Научная статья на тему 'Современный школьный учебник: проблема адаптации к образовательным возможностям учащихся инклюзивных школ'

Современный школьный учебник: проблема адаптации к образовательным возможностям учащихся инклюзивных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулекина Ю.А., Бородина М.А., Качалкин А.А.

В представленном материале отражен актуальный подход к пониманию современного учебника как учебного ресурса, а также средства обучения, воспитания и развития младших школьников с разными образовательными возможностями. В фокусе изучения учебник по русскому языку, одному из базовых учебных предметов программы начального общего образования. Чтение учебника по русскому языку авторы относят к особому виду чтения, требующему от учащихся специальной готовности к чтению различных видов текстов, входящих в ткань учебника. В статье раскрыта проблематика, отражающая необходимость адаптации современного учебника по русскому языку к образовательным возможностям учащихся начальных классов инклюзивной школы. Показаны разные варианты такой адаптации, которые реализуются посредством модернизации содержательно-методической платформы учебника в рамках привычного учебного процесса, расширения возможностей использования учебника в сетке дополнительного школьного образования, а также моделирования специальной методической помощи учителю по русскому языку и литературному чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный школьный учебник: проблема адаптации к образовательным возможностям учащихся инклюзивных школ»

Современный школьный учебник: проблема адаптации к образовательным возможностям учащихся инклюзивных школ

Шулекина Юлия Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет, rameja@rambler.ru

Бородина Мария Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков Российский университет дружбы народов, kokocinel@mail.ru

Качалкин Анатолий Анатольевич,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов, kananatol@yandex.ru

В представленном материале отражен актуальный подход к пониманию современного учебника как учебного ресурса, а также средства обучения, воспитания и развития младших школьников с разными образовательными возможностями. В фокусе изучения - учебник по русскому языку, одному из базовых учебных предметов программы начального общего образования. Чтение учебника по русскому языку авторы относят к особому виду чтения, требующему от учащихся специальной готовности к чтению различных видов текстов, входящих в ткань учебника. В статье раскрыта проблематика, отражающая необходимость адаптации современного учебника по русскому языку к образовательным возможностям учащихся начальных классов инклюзивной школы. Показаны разные варианты такой адаптации, которые реализуются посредством модернизации содержательно-методической платформы учебника в рамках привычного учебного процесса, расширения возможностей использования учебника в сетке дополнительного школьного образования, а также моделирования специальной методической помощи учителю по русскому языку и литературному чтению.

Ключевые слова: учебник по русскому языку, поликод, чтение, младшие школьники, инклюзивная школа.

Современный учебник для начальной школы является основным транслятором образовательных тенденций. Но в большей степени - инструментом решения учебных, воспитательных, развивающих задач обучения учащихся.

За последние годы представления об учебнике как учебной книге изменились. В актуальном образовательном пространстве его рассматривают как глобальный поликод [2; 4; 5; 7; 10], в котором разнообразные тексты не просто включены в ткань учебника, но и системно взаимодействуют, то есть выполняют свои функции для единой цели обучения, воспитания и развития учащегося. Это позволяет разработчикам учебника моделировать его в качестве средства обучения [1; 3; 7; 8] - с помощью него дети учатся не механически извлекать информацию, а целенаправленно ее отбирать, перерабатывать и применять полученные знания. Поэтому чтение учебника специфично по своей природе. Во многом оно отличается от чтения в традиционном понимании: имеет преимущественно нелинейный характер, подразумевает включение разных стратегий и режимов обработки информации, базируется на интуитивном маршрути-ровании по материалу и в целом рассматривается как интегральное умение в рамках учебной деятельности [10]. Психологической основой такого чтения являются поисковые и ориентировочные автоматизмы расшифровки разнообразных текстов, составляющих ткань единого текста учебника.

Одним из факторов успешного освоения учащимися учебной деятельности, особенно на начальных этапах школьного обучения, является умение самостоятельно работать с учебником, правильно читать его. Но, как известно, современные младшие школьники испытывают разнообразные трудности в чтении учебника, что подтверждается междисциплинарными исследованиями [6; 9; 10; 11].

В силу тех или иных причин нельзя говорить о том, что школьный учебник полноценно решает задачи начального общего образования детей. Одной из таких причин выступает мозаичный контингент учащихся современных общеобразовательных школ, большинство из которых являются инклюзивными по сути: совместно обучаются дети

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01 г

с разными образовательными возможностями и разными образовательными потребностями. Поэтому в ситуации современной инклюзии им требуется такой учебник по русскому языку, который будет удовлетворять их образовательные потребности и, в то же время, решать универсальные образовательные задачи.

Как можно оптимизировать сложившуюся ситуацию?

Во-первых, выбрать путь модернизации существующих учебников. Однако любая модернизация, особенно в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ), должна быть тщательно подготовлена. Моделирование учебника нового поколения для инклюзивных школ регламентируется корпусом образовательных исследований в вопросах обучения детей с ОВЗ, что позволяет сделать учебник технологичным, а значит доступным одновременно для разных категорий обучающихся. Результатом такой модернизации становится модель учебника по русскому языку, характеризующаяся высокой синкретичностью, а именно отвечает традициям специального образования и учитывает образовательные возможности и потребности разных категорий учащихся (с ОВЗ и нормально развивающихся).

Во-вторых, оснастить существующие учебники дополнительными методическими ресурсами. Когда дети с разными образовательными возможностями обучаются в инклюзивном классе, ориентиром в минимальном и достаточном материале, обязательном для усвоения всеми учащимися, для них служит программа начального общего образования. В зависимости от степени нарушения учащимся предлагается два варианта адаптированных основных образовательных программ, в рамках которых они могут осваивать материал как синхронно с нормально развивающимися сверстниками, так и в относительно пролонгированные сроки.

Если учащийся с ОВЗ успешен в усвоении программы начального общего образования (уровень его учебных компетенций соответствует стандарту), по желанию он может расширять свой учебный опыт, работая с дополнительными дидактическими ресурсами (различного рода решебники, дидактические тетради развивающего плана, учебные пособия, интерактивные программы и т.д.), содержащими дополнительный к основной программе учебный материал. Этот не обязательный к проработке всеми детьми материал может частично или полностью заимствоваться из учебника, где он маркируется наряду с основным материалом. Его выведение за пределы основного учебного процесса позволит заметно разгрузить учебник.

Дополнительное образование открывает широкие возможности использования таких методических средств. Кроме того, на проработку необходимой информации, ее закрепление и усвоение отводится несравнимо больше времени, чем на уроке/занятии. Более того, вариативность выбора дополнительного материала здесь настолько до-

ступна, что позволяет с большей эффективностью удовлетворять особые образовательные потребности конкретного учащегося с тем или иным вариантом ОВЗ. Формой реализации учебных задач могут стать дополнительные вариативные курсы занятий со школьным психологом и логопедом, которые предлагается внедрять в школьное расписание (обучение второй половины дня).

В-третьих, моделировать методическую помощь современному учителю по русскому языку и литературному чтению.

Проблема современных педагогических кадров заключается сейчас в недостатке компетентных педагогов, учитывающих требования современной образовательной системы. Являясь полноценным участником образовательных отношений, учитель в определенной мере ответственен за результаты обучения младших школьников, но данную ответственность нужно рассматривать, прежде всего, сквозь призму его профессионального развития и саморазвития. Эффективный и востребованный учитель - это профессионально грамотный специалист.

Профессиональная грамотность для педагога сегодня значит выход за пределы узкой педагогической компетентности в сторону междисциплинарного диалога. Так, востребованность и ценность современного учителя определяется тем, насколько широк его междисциплинарный кругозор и насколько вариативно он может использовать его в своей профессиональной деятельности, тем самым укрепляя активную позицию «строителя» образовательных отношений. В соответствии с новыми стандартами образования в систему образовательных отношений включены педагогические кадры школы, обучающиеся и их родители. Таким образом, рассматривая обучающегося с ОВЗ центральной фигурой в системе образовательных отношений, необходимо опираться на личность ребенка для включения его в социокультурную среду.

Современная компетентностная модель профессиональной подготовки педагогов обширна. Во многом она связана с идеей инклюзии, которая предполагает совместное обучение разных категорий детей (среди школьников могут быть дети как с нормальным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья). Таким образом, в новых образовательных реалиях к педагогам предъявляются высокие требования по моделированию и оснащению образовательной среды, доступной для разных категорий обучающихся. Например, учитель обучается логопедическим технологиям преодоления нарушений чтения и письма у учащихся для интеграции их в программу начального общего образования. Такая необходимость вызвана неоднородностью проявлений дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы и невозможностью соотнесения их ошибок с каким-либо видом нарушения чтения и письма по общепринятым классификациям. С одной стороны, он адаптирует коррекционно-логопедическую работу к индивидуальным образовательным потреб-

ностям детей со специфическими трудностями чтения и письма с учётом мозаичности проявлений нарушения, с другой - оптимизирует учебную деятельность младших школьников средствами логопедии (предполагает сочетание направлений кор-рекционной работы и тематических блоков программы). Подобный опыт реализации логопедических технологий [9] может быть распространен на учебные программы как по русскому языку, так и другим предметам, связанным с чтением.

Литература

1. Андреева В.А. Особенности системы иллюстрирования в дизайн-концепции школьного учебника // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. № 1 (3). С. 75-82.

2. Ариас А.-М. Поликодовый текст: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. - 126 с.

3. Борисенко Н.А. Функции текстовых заданий в школьном учебнике (диахронический и синхронический аспекты) / Н.А. Борисенко // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: кол. монография.

- М., 2016. С. 216-221.

4. Габидуллина А.Р. Педагогическая лингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Горловка: ГГПИИЯ, 2011. - 195 с.

5. Даниэльян Я.В. Современные концепции школьного учебника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Вып. 39. С. 278-281.

6. Кожалиева Ч.Б., Шулекина Ю.А., Киреева И.П. Образовательные возможности как платформа образовательной инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 335-345.

7. Матвеева Е.И. Этапы создания программы и учебников по литературному чтению (из опыта работы 2000-х г.г.) // Проблемы современного образования. 2014. № 6. С. 201-218.

8. Поздеева С.И. Иллюстративный материал школьного учебника как средство визуализации и коммуникации // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical review. 2016. № 4 (14). С. 27-32.

9. Саетова С.А. Интеграция логопедических технологий выявления и преодоления дисграфии в программу обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Магистерская дисс.

- М.: МГПУ, 2017.

10. Современные технологии работы с учебником в инклюзивном образовании. Учебно-методическое пособие - М.: МГПУ. 2018. - 100 с.

11. Шулекина Ю.А. Современные тенденции модернизации учебного текста в условиях инклюзивного образования // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2014. № 2 (12). С. 32-42.

Modern school textbook: the problem of adaptation to the educational opportunities of inclusive schools students Shulekina Ju.A., Borodina M.A., Kachalkin A.A.

Moscow City University, Peoples' Friendship University of Russia The presented material reflects the actual approach to understanding the modern textbook as an educational resource, as well as the means of training, education and development of younger students with different learning possibilities. A textbook on the Russian language, one of the basic subjects of the primary general education program, is in the focus of the study. The authors refer reading a textbook on the Russian language to a special kind of reading, requiring students special readiness. The paper reveals the problems reflecting the need to adapt the modern textbook on the Russian language to the educational opportunities of primary school students of an inclusive school. Different variants of such adaptation are shown. It can be realized by means of modernization of the content-methodical platform of the textbook within habitual educational process, expansion of opportunities of use of the textbook in a system of additional school education, and also modeling of the special methodical help to the Russian language teacher and teacher on literary reading. Key words: a textbook on the Russian language, polycode, reading,

primary school students, inclusive school. References

1. Andreeva V.A. Features of the illustration system in the design

concept of a school textbook. Text. Book. Book publishing. 2013. № 1 (3). Pp. 75-82.

2. Arias A.-M. Polycode text: theoretical and applied aspects: study

guide. - SPb .: Publishing House of the St. Petersburg University of Management and Economics, 2015. - 126 p.

3. Borisenko N.A. Functions of text tasks in a school textbook (diachronic and synchronic aspects) / N.A. Borisenko // Actual problems of teaching Russian and Russian as a foreign language: stake. monograph. - M., 2016. P. 216-221.

4. Gabidullina A.R. Pedagogical linguistics: a manual for students of

higher educational institutions. - Gorlovka: GGPII, 2011. - 195 p.

5. Danielian Y.V. Modern concepts of a school textbook // News of

the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen 2007. Vol. 39. p. 278-281.

6. Kozhalieva Ch.B., Shulekina Yu.A., Kireeva I.P. Educational opportunities as a platform for educational inclusion // Problems of modern pedagogical education. 2016. No. 52-3. Pp. 335-345.

7. Matveeva E.I. Stages of creating a program and textbooks on

literary reading (from the experience of the 2000s) // Problems of modern education. 2014. No. 6. P. 201-218.

8. Pozdeeva S.I. Illustrative material of the school textbook as a

means of visualization and communication // Scientific and pedagogical review. Pedagogical review. 2016. № 4 (14). Pp. 27-32.

9. Saetova S.A. The integration of speech therapy technologies to

identify and overcome dysgraphia in the curriculum of primary school students. Master of Diss. - M .: MGPU, 2017.

10. Modern technologies of working with a textbook in inclusive education. Teaching guide - M .: MGPU. 2018. - 100 s.

11. Shulekina Yu.A. Modern trends in the modernization of the educational text in an inclusive education // Bulletin of education and science. Pedagogy. Psychology. The medicine. 2014. № 2 (12). Pp. 32-42.

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О DI n А ы о и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.