Научная статья на тему 'ДИАЛОГ ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРЫ В ПРОЕКТЕ ХУНДЕРТВАССЕР - КРАВИНА ХАУС'

ДИАЛОГ ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРЫ В ПРОЕКТЕ ХУНДЕРТВАССЕР - КРАВИНА ХАУС Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
273
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУНДЕРТВАССЕР / ЭКСПЛУАТИРУЕМАЯ КРОВЛЯ / «ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА» / АРХИТЕКТУРНАЯ ГАРМОНИЯ / «ТРЕТЬЯ КОЖА» / HUNDERTWASSER / EXPLOITED ROOFING / «GREEN ARCHITECTURE» / ARCHITECTURAL HARMONY / «THIRD SKIN»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Туркина Е.А.

В статье изложены принципы создания Хундертвассером архитектурных объектов, его эстетические, социальные и философские взгляды. В результате анализа объемно-планировочной структуры дома, его взаимосвязи с окружающим природным ландшафтом, сформированы основные принципы формообразования архитектурного пространства здания: принцип интеграции архитектуры в природу; композиционной значимости объекта; формирования сквозного зеленого пространства; горизонтального и вертикального зонирования растений; экологической и экономической целесообразности использования ЭПК (эксплуатируемых плоских крыш); экологической компенсации; гармонизации личного пространства. Выявлены тенденции и факторы, влияющие на адаптацию искусственно созданного объекта в естественную природную среду. Дана оценка неоднозначным и противоречивым художественным исканиям автора. Обозначен поиск новых прогрессивных решений в строительстве и проектировании с учетом повышения комфортности проживания жителей в доме. Выделена роль Хундертвассера в современной архитектуре и его влияние на архитектурную практику известных архитекторов. В этом здании, как и во многих последующих объектах, мастер пытался уйти от геометрии в архитектуре: нет прямых линий и прямых углов, но на практике многие фасады его построек обрамлены жесткими темными контурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DIALOGUE OF NATURE AND ARCHITECTURE IS IN PROJECT HUNDERTWASSER - KRAWINA HOUSE

The article describes Hundertwasser’s principles of creating architectural objects, its aesthetic, social and philosophical views. As a result of the analysis of the volume-planning structure of the house, its interrelation with the surrounding natural landscape, the basic principles of shaping the architectural space of the building are formed: the principle of integrating architecture into nature, compositional significance of the object, creation of an integrated green space, horizontal and vertical zoning of plants, environmental and economic feasibility of operating roofs, environmental compensation, harmonization of personal space. Factors influencing the adaptation of an artificially created object into the natural environment have been identified. An assessment is given of the ambiguous and contradictory artistic pursuits of the artist. The search for new progressive solutions in construction and design is shown, taking into account the increase in the comfort of residents living in the house. The role of the master in modern architecture and its influence on the architectural practice of modern architects are singled out.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРЫ В ПРОЕКТЕ ХУНДЕРТВАССЕР - КРАВИНА ХАУС»

Диалог природы и архитектуры в проекте Хундертвассер - Кравина Хаус

Туркина Елена Александровна,

старший преподаватель, Департамент архитектуры, Инженерная академия, Российский Университет Дружбы Народов, 1765325@mail.ru

В статье изложены принципы создания Хундертвассером архитектурных объектов, его эстетические, социальные и философские взгляды. В результате анализа объемно-планировочной структуры дома, его взаимосвязи с окружающим природным ландшафтом, сформированы основные принципы формообразования архитектурного пространства здания: принцип интеграции архитектуры в природу; композиционной значимости объекта; формирования сквозного зеленого пространства; горизонтального и вертикального зонирования растений; экологической и экономической целесообразности использования ЭПК (эксплуатируемых плоских крыш); экологической компенсации; гармонизации личного пространства. Выявлены тенденции и факторы, влияющие на адаптацию искусственно созданного объекта в естественную природную среду. Дана оценка неоднозначным и противоречивым художественным исканиям автора. Обозначен поиск новых прогрессивных решений в строительстве и проектировании с учетом повышения комфортности проживания жителей в доме. Выделена роль Хундертвас-сера в современной архитектуре и его влияние на архитектурную практику известных архитекторов. В этом здании, как и во многих последующих объектах, мастер пытался уйти от геометрии в архитектуре: нет прямых линий и прямых углов, но на практике многие фасады его построек обрамлены жесткими темными контурами.

Ключевые слова: Хундертвассер, эксплуатируемая кровля, «зеленая архитектура», архитектурная гармония, «третья кожа»

о

CSI

о

CSI

Ol

п

S I-О ш m х

<

m о х

X

В 1979 году представители местного самоуправления Вены поручили известному австрийскому художнику, дизайнеру и экологу Фриденсрайху Хундертвассеру, настоящее имя которого Фридрих Стовассер, разработать проект жилого дома в спальном районе недалеко от центра Вены. Дом должен был удовлетворять всем потребностям комфортного и безопасного проживания жителей, отличаться и от классической, и однообразной современной застройки города.

Проект дома был выполнен в 1983 году совместно с архитектором, профессором Йозефом Кравиной, который одним из первых претворил в жизнь идею озеленения крыш в Вене. Во многих зарубежных изданиях этому зданию дано название «Хундертвассер - Кравина Хаус [9]. Критикуя современную архитектуру, мастер выдвинул собственную художественную философию и принципы создания архитектурного объекта [1].

Дом имеет Г-образный план, двухсекционный, террасного типа, переменой этажности от 6 до 10 этажей с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой, расположен на пересечение двух улиц с террасным понижением и разными по этажности объемами образует сложный, многоплановый силуэт (рис. 1).

Рис. 1. Эскиз фасада дома Хундертвассера в Вене. Автор Ф. Хундертвассер. 1979 г.

Источник: TASCHEN A. Hundertwasser architecture // TASCHEN 1999g, c. 56, 57

В результате анализа объемно-планировочной структуры здания, ее взаимосвязи с окружающей природой сформированы основные принципы формообразования архитектурного пространства дома Хундертвассера.

Главный из них - принцип интеграции архитектуры в природу - является способом достижения единства архитектуры и человека с окружающей средой.

Использование геометрических форм, искусственное внедрение их в естественный ландшафт отторгается немодульным пространством природной среды. Разнообразие форм и их размеров, асимметричность, кривые линии, изменяемость и уникальность, стали

главными инструментами при проектировании (рис.2). В доме нет прямых линий и прямых углов: стены имеют волнистую поверхность, то же и полы в местах общего пользования, начиная с входной группы, лестниц и общих коридоров.

Бессистемное расположение различной формы ажурных балконов, использование большого объема озеленения и малых архитектурных форм.

дома помогает принцип горизонтального и вертикального зонирования растений. При террасном типе дома важным фактором является экспозиция или ориентация террас по сторонам горизонта. На растения, ориентированные на восток, воздействует ультрафиолетовое излучение, а на растения, обращенные на запад, инфракрасные тепловые лучи.

Рис. 2. План первого нежилого этажа дома Хундертвассера - Кравина Хаус

Источник: TASCHEN A. Hundertwasser architecture // TASCHEN 1999g, c. 56, 57

Принцип композиционной значимости объекта означает выявление его градостроительного значения как доминантного объема в застройке путем контраста и выделения противоположности стилевых характеристик дома по отношению к архитектуре окружающей жилой среды. Одновременно сохранено единое городское пространство за счет ограничения высоты проектируемого здания, соподчинения ритма и масштаба архитектурных элементов, оконных проемов к идентичным элементам окружающих сооружений.

Принцип формирования сквозного зеленого пространства в доме подразумевает максимальное озеленение здания, начиная с квартир, общественных помещений, лоджий, балконов, фасадов, крыш, дворовой и придомовой территории для создания единой здоровой среды. Понятие «зеленая архитектура» В свою очередь, неразрывно связано с озелененными кровлями, которые различаются по характеру их использования: интенсивные и экстенсивные [10]. В первом случае это разнообразное и многофункциональное использование, а во втором случае - с ограниченным доступом людей на крышу [8]. На террасах с интенсивно эксплуатируемой кровлей расположены малые сады и зоны рекреации, а на экстенсивной крыше высотной башни Кравина - Хаус высажен в основном газон (рис. 3).

Несколько открытых площадок на нижних уровнях задуманы только для озеленения, без посещения их жильцами [3].

Улучшить рост растений и повысить их приспособляемость к выживанию в многоуровневом пространстве

Рис. 3. Примеры конструкции интенсивной кровли

Выбор ассортимента растений зависит от их «архитектурного адреса». На башне с экстенсивной кровлей в основном посажены кустарники и газон с толщиной почвы от 20 до 40 см.

Принцип экологической и экономической целесообразности использования эксплуатируемых плоских крыш позволяет выявить долгосрочный экономический эффект при применении зеленых крыш, их положительное влияние на улучшение экологической обстановки в доме и окружающей застройке. Озеленение крыш здания имеет экологические и экономические достоинства, так как позволяет: защитить кровельное покрытие от разрушения под воздействием ультрафиолетовых лучей, механических повреждений и продлить эксплуатацию кровли в 2 раза; ассимилировать пыль и вредные вещества из воздуха; вырабатывать дополнительный кислород; снижать расходы на кондиционирование летом и отопление зимой; понижать уровень шума в верхних этажах здания; повышать эстетическую привлекательность отдельных фрагментов здания или сооруже-

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

ния в целом [7]. Введение зелени в искусственно созданный архитектурный объект тесно связано с принципом экологической компенсации, который предусматривает восстановление компонентов природного ландшафта, утраченного в результате строительства [3]. Большой объем грунта и растений потребовали разработки специальных усиленных строительных конструкций [4]. Крупные контейнеры, зеленые горки и т.д. располагаются над несущими конструкциями здания, а бетонные декоративные стенки ориентированы поперек панелей перекрытий, распределяя нагрузку от них на несколько плит. Конструкцию разрабатывал инженер Петер Пеликан [2].

Принцип визуальной информации в планировочной структуре дома мастер подчинил своим эстетическим взглядам, придавая фасадам оправданную информативную цветовую гамму. По утверждению автора дома, внешний вид здания формируется на основе внутреннего его содержания, которое визуально проявляется на фасаде здания.

Отдельные части здания, выделенные яркими красными, желтыми и синими цветными поверхностями, обозначают разные жилые квартиры [9]. Этим приемом достигнуто восприятие собственной квартиры как части единого пространства, сотканного из различных по цвету «квартир-лоскутов». За серыми фасадными поверхностями находятся общедоступные части здания -комнаты для детских игр, лестничные клетки и коридоры, зимний сад, торговые площади, и террасы-кафе.

Принцип гармонизации личного пространства означает обустройство дома как уютного жилого объема, а не искусственно созданной враждебной среды из типовых ячеек. Разнообразие колонн внутри дома и снаружи; 13 типов оконных проемов, мозаичные композиции, декоративные росписи. Большие площади мест общего пользования, в том числе три террасы под открытым небом.

В 1967 году художник составил манифест «Право на третью кожу». Жилье человека Хундертвассер называл не иначе как его «третьей кожей». И так же, как человек свободен распоряжаться обеими своими первыми кожами - собственным кожным покровом и надетой на него одеждой, - мастер считал весьма желательным дать ему в руки возможность оформить по своим представлениям поверхность этой своей «третьей кожи» [1].

Не всегда функциональное, конструктивное и экономически целесообразное решение соответствует визуальным формам бионической архитектуре здания. Входная группа с холлом без естественного освещения и с неровными полами вызывает трудности для передвижения детей, пенсионеров и инвалидов.

Криволинейные и разных размеров ступени на лестницах, «холмистые» полы в коридорах общего пользования создают непростую ситуацию для обитателей дома. При существующей планировке квартир с округленными углами комнат создаются сложности при расстановке мебели.

В этом здании, как и во многих последующих объектах, мастер пытался уйти от геометрической архитектуры, но на практике многие фасады его построек обрамлены жесткими темными контурами. Деление фасада на прямоугольники создает впечатление панельного дома несмотря на то, что он выполнен из кирпича и дерева.

Определение «архитектура - это художественное осмысление конструкций в пространстве» в меньшей степени можно применить в данном случае.

Идея «многоэтажного вертикального леса» активно внедряется в международную архитектурную практику. В Милане построены две башни (автор - итальянский архитектор Стефано Биери), где на террасах, лоджиях и балконах высажены около 4 сотен деревьев и кустарников. Также в Китае запроектированы две высотные башни с высадкой на фасадах около 2000 деревьев [5]. Дома с переменной этажностью стали нормой в проектировании. Появились здания с криволинейными стенами и кровлями, активно внедряется в практику строительства горизонтальное и вертикальное озеленение, уходят в прошлое скучные однообразные типовые дома, узаконены права собственника на переустройство и перепланировку квартиры, и значительно усложнилась за счет многообразия цветовая палитра городов.

Литература

1. Авдеева Д.Д. «Рай погублен прямой линией» или влияние стиля и концепций искусства Фриденсрайха Хундертвассера на современную архитектуру и дизайн// Сборник: Всероссийская научно - практическая конференция «ДИСК - 2017» Всероссийский форум молодых исследователей «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века» - М. МГУДТ, 2017 - С.13-17

2. Губайдуллина А.И., Ермошина Л.Ю. Конструктивные особенности «Зеленых крыш»//Сборник трудов конференции «Будущее науки - 2017» - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2017.- С . 62-67

3. Далинчук В.С., Власенко Д.А., Старцев С.А. Проектирование зеленых кровель // Инновационное развитие

- Пермь: ИП СигитовТ.М.- № 4(9) С. 12 - 18

4. Истомин Б.С., Туркина Е.А. Архитектурный потенциал пространства крыш многоэтажных жилых зданий // Жилищное строительство. - 2013. - №10. - С. 28-32.

5. Киреева Т.В. «Вертикальный лес» - инновационный фасад Милана // Ландшафтная архитектура и дизайн архитектурной среды. Материалы XIII Научно-практической конференции. Сборник трудов. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно -строительный университет - 2017. - С 32 - 39

6. Кузнецова Г.Н. О человеке и человеческом в творческой концепции Фриденсрайха Хундертвассера (1928

- 2000) // Дом Бурганова. Пространство культуры -2015.- №4 - С.40 - 49

7. Кузнецова Л.Ю. Приемы озеленения зданий и сооружений // Наука сегодня. Предложения. Сборник научных докладов. - Sp. Z. O. O. «Diamond trading tour» (Варшава) - 2014 - с.22 - 23

8. Макулов В.В., Квартальнов С.В. Эксплуатируемая кровля // EUROPEAN SCIENCE - Олимп (Иваново)

- 2016 - № 12(22) - 94 - 95 стр.

9. Поляков В.Б. «Живописная» архитектура Фриденсрайха Хундертвассера // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХи материалы международной научно - практической конференции. Сборник статей. - М.: МАРХи (Государственная академия) - 2014 - С. 125 - 126

10. Тетиор А.Н. Нулевой экологичный жилой дом // Жилищное строительство. - 2010. - №9. - С. 43 - 45.

A dialogue of nature and architecture is in project Hundertwasser - Krawina house

Turkina E.A.

Peoples' Friendship University of Russia

The article describes Hundertwasser's principles of creating architectural objects, its aesthetic, social and philosophical views. As a result of the analysis of the volume-planning structure of the house, its interrelation with the surrounding natural landscape, the basic principles of shaping the architectural space of the building are formed: the principle of integrating architecture into nature, compositional significance of the object, creation of an integrated green space, horizontal and vertical zoning of plants, environmental and economic feasibility of operating roofs, environmental compensation, harmonization of personal space. Factors influencing the adaptation of an artificially created object into the natural environment have been identified. An assessment is given of the ambiguous and contradictory artistic pursuits of the artist. The search for new progressive solutions in construction and design is shown, taking into account the increase in the comfort of residents living in the house. The role of the master in modern architecture and its influence on the architectural practice of modern architects are singled out.

Keywords: Hundertwasser, exploited roofing, «green architecture», architectural harmony, «third skin»

References

1. Avdeeva D.D. "Raj pogublen prijamoj liniej ili vliyanie stilya koncepcij iskusstva Fridensrajha HundertWassera na sovremennuyu arhitecturu [Paradise ruined by straight line or the influence of the style and concept of Fridensreich -Hundertwasser art on modern architecture and design] (All Russian scientific and practical conference "DISC - 2017) Moscow, 2017,13 - 17 pp.

2. Gubajdulina, Ermoshina konstruktivnye osobennosti "Zelenyh krysh" [ Design features of "green roofs"] ( Conference proceedings ) Kursk, University book, 2017, 62 - 67 pp.

3. Dalinchuk V.S., Vlasenko D.A., Starcev C.A. Proectirovanie zelenyh krovel [design of green roofs] (Innovative development) Perm: Sigitov - № 4 (9),12 - 18 pp.

4. Istomin B.S, Turkina E.A Arhitecturnyj potencial prostranstva krysh mnogoetazhnyh zhilyh zdanij [ Architectural potential of the roof space of multi - storey residential buildings] (Housing construction) Moscow, 2013 - №10,28 - 32 pp.

5. Kireeva T.V. Verticalnyj les - innvacionnyj facad Milana [ Vertical forest - an innovative fasade of Milan] (Landscape architecture and architectural environment design. Scientific -practical conference proceeding) Nizhny Novgorod: university of architecture and construction - 2017, 32 - 39 pp.

6. Kuznecova G.N. O cheloveke I chelovechechkom v tvorcheskoy koncepcii fridensrajha Hundertvassera [ About men and the human human in the creative conceptions ofFridensreich Hundertwasser] (Burganov house. Space of culture) Moscow, Burganov - center, 2015 - № 4, 40 - 49 pp.

7. Kuznecova L.Y. Priemy ozelenenija zdanij i sooruzhenij [ Methods of landscaping of buildings and structures] ( Science today. Proposals. Scientific reports) Warsaw, 2014, 22 - 23 pp.

8. Makulov V.V., Kvartalnov S.V. Ehkspluatiruemaya krovlya [ operated roof] ( EVROPEAN SCIENCE) Ivanovo: Olimp, 2016, № 12(22), 94 - 95 pp.

9. Polyakov V.B. "Zhivopisnaya" arhitektura Fridensrajha Hundertvassera ["The picturesque" architecture of Fridensreich Hundertwasser] (MARCHI scientific conference abstracts) Moscow, 2014, 125 - 126 pp.

10. Tetior A.N. Nulevoj ehkologichnyj zhiloj dom [ Zero eco - friendly house ] (Housing construction) Moscow, 2010, № 9, 43 - 45 pp.

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.