия языка архитектуры современного городского жилища. Перечисленные тенденции в зарубежной архитектуре конца ХХ начала ХХI в. являются актуальными при проектировании в исторических центрах городов России и заслуживают детального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of Urban Residential Houses of the Era of Postmodernism Abroad

A review of the development of urban housing architecture in foreign countries in the era of postmodernism is presented. At present, there is a necessityto comprehend the creative approaches to the design of urban housing from the point of view of interaction of the new architecture with the historical environment. An analysis of concrete foreign examples makes it possible to determine the main directions for searching new leaders of the postmodernism.Some creative approaches are considered: connected with the appeal to partial historicism (postmodernist neo-classicism), a metaphoric approach, neotraditionalist,contextual (environmental), hybrid (eclectic) and creation of the complicated post-modernist space, which make it possible to solve the problemof accounting of a concrete place and the diversity of architectural language of the modern urban housing, are considered. These trends in the foreign architecture of the end of the XX century and the beginning of the XXI century are relevant when designing in the historical centers of Russian cities anddeserve detailed study.

Текст научной работы на тему «Архитектура городских жилых домов эпохи постмодернизма за рубежом»

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.03

А.А. ХУДИН, канд. архитектуры (hoodin-alex@yandex.ru)

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)

Архитектура городских жилых домов эпохи постмодернизма за рубежом

Приведен обзор развития городской жилищной архитектуры в зарубежных странах в эпоху постмодернизма. В настоящее время по-прежнему возникает необходимость осмысления творческих подходов к проектированию городского жилища с точки зрения взаимодействия новой архитектуры с историческим окружением. Анализ конкретных зарубежных примеров позволяет определить основные направления поисков лидеров постмодернизма. Рассматривается ряд творческих подходов: связанный с обращением к частичному историзму (постмодернистский неоклассицизм), метафорический подход, неотрационалистический, контекстуальный (средовой), гибридный (эклектический) и создание усложненного постмодернистского пространства, которые позволяют решать проблему учета конкретного места и разнообразия языка архитектуры современного городского жилища. Перечисленные тенденции в зарубежной архитектуре конца ХХ- начала XXI в. являются актуальными при проектировании в исторических центрах городов России и заслуживают детального изучения.

Ключевые слова: архитектура городского жилища, постмодернизм, контекстуализм, частичный историзм, неотрадиционализм.

Для цитирования: Худин А.А. Архитектура городских жилых домов эпохи постмодернизма за рубежом // Жилищное строительство. 2017. № 8. С. 30-33.

A.A. KHUDIN, Candidate of Architecture (hoodin-alex@yandex.ru) Nizhny Novgorod State University ofArchitecture and Civil Engineering (65, ILyinskaya Street, 03950, Nizhny Novgorod, Russian Federation)

Architecture of Urban Residential Houses of the Era of Postmodernism Abroad

A review of the development of urban housing architecture in foreign countries in the era of postmodernism is presented. At present, there is a necessity to comprehend the creative approaches to the design of urban housing from the point of view of interaction of the new architecture with the historical environment. An analysis of concrete foreign examples makes it possible to determine the main directions for searching new leaders of the postmodernism. Some creative approaches are considered: connected with the appeal to partial historicism (postmodernist neo-classicism), a metaphoric approach, neotraditionalist, contextual (environmental), hybrid (eclectic) and creation of the complicated post-modernist space, which make it possible to solve the problem of accounting of a concrete place and the diversity of architectural language of the modern urban housing, are considered. These trends in the foreign architecture of the end of the XX century and the beginning of the XXI century are relevant when designing in the historical centers of Russian cities and deserve detailed study.

Keywords: architecture of urban housing, postmodernism, contextualism, partial historicism, neo-traditionalism.

For citation: Khudin A.A. Architecture of urban residential houses of the era of postmodernism abroad. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 8, pp. 30-33. (In Russian).

В настоящее время в новейшей жилищной архитектуре российских городов в условиях спада экономики наблюдается определенный возврат к типовой архитектуре, отличающейся от 1960-х гг. лишь своей повышенной этажностью и яркими колористическими решениями. Дома строятся не только на окраинах городов, но и вторгаются в исторические центры в виде штучных объектов либо в виде многоэтажных жилых групп. В ряде случаев возникает определенный протест против такого агрессивного диссонирующего с окружающей средой вторжения [1]. Поэтому обращение к опыту постмодернистской архитектуры Запада, которая во второй половине ХХ в. провозгласила синтез традиций и новаторства, контекстуальный подход при проектировании в исторической среде и внимание к традициям и истории места, по-прежнему вызывает интерес архитекторов-проектировщиков, которые еще недавно критиковали это явление в архитектуре как эклектическое со знаком минус. Но любое явление надо рассматривать, выявляя в

зо| —

нем как положительные, так и отрицательные моменты с целью использования положительного опыта для настоящего времени. Архитектура 1970-х гг. на Западе, оформившаяся в такое полистилистическое (плюралистическое) [2] явление, как постмодернизм, заявила о своем противостоянии безраздельно господствовавшему в то время модернизму, результатом победного шествия которого по планете стали башни из стекла, металла и бетона, не позволяющие с первого взгляда определить типологическую сущность сооружения. Это вело к нивелированию и образного, художественного начала в современной архитектуре, к возникновению штампов, и к тиражированию. Задачей постмодернизма было прежде всего возвращение архитектуре утраченных связей с традициями, историей и, в конце концов, утраченной декоративности. Но путь к этой цели был неоднозначным и прямолинейным. Наблюдалась ярко выраженная индивидуализация поисков, что вело к много-векторности путей достижения указанной цели. Именно

^^^^^^^^^^^^^ №'2017

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

Рис. 1. Жилой комплекс «Озерные аркады» в Сен-Кентен-ан-Ивелин (Франция, 1982—1996гг.), арх. Р. Бофилл

здесь возникает авторский подход, а порой и авторский стиль, который в сочетании с принципом партисипации (соучастия заказчика) приводил порой к парадоксальным решениям, граничившим с поп-артом. Но тем не менее, если обратиться к творчеству лидеров постмодернизма, то можно выявить ряд интересных подходов, обозначить тенденции [3], вполне приемлемые при работе в конкретной исторической среде.

Один из них - частичный историзм представлен творчеством испанского архитектора Р. Бофилла, который, как известно, вступил на путь постмодернистского классицизма, который позволил ему создавать престижную и весьма репрезентативную городскую массовую жилую архитектуру для Франции: это симметрично-осевые комплексы «Антигона» в Монпелье (1975), комплекс в Марн-ла-Валле (1982) на окраине Парижа и комплекс «Колонада Сан-Кристоф» в Сержи-Понтуаз во Франции (1986). В этом же ключе, в духе индустриального классицизма [4] Р. Бофилл выполнил и жилой комплекс (мини-город) «Озерные аркады» в Сен-Кентен-ан-Ивелин (Франция, 1982-1996 гг.) (рис. 1), который расположен недалеко от Версаля. Он состоит из ряда четырехэтажных жилых домов, составляющих квадратные в плане дома-кварталы с внутренними дворами. Такая планировка восходит к планировке античных поселений, а в архитектуре фасадов преобладают темы арки и классических портиков. Стилизованная плоская аркада объединяет первые два этажа. По первому этажу имеется заглубленная галерея, которая подчеркнута приземистыми арками. Углы домов завершены мягкими скруглениями, над которыми нависает верхний этаж. Помимо этих жилых корпусов, один из корпусов в виде виадука с аркадой выходит на озеро, отражаясь в водной поверхности. Это своеобразная современная интерпретация французского дворцового ансамбля и развитие традиционной идеи моста-дворца, т. е. в основе авторской концепции выступают исторические образы-символы. Здесь прочитываются мотивы театрализованной декорации на тему упрощенной неоклассики. Песочный цвет бетона имитирует натуральный камень. Рикардо Бофилл называл эти романтические поиски «современным классицизмом».

Швейцарский архитектор А. Росси (A. Rossi) построил жилой блок 10 на Коштрассе в Берлине (Германия, 19811988 гг.) (рис. 2), который расположен на пересечении улиц. Здание включает в свой состав характерный нависающий угловой блок, опирающийся на гигантскую бе-

Рис. 2. Жилой блок 10 на Коштрассе в Берлине (Германия, 1981— 1988гг.), арх. А. Росси

лую колонну, символизирующую связь с историей. Но он не идет по пути возврата к прошлому, а развивает линию метафорической архитектуры. Здания выглядят современными, они лишены исторических атрибутов, но архитектурное решение фасадов разнообразно. Семиэтажное краснокирпичное здание, выходящее фасадом на одну улицу, имеет вертикальные членения в виде заглубленных лестничных клеток, которые перекрываются высокими остроконечными крышами-фонарями. Фасад по другой улице имеет более активный силуэт, так как он состоит из чередующихся пяти- и семиэтажных блоков и также включает аналогичные лестничные клетки. Пятиэтажные вставки решаются в виде контрастных кирпичным стенам стеклянных блоков с лоджиями, где переплеты имеют зеленый цвет, как и обрамление окон лестниц. Кирпичные фасады имеют перфорацию оконными проемами одного размера. Этот монотонный прием нарушается в районе угла. Здесь слева и справа появляются квадраты остекления лоджий высотой в два этажа, которые имеют белые крестообразные переплеты. Здание имеет и горизонтальные поэтажные членения в виде полос из бежевого кирпича. По первому этажу простенки между окнами решены в виде квадратных кирпичных столбов, которые вызывают ассоциацию с колоннадой. Автор считает, что современные здания должны органично входить в сложившуюся

Рис. 3. Жилой комплекс в г. Бреда (Нидерланды, 1992—2000 гг.), арх. Ч. Ванденхов

82017

31

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 4. Жилой дом на набережной Заттере в Венеции (Италия, 1959 г.), арх. И. Гарделла

среду как на композиционном уровне, подхватывая ритм характерных членений, так и используя знаки, связывающие современность с историей.

Если Р. Бофилл избрал источником вдохновения классику, то голландский архитектор Чарльз Ванденхов обратился к традициям своей страны и использует прежде всего традиционные строительные материалы. Примером неотрадиционализма как одной из разновидностей постмодернизма может служить жилой комплекс в г. Бреда, Нидерланды (1992-2000 гг.) (рис. 3), который построен из красного традиционного кирпича. Четырехэтажный и трехэтажный жилые корпуса, расположенные под углом друг к другу, имеют мансардные этажи, которые перекрыты полуцилиндрическими металлическими кровлями с круглыми окнами-иллюминаторами. Между этими разноэтажными прямоугольными в плане корпусами расположен круглый в плане цилиндрический десятиэтажный объем, перекрытый серебристым металлическим купольным покрытием с тремя ярусами круглых окон в мансарде, он отделен от башни стеклянным этажом с колоннадой. Четырехэтажный корпус в торце врезается в семиэтажный квадратный в плане башенный объем, перекрытый характерной высокой двускатной крышей с мансардными полуциркульными окнами. Здесь автору при общем композиционном замысле удалось добиться разнообразия при использовании традиционных

форм башенных объемов в сочетании с приемами современной архитектуры.

Примером контекстуализма в постмодернизме можно считать жилой дом на набережной Заттере в Венеции (1959 г.) (рис. 4) по проекту итальянского архитектора Игнацио Гарделлы. Он продемонстрировал удачный пример взаимодействия старого и нового. Проектирование в историческом городе - весьма сложная задача для современного архитектора. Новое здание диалогично по отношению к своим соседям. Автор использовал новые материалы, формы, но при этом уловил «дух места» и удачно дополнил исторический пейзаж, не нарушив его композиционных законов. Терракотовый по цвету четырехэтажный жилой дом имеет современные окна, построенные на историческом модуле. Украшают его балконы разной протяженности, создающие нестрогую композицию. Балконы имеют белоснежное ажурное ограждение, придающее ему сдержанную декоративность, свойственную историческому окружению.

Испанский архитектор Мануэль Нуньес Яновский -автор жилого дома «Венус 18», Париж (Франция, 19951997 гг.) (рис. 5) из цветного железобетона, который является примером «радикального эклектизма» (второе название постмодернизма). Дом Г-образный в плане. Имеет один из корпусов переменной этажности (4 и 6 этажей). Здание

Рис. 6. Кубические дома в Роттердаме (Нидерланды, 1984 г.), арх. Пит Блом

Рис. 5. Жилой дом «Венус 18» в Париже ( Франция,1995—1997гг.), арх. М.Н. Яновский

32

8'2017

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

поднято на углу на мощные столбы-пьедесталы квадратного сечения, на которые установлены огромные статуи Венеры Милосской в качестве кариатид, поддерживающих углы этажей ступенями, опускающимися на землю. Это пространство под домом связывает двор с улицей. Угол в верхних этажах решается в виде открытых не застекленных угловых террас. Углы в них опираются на бетонные «яйца», которые увеличиваются в размерах к верхнему этажу. Третье, самое большое «яйцо» поддерживает угол мощного оторванного от здания карниза, который придает зданию наклонный силуэт. Далее карниз соединяется со зданием и следует перепаду этажей, создавая зигзагообразную линию. Стены здания имеют рельеф в виде крупных бетонных плит, имитирующих каменную кладку. Ярко выраженная постмодернистская архитектура стремится соединить современность с историей через иронию.

Не все архитекторы хотят использовать историзирующий подход при проектировании в центре города, не каждый хочет делать свое здание нейтральным и фоновым для окружения. Так, постмодернисты стремятся к созданию необычных, порой весьма радикальных, порой экстравагантных решений; примером могут служить Кубические дома в Роттердаме, арх. Пит Блом, (Нидерланды, 1984 г.) (рис. 6). Тридцать восемь четырехэтажных жилых блоков соединены в единое целое - «искусственный лес». В каждый из кубических домиков, в каждую квартиру организован самостоятельный вход. Каждый блок представляет поставленный на вершину куб, который поддерживается шестиугольным пилоном-стволом, вызывая ассоциации с абстрактным деревом, где куб выполняет роль своеобразной кроны. Доминантой в этом конгломерате выступает 14-этажный дом-башня, увенчанный граненым шатром. Создание нарочито усложненной многообъемной композиции в виде массива, своеобразного оазиса в городе дополняется в данном случае некоей образной символикой, хотя здесь отсутствует историзирующее начало. Зато разнообразие, достигнутое необычным авторским решением, привлекает внимание к этому необычному жилому комплексу. Постмодернизм вернул архитектуре ее эстетическую составляющую, создал новую многомерную парадигму мышления на основе принципа художественности [5].

Приведенные выше примеры продемонстрировали широкий спектр характерных черт постмодернизма [6], ряд разнообразных подходов к проектированию в исторической среде городов - частичный историзм, метафорическая направленность, неотрадиционализм, контекстуализм, новый эклектизм, создание усложненного постмодернистского пространства [7], которые были порождением постмодернизма, но не потеряли своей актуальности и сегодня. Современные архитекторы обращаясь к творческим поискам и рассматривая различные направления в быстро меняющейся зарубежной архитектуре, проецируют их и на российскую архитектуру [8], которая должна развиваться в общем контексте мирового зодчества, не отказываясь от собственных традиций.

Профессиональный интерес к жилой архитектуре, выполняемый в различных стилистических течениях внутри постмодернизма, связан прежде всего с неорегионализмом, развивающимся параллельно с глобалистскими, интернациональными поисками, решающим первостепенный вопрос взаимоотношений между архитектурным наследием и новой архитектурой и обогащающим современный язык архитектуры.

82017 ^^^^^^^^^^^^^

Список литературы

1. Бондаренко И.А. Современное и несовременное в городской застройке. В кн. Современная архитектура мира. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. С. 23.

2. Худин А.А. Авторские концепции в архитектуре западного постмодернизма // Приволжский научный журнал. 2014. № 2. С. 120-124.

3. Есаулов Г.В. От полистилизма к глобальному регионализму. В кн. Современная архитектура мира. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 247.

4. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. 2. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 241 с.

5. Худин А.А. Сходство и отличие постмодернизма в зарубежной и российской архитектуре // Приволжский научный журнал. 2014. № 1. С. 89-93.

6. Добрицына И.А. Поэтика постмодернистской архитектуры. В кн. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 568 с.

7. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.136 с.

8. Пустовгаров В.И. Современные направления развития архитектуры Германии, Австрии, Швейцарии. В кн. Современная архитектура мира. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 7.

References

1. Bondarenko I.A. Sovremennoe i nesovremennoe v gorodskoi zastroike. V kn. Sovremennaya arkhitektura mira. [Modern and unmodern in urban development. In kN. Modern architecture of the world]. M.; SPb.: Sovremennoe i nesovremennoe v gorodskoi zastroike. V kn. Sovremennaya arkhitektura mira. Moscow; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014. P. 23.

2. Hudin A.A. Author's concepts in architecture of the western postmodernism. Privolzhskii nauchnyi zhurnal. 2014. No. 2, рр. 120-124. (In Russian).

3. Esaulov G.V. Ot polistilizma k global'nomu regionalizmu. V kn. Sovremennaya arkhitektura mira [From a polistilizm to global regionalism. In kN. Modern architecture of the world]. Moscow; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2012. P. 247.

4. Ikonnikov A.V. Arkhitektura XX veka [Architecture of the XX century. Utopias and reality]. V. 2. Moscow: Progress-Traditsiya, 2002. 241 p.

5. Hudin A.A. Similarity and difference of postmodernism in foreign and Russian architecture. Privolzhskii nauchnyi zhurnal. 2014. No. 1, рp. 89-93. (In Russian).

6. Dobritsyna I.A. Poetika postmodernistskoi arkhitektury. V kn. Teoriya kompozitsii kak poetika arkhitektury [Poetics of postmodern architecture. In kN. Theory of composition as poetics of architecture]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2002. 568 p.

7. Dzhenks Ch. Yazyk arkhitektury postmodernizma [Language of architecture of postmodernism]. M.: Stroiizdat, 1985. 136 p.

8. Pustovgarov V.I. Sovremennye napravleniya razvitiya arkhitekturyGermanii,Avstrii, Shveitsarii. V kn. Sovremennaya arkhitektura mira [Modern directions of development of architecture of Germany, Austria, Switzerland. In kn. Modern architecture of the world]. Moscow; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2011. P. 7.

- 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.