Научная статья на тему 'Цитаты и аллюзии в архитектуре Новосибирска 1990—2010-х годов'

Цитаты и аллюзии в архитектуре Новосибирска 1990—2010-х годов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
612
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постмодернизм / архитектура Новосибирска / стиль / архитектурная деталь / postmodernism / Novosibirsk architecture / style / architectural detail

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кисельникова Дарья Юсуфовна

Глобальные социально-экономические перемены 1990-х гг. в России не могли не найти своего отражения в архитектуре. На смену главенствовавшей долгое время второй волне советского модернизма приходят новые стилистические течения, самым масштабным из которых был постмодернизм. В данной работе приводятся примеры использования цитат и аллюзий в архитектуре Новосибирска 1990—2010-х гг. как проявление влияния идей постмодернизма. Рассматриваются примеры архитектурных цитат и аллюзий, отсылающих как к местным историческим примерам, так и к зарубежным историческим и постмодернистским постройкам, а также указываются предпосылки и причины использования этих ссылок. Сравнительный анализ ряда построек Новосибирска позволил выделить ключевые особенности развития использования цитат и аллюзий в архитектуре города 1990—2010-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Citation and Allusions in Novosibirsk Architecture of 1990s—2010s

Global socio-economic changes of the 1990s in Russia could not but find their reflection in architecture. In place of the Soviet modernism, which had dominated for a long time, new trends came. The largest of these trends was postmodernism. In this article, examples of use of citations and allusions in Novosibirsk architecture in the 1990s—2010s are presented. These facts could be considered as manifestation of the influence of postmodernism ideas. Examples of architectural citations and allusions refer both to local historical examples and to foreign historical and postmodern buildings. The prerequisites and reasons for using these references are presented as well. A comparative analysis of Novosibirsk buildings made it possible to identify the key features of the development of the use of citations and allusions in the city architecture of the 1990s—2010s.

Текст научной работы на тему «Цитаты и аллюзии в архитектуре Новосибирска 1990—2010-х годов»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10061 УДК 72.03

Д.Ю. Кисельникова Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск) kiselnikova.darya@yandex.ru Научный руководитель: кандидат архитектуры В.Н. Филиппов

Цитаты и аллюзии в архитектуре Новосибирска 1990—2010-х годов

Аннотация

Глобальные социально-экономические перемены 1990-х гг. в России не могли не найти своего отражения в архитектуре. На смену главенствовавшей долгое время второй волне советского модернизма приходят новые стилистические течения, самым масштабным из которых был постмодернизм. В данной работе приводятся примеры использования цитат и аллюзий в архитектуре Новосибирска 1990—2010-х гг. как проявление влияния идей постмодернизма. Рассматриваются примеры архитектурных цитат и аллюзий, отсылающих как к местным историческим примерам, так и к зарубежным историческим и постмодернистским постройкам, а также указываются предпосылки и причины использования этих ссылок. Сравнительный анализ ряда построек Новосибирска позволил выделить ключевые особенности развития использования цитат и аллюзий в архитектуре города 1990—2010-х гг.

Ключевые слова: постмодернизм, архитектура Новосибирска, стиль, архитектурная деталь

D.Y. Kiselnikova Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk) kiselnikova.darya@yandex.ru Scientific adviser is V.N. Filippov

Citation and Allusions in Novosibirsk Architecture of 1990s—2010s

Abstract

Global socio-economic changes of the 1990s in Russia could not but find their reflection in architecture. In place of the Soviet modernism, which had dominated for a long time, new trends came. The largest of these trends was postmodernism. In this article, examples of use of citations and allusions in Novosibirsk architecture in the 1990s—2010s are presented. These facts could be considered as manifestation of the influence of postmodernism ideas. Examples of architectural citations and allusions refer both to local historical examples and to foreign historical and postmodern buildings. The prerequisites and reasons for using these references are presented as well. A comparative analysis of Novosibirsk buildings made it possible to identify the key features of the development of the use of citations and allusions in the city architecture of the 1990s—2010s.

Key words: postmodernism, Novosibirsk architecture, style, architectural detail

«Аллюзий и ссылок на прошлое или настоящее, на наши великие банальности и старые клише, а также выражения повседневных ценностей в обстановке, неважно, сакральной или профанной, — вот чего не хватает сегодняшней модернистской архитектуре» [Вентури и др., 2015, с. 93], — эта фраза из книги «Уроки Лас-Вегаса», написанной одними из первых идеологов постмодернизма Р. Вентури, Д.С. Браун и С. Айзенуром в 1972 г., указывает на приемы, ставшие впоследствии главными инструментами западноевропейских архитекторов-постмодернистов в середине 1970-х гг., — цитаты и аллюзии [Дженкс, 1985, с. 78].

Советские архитекторы, работавшие в это время, несмотря на некоторую изолированность, были чувствительны к иностранным примерам и старались

использовать ходы и приемы, почерпнутые из западных построек, однако основным источником вдохновения для них оставались бруталистские объекты.

Эстетика брутализма хорошо дополняла советскую модернистскую архитектуру. Основные примеры создания советских бруталистских построек были сосредоточены в столицах республик (Москва, Тбилиси, Киев и др.), где у архитекторов была возможность создавать уникальные здания. Однако были и сибирские образцы синтеза идей брутализма и советского модернизма, например работы новосибирского архитектора В.П. Авксентюка. Одна из его построек — ныне снесенные павильон пригородных касс и переход над путями в Новосибирске, созданные в 1980-е гг. — была выполнена в эстетике бру-тализма.

История советского модернизма (как главного, во многом директивного архитектурного стиля страны) заканчивается со сменой социально-экономических условий, и возникает большое количество течений и направлений в архитектуре [Худин, 2014, с. 91]. На смену плановой экономике и централизованной системе организации проектирования и строительства приходят рыночные отношения. Растет число заказчиков с разнообразными запросами (в том числе с запросом на «историчность»), а у зодчих появляется возможность применить на практике приемы из арсенала зарубежных архитекторов-постмодернистов [Орельская, 2011, с. 471].

В архитектуре исторических западносибирских городов (таких как Омск и Барнаул) в 1990—2000-х гг. влияние идей постмодернизма выражалось в основном в виде поисков новой пластичности и экспериментов в области формообразования [Гуменюк, 2013, с. 84]. В Новосибирске же большее внимание уделялось поискам новой аутентичности через цитирования и ссылки на местные исторические примеры (в 1990-е гг.), а затем и аллюзий на мировые архитектурные «знаки» (в 2000-е гг.).

При этом создание таких объектов нередко было сопряжено со сложными экономическими условиями строительства, что также имеет связь с постмодернистской концепцией ориентированности на человека и критику «дорогостоящего модернизма» прошлого: «...в ситуации, когда нет денег на архитектуру как таковую, от архитектора требуется максимальная сила воображения. Источником вдохновения для строительства скромных зданий и создания социально значимых образов станет не индустриальное прошлое, а окружающая нас повседневная жизнь города, состоящего из скромных зданий и скромных пространств с символическими добавками» [Вентури и др., 2015, с. 190].

В условиях сложной экономической ситуации в 1990-е гг. и особенностей устройства строительной индустрии в Новосибирске важным строительным материалом становится кирпич. Строительство из кирпича давало востребованную на тот момент свободу в объемно-планировочных решениях зданий (по сравнению со строительством из сборного бетона), а также в решении фасадов.

Естественным источником вдохновения при работе над небольшими кирпичными объектами в центральной части Новосибирска в 1990-е гг. стали дореволюционные постройки А.Д. Крячкова. Цитаты из проектов этого сибирского мастера можно отметить в комплексе по ул. Щетинкина, 32 (арх. А. Лап-тяйкин, 1998 г.). В этом здании в решении фасада фронтоны подчеркивают структуру блокированной части, а башенки (со схожими пропорциями, что и в школах, построенных по проектам А.Д. Крячкова в 1910—1912 гг.) увенчивают секционные части здания (ил. 1, 1,2).

В 2000-х гг. в Новосибирске быстрыми темпами развивается материально-техническая база строительства, появляется возможность использовать монолитные железобетонные конструкции (что дает высокую степень свободы в области формообразования). Появляются примеры, где переосмысление сибирского модерна начала XX в. не связано с использованием исторических материалов и конструк-

тивных схем. Один из ярчайших примеров этого — здание отеля Marriott по ул. Орджоникидзе, 31 (арх. В. Фефелов, М. Фефелова, Т. Голяковская, 2014 г.). Монолитный железобетонный каркас (с рекордной на момент строительства в городе консолью в 9 м) облачен здесь в сложный вентилируемый фасад с использованием натурального камня. При этом облик здания насыщен историческими цитатами и аллюзиями. Один из авторов проекта, В. Фефелов, описывая архитектурные решения отеля, указывает на связь с «питерским модерном» начала XX в. [цит. по: Иванеко, 2014, с. 95]. Однако в большей степени пропорции и детали фасада (форма окон, растительные мотивы в декоре и т.д.) схожи с сибирскими примерами из застройки 1900—1910-х гг. современного проспекта Ленина (в то время — ул. Почтамтская и Большая Садовая) в Томске (ил. 1, 3, 4).

Говоря об изменениях, произошедших в архитектуре Новосибирска после 1991 г., нельзя не отметить преобразований в области жилищного строительства. История развития архитектуры жилых зданий второй половины XX в. в городе вплоть до этих перемен представляется как эволюция типовых проектов. Однако эта ситуация изменилась, и на рубеже веков в Новосибирске было построено несколько жилых зданий, архитектурный облик и планировочные решения которых представляют особый интерес для исследователей постмодернистских тенденций.

В первую очередь это жилой дом по ул. Кирова, 46 (2001 г., арх. 1-й очереди строительства А.В. Андрианов). Здание выходит на широкую магистраль, масштаб окружающей застройки подтолкнул архитектора к созданию монументального с объема с артикулированными углами. В таком акцентировании на угловых решениях в композиции фасада прослеживается связь этого объекта со Стоквартирным домом работников крайисполкома (арх. А.Д. Кряч-ков, В.С. Масленников, 1934—1937 гг.) (ил. 2, 3, 4). Планировочное же решение в виде галерейной системы указывает на внимание к конструктивистским постройкам, таким как жилой дом Крайснабсбыта (арх. Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, инж. Н.В. Никитин, 1931—1934 гг.).

Конструктивизм на рубеже веков стал источником цитирования не только на уровне планировочных решений. В 1998 г. было завершено строительство жилого дома по ул. Ядринцевской, 46а (арх. А. Фомин), в котором легко прослеживаются «излюбленные мотивы многих архитекторов, сторонников авангарда» 1930-х гг. [Невзгодин, 2013, с. 86]: угловые балконы, вынесенные на главный фасад объемы лестничных клеток с вертикальным угловым остеклением. Всё это связывает проект с объектами таких архитекторов, как Б.А. Гордеев и С.П. Тургенев (жилой дом Крайснабсбыта 1931—1934 гг., жилой комбинат «Динамо» 1930—1932 гг. и т.д.), работавшими в Новосибирске в первой половине XX в. (ил. 2, 1, 2).

Среди архитектурных цитат, отсылающих нас к историческому прошлому, встречаются и примеры аллюзий на зарубежные образцы, причем как на исторические здания и детали, так и новейшие постройки постмодернистов. Во многом этому способствовала большая доступность информации о зарубежных постройках и проектах как для архитекто-

ров, так и для заказчиков строительства.

Внимание к работам и приемам зарубежных архитекторов-постмодернистов хорошо видно в облике жилого дома по ул. Октябрьская, 34 (арх. В.Н. Филиппов, М.З. Казаков, 1998—2001 гг.). В решении деталей фасада первых двух этажей используется прямая цитата из проекта Жилого дома на Кохштрассе в Берлине (арх. А. Росси, 1987 г.): над оконными проемами установлены зеленые металлические перемычки, а поверхность красного кирпича разбивают вставки светлых рядов кладки (ил. 3, 1, 2). Выбор такого приема, как использование металлических деталей в оформлении фасада, было еще и попыткой новосибирских архитекторов указать на конструктивную основу здания — стальной каркас. Использование нехарактерного для жилищного строительства стального каркаса — вынужденная мера в условиях отсутствия в то время необходимой опалубки для возведения железобетонного каркаса за короткий сибирский строительный сезон. Другие технические сложности — невозможность создания кирпичной облицовки выше второго этажа — объясняют использование в оформлении фасадов, начиная с третьего этажа, вентилируемой системы с облицовкой фасадными панелями.

Еще один постмодернистский объект со ссылками на зарубежные примеры: 12—16-этажный жилой дом по ул. Блюхера, 71Б, разработанный группой архитекторов (И. Поповский, М. Поповская, С. Тра-утвейн, А. Долнаков, А. Баранов, Е. Перепечина, 2006 г.). Стилизованные архетипичные «портики» венчают массивный объем дома, возвышающийся среди окружающей пятиэтажной застройки. С одной стороны, упрощенные «портики античных храмов» являются отсылкой к общеевропейскому античному наследию, с другой — подобные детали часто встречаются в постройках архитекторов-постмодернистов, таких как Леон Крие (например, его жилой дом во Флориде, 1989 г.) (ил. 3, 3, 4).

К 2010-м гг. в архитектуре Новосибирска внимание к историческим и зарубежным цитатам и аллюзиям практически сходит на нет. Вслед за общемировыми тенденциями наступает время критики постмодернизма и реакции на это течение в виде развития идей неомодернизма и деконструктивизма. Однако в середине 2010-х гг. в городе создаются несколько объектов, наполненных сложной постпостмодернистской реакцией и иронией — например, здание Торгового центра «Амстердам» (арх. В. Филиппов, Е. Филиппов, Д. Кирюхин, 2016 г.) и здание «Федоровские бани», ул. Советская, 36 (решение фасада — В. Филиппов, Д. Плаксин, 2015—2017 гг.).

Работа над проектом здания на месте сегодняшнего ТЦ «Амстердам» велась продолжительное время. Архитекторами «Студии КиФ» первоначально предполагалось создание объекта в духе интернационального соцреализма, однако такая эстетика плохо воспринимается простыми обывателями, а следовательно, малопривлекательна для заказчиков строительства. Тогда архитекторы пошли на смелый шаг — создание объекта с обликом на грани китча, с яркими вставками «архитектурных знаков». Фасад здания, выходящий на ул. Геодезическую, украсила стилизованная плотная застройка «каналов Амстердама» в виде разных по материалу отделки, форме

и цвету отдельных «фасадов зданий», нависающих над остекленным первым этажом торгового центра. Этот плотный «европейский» фронт застройки разрезается вставкой структурного остекления атриума, что еще сильнее и ироничнее подчеркивает бута-форность архитектурных знаков-цитат (ил. 4, 1, 2).

Другой недавний пример использования постмодернистских приемов в архитектуре Новосибирска — фасадное решение «Федоровских бань» (2015—2017 гг.). Здание, выходящее на площадь Кондратюка, должно было соответствовать масштабу большого открытого пространства и гармонично вписываться в окружающую историческую застройку. Архитекторы использовали в решении хорошо освещенного юго-западного фасада, обращенного к площади, высокую аркаду в два этажа, далеко отступающую от плоскости стены. Так появилась композиция с глубокими контрастными тенями и масштабом, соизмеримым с размерами площади.

Проект насыщен цитатами и аллюзиями (ил. 4, 3—5). В. Филиппов, архитектор, работавший над созданием облика «Федоровских бань», в несколько ироничной форме указывал на «атрибуты новониколаевской купеческой архитектуры конца XIX — начала XX века», приемы, характерные «для итальянского ренессанса» и «реминисценции "мансардной парижской темы" начала XVIII века» [цит. по: Сафоновой, 2013], использованные в проекте.

Описанные выше примеры построек Новосибирска 1990—2010-х гг. не всегда получали одобрительную реакцию в профессиональном сообществе, но чаще других положительно оценивались горожанами. В этом противоречии, характерном для постмодернизма, заключается сложность оценки подобных объектов. А слова, которыми завершается книга «Уроки Лас-Вегаса», до сих пор остаются актуальными для новосибирских архитекторов: «Настало время вернуться к предложенному Джоном Рескиным определению архитектуры как украшения постройки — когда-то внушавшему ужас архитекторам. Но к нему следует добавить предостережение Пьюджина: нет ничего дурного в том, чтобы украшать строение, но ни в коем случае не стоит строить украшения» [Вентури и др., 2015, с. 199].

Список литературы

1. Вентури Р., Браун Д.С., Айзенур С. Уроки Лас-Вегаса: Забытый символизм архитектурной формы. — М.: Strelka Press, 2015. — 212 с.

2. Гуменюк А.Н. Современные интерпретации историко-культурного наследия: неомодерн в архитектуре Омска // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2013. - № 2. — С. 83—86.

3. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат, 1985. — 136 с.

4. Иванеко Т.Ю. Немного модерна в холодных снегах: Отель Marriott в Новосибирске // Современная архитектура etc. — 2014. — № 6. — C. 92—97.

5. Невзгодин И.В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. — Новосибирск: ООО «Деал», 2013. — 319 с.

6. Орельская О.В. Постмодернизм в архитектуре Н.

Новгорода // Предмет архитектуры: искусство без границ. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — С. 471— 475.

7. Сафонова Е. Первые два этажа получит мэрия // Н1.ру. — Новосибирск, 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://novosibirsk.n1.ru/articles/pervye_dva_

etazha_poluchit_meriya-1565348/ (дата обращения: 30.04.2018)

8. Худин А. А. Сходство и отличие постмодернизма в зарубежной и российской архитектуре // Приволжский науч. журн. — 2014. — № 1. — С. 89—93.

Ил. 1. Цитаты и аллюзии, обращенные к дореволюционной архитектуре Сибири: 1 — жилые дома по ул. Щетинкина, 32 (арх. А. Лаптяйкин), 1997 г.; 2 — городская начальная школа по ул. 1905 года (арх. А. Д. Крячков), 1912 г.; 3 —отель Marriott, ул. Орджоникидзе, 31 (арх. В. Фефелов, М. Фефелова, Т. Голяковская), 2014 г.; 4 — Второвский Пассаж (арх. В. М. Сухоровский), 1903—1904 гг. Все снимки — автора

Ил. 2. Цитаты и аллюзии, обращенные к архитектуре Новосибирска 1930-х гг.: 1— жилой дом по ул. Ядринцевской, 46а (арх. А. Фомин), 1998 г. (снимок автора); 2 — жилой дома Крайснабсбыта (арх. Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Н. В. Никитин), 1931—1934 гг. (снимок автора); 3— жилой дом по ул. Кирова, 46 (арх. А. Андрианов), 2001 г. (снимок Д.К. Ощепкова); 4 — Стоквартирный дом работников крайисполкома (арх. А.Д. Крячков, В.С. Масленников),

1934—1937 гг. (снимок автора)

Ил. 3. Цитаты и аллюзии, обращенные к зарубежным постмодернистским примерам: 1 — жилой дом по ул. Октябрьской, 34 (арх. В.Н. Филиппов, М.З. Казаков), 1998—2001 г. (рисунок из личного архива В.Н. Филиппова); 2 — жилой дом на Кохштрас-се в Берлине (арх. А. Росси), 1987 г. (снимок из открытых интернет-источников: URL: https://palladium.de/ img/uploads/800_thumbs/5b3c43aeb90266f7805d1f82f934e464_800.jpg); 3— жилой дом по ул. Блюхера, 71Б (арх. И. Поповский, М. Поповская, С. Траутвейн, А. Долнаков, А. Баранов, Е. Перепечина), 2006 г. (снимок автора); 4— жилой дом во Флориде (арх. Леон Крие), 1989 г. (снимок из открытых интернет-источников: URL: https://i.pinimg.com/736x/ae/d4/7a/ aed47a66e586fc48dd5c86cc88912f70--seaside-fl -cool-architecture.jpg)

Й

□ □ S

ЮЛО апи1|/|Д

2

5

Ил. 4. Цитаты и аллюзии, обращенные к зарубежным историческим примерам: 1 — торговый центр «Амстердам» (арх. Е.В. Филиппов, В.Н. Филиппов, Д.В. Кирюхин), 2016 г. (снимок автора); 2— пример за-стройки Амстердама (снимок из открытых интернет-источников: URL: https:// enterpriseiotinsights.com/wp-content/uploads/2016/04/14362828_l.jpg); 3 — «Федоровские бани», ул. Советская, 36 (решение фасада — В. Филиппов, Д. Плаксин), 2015—2017 гг. (снимок автора); 4 — вид на крыши и мансарды в Париже (снимок из открытых интернет-источников: URL: https://img.tourister.ru/fi les/7/4/9/5/2/8/8/original.jpg); 5 — питательный дом (арх. Ф. Брунеллески), 1419—1445 гг. (снимок из открытых интернет-источников: URL: https://www.geoplan.it/foto-monumento/monumenti/posti-visitare-vedere-fi

renze-Spedale-degli-Innocenti.jpg)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.