Кадры для отрасли
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
УДК 728.22
А.Л. ГЕЛЬФОНД, д-р архитектуры, член-корр. РААСН ([email protected])
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
Многоквартирное жилище в уровневом образовании архитектора (опыт ННГАСУ)
Статья посвящена теме жилища в уровневой системе образования архитектора. На опыте ННГАСУ автор прослеживает особенности курсового проектирования жилых домов на уровне бакалавриата, исследования темы жилища в прикладной и академической магистратуре, а также в аспирантуре. В учебном плане бакалавриата в рамках направления подготовки «Архитектура» в ННГАСУ три курсовых проекта посвящены жилищу: одноквартирный жилой дом, жилой дом средней этажности и повышенной этажности. Согласно методике, принятой в ННГАСУ, жилой дом рассматривается в курсовом и дипломном проектировании как часть целого, типологическая единица микрорайона и в то же время как автономная структура, построенная на взаимосвязи архитектурной, конструктивной и инженерной концепций. Для иллюстрации методики изучения архитектуры жилища определенного периода на уровне магистратуры предлагается структура исследования. Аспирантура позволяет выйти на новый уровень обобщения и дать рекомендации по подходам к проектированию наиболее перспективных многоквартирных жилых домов. Статья проиллюстрирована курсовыми проектами студентов ННГАСУ.
Ключевые слова: жилой дом, бакалавриат, магистратура, аспирантура, архитектурное проектирование.
Для цитирования: Гельфонд А.Л. Многоквартирное жилище в уровневом образовании архитектора (опыт ННГАСУ) // Жилищное строительство. 2017. № 8. С. 14-19.
A.L. GELFOND, Doctor ofArchitecture, Corresponding Member of RAABS([email protected]) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya Street, 603950, Nizhny Novgorod, Russian Federation)
Multi-Apartment Housing in Level Education of Architect (experience of NNSAGU)
The article is devoted to the issue of housing in the level system of architectural education. On the basis of NNSAGU experience, the author traces the features of course design of residential houses at the level of baccalaureate, study of the housing theme in the applied and academic magistracy and also in post graduate study. In the curriculum of the baccalaureate in the field of training Architecture, three course projects in NNSAGU are devoted to the housing: a single-family house, a mid-rise residential house and a multistory residential house. According to the methodology adopted in NNSAGU, a residential house is considered in the course and graduate designing as a part of the whole, a typological unit of the micro-district and, at the same time, as an autonomous structure built at the interconnection of architectural, structural, and engineering concepts. To illustrate the methods of studying the housing architecture of a certain period at the magistracy level, the structure of research is proposed. Postgraduate study makes it possible to reach a new level of generalization and to give recommendations on approaches to the design of the most prospective multi-apartment residential houses. The article is illustrated with the course projects of NNSAGU students.
Keywords: residential house, baccalaureate, magistracy, postgraduate study, architectural design.
For citation: Gelfond A.L. Multi-apartment housing in level education of architect (experience of NNSAGU). Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 8, pp. 14-19. (In Russian).
Учебное проектирование жилых зданий представляет собой важный элемент базовой подготовки архитекторов, поскольку создание жилой среды является одной из ключевых составляющих проектной работы. Освоение требований к различным типам жилища в рамках курсового и дипломного проектирования позволяет грамотно подойти к работе на новых территориях, а также профессионально вписать проектируемую застройку в существующие структуры. Между тем ежегодно на международных смотрах-конкурсах лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну отмечается малое количество проектов по жилищной тематике. Попробуем проанализировать, чем продиктована такая ситуация.
Вероятно, одно из объяснений: жилой дом - наиболее консервативный тип здания, а обучающийся ориентирован на
14| -
острую «модную» тему при выходе на диплом. Действительно, история наглядно показывает, как быстро откликается архитектурное проектирование зданий на социально-экономические перемены, и наиболее ярко это проявляется именно в общественных зданиях. Время диктует потребность в том или ином типе здания, а также конкретные особенности внутри каждого типа, характерные именно для данного исторического периода и данной экономической формации. Так, в настоящее время для проектирования общественных зданий определяющими являются несколько принципиальных позиций:
- проявление многофункциональности;
- наличие в зданиях универсальных внутренних пространств;
- стремление к использованию энергосберегающих и энергоэффективных технологий, «зеленых стандартов»,
^^^^^^^^^^^^^ №'2017
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Рис. 1. Курсовой проект. Микрорайон на 12 тыс. жителей. Студентка 3-го курса Елизавета Будько, рук. проф. С.В. Норенков, доц. З.А. Рюрикова
биоклиматических и экологических подходов к проектированию;
- трактовка здания в целом как общественного пространства.
Все эти тенденции не проходят мимо студента, а наоборот, вызывают у него интерес и привлекают при выборе темы дипломного проекта. Между тем каждый из представленных посылов в большой мере относится и к проектированию жилища. Здесь уместно вспомнить, что лидер голландского функционализма Я.-Й.-П. Ауд считал, что именно «общественное жилье», объединяя достижения зодчества, живописи, градостроительства, социальных дисциплин, даст возможность создать вагнеровское Gesamtkunstwerk» [1]. В то же время при учебном проекти-
82017 ^^^^^^^^^^^^^
ровании нельзя вести речь о создании того или иного типа здания, а только о создании целостной архитектурной среды городов и поселений.
Цель настоящей статьи - выявить возможности уров-невого образования для проектирования жилища. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи, рассмотрев возможности их решения на всех уровнях образования - бакалавриат - магистратура - аспирантура:
- дом - часть целого, часть архитектурной среды, типологическая единица микрорайона;
- дом - цельная структура, построенная на взаимосвязи архитектурной, конструктивной и инженерной концепций.
И на сочетании этих бинарных оппозиций - коммуникативности и автономности - должен возникнуть новый объект.
- 15
Кадры для отрасли
Ц M .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Курсовой проект. Жилой дом средней этажности. Студентка 3-го курса Юлия Лебедева, рук. проф. С.В. Норенков, доц. З.А. Рю-рикова
Отдельно стоят вопросы отношения к нормам проектирования в учебных проектах, и в этой связи именно сочетания индивидуального и массового в подходах к архитектурно-художественному решению. При этом, оставаясь в рамках учебного проектирования, преподаватель и студент стремятся к созданию запоминающегося образа, будь то фоновая или акцентная застройка при безусловной опоре на действующие своды правил.
Бакалавриат.
В учебном плане ННГАСУ в рамках направления подготовки «Архитектура» три курсовых проекта посвящены жилищу: одноквартирный жилой дом в четвертом семестре, жилой дом средней этажности - в пятом и повы-
шенной этажности - в седьмом. Так студент, который по образовательному стандарту должен самостоятельно разрабатывать проектные задания на основе актуальных потребностей общества, получает первые представления о комфортном и доступном жилище [2, 3]. До этого в начале пятого семестра студенты выполняют проект микрорайона, определяя в нем место жилых домов средней и повышенной этажности (рис. 1). Все курсовые и дипломные проекты выполняются на реальных топогеодезических подосновах, и с этой позиции студенческие работы можно считать пилотными для неосвоенных строительством площадок города.
Итак, главная установка - дом как часть целого, типологическая единица микрорайона. Проектированию
16
82017
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 3. Курсовой проект. Жилой дом повышенной этажности. Студентка 4-го курса Мария Дурасова, рук. проф. А.Л. Гельфонд, доц. А.Ю. Мурунов
предшествует комплексный предпроектный анализ. Глубинно-пространственная композиция жилой группы, схемы функционального зонирования, озеленения, транспор-тно-пешеходных коммуникаций, система визуальных осей, главные точки восприятия - совокупность этих взаимосвязанных составляющих определяет место и параметры будущего дома. Его композиционное решение зависит от места в градостроительном ансамбле и определяется тем, какая роль ему отведена. Этим определяется этажность, конфигурация в плане, основные членения объема, что влияет на выбор конструктивной схемы и технико-экономические показатели.
Программа предполагает анализ новейших тенденций в типологии жилища, конструкциях и строительных материалах, знергосберегающих и энергоэффективных технологий,
а также их синтез в целостном архитектурном решении объекта. Это отражается в выполнении реферата на тему курсового проекта и клаузур, посвященных градостроительному, объемно-планировочному и композиционно-художественному решению дома.
В основу методики обучения студентов проектированию жилища положен принцип экспериментального проектирования, заключающийся в поиске перспективных типов жилых домов, решений новых планировочных структур секций, жилых ячеек квартир как основных элементов жилого дома. Методика не меняется в зависимости от проектной задачи и применяется в обоих случаях - проектирование жилого дома средней этажности (рис. 2) или жилого дома повышенной этажности от 11 до 25 этажей (диапазон этажности обусловлен едиными требованиями пожарной без-
82017
17
Кадры для отрасли
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
опасности) с незадымляемой лестницей первого типа - с переходом через воздушную зону (рис. 3).
Заданием предусматривается проектирование квартир различной комнатности и видов функционального зонирования. Требования к участку, состав квартир и их площади принимаются по СП 54.13330.2011. На генеральном плане участка жилой группы, выполненном в соответствии с санитарными и противопожарными требованиями, выделяется зона благоустройства проектируемого дома с сетью пешеходных дорожек и автомобильных проездов, полным набором площадок, озеленением и элементами благоустройства.
Цель курсовых проектов - практическое освоение бакалаврами основ проектирования жилых зданий. Для осуществления этой цели студенту необходимо решить следующие задачи:
- определить градостроительное значение проектируемого здания;
- выбрать объемно-пространственную композицию;
- найти выразительное архитектурное решение жилого дома с учетом современных отделочных материалов и конструктивных приемов, а также местных природно-климатических условий;
- решить функциональные связи основных помещений жилого дома;
- разработать планировки этажей и квартир.
Необходимо отметить, что в современных условиях подходы к проектированию жилища опираются прежде всего на решение проблем энергосбережения и энергоэффективности, а также экологического проектирования и зеленой архитектуры. С этой позиции главной задачей является научить бакалавра, магистранта и аспиранта органично соединить архитектурную, конструктивную и инженерную концепции в единую синтетическую концепцию проектирования современного жилища. Попытки решить эту задачу - увидеть жилой дом как целостную структуру - «образ, в котором все элементы формы согласованы друг с другом и с содержанием» [4] - делаются на основе магистерских и кандидатских исследований.
Магистратура.
В магистратуре, как прикладной, так и академической, появляется возможность углубить знания по проектированию жилища. Изучению истории формирования того или иного типа жилых домов посвящена первая глава магистерской диссертации, типологическим аспектам - вторая, в которой рассматриваются градостроительные, социально-экономические, объемно-планировочные и композиционно-художественные факторы, влияющие на становление типа. В третьей главе в случае прикладного (проектного) профиля магистрантом выполняется пояснительная записка к разрабатываемому проекту. В случае академического (теоретического) профиля предлагаются прогнозы будущего проектирования жилища, сделанные на основе анализа отечественного и зарубежного практического и теоретического опыта, проведенного в первой и второй главах.
Так, в 2012 г. выполнена магистерская диссертация по современным доходным домам, в которой были разработаны типы минимизированных квартир, призванные обеспечить волновое переселение на месте сносимого ветхого фонда, и разработан проект доходного дома
18| -
на Автозаводе (магистр Е.П. Норусов, науч. рук. проф. А.Л. Гельфонд).
Типологическим особенностям формирования архитектуры жилых домов середины 1950-х - середины 1970-х гг. в г. Горьком посвящено исследование, выполняемое на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ в настоящее время. Необходимо отметить, что подобные работы ведутся в ряде российских вузов по предложенной нами структуре исследования. Для иллюстрации методики изучения архитектуры жилища определенного периода эта структура выглядит следующим образом.
Введение
Глава 1. Социокультурные предпосылки формирования архитектуры жилых домов рассматриваемого периода
1.1. Социально-экономические факторы формирования архитектуры жилых домов. Типы расселения
1.2. Анализ демографической ситуации конкретного города
1.3. Анализ сложившегося к середине 1950-х гг. жилого фонда
1.4. Жилые дома, построенные по индивидуальным проектам
1.5. Жилые дома, построенные по типовым проектам. Применяемые серии типовых проектов
Выводы по главе 1
Глава 2. Типологические особенности формирования архитектуры жилых домов различных типов
2.1. Градостроительные особенности формирования архитектуры жилых домов
2.2. Основные типы застройки
2.3. Основные типы жилых домов (по этажности, по типу внеквартирных коммуникаций)
2.3. Основные типы квартир
2.4. Конструктивные особенности формирования архитектуры жилых домов
2.5. Композиционно-художественные особенности формирования архитектуры жилых домов
2.6. Технико-экономическая оценка проектных решений
Выводы по главе 2
Глава 3. Архитектура наиболее востребованных типов жилых домов рассматриваемого периода
3.1. Архитектура типовых панельных секционных 4-5-9-этажных жилых домов
3.2. Архитектура типовых кирпичных секционных 4-5-9-этажных жилых домов
3.3. Архитектура экспериментальных крупноблочных секционных 2-3-4-5-этажных жилых домов
3.4. Архитектура 2-3-этажных жилых домов, построенных методом «народной стройки»
3.5. Оценка существующего состояния жилых домов, построенных в середине 1950-х - середине 1970-х гг.
Выводы по главе 3
Заключение. Основные выводы исследования
Аспирантура.
Следующий уровень - аспирантура - позволяет выйти на новый уровень обобщения и дать рекомендации по
^^^^^^^^^^^^^^ №'2017
Научно-технический и производственный журнал
подходам к проектированию наиболее перспективных для Нижнего Новгорода многоквартирных жилых домов. В соответствии с такой установкой на кафедре архитектурного проектирования были выполнены следующие кандидатские диссертации:
- 2005 г. Е.В. Кайдалова. «Архитектурное формирование коммерческих жилых домов в историческом центре города (на примере Нижнего Новгорода)», науч. рук. проф. О.В. Орельская;
- 2009 г. В.Р. Бородин. «Особенности формирования архитектуры жилища в условиях муниципального финансирования (на примере Нижнего Новгорода)», науч. рук. проф. А.Л. Гельфонд;
- 2016 г. С.Н. Рыбаков. «Постиндустриальные модели рационализации в архитектуре жилища», науч. рук. проф. А.А. Худин.
Таким образом, в результате исследований удалось получить общую картину жилой среды, которая сложилась в Нижнем Новгороде в разные исторические периоды на основе применения домов различных типов. Это сочетание муниципальных жилых домов, построенных в г. Горьком в индустриальный период (1960 - 1990 гг.) - наиболее продолжительный и плодотворный с точки зрения объемов вводимого жилья, - и коммерческого жилища рубежа ХХ-ХХ1 вв. в историческом центре города. И если в первом случае спецификой является прямая зависимость композиционного и функционально-планировочного решений от конструктивного, то во втором - налицо попытка сформировать художественный образ дома с учетом данных комплексного анализа историко-культурного контекста. При этом муниципальные дома, возведенные преимущественно методом крупнопанельного домостроения (типовые серии 1-447с-13, 1-447с-41, 111-121-1, 86-04.86, 1-464Д/1.2, 121, Э-600-09-1.86), до сих пор играют заметную роль в архитектурной среде города. И речь идет не только о микрорайонах, сформировавшихся за границами исторического центра, но и о кварталах, непосредственно примыкающих к территории Верхнего Посада [5].
Известно, что «архитектуру социального жилища во многом определяет жилищная политика государства» [6]. С точки зрения функционально-планировочной специфическими чертами муниципального жилища являлись минимальные размеры жилых и подсобных (или их отсутствие) помещений квартиры [2]. Усредненные показатели: кухня - 6-8 м2, прихожая - 1,4 м2, общая комната - 15-18 м2, спальня - 9-14 м2 в зависимости от числа комнат в квартире; незастекленные лоджии, использование минимального по габаритам оборудования. А отличительными чертами коммерческого жилища - порой неоправданно завышенная жилая площадь, что при сохранении высоты этажа приводило к плохим пропорциям комнат при сохранении небольшой площади подсобных помещений. Если добавить к этому хорошо работающую ступенчатую систему обслуживания в жилых районах и микрорайонах и ее существенную утрату в исторических центрах городов, то возникает неизбежный вопрос о неоднозначности преимуществ коммерческого жилища перед муниципальным [8]. В рамках этих противоречий и формируется мировоззрение бакалавра - магистра - аспиранта, а при подходах к проектированию жилища каждый неизбежно пытается опираться на личный опыт и представления о комфортной среде обитания, в которой жилищу по определению отводится главная роль. Задача архи-
82017 ^^^^^^^^^^^^^^
тектурного образования - найти возможности органичного соединения этого опыта с профессиональными подходами к созданию жилой среды, максимально избежав противоречий, потому что взгляд обучающегося - это всегда взгляд в будущее.
Список литературы
1. Массовое жилище как объект творчества. Роль социальной инженерии и художественных идей в проектировании жилой среды. Опыт ХХ и проблемы XXI века. М.: БуксМАрт, 2015. 496 с.
2. Круглый стол Российской академии архитектуры и строительных наук «Современное минималистическое массовое жилище» // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2014. № 4. С. 123-130.
3. Худин А.А. Современное отечественное массовое жилище (по материалам круглого стола отделения архитектуры РААСН) // Вестник ВРО РААСН. Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 64-68.
4. Лидин К. Когерентные города // Проект Байкал. 2013. № 35. С. 36-41.
5. Генеральный план города Нижнего Новгорода (Утверждаемая часть). Правовой акт города Нижнего Новгорода. Н. Новгород; М.: НИИ генплана Москвы, 2008.
6. Кияненко К.В. Социальное жилище капиталистической России: между политикой и архитектурой // Архитектура и строительство России. 2016. № 1. С. 6-23.
7. Организация сети культурно-бытового обслуживания. Система общественных центров города. http://tehlib.com/ arhitektura/organizatsiya-seti-kul-turno-by-tovogo/ (Дата обращения 1.08.2017).
References
1. Massovoe zhilishche kak ob»ekt tvorchestva. Rol' sotsial'noi inzhenerii i khudozhestvennykh idei v proektirovanii zhiloi sredy. Opyt XX i problemy XXI veka [Mass housing as an object of creativity. The role of social engineering and creative ideas in designing living environments. Experience of the 20 and challenges 21 century]. Moscow: BUksMArt, 2015. 496 p. (In Russian).
2. Krugliy stol Rossijskoy akademii architekturi i stroitelnih nauk "Modern minimalist mass housing". ACADEMIA. Architektura i stroitelstvo. 2014. No. 4, pp. 123-130. (In Russian).
3. Hudin A.A. Modern national mass housing (according to the materials of the roundtable of the Department of architecture, RAASN). Vestnik VRO RAASN. N. Novgorod, NNGASU.
2015, pp. 64-68. (In Russian).
4. Lidin K. Coherent Cities. Proekt Baikal. 2013. No. 35, pp. 36-41. (In Russian).
6. The General plan of the city of Nizhny Novgorod (approvals package). Legal act of the city of Nizhny Novgorod. Мoscow - N. Novgorod: NII genplana, 2008. (In Russian).
7. Kijanenko K.V. Social housing in capitalist Russia: between politics and architecture. Architektura i stroitelstvo Rossii.
2016. No. 1, pp. 6-23. (In Russian).
8. The organization of a network of cultural and community services. The system of public centers of the city. http:// tehlib.com/arhitektura/organizatsiya-seti-kul-turno-by-tovogo/ (Date of access 1/08/2017). (In Russian).
- 19