Научная статья на тему 'Художественные поиски в практике массового жилищного строительства XXI В. В Нижнем Новгороде'

Художественные поиски в практике массового жилищного строительства XXI В. В Нижнем Новгороде Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА МНОГОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ / ARCHITECTURE OF MULTI-STOREY RESIDENTIAL BUILDINGS / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ / ARTISTIC SEARCHES / КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / COLORISTIC SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Орельская О.В.

Статья носит обзорно-аналитический характер современного этапа развития массовой жилищной архитектуры в Нижнем Новгороде. В настоящее время возникает необходимость осмысления современных творческих подходов к художественному аспекту проектирования массового городского жилища. Анализ опыта на ряде конкретных примеров позволил определить основные пути и направления поисков нижегородских архитекторов. Недостаток пластических средств художественного арсенала в новейшей архитектуре начала ХХI в. в массовом жилищном строительстве в условиях экономического спада закономерно привел к повышенному вниманию к колористическим решениям фасадов многоэтажных городских жилых домов. Безусловно, данная тенденция в архитектуре последнего десятилетия является актуальной и заслуживает детального изучения. В статье рассматриваются три творческих подхода: «структурный», «декорационный» и «образно-символический», которые позволяют решать задачи художественной стороны архитектуры городского жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic Quest in Practice of Mass Housing Construction of the XXI Centuryin Nizhny Novgorod

The article is an analytical review of the present stage of development of the mass housing architecture in Nizhny Novgorod. At present, it is necessary tocomprehend modern creative approaches to the artistic aspect of designing of mass urban housing. The analysis of the experience on some concrete examplesmakes it possible to determine main ways and directions of searches of Nizhny Novgorod architects. The shortage of plastic means of the artistic arsenal in thelatest architecture of the beginning of the XXI century in the mass housing construction under the conditions of economic downturn naturally led to the increasedattention to coloristic solutions of facades of multi-storey urban residential buildings. Of course, this trend in the architecture of the last decade is relevant andworth studying in detail. The article analyzes three creative approaches, “structural”, “decorative”, and “figurative-symbolical”, which make it possible to solveproblems of the artistic side of the urban housing architecture.

Текст научной работы на тему «Художественные поиски в практике массового жилищного строительства XXI В. В Нижнем Новгороде»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Town planning and architecture

УДК 72.03

О.В. ОРЕЛЬСКАЯ, д-р архитектуры (Olgalero2015@yandex.ru)

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)

Художественные поиски в практике массового жилищного строительства XXI в. в Нижнем Новгороде

Статья носит обзорно-аналитический характер современного этапа развития массовой жилищной архитектуры в Нижнем Новгороде. В настоящее время возникает необходимость осмысления современных творческих подходов к художественному аспекту проектирования массового городского жилища. Анализ опыта на ряде конкретных примеров позволил определить основные пути и направления поисков нижегородских архитекторов. Недостаток пластических средств художественного арсенала в новейшей архитектуре начала ХХI в. в массовом жилищном строительстве в условиях экономического спада закономерно привел к повышенному вниманию к колористическим решениям фасадов многоэтажных городских жилых домов. Безусловно, данная тенденция в архитектуре последнего десятилетия является актуальной и заслуживает детального изучения. В статье рассматриваются три творческих подхода: «структурный», «декорационный» и «образно-символический», которые позволяют решать задачи художественной стороны архитектуры городского жилища.

Ключевые слова: архитектура многоэтажных жилых домов, художественные поиски, колористические решения.

Для цитирования: Орельская О.В. Художественные поиски в практике массового жилищного строительства XXI в. в Нижнем Новгороде // Жилищное строительство. 2017. № 4. С. 13-16.

O.V. ORELSKAYA, Doctor ofArchitecture (olgalero2015@yandex.ru) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65 Il'inskaya Street, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)

Artistic Quest in Practice of Mass Housing Construction of the XXI Century in Nizhny Novgorod

The article is an analytical review of the present stage of development of the mass housing architecture in Nizhny Novgorod. At present, it is necessary to comprehend modern creative approaches to the artistic aspect of designing of mass urban housing. The analysis of the experience on some concrete examples makes it possible to determine main ways and directions of searches of Nizhny Novgorod architects. The shortage of plastic means of the artistic arsenal in the latest architecture of the beginning of the XXI century in the mass housing construction under the conditions of economic downturn naturally led to the increased attention to coloristic solutions of facades of multi-storey urban residential buildings. Of course, this trend in the architecture of the last decade is relevant and worth studying in detail. The article analyzes three creative approaches, "structural", "decorative", and "figurative-symbolical", which make it possible to solve problems of the artistic side of the urban housing architecture.

Keywords: architecture of multi-storey residential buildings, artistic searches, coloristic solutions.

For citation: Orelskaya O.V. Artistic quest in practice of mass housing construction of the xxi century in Nizhny Novgorod. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 4, pp. 13-16. (In Russian).

Архитектурно-строительная практика Нижнего Новгорода на современном этапе представляет интерес с точки зрения наличия разных подходов к художественному аспекту при проектировании массового жилища. В качестве объектов исследования были изучены и проанализированы городские многоэтажные жилые дома в Нижнем Новгороде. Рассмотрение ряда конкретных примеров современного жилища позволяет увидеть разнонаправленные векторы творческих поисков местных архитекторов, их авторские концепции, которые формируются в условиях кардинально изменившейся социально-экономической ситуации. В последнее десятилетие в Нижнем Новгороде наблюдается увеличение объемов массового жилищного строительства. Если в 1990-е гг. жилищное строительство с окраин перемещалось в исторический центр, активная реконструкция которого отмечалась в то время, то в начале XXI в. идет обратный процесс, сходный с 1960-ми гг., когда строительство новых жилых микрорайонов велось на окраинах города, в основном на свободных территориях, что способствовало использованию тогда принципов свободной планировки, которая складывалась из типовых, стандартных 5-9-этажных домов.

4'2017 ^^^^^^^^^^^^^

В конце ХХ в. от типового строительства нижегородские архитекторы перешли к индивидуальному строительству штучных домов, которые тактично вписывались в сложившуюся историческую ткань города. Причем осуществился переход от государственного, муниципального строительства к коммерческому жилищу, в основном средней этажности, что прежде всего диктовали принципы контекстуа-лизма, занявшего господствующее место в нижегородской архитектуре. Общей методикой проектирования тогда стал средовой подход, учитывающий специфику конкретного места, который был направлен на сохранение и развитие исторической городской среды. При этом архитекторы выходили и на решение сложной теоретической проблемы взаимодействия традиций и новаторства. Преобладающее в 1990-е гг. коммерческое жилище подразделялось на три категории (класса комфортности): элит-класса, бизнес-класса и эконом-класса [1].

Объемы муниципального жилищного строительства резко сократились. Малоимущие слои населения вытеснялись за пределы исторического центра. Жилые секционные дома имели небольшую протяженность и состояли из од- 13

Градостроительство и архитектура

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 1. Жилой комплекс «Подкова» на ул. Гаражной (арх. А. Худин, 2009—2016гг.)

ной-трех секций и не превышали шести этажей. Они имели ярко выраженный индивидуальный облик, определяемый силуэтом, мелкой пластикой фасадов и цветом. Если в это время стилистика носила историзирующий характер, то в настоящее время рациональное стилистическое направление в центре Нижнего Новгорода представлено минимализмом, неоконструктивизмом и неомодернизмом. Приоритетной национальной программой в России стал проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» [2].

Прежде всего внимание проектировщиков обращено на изменение типологии массового жилища. Вновь осуществляется поворот в сторону жилища эконом-класса. Элитное строительство практически сошло на нет или переместилось в область загородного индивидуального малоэтажного жилища. Ведущим типом квартир в многоквартирных домах стали социально доступные одно-двухкомнатные квартиры, которые население покупает за счет собственных средств с помощью кредитов. Доля муниципального строительства в городе увеличилась в связи с осуществлением программы «Ветхое жилье», когда начался снос малоценного старого жилого фонда и переселение жильцов в новые квартиры.

Отмечается комплексный подход к проектированию жилых массивов. В них предусмотрены основные виды социального обслуживания (детские сады, школы, магазины). В условиях минимализма в архитектуре, вызванного эконо-

мическими условиями настоящего времени, при формировании жилых групп перед архитекторами встала проблема художественного разнообразия новой среды строящихся многоквартирных комплексов [3]. Боязнь повторения дегуманизации жилой среды в новых современных микрорайонах и жилых комплексах, подобно серости панельных микрорайонов второй половины ХХ в., привела архитекторов к экспериментированию в работе с цветом при решении фасадов жилых домов эконом-класса, что дает различные результаты. Здесь наметились два подхода: обращение к средствам и приемам архитектурной композиции: «структурное» - архитектоническое направление (например, жилой комплекс «Подкова», арх. А. Худин, 2008-2016 гг.) (рис. 1), где новая эстетика жилого строительства связана с разной этажностью зданий в одном комплексе и формированием облика за счет игры объемных структурных элементов жилого дома, и «декорационное», связанное с использованием колористических композиций (геометрического или живописного порядка) на плоскости фасадов типовых домов, где цвет не связан со структурой. Это направление близко к суперграфике, оно выделяет здания из однообразного окружения. В цветовой композиции проявляется персональный художественный вкус архитектора (жилой комплекс «Седьмое небо», арх. Е. Пестов, 2012 г.) (рис. 2). Венчающая часть многоэтажных домов окрашена в голубой цвет, который позволяет зданиям как бы растворяться

Рис. 2. Жилой комплекс «Седьмое небо» в районе Мещерского озера (арх. Е. Пестов, 2012 г.)

Рис. 3. Жилой комплекс «Цветы» вдоль Анкудиновского шоссе (арх. С. Усанова, 2015 г.)

14

4'2017

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

в голубизне неба. Эти подходы четко прослеживаются во внешнем облике экономичных жилых домов. Но надо отметить, что в архитектуре массового жилищного строительства практически отсутствует стилевое профессиональное творчество [3-10]. Оно находит свое выражение лишь в единичных штучных объектах бизнес-класса, выполненных по индивидуальным проектам, осуществляемым в исторической среде или в пограничных с историческим центром территориях.

С одной стороны, цвет компенсационно заменил использование декоративных форм и деталей, а с другой стороны, привел к некоей театральной декорации с использованием ярких цветов, с целью привлечения покупателей, т. е. являющейся своего рода «рекламой» (например, жилой комплекс «Цветы» по Анкудиновскому шоссе, арх. С. Усанова, 2015 г.) (рис. 3), где пестрая цветная разномасштабная «решетка» накладывается на белые фасады домов. Порой отмечается достаточно агрессивная колористическая экспансия в городскую среду (группа жилых домов на Казанском шоссе, арх. М. Горев, 2014 г.) (рис. 4), в том случае когда дома являются градостроительным акцентом.

Процессы глобализации оказывают все большее влияние на массовое жилищное строительство в противовес обращению к региональным, местным традициям предшествующего десятилетия. Дома растут ввысь, достигая 17-25 этажей. Часто это одно- или двухсекционные дома, возникающие вне границ исторического центра. Многоквартирные дома образуют регулярную застройку, геометрически жестко организуя новое городское и дворовое пространство. Анализ новейшего нижегородского опыта проектирования и строительства жилья для граждан со средним и низким уровнем достатка продемонстрировал тенденцию к достижению желаемого разнообразия именно за счет колористического декорирования фасадов. Характерным стало формирование жилых групп с одинаковыми приемами использования цвета. С одной стороны, повторяемость демонстрирует принадлежность к одному комплексу, с другой стороны, противопоставляется соседним жилым массивам, обладающим совершенно иным колористическим решением.

В облике жилых домов более высокого класса (бизнес-класса), не подлежащих многократному тиражированию, наблюдается третье направление творческих поисков -

Рис. 5. Жилой дом-картина на ул. Белинского (арх. А. Худин, 2009 г.)

Рис. 4. Группа жилых домов вдоль Казанского шоссе (арх. М. Горев, 2014 г.)

«образно-символическое», когда авторы пытаются создать архитектурный образ, который носит в большинстве случаев условно-символический характер, хотя авторский замысел не всегда «напрямую» прочитывается зрителем. Иногда образные символы продиктованы авторским замыслом, который носит отзвуки постмодернистского, повествовательного характера. В данном случае фасад выполняет роль своего рода «картины» (жилой дом на ул. Белинского, арх. А. Худин, 2009 г.) (рис. 5). При общей уравновешенной, близкой к симметрии композиции уличного фасада подчеркнуты вертикали боковых ризалитов, силуэт которых решен

Рис. 6. Проект жилого дома на ул. Бекетова (арх. А. Худин, 2016 г.)

4'2017

15

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

по-разному. Здесь просматривается различная трактовка почти одинаковых форм. Внимание сосредоточивается на силуэте аттиков, венчающих ризалиты, которые ассоциируются с разной формой «кокошников» русских головных уборов. Приглядевшись, можно увидеть в ризалитах силуэты двух девушек в сарафанах. Автор создал картину, где, по его мнению, на плоскости фасада две рыбачки стоят на берегу реки и ждут возвращения рыбаков. Линия «речной волны» соединяет эти фигуры в нижней части фасада-картины, рисунок переплетов остекленных лоджий символически выражает колосящееся поле. Здесь отмечается определенная реалистичность и конкретизация символического образа.

При усилении рационалистического начала в архитектуре происходит снижение роли символов в художественном оформлении фасадов. Теперь символические образы воспринимаются лишь на ассоциативном уровне и складываются из простых геометрических функциональных элементов (например, лоджий), которые создают некий композиционный порядок и складываются автором в задуманную мозаичную композицию. При этом они привносят в архитектуру элементы абстрактного изобразительного начала. Именно они порой создают индивидуальный и запоминающийся облик. Примером может служить проект жилого дома на ул. Бекетова (арх. А. Худин, 2016 г.) (рис. 6). В данном случае используется принцип контраста, который достигается ярким цветовым решением всей плоскости фасада и достаточно свободной асимметричной композицией расположения остекленных лоджий. На уровне ассоциации зритель может увидеть силуэт идущих рядом мужчины и женщины. Цвет используется для решения композиционно-образных задач.

В этой краткой характеристике художественных поисков обозначены только три характерных направления поисков, хотя их гораздо больше. Экономичность, использование заводских технологий, урбанизированный характер многоэтажного жилища привели к изменению масштаба многоэтажных городских домов, к упрощению объемной композиции и организации пространства жилых групп, а также к повышению разнообразия цветовой палитры, как основного средства художественной выразительности. Поскольку градостроительные условия размещения жилых массивов разнообразны, они также влияют на индивидуализацию архитектурно-композиционных решений, на обращение авторов к тем или иным формально-композиционным и колористическим приемам.

Список литературы

1. Кайдалова Е.В. Современная жилая архитектура в историческом центре Н. Новгорода: градостроительный аспект // Нижегородский проект. 2003. № 1. С. 28-29.

2. Кудрявцев А.П. Основной доклад президента РААСН. Отчет о деятельности Российской академии архитектуры и строительных наук за 2004-2008 гг. М.: Архи-тектура-С, 2009. С. 40.

3. Худин А.А. Современное отечественное массовое жилище // Вестник Волжского регионального отделения РААСН. Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. Вып. 18. С. 64-68.

4. Робежник Л.В. Современные возможности коррекции цветопластических характеристик фрагментов архитектурной среды // Вестник Новгородского государственно-

1б| -

го университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 1 (84). С. 195-198.

5. Ефимов А.В., Панова Н.Г. Колористика города. Теория и практика. Анализ особенностей цветовых решений архитектурной среды // Архитектура и строительство России. 2015. № 6. С. 24-33.

6. Мастяева А.В., Лагунская Е.В., Фазлутдинова Т.Е. Экологическая оценка визуальной среды на примере г. Оренбурга // Наука и современность. 2016. № 43. С. 28-32.

7. Гальченко С.В., Посевина Ю.М. Экологическая оценка визуальной среды на примере г. Рязани // Экологический вестник России. 2015. № 3. С. 46-49.

8. Калихман А.Д. Функциональность и эстетика навесных фасадных систем в Иркутске // Дизайн. Теория и практика. 2012. № 10. С. 85-94.

9. Истомин Б.С., Колесникова Т.Н., Купцова Е.В. Проблемы архитектуры экологически чистого жилища с позиции видеоэкологии // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2016. № 3 (15). С. 74-81.

10. Грибер Ю.А. Японская модель городской колористики // Урбанистика. 2016. № 1. С. 1-8.

References

1. Kaydalova Е.В. Modern inhabited architecture in the historic center of N. Novgorod: town-planning aspect. Nizhny Novgorod project. 2003. No. 1, рр. 28-29. (In Russian).

2. Kudryavtsev A.P. Osnovnoi doklad prezidenta RAASN. Otchet o deyatel'nosti Rossiiskoi akademii arkhitektury i stroitel'nykh nauk za 2004-2008 gody [Main report of the president of PAACH. The report on activity of the Russian academy of architecture and construction sciences for 2004-2008]. Moscow: Arkhitektura-S, 2009. 40 p.

3. Hudin A.A. Modern domestic mass dwelling. Vestnik Volzhskogo regional'nogo otdeleniya RAASN. N. Novgorod: NNGASU, 2015. Issue 18, pp. 64-68. (In Russian).

4. Robezhnik L.V. Modern opportunities of correction tsvetoplasticheskikh of characteristics of fragments of the architectural environment. Vestnik novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. 2015. No. 1 (84), pp. 195-198. (In Russian).

5. Yefimov A.V., Panova of N.G. Koloristik of the city. Theory and practice. Analysis of features of color schemes of the architectural environment. Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii.

2015. No. 6, pp. 24-33. (In Russian).

6. Mastyaeva A.V., Lagunskaya E.V., Fazlutdinova T.E. An ecological assessment of the visual environment on the example of Orenburg. Nauka i sovremennosf. 2016. No. 43, pp. 28-32. (In Russian).

7. Galchenko S.V., Posevin Yu.M. An ecological assessment of the visual environment on the example of Ryazan. Ekologicheskii vestnik Rossii. 2015. No. 3, pp. 46-49. (In Russian).

8. Kalikhman A.D. Functionality and an esthetics of hinged front systems in Irkutsk. Dizain. Teoriya i praktika. 2012. No. 10, pp. 85-94. (In Russian).

9. Istomin B.S., Kolesnikov T.N., Kuptsova E.V. Problems of architecture of the environmentally friendly dwelling from a video ecology position. Biosfernaya sovmestimost: chelovek, region, tekhnologii. 2016. No. 3 (15), pp. 74-81. (In Russian).

10. Griber Yu.A. Japanese model of city coloring. Urbanistika.

2016. No. 1, pp. 1-8. (In Russian).

^^^^^^^^^^^^^ |4'2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.